Пенсионное обеспечение военнослужащих: порядок расчета
Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Пенсионное обеспечение военнослужащих: порядок расчета». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
ВНИМАНИЕ! Из предыдущего текста статьи понятно, что «военная пенсия» выплачивается не только непосредственно военнослужащим, но и служащим силовых структур, структур, занимающихся ликвидацией последствий чрезвычайных ситуаций, охраной преступников и т.д. Поэтому в дальнейшем мы будем использовать слово «военный» и «военнослужащий» общем смысле. Все, что касается военнослужащих Минобороны, в равной степени распространяется на пожарных, спасателей, полицейских, охранников пенитенциарных заведений и остальных служащих из списка.
Сумма военных ежемесячных выплат
Все виды военных пенсий рассчитываются по разным формулам. Прежде, чем мы перейдем к ним, необходимо оговорить один термин. Речь идет о так называемом «понижающем коэффициенте».
Что такое понижающий коэффициент? Некоторое время назад военные пенсии считались исходя из полной суммы денежного довольствия, положенного военнослужащему (эквивалент заработной платы гражданских лиц). По мере повышения «зарплат военным» возник изрядный бюджетный дефицит, и с 2012 года для его ликвидации в соответствии с ФЗ № 309 военные пенсии стали считать с понижающим коэффициентом. То есть, не в размере примерно 50% денежного довольствия, как раньше, а ниже. В 2012 понижающий коэффициент составлял 54%, и с тех пор повышался. На начало 2022 он составил 72,2%.Средний ежегодный прирост коэффициента – 2%, таким образом, планируется, что через 14 лет он достигнет 100%, то есть, самоликвидируется. В 2022 году понижающий коэффициент отменили для всех категорий участников ВОВ. Для прочих военных пенсионеров он еще действует.
Итак, рассмотрим формулы, по которым считается размер военных пенсий.
- Военнослужащие и служащие силовых структур, наряду с обычной для граждан России пенсии по возрасту, имеют право на военную пенсию.
- Военная пенсия назначается за выслугу лет – определенный срок работы в органах, дающих право на получение данной пенсии.
- Пенсионный возраст для военных существенно ниже, чем для других категорий граждан, и может начинаться с 40 лет.
- Военные пенсии выше, чем гражданские
- Право на военные пенсии имеют также граждане, утратившие трудоспособность в период работы в соответствующих структурах (независимо от выслуги лет) и члены семьи служащих, погибших при исполнении своих служебных обязанностей.
- При назначении военных пенсий люди могут столкнуться с различными правовыми сложностями. Если их не удается решить через военкомат, гражданин имеет право обратиться в суд и защитить свои права законным путем. Вы можете в любой момент обратиться к юристам портала Prav.io по данным вопросам.
Пенсии военнослужащим и членам их семей
Прежде всего, следует отметить, что пенсионное обеспечение военнослужащих осуществляется на основании двух законов в зависимости от вида военной службы. Военнослужащим по контракту пенсии назначаются по Закону РФ от 12.02.1993 г. «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей», а военнослужащим по призыву – по ФЗ от 15.12.2001 г. Во втором случае речь идет только о пенсиях по инвалидности и по случаю потери кормильца, которые и рассматриваются в данной теме.
Порядок оформления пенсии военнослужащего
Пенсии по этому принципу оформляются нескольким категориям силовиков – и в каждом случае нужно обращаться в то ведомство, в котором человек служил (то есть, в Минобороны, МЧС, МВД). Если он собирает и подает документы самостоятельно после увольнения, то сделать это нужно в первые 3 месяца после того, как пришел приказ.
Сделать это нужно по следующему алгоритму:
- написать рапорт на увольнение и передать его непосредственному начальнику, дождаться приказа об увольнении;
- явиться в военкомат, получить денежный аттестат;
- обратиться в ПФР с заявлением о выдаче справки об отсутствии других пенсий;
- предоставить пакет документов.
Правовые основы пенсионного обеспечения военнослужащих
Основным нормативным документом, устанавливающим основы военно-социальной политики, является Федеральный закон (далее — Закон) от 03 июля 2016 года № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих». Согласно статье 3 Закона, он устанавливает единую систему правовой и социальной защиты, а также материального и иных видов обеспечения военнослужащих с учетом занимаемых воинских должностей, присвоенных воинских званий, общей продолжительности военной службы, в том числе в льготном исчислении, выполняемых задач, условий и порядка прохождения ими военной службы. Правовая защита военнослужащих и членов их семей является задачей государства, которое закрепляет права, компенсации и социальные гарантии и другие меры их социальной защиты в законах и иных нормативных правовых актах, а также правовой механизм их реализации.
Период военной службы на контрактной основе засчитывается в общий период трудовой деятельности граждан и включается в период государственной службы государственных служащих и в период работы по специальности из расчета один день военной службы за один день работы. Период прохождения военной службы, в том числе в отношении офицеров, призванных на военную службу в соответствии с указом Президента Российской Федерации, засчитывается как один день военной службы за два дня работы.
Время нахождения военнослужащих на должностях с повышенной опасностью для здоровья и жизни граждан засчитывается в специальный стаж при назначении пенсии по старости в связи с особыми условиями труда или пенсии за выслугу лет, если указанные должности включены в соответствующие списки, утвержденные Правительством Российской Федерации.
Для военнослужащих, проходящих военную службу в районах Крайнего Севера, приравненных к ним местностях и других местностях с неблагоприятными климатическими и экологическими условиями, в том числе в отдаленных районах или за пределами территории Российской Федерации. Как и на воинских должностях, связанных с повышенным риском для жизни и здоровья гражданина, федеральными законами устанавливаются дополнительные социальные гарантии и компенсации.
Основным нормативно-правовым актом, регулирующим вопросы пенсионного обеспечения военнослужащих, является Закон Российской Федерации «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, органах и учреждениях уголовно-исполнительной системы, и их семей».
Условия, нормы и порядок назначения пенсий, установленные указанным законом, распространяются на следующие категории военнослужащих:
1) лица, прошедшие военную службу в Вооруженных Силах Российской Федерации и Объединенных Вооруженных Силах Содружества Независимых Государств, Федеральной пограничной службе Российской Федерации в качестве офицеров, сержантов и мичманов, солдат, матросов, сержантов и офицеров по контракту внутренних и железнодорожных войск, федеральные агентства связи и информации, войска гражданской обороны, органы федеральной службы безопасности и пограничные войска, службы внешней разведки и другие воинские формирования, созданные в соответствии с законодательством Российской Федерации.
2) офицеры, кандидаты в офицеры и прапорщики, проходившие службу в вооруженных силах, войсках и органах Комитета государственной безопасности, внутренних и железнодорожных войсках и других воинских формированиях бывшего Советского Союза.
3) проживающие на территории Российской Федерации лица, проходившие службу в качестве офицеров, мичманов, штаб-офицеров и рядовых срочной службы или по контракту в качестве солдат, сержантов, матросов и сержантов в вооруженных силах, органах безопасности и других воинских формированиях других государств — участников Содружества Независимых Государств и государств, не являющихся участниками Содружества Независимых Государств, с которыми Российская Федерация или бывший Союз Независимых Государств состоит в отношениях принадлежности.
Понятие пенсии за выслугу лет
Под пенсией в связи с юбилеем понимается пенсия, назначаемая на основании соответствующих многолетних и особых заслуг, независимо от возраста и фактического состояния трудоспособности. В случае назначения пенсии по старости лицам, застрахованным в течение многих лет, этот стаж часто называют «стаж работы», «выслуга лет» и т.д. , «стаж» и т.д. Таким образом, пенсия по выслуге лет — это всегда «выслуга лет», как и пенсия по старости, но без возрастного ценза. Иногда ее также называют пенсией за выслугу лет, которая устанавливается при наличии специального звания (выслуги лет) и достижении гражданином определенного возраста. В то же время в некоторых случаях пенсией по старости называют пенсию, для обоснования которой необходим длительный, специальный профессиональный стаж. Можно сделать вывод, что законодатель не всегда придерживается четкого разграничения между этими двумя видами пенсий.
Долгосрочные пенсии вводятся не для всех работающих, а только для определенных категорий граждан. Они были введены в разное время, некоторые даже задолго до пенсионной реформы 1956 г. Пенсии для работников образования, летчиков, медицинского персонала, военнослужащих были введены на рубеже 1930-х годов, до того, как пенсии по старости были введены для всех наемных работников. Такие пенсии сохранились в российском пенсионном законодательстве, и в последнее время сфера их применения значительно расширилась. Основная причина — желание властей компенсировать очевидное ухудшение общей пенсионной системы в последние годы и создать привилегированные пенсионные схемы для определенных категорий работников.
Конституция Российской Федерации 1993 года не содержит обоснования введения юбилейных пенсий. В предыдущей Конституции его тоже не было. Теоретически введение трудовых пенсий объясняется в основном спецификой определенных видов деятельности, сервиса. После длительного периода напряженной и ответственной работы не всегда возможно и целесообразно продолжать ее по разным причинам, таким как некоторые нормальные возрастные изменения, эмоциональные и психологические перегрузки, накопленные за многие годы, и т.д. Цель юбилейных пенсий — избавить этих людей от необходимости продолжать работу на прежнем месте, чтобы в определенной степени компенсировать потерю заработка в связи с переходом на другую, обычно менее оплачиваемую, работу или полным прекращением трудовой деятельности. Пенсии за выслугу лет характерны для военнослужащих аэрокосмической отрасли, сотрудников различных правоохранительных органов и некоторых работников транспорта (машинистов локомотивов, а также судоводителей).
В Российской Федерации для некоторых категорий работников (например, военнослужащих, сотрудников правоохранительных органов, работников гражданской авиации и т.д.) основным видом пенсии является пенсия за выслугу лет, а не пенсия по старости. Размеры пенсий за выслугу лет выше, чем пенсий по старости. Для других граждан получение пенсии за выслугу лет не исключает дальнейшего перехода на более высокую пенсию по старости (педагоги, артисты, работники здравоохранения и т.д.).
Как правило, пенсия за выслугу лет назначается за весь период работы. Поэтому, если нет полного установленного законом стажа, пенсия по выслуге лет не назначается. Однако из этого правила есть исключения.
Продолжительность специального стажа (выслуги лет), дающего право на пенсию за выслугу лет, в некоторых случаях различна для женщин и мужчин, а в некоторых случаях одинакова.
-
Закон РФ от 12.02.1993 N 4468-1 (ред. от 28.12.2013) «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей»
2. Закон РФ от 21.01.1993 N 4328-1 (ред. от 02.07.2013) «О дополнительных гарантиях и компенсациях военнослужащим, проходящим военную службу на территориях государств Закавказья, Прибалтики и Республики Таджикистан, а также выполняющим задачи в условиях чрезвычайного положения и при вооруженных конфликтах»
3. Федеральный закон от 17.12.2001 N 173-ФЗ (ред. от 28.12.2013) «О трудовых пенсиях в Российской Федерации»
4. Федеральный закон от 27.05.1998 N 76-ФЗ (ред. от 28.12.2013) «О статусе военнослужащих»
5. Федеральный закон от 15.12.2001 N 166-ФЗ (ред. от 02.07.2013) «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации»
6. Федеральный закон от 28.12.2013 N 400-ФЗ «О страховых пенсиях»
Федеральный закон от 07.11.2011 N 306-ФЗ (ред. от 02.07.2013, с изм. от 02.12.2013) «О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат»
7. Постановление Правительства РФ от 22.09.1993 N 941 (ред. от 11.02.2013) «О порядке исчисления выслуги лет, назначения и выплаты пенсий, компенсаций и пособий лицам, проходившим военную службу в качестве офицеров, прапорщиков, мичманов и военнослужащих сверхсрочной службы или по контракту в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин либо службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семьям в Российской Федерации»
8. Постановление Правительства РФ от 24.07.2002 N 555 (ред. от 25.03.2013) «Об утверждении Правил подсчета и подтверждения страхового стажа для установления трудовых пенсий» Постановление Минтруда РФ N 16, ПФ РФ N 19па от 27.02.2002 (ред. от 12.03.2010) «Об утверждении Перечня документов, необходимых для установления трудовой пенсии и пенсии по государственному пенсионному обеспечению в соответствии с Федеральными законами «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» и «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» (Зарегистрировано в Минюсте РФ 31.05.2002 N 3488) Приказ Минобороны РФ от 31.07.1996 N 284 (ред. от 13.01.2008) «О льготном исчислении выслуги лет для назначения пенсии отдельным категориям военнослужащих» (Зарегистрировано в Минюсте РФ 27.07.1998 N 1571).
9. Приказ МВД РФ от 27.05.2005 N 418 (ред. от 04.04.2011) «Об утверждении Инструкции об организации работы по пенсионному обеспечению в системе Министерства внутренних дел Российской Федерации» (Зарегистрировано в Минюсте РФ 11.07.2005 N 6782).
10. Приказ Минздравсоцразвития РФ от 20.11.2009 N 918н «Об утверждении Порядка обмена информацией между Пенсионным фондом Российской Федерации и уполномоченными органами федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих пенсионное обеспечение в соответствии с Законом Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. N 4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей» в целях установления социальной доплаты к пенсии» (Зарегистрировано в Минюсте РФ 25.12.2009 N 15827);
11. О некоторых вопросах, связанных с назначением лицам, проходившим военную службу, пенсии за выслугу лет (Ефремов А.В.) («Право в Вооруженных Силах», 2013, N 8);
12. Правовые позиции Конституционного Суда Российской Федерации по вопросам пенсионного обеспечения лиц, проходивших военную службу (Антипьева Н.В.) («Право в Вооруженных Силах», 2012, N 8);
13. «Ваша пенсия в Ваших руках: как ориентироваться в пенсионной системе, как позаботиться о собственной пенсии, рассчитать и увеличить ее» (выпуск 10) (Маслова Т.А.) («Библиотечка «Российской газеты», 2012) «Комментарий к Федеральному закону от 7 ноября 2011 г. N 306-ФЗ «О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат» (постатейный) (Петров М.И.) («Деловой двор», 2012) О праве членов семьи умершего лица, проходившего военную службу, на получение пенсии по случаю потери кормильца с учетом районного коэффициента (по материалам судебной практики) (Ефремов А.В.) («Право в Вооруженных Силах», 2012, N 12).
14. Буянова, М. О. Право социального обеспечениия / М.О. Буянова, С.И. Кобзева, З.А. Кондратьева. — М.: КноРус, 2004. — 381 с. 15. Буянова М.О., Кобзева С.И., Кондратьева З. А., Миронов В.К., Толкунова В.Н. Право социального обеспечения: Учебник
16. Право социального обеспечения Росси: Учебник/ Буянова М.О.; под ред К.Н.Гусова-М.:ТК ВЕЛБИ, Проспект, 2004 г., С.225.
17. Право социального обеспечения России: Учебник./ Захаров М.Л. М.;БЕК, 2002 г.
18. Захаров М.Л., Тучкова Э.Г. Право социального обеспечения России: Учебник. — 3-е изд., перераб. и доп. — [Текст] // М.: Волтерс. Клувер, 2004. — 608 с.
19. Право социального обеспечения. Учебник / Под ред. К.Н. Гусова. — М: Проспект, 2011 г. — 283 с.
20. Мачульская Е.Е., Горбачева Ж. А. Право социального обеспечения: Учебное пособие. М., 2012 г.
21. Никонов, Д. А. Право социального обеспечения/ Д.А. Никонов, под ред. А.В. Стремоухова. — М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2004 г. — 223 с. 22. Романова, Е. В. Право социального обеспечения/ Е. В. Романова. — СПб. [и др.]: Питер, 2005г.-206с.
23. Сулейманова, Г.В. Право социального обеспечения/ Г.В. Сулейманова.- Ростов н/Д: Феникс, 2003 г.- 502 с.
24.Сулейманова Г.В. Право социального обеспечения: учебник для вузов / Г. В. Сулейманова. — Изд. 2-е, перераб. и доп. — Москва: Дашков и К, 2007 г.- 462 с.
25. Удалова А. В. Право социального обеспечения: учебное пособие / ��. В. Удалова. — 3-е изд., стер. — Москва: Омега — Л, 2008 г. — 189с.
26. Пенсионная реформа в России. М.; Р. Валент, 2002 г.
27. Льготы, гарантии и компенсации для военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей / Гаврилов В.О. — С.-Пб.: Питер, 2011. — 464 c.
28. Юридический справочник военнослужащего-контрактника (для солдат, матросов, сержантов и старшин, проходящих военную службу по контракту) / Корякин В.М. — М.: За права военнослужащих, 2013. — 400 c.
Нововведения в законе
Основным законодательным нормативом, который регламентирует начисление военной пенсии, является Закон №4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, и их семей». Работает этот закон с 1993 года.
Нововведения коснулись статьи 13 этого норматива. Чтобы получить военную пенсию гражданину необходимо:
- Уволиться со службы после достижения 45-летнего возраста.
- Рабочий стаж в армии и перечисленных отраслях должен быть не менее 25 лет.
- В случае достижения предельного для службы возраста пенсия может быть назначена при наличии 12,5 летнего профильного стажа в календарных годах.
Для справки! В военный стаж входит не только служба в ВС, но и в других формированиях, обозначенных в законе. Он формируется с учётом всех использованных или компенсированных отпусков.
Новый закон о пенсиях с января 2021 года: коротко обо всем
Изменения не затронули трудовой стаж преподавателей и медработников. В зависимости от сферы деятельности гражданам этих профессий необходимо отработать, как и прежде, от 25 до 30 лет. Однако возраст выхода на пенсию будет увеличен на 5 лет. Установление нового возрастного ценза пройдет так же с применением переходного периода.
- россияне уже вышедшие на пенсию;
- работники, занятые на работах с тяжелыми и вредными условиями, если работодатель исправно отчислял взносы в казну (шахтеры, сотрудники горячих цехов);
- занятые в горных работах, на рудниках;
- спасатели-профессионалы;
- женщины, трудящиеся на тяжелых работах (текстильная промышленность, лесозаготовки);
- пострадавшие от аварии на ЧАЭС;
- летчики-испытатели.
Скачать закон о пенсионном обеспечении военнослужащих
Пенсионное обеспечение военнослужащих — часть системы обязательного государственного обеспечения федеральных государственных работников, героев советского союза, а также других военнослужащих. Настоящий Федеральный закон, в соответствии с Конституцией РФ, регламентирует условия, нормы и порядок начисления пенсионных выплат сотрудникам вооруженных сил РФ, лицам начальствующего и рядового состава органов внутренних дел, представителей государственной безопасности и их семей.
ФЗ №4468-1 распространяется также на бывших военнослужащих ОВД, МВД и КГБ.
Это важно знать: ФЗ 400 «О страховых пенсиях»: редакция 2021 года
Лица, которым начисляется выслуга
В отношении военнослужащих действует Федеральный закон №4468-1 от 1993 года «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу…».
Использовать выслугу могут лица, имеющие звание офицеров, прапорщиков, мичманов. Также это касается и тех, кто является контрактником, сотрудников силовых органов. Из их числа исключены работники прокуратуры и суда, так как в отношении них действует отдельная система обеспечения пенсионными выплатами.
Минимальная выслуга лет для пенсии военнослужащих составляет 20 лет. Когда с гражданином расторгнуты трудовые отношения потому, что достигнута максимальная возрастная категория, которая равна 45 годам, расчет пособий производится по смешанному типу. Также это происходит, если основанием увольнения становятся мероприятия штатно-организационной направленности.
Главное условие – общий стаж 25 лет, половина из них приходится на прохождение службы.
При расчете общего количества отработанных лет учитываются все периоды, которые установлены для трудовых пособий.
Рассматриваемая разновидность пенсий предназначена не только для граждан РФ, претендовать на нее могут и иностранцы. В данном случае учитывается то, что такие лица служили в России и руководство стран, где они проживают, не обеспечило их пособиями. К примеру, это граждане Латвии, Эстонии, Литвы.
Как увеличить доход, из которого рассчитывается размер пенсии военнослужащего
В последние годы СМИ все чаще напоминают о необходимости заботиться о будущей пенсии смолоду. И речь идет не только о пенсионных накоплениях. Военнослужащие могут увеличить свой доход, показывая стабильные высокие результаты в боевой и физической подготовке, участвуя в боевых операциях и т.д. Мы приведем 3 основных резерва повышения дохода.
- Выполнить нормативы по своей специальности и добиться присвоения классной категории. Для каждой военной специальности имеется определенный перечень, например, у военных врачей классность определяется по квалификационной категории. В целом надбавки составляют 30% — класс «мастер»; 20% — I класс; 10% — II класс; 5% — III класс.
- Сдать 2 проверки на высший уровень физподготовки. Надбавка по этому критерию значительная – 70% от должностного оклада. Так, для рядового это буде 7 280 рублей, а для старшего офицера – 18 546 рублей.
- Временное исполнение обязанностей по вакантной должности. При наличии свободной вышестоящей должности военнослужащие могут временно занять ее, даже если их звание не соответствует требованиям. В этом случае обязательно требуйте оформления по приказу. Основанием служит УП Президента РФ № 1237 и приказ МО № 200.
Приглашаем читателей поделиться своим опытом увеличения дохода, а, следовательно, и последующих пенсионных выплат.
Просим добавить эту страницу в соц сети (ссылка ниже) и мы опубликуем нормативы физподготовки для увеличения дохода. Просим задавать вопросы в комментариях.
Каков размер военных пенсий
Расчёт производится по особой формуле. Её составляющие:
- Должностной оклад.
- Надбавка за звание.
- Доплата за выслугу лет.
Все параметры суммируются и умножаются на 50%. Если уволенный в запас прослужил более 20 лет, сумма процентов увеличивается: за каждый дополнительный год прибавляется 3%. В периоды индексации пенсия по закону должна увеличиваться на 2%.
В 2021 понижающий коэффициент был установлен 54%. На него умножается в итоге вся полученная сумма. Служба в северных районах прибавляет к общей сумме районный коэффициент.
Факт инвалидности во время участия в боевых операциях подразумевает социальные выплаты с учётом коэффициента и назначенной группы:
- I группа – 280%.
- II группа – 230%.
- III группа – 170%
В среднем пенсия военнослужащего колеблется от 15 до 20 тыс. рублей в месяц. Эта цифра приблизительная, так как в каждом случае расчёт будет индивидуальным в зависимости от условий прохождения службы.
Военная пенсия: особенности назначения и правового регулирования
Особенности правового статуса военных служащих в обществе обуславливаются возложенными на них обязанностями по вооруженной защите государства, которые связаны с необходимостью беспрекословного выполнения поставленных задач в тех или иных условиях, в том числе с риском для их жизни.
На сегодняшний день любое государство нуждается в вооруженной защите, и наше государство тому не исключение. В Российской Федерации такую функцию на себя принимают Вооруженные силы Российской Федерации. Однако, защищают наше государство не только служащие Вооруженных сил, но также и сотрудники внутренних органов, Федеральной службы безопасности, Федеральной службы исполнения наказания, Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации и так далее. Именно относительно сотрудников всех этих структур в данном исследовании будет использоваться термины «военнослужащий», «военные».
Учитывая особую важность функций, которые принимают на себя военнослужащие, государство должно хотя частично компенсировать им и их семьям тот возможный вред, который они могут получить или получают при выполнении своих обязанностей в интересах всего государства и его граждан.
Проблема пенсионного обеспечения военных на сегодняшний день является острым и актуальным вопросом. Это и вызвано особым характером их обязанностей.
Целью исследования является анализ основных особенностей пенсионного обеспечения военнослужащих, их семей, выделить наибольшие проблемы в поставленном вопросе, а также предложить пути решения.
Прежде, чем рассматривать особенности, основания, порядок назначения и другие отличительные черты пенсии для военнослужащих, необходимо дать определение самому понятие «военная пенсия». Так, согласно общепринятому определение, под таковой понимаются выплаты специального характера за особый род деятельности в силовых структурах. Одной из особенностей пенсионной пенсии является возраст, так называемого, пенсионера. Как правило, он значительно ниже общего пенсионного возраста, трудовой пенсии по старости [6].
Наименование этой пенсии уже говорит само за себя. То есть, говоря простым языком, назначение военной пенсии возможно тогда, когда человек нес военную службу. Рассматривая вопрос о субъектах, в праве которых получать военную пенсию, под призмой закона, можно сказать, что такое право принадлежит офицерам, прапорщикам, мичманам военной службы, солдатам, матросам, сержантам, старшинам военной службы по контракту [7, c. 53].
Нести военную службу гражданин Российской Федерации может в Вооруженных силах Российской Федерации, Федеральной службе безопасности, пограничной службе, военной прокуратуре, а также в военных следственных органах иных воинских формированиях. В целом, можно сказать, что количество военных пенсионеров в России остается практически неизменным, чего нельзя сказать о трудовых пенсионерах, количество которых то растет, то снижается. Статистика изменения количества пенсионеров представлена ниже, на рисунке 1.
Резкое снижение количества трудовых пенсионеров в 2022 году, очевидно, связано с проведением пенсионной реформы и повышением уровня пенсионного возраста в Российской Федерации.
Надбавки к военной пенсии по выслуге и по инвалидности
За расчетный размер пенсии при вычислении надбавок ко всем видам военных пенсий принимается минимальная социальная пенсия по старости (по закону «О государственном пенсионном обеспечении»). То есть 100-процентная надбавка равна действующему размеру социальной пенсии по старости, которая с 01.04.2020 равняется 5606,15 руб.
Такая надбавка положена пенсионерам неработающим и соответствующим одному из следующих критериев:
- наличие от 3 иждивенцев, не получающих пенсию;
- достижение возраста 55 лет для женщин или 60 лет для мужчин (для пенсионеров по инвалидности);
- достижение возраста 80 лет (для пенсионеров по выслуге).
При 2 иждивенцах надбавка равна 64%, при 1 — 32%.