Какую ставку налога на прибыль нужно применять к вспомогательным сельхозуслугам

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Какую ставку налога на прибыль нужно применять к вспомогательным сельхозуслугам». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


Патентная система НО относится к спецрежиму, и до сих пор не применялась в сфере КФХ в качестве основной в силу ряда законодательных причин и нюансов применения. В то же время фермеры могли оказывать услуги, не связанные непосредственно с сельским хозяйством, но подпадающие под действие ПСН. Тогда применение этой системы было вполне оправдано в качестве дополнительной.

Изменения, касающиеся страховых взносов, прежде всего обусловлены объединением 1 января 2023 года ФСС и ПФ РФ в единый Фонд пенсионного и социального страхования – Социальный фонд России, СФР (Федеральный закон от 14.07.2022 № 236-ФЗ). Часть 20 его ст. 18 предусматривает, что нормативные акты Пенсионного фонда и ФСС продолжат свое действие до момента издания нового акта СФР в соответствующей сфере.

  1. Вводится процедура беззаявительной регистрации страхователей (в том числе организаций), при которой никакие заявления подавать не нужно. Регистрация будет осуществляться в течение трех рабочих дней на основании данных, которые СФР получит от налогового органа в рамках межведомственного обмена и на основании сданной в фонд отчетности по кадрам (пп. «б» п. 5 Закона № 237-ФЗ[3]).

  2. Организации и предприниматели, которые выплачивают вознаграждения физическим лицам, будут исчислять взносы на обязательное пенсионное, медицинское и социальное страхование, исходя из единой базы по общим тарифам:

    • с выплат, не превышающих единую предельную величину базы, – по тарифу 30%;

    • с выплат, превышающих единую предельную величину базы, – по тарифу 15,1%.

Поквартальная уплата авансов

Платить аванс по налогу на прибыль раз в квартал вправе налогоплательщики, у которых за предыдущие четыре отчётных периода доходы от реализации не превышали в среднем 15 млн рублей за квартал. Платежи производятся не позднее 28 числа месяца, следующего за окончанием квартала. Если этот день попадает на выходной, то срок переносится. Для юридических лиц, попадающих под условия поквартальной уплаты, расчёт производится так:

  • по окончании I квартала исчисляется и уплачивается авансовый платеж — до 28 апреля;
  • по окончании 6 месяцев исчисляется аванс за полугодие, из полученной суммы вычитается то, что было уплачено по итогам первого квартала — до 28 июля.

По окончании 9 месяцев расчёт производится аналогично.

Например, за I квартал компания заработала 100 000 рублей, а за II — 140 000 рублей. Рассчитаем авансовые платежи:

  • аванс за I квартал: 100 000 * 20% = 20 000 рублей;
  • база за полугодие: 100 000 + 140 000 = 240 000 рублей;
  • авансовый платёж за полугодие: 240 000 * 20% = 48 000 рублей;
  • налогоплательщик должен заплатить до 28 июля: 48 000 — 20 000 = 28 000 рублей.

II. Откуда что берется?

Совокупная обязанность формируется и подлежит учету на едином налоговом счете лица на основании поданных налогоплательщиком налоговых деклараций; уведомлений об исчисленных суммах налогов, сборов, авансовых платежей по налогам, страховых взносов, представленных в налоговый орган; сообщений об исчисленных налоговым органом суммах налогов; решений налогового органа по результатам мероприятий налогового контроля; судебных решений; решений налогового органа о предоставлении отсрочки, рассрочки по уплате налогов и т. д.

По большинству налогов предусмотрены авансовые платежи, есть налоги, по которым отсутствует декларирование. Чтобы в таких случаях налоговые органы могли обработать ЕНП и верно его распределить, организации и ИП не позднее 25-го числа месяца, в котором установлен срок уплаты, представляют в налоговый орган уведомление об исчисленных суммах налогов, авансовых платежей по налогам, сборов, страховых взносов. В нем производится «раскадровка» ЕНП по суммам отдельных авансовых платежей по налогам (налогов, страховых взносов) с указанием сроков уплаты, КПП, ОКТМО и КБК (п. 9 ст. 58 НК РФ).

Уведомление передается в электронной форме с применением УКЭП либо через личный кабинет налогоплательщика (ЛКН).

В течение 2023 года уведомления об исчисленных суммах налогов, сборов, авансовых платежей по налогам, страховых взносов могут представляться в налоговые органы в виде распоряжений на перевод денежных средств в уплату платежей в бюджетную систему Российской Федерации, на основании которых налоговые органы могут однозначно определить принадлежность денежных средств к источнику доходов бюджетов, срок уплаты и иные реквизиты, необходимые для определения соответствующей обязанности (п. 12, 14, 16 ст. 4 Федерального закона от 14.07.2022 № 263-ФЗ).

III. Новые сроки уплаты налогов и представления отчетности

В целях реализации нового порядка администрирования унифицированы сроки представления налоговой отчетности и уплаты налогов (авансовых платежей). Приведем новые сроки относительно основных налогов:

Налог Срок представления отчетности Срок уплаты Норма НК РФ
НДС (налогоплательщик, налоговый агент) не позднее 25-го числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом не позднее 28-го числа каждого из трех месяцев, следующих за истекшим налоговым периодом п. 1, п. 4, п. 5 ст. 174
Налог на прибыль не позднее 25 календарных дней со дня окончания отчетного периода авансовые платежи – не позднее 28-го числа месяца, следующего за отчетным периодом;
налог – не позднее 28 марта года, следующего за налоговым периодом
п. 1, п. 2, п. 4 ст. 287, п. 3 ст. 289
НДФЛ 6-НДФЛ за I кв., полугодие, 9 мес. – не позднее 25-го числа месяца, следующего за соответствующим периодом. В 6-НДФЛ за I кв. отражаются суммы, удержанные в период с 1 января по 22 марта включительно, за полугодие – в период с 1 января по 22 июня включительно, за 9 мес. – в период с 1 января по 22 сентября включительно;
за год – не позднее 25 февраля года, следующего за истекшим налоговым периодом
алог, удержанный за период с 23-го числа предыдущего месяца по 22-е число текущего месяца – не позднее 28-го числа текущего месяца;
налог, удержанный за период с 1 по 22 января – не позднее 28 января;
налог, удержанный за период с 23 по 31 декабря – не позднее последнего рабочего дня календарного года;
в отношении НДФЛ с дивидендов, выплачиваемых АО, – не позднее 28-го числа месяца, следующего за месяцем выплаты
п. 6 ст. 226, п. 9 ст. 226.1, п. 2 ст. 230
Страховые взносы не позднее 25-го числа месяца, следующего за расчетным (отчетным) периодом не позднее 28-го числа следующего календарного месяца п. 3, п. 7 ст. 431
Налог, уплачиваемый при применении УСН организации – не позднее 25 марта года, следующего за истекшим налоговым периодом;
ИП – не позднее 25 апреля года, следующего за истекшим налоговым периодом
авансовые платежи – не позднее 28-го числа месяца, следующего за истекшим отчетным периодом; налог:
организации – не позднее 28 марта года, следующего за истекшим налоговым периодом;
ИП – не позднее 28 апреля года, следующего за истекшим налоговым периодом
п. 7 ст. 346.21, п. 1 ст. 346.23
транспортный налог (для организаций) авансовые платежи – не позднее 28-го числа месяца, следующего за истекшим отчетным периодом;
налог – не позднее 28 февраля года, следующего за истекшим налоговым периодом
п. 1 ст. 363
налог на имущество организаций не позднее 25 марта года, следующего за истекшим налоговым периодом п. 1 ст. 383,
п. 3 ст. 386

Исполнение налоговых обязательств в новых субъектах

На присоединившихся территориях ФНС открыла свои отделения. Пока они выполняют в основном функции центров для регистрации бизнеса и консультаций по налогообложению в переходном периоде. Технологии ФНС позволяют обеспечить бизнесу на присоединившихся территориях максимально бесшовный переход в юрисдикцию РФ. В отношении уже работающих компаний до 31.12.2022 в ЕГРЮЛ вносят сведения о наименовании, адресе и руководителе тех юридических лиц, сведения о которых содержались в соответствующих реестрах ДНР, ЛНР, ЗО и ХО. Эти сведения включают в ЕГРЮЛ автоматически.

Компании смогут привести свои учредительные документы в соответствие с российскими законами, а также сообщить дополнительные сведения (виды деятельности, сведения об участниках и т. д.). Для компаний из ДНР и ЛНР срок внесения изменений — до 31.12.2023. Для тех юрлиц, которые действуют на территориях ЗО и ХО, — срок до 30.06.2024 (п. 1 ст. 1 Федерального закона от 21.11.2022 № 451-ФЗ). Это необходимо сделать для нормального участия в отношениях гражданского оборота.

Что будет с компаниями, которые не приведут свои учредительные документы в соответствие с российским законодательством? Таким юрлицам грозит исключение из ЕГРЮЛ в порядке, установленном Федеральным законом от 08.08.2001 № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» (п. 9 ст. 1 закона № 451-ФЗ).

Читайте также:  Формируем личные дела работников

Законом № 451-ФЗ урегулирован порядок ведения предпринимательской деятельности для физических лиц, зарегистрированных в качестве ИП согласно реестров новых субъектов. ИП могут продолжить вести предпринимательскую деятельностью до 30.06.2023 без регистрации по российскому законодательству. Но после этой даты физлица, планирующие заниматься предпринимательской деятельностью, должны зарегистрироваться в соответствии с законом № 129-ФЗ.

Ответы на вопросы, связанные с регистрацией и перерегистрацией организаций и ИП, учетом физических лиц, особенностями уплаты налогов и сборов, порядком получения квалифицированной ЭП, налогоплательщики новых субъектов РФ могут найти на промо-странице ФНС России.

ПСН тоже можно применять?

Для справки: применение ЕНВД с 1.01.2021 года законом уже не предусмотрено (ФЗ-97 от 29/06/12, ст. 5). Патентная система, напротив, расширила сферу своего влияния и теперь может применяться фермерами. Подписан ФЗ-8 от 6/02/20, вносящий соответствующие поправки в статьи 346.43 и 346.45 НК РФ. Он начнет применяться с 1 числа очередного налогового периода, т.е. фактически с 1.01.2021 года. Стоимость патента рассчитывается исходя из потенциально возможного дохода за год и ставки 6%.

Нулевая ставка по прибыли

Итак, для налогоплательщиков – сельскохозяйственных товаропроизводителей есть возможность выбора. Они могут применять специальный налоговый режим в виде уплаты ЕСХН или, отказавшись от него, платить налог на прибыль по нулевой ставке по деятельности, связанной с реализацией произведенной ими сельскохозяйственной продукции, а также с реализацией произведенной и переработанной или собственной сельскохозяйственной продукции (п. 1.3 ст. 284 НК РФ). Данные налогоплательщики должны отвечать критериям, установленными пунктом 2 статьи 346.2 НК РФ (для сельского хозяйства), или критериям, приведенным в подпункте 1 или 1.1 пункта 2.1 той же статьи (для рыболовецких организаций).

А именно: доля выручки от реализации произведенной продукции растениеводства, сельского и лесного хозяйства, животноводства, выращивания и доращивания рыб и других водных биологических ресурсов или их вылова должна составлять в общем размере доходов от реализации не менее 70 процентов.

Если статус сельхозпроизводителя утрачен

Пункт 1.3 статьи 284 НК РФ и глава 26.1 НК РФ устанавливают только условие соответствия статусу сельхозпроизводителя, чтобы применять ставку 0% по деятельности, связанной с реализацией сельхозпродукции. Налоговые последствия невыполнения этого условия в виде пеней и штрафов нигде не оговорены.

Однако в пункте 4 статьи 346.3 НК РФ прописан алгоритм действий налогоплательщика при утрате им статуса сельскохозяйственного производителя. А именно: если по итогам налогового периода налогоплательщик не соответствует условиям, установленным пунктами 2, 2.1, 5 и 6 статьи 346.2 НК РФ, он считается утратившим право на применение ЕСХН с начала налогового периода, в котором допущено нарушение. В связи с этим налогоплательщик в течение месяца по окончании соответствующего налогового периода (то есть в течение января) должен:

  • пересчитать свои налоговые обязательства по налогу на прибыль за год с применением ставки 20%;
  • уплатить в бюджет начисленные авансовые платежи по налогу;
  • представить уточненные декларации.

В 2019 году предусмотрено субсидирование сельхозпроизводителей из нескольких регионов на транспортировку зерна по железным дорогам в пределах Оренбургской, Курганской, Новосибирской, Омской областей и Красноярского края. Правительство рассчитывает, что с этих регионов соберут до 12 миллионов тонн урожая. Для сокращения объема зерна в хранилищах Минсельхоз выделит 1,371 миллиарда рублей.

С 2019 года плательщики сельхозналога будут признаны плательщиками НДС. Возможность пользоваться ныне действующим освобождением от уплаты НДС сохранится, но будет носить опциональный характер: плательщики ЕСХН, чьи доходы не превысят установленный предел, смогут сами решать, платить или не платить НДС.

Такое реформирование режима ЕСХН было принято из-за ухудшения конкурентоспособности предпринимателей, которые, находясь на специальном налоговом режиме, не могут перейти на полноценную систему исчисления и вычета НДС, в результате чего теряют покупателей.

1. Объединение фондов и единый налоговый платеж.
• Новый порядок уплаты налогов и взносов с 2023 года – единый налоговый платеж (ЕНП).
• Уведомления о начисленных налогах — когда сдавать.
• Новые сроки уплаты налогов и взносов в ИФНС в 2023 году. Сроки уплаты взносов на травматизм в Фонд пенсионного и социального страхования (СФР).
• Работа с личным кабинетом на сайте ФНС в рамках единого налогового счета.
• Новые сроки отчетности в ИФНС и СФР.
• Новые единые сведения в СФР. Что входит, сроки сдачи в 2023 году.
• Новые ежемесячные персональные сведения в ИФНС и квартальный РСВ. Что входит, сроки сдачи, нюансы заполнения.
2. Изменения в НДС и налоге на прибыль.
• Новая форма декларации по налогу на прибыль за 2022 год. Новые сроки уплаты налога и сдачи отчетности.
• Изменения в доходах, не подлежащих обложению с 2023 года.
• Изменения в учете основных средств с 2023 года.
• Прочие расходы: изменения 2023 года и последние разъяснения ФНС.
• Очередные изменения в учете убытков.
• Изменения в учете курсовых разниц с 2023 года.
• Новые правила для налогового агента при покупке электронных услуг у иностранцев с 1 октября 2022 года.
• Новые правила возмещения НДС с 2023 года.
• Изменения в статью 149 НК РФ (реклама).
• Счета-фактуры: что учесть, чтобы не было проблем с налоговыми органами и контрагентами.
• Новая декларация по НДС за 2022 год. Изменение срока уплаты НДС с 2023 года.
3. Изменения в НДФЛ и страховых взносах.
• Новые сроки удержания и уплаты НДФЛ с 2023 года. Изменения в сроках сдачи 6-НДФЛ.
• Новая форма 6-НДФЛ с отчетности за 1 квартал 2023 года.
• Новые правила удержания НДФЛ с доходов дистанционных сотрудников, при увольнении, при выплате аванса.
• Новые правила выплаты суточных при разъездном характере работы, при вахте, изменения в НДФЛ и страховых взносах.
• Изменения в стандартных и социальных вычетах.
• Новые правила определения объекта обложения страховыми взносами с 2023 года.
• Компенсация за использование личного имущества в служебных целях; обложение НДФЛ и страховыми взносами с 2023 года.
• Сроки сдачи отчетности за 2022 год, сроки уплаты НДФЛ и взносов за декабрь 2022 года.
• Новые сроки уплаты НДФЛ и страховых взносов с 2023 года.
• Единый тариф и база по взносам в 2023 году. Изменения в пониженных тарифах с 2023 года.
• Взаимодействие с физлицами в рамках гражданско-правового договора с 2023 года.
• Изменения в расчете и выплате социальных пособий в 2023 году.

Читайте также:  Правила использования путевых листов в 2023 году

Критерии отнесения субъекта предпринимательской деятельности к сельхозтоваропроизводителям

В силу п. 2 ст. 346.2 НК РФ к сельхозтоваропроизводителям относятся:

  • хозяйства, которые производят сельскохозяйственную продукцию, занимаются ее первичной и последующей (промышленной) переработкой и реализуют ее;
  • сельскохозяйственные потребительские кооперативы (перерабатывающие, сбытовые (торговые), снабженческие, садоводческие, огороднические, животноводческие), признаваемые таковыми в соответствии с Федеральным законом от 08.12.1995 N 193-ФЗ (далее — Закон N 193-ФЗ).

В обоих случаях должно быть соблюдено условие: в общем доходе от реализации таких организаций доля дохода от продажи произведенной ими сельскохозяйственной продукции, включая продукцию ее первичной переработки, произведенную ими из сельскохозяйственного сырья собственного производства, должна составлять не менее 70%.

Получается, что для отнесения налогоплательщика к категории сельскохозяйственного товаропроизводителя в целях налогообложения имеет значение не только факт производства им сельскохозяйственной продукции, но и удельный вес дохода от реализации произведенной им сельскохозяйственной продукции.

При этом налоговое законодательство выделяет три вида деятельности сельхозтоваропроизводителей, в отношении которых они вправе применять пониженную ставку при исчислении налога на прибыль:

  • производство сельхозпродукции;
  • первичную переработку сельхозпродукции;
  • ее последующую (промышленную) переработку.

Обратите внимание! Если организация занимается промышленной переработкой продукции из сырья, приобретенного у третьего лица, она не может быть признана сельхозтоваропроизводителем (см. Письма Минфина России от 24.03.2014 N 03-03-06/1/12715, от 07.07.2011 N 03-11-06/1/11). Если в результате контрольных мероприятий налоговым органом будет доказано, что всем производством сельскохозяйственной продукции полностью занималась привлеченная сторонняя организация и налогоплательщик не осуществлял сельхозпроизводство в кооперации с иными лицами, доход от реализации этой сельхозпродукции подлежит обложению налогом на прибыль в общеустановленном порядке, то есть по ставке 20% (Письмо ФНС России от 06.06.2013 N ЕД-4-3/10416@).

Доходы от реализации основных средств

В силу положений п. 13 ст. 250 НК РФ, ПБУ 9/99 «Доходы организации» доходы от реализации основных средств в целях налогообложения относятся к внереализационным доходам. Причем продажа основных средств, ранее использованных при ведении основной деятельности, не является самостоятельным видом деятельности. Это следует из Классификатора видов деятельности и его предшественников .

ОК 029-2001 «Общероссийский классификатор видов экономической деятельности» (КДЕС Ред. 1) (утв. Постановлением Госстандарта России от 06.11.2001 N 454-ст), ОК 029-2007 «Общероссийский классификатор видов экономической деятельности» (КДЕС Ред. 1.1) (утв. Приказом Ростехрегулирования от 22.11.2007 N 329-ст).


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *