Кого вызовут на комиссию по легализации налоговой базы
Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Кого вызовут на комиссию по легализации налоговой базы». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Основная цель комиссий по легализации налоговой базы — побудить к уплате больше НДФЛ и страховых взносов. Конечно, речь не о добросовестных плательщиках (агентах), а о тех, кто скрывает факты хозяйственной деятельности либо отражает их в учете не полностью, а также подает недостоверную отчетность.
Налоговая комиссия по недоимке
Кого вызывают. Тем, кто стал неплательщиком впервые, инспекторы могут сначала попросить письменных объяснений. Если реакции не последует, руководителя компании вызовут для личной беседы в ИФНС и даже в налоговое Управление (все зависит от величины долга). Таким образом, на налоговые комиссии по недоимке чаще всего вызывают хронических неплательщиков, которые игнорируют требования налоговиков.
Что ответить инспекторам. Как правило, долги компании поясняют трудным финансовым положением, которое, в частности, объясняется большой задолженностью контрагентов по выполненным работам и оказанным услугам. В любом случае надо постараться убедить инспекторов, что финансовые трудности носят временный характер, и вскоре недоимка будет погашена.
Игнорировать налоговые комиссии по недоимке небезопасно. Инспекторы могут сразу же выставить инкассо (если средства на счету у компании имеются) либо начнут взыскание за счет имущества. А при личной встрече все же существует возможность согласовать сроки погашения недоимки.
Как вести себя на комиссии по легализации
Особенности поведения на комиссии обусловлены тем, какие вопросы будут задавать представители контролирующего органа. Рассмотрим подробнее эти вопросы:
- На какой деятельности специализируется компания?
- С какими поставщиками, контрагентами и покупателями сотрудничает предприятие?
- Есть ли в компании служба безопасности, проверяющая контрагентов на надежность?
- Соответствие компании юридическому адресу, наличие договора аренды, размер арендных платежей.
- Число сотрудников в компании и их специализация.
- Сотрудничество с компаниями-однодневками для создания фиктивного документооборота.
Если представитель компании не может ответить на эти вопросы, деятельность фирмы ставится под сомнение.
Получить приглашение на комиссию может любая компания. И совсем не обязательно, что на заседании налоговики потребуют доплатить налоги или взносы. Возможно, инспекторы просто предупредят представителей организации о рисках работы с одним из контрагентов (см., например, решение Арбитражного суда Красноярского края от 24.05.2019 по делу № А33-3112/2019).
Тем не менее есть компании, шансы которых получить «пригласительный» наиболее высоки (они перечислены в Письме ФНС России). В зоне риска те, у кого:
- есть недоимка по НДФЛ или взносам;
- отчисления по НДФЛ за год уменьшились на 10%;
- отчисления по взносам за год снизились, но количество работников не изменилось;
- количество работников за год уменьшилось на 30%;
- зарплата ниже…
Шанс добровольно закрыть все вопросы
Прежде чем пригласить налогоплательщика или агента в ФНС, ему могут направить информационное письмо с предложением самостоятельно проанализировать свою деятельность в части налоговой нагрузки по НДФЛ и страховым взносам, в том числе по определению налоговой базы и вычетов. Если субъект попал в поле зрения комиссии из-за задолженности, ее будет предложено погасить. Если же причиной стала искаженная налоговая и бухгалтерская отчетность, у субъекта будет шанс внести в нее изменения.
В письме должны быть изложены факты нарушений, которые были выявлены в ходе предыдущего анализа. А также вопросы, ответы на которые специалисты ФНС хотят получить.
Среди прочего налогоплательщику (агенту) может быть предложено:
- погасить задолженность;
- провести самостоятельную оценку рисков (приказ ФНС РФ от 30.05.2007 № ММ-3-06/333@);
- исчислить НДФЛ и страховые взносы исходя из реальных доходов;
- скорректировать базу по НДФЛ и страховым взносам, уточнив профессиональные вычеты и сумму необлагаемых доходов;
- представить уточненные декларации и расчеты.
На принятие мер субъекту дается 10 рабочих дней с даты получения письма. Само же письмо должно направляться не позже, чем за месяц до предполагаемой даты заседания комиссии.
Если срок истек, а субъект не предпринял должные меры, ИФНС направит ему уведомление о вызове на заседание комиссии. Это может быть сделано разными способами: лично, заказным письмом, в электронном виде по ТКС. В последнем случае получение вызова необходимо подтвердить в течение 6 рабочих дней с даты направления. Иначе ИФНС может заблокировать банковские счета.
Получив уведомление, плательщик (агент) увидит не только точное время и место проведения заседания, но и подробное описание того, зачем его вызывают. Соответственно, стоит продумать линию своего поведения и подготовить документы.
Отправиться на заседание комиссии по легализации налоговой базы может руководить организации или иной ее представитель, действующий на основании доверенности.
После комиссии по легализации налоговой базы назначат выездную проверку?
Это зависит от очень многих факторов. Говорить «в общем», не на примере конкретной ситуации — то же самое, что блуждать в тумане. Но мы попробуем.
Назначение выездной проверки зависит от конкретной ИФНС и её плана. По неофициальным комментариям налоговых инспекторов в Москве, риски назначения выездной возникают если на комиссии вам вменяют доплату более 5 млн руб.
В период пандемии продолжительность проверок сильно увеличилась, потому что налоговики всё согласовывают в управлении службы. В среднем ВНП длится до 12 месяцев, плюс оформление результатов выездной проверки – еще несколько месяцев. Но поступление НДС в бюджет налоговой требуется прямо сейчас, чтобы показать хорошие цифры по результатам года. Что из этого следует?
Отчасти это значит, что инспекция будет рада любым деньгам. С этой позиции имеет смысл согласиться с налоговой и доплатить НДС, если это можно сделать без серьёзных последствий для финансов компании.
Есть мнение, что стоит один раз «повестись» и заплатить по требованию инспекции, то она начнёт «доить» постоянно. С этой позицией мы можем поспорить. По нашему мнению, доплачивать надо по тем контрагентам, претензии по которым обоснованы, например:
- если директор и учредитель отказались от участия в деятельности компании-контрагента (уже внесены записи о недостоверности сведений в этой части)
- у вас отсутствуют расчеты в адрес контрагента,
- по банковской выписке ваш контрагент не закупал тот товар, который по договору поставлял в ваш адрес
- деньги контрагент обналичивал через ПКО, корпоративные карты или направлял на счета ИП или физических лиц и т.д.
Доплата по контрагентам у которых повышенный риск, позволит точечно уточнить налоговые обязательства. В свою очередь когда «плохие» контрагенты будут исключены из книги покупок, то у инспекции не будет «серьезных» причин включать вас в план выездных.
Оценим серьёзность доказательств инспекции (у неё могут быть формальные аргументы вроде адреса массовой регистрации, а могут быть реальные, например, если оплата по договору должна была быть в пользу налогоплательщика давно, а её нет и налогоплательщик не пытается никак её истребовать).
Оценим, насколько велик риск того, что ситуация перерастёт в выездную проверку (это самый плохой вариант).
Посоветуем, что лучше делать: платить или бодаться, доказывая реальность контрагента
Поможем собрать доказательства должной осмотрительности, реальности сделки, правильно это оформить и написать в инспекцию аргументированный ответ на протокол.
Отбор налогоплательщиков, чья деятельность подлежит рассмотрению на комиссиях
Отбор налогоплательщиков, чья деятельность подлежит рассмотрению на комиссии,
, формирование которых проводится путем анализа имеющейся информации о финансово-хозяйственной деятельности налогоплательщиков, с учетом особенностей исчисления и уплаты налогов, в случае, например, банкротства, ликвидации налогоплательщика и др.
Отбору для рассмотрения на заседании комиссии подлежат следующие группы налогоплательщиков:
- Налогоплательщики, заявляющие налоговые убытки от осуществления финансово-хозяйственной деятельности.
В нее, как правило, входят сотрудники, полномочия которых распространяются на те сферы, по которым поставлены вопросы. Ими могут быть, в частности, руководители структурных подразделений, выполняющих проверки (камеральные, выездные), предпроверочный анализ, служащие, участвующие в урегулировании задолженности. Юристы в комиссию не входят.
В отдельных случаях в беседе могут участвовать представители исполнительных структур власти, ПФР, Государственной трудовой инспекции, прокуратуры, правоохранительных органов. Как правило, для включения этих лиц в состав комиссии должны быть особые основания.
Раньше вопросы комиссии были связаны только с получением убытков либо выплатой зарплаты, сумма которой меньше среднеотраслевого размера, а также с планами предпринимателя по повышению прибыльности своего бизнеса.
Как уже говорилось выше, многие плательщики приходят к выводу о нежелательности присутствия на комиссиях. При этом свой отказ предприниматели мотивировали проведением инвентаризации и многими другими причинами.
Участившиеся случаи уклонения от явки в ИФНС привели к тому, что в ФЗ № 134 3 пункт 88 статьи был дополнен абзацем, предусматривающим право налоговиков требовать от плательщика пояснений о величине убытка при выполнении камеральной проверки. Соответствующие объяснения субъект должен предоставить в пятидневный срок.
Отказаться от объяснений предприниматели в настоящее время не имеют права. При неявке в ИФНС к должностным лицам применяются санкции, установленные ст. 19.4 КоАП. Кроме того, возможно назначение выездной проверки.
После комиссии по легализации налоговой базы назначат выездную проверку?
Это зависит от очень многих факторов. Говорить «в общем», не на примере конкретной ситуации — то же самое, что блуждать в тумане. Но мы попробуем.
Назначение выездной проверки зависит от конкретной ИФНС и её плана.
По неофициальным комментариям налоговых инспекторов в Москве, риски назначения выездной возникают если на комиссии вам вменяют доплату более 5 млн руб.
В период пандемии продолжительность проверок сильно увеличилась, потому что налоговики всё согласовывают в управлении службы. В среднем ВНП длится до 12 месяцев, плюс оформление результатов выездной проверки – еще несколько месяцев. Но поступление НДС в бюджет налоговой требуется прямо сейчас, чтобы показать хорошие цифры по результатам года. Что из этого следует?
Отчасти это значит, что инспекция будет рада любым деньгам. С этой позиции имеет смысл согласиться с налоговой и доплатить НДС, если это можно сделать без серьёзных последствий для финансов компании.
Есть мнение, что стоит один раз «повестись» и заплатить по требованию инспекции, то она начнёт «доить» постоянно. С этой позицией мы можем поспорить.
По нашему мнению, доплачивать надо по тем контрагентам, претензии по которым обоснованы, например:
- если директор и учредитель отказались от участия в деятельности компании-контрагента (уже внесены записи о недостоверности сведений в этой части)
- у вас отсутствуют расчеты в адрес контрагента,
- по банковской выписке ваш контрагент не закупал тот товар, который по договору поставлял в ваш адрес
- деньги контрагент обналичивал через ПКО, корпоративные карты или направлял на счета ИП или физических лиц и т.д.
Доплата по контрагентам у которых повышенный риск, позволит точечно уточнить налоговые обязательства. В свою очередь когда «плохие» контрагенты будут исключены из книги покупок, то у инспекции не будет «серьезных» причин включать вас в план выездных.
Кто вызывается на комиссию
Особенности отбора субъектов изложены в письме ФНС от 17.07.2013 N АС-4-2/12722. В нем указано, что выбор осуществляется на основании экономической деятельности организации, специфики налогообложения при реорганизации, ликвидации, банкротстве. Компания выбирается для вызова на комиссию по следующим критериям:
- Информация, изложенная налогоплательщиком в заявлении об убытках. Подозрения может вызвать указание отрицательного убытка за 3 последних года, отсутствие информации об убытках.
- Пониженное налогообложение для ИП по акцизам, УСН, НДФЛ. Нужно поделить сумму налога на объем всех доходов предприятия. Если в результате получается число меньше 3, нагрузка считается малой. Для торговых образований это число составит меньше 1.
- Пониженная налоговая нагрузка по НДС. Для определения низкой нагрузки нужно разделить НДС к возмещению на аналогичный показатель к уплате. Если результат расчетов составит больше 89%, это обозначает пониженный показатель.
- Недоимка по НДФЛ. Для обнаружения недоимки информация из справок 2-НДФЛ сравнивается с фактическими платежами. Для получения сведения также может использоваться РСВ-1 ПФР.
- Компании, уплатившие НДФЛ меньше на 10% относительно предыдущего налогового периода. Данный пункт выявляется на основании карточек расчетов, динамики поступивших платежей, число сотрудников компании (по данным, поданным в ПФР), размеры платежей по филиалам.
- Низкая зарплата для сотрудников относительно зарплаты по сектору. Информация анализируется на основании справки 2-НДФЛ, все выплаты компании своим работникам, среднее количество сотрудников. Кандидат рассмотрения комиссии – организация, выплачивающая зарплату меньше МРОТ.
- Заявка о профессиональном вычете, равном более 95% от доходов предприятия. Данный пункт касается ИП. Проверяются декларации 3-НДФЛ. В процессе показатели строки 120 делятся на показатели 110.
- ИП, которые в декларации по НДС зафиксировали некую сумму выручки, а в декларации 3-НДФЛ проставили 0 или вовсе не оформляли рассматриваемую форму. Несоответствие информации из двух документов может вызвать подозрения.
После составления перечня компаний, подлежащих контролю, определяется очередность приглашения на комиссию. Первыми в очереди идут компании с большей суммой налогов, подлежащих потенциальному возмещению. После того как очередность определена, компаниям направляются уведомления. В них указаны рекомендации по устранению правонарушения. Если ЮЛ или ИП не выполнило рекомендации, направляется письмо с вызовом на комиссию.
Что будет, если не удовлетворить требования комиссии?
Если после общения с представителями комиссии вы пришли к выводу, что претензии к вам необоснованны и вы сможете отстоять свою позицию в суде, а потому отказались удовлетворять предъявленные требования, будьте готовы к тому, что вас могут включить в план выездных налоговых проверок. Однако зависеть это будет от того, какой объем доказательств удастся собрать проверяющим. План выездных проверок формируют сотрудники инспекции, и им нужно защитить его в региональном управлении ФНС. Предпринимателя включают в план, только если необходимость проверки является обоснованной: имеются весомые доказательства его виновности и сведения о наличии у него имущества, достаточного для взыскания недоимки2. Таким образом, если в отношении вас назначили выездную налоговую проверку, будьте уверены, что налоговая уже запаслась необходимыми доказательствами: допросила директоров контрагентов, провела встречные проверки и т.д.3
Именно поэтому к любой проверке важно готовиться заранее. Нельзя забывать о проявлении должной осмотрительности: нужно обязательно собирать досье на своих контрагентов, сохранять их лицензии, деловую переписку и выполнять иные стандартные мероприятия4. А уж если налоговая начала проявлять интерес к конкретному контрагенту, лучше сыграть на опережение: попросить своего адвоката провести адвокатский опрос или нотариальный допрос руководителя контрагента, попросить последнего предоставить возможность сфотографировать офисные и складские помещения и т.д.
Как защищаться на комиссиях по легализации объектов налогообложения
12 августа 2014 17753
Кого стоит взять с собой на комиссию
Как спрогнозировать вопросы, которые зададут налоговики
Какие вопросы представляют наибольшую опасность
Первоначально комиссии по легализации объектов налогообложения, по большому счету, носили формальный характер. Протокол такого мероприятия содержал лишь пару фраз о пояснении причин убытков компании. Никакого углубленного анализа не приводилось, а сама комиссия имела, скорее, неофициальный статус. У компаний не было ответственности за непредставление информации, неявку на комиссию, а налоговики не имели права потребовать присутствия должностных лиц организации.
Сейчас многое изменилось. Налоговики готовятся к комиссии по легализации объектов налогообложения ничуть не меньше, чем к выездной налоговой проверке, а вопросы, задаваемые на таких комиссиях, все сложнее предугадать. Все это сильно затрудняет представителям компании подготовку к защите от возможных претензий. Однако это возможно.
Существует три типа комиссий по легализации налоговой базы в зависимости от инициатора мероприятия:
- комиссия при местной налоговой инспекции;
- комиссия при управлениях ФНС России по субъектам РФ;
- межведомственная комиссия при администрации субъектов РФ и органах местного самоуправления.
Если инициатива приглашения представителей компании на комиссии различного уровня исходит от местных налоговиков, об этом прямым текстом будет написано в протоколе решения. Однако независимое от ИФНС желание побеседовать с руководством компании может появиться и у администрации региона или города, и у УФНС. Обслуживающая налоговая инспекция может вообще не знать о комиссиях при администрации ничего, кроме того, что сообщено в новостях в интернете. Так как обмен информацией (протоколов с комиссий) возможен, только если сама ИФНС направила компанию на такую комиссию.
Кроме того, инициатива может исходить и от чиновников УФНС, если у них имеется общая информация о компаниях, отразивших убытки, периоде их отражения, их причинах, отрасли и т.д. Как правило, инспекторы из управления один раз квартал или в полугодие запрашивают у курируемых ими инспекций информацию для проведения своей комиссии.
Налоговикам достаточно присутствия на комиссии только главного бухгалтера компании или ее финансового директора. Так как задаваемые вопросы касаются преимущественно их компетенции. Конечно, эти люди могут и самостоятельно оценить степень угрозы для компании со стороны налоговых органов, однако они зачастую не обладают юридическими знаниями, чтобы понять, насколько законны вопросы и требования комиссии. Поэтому присутствие опытного юриста будет нелишним. Естественно, юриста, хорошо ориентирующегося в деятельности компании. Предварительно обсудившего все возможные риски с главным бухгалтером и иными руководителями компании, подобравшего выгодные арбитражные решения.
Что директор может делать и каковы последствия различных действий
Инспекция, как правило, не назначает предпроверочный анализ, пока не пообщается с директором компании. Поэтому её цель — заполучить руководителя для разговора на комиссии. Значит ли это, что приходить ни в коем случае не надо? Вариант «не приходить» существует, но не все так однозначно.
Не приходить.
Весомые основания:
- у одного из сотрудников компании обнаружен КОВИД, поэтому директор теперь тоже в зоне риска;
- руководитель контактировал с КОВИДным больным, поэтому самоизолировался;
- у директора есть признаки КОВИДа: нет обоняния, поэтому ему лучше прекратить все контакты и самоизолироваться.
Какие могут быть последствия?
Или вас будут вызывать и дальше, но потом отстанут, или передадут материалы по вам на предпроверочный анализ, а там и до включения в план выездных проверок недалеко.
Пойти.
Идти одному нет смысла, надо идти с адвокатом. Почему нет смысла идти одному? Потому, что адвокат:
- оценит серьёзность аргументов инспекции;
- выяснит, кто инициатор вызова директора на комиссию: территориальная инспекция (ИФНС) или управление (УФНС);
- спрогнозирует, что будет дальше;
- предложит варианты действий.