3. Посягательство на жизнь государственного или общественного деятеля
Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «3. Посягательство на жизнь государственного или общественного деятеля». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
В результате изменений и дополнений, внесенных в уголовное законодательство в 2006 г., из диспозиции ст. 277 УК исключено заключенное в скобки название деяния — «террористический акт», в остальной части диспозиция статьи не изменилась.
Уголовно-правовая характеристика посягательства на жизнь государственного или общественного деятеля (ст. 277 УК РФ)
Данное преступление представляет собой индивидуально направленный террористический акт. Его объектами являются конституционные основы политической системы в РФ и жизнь человека (двухобъектное преступление). Потерпевшими при террористическом акте могут быть две категории граждан — государственные и общественные деятели.
Государственные деятели — это лица, занимающие высокое положение в системе государственной власти прежде всего федерального уровня, а также субъектов Федерации, чьи служебные функции носят явно выраженный политический характер.
К государственным деятелям относятся Президент РФ, члены Совета Федерации, депутаты Государственной Думы, члены Правительства РФ, судьи Конституционного Суда, Верховного Суда и Высшего Арбитражного Суда, Генеральный прокурор РФ, руководители органов власти субъектов Федерации и другие высокопоставленные лица, в частности, занимающие государственные должности категории «А». Законодатель не установил нижней границы понятий государственного и общественного деятеля, оставив этот вопрос предметом толкования. Как представляется, определяющим здесь является не столько должностное или общественное положение лица, сколько политический характер его служебных функций и смысл посягательства, заключающийся в целях (мотиве) данного преступления.
Общественные деятели — руководители и видные функционеры политических партий, других общественных объединений, массовых движений, профессиональных, религиозных организаций, иных общественных объединений федерального или регионального значения. К общественным деятелям по функционально-политическому признаку могут быть отнесены широко известные, влиятельные в обществе представители средств массовой информации, культуры, науки, образования.
Расправа с членами семьи и близкими государственного или общественного деятеля, уничтожение или повреждение его имущества независимо от мотивов и целей деяния не относится к террористическому акту по ст. 277 УК. Такие деяния квалифицируются самостоятельно.
Комментарии к ст. 277 УК РФ
1. Объектом преступления выступает легитимность государственной власти РФ как основа ее существования и функционирования, беспрепятственного осуществления своих функций государственными и общественными деятелями, т.е. основы политической системы РФ; дополнительным — жизнь государственного или общественного деятеля.
В комментируемой статье говорится о двух категориях потерпевших: а) государственный деятель; б) общественный деятель.
К государственным деятелям относятся руководители и иные должностные лица высших государственных органов законодательной, исполнительной и судебной власти, а также органов прокуратуры РФ и ее субъектов, чья деятельность носит политический характер (Президент РФ, депутаты Государственной Думы и члены Совета Федерации Федерального Собрания РФ, члены Правительства РФ, руководители министерств, федеральных агентств и служб, лица, занимающие аналогичные должности субъектов Федерации, прокуроры, судьи и др.). Общественные деятели — лица, возглавляющие, входящие в руководящие органы или активно участвующие в работе политических партий, общественных движений и объединений, фондов, профессиональных союзов как на федеральном, так и на региональном уровне.
2. Объективная сторона характеризуется как посягательство на жизнь государственного или общественного деятеля. Под посягательством понимается как убийство, так и покушение на него.
Г. признан виновным в организации приготовления посягательства на жизнь депутата Государственной Думы Федерального Собрания РФ М. в целях прекращения его государственной деятельности. Судебная коллегия по уголовным делам Верховного Суда РФ приговор Московского городского суда признала законным, а квалификацию действий — правильной (Определение Верховного Суда РФ от 04.04.2007 N 5-о07-35С).
Преступление считается оконченным с момента совершения действий, непосредственно направленных на лишение жизни государственного или общественного деятеля. Фактическое причинение смерти охватывается комментируемой статьей. При квалификации покушения в ситуации, при которой смерть не наступила, ссылка на ст. 30 УК не требуется.
3. Субъективная сторона характеризуется прямым умыслом. В качестве обязательных ее признаков выступают цель (прекратить государственную или иную политическую деятельность) и мотив (месть потерпевшему за такую деятельность) преступления.
Убийство государственного или общественного деятеля с иной целью или по другим мотивам охватывается ст. 105 УК.
Посягательство на жизнь близких родственников и членов семьи указанных лиц образует преступление против личности.
4. Субъект преступления — лицо, достигшее возраста 16 лет. Если деяние совершено лицом в возрасте от 14 до 16 лет, то его действия подпадают под признаки п. «б» ч. 2 ст. 105 УК (см. комментарий к ней).
Статья 205. Террористический акт
1. Совершение взрыва, поджога или иных действий, устрашающих население и создающих опасность гибели человека, причинения значительного имущественного ущерба либо наступления иных тяжких последствий, в целях воздействия на принятие решения органами власти или международными организациями, а также угроза совершения указанных действий в тех же целях —
2. Те же деяния:
а) совершенные группой лиц по предварительному сговору или организованной группой;
б) повлекшие по неосторожности смерть человека;
в) повлекшие причинение значительного имущественного ущерба либо наступление иных тяжких последствий, —
3. Деяния, предусмотренные частями первой или второй настоящей статьи, если они:
а) сопряжены с посягательством на объекты использования атомной энергии либо с использованием ядерных материалов, радиоактивных веществ или источников радиоактивного излучения либо ядовитых, отравляющих, токсичных, опасных химических или биологических веществ;
б) повлекли умышленное причинение смерти человеку, —
Примечание. Лицо, участвовавшее в подготовке террористического акта, освобождается от уголовной ответственности, если оно своевременным предупреждением органов власти или иным способом способствовало предотвращению осуществления террористического акта и если в действиях этого лица не содержится иного состава преступления.
Статья 277. Посягательство на жизнь государственного или общественного деятеля
Посягательство на жизнь государственного или общественного деятеля, совершенное в целях прекращения его государственной или иной политической деятельности либо из мести за такую деятельность, —
Статья 205.1. Содействие террористической деятельности
1. Склонение, вербовка или иное вовлечение лица в совершение хотя бы одного из преступлений, предусмотренных статьями 205, 206, 208, 211, 277, 278, 279 и 360 настоящего Кодекса, вооружение или подготовка лица в целях совершения хотя бы одного из указанных преступлений, а равно финансирование терроризма —
2. Те же деяния, совершенные лицом с использованием своего служебного положения, —
Примечания. 1. Под финансированием терроризма в настоящем Кодексе понимается предоставление или сбор средств либо оказание финансовых услуг с осознанием того, что они предназначены для финансирования организации, подготовки или совершения хотя бы одного из преступлений, предусмотренных статьями 205, 205.1, 205.2, 206, 208, 211, 277, 278, 279 и 360 настоящего Кодекса, либо для обеспечения организованной группы, незаконного вооруженного формирования, преступного сообщества (преступной организации), созданных или создаваемых для совершения хотя бы одного из указанных преступлений.
2. Лицо, совершившее преступление, предусмотренное настоящей статьей, освобождается от уголовной ответственности, если оно своевременным сообщением органам власти или иным образом способствовало предотвращению либо пресечению преступления, которое оно финансировало и (или) совершению которого содействовало, и если в его действиях не содержится иного состава преступления.
Статья 205.2. Публичные призывы к осуществлению террористической деятельности или публичное оправдание терроризма
1. Публичные призывы к осуществлению террористической деятельности или публичное оправдание терроризма —
2. Те же деяния, совершенные с использованием средств массовой информации, —
Примечание. В настоящей статье под публичным оправданием терроризма понимается публичное заявление о признании идеологии и практики терроризма правильными, нуждающимися в поддержке и подражании.
1. Терроризм предполагает наличие специальной цели давления на органы власти или международные организации путем применения крайних мер насилия либо угрозы применения таких мер для достижения нужных преступникам результатов (дезорганизация работы органов власти, получение уступок со стороны власти и т.д.). Комментируемая статья предусматривает ответственность только за часть действий, входящих в общепризнанное понятие терроризма.
2. Под иными действиями, кроме взрывов и поджогов, следует понимать любые действия, способные повлечь указанные в ч. 1 комментируемой статьи последствия. В частности, к ним относятся: разрушение систем энергоснабжения и жизнеобеспечения населенных пунктов и предприятий, заражение местности радиоактивными или отравляющими веществами, распространение эпидемий и эпизоотий, устройство аварий, затоплений местности и т.д.
3. Применительно к комментируемой статье понятие значительного имущественного ущерба не связано с определенной стоимостью. Определяющим является, насколько уничтожение и повреждение эт��го имущества либо угроза такого уничтожения способны повлиять на сознание населения или на действия органов власти. Этот признак должен применяться при сравнительно ограниченной ценности имущества в зависимости от того, насколько устрашающим является способ уничтожения.
Например, взрыв в общественном месте автомобиля с целью добиться от властей определенных действий должен квалифицироваться по комментируемой статье, в то же время сожжение валютных ценностей, соответствующих стоимости этого автомобиля, с той же целью при определенных обстоятельствах должно квалифицироваться по ст. 167 УК.
4. Под иными тяжкими последствиями следует понимать причинение вреда здоровью людей, длительное нарушение работы предприятий, общественного транспорта, связи, значительное заражение местности, дезорганизацию работы органов власти и управления и т.д.
5. Угроза совершить террористический акт влечет ответственность, предусмотренную комментируемой статьей, независимо от возможности ее реализации, а также от намерения лица привести ее в исполнение. Нужно только, чтобы такая угроза вызывала у властей и населения опасения ее осуществления.
Угроза может быть открытой или анонимной, она может быть обращена как к общественности, так и к государственным учреждениям. Для квалификации преступления не имеет значения форма ее распространения: устно, письменно, с помощью телефона, радиосвязи, средств массовой информации, листовок, надписей на стенах и т.д.
Как правило, в угрозе должны быть два элемента: характер общественно опасных действий, совершением которых угрожают, а также мотивы и цели их совершения (обычно требование совершить те или иные действия).
6. Объективная сторона терроризма во многом идентична диверсии (ст. 281 УК), различие состоит в цели преступлений. Оба преступления совершаются с прямым умыслом, но при терроризме лицо добивается нарушения общественной безопасности и, таким образом, оказания воздействия на принятие решений органами власти или международными организациями, а при диверсии умысел направлен на подрыв экономической безопасности и обороноспособности.
Следственная и судебная практики
Следственная практика по данной категории дел очень часто сталкивается с ситуациями возврата материалов на доследование. Из существующих неясностей в уголовном законодательстве сложно правильно разграничить квалификацию между убийством госслужащего, посягательством на государственного деятеля и терроризмом.
Кроме того, согласно Постановлению Пленума Верховного Суда РФ от 24 сентября 1991 г. № 3 «О судебной практике по делам о посягательстве на жизнь, здоровье и достоинство работников милиции, народных дружинников и военнослужащих в связи с выполнением ими обязанностей по охране общественного порядка» следственный орган при такой ситуации обязан первоначально выяснить, насколько законными были действия общественного или государственного деятеля.
Если выяснится, что подобную реакцию гражданина вызвали неправомерные действия служащего, преступление будет переквалифицировано по стандартной статье – «Преступление против личности», а в отношении самого служащего начнутся полномасштабные проверки. Здесь потерпевший очень быстро может стать подсудимым.
В судебной практике дела по данной категории из-за размытых границ состава преступления по нескольким нормам Особенной части Уголовного кодекса очень часто подлежат апелляционным жалобам, вплоть до Конституционного суда.
Так, в 2003 году, Конституционный суд РФ выносил Определение по делу о посягательстве на государственного служащего. Тогда адвокат-практик подал жалобу, основываясь на том, что действия подсудимого не привели к смерти потерпевшего, значит, не могут квалифицировать по ст. Уголовного кодекса РФ – 277. Новостью стал тогда отказ Конституционного суда даже принимать эту жалобу к рассмотрению.
В вынесенном Определении были разъяснено, что для данного состава преступления наступление смерти потерпевшего вовсе не является обязательным, достаточно покушения на его жизнь и здоровье. Данное определение – яркий пример расставленных судебной системой приоритетов в различии похожих противоправных деяний.
Комментарий к статье 277 УК РФ
Комментарий под редакцией А.В. Бриллиантова
Основным объектом посягательства на жизнь государственного или общественного деятеля являются общественные отношения, складывающиеся во внутриполитической сфере реализации государственного суверенитета. В качестве дополнительного объекта выступают общественные отношения, обеспечивающие безопасность жизни потерпевшего.
Потерпевшим от преступления является государственный или общественный деятель. Нормативного определения данных понятий не существует; признаки государственного или общественного деятеля справедливо рассматривать в качестве оценочных, поскольку определяющим в характеристике потерпевшего является не столько его должностное или общественное положение, сколько характер его служебных функций, масштабность и активность их осуществления, значимость деятельности потерпевшего для реализации тех или иных направлений внутренней или внешней политики государства.
К государственным деятелям относятся Президент РФ, члены Совета Федерации, депутаты Государственной Думы, члены Правительства РФ, судьи Конституционного Суда РФ, Верховного Суда РФ и Высшего Арбитражного Суда РФ, Генеральный прокурор РФ, руководители органов власти субъектов РФ и другие высокопоставленные лица, в частности занимающие государственные должности категории “А”. К государственным деятелям следует относить также депутатов региональных парламентов, официально зарегистрированных кандидатов для избрания в органы власти, их доверенных лиц, членов избирательных комиссий и т.п.
Не могут выступать потерпевшими от анализируемого преступления представители власти (сотрудники органов внутренних дел, прокуратуры и др.), которые не являются государственными деятелями. Посягательство на жизнь и здоровье указанных лиц предусмотрено в самостоятельных статьях уголовного закона (ст. ст. 317, 318 УК РФ).
К категории государственных деятелей не относятся представители муниципальной власти; при определенных условиях посягательство на них может быть квалифицировано как посягательство на общественных деятелей.
Общественные деятели – это руководители и видные функционеры политических партий, других общественных объединений, массовых движений, профессиональных, религиозных организаций, иных общественных объединений федерального или регионального значения. К общественным деятелям по функционально-политическому признаку могут быть отнесены широко известные, влиятельные в обществе представители средств массовой информации, культуры, науки, образования.
Государственный или общественный деятель в смысле ст. 277 УК РФ не должен являться представителем иностранного государства или сотрудником международной организации, пользующимся международной защитой (их перечень определен Конвенцией ООН о предотвращении и наказании преступлений против лиц, пользующихся международной защитой, в том числе дипломатических агентов, от 14 декабря 1973 г.). Посягательства на жизнь указанных лиц рассматриваются УК РФ в качестве преступлений против мира (ст. 360 УК РФ).
Статья 277 УК РФ — Посягательство на жизнь государственного или общественного деятеля
Общественные и государственные деятели возглавляют партии, министерства, города, регионы, общественные организации, принимают законы и регулируют их работу.
Из-за своей известности и особенностей профессиональной деятельности госдеятели и общественники нередко подвергаются опасности. Они представляют интересы, которые могут противоречить интересам других людей.
Кроме того, их деятельность нередко критикуется обществом и оппозицией.
По этой причине законодательство Российской Федерации обеспечивает должную безопасность общественным и госдеятелям, что зафиксировано в Конституции, Федеральных нормативных актах и постановлениях Правительства РФ.
Рассмотрим статью Уголовного кодекса РФ, согласно которой посягательство на жизнь государственных деятелей и общественников признается уголовным преступлением, изучим состав преступления, судебную практику и другие аспекты.
Уголовно-правовая характеристика посягательства на жизнь государственного или общественного деятеля (ст. 277 УК РФ)
В результате изменений и дополнений, внесенных в уголовное законодательство в 2006 г., из диспозиции ст. 277 УК исключено заключенное в скобки название деяния — «террористический акт», в остальной части диспозиция статьи не изменилась.
Данное преступление представляет собой индивидуально направленный террористический акт. Его объектами являются конституционные основы политической системы в РФ и жизнь человека (двухобъектное преступление). Потерпевшими при террористическом акте могут быть две категории граждан — государственные и общественные деятели.
Государственные деятели — это лица, занимающие высокое положение в системе государственной власти прежде всего федерального уровня, а также субъектов Федерации, чьи служебные функции носят явно выраженный политический характер.
К государственным деятелям относятся Президент РФ, члены Совета Федерации, депутаты Государственной Думы, члены Правительства РФ, судьи Конституционного Суда, Верховного Суда и Высшего Арбитражного Суда, Генеральный прокурор РФ, руководители органов власти субъектов Федерации и другие высокопоставленные лица, в частности, занимающие государственные должности категории «А». Законодатель не установил нижней границы понятий государственного и общественного деятеля, оставив этот вопрос предметом толкования. Как представляется, определяющим здесь является не столько должностное или общественное положение лица, сколько политический характер его служебных функций и смысл посягательства, заключающийся в целях (мотиве) данного преступления.
Общественные деятели — руководители и видные функционеры политических партий, других общественных объединений, массовых движений, профессиональных, религиозных организаций, иных общественных объединений федерального или регионального значения. К общественным деятелям по функционально-политическому признаку могут быть отнесены широко известные, влиятельные в обществе представители средств массовой информации, культуры, науки, образования.
Расправа с членами семьи и близкими государственного или общественного деятеля, уничтожение или повреждение его имущества независимо от мотивов и целей деяния не относится к террористическому акту по ст. 277 УК. Такие деяния квалифицируются самостоятельно.
Объективную сторону террористического акта образует посягательство на жизнь государственного или общественного деятеля, которое охватывает убийство и покушение на него.
Преступление считается оконченным с момента совершения действий, непосредственно направленных на лишение жизни потерпевшего. Причинение ему смерти охватывается тем же составом и дополнительной квалификации не требует (формально-материальный состав).
Субъективная сторона террористического акта характеризуется виной в виде прямого умысла и специальной целью (либо мотивом). Лицо осознает, что посягает на жизнь государственного или общественного деятеля, предвидит возможность или неизбежность причинения ему смерти и желает ее наступления.
Если умысел лица был направлен не на убийство потерпевшего, а, например, на причинение тяжкого вреда его здоровью, то состава террористического акта, независимо от целей и мотивов деяния, не будет. Такое посягательство квалифицируется по ст. 111 УК.
Законодательство РФ обеспечивает государственным и общественным деятелям возможность беспрепятственно осуществлять свои профессиональные обязанности. Статья 277 УК РФ предусматривает уголовную ответственность за посягательство на жизнь госдеятелей и общественников.
Чтобы преступление считалось совершенным, достаточно даже покушения, последствия не имеют значения, но влияют на строгость наказания. Злоумышленнику грозит лишение свободы на срок от 12 лет до пожизненного. Правонарушение, предусмотренное статьей 277 УК РФ, относится к исключительно опасным, поэтому имеет “усеченный состав”, который подразумевает, что преступление считается совершенным еще на стадии покушения.
Посягательство на жизнь государственного или общественного деятеля
Основным объектом
преступления выступают общественные отношения, регулирующие установленные Конституцией основы политической системы России.
Дополнительный объект
– жизнь государственного или общественного деятеля.
Потерпевшим
признается государственный или общественный деятель, т. е. человек, который проявил себя в какой-либо государственной или общественной деятельности.
Государственные деятели
– это руководители или иные должностные лица высших органов законодательной, исполнительной и судебной власти, которые осуществляют государственные и политические функции по реализации в жизнь политики государства.
Под общественными деятелями
следует понимать руководителей, активистов политических партий, общественных организаций, массовых движений, профсоюзных, религиозных организаций и иных общественных объединений.
Какое наказание предусмотрено за содействие террористической деятельности
Терроризм в любой форме его проявления – это одно из самых злостных преступлений из всех возможных. Зачастую жертвами террористов становятся невинные люди, в том числе старики и дети, которые никаким образом не связаны ни с идеологической войной, ни тем более с политическими вопросами. Вопрос о том, почему именно ни в чём неповинные люди погибают от рук преступников, у которых нет ни капли человеческого достоинства и морали, остаётся во многом риторическим. Содействие в совершении подобных злодеяний, по обоснованному мнению многих граждан, должно наказываться аналогично исполнительству, так как эти люди, если их можно так назвать, целиком и полностью осознают степень своего участия и возможные последствия, которые возникнут в результате их действий по поддержке террористов. В настоящей статье речь как раз и пойдёт о вопросах квалификации содействия террористической деятельности, о предусмотренных действующим законодательством мерах наказания и существующих видах данного преступления.
Комментарий к статье 317 Уголовного Кодекса РФ
Основным объектом преступления является нормальная деятельность правоохранительных органов. Дополнительным объектом является жизнь сотрудника правоохранительного органа, военнослужащего, а равно их близких.
Данный состав преступления является двухобъектным.
В отличие от состава преступления, предусмотренного ст. 295 УК РФ, рассматриваемая норма обеспечивает защиту жизни указанных выше субъектов не в связи с деятельностью по осуществлению правосудия или предварительного расследования, а в связи с деятельностью по охране общественного порядка и обеспечению общественной безопасности.
Правоохранительными органами применительно к ст. 317 УК РФ являются органы МВД, органы безопасности, системы исполнения наказаний и т.д.
Военная служба представляет собой особый вид федеральной государственной службы, исполняемой гражданами в Вооруженных Силах Российской Федерации, а также во внутренних войсках Министерства внутренних дел Российской Федерации, в войсках гражданской обороны, инженерно-технических и дорожно-строительных воинских формированиях при федеральных органах исполнительной власти, Службе внешней разведки Российской Федерации, органах Федеральной службы безопасности, федеральном органе специальной связи и информации, федеральных органах государственной охраны, федеральном органе обеспечения мобилизационной подготовки органов государственной власти Российской Федерации, воинских подразделениях федеральной противопожарной службы и создаваемых на военное время специальных формированиях, а также иностранными гражданами в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках, воинских формированиях и органах.
Уголовная ответственность
Уголовный кодекс Российской Федерации предусматривает ответственность за попытку убийства государственного или общественного деятеля с целью прекращения его общественной или политической деятельности. Выражено это в статье 277 УК РФ (Посягательство на жизнь государственного или общественного деятеля).
Важно! Комментарии к статье 277 УК РФ дают четкие определения понятиям «посягательство», «государственный» и «общественный деятель». Понятие посягательства включает убийство, причинение вреда здоровью и покушение.
Также комментарий поясняет обязательные признаки субъективной стороны, необходимые для квалификации деяния по ст. 277 УК РФ и определяет, что субъектом преступления выступает лицо, достигшее возраста 16 лет.
Субъективные признаки
Предусмотренный статьёй разглашение лицом государственной тайны состав помимо фактических обстоятельств преступления, для его раскрытия и дальнейшего применения сер воздействия, требует определения второй группы обязательных элементов – субъективной стороны и субъекта.
Для указанной нормы определяется специальный субъект, что подразумевает не возможность привлечения к ответственности по статье 283 любого гражданина.
Чтобы лицо могло стать субъектом преступления, следствие должно определить его соответствие нескольким признакам.
- возраст виновного должен быть не меньше шестнадцати лет;
- необходимо установление полной вменяемости;
- лицо ввиду работы должно являться официальным носителем тайны.
При отсутствии соответствия хотя бы одному из предложенных требований, возбуждать дела по указанной норме возможности не будет.
Субъективная сторона любого деяния выражается в форме вины, представляющей собой психологическое и психическое отношения человека к тому, что он делает, и последствиям таких поступков. Возможно два варианта вины. Во-первых, умысел – осознание своих действий виновным лицом, предвидение негативного результата и желание его наступления.
Другой комментарий к Ст. 277 Уголовного кодекса Российской Федерации
1. Потерпевший — государственный или общественный деятель. К государственным деятелям следует относить руководителей и ответственных работников органов государственной власти всех ветвей, членов парламента России и субъектов Федерации, а к общественным — ответственных работников местного самоуправления, видных участников общественных объединений, известных правозащитников и т.п.
2. Объективная сторона преступления характеризуется посягательством на жизнь потерпевшего, т.е. его убийством или покушением на убийство. Преступление окончено независимо от наступления смерти потерпевшего.
3. Субъективная сторона характеризуется прямым умыслом и наличием альтернативной цели прекращения государственной или иной политической деятельности потерпевшего либо мотива мести за нее. Если убийство происходит в связи с деятельностью по расследованию или рассмотрению конкретного, например уголовного, дела, с исполнением судебного акта, с осуществлением деятельности по охране общественного порядка и обеспечению общественной безопасности, комментируемая статья не применяется (см. комментарий к ст. ст. 295 и 317 УК РФ).
4. Лицо от 14 до 16 лет отвечает по п. «б» ч. 2 ст. 105 УК РФ.