Согласно Повести временных лет, Аскольд и Дир – это варяги или (см)?

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Согласно Повести временных лет, Аскольд и Дир – это варяги или (см)?». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


Готский племенной союз имел шведское происхождение. Готы доминировали в Крыму вплоть до IV века, пока их не победили гунны. Король Германарих от такого унижения покончил жизнь самоубийством в свои 110 лет. После этого готским остаткам пришлось куда-то перебираться. Не в Киев ли? Если так, то Аскольд и Дир могли являться потомками готов Германариха. Конечно, в тот период они были язычниками.

Общепризнанная версия

Древнерусские летописи весьма скупо описывают жизнь Аскольда и Дира — они упоминаются в текстах лишь несколько раз. Нестор в «Повести временных лет» сообщает о том, что киевские князья прибыли на Русь вместе с Рюриком, но его родственниками не являлись, а входили в ближайшее окружение будущего новгородского государя. По прибытии они отпросились у своего командира для похода на Царьград и начали путь на юг. По дороге они посетили Киев, жители которого, на расспросы варягов об истории места, ответили: «Было три брата — Кий, Щек и Хорив, которые построили городок этот и умерли. Мы тут сидим, их потомки, и платим дань хазарам».

Византийский император отправился в поход со всем войском. Киевские князья узнали, что Константинополь остался без защиты и решили этим воспользоваться. На что были способны викинги, дело известное, но империи повезло: из-за налетевшего урагана корабли были выброшены на берег и разбиты.

Разумеется, многие были захвачены, и одним из пленных оказался сам князь-военачальник. Византийцы предпочли обратить его в христианство и заключить союзный договор. Так что можно допустить, что один из князей был крещён в Киеве, а второй – ещё в Константинополе.

Для закрепления успеха требовалось настолько заинтересовать варягов, чтобы все они согласились креститься. И с тех времён варяжские наёмники появились в гвардии византийских императоров.

Сложно себе представить, чтобы это были поклонники Тора и Одина. Приближённые к особе императора несомненно были христианами. А в Киеве была выстроена первая церковь, которая затем фигурировала при крещении Руси Владимиром Святославичем.

Царь-освободитель, Император Александр Николаевич, царствовал слишком двадцать шесть лет на пользу и славу русского царства. Во все время своего славного царствования, Александр Николаевич обращал главное свое внимание на внутренние дела России, на улучшение жизни подданных, и потому совершил очень много разных благодетельных преобразований.

Первым и самым важным делом Императора было освобождение крестьян от крепостной зависимости. В старину, до Бориса Годунова, крестьяне были совершенно свободными. Некоторые из них имели свою землю, а другие нанимали участки земли у помещиков. Если житье крестьянам на одном месте не нравилось, они свободно переходили на другое место. Сначала такие переходы крестьян происходили во всякое время года, а потом только по два раза в год: весной и осенью, около Юрьева или Егорьева дня. Часто случалось, что богатые землевладельцы переманивали на свои земли крестьян от бедных помещиков, а потому земли бедных помещиков нередко оставались пустыми. Между тем от бедных помещиков, так же, как и от богатых, казна требовала подати и войска. Вследствие этого некоторые разорялись и не могли исправно выполнять казенных повинностей. Чтобы прекратить переходы крестьян от одного помещика к другому, Борис Годунов издал указ о прикреплении крестьян к земле. По этому указу крестьяне должны были оставаться на тех самых местах, на которых их застал указ. С этого времени крестьяне были прикреплены к земле и стали крепостными.

В первое время после указа крепостные люди не испытывали ничего худого, но с течением времени положение их становилось все хуже и хуже. Многие помещики жестоко обходились с своими крепостными, например, наказывали их без суда, ссылали на поселение, отдавали без очереди в солдаты, продавали в рознь и т. п. Таким образом для большей части некоторых крепостных крестьян положение было невыносимо.

Уже со времени Петра Великого русские государи старались улучшить положение крепостных людей и принимали к тому разные меры, например, запрещали продавать крестьян в розницу, от более жестоких помещиков даже отбирали крестьян и т. п. Но Император Александр Николаевич решился совершенно уничтожить крепостное право. Он призвал в советники по этому делу дворян. Многие из дворян тогда же сами отказались от прав на своих крепостных и всеми силами старались помочь Государю в разработке Положения о новом устройстве крестьян. Народ с нетерпением ждал воли. Наконец желанный день свободы настал.

19-го Февраля 1861 года по воле Государя Императора Александра Николаевича был объявлен манифест об освобождении крестьян. Манифест этот заканчивался следующими словами: «Осени себя крестным знамением, Православный народ, и призови Божие благословение на твой свободный труд – залог твоего домашнего благополучия и блага общественного». Радостная весть о царской милости скоро разнеслась по всей России; много пролилось тогда слез радости, много вознеслось молитв к Богу за Царя-Освободителя. С того дня, согласно Положению, крестьяне постепенно начали приобретать усадебную оседлость – поля и другие угодья, и устраивать свою жизнь по-новому.

Вторым, не менее важным делом Царя-Освободителя было открытие Земских учреждений, которые явились через три года после освобождения крестьян. Одновременно с земскими учреждениями Государем Александром Николаевичем был издан устав для новых гласных судебных учреждений. В 1874 году сделано Императором четвертое важное преобразование, а именно: введена всесословная воинская повинность, лежавшая прежде только на крестьянах и мещанах. Много и других благодетельных преобразований и нововведений сделано Царем-Освободителем. Так, например, при нем проведено много железных дорог, открыто много банков и различных учебных заведений, особенно народных школ. При Императоре же Александре Николаевич, было отменено телесное наказание, уничтожен винный откуп, отменен соляной налог и пр.

Среди забот о благе своих подданных Император Александр Николаевич не забывал и братьев наших – придунайских славян, которые находились под властью турок. Турки в продолжение четырехсот лет угнетали славян, и наконец своим жестоким обращением вывели славян из терпения. Славяне обратились за помощью к нашему Государю. Тогда Император Александр Николаевич потребовал у турок улучшения быта славян. Турки не выполнили этого требования, и Царь-Освободитель объявил туркам войну за славян. После нескольких блестящих сражений русские войска одержали верх, и турки вынуждены были просить мира. Русская кровь была пролита на Дунае не даром: после войны почти все придунайские славяне были освобождены от власти турок; кроме того, образовано новое княжество Болгарское.

После этой славной войны Царь Освободитель опять посвятил себя заботам о благе подданных, но 1-го Марта 1881 г. Россия лишилась Отца-Благодетеля: Государь сделался жертвой нескольких злодеев и принял кончину мученика, оплакиваемый всей Россией.

2-го Марта 1881 г. на Всероссийский престол вступил сын в Бозе почившего Государя, ныне благополучно царствующий Государь Император и Самодержец Всероссийский Александр Александрович.

Противостояние с Новгородом

В 879 году умирает князь Рюрик, оставляя после себя несовершеннолетнего наследника — князя Игоря, опеку над которым принял его родственник Олег. Став правителем, Олег решил присоединить к своим владениям южные земли и отправился в поход на Киев в 882 году. По пути к Киеву Олег захватил города Смоленск и Любеч. Предвидя, что князья Аскольд и Дир, обладающие большим войском и не уступающие ему в воинском ремесле, не отдадут Киев без боя, князь Олег, действующий от имени Игоря, пошел на обман. Подплыв к Киеву, он оставил практически все войско свое на кораблях, а сам представился купцом, прибывшим из дальних стран. Он пригласил к себе князей киевских. Аскольд и Дир вышли на встречу к именитому гостю, но были схвачены воинами Олега и убиты.

Читайте также:  Иммиграционный план Канады на 2023 год - canadamania.ca

У Рюрика был сын Игорь, но он был «ещё очень мал». Поэтому Рюрик передал княжение своему родственнику Олегу, а также обязал Олега заботиться о сыне — будущем князе.Имя Олега — также скандинавское (Хельг, Helg), что означает «предвидящий», «вещий».

Олег захватывает Киев и делает его столицей (882 год)

Летопись сообщает, что в 882 году Олег захватил Киев. В поход выступила не только княжеская дружина, но и отряды варягов-наёмников, а также отряды, состоявшие из подчинённых Олегу племён (чудь, словене, меря, весь, кривичи).

Подойдя к Киеву, он хитростью заманил Аскольда и Дира в ловушку, а затем приказал убить, и овладел городом.

В ПВЛ есть небольшой рассказ о том, как Олег применил хитрость для завладения Киевом. Подплывая к городу, «спрятал он одних воинов в ладьях, а других оставил позади, и сам приступил, неся младенца Игоря. И подплыл к Угорской горе, спрятав своих воинов, и послал к Аскольду и Диру, говоря им, что-де «мы купцы, идем в Греки от Олега и княжича Игоря. Придите к нам, к родичам своим». Когда же Аскольд и Дир пришли, выскочили все остальные из ладей, и сказал Олег Аскольду и Диру: «Не князья вы и не княжеского рода, но я княжеского рода», и показал Игоря: «А это сын Рюрика». И убили Аскольда и Дира…».

Олег не стал возвращаться на север и обосновался в Киеве, собирая теперь дань ещё и с полян. Вскоре он совершил походы в земли древлян, северян и радимичей, также заставив их платить себе дань. Северяне и радимичи издавна платили дань хазарам. Олег запретил им впредь делать это, став для них новым каганом — именно этим титулом Олег и последующие киевские князья именовали себя.

Нельзя сказать, что господство Олега было тяжело для славян. Древляне платили «по черной кунице» с семьи. Радимичи и, возможно, северяне, платили «по щелягу, как и хазарам давали» («щеляг» — это, скорее всего, дирхем, т. е. серебряная арабская монета).

Таким образом, Древнерусское государство, раскинулось от Ладоги на севере до среднего течения Днепра на юге. Местопребыванием князя и дружины стал Киев.

Киев был выбран не случайно. Он стоял на военно-торговом пути, который связывал Русь с владениями Византии. Города Византийской империи, её столица Константинополь рассматривались русами двояко: как торговые партнёры и как объекты нападений, грабежей.

Каждый год в Киев со всех подчинённых земель свозились в виде дани огромные богатства: пушнина, мёд, воск. Лишь очень малая часть всего этого могла быть потреблена князем и дружиной. Всё остальное — горы мехов, мёда и прочего — было бесполезным, если это нельзя было продать и обратить в деньги и товары.

Киевскому князю и дружине требовался широкий торговый канал, по которому можно было бы ежегодно сбывать огромные объёмы товара. Такой канал мог быть налажен только с крупнейшим мировым торговым центром — Константинополем. (Напомним, что Хазарский каганат, с которым ранее Русь активно торговала, стал врагом Киева).

Однако в Константинополе русских купцов ждал не слишком любезный приём. И это не удивительно. В русах видели «варваров», язычников. Вероятно, не редки были вооружённые стычки между купцами из Руси и византийцами. К тому же, в Византии действовали жёсткие торговые правила, которые могли быть невыгоднымию и даже унизительными.

Все, кто торговал, должны были платить пошлины в пользу империи. К тому же купцы, приехавшие в Константинополь (неважно — из провинции империи или из другой страны) не имели права постоянно жить в столице, а их временное пребывание было жёстко ограниченно. Мы не знаем, какое время торговцы из Руси могли пребывать в Константинополе и его предместьях, но известно, что, «купцы из провинции могли оставаться в Константинополе лишь в течение месяца. Если они не успевали продать товар и закупить необходимое, эпарх менял цены, ускорял распродажу и предлагал иногородним тотчас покинуть столицу. Ослушников ждали конфискация, избиение, позорящая стрижка волос и изгнание. Иноземные же, сирийские, купцы могли торговать в Константинополе три месяца».

Думается, что русы — эти купцы-воины, которые в 860 году навели ужас на столицу империи не желали мириться с подобными условиями и отношением со стороны ромеев. Как бы то ни было, в 907 году состоялось ещё большее, чем 860, нашествие во главе с самим киевским князем Олегом. Причём, как показывает анализ ПВЛ, целью Олега был не только грабёж и взимание дани с Византии, но и установление максимально благоприятных и выгодных для Руси условий торговли и проживания купцов.

Поход Олега на Константинополь (907 год)

В ПВЛ сообщается, что вместе с княжеской дружиной в походе 907 года принимали участие варяги-наёмники, а представители племён словен, кривичей, чуди, мери, древлян, радимичей, полян, северян — и даже от вятичей, хорватов, дулебов, тиверцев, которые не были подчинены Киеву, но, видимо, выступили в поход как добровольные союзники. Часть воинов этого огромного войска плыла в ладьях, а часть шла по берегу.

Когда корабли приблизились к Константинополю, его жители перекрыли вход в залив Золотой Рог железной цепью. Тогда воины Олега высадились на берег и начали опустошать окрестности города, не щадя ни людей, ни домов, ни церквей.

В летописи есть рассказ о военно-технической хитрости Олега: «И повелел Олег своим воинам сделать колеса и поставить на колеса корабли. И когда подул попутный ветер, подняли они в поле паруса и пошли к городу. Греки же, увидев это, испугались и сказали, послав к Олегу: «Не губи города, дадим тебе дань, какую захочешь». Историки сомневаются в достоверности этого рассказа, в возможности такого предприятия, в его целесообразности и устрашающей силе. Олег, возможно, приказал своим воинам волоком перетащить суда по суше (подкладывая катки — отсюда «колёса»), чтобы миновать оборонительную цепь. Это, наверняка, произвело впечатление на греков. Однако мир был предложен греками не по этому, а потому, что у них не было в данный момент сил, чтобы прогнать Олега из под стен города и остановить разорение округи.

Византийцы запросили мира и предложили дань. Однако Олегу была нужна не только дань. Он был хозяином ситуации и воспользовался этим, чтобы максимально улучшить положение русских купцов, ежегодно приплывающих в Константинополь. Его послы заключили с императорами письменный договор, который дошёл до нас в составе ПВЛ.

Договор 911 года

В договоре значилось, что русские купцы могут торговать на рынке Константинополя «не уплачивая никаких сборов».

Более того, купцы из Руси получили невиданные привилегии:

— могли торговать в Константинополе и жить в его предместье до 6 месяцев в году;

— византийские власти обязывались каждый месяц выдавать русским купцам «хлеб, вино, мясо, рыбу и плоды», устраивать баню;

— византийские власти обязаны были давать купцам-русам на обратную дорогу «еду, якоря, канаты, паруса и что им нужно».

Византийцы же в свою очередь также настояли на своих условиях, которые Олег посчитал приемлемыми: «Если русские явятся не для торговли, то пусть не берут месячное; пусть запретит русский князь указом своим приходящим сюда русским творить бесчинства в селах и в стране нашей. Приходящие сюда русские пусть живут у церкви святого Мамонта, и пришлют к ним от нашего царства, и перепишут имена их, тогда возьмут полагающееся им месячное,— сперва те, кто пришли из Киева, затем из Чернигова, и из Переяславля, и из других городов. И пусть входят в город только через одни ворота в сопровождении царского мужа, без оружия, по 50 человек…». Требования византийцев были разумными. Видимо, между русскими и жителями империи часто происходили вооружённые стычки, в которых гибли люди, и крепла взаимная вражда, осложнявшая торговлю.

Читайте также:  Выплчиваются ли компенсации за санаторно курортное лечение военным пенсионерам

Олег с победой вернулся в Киев.

В Повести временных лет четко указанно, что Аскольд и Дир являются варяжскими дружинниками известного новгородского князя Рюрика. Вместе с ним они и отправились в поход на Царьград (Константинополь). Если же верить Никоновской летописи, они являются врагами Рюрика и устраивают восстание против князя.

Идя вниз по Днепру, варяги попали в город, который нынче является столицей Украины. В те времена в нем не было правителя, население же подчинялось хазарам, кому они и платили дань. Пришедшие в город варяги решили остановиться здесь и начать свое правление.

В Устюжской летописи четко были выделены цели Аскольда и Дира от похода на Константинополь — получение земель и начало своего правления на них. По мнению историка Бегунова, они превратились в хазарских вассалов. Такое мнение имеет право на жизнь, однако вероятней всего здесь было место соглашению сторон.

Ошибки, утвердившиеся в истории

Далее в летописях говорится, что, избавившись чудесным образом от жестоких завоевателей, Византия начала налаживать с Древнерусским государством дипломатические и торговые отношения, а также развивать на его территории миссионерскую деятельность. На этом основании появилось мнение, что в период правления Аскольда и Дира наши предки впервые обозначили свой поворот к христианству, и инициаторами этого стали их новоиспеченные князья. Широкое распространение оно получило благодаря публикации в 1847-1848 гг. капитального сочинения «История Русской Церкви», автором которого был видный богослов и крупный религиозный деятель архиепископ Филарет (Гумилевский).

Однако эта точка зрения, весьма популярная в народе, не имеет сколько-нибудь серьезного научного обоснования. Например, известный русский историк академик А. А. Шахматов (1864-1920) указывал на то, что киевские князья, состоявшие из-за территориальной близости в самых тесных отношениях с Хазарским каганатом, едва ли находились под влиянием византийских миссионеров и имели гораздо больше шансов сменить язычество на иудаизм, чем на христианство.

Однако мы отвлеклись от летописных источников… Далее в «Повести временных лет» описываются уже обстоятельства смерти Аскольда и Дира. В 882 году князь Олег, воевода Рюрика, после его смерти ставший регентом при малолетнем Игоре, пошел с походом на Смоленск. Впоследствии был захвачен и ряд других городов. Когда войско подошло к Киеву, Олег узнал, что здесь имеются свои князья. Чтобы избежать длительной осады сильного и крепкого Киева, князь решил хитростью выманить Аскольда и Дира из укрепленного города. Олег, скрыв своих воинов, назвался купцом, плывущим в греческие земли, и попросил привести к нему местных правителей. Когда же они вышли, князь объявил их незаконно захватившими власть, продемонстрировал им маленького Игоря, сына Рюрика, как истинного князя, имеющего все права на престол. После этого соправители были убиты, а Олег остался княжить в Киеве.

Историческая достоверность личностей Аскольда и Дира: версии и домыслы

Наше повествование о легендарных древнерусских князьях было бы неполным, если бы мы не затронули тему достоверности их фигур в целом. Известно, что по этому поводу историками до сих пор ведутся жаркие споры. И если историчность Аскольда не вызывает сомнений, то про Дира нельзя сказать столь же однозначно. Каждый читающий «Повесть временных лет», отметит для себя вторичность, второстепенность фигуры Дира по сравнению с Аскольдом. Согласно источникам, он не предпринимал никаких самостоятельных действий, и даже имя его всегда упоминается только вместе с Аскольдом, и никогда – отдельно. В связи с этим возникла версия, что на самом деле Аскольд и Дир – это один человек, раздвоенный волей позднейшего летописца, не разобравшегося в прозвищах. Еще В.Н. Татищев писал о том, что, возможно, «Дир» — это русская транскрипция сарматского слова «тирар», что означает «пасынок». Из этого делается вывод, что Аскольд – пасынок, но не Рюрика, а его жены. Поэтому его судьба и была столь плачевной – после смерти отца некому было его защитить, когда вдова Рюрика пожелала расчистить дорогу к власти своему родному сыну Игорю. Данная версия достаточно спорна, однако она вполне имеет право на существование. Если придерживаться такой точки зрения, то становится также ясным, почему Рюрик так легко отпустил Аскольда в поход на Царьград, почему не преследовал за вроде бы самовольный захват власти в Киеве.
Иная версия о раздвоении первоначально одного человека обращается к скандинавскому происхождению имени Аскольд. Если написать его латиницей, то получится Haskuldr или Hoskuldr. Как видно, в обоих случаях имеется окончание «dr», которое вполне могло оформиться как имя собственное. Вспомним, что и «Повесть временных лет», самое раннее свидетельство об Аскольде и Дире, писалась в XII веке, то есть почти три столетия спустя, а значит, произошедшее уже успело основательно забыться. Некоторые историки, полагающие, что Аскольд – потомок Кия, заявляют о славянском происхождении имени. Есть также версия, что оно образовалось от древнего самоназвания племени скифов – сколоты.
Корме того, Аскольд и Дир, как личности весьма загадочные, о которых известно крайне мало, породили большое количество различных версий у историков. Например, советский и российский археолог и исследователь славянской культуры Б.А. Рыбаков полагал, что существовало некое «аскольдово летописание» составленное из записей христиан во времена княжения Аскольда. Оно якобы и легло в основу «Повести временных лет» и других позднейших дошедших до нашего времени исторических источников. Такая версия нашла поддержку у некоторых советских и российских историков, однако все же большинство ученых признают ее вымышленной и мистифицированной.

Сейчас, по прошествии многих сотен лет, Аскольд и Дир видятся нам невинными жертвами, наличия которых всегда требует установление государственности и единой власти. Фигуры легендарных князей обрели отчасти романтический, отчасти мученический ореол. Если принимать на веру версию о принятии ими христианства, то они представляются обогнавшими время, людьми, уже тогда осознавшими важность единобожия для укрепления государственного строя. Русь в целом придет к этому много позже лишь при внуке Игоря, ради которого и были убиты киевские соправители.
Судьба Аскольда и Дира частично отражена в фильме 2008 года «Сага о викингах». Также нельзя не упомянуть и оперу А.Н. Верстовского «Аскольдова могила», написанную в 1835 году на основе романа М. Загоскина. Ни в романе, ни в либретто оперы, правда, нет ни слова о самом князе, но действие происходит в Древней Руси, во времена Святослава, главный герой – предполагаемый потомок, правнук Аскольда, Всеслав, а кульминационные моменты действия происходят как раз на могиле его прадеда.

Теории о происхождении Рюрика и его этнической принадлежности

Спор норманнистов и антинорманнистов относительно этнического происхождения основателя династии Рюриковичей не затихает уже почти три столетия. Описание каждой отдельной теории занимает достаточно много места, поэтому ниже они перечислены кратко:

  • Норманская теория – исходя из того, что в русских летописях Рюрик назван варягом, а варяги по различным источникам ассоциируются с норманнами или шведами, сторонники норманнской концепции считают Рюрика варягом-викингом из Скандинавии. По одной из версий, Рюриком являлся викинг Рорик Ютландский из династии Скьёльдунгов.
Читайте также:  Особенности удержания долга с больничного листа по решению суда

Славянские теории:

  • М. В. Ломоносов выводил Рюрика с варягами из пруссов, опираясь на топонимы и поздние летописи, которые заместили лексему «варяги» псевдоэтнонимом «немцы».
  • Австриец Герберштейн, будучи советником посла в Великом княжестве Московском в 1-й половине XVI века, одним из первых европейцев ознакомился с русскими летописями и связал название варягов со славянским прибалтийским племенем вагров.
  • Историк XIX века С. А. Гедеонов предположил, что Рюрик — это не собственное имя, а родовое прозвище Ререк правящей династии ободритов (онемеченное западнославянское племя).
  • В 30-х годах XIX века французским путешественником и писателем Ксавье Мармье в книге «Северные письма» было упомянуто народное предание о Рюрике и его братьях. Также, в начале XVIII века появляется ряд генеалогических трудов по династиям северо-немецкой земли Мекленбург, в которых упоминается Рюрик, как сын одного из вождей ободритов.
  • Согласно Иоакимовской летописи, Рюрик был сыном неизвестного варяжского князя в Финляндии от Умилы, средней дочери славянского старейшины Гостомысла.
  • Д. И. Иловайский летописный рассказ о призвании варягов считал полностью легендарным, и на основании этого отвергал всё связанное с Рюриком. Являясь сторонником южного происхождения Руси, он возводил русских к упоминаемому в античных источника племени роксалан, проживавших в среднем Поднепровье

Повесть временных лет — книга, из которой специалисты и черпают информацию про историю времен Киевской Руси. Достоверность же изложенных данных вызывает немало сомнений. Однако кроме этого имеются и другие источники, в которых многие факты Повести временных лет описываются совсем по-иному. Такие летописи переписывали далеко не один раз, отсюда могли и появиться ошибки. Другая же версия — заинтересованность в неправдивых данных со стороны определенных лиц. У некоторых экспертов есть мнение, что Нестор излагал не только реальные данные, но и немного переделывал их.

Восстановить же картину, касающуюся жизни в те времена, также помогаю византийские и европейские летописи, арабские документы.

Смерть Рюрика застала всех врасплох. Опекуном же его сына стал Олег, который вместе с этим тем самым стал и главой Новгорода. Он открыто заявлял о своей вражде к хазарам, а уже в 882 году им был организован поход на Киев, чтобы навсегда сместить власть самозванцев. Город этот тогда переживал не лучшие времена, поэтому для отпора нужно было предпринимать срочные меры.

В свой поход Олег взял и наследника Рюрика Игоря, которого он планировать посадить на киевский трон. Он обманом выманил Аскольда и Дира из-за стен надежной крепости, указав в разговоре с ними, что последние не являются князьями и тем более не принадлежат к знаменитому роду. На престол должен был сесть наследник Рюрика. Аскольда и Дира при этом было убито.

Польский историк Януш Длугош, который в основном занимался пересказами древнерусских летописей, утверждает, что Аскольд и Дир были наследными правителями Киева. Он уверен, что они были прямыми потомками Кия, основавшего город. Тем самым он хотел доказать, что Киев имел польские корни. По его мнению, Кий был наследником польской династии.

Норманнская теория: как к ней относиться

Дискуссия о роли скандинавов (норманнов) в формировании русской государственности должна рассматриваться в двух плоскостях — научной и идеологической.

С научной точки зрения норманнский вопрос в целом был решен в конце XIX века, когда лингвистами, главным среди которых был великий датский ученый Вильгельм Томсен, было обосновано скандинавское происхождение десятков имен и названий, известных из древнерусских источников и византийских, греческих, описаний Руси: слов «русь» и «варяги», имен Рюрик, Олег, Игорь и т. д. Не подлежит никакому сомнению, что на Руси с VIII века присутствовало значительное число скандинавов. Изучение роли скандинавского компонента в формировании древнерусской культуры продолжается и остается одним из важнейших и актуальных вопросов русской истории.

Однако есть и идеологический вопрос, уходящий еще в XVII век, когда сведениями о скандинавских истоках Руси воспользовались шведские историки для оправдания шведской экспансии в Восточной Европе того времени. Эта трактовка вызвала ответное отрицание всяческой связи Руси и варягов со Скандинавией со стороны российских идеологов XVIII века, самым ярким среди которых был М. В. Ломоносов. К концу XIX века противников норманнской теории практически не осталось, антинорманнизм умер естественной смертью, и его возрождение стало возможным лишь в условиях сталинской диктатуры — оно было вызвано отторжением нацистской пропаганды расового превосходства германцев над славянами. Однако возрождение это было и остается временным и объясняется исключительно вопросами идеологии — научные аргументы антинорманнизма отсутствуют.

Хронология киевских князей с 860 г. до 1236 г.

Ниже перечислены все киевские князья с 860 года до 1236 года. Указана дата начала правления, возраст князя на момент начала княжения, срок правления

Год начала правления / Князь Возраст князя Лет правления
860 г. Аскольд и Дир 22
882 г. Олег Вещий 19 30
912 г. Игорь Рюрикович 34 33
945 г. Ольга 55 19
964 г. Святослав Игоревич 22 8
972 г. Ярополк Святославич 6
978 г. Владимир Святославич Великий 18 37
1015 г. Святополк Окаянный 36 4
1019 г. Ярослав Мудрый 41 35
1054 г. Изяслав Ярославич 30 14
1068 г. Всеслав Брячиславич 39 1
1069 г. Изяслав Ярославич 45 4
1073 г. Святослав Ярославич 46 3
1076 г. Всеволод Ярославич 46 1
1077 г. Изяслав Ярославич 53 1
1078 г. Всеволод Ярославич 48 15
1093 г. Святополк Изяславич 43 20
1113 г. Владимир Всеволодович Мономах 60 12
1125 г. Мстислав Владимирович Великий 49 7
1132 г. Ярополк Владимирович 50 7
1139 г. Вячеслав Владимирович 56
1139 г. Всеволод Ольгович 55 7
1146 г. Игорь Ольгович
1146 г. Изяслав Мстиславич 49 3
1149 г. Юрий Владимирович Долгорукий 59 1
1150 г. Вячеслав Владимирович 67
1150 г. Изяслав Мстиславич 53
1150 г. Юрий Владимирович Долгорукий 60 1
1151 г. Изяслав Мстиславич 54 3
1151 г. Вячеслав Владимирович 68 3
1154 г. Ростислав Мстиславич 64
1154 г. Изяслав Давыдович 1
1155 г. Юрий Владимирович Долгорукий 65 2
1157 г. Изяслав Давыдович 2
1159 г. Ростислав Мстиславич 51 2
1161 г. Изяслав Давыдович
1161 г. Ростислав Мстиславич 53 6
1167 г. Владимир Мстиславич 35
1167 г. Мстислав Изяславич 41 2
1169 г. Глеб Юрьевич 1
1170 г. Мстислав Изяславич 44
1170 г. Глеб Юрьевич 1
1171 г. Владимир Мстиславич 39
1171 г. Роман Ростиславич 2
1173 г. Михаил Юрьевич
1173 г. Всеволод Юрьевич Большое Гнездо 19
1173 г. Рюрик Ростиславич
1173 г. Ярослав Изяславич 1
1174 г. Святослав Всеволодович 51
1174 г. Ярослав Изяславич
1174 г. Роман Ростиславич 2
1176 г. Святослав Всеволодович 53 5
1181 г. Рюрик Ростиславич
1181 г. Святослав Всеволодович 58 13
1194 г. Рюрик Ростиславич 8
1202 г. Роман Мстиславич 52
1202 г. Ингварь Ярославич 50 1
1203 г. Рюрик Ростиславич 1
1204 г. Роман Мстиславич 54
1204 г. Ростислав Рюрикович 32 1
1205 г. Рюрик Ростиславич
1206 г. Всеволод Святославич Чермный 1
1207 г. Рюрик Ростиславич 3
1210 г. Всеволод Святославич Чермный 2
1212 г. Ингварь Ярославич 60 2
1212 г. Мстислав Романович Старый
1214 г. Всеволод Святославич Чермный
1214 г. Мстислав Романович Старый 9
1223 г. Владимир Рюрикович 36 12
1235 г. Изяслав (Мстиславич или Владимирович) 1
1236 г. Ярослав Всеволодович 45 2
1238 г. Михаил Всеволодович 59 2
1240 г. Ростислав Мстиславич
1240 г. Даниил Романович Галицкий 39
1240 г. Михаил Всеволодович 61 3
1243 г. Ярослав Всеволодович 52 3
1246 г. Александр Ярославич Невский 25 17
1263 г. Ярослав Ярославич 33 9


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *