Производственная травма по дороге на работу судебная практика
Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Производственная травма по дороге на работу судебная практика». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Если работник попал в аварию по дороге на работу, необходимо уведомить об этом работодателя, чтобы работодатель не рассматривал этот несчастный случай как несчастный случай на рабочем месте. Своевременное уведомление руководства агентства поможет избежать наказания.
Практика подтверждает, что для признания происшествия связанным с производством страховым НС необходимо, чтобы повреждение здоровья было получено в рабочее время и в связи с выполнением застрахованным лицом действий, обусловленных трудовыми отношениями с работодателем либо совершаемых в его интересах. Никакие другие обстоятельства (место получения травмы, принадлежность транспортного средства, дата обращения за медицинской помощью и т. д.) не могут влиять:
-
на выводы созданной работодателем комиссии по расследованию НС;
-
на решение органа ФСС.
Какие действия должен предпринять работник?
Затем следует обратиться за медицинской помощью. Если вы не можете сделать это самостоятельно, например, потому что сломали ногу, попросите третье лицо вызвать скорую помощь или обратиться в травмпункт. После этого вы должны сообщить врачу о своей травме.
После лечения вы должны предоставить своему работодателю следующие документы
- справка о нетрудоспособности; и
- Форма № медицинской выставки 315/у описание травмы и оценка ее тяжести, и
- Форма справки № 316/номер, относящийся к диагнозу.
Несчастные случаи, произошедшие на корпоративе/в командировке/в обеденное время
Травмы на корпоративных мероприятиях
Характеристика расследования и последующей процедуры зависит от того, было ли корпоративное мероприятие добровольным и по согласию работника или по приказу работодателя. Государственные инспекторы разъясняют это еще до начала расследования — если инцидент произошел на основании приказа, то это обязанность сотрудника, и использование его в непрофессиональном качестве находится в рамках закона.
Травмы во время командировки или служебной поездки
Своей деятельностью во время командировки сотрудники выполняют обязанности по своей должности. Поэтому любая травма классифицируется как производственная травма.
Травмы во время обеда на территории предприятия
С одной стороны, согласно российскому трудовому законодательству, время приема пищи не включается в рабочее время, но с другой стороны, если человек не покидает территорию компании, он все равно находится на службе. Поэтому рекомендуется исследовать такие ситуации, но выводы о соответствии могут быть сделаны только на основе проведенного анализа.
Травмирование по пути на работу или с работы
Работник может травмироваться, не только находясь в организации, но и направляясь к месту своего трудоустройства или по пути с работы. При этом не всякий несчастный случай будет считаться связанным с производством.
Если человек вышел из дома на работу и упал у подъезда, полученные травмы никак не будут связаны с его трудовой деятельностью. Организация не будет расследовать происшествие, когда сотрудник, направляясь домой с работы, попадет под машину. Все эти события носят бытовой характер, а полученные травмы признаются не относящимися к производству.
Травма по пути на работу считается производственной, если она была получена работником при перемещении:
- на автомобиле, принадлежащем организации;
- личной машине, если она используется в служебных целях;
- пешком или на любом транспорте, в том числе общественном, для выполнения поручений руководства.
Например, если сотрудник ехал в налоговую для сдачи отчета фирмы на служебном автомобиле, попал в аварию и получил телесные повреждения, этот случай будет признан производственным.
Порядок выплат при производственной травме на работе
Социальный фонд сам рассчитывает выплаты и удерживает НДФЛ. Работодатель должен собрать и направить в ФСС документы на оформление выплат, например:
- приказ о проведении расследования;
- акт по форме Н-1;
- больничный лист с пометкой о производственной травме;
- медицинское заключение с диагнозом и степенью тяжести травмы;
- трудовой договор с сотрудником;
- трудовую книжку и другие.
Несчастный случай, не связанный с производством: как быть?
Заключение о травме по дороге на работу, не связанной с производством, выносится комиссией и оформляется не по образцу Н-1, а в произвольном порядке.
На предприятиях часто наблюдается тот факт, что работники не обращаются с заявлением о происшествии. В таком случае, ответственность ложится на работодателя. По закону, срока давности рассмотрения несчастных случаев на предприятии нет. Но, если дело не расследовать, то в будущем могут повториться несчастные случаи. Вдобавок ко всему, работник может подать исковое заявление в трудовую инспекцию, а на работодателя могут наложить административную ответственность.
Работник по дороге на работу мог получить бытовую травму, не связанную с производством. Если трудящийся не обращается к работодателю с заявлением о случившемся, то глава компании может самостоятельно потребовать объяснения случившемуся.
Для того, чтобы в будущем избежать возможных проблем, работодателю рекомендуется оформить ряд документов:
- Объяснительная, полученная от сотрудника и от очевидцев произошедшего;
- Акт о получении бытовой травмы (не связанной с производством);
- Больничный лист трудящегося, полученный им в медицинском учреждении.
Производственная травма вне рабочего места
При определении, является ли полученная травма производственной, нужно опираться на главное – получена ли она при выполнении условий трудового договора? Считается ли дорога на работу производственной травмой? Например, являются производственными, а значит работодатель несет за них полную ответственность, такие ситуации, как:
- Травма, полученная во время обеденного перерыва, который установлен в дневном распорядке предприятия;
- Производственная травма по дороге на работу на транспорте, который предоставил работодатель;
- Производственная травма по дороге с работы домой на транспорте, который предоставил работодатель;
Но если на время обеда сотрудник освобождается от обязанностей, прописанных в трудовом договоре, или если он обедает не по распорядку, то признать такую травму производственной будет крайне сложно. Но производственная травма по дороге домой – вполне возможный вариант.
Ещё одним фактором, позволяющим классифицировать травму как производственную, может быть распоряжение работодателя. То есть если сотрудник получил увечье, когда двигался к рабочему месту по распоряжению своего начальника. И при этом абсолютно не важно, на каком именно транспорте сотрудник следовал на своё рабочее место. Даже производственная травма по дороге на работу пешком будет причиной требовать компенсацию.
Также обратите внимание на то, что случаи производственной травмы, и то, кто несет за них ответственность, что должно выплачиваться и другие важные факторы, могут быть изменены только законодательно, правительством Российской Федерации. Работодатель не имеет никакого права диктовать, какие случаи являются производственной травмой, или ограничивать сотрудника в получении каких-нибудь обязательных выплат, гарантий.
Несчастный случай, не связанный с производством
Заключение о травме по дороге на работу, не связанной с производством, выносится комиссией и оформляется не по образцу Н-1, в произвольном порядке.
На предприятиях часто наблюдается тот факт, что работники не обращаются с заявлением о происшествии. В таком случае, ответственность ложится на работодателя. По закону, срока давности рассмотрения несчастных случаев на предприятии нет. Но, если дело не расследовать, то в будущем могут повториться несчастные случаи. Вдобавок ко всему, работник может подать исковое заявление в трудовую инспекцию, а на работодателя могут наложить административную ответственность.
Работник по дороге на работу мог получить бытовую травму, не связанную с производством. Если трудящийся не обращается к работодателю с заявлением о случившемся, то глава компании может самостоятельно потребовать объяснения случившемуся.
Для того, чтобы в будущем избежать возможных проблем, работодателю рекомендуется оформить ряд документов:
- Объяснительная, полученная от сотрудника и от очевидцев произошедшего;
- Акт о получении бытовой травмы (не связанной с производством);
- Больничный лист трудящегося, полученный им в медицинском учреждении.
Что считается производственной травмой по дороге на работу?
Сразу стоит отметить, что Трудовой Кодекс РФ определяет перечень ситуаций, при которых увечья полученные по пути на работу считаются производственными, это актуально даже в случае несчастного случая. Так, к примеру, повреждения по дороге на работу будут учитываться, если работник использовал служебный транспорт, который предоставил работодатель. Между прочим, это относится и к направлению в сторону работы, и к пути с нее.
Производственная травма по дороге на работу может возникнуть во время командировки, которая также подлежит расследованию. Трудовой Кодекс РФ регламентирует служебную поездку в командировку в оба конца, как путь на работу. В данной ситуации признается поездка и на служебном транспорте, и на общественном.
Согласно ТК РФ, соответствующее увечье по дороге на работу регламентируется ст. 227, а в частности пункт 3.
Условно их можно разделить на следующие виды:
- Телесные повреждения. В данный перечень входят различные травмы, при этом обязательно учитываются и повреждения, которые возникли вследствие действий иных лиц;
- Иные повреждения. Сотрудник может получить повреждения иного характера, к которым относят повреждение излучением, электричеством или молнией, а также ожоги, тепловой удар и даже обморожение;
- Животные и насекомые. Сюда относят любые телесные повреждения, к примеру — укусы, нанесенные по дороге на службу;
- Чрезвычайные обстоятельства. Производственная травма может возникнуть вследствие разрушений, стихийных бедствий, аварий или взрывов;
- Иные повреждения. Считаются производственными травмами, если они вызвали потерю трудоспособности (постоянную или временную), требуют перевод с основного места деятельности, а также повреждения с летальным исходом.
Штраф за отказ расследовать несчастный случай
Штраф может наложить госинспектор труда, опираясь на результаты проверки, инициируемой на основании обращения пострадавшего работника.
Часто работодатели отказываются от проведения расследования несчастного случая. Но у работника есть право написать заявление в ГИТ. Инспектор тщательно и единолично расследует несчастный случай, не опираясь на какие-либо доводы, исходящие от других людей. Компания и директор будут оштрафованы, если инспектор подтвердит факт несчастного случая (ч. первая ст. 5.27.1 ). Основанием для наказания станет то, что работодатель не проинформировал соответствующие инстанции о несчастном случае и бездействовал.
Также работник может подать жалобу в ГИТ, если его не устаивают результаты расследования комиссии. Бывает, что, проведя дополнительную проверку, контролер составляет иное мнение и квалифицирует несчастный случай как производственную травму. Тогда работодателя обяжут составить новый акт. Вряд ли работодатель сможет обжаловать решение инспектора – практика показывает, что представители судов в таких спорах обычно на стороне ГИТ.
Особым случаем будет такой пример, когда работник будет выходить из служебного транспорта и в этот момент получит травму. Если травма получена вследствие неисправности данного транспорта (например, работник поскользнулся из-за скользкой ступеньки автобуса), то она считается производственной. Если он получил травму вследствие скользкого асфальта на остановке — травма считается бытовой. Но и тут есть особенность — если остановка либо иная местность, на которой происходит посадка/высадка, является собственностью работодателя, то тогда также имеет место быть производственная травма по дороге на работу.
Если повреждения не классифицируются как производственные, они являются бытовой травмой. Однако данный несчастный случай фиксируется больничным листом и, при наличии, соответствующей страховой компанией (её комиссией), поэтому работодатель обязан выплачивать пособие работнику согласно больничному листу до его выздоровления.
Производственная травма на производстве: что грозит работодателю
Сюда же можно отнести необходимость материально обеспечивать работу комиссии по расследованию НС, организовывать и финансировать мероприятия, которые ей нужны для выполнения своих функций: транспортировку членов комиссии на место происшествия, проведение исследований, испытаний, замеров, привлечение узких специалистов или профильных организаций.
Второе, что грозит работодателю, на производстве у которого была допущена производственная травма, — это связанная с ней внеплановая проверка ГИТ. Как правило, это происходит после групповых, смертельных несчастных случаев, а также случаев тяжелого травмирования (особенно когда человек надолго утратил трудоспособность либо остался инвалидом). С проверкой могут прийти и специализированные надзорные органы. Например, после несчастного случая, связанного с обслуживанием электроустановки, на проверку явятся и инспекторы Госэнергонадзора.
В список того, что грозит работодателю, на производстве у которого зафиксирована производственная травма, входят также административная и уголовная ответственность.
Как сотруднику оформить производственную травму
Пострадавшему нужно сразу сообщить о травме руководству. При этом с него снимаются все формальности, он не должен писать заявление или обращаться к работодателю в особом порядке. Достаточно сообщить по телефону, СМС или устно.
Затем сотрудник должен получить медицинскую помощь как можно скорее. Все зависит от характера травмы. При легких повреждениях он может обратиться в медпункт или больницу сам, при тяжелых — дождаться скорой помощи. Работник должен сообщить медикам, что получил травму на рабочем месте. Дорабатывать смену он не обязан.
Когда работник получит документы, подтверждающие травму, ему нужно сразу передать их руководству для обращения в ФСС. Если сотрудник хочет возместить траты на лечение и реабилитацию, кроме больничного листа нужно передать все квитанции, хозрасчеты и счета в подтверждение расходов.
Как проводится расследование
Если была получена производственная травма по дороге на работу, сложившуюся ситуацию будут рассматривать в течение установленного срока. Его продолжительность зависит от степени увечий. Если нанесен легкий ущерб, решение будет принято в течение 3 суток. В ситуации, когда лицо получило тяжелую производственную травму, период продлевается до 15 дней.
Если сотрудник пострадал в пути на работу, он может инициировать рассмотрение ситуации, подав письменное обращение работодателю.
Необходимо указать связь травмы и производственного процесса, а также дополнить заявление заключением врачей.
Если рассматривается несчастный случай по дороге на работу, нужно оформить следующую документацию:
- приказ о создании комиссии на предприятии, на которую возложены обязанности по рассмотрению сложившейся ситуации;
- задокументированный осмотр производственного помещения или иного места происшествия, его план и схема;
- протоколы, составленные на основании опроса свидетелей, если они имеются;
- вывод о степени производственной травмы;
- результат экспертизы на присутствие в крови у пострадавшего алкоголя или наркотических веществ;
- итоговый протокол комиссии, в котором указывается, признают ли травму производственной;
- внесение записи в журнал несчастных случаев.