Признание недвижимости бесхозяйной анализ постановления президиума вас РФ
Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Признание недвижимости бесхозяйной анализ постановления президиума вас РФ». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Когда недвижимость является по закону бесхозяйной, то специализированные государственные органы ставят ее на учет. Когда имущество числится на учете период более года, то некоторые лица вправе заявлять свои права на владения. До истечения годовалого периода подавать прошение о признании прав собственности недопустимо по законодательным нормам.
Порядок принятия бесхозяйного имущества в муниципальную собственность
Порядок принятия бесхозяйного имущества в муниципальную собственность
Сегодня каждый муниципалитет является полноправным участником практически всех гражданско-правовых отношений. Эти отношения проявляются в первую очередь при формировании муниципальной собственности. Один из способов такого формирования — приобретение права муниципальной собственности на бесхозяйное имущество.
Муниципальная собственность составляет экономическую основу муниципального образованна и включает имущество городских и сельских поселений, а также финансы, которые выделены в отдельную составляющую и представляют собой совокупность денежных средств, формируемых и используемых для решения вопросов местного значения.
Статья 50 Федерального закона от 03 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее — Федеральный закон ) содержит весьма обширный перечень имущества, который может находиться в собственности муниципального образования и использоваться для решения вопросов местного значения. С принятием Федерального закона 3 пополнение муниципальной казны происходит в основном за счет перераспределения федерального, регионального и муниципального имущества. Хотя муниципалитет вправе приобретать имущество и другими способами. Одним из таких спосо6ов является приобретение права собственности на бесхозяйное имущество.
Каждое муниципальное образование имеет на своей территории брошеные и бесхозяйные объекты недвижимости, и это не только здания и сооружения, но и объекты социальной инфраструктуры (теплосети, электросети и т. п.). Первоочередная задача для муниципалитетов в сфере управления имуществом — выявление таких объектов с последующим их оформлением в муниципальную собственность. А если говорить об объектах инфраструктуры, то это еще и необходимость, так как отсутствие собственника и хозяина у таких объектов создает угрозу безопасности.
Пример
По материалам прокуратуры Астраханской области в ходе прокурорской проверки исполнения законодательства об автомобильных дорогах и дорожной деятельности в одном из муниципалитетов Черноярского района выявлено 5 км бесхозяйной автомобильной дороги общего пользования. Органы прокуратуры установили, что бездействие муниципалитета по принятию в собственность данного объекта недвижимости создает угрозу безопасности дорожного движения на территории муниципального образования, и обратились с иском в суд. Решением Черноярского районного суда Астраханской области — 10.03.2010 исковые требования прокурора района удовлетворены. Суд обязал муниципалитет принять меры по постановке бесхозяйной автомобильной дороги на учет и осуществить государственную регистрацию прав на недвижимое имущество
Приобретение бесхозяйного имущества в собственность муниципалитета позволяет не только обеспечить надлежащее функционирование объектов, но и вовлечь их в оборот, тем самым пополняя доходную часть бюджета.
Пример
Дукинское сельское поселение Солнечного муниципального района Хабаровского края в 2009г. оформило право муниципальной собственности на бесхозяйный объект недвижимости — железнодорожный тупик. По оценкам ежемесячная арендная плата за данный объект составляет около 80 тыс. руб. Если сдать его в аренду, доходная часть бюджета сельского поселения увеличится ориентировочно на 1 млн. руб. в год, а при продаже объекта разовый доход составит около 2,5 млн. руб.
Перечень имущества, содержащийся в ст. 50 Федерального закона , предполагает его использование при решении вопросов местного значения для осуществления государственных полномочий и обеспечения деятельности органов и должностных лиц местного самоуправления, работников муниципальных предприятий и учреждений. Таким образом, законодатель прямо определяет критерии для использования имущества, которое может находиться в собственности муниципального образования. Вместе с тем ст. 50 Федерального закона не может рассматриваться как формирующая закрытый перечень имущества, которое может находиться в муниципальной собственности (Определение Конституционного Суда РФ -0).
Правовое регулирование вопросов учета, присвоения, приобретения в собственность бесхозяйного имущества
Правовой режим бесхозяйных вещей, а также правила их присвоения закреплены в гражданском законодательстве. Вопросы, касающиеся принятия на учет и снятия с учета бесхозяйных недвижимых вещей, регулируются Положением о принятии на учет бесхозяйных недвижимых вещей, утв. Правительством РФ . Порядок учета, оценки и реализации имущества, признанного в установленном порядке бесхозяйным, закреплен в Положении «О порядке учета, оценки и реализации конфискованного, бесхозяйного имущества, имущества, перешедшего по праву наследования к государству, и кладов» утв. постановлением Совета Министров СССР , и Инструкции, изданной в соответствии с ним Минфином СССР, .
АДВОКАТСКАЯ ПАЛАТА СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ
Общество посчитало данные действия управления незаконными и обратилось в арбитражный суд с заявлением об обязании управления аннулировать в ЕГРП запись о принятии на учет здания.
Генеральный директор Юридического бюро «Падва и Эпштейн» Павел Герасимов считает позицию ВС не до конца однозначной. По его мнению, подход, отраженный в Постановлении № 10/22, направлен на уход от формализма.
Если владелец не зарегистрировал свое право собственности на недвижимость, это еще не основание признать ее бесхозяйной (постановление Президиума ВАС от 02.07.2013 № 1150/13 по делу № А76-24747/2011).
Через год после принятия бесхозяйной недвижимости на учет муниципалитет может обратиться в суд с иском о признании права муниципальной собственности на нее (п. 3 ст. 225 ГК).
Правила по присвоению бесхозяйных движимых и недвижимых материальных ценностей
Приобретение права собственности может быть осуществлено, в общем случае, по приобретательской давности (ст. 234). Так, если лицо не является собственником, но добросовестно и непрерывно владеет имуществом как личным, действуют следующие сроки для признания имущественного права:
- на недвижимость – 15 лет;
- на иные виды имущества – 5 лет.
Частные случаи приобретения имущественных прав на бесхозяйные вещи наступают в силу обстоятельств и понятий закона:
- при отказе собственника от прав на вещь (ст. 226);
- при обнаружении потерянной материальной ценности (ст. 227 и 228);
- при нахождении клада (ст. 233);
- при задержании безнадзорного скота или прочих домашних животных (ст. 230 и 231).
Вышеуказанные частные случаи позволяют осуществить приобретение права собственности значительно быстрее общих нормативных сроков.
Как признать имущество бесхозным
Судья при подготовке дела к судебному разбирательству выясняет, какие лица (собственники, фактические владельцы и другие) могут дать сведения о принадлежности имущества, а также запрашивает об имеющихся о нем сведениях соответствующие организации.
Заявление о признании вещи бесхозяйной или о признании права собственности на бесхозяйную недвижимую вещь рассматривается судом с участием заинтересованных лиц .
Суд, признав, что собственник отказался от права собственности на движимую вещь (что недвижимая вещь не имеет собственника или собственник недвижимой вещи неизвестен и она принята на учет в установленном порядке), принимает решение:
- о признании движимой вещи бесхозяйной и передаче ее в собственность лица, вступившего во владение ею – для движимых вещей;
- о признании права муниципальной собственности либо собственности города федерального значения Москвы или Санкт-Петербурга на эту вещь — для недвижимых вещей.
Нормы о переходе бесхозяйной недвижимости к публичному собственнику
Ч. 3 ст. 225 Кодекса устанавливает понятие, что имущество, для которого собственник не определен или неизвестен, может быть передано в собственность публично-правовому образованию.
Право на бесхозяйные вещи возникает:
- у муниципальных образований;
- у населенных пунктов федерального уровня.
Ч. 3 и ч. 4 ст. 225 Кодекса содержат идентичные понятия о правилах перехода прав собственности к вышеуказанным публично-правовым образованиям. Различие заключается лишь в субъектах, для которых определяется приобретение.
Порядок принятия на учет бесхозяйных недвижимых вещей и признания прав на них в обоих случаях выглядит так:
- орган местной администрации или госорган обращаются в регистрирующий орган, подавая заявление о признании движимой вещи бесхозяйной;
- по прошествии года уполномоченная структура муниципального образования или населенного пункта федерального уровня подает иск в суд о признании имущественных прав;
- суд выносит решение по представленному иску о признании права за соответствующим публично-правовым объединением;
- после решения суда по иску производится госрегистрация имущественных прав.
Что делать, когда обнаружил недостатки оказанной услуги
Когда вы обнаружили недостатки оказанной вам услуги, нужно предъявить правильное законное требование исполнителю.
Закон содержит перечень требований, которые вы можете предъявить исполнителю в случае обнаружения недостатков оказанной вам услуги.
- безвозмездно устранить обнаруженные вами недостатки
- уменьшить цену оказанной услуги
- возмещения понесенных вами расходов по устранению недостатков оказанной услуги своими силами или третьими лицами
И потребовать возврата уплаченной по договору денежной суммы, а также полного возмещения убытков можно, если вы обнаружили существенные недостатки оказанной услуги, либо, если в установленный законом срок исполнитель не удовлетворил ваше требование о безвозмездном устранении недостатков.
Мы подготовили для вас образцы претензий на некачественную услугу на любой случай.
- сколько времени прошло с момента приемки результата оказанной услуги,
- в период гарантийного срока или за его пределами обнаружен недостаток
- от характера недостатка (является ли он существенным и устранимым)
В случае, если исполнитель не удовлетворил ваше требование добровольно, то для защиты ваших прав нужно подготовить и подать заявление в суд.
Для исполнителя в этом случае наступают правовые последствия в виде обязанности заплатить вам неустойку и штраф, а также возместить все понесенные вами убытки.
Мы подготовили для вас подробное руководство что делать в случае, если вам оказали некачественную услугу.
- как правильно выбрать и предъявить требование по недостаткам оказанной услуги
- какой срок для удовлетворения ваших требований установлен законом
- какую неустойку заплатит вам исполнитель и как её получить
- как подать заявление в суд и вернуть деньги за некачественную услугу
но лучше эффективно. Поэтому бесплатно посоветуйтесь с нами как поступить.
Уточнен порядок принятия на учет бесхозяйной недвижимости
Установлено, что в случае, если в государственном кадастре недвижимости в течение 5 лет с даты присвоения кадастровых номеров ранее учтенным зданиям, сооружениям, помещениям, объектам незавершенного строительства отсутствуют сведения о правах на такие объекты недвижимости или о вещных правах на земельные участки, на которых расположены такие объекты недвижимости, орган кадастрового учета в течение 10 рабочих дней по истечении указанного срока будет направлять сведения о таких объектах недвижимости в уполномоченные органы местного самоуправления городских, сельских поселений, городских округов, а если такие объекты недвижимости находятся на межселенных территориях, — в органы местного самоуправления муниципальных районов или, если такие объекты недвижимости находятся на территориях субъектов РФ — городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга, Севастополя, в уполномоченные государственные органы соответствующего субъекта РФ — города федерального значения. Соответствующий орган будет инициировать процедуру признания объекта недвижимого имущества бесхозяйным в установленном порядке.
Это правило не применяется к зданиям, сооружениям, если осуществлена государственная регистрация права собственности хотя бы на одно помещение, расположенное в таком здании, сооружении, к многоквартирным домам, а также помещениям, расположенным в многоквартирном доме и составляющим общее имущество в нем.
Также Федеральным законом уточнен порядок представления документов на государственную регистрацию прав. Так, лицо, в отношении которого принят акт органа государственной власти или акт органа местного самоуправления либо которым совершена сделка с органом государственной власти или органом местного самоуправления, в том числе на основании такого акта, вправе представить заявление о государственной регистрации соответствующих права, ограничения (обременения) права на недвижимое имущество либо сделки и необходимые для государственной регистрации документы по собственной инициативе.
Федеральный закон вступает в силу с 1 декабря 2015 года.
Приложение. Порядок принятия на учет бесхозяйных недвижимых вещей
Приложение
к приказу Министерства
экономического развития РФ
от 10 декабря 2015 г. N 931
Порядок
принятия на учет бесхозяйных недвижимых вещей
1. Настоящий Порядок в соответствии с Федеральным законом от 13 июля 2015 г. N 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости»* (далее — Закон) устанавливает единый для Российской Федерации порядок принятия на учет бесхозяйных недвижимых вещей.
2. Принятие на учет бесхозяйных недвижимых вещей осуществляют: федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в области государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав (далее — федеральный орган, орган регистрации прав);
территориальные органы федерального органа в области государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав (далее — орган регистрации прав).
На основании решений федерального органа принятие на учет бесхозяйных недвижимых вещей может осуществлять подведомственное ему государственное бюджетное учреждение (далее — орган регистрации прав).
3. На учет принимаются здания, сооружения, помещения (далее — объекты недвижимого имущества), которые не имеют собственников, или собственники которых неизвестны, или от права собственности на которые собственники отказались.
В случае если сведения об объекте недвижимого имущества отсутствуют в Едином государственном реестре недвижимости, принятие на учет такого объекта недвижимого имущества в качестве бесхозяйного осуществляется одновременно с его постановкой на государственный кадастровый учет в порядке, установленном Законом.
4. Принятие на учет бесхозяйных объектов недвижимого имущества осуществляется в следующем порядке:
прием в порядке межведомственного информационного взаимодействия заявления о постановке на учет и документов, предусмотренных в пункте 6 настоящего Порядка;
проверка документов на соответствие требованиям, предъявляемым Законом к документам, поступающим в орган регистрации прав в порядке межведомственного информационного взаимодействия;
внесение записей в Единый государственный реестр недвижимости о принятии на учет бесхозяйных объектов недвижимого имущества.
5. Принятие на учет объекта недвижимого имущества осуществляется на основании заявления о постановке на учет бесхозяйных недвижимых вещей (далее — заявление) (приложение N 1 к настоящему Порядку):
органа местного самоуправления городских, сельских поселений, городских округов, а на межселенных территориях — органа местного самоуправления муниципальных районов в отношении недвижимых вещей, находящихся на территориях этих муниципальных образований;
исполнительного органа государственной власти городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя в отношении недвижимых вещей, находящихся на территориях этих городов.
В заявлении указываются: вид объекта недвижимости, его кадастровый номер, адрес (при наличии), сведения о заявителе, а также сведения о собственнике в случае, если принятие объекта недвижимости на учет в качестве бесхозяйного осуществляется в связи с отказом лица (лиц) от права собственности на объект недвижимости.
6. Обязательным приложением к заявлению являются документы, предусмотренные постановлением Правительства Российской Федерации**.
7. При нахождении объекта недвижимого имущества на территории более одного муниципального образования заявление подается любым органом местного самоуправления с указанием в этом случае наименования другого муниципального образования, на территории которого также находится объект недвижимого имущества.
8. Решение о принятии на учет объекта недвижимого имущества принимается не позднее пятнадцати рабочих дней со дня приема заявления и необходимых документов органом регистрации прав.
9. Принятие на учет объекта недвижимого имущества осуществляется путем внесения соответствующих сведений в Единый государственный реестр недвижимости в соответствии с порядком ведения Единого государственного реестра недвижимости, утвержденным в соответствии с частью 7 статьи 7 Закона.
Наличие в Едином государственном реестре недвижимости записей об ограничениях (обременениях) прав на объект недвижимого имущества (за исключением записей об аресте и иных запрещениях совершать определенные действия с недвижимым имуществом, о запрещении органу регистрации прав осуществлять учетные и (или) регистрационные действия с объектом недвижимости, о залоге, избранном в качестве меры пресечения в соответствии с уголовно-процессуальным законодательством Российской Федерации) не является препятствием для принятия на учет объекта недвижимого имущества, при условии, что информация о таких ограничениях (обременениях) прав известна заявителю.
10. После принятия на учет объекта недвижимого имущества в связи с отказом собственника от права собственности на него орган регистрации прав направляет заявителю и отказавшемуся (отказавшимся) от права собственности лицу (лицам) уведомление о принятии на учет бесхозяйного объекта недвижимого имущества, от права собственности на который собственник отказался (приложение N 2 к настоящему Порядку), в срок и в порядке, установленные частью 5 статьи 34 Закона для уведомления правообладателя (правообладателей) об изменениях, внесенных в Единый государственный реестр недвижимости на основании сведений, поступивших в порядке межведомственного информационного взаимодействия.
11. После принятия на учет объекта недвижимого имущества, который не имеет собственника или собственник которого неизвестен, орган регистрации прав направляет заявителю уведомление о принятии на учет бесхозяйного объекта недвижимого имущества (приложение N 3 к настоящему Порядку) в срок и в порядке, установленные частью 5 статьи 34 Закона для уведомления правообладателя (правообладателей) об изменениях, внесенных в Единый государственный реестр недвижимости на основании сведений, поступивших в порядке межведомственного информационного взаимодействия.
Признание недвижимости бесхозяйной // Анализ постановления Президиума ВАС
Календарь бухгалтера Проверка контрагента Трудовой кодекс Налоговый кодекс. Автор PPT. Объекты электросетевого хозяйства как бесхозяйные вещи. Для российской электроэнергетики — годы можно считать знаковыми: приняты и вступили в действие довольно интересные поправки в Федеральный закон от
Необходимо помнить, что земельный участок всегда имеет собственника п. Соответственно, бесхозяйной недвижимостью могут быть признаны только здания, строения, сооружения и т. Если право собственности на недвижимость зарегистрировано в ЕГРП или права на него признаются в соответствии со ст.
Суд кассационной инстанции акты нижестоящих судов отменил, а заявленные обществом требования удовлетворил. При этом суд, в частности, исходил из того, что факт открытого владения обществом спорным объектом лицами, участвующими в деле, не оспаривался, а названный договор купли-продажи, на основании которого общество вступило во владение, незаключенным или недействительным не признан. Следует отметить, что позиция суда кассационной инстанции в целом была воспринята Президиумом ВАС РФ, поэтому полностью в настоящем разделе не приводится. При рассмотрении настоящего дела перед судами возник вопрос о возможности реализации обществом права на государственную регистрацию за ним права собственности на здание в случае признания этого объекта недвижимости бесхозяйным и постановки на учет в качестве такового.
Объекты электросетевого хозяйства как бесхозяйные вещи
Подать документы в государственную регистрационную организацию, а в последствии и в суд, может любой гражданин, или муниципальный орган, обнаруживший бесхозяйный объект и желающий оформить право собственности на него. Следует учитывать, что под таким объектом можно понимать любое имущество — какие — либо ценные вещи, здания. Бесхозяйное имущество — это те вещи или недвижимость, которые изначально не были оформлены ни одного гражданина, либо же сведения о владельцах утеряны по разным причинам. В большинстве случаев обладателя каких — либо объектов установить не удается, тогда любой гражданин, желающий получить право собственности, может обратиться в судебный орган с заявлением и оформить необходимые документы. Бесхозяйными признаются те вещи, общая стоимость которой достаточно высока и превышает пять минимальных размеров оплаты труда. При этом предметы не должны относиться к отходам, таким, как металлолом, сплавы металлов, продукция, выброшенная с производств по причине наличия брака. Больше всего сложностей возникает с оформлением права собственности на бесхозяйные нежилые постройки — многоэтажные и малоэтажные здания, в том числе и недостроенные. Первый шаг, который должен предпринять гражданин, желающий получить право собственности на ничейную вещь — составить заявление, которое будет определено, прежде всего, признаками бесхозяйного имущества.
Сведения об объекте недвижимого имущества, имеющем признаки бесхозяйного, могут поступать от исполнительных органов государственной власти Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления.
Бесхозяйной, согласно ГК, является вещь, у которой нет собственника, владелец которой неизвестен или отказался от нее. Большинства бесхозяйных объектов при этом юридически не существуют, говорит автор исследования, зампред экспертного совета по науке фонда «Хамовники» Ольга Моляренко. Откуда оно взялось? Законодательство же при этом исходит из презумпции полностью состоявшегося разграничения.
То есть, владелец не знал и не должен был знать о незаконности своего владения. В настоящее время срок оспаривания таких сделок истек, поэтому отсутствуют и правовые основания для передачи объектов в муниципальную собственность. Механизм несложный.
Порядок признания права собственности на бесхозяйное недвижимое имущество
Если ваше имущество признано бесхозным и в его отношении осуществляется попытка изъятия в пользу администрации (третьих лиц), вам придётся отстаивать своё право собственности в суде.
Основанием для подачи иска в суд станут следующие ситуации или их совокупность:
- Ваше имущество или объект незавершённого строительства было признано бесхозяйственным.
- На ваше имущество было совершено покушение со стороны третьих лиц, с претензией на то, что оно не имеет владельца.
- Вами была обнаружена бесхозная вещь, и вы планируете вступить во владение ею после проведения досудебной процедуры.
- Вы имеете право претендовать на владение вещью, признанной бесхозной или объектом незавершённого строительства.
- У вас имеются факты, подтверждающие ваше право на владение имуществом, в отношении которого возбужден иск.
- Вы открыто пользуетесь бесхозной вещью более 15 лет, предполагая правомочность пользования.
Подсудность данного вопроса относится к суду общей юрисдикции первой инстанции, в порядке искового производства.
Если речь идёт о движимом имуществе, то исковое заявление необходимо подавать по месту нахождения ответчика или по месту нахождения вещи, как правило, документы в суд подготавливаются сотрудниками полиции, к которым обратилось лицо с находкой.
Если речь идёт о недвижимом имуществе – обращаться необходимо в районный суд по месту нахождения объекта недвижимости. Также поступают и при наличии объекта незавершённого строительства, если хотим признать право собственности на земельный участок. О признании права на квартиру можно узнать здесь.
Исковое заявление составляется по обычной форме, предусмотренной для составления исковых заявлений. Оно подаётся на имя мирового судьи, который уполномочен рассматривать гражданские дела на участке, куда вами подано заявление. Обязательно укажите свои данные в качестве истца, а ниже – сведения об ответчике.
Если вы вступили в судебный спор с должностным лицом (представителем администрации) – укажите его должность, фамилию, имя и отчество. Если вы не можете определиться с тем, кто из должностных лиц препятствует признанию вашего права собственности – можете определить в качестве истца главу местной администрации.
В основной части изложите суть дела по вопросу, в отношении которого возбужден иск. Обязательно дайте характеристики вещи или объекта незавершённого строительства, на право собственности, в отношении которых вы претендуете. Далее поясните:
- На каком основании оспариваемое имущество признано бесхозяйственным.
- По какой причине вы не согласны с этой формулировкой.
- Чем вы можете подтвердить факт вашей причастности к владению оспариваемым имуществом.
В заключение просите суд:
- Признать ваше право собственности на имущество или объект незавершённого строительства.
- Внести соответствующие сведения в записи кадастра.
Образец заявления на признание права собственности на бесхозяйную вещь.
Оформить права собственности на бесхозяйное имущество невозможно в досудебном порядке. Законом предусмотрено обязательное обращение в судебное учреждение. Данные меры предусмотрены в связи с тем, что на рассматриваемый объект отсутствуют какие-либо бумаги правоустанавливающего характера, поэтому вне суда зарегистрировать права собственности невозможно.
Заявить о своих правах на никому не принадлежащий недвижимый объект возможно при выполнении следующих этапов:
- до подачи обращения в судебное учреждение рекомендуется получить консультацию у юридического специалиста;
- собрать определенный перечень актов, а также написать исковое заявление о признании прав собственности на бесхозяйную недвижимость;
- заручиться свидетельскими показаниями, которые будут оглашены в судебном учреждении в пользу заявителя;
- внести сумму обязательной госпошлины;
- подать акты на рассмотрение в суд.
Если перечень документации соответствует заявленным требованиям от работников суда и исковое заявление составлено грамотно, без помарок, то прошение будет принято к рассмотрению.
Вещь может быть признана бесхозяйной только на основании решения суда, то есть в судебной порядке, особенно тогда, когда хозяин данной вещи либо имущества неизвестен. Судебный порядок признания вещи бесхозяйной осуществляется в следующем порядке:
- Подача искового заявления в суд с приложенными документами. Заявление подаётся по месту жительства либо регистрации заявителя, а если имущество изъято органами исполнительной власти, то по месту нахождения финансового органа.
- Рассмотрение заявления судом и исследование доказательств. На данном этапе выясняются обстоятельства дела, имеется ли собственник вещи либо он временно отсутствует, отказывался ли он от данной вещи, возможен ли другой собственник вещи, принята ли она на учёт государственными органами.
- Вынесение решения судом. Суд может признать вещь бесхозяйной либо отказать. Суд также может признать право собственности за муниципальным учреждением.
После вынесения решения о признании вещи бесхозяйной, суд указывает лицо, которое на основании закона вступил во владение данной вещи на праве собственности.
Как признать имущество бесхозным
Бесхозяйными чаще всего оказываются инженерные сети следующих объектов:
- государственных предприятий, преобразованных в 90-е годы ХХ века в акционерные общества, которые не были внесены в реестры федерального и государственного имущества и соответственно не переданы в установленном порядке в муниципальную собственность;
- предприятий, признанных банкротами;
- частного сектора жилой застройки;
- вновь построенных объектов жилищного фонда, которые не были оформлены и переданы эксплуатирующим организациям заказчиками строительства.
Бесхозяйное имущество – это те вещи или недвижимость, которые изначально не были оформлены ни одного гражданина, либо же сведения о владельцах утеряны по разным причинам.
В большинстве случаев обладателя каких – либо объектов установить не удается, тогда любой гражданин, желающий получить право собственности, может обратиться в судебный орган с заявлением и оформить необходимые документы.
Бесхозяйными признаются те вещи, общая стоимость которой достаточно высока и превышает пять минимальных размеров оплаты труда. При этом предметы не должны относиться к отходам, таким, как металлолом, сплавы металлов, продукция, выброшенная с производств по причине наличия брака.
Основные признаки бесхозяйной вещи и имущества:
- собственник отсутствует или не может быть установлен;
- вещь брошена ее собственником, имя которого известно;
- был написан отказ от использования вещи.
Стать владельцем найденных животных, клада и других вещей, представляющих хоть какую – то ценность могут те граждане, которые вступили во владение фактически, т.е. подали документы в суд и получили соответствующее разрешение. Больше всего сложностей возникает с оформлением права собственности на бесхозяйные нежилые постройки – многоэтажные и малоэтажные здания, в том числе и недостроенные.
Первый шаг, который должен предпринять гражданин, желающий получить право собственности на ничейную вещь – составить заявление, которое будет определено, прежде всего, признаками бесхозяйного имущества.
Оформить право собственности могут:
- Представители юр. лица — предприятия, заводы, финансовые и другие организации.
- Физические лица.
- Государственные организации.
- Административные управления городов и поселков.
Также гражданин или юридическое лицо, желающее получить право собственности, должно позаботиться о том, чтобы предъявить в суде доказательства того, что вещь действительно является бесхозяйной.
Для этого могут быть использованы следующие документы:
- справка, полученная в органах Росреестра, подтверждающая, что имущество не зарегистрировано, а следовательно, не имеет владельца;
- документ, полученный от регистрационной организации еще до того момента, как был принят закон о государственной регистрации права собственности.
Вместе с пакетом бумаг гражданин должен посетить отделение Юстиции, расположенное по месту нахождения имущества. Также должна быть получена расписка от административного управления города или поселка, подтверждающая, что определенные документы были получены для рассмотрения.
В расписке необходимо указать:
- Дата получения документов от заинтересованного лица.
- Количество экземпляров для каждого документа.
- Имя и фамилия сотрудника организации, принявшего заявление и справки.
Следующий этап – прохождение юридической экспертизы, в ходе которой проверяются все документы, а также подается запрос в государственные организации для определения возможного собственника имущества, которое планируется признать бесхозяйным.
Процесс, по окончании которого объект принадлежит гражданину, подавшему заявление, может быть приостановлен, если в суд обратится лицо, в действительности являющееся владельцем здания. По решению суда имущество переходит в собственность гражданину.
Последний этап в оформлении – регистрация права собственности в Росреестре. Российским законодательством предусматривается срок выжидания – один год. Это время дается на то, чтобы лицо, являющееся собственником, могло заявить о своих правах.
Что входит в отчет об оценке имущества, узнайте тут.
Для того чтобы орган, уполномоченный управлять муниципальным имуществом имел право обратиться в судебные органы с требованием о признании права муниципальной собственности на бесхозяйный объект недвижимости, законом предусмотрен ограничительный срок в один год.
Следовательно, только по истечении года объект недвижимого имущества в судебном порядке может быть признан бесхозяйным, при условии соблюдения всех предусмотренных законом условий.
В 214 ФЗ описан обычный порядок, согласно которому признание права собственности на объект долевого строительства возможно только при наличии у дольщика подписанного приемо-передаточного акта.
Но как быть гражданам, чей дом практически или полностью достроен, а передача жилья так и не состоялась? Такое чаще всего случается, если строительная компания находится на грани банкротства.
Но возможны и другие причины, например, застройщик просто уклоняется от оформления документов.
Для этой категории дел законодатель установил исключительную подсудность. Заявление можно подать в судебный орган, расположенный в одном районе со строительным объектом. Дольщики должны обращаться в суд общей юрисдикции, а организации – в Арбитраж.
С начала 2017 года подать исковое заявление можно не только при непосредственном обращении в судебную инстанцию, но также через электронный портал Госуслуг, если имеется техническая возможность в суде.
Банкротство строительной компании – одна из самых больших проблем, с которой могут столкнуться участники, вложившие свои средства в проект. Ключевыми моментами в этой ситуации являются:
- на какой стадии строительства находится объект;
- приняла ли его госкомиссия;
- подписан или нет приемо-передаточный акт.
Если дом полностью построен и принят комиссией, а на руках у участника имеется акт, подписанный до того момента, как строительная фирма объявлена банкротом, можно признать право собственности на объект долевого строительства.
Если строительство дома полностью не завершено, и он не принят комиссией, у дольщика остается совсем немного времени, чтобы оформить жилье в свою собственность.
Ему нужно успеть обратиться в суд с исковым заявлением о признании доли в недостроенном доме до того времени, как в отношении строительной фирмы будет введена процедура наблюдения.
Если дело будет принято к производству до начала процедуры, суд обязан его рассмотреть и принять решение.
Чтобы не пропустить возможное банкротство застройщика, рекомендуется следить за процессом строительства, проверять соответствие фактического этапа с тем, который отражен в проектных документах, проверять финансовую отчетность застройщика. Сегодня вся эта информация должна быть размещена на его официальной площадке.
Признаки, по которым можно определить, что застройщику грозит банкротство:
- долгое время не передает жилье участникам;
- не выплачивает неустойки по вынесенным судебным решениям (это можно проверить на сайте судебных приставов);
- имеются множественные иски к застройщику от других организаций с требованием погашения долговых обязательств (проверяется на сайте Арбитражного суда).
Заметив неладное, необходимо сразу начинать действовать и обращаться в судебный орган. Признать право собственности на недострой намного проще в суде общей юрисдикции, чем в Арбитраже, которым рассматриваются все дела после начала процедуры банкротства.
Граждане и юрлица могут бесплатно приобрести чужое или бесхозяйное имущество в собственность. Для этого нужно добросовестно, открыто и непрерывно владеть движимым имуществом как своим в течение пяти лет или недвижимостью – в течение 15 лет. Такой процесс называется приобретательная давность (п. 1 ст. 234 ГК).
Как суды разрешают споры о бесхозяйном имуществе с участием муниципалитетов
Заявление, а также документы, прилагаемые к нему, должны быть зарегистрированы в Книге входящих бумаг. Заинтересованное лицо получает расписку. Решение о постановке на учет принимается не позже 18 дней (календарных) с момента приема документов. После внесения необходимой записи, субъекту, отказавшемуся от законного владения, направляется соответствующее сообщение.
Приобретение права собственности может быть осуществлено, в общем случае, по приобретательской давности (ст. 234). Так, если лицо не является собственником, но добросовестно и непрерывно владеет имуществом как личным, действуют следующие сроки для признания имущественного права:
- на недвижимость – 15 лет;
- на иные виды имущества – 5 лет.
Частные случаи приобретения имущественных прав на бесхозяйные вещи наступают в силу обстоятельств и понятий закона:
- при отказе собственника от прав на вещь (ст. 226);
- при обнаружении потерянной материальной ценности (ст. 227 и 228);
- при нахождении клада (ст. 233);
- при задержании безнадзорного скота или прочих домашних животных (ст. 230 и 231).
Вышеуказанные частные случаи позволяют осуществить приобретение права собственности значительно быстрее общих нормативных сроков.
Ч. 3 ст. 225 Кодекса устанавливает понятие, что имущество, для которого собственник не определен или неизвестен, может быть передано в собственность публично-правовому образованию.
Право на бесхозяйные вещи возникает:
- у муниципальных образований;
- у населенных пунктов федерального уровня.
Ч. 3 и ч. 4 ст. 225 Кодекса содержат идентичные понятия о правилах перехода прав собственности к вышеуказанным публично-правовым образованиям. Различие заключается лишь в субъектах, для которых определяется приобретение.
Порядок принятия на учет бесхозяйных недвижимых вещей и признания прав на них в обоих случаях выглядит так:
- орган местной администрации или госорган обращаются в регистрирующий орган, подавая заявление о признании движимой вещи бесхозяйной;
- по прошествии года уполномоченная структура муниципального образования или населенного пункта федерального уровня подает иск в суд о признании имущественных прав;
- суд выносит решение по представленному иску о признании права за соответствующим публично-правовым объединением;
- после решения суда по иску производится госрегистрация имущественных прав.
Решение о принятии на учет объекта недвижимого имущества принимается не позднее пятнадцати рабочих дней со дня приема заявления и необходимых документов органом регистрации прав.
Признание недвижимости бесхозяйной // Анализ постановления Президиума ВАС
- Правовые основы деятельности
- Нормативные акты
- Постановления Европейского Суда по правам человека
- Судебная практика
- Конституционный Суд
- Верховный Суд
- Научно-методические материалы
- По вопросам надзора за исполнением федерального законодательства
- По иным вопросам надзорной деятельности
- Статистические данные
- Об использовании выделяемых бюджетных средств
- О деятельности органов прокуратуры
- Новости
- Основные документы
- Главное управление международно-правового сотрудничества
- Региональное представительство
Международной ассоциации прокуроров в России
- Новости Генеральной прокуратуры России
- Новости прокуратур субъектов федерации
- События Генеральной прокуратуры
- Мероприятия и встречи
- Интервью и выступления
- Печатные издания
- Видео
- К сведению СМИ
- Инфографика
- Конкурс
- Участие в конкурсе
- Этапы конкурса
- Итоги конкурса
- Аккредитация СМИ
- Информационные материалы
- Социальные ролики
- Наглядные материалы
- Прокурор разъясняет
- Порядок обращения граждан
- График приема
- Интернет приемная
- Уведомления об экстремизме
- Статусы уведомлений
- Прямая линия для предпринимателей
Необходимость обращения в суд с иском о признании права собственности возникает в различных ситуациях:
- Пользование объектом, право на которое не зарегистрировано;
- Недвижимость относится к наследуемому имуществу;
- Отказ в регистрации самовольного строения.
Могут быть и иные ситуации, когда отсутствует официальное оформления права, либо есть препятствия к его регистрации в установленном порядке.
Порядок признания права собственности на недвижимость предусматривает представление значительного объема доказательств, поэтому их отсутствие или неправильное оформление часто приводят к отказу в удовлетворении требований о признании собственности. Например, обращение в суд без каких-либо документов на недвижимость, не позволит установить право собственности по сделке совершенной когда-то. В случае признания права собственности на самовольное строение в иске откажут, если земля, на которой оно возведено, не оформлено в собственность. В таких ситуациях – сначала устанавливается право собственности на земельный участок, а затем на строение.
Откажут в признании права собственности на квартиру, приобретенную по договору долевого участия до момента ввода дома в эксплуатацию. В данном случае законодательство исходит из того, что пока нет акта о вводе в эксплуатацию, дом признается объектом незавершенного строительства и регистрация прав нецелесообразна. Впрочем, судебная практика по таким делам носит неоднозначный характер и есть судебные решения, по которым дольщики признавались собственниками именно объектов незавершенного строительства. Но данные решения касались «замороженных» объектов.
Иск о признании права собственности в отношении объекта недвижимости подаётся в районный или городско суд по месту нахождения данного объекта. В заявлении необходимо отразить все обстоятельства, подтверждающие право собственности на объект, а также указать причины, почему оно не было оформлено ранее в установленном законодательстве порядке.
Рассмотрение любого судебного спора невозможно без документальных доказательств. Истец должен четко знать, какие документы для признания права собственности на недвижимость, ему потребуются для защиты своих требований. К ним относятся:
- Паспорт заявителя;
- Правоустанавливающие документы – договор купли-продажи, дарственная, завещание и т.д.;
- Документы по объекту, если они есть, — технический или кадастровый паспорт;
- Справка из ЕГРП, что объект не стоит на кадастровом учете или выписка из ЕГРП.
В зависимости от обстоятельств дела могут потребоваться и иные документы, например, архивные справки, информация органов местного самоуправления и т.д.
Как оформить право собственности на бесхозяйное имущество через суд?
Когда недвижимость является по закону бесхозяйной, то специализированные государственные органы ставят ее на учет. Когда имущество числится на учете период более года, то некоторые лица вправе заявлять свои права на владения. До истечения годовалого периода подавать прошение о признании прав собственности недопустимо по законодательным нормам.
Подать исковое прошение о признании прав владения может следующая категория:
- компетентные представители муниципальной организации. У них в прошении будет указано о признании их муниципальными владельцами в отношении рассматриваемого бесхозяйного объекта недвижимости;
- граждане России. Они вправе подать прошение о признании прав собственности, если данным жилым или нежилым помещением они пользовались длительное время. Установленный законодательством минимальный период пользования составляет 15 лет.
Основания для подачи иска и признании права собственности на бесхозяйное имущество:
- кто владеет бесхозяйным имуществом неизвестно ни покупателю недвижимости, ни судебному учреждению;
- персона, претендующая на оформление прав собственности на имущественный объект, не владеет сведениями о его владельце.