какие налоги платили в ссср граждане

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «какие налоги платили в ссср граждане». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


Октябрьская революция внесла свои коррективы в налоговую политику советского государства и конкретно была сконцентрирована в направлении послаблений экономической базы буржуазии для того, чтобы с буржуазии взималась контрибуция. В этой связи принимались меры, которые были направлены на введение подоходного налога. При этом стоит обратить внимание, что в условиях Гражданской войны и натурализации народного хозяйства все без исключения хозяйства были освобождены от денежных налогов и взимались только в натуральной форме.

Налоги СССР 1917-1991 гг.

Замечание 1

Натуральный налог был введён в октябре 1918 г. Исчисление данного налога зависело от ставки в пудах зерна, которая дифференцировалась в зависимости от величины посевного надела, количества членов семьи и количества голов скота.

Примечательно, что уже в 1919 г. этот налог заменили на продразвёрстку, которая представляла собой обязательную сдачу крестьянами сельскохозяйственной продукции государству. Необходимо сказать о том, что продразвёрстка основывалась на классовом принципе: максимальная норма – для кулацких хозяйств, минимальная норма – для бедняцких.

Новая экономическая политика и изменения государственной продовольственной политики в марте-апреле 1921 г. предполагала замену продразвёрстки продовольственного налога. Он взимается в размере меньше, чем продразвёрстка в виде конкретной доли произведённой в хозяйстве продукции принимая во внимание урожайность, количество членов семьи и количество голов скота. В мае 1923 г. его заменили на единый сельскохозяйственный налог, который до 1924 г. имел натуральную форму.

С целью обеспечения соответствия размеров налога доходности крестьянских хозяйств были повышены ставки и их прогрессия. Одновременно с этим учитывались размеры пашни, наличие площадей для сенокоса, количество скота, число едоков.

В 1926 г. налогооблагаемая база этого налога расширилась. Теперь помимо размера пашни, количества скота и сенокоса в её состав вошли мелкий скот, доходы от садоводства, табаководства, виноделия, пчеловодства и другие мелкие неземледельческие доходы.

Замечание 2

В связи с этим был установлен необлагаемый минимум, который был придуман для оказания помощи бедняцким хозяйствам. В 1928 г. льготы по данному налогу были расширены коллективным хозяйствам, скидка с оклада налога была увеличена до 25-30%, необлагаемый минимум был повышен.

В городской местности в 1921 г. был введён промысловый налог. Данный налог был введён для ненационализированнных торговых и промышленных предприятий и личных промысловых занятий, которые каким-либо образом приносят доход. Данный налог состоял из патентного и уравнительного сборов. Взимание патентного сбора производилось по твёрдым ставкам уравнительного характера в размере 3% от суммы месячного оборота предприятия. Позднее промысловый налог распространился на государственные предприятия и были серьёзно увеличены его ставки. После ликвидации в 1930-х гг. предприятий и частной торговли, данный налог был отменён.

В ноябре 1922 г. был введён подоходно-поимущественный налог. Его взимание происходило с доходов физических лиц, частных акционерных обществ, в том числе с недвижимого имущества. Таким образом обуславливался неблагоприятный минимум. Ставки по налогу выстраивались в соответствии с прогрессивной ступенчатой шкалой. Данные ставки выступали в качестве индикаторов для определения количества квот, подлежащих взиманию.

Пример 1

При уровне дохода от 120 до 180 тыс. руб. количество квот было 1,5, от 180 до 240 тыс. руб. – три квоты. Величина квоты в рублях устанавливалась законом на каждые полгода.

Обложение налогом имущества происходило в соответствии с таким же принципом. Сперва обложение заработной платы рабочих и служащих не предусматривалось никакими нормами, и только в январе 1923 г. данный налог решили взимать с рабочих и служащих. Которые получали зарплату выше, чем уровень предельного разряда семнадцатиразрядной тарифной сетки.

В 1924 г. данный налог преобразовали в подоходный налог, который взимался по прогрессивным ставкам и дифференцировался по четырём группам плательщиков:

  1. Рабочие и служащие.
  2. Работники сфер искусства.
  3. Лица, которые занимаются частной практикой.
  4. Кустари и лица, которые имеют доходы от работы не по найму.

В 1926 г. в Положение о подоходном налоге были внесены существенные изменения. В этой связи вводилась единая система прогрессивного обложения для всех категорий налогоплательщиков и установлены три расписания ставок. В состав первого расписания вошли граждане, которые в качестве плательщиков располагали доходами от личного труда по найму. Второе расписание включало в себя граждан, которые получили доход от личного труда не по найму, а от кустарно-ремесленных промыслов, а также от сдачи в наём строений. В состав третьего расписания вошли граждане, которые получили нетрудовые доходы, в том числе частные юридические лица.

Чуть позднее подоходное обложение населения происходило на основе Указа Президиума Верховного Совета СССР от 30 апреля 1943 г. В соответствии с данным Указом все плательщик разбивались на несколько групп. Каждая группа имела свой порядок обложения, ставку налога, а также скидки и некоторые льготы.

Система налогообложения регулярно изменялась и дополнялась властями Страны Советов.

Налоговая система СССР 20-х гг.

Год Налог
1920–1921 Промысловый (спиртосодержащая продукция, табачные изделия, гильзы).
1921–1922 Поимущественный (плательщиками являлись богатые граждане).
1922–1923 Подоходный (размер — 11, а потом 20 процентов от прибыли фирм).
1941 Военный налог (упразднен после войны)
1945–1946 Налог на холостяков

Какие налоги платили граждане в СССР

Автор: Матушевская Лариса. Экономист. Опыт работы на руководящих должностях в производственной сфере. Дата: 29 июня 2020. Время чтения 18 мин.

На формирование принципов налогообложения во время Советского Союза влияла экономическая ситуация в стране. Многие сборы вводились по решению власти и были довольно странными – отчисления в бюджет за бездетность и садовые деревья у многих сегодня вызовут удивление. Но в основном платежи были схожими с современными: подоходный, транспортный, земельный, имущественный налоги – основные, которые выплачивали простые граждане. Большая налоговая нагрузка ложилась на жителей деревень – в разные годы с них взимались сборы по продразверстке и продналог, земельная рента, подворный и взнос со скота.

Читайте также:  Налог при получении и продаже наследства: нужно ли платить?

Октябрьская революция положила начало эпохе советской власти. Основной целью нового государства стало строительство бесклассового общества. Это явилось причиной глубокой трансформации налоговой политики. Одни обязательные платежи периодически сменялись другими. От того, какие налоги платили граждане в СССР в конкретный период, зависело текущее благосостояние народа в целом. Рассмотрим, действительно ли в советское время государство требовало от людей меньше, чем сейчас?

Система сборов в бюджет существовала и в годы войны с фашизмом. Однако ставки налогов в СССР для населения и предприятий в этот суровый период были увеличены. Помимо этого, правительство ввело дополнительные виды налогов. Это было необходимо для удовлетворения потребностей бюджета.

Так, 21.11.1941 г. согласно Указу Президиума Верховного Совета страны был введен налог на бездетность в СССР. Сколько процентов он составлял? Величина ставки была равна 6% от суммы заработной платы. Для уплаты налога на бездетность в СССР возраст также имел значение. Сбор был предназначен для мужчин от 20 до 50 лет, а также для замужних женщин, не имевших детей, в возрасте от 20 до 45 лет. Процент налога на бездетность в СССР варьировался исходя из заработка человека. Его меньшей ставкой облагалась зарплата ниже 91 рубля. Сколько процентов налога на бездетность в СССР предусматривалось при заработке менее 70 рублей? При таких доходах взимание сбора не производилось вовсе.

Налоговая система после реформы 1930 года

Налоговая реформа 1930-1932 гг. положила конец налоговой системе периода НЭПа. Для государственных предприятий были установлены два крупных платежа – налог с оборота и отчисления от прибыли. Была полностью упразднена система акцизов.

Налоговая система стала еще сложнее, это выразилось в множественности налоговых ставок (в середине 1933 года – свыше 400 ставок, в 1937 году их стало 1109).

Для разных категорий работников ставки налогов были разными. Конечно, меньше всех платили рабочие и служащие, ставка для них была прогрессивной:

  • доходы до 150 рублей налогами не облагались.
  • от 151 до 200 рублей – 1,2 рубля + 3% от суммы превышения над 150 рублями;
  • от 201 до 300 рублей – 2,7 рубля + 3,3% от превышения над 200 рублями;
  • от 301 до 500 рублей – 6 рублей + 4% от превышения над 300 рублями, и т.д.

«Перестройка» и распад СССР

С 1985 года в СССР начинается политика «перестройки». С точки зрения экономики происходит важнейшее событие – в 1986 году в стране разрешают индивидуальную трудовую деятельность, а в 1987 году разрешили создавать кооперативы.

Соответственно, для новых форм деятельности были предусмотрены и соответствующие виды налогов. Для тех, кто хотел заниматься индивидуальной трудовой деятельностью, предусмотрели патентную систему – плата за него рассчитывалась с учетом средних доходов тех, кто занимался аналогичной деятельностью. Главное в патенте было то, что доходы, полученные по соответствующей деятельности, уже освобождались от подоходного налога.

После того, как было разрешено создавать кооперативы, первые советские «предприниматели» очень быстро стали зарабатывать огромные деньги. Чтобы не допустить перекосов в экономике, власти вели специальный налог, который должен был лишить кооператоров сверхдоходов.

При доходах до 500 рублей они платили те же 13%, что и другие категории, если доходы от 500 до 700 рублей – 30%, от 700 до 1000 – 60%, от 1000 до 1500 – 70%. Кооператоры с доходами свыше 1500 рублей отдавали 90% от доходов в виде налога.

Ситуация в стране стремительно меняется, и с 1 января 1991 года вводится в действие новый закон о налогообложении предприятий. Он вводит налог на прибыль, налог с оборота, налог на доходы и т.д. Что интересно, налоги в РСФСР сначала шли именно в российский бюджет, а затем в союзный. Тем самым сильнее проявлялся конфликт между российскими и союзными властями.

Но к тому моменту налоговая система уже давно перестала справляться с возложенными на нее задачами. Налоговых поступлений не хватало для покрытия всех расходов, рос внутригосударственный и внешний долг, страну охватил дефицит. Распад страны был уже очень близок.

Единовременный чрезвычайный налог

Новое постановление о взимании денег в бюджет было принято Советской властью в октябре 1918 г. В этот раз был введен единовременный чрезвычайный налог, сумма которого должна была составить 10 млрд рублей. Полученные средства планировалось перечислить в казну, а также направить на организацию Красной Армии. Налог предусматривал высокие ставки для кулацких хозяйств, чтобы заставить зажиточных крестьян продавать хлеб и другие продукты государству.

Согласно разъяснениям, чрезвычайный налог должны были платить все граждане страны, зарплата которых составляла более 1500 руб., имевшие запасы и не получавшие пенсию. Ставки для крестьян описывались в пудах зерна, а их величина находилась в зависимости от числа едоков в семье, посевных площадей и количества имеющихся в хозяйстве голов скота. Освобождалась от него беднота. Что касается средних слоев населения, то для них были разработаны небольшие ставки. Планировалось, что основная тяжесть финансовых перечислений в доход государства ляжет на городскую буржуазию и зажиточных крестьян. Списки таких граждан должны были быть составлены к 1 декабря 1918 г., а взыскание необходимо было произвести до 15 декабря 1918 г.

Единовременный чрезвычайный налог стал грандиозной по своим масштабам революционной контрибуцией. Однако его поспешное введение, непродуманность системы обложения и способов взыскания привели к неудаче. Вместо планируемых 10 млрд рублей страна получила всего 1,5 млрд.

Период с 1930 по 1941 гг.

Система налогов в СССР постоянно совершенствовалась. Очередная ее реформа была проведена в 1930-1932 годах. Ее целью стало преобразование взаимоотношений, существующих между кооперативными и государственными предприятиями с бюджетом. Постановление о проведении в СССР приняли СНК и ЦИК 2.09.1930 г. Одновременно с этим правительство страны предусмотрело ряд экономических, политических и организационных мероприятий, которые обеспечивали окончательное формирование денежно-кредитной сферы страны.

Читайте также:  Родительская плата и компенсация части родительской платы

В государственную казну производили исчисления социалистические хозяйства и население. Все эти платежи были объединены в определенные группы. Так, в общественном секторе имел место:

  • налог с оборота;
  • подоходный налог, взимаемый с кооперации;
  • платежи из прибыли;
  • налог с оборота, полученного кинотеатрами;
  • налог с совхозов;
  • налог, взимаемый с суммы нетоварных операций предприятий;
  • единая пошлина и т.д.

Исчислялся в СССР и подоходный налог. Он подлежал взиманию с частных лиц параллельно с:

  • сельхозналогом;
  • единовременным налогом, взимаемым с единоличных крестьянских хозяйств;
  • налогом на сверхприбыль;
  • сборами на нужды культурно-бытового и жилищного строительства и другими платежами.

Были ли налоги в СССР, касающиеся импорта и экспорта товаров? Да, в период с 1930 г. по 1941 г. существовала в стране и система таможенных пошлин.

Судя по данным статистики, государственный бюджет Советского государства в 30-х годах все более пополнялся доходами, полученными от социалистических хозяйств. Суммы поступающих финансов все более возрастали, прежде всего, благодаря отчислениям от величины прибыли организаций и налога с их оборота. Так, последний из этих сборов в 1935 г. позволил получить 44,9 млрд руб. В 1936 г. в казну поступило уже 53,1 млрд, а в 1937 г. — 57,8 млрд рублей.

В этот период продолжают создаваться благоприятные условия для исчисления налогов с зарплаты. В СССР граждане, занятые в общественном производстве, а также на кооперативных и государственных предприятиях, получили больше льгот, чем те, которые имели доходы от частной деятельности. Кроме того, были разработаны и внедрены льготы по подоходному налогу. Его суммы снижались при наличии иждивенцев в семье и детей.

История НДФЛ в России

За свою историю налог на доходы граждан пережил множество изменений, но практически всегда высокие доходы облагались повышенным налогом, а минимально необходимые для жизни заработки налогом не облагались вообще. Но с момента вступления в силу части второй НК РФ в 2001 году в России действует фиксированная ставка налога в размере 13% и отсутствует минимальный не облагаемый налогами размер доходов.

Впервые подоходный налог был введен в России 11 февраля 1812 года в форме налога на доходы помещиков от принадлежащего им недвижимого имущества. Его ставка являлась прогрессивной и варьировалась от 1% до 10%, а не облагаемый налогом минимум дохода составлял 500 руб. в год. Для сравнения, на тот момент стоимость двухкомнатного дома в Петербурге оценивалась для целей налогообложения недвижимости в 250 руб.

В годы существования СССР ставки подоходного налога многократно менялись, предпринимались даже попытки его полной отмены. Последнее изменение произошло в 1984 году, когда необлагаемый минимум был установлен в размере 70 руб., а сумма налога стала фиксированной – она варьировалась от 25 коп. с доходов в размере 71 руб. до 8,2 руб. при уровне заработной платы в 101 руб. и выше. А сумма дохода, превышающая 100 руб., дополнительно облагалась по ставке 13%.

Этот уровень налога продержался до 1992 года, когда в России было принято новое налоговое законодательство, которым также была установлена прогрессивная шкала подоходного налога. Она менялась от 12% при доходе до 200 тыс. руб. (при этом минимальный размер оплаты труда налогом не облагался) до налога в размере 124 тыс. руб. с заработков, превышающих 600 тыс. руб. Сумма дохода сверх 600 тыс. руб. также дополнительно облагалась налогом по ставке 40%.

В дальнейшем ставки налога почти ежегодно корректировались по мере роста инфляции, пока в 2001 году не был введен в действие современный НК РФ, впервые в России установивший плоскую шкалу налогообложения доходов физических лиц в размере 13% независимо от суммы дохода. Эта ставка действует и в настоящее время, подвергаясь постоянной критике сторонников прогрессивной шкалы налогообложения.

В марте 2015 года на рассмотрение Госдумы поступили сразу три законопроекта об изменении ставок НДФЛ и порядка его исчисления.

Первый законопроект 1 был внесен 16 марта депутатом от фракции КПРФ Николаем Рябовым и предполагает повышение ставки НДФЛ до 16% при одновременной освобождении от налогообложения суммы в размере прожиточного минимума. Как поясняет автор, это позволило бы снизить налоговую нагрузку на наименее защищенные слои населения.

Практически сразу после него, 18 марта, был внесен второй законопроект 2 от фракции КПРФ, предлагающий ввести в России прогрессивную шкалу налогообложения по НДФЛ, при которой доходы в сумме свыше 1 млн руб. в месяц будут облагаться налогом по ставке 50%.

Третий законопроект 3 поступил в Госдуму 26 марта от депутатов Сергея Миронова, Василия Швецова, Валерия Гартунга, Михаила Емельянова и Александра Тарнавского. Он также предусматривает введение прогрессивной шкалы налога на доходы физических лиц, превышающие 24 млн руб. в год. Максимальная ставка НДФЛ в случае принятия этого законопроекта достигнет 50% по доходам, превышающим 200 млн руб. в год.

Это не первые попытки отказаться от действующей в России плоской шкалы налогообложения доходов граждан. Аналогичные законопроекты регулярно вносятся в Госдуму и так же регулярно отклоняются ею. Например, такой законопроект 4 , внесенный в октябре 2013 года депутатами от фракции «Справедливая Россия», был возвращен его инициаторам 12 декабря 2013 года по причине отсутствия заключения Правительства РФ, после чего так и не был внесен повторно.

История развития подоходного налога в России – в инфографике.

После свершения Октябрьской революции в систему налогообложения России были привнесены социалистические идеи. Разумеется, они обладали ярко выраженным политическим акцентом и были направлены на ослабление буржуазии.

Когда ввели налоги в СССР? Практически сразу же после победы революции. На начальном этапе своей деятельности молодая Советская власть сделала вполне благоразумную попытку, направленную на сохранение дореволюционной системы взимания денег. Однако это было невозможно, ведь в тот период продолжала идти Первая мировая война, за которой, как следствие ожесточенной классовой борьбы, последовала гражданская. Хозяйственная разруха и национализация, слабость государственных органов и натурализация обмена – все это, а также некоторые другие факторы не могли не оказать существенного влияния на финансовую сферу. В такой обстановке говорить о налаживании успешной налоговой политики было просто бессмысленно.

Читайте также:  Могу ли я вызвать полицию на соседскую собаку?

Доходы с частного бизнеса

Какие налоги платили в СССР? На заре Советской власти местные бюджеты пополнялись в основном за счет «Разового сбора на торговлю». Этот налог был установлен 3.12.1918 г. На основании изданного правительством документа местные Советы взимали в городах разовый местный сбор с лиц, осуществляющих подвижную торговлю.

Помимо этого, власти существенно повысили ставки акцизов, установленные на реализацию предметов массового потребления. Эти сборы необходимо было платить собственникам предприятий, производящих облагаемые услуги или товары. В конце 1918 г. акцизы были упразднены. Их заменили прямым начислением к цене товара. Однако в ситуации все большей натурализации хозяйства поступления денег в бюджет резко снизились.

В апреле 1918 г. был введен косвенный налог «Особый пятипроцентный сбор». Суммы от его перечисления в бюджет планировалось направлять в виде помощи кооперированному населению. Налог, ставка которого составляла 5% от оборота частных торговых и кооперативных мероприятий, должен был стать стимулом для вступления граждан в ряды потребительских обществ, ведь после утверждения годовых отчетов сумма сбора возвращалась работникам. Пятипроцентный сбор был отменен в марте 1919 г.

С 1943 года исчисление подоходного налога с физических лиц изменилось. Согласно указу Верховного Совета СССР от 30 апреля 1943 г. «О подоходном налоге с населения» налогообложению стали подлежать рабочие, служащие, литераторы, работники искусства, владельцы строений, граждане-владельцы сельскохозяйственных участков в городских поселениях, кустари, ремесленники и другие граждане, имевшие самостоятельные источники дохода на территории СССР. Налог взимался с доходов, которые превышали 70 рублей, ставка была прогрессивной. Так, например, с месячного дохода рабочих и служащих в 71 рублей сумма налога составляла 25 коп., с 72 рублей — 59 коп., а с 80 руб. — уже 3 руб. 41 коп. Для сравнения: согласно ценам, приведенным в статистической таблице ЦСУ СССР «Государственные розничные цены нормированной торговли в 1940, 1945 гг. и коммерческой торговли в 1944-1945 гг. на отдельные продовольственные товары», килограмм говядины на конец 1945 года стоил 12 рублей за килограмм.

С 1980-х годов подоходный налог с населения, получающего доходы на государственных предприятиях, начали взимать по ставкам от 0,35% (с сумм ежемесячных доходов более 80 руб.) до 13% — с доходов, превышающих 100 руб. А для лиц, занимающихся предпринимательской деятельностью и частным бизнесом, ставка составляла от 12% до 65% на годовой доход, превышающий 5000-7000 руб.

С 1984 года по 1991 год был установлен необлагаемый минимум по месячной заработной плате в размере 70 руб., но при этом действовала прогрессивная ставка НДФЛ. Сумма налога варьировалась от 25 коп. с месячных доходов в размере 71 руб. до 8,2 руб. при уровне заработной платы в 101 руб. и выше. Сумма дохода, превышающая 100 руб., дополнительно облагалась по ставке 13%.

С 1 июля 1990 года необлагаемый минимум составил 100 рублей, а предельная ставка на высокие доходы была зафиксирована на уровне 50%. После реформы розничных цен 2 апреля 1991 года налоговые ставки были снижены — с 13% до 12% для низких доходов и с 50% до 30 % — для высоких.

Такой расчет подоходного налога продержался до 1992 года: 7 декабря 1991 года было принято новое налоговое законодательство. С 1 января 1992 года подоходным налогом стали облагать не месячный доход граждан, как это было на протяжении нескольких десятков лет до этого, а годовой, суммарный доход. Шкала подоходного налога менялась от 12% при доходе до 200 тыс. руб. (при этом минимальный размер оплаты труда налогом не облагался) до налога в размере 124 тыс. руб. с заработков, превышающих 600 тыс. руб. Сумма дохода сверх 600 тыс. руб. также дополнительно облагалась налогом по ставке 40%. Но, по сути, нововведение вступило в силу уже в постсоветскую эпоху: 26 декабря 1991 года Совет Республик Верховного Совета СССР принял декларацию о прекращении существования Советского Союза.

При Александре I (1777—1825, император с 1801 г.) изменения в акты законодательства вносились в части следующих фискальных сборов и налогов: оброчный сбор; гильдейский сбор; пошлина с наследств; горная подать; гербовый сбор; питейный сбор.

Вводились новые обязательные платежи, например процентный сбор с доходов от недвижимого имущества; кибиточная подать; попудный сбор с меди.

Существенному пересмотру подвергалась система земских денежных и натуральных повинностей. Была реформирована система организации сбора налогов.

В связи с проведением крестьянской реформы 1861 г. была изменена система сбора промыслового налога, введено налогообложение земли, введены подомовый налог, земские налоги и сборы. Указом от 1 января 1863 г. винные откупа заменены акцизными сборами со спиртных напитков ( винным акцизом).

Важнейшими источниками государственной казны стали: подушный налог; питейный и таможенный сборы; соляной налог (в 1862 г. введен акциз на соль); акциз на дрожжи (введен в 1866 г.); акциз на керосин (введен в 1872 г.); акциз на табак.

В соответствии с постановлением ЦИК и СНК СССР от 2 сентября 1930 г. в СССР была проведена кардинальная налоговая реформа. В ходе этой реформыбыла полностью упразднена система акцизов, а все налоговые платежи предприятий (около 60) были унифицированы в двух основных платежах — налоге с оборота и отчислениях от прибыли. Были объединены некоторые налоги с населения, а значительное их число отменено.

Вся прибыль промышленных и торговых предприятий, за исключением нормативных отчислений на формирование фондов, изымалась в доход государства. Таким образом, доход государства формировался не за счет налогов, а за счет прямых изъятий валового национального продукта, производимого на основе государственной монополии. В результате налоги и налогообложения во многом утратили значение для бюджета.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *