Профессиональные стандарты в социальной работе

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Профессиональные стандарты в социальной работе». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


Главным разработчиком данного Стандарта является Российская академия народного хозяйства и госслужбы при Президенте РФ, а соразработчиками — ряд учреждений соцобслуживания Москвы и Московской области.

Специалист по социальной работе

Главный разработчик Стандарта — Российский государственный социальный университет, для участия в создании привлекались учреждения соцобслуживания Москвы и Московской области, а также Институт переподготовки и повышения квалификации Департамента соцзащиты населения Москвы и Учебно-методическое объединение вузов России по образованию в области соцработы.

Утвержден Приказом Минтруда России от 22.10.2013 N 571н.

Основной целью профессиональной деятельности в рамках данного Стандарта является «оказание помощи отдельным гражданам и социальным группам для предупреждения или преодоления трудной жизненной ситуации посредством предоставления социальных услуг или мер социальной поддержки». И этот Стандарт устарел — в действующем законодательстве о соцобслуживании понятия «трудная жизненная ситуация» уже нет.

Здесь мы видим две обобщенные трудовые функции: 1) деятельность по реализации социальных услуг и мер социальной поддержки населения; 2) деятельность по планированию организации и контролю реализации социальных услуг и мер социальной поддержки. Данные функции отличаются друг от друга по требуемому уровню квалификации работника: для первой обозначен 6-й уровень, а для второй — 7-й. В связи с этим и должность для второй функции — не только непосредственно специалист по социальной работе, но еще и заведующий отделением (отделом). В отношении второй функции есть требование по наличию опыта практической работы — не менее трех лет. А вот требование по наличию образования и особые условия допуска к работе у обеих функций одинаковые: высшее (бакалавриат, специалитет) или среднее профессиональное образование либо профессиональная переподготовка в соответствии с профилем деятельности и отсутствие медицинских противопоказаний. Также отметим, что требований об отсутствии у работника судимости в данном Стандарте не содержится.

1. Аверин А. Н. Социальная политика. Теория и методология: Учеб, пособие. — М.: Изд-во РАГС, 2009. — 176 с.

  • 2. Профессиональные стандарты и независимая оценка квалификации: настольная книга для специалистов системы социального обслуживания населения в вопросах и ответах / Сост. Е. И. Холостова, Н. В. Лебедева. — М.: ИДПО ДТСЗН, 2016. — 52 с.
  • 3. Российская энциклопедия социальной работы / Под общ. ред. Е. И. Холостовой. — М.: ИТК “Дашков и К°”, 2016. — 1032 с.
  • 4. Социальная политика: Учебник / Е. И. Холостова [и др.]; Под ред. Е. И. Холостовой, Г. И. Климантовой. — М.: Юрайт, 2017. — 395 с.
  • 5. Социальная работа: от идеи до практики: Хрестоматия / Под общ. ред. Е. И. Холостовой, И. В. Мкртумовой. — М.: ИТК “Дашков и К°”, 2016. — 976 с.
  • 6. Теория социальной работы: Учебник для бакалавров / Под ред. Е. И. Холостовой, Л. И. Кононовой, М. В. Вдовиной. — М.: Юрайт, 2014. — 345 с.

Профстандарт социального работника: специфика профессии, обязанности, требования

Данный Стандарт был разработан Московским городским психолого-педагогическим университетом (главный разработчик), который привлек к работе по созданию Стандарта очень большое число других организаций — учреждений соцобслуживания, вузов, некоммерческих организаций, органов государственной власти и местного самоуправления из различных российских регионов.

Утвержден Приказом Минтруда России от 18.11.2013 N 681н.

Стандарт касается трудовой деятельности по социальной реабилитации несовершеннолетних, трудоспособных граждан и пожилых граждан с разными видами «уязвимостей» (инвалидность, отсутствие постоянного места жительства, наркотическая зависимость, антисоциальное поведение, тяжелые хронические заболевания и т.д.).

В Стандарте две обобщенные трудовые функции: 1) социальная реабилитация уязвимых категорий населения; 2) организация реабилитационной помощи уязвимым категориям населения. Уровень квалификации по первой функции — 6-й, по второй — 7-й. Первая функция относится к такой должности, как специалист по комплексной реабилитации (реабилитолог), вторая — к должности руководителя реабилитационного подразделения. По обеим функциям требуется наличие у работника высшего образования и дополнительного профессионального образования по специальным программам. По первой функции требование к наличию опыта практической работы не предъявляется, по второй есть требование о наличии стажа работы в социальной сфере в качестве специалиста по комплексной реабилитации, врача, психолога, педагога, специалиста по социальной работе или руководителя подразделения не менее трех лет. Требование об отсутствии судимости есть только по первой функции (см. сноску 2).

Относительно обобщенной трудовой функции «социальная реабилитация уязвимых категорий населения» названы три трудовые функции, относительно организации реабилитационной помощи уязвимым категориям населения — две (с соответствующими перечнями трудовых действий, необходимых умений и знаний по каждой). Например, для выполнения такой трудовой функции, как организация и управление реабилитационным случаем, которая входит в состав второй обобщенной функции по организации реабилитационной помощи, работник должен выполнять 21 трудовое действие (от первичного приема клиента до разработки методических документов по внедрению инновационных технологий и методов оказания реабилитационной помощи), обладать 24 умениями (от получения информации о гражданине до ведения своевременных, точных, полных и разборчивых отчетов) и владеть 19 видами знаний (от законодательства в социальной сфере до основ делопроизводства и документооборота).

При выполнении всех трудовых функций от работника требуется соблюдать правила профессиональной этики и деонтологии (без ссылки на конкретный документ).

Этот Стандарт разработан опять же Московским городским психолого-педагогическим университетом с привлечением восьми других НИИ, вузов и учебно-методических центров.

Утвержден Приказом Минтруда России от 18.11.2013 N 683н.

В Стандарт входят две обобщенные трудовые функции: 1) деятельность по выявлению разных типов семей и семей с детьми, находящимися в трудной жизненной ситуации, с целью оказания им помощи; 2) организация и оказание адресных социально-бытовых, медико-социальных, психолого-педагогических и социально-правовых видов помощи и поддержки разным типам семей и семьям с детьми, оценка их эффективности.

Уровень квалификации по первой функции — 6-й, по второй — 7-й. По обеим функциям требуется наличие у работника высшего образования по профилю профессиональной деятельности (рекомендуется еще пройти обучение по программам повышения квалификации, в том числе в форме стажировки), при этом во второй функции высшее образование не должно ограничиваться только бакалавриатом, а также отсутствие судимости за преступления, состав и виды которых установлены законодательством РФ (см. сноску 2). Требование о наличии опыта практической работы не предъявляется ни в одной из обобщенных функций.

Первая обобщенная функция включает в себя три трудовые функции, вторая — шесть. Например, для разработки социальных проектов и внедрения их в работу с разными типами семей и семей с детьми с привлечением специалистов на межведомственной основе (входит в состав второй обобщенной функции) работник должен осуществлять 18 трудовых действий (от диагностики социальных условий жизни детей в разных семьях до организации взаимопомощи специалистов при работе с разными типами семей), обладать 12 умениями (от проведения диагностики до консультирования у специалистов) и владеть 8 видами знаний (от основ и принципов развития институтов современного гражданского общества до методов и технологий управления социальными рисками).

Читайте также:  Положение о договорной работе на предприятии

1.1. Настоящая должностная инструкция социального педагога школы разработана на основе Профессионального стандарта «Специалист в области воспитания» (утв. приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 10 января 2017 года № 10н), в соответствии с ФЗ №273 от 29.12.2012г «Об образовании в Российской Федерации» в редакции от 8 декабря 2020 года; ФГОС начального, основного и среднего общего образования, утвержденных соответственно Приказами Минобрнауки России №373 от 06.10.2009г, №1897 от 17.12.2010г (в ред. на 31.12.2015г) и №413 от 17.05.2012г (в редакции от 24.09.2020г); Трудовым кодексом Российской Федерации и другими нормативными актами, регулирующими трудовые отношения между работником и работодателем.
1.2. Данная должностная инструкция социального педагога школы по профстандарту устанавливает функциональные обязанности, права и ответственность сотрудника, занимающего в образовательном учреждении должность социального педагога.
1.3. Социальный педагог должен иметь высшее образование или среднее профессиональное образование в рамках укрупненных групп направлений подготовки высшего образования и специальностей среднего профессионального образования «Образование и педагогические науки» либо высшее образование или среднее профессиональное образование и дополнительное профессиональное образование по направлению профессиональной деятельности в организации, осуществляющей образовательную деятельность, в том числе с получением его после трудоустройства.
1.4. К работе социальным педагогом в школе допускается лицо:

  • не имеющее ограничений на занятие педагогической деятельностью, установленных законодательством Российской Федерации;
  • соответствующее требованиям, касающимся прохождения предварительного (при поступлении на работу) и периодических медицинских осмотров, профессиональной гигиенической подготовки и аттестации (при приеме на работу и далее с периодичностью не реже 1 раза в 2 года), вакцинации, а также имеющее личную медицинскую книжку с результатами медицинских обследований и лабораторных исследований, сведениями о прививках, перенесенных инфекционных заболеваниях, о прохождении профессиональной гигиенической подготовки и аттестации с допуском.

1.5. Социальный педагог назначается и освобождается от занимаемой должности директором общеобразовательного учреждения. На период отпуска и временной нетрудоспособности социального педагога школы его должностные обязанности могут быть возложены на заместителя директора по воспитательной работе или классного руководителя из числа наиболее опытных сотрудников. Временное исполнение обязанностей в таких случаях осуществляется на основании приказа директора школы, который должен соответствовать требованиям законодательства о труде.
1.6. Социальный педагог относится к категории специалистов и подчиняется непосредственно директору общеобразовательного учреждения. Выполняет обязанности под руководством заместителя директора по воспитательной работе.
1.7. В своей деятельности социальный педагог школы обязан руководствоваться:

  • Конституцией Российской Федерации;
  • Федеральным Законом «Об образовании в Российской Федерации»;
  • «Семейным кодексом» Российской Федерации;
  • указами Президента Российской Федерации и решениями Правительства Российской Федерации, непосредственно касающихся социальной защиты детей;
  • СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»;
  • административным и трудовым законодательством Российской Федерации;
  • правилами и нормами охраны труда и пожарной безопасности;
  • Уставом и локальными правовыми актами общеобразовательного учреждения (в том числе Правилами внутреннего трудового распорядка, приказами и распоряжениями директора школы);
  • трудовым договором (контрактом).

1.8. Социальный педагог школы руководствуется в работе должностной инструкцией, разработанной с учетом профстандарта, инструкцией по охране труда для социального педагога, инструкциями по охране труда при работе с ЭСО и оргтехникой, строго соблюдает Конвенцию о правах ребенка.
1.9. Социальный педагог школы должен знать:

Социальный педагог в школе оказывает социально-педагогическую поддержку учащихся в процессе социализации:
2.1. Планирование мер по социально-педагогической поддержке обучающихся в процессе социализации.
2.2. Организация социально-педагогической поддержки детей в процессе социализации.
2.3. Организационно-методическое обеспечение социально-педагогической поддержки школьников.

Социальный педагог школы имеет следующие должностные обязанности:
3.1. В рамках трудовой функции планирования мер по социально-педагогической поддержке обучающихся в процессе социализации:

  • анализ ситуаций жизнедеятельности школьников;
  • разработка мер по социально-педагогической поддержке детей в процессе образования;
  • проектирование программ формирования у учащихся социальной компетентности, социокультурного опыта;
  • разработка мер по социально-педагогическому сопровождению обучающихся в трудной жизненной ситуации;
  • разработка мер по профилактике социальных девиаций среди детей;
  • планирование совместной деятельности с институтами социализации в целях обеспечения позитивной социализации обучающихся;
  • осуществление комплекса мероприятий, направленных на воспитание, образование, развитие и социальную защиту личности в образовательном учреждении и по месту жительства учащихся;
  • изучение психолого-медико-педагогические особенностей личности учащихся и ее микросреды, а также условий жизни;
  • выявление интересов и потребностей, трудностей и проблем, конфликтных ситуаций, а также негативных отклонений в поведении учащихся и своевременное оказание им социальной помощи и необходимой поддержки.
  • выполнение прогнозов тенденций изменения ситуации в обществе и в образовании с целью внесения предложений по корректировке стратегии развития общеобразовательного учреждения;
  • осуществление планирования и органи��ации мероприятий по повышению профессиональной подготовки классных руководителей и воспитателей групп продленного дня в вопросах социальной адаптации учащихся;
  • определение задач, форм и методов социально-педагогической работы с учащимися, а также способов решения личных и социальных проблем учащихся, применяя для этого современные образовательные технологии, включая информационные, а также цифровые образовательные ресурсы.

3.2. В рамках трудовой функции организации социально-педагогической поддержки обучающихся в процессе социализации:

  • организация социально-педагогической поддержки детей в процессе образования;
  • реализация культурно-просветительских программ и мероприятий по формированию у учащихся социальной компетентности и позитивного социального опыта;
  • организация социально-педагогической поддержки детей в трудной жизненной ситуации;
  • профилактическая работа с детьми группы социального риска;
  • организация социальной реабилитации школьников, имевших проявления девиантного поведения;
  • обеспечение досуговой занятости учащихся школы;
  • организация совместной деятельности с социальными институтами в целях позитивной социализации обучающихся;
  • выступление в качестве посредника между личностью ребенка и общеобразовательным учреждением, семьей, социальной средой, специалистами различных социальных служб, ведомств и административных органов;
  • проведение анализа личностных проблем школьников с целью оказания им своевременной социальной помощи и необходимой поддержки, а также перспективных возможностей общеобразовательного учреждения в области осуществления проектов адаптации учащихся в современной социальной среде;
  • осуществление координации совместной деятельности отдельных участников проектов и программ, направленных на социальную адаптацию учащихся, взаимодействия деятельности сотрудников общеобразовательного учреждения и привлекаемых представителей других организаций по вопросам социальной адаптации учащихся.

3.3. В рамках трудовой функции организационно-методического обеспечения социально-педагогической поддержки обучающихся:

  • разработка нормативных документов, предназначенных для участников школьных проектов и программ, направленных на социальную адаптацию учащихся;
  • разработка отдельных фрагментов программы развития общеобразовательного учреждения и других стратегических документов;
  • разработка методических материалов для реализации программ и мероприятий по социально-педагогической поддержке обучающихся;
  • разработка методических материалов для консультирования обучающихся по построению социальных отношений, адаптации к новым жизненным ситуациям;
  • осуществление методического сопровождения деятельности педагогов по развитию у родителей (законных представителей) социально-педагогической компетентности;
  • организационно-методическое сопровождение совместной деятельности с институтами социализации по социально-педагогической поддержке детей;
  • организация и методическое обеспечение контроля результатов деятельности по социально-педагогической поддержке школьников;
  • осуществление руководства деятельностью воспитателей групп продленного дня и классных руководителей по социальной адаптации учащихся, создания и установления гуманных, нравственно здоровых отношений в социальной среде;
  • осуществление контроля реализации проектов и программ, направленных на социальную адаптацию учащихся, ресурсного обеспечения школьных проектов и программ, направленных на социальную адаптацию учащихся, выполнения принятых решений в области социальной адаптации, последующей социальной адаптации выпускников общеобразовательного учреждения;
  • проведение консультаций с родителями (законными представителями) учащихся, воспитателями групп продленного дня и классными руководителями по вопросам социальной адаптации учащихся, а также с лицами, привлеченными к сотрудничеству с общеобразовательным учреждением, по вопросам социальной адаптации учащихся.

Профессиональный стандарт «Социальный работник»

Каждый родитель, который отдает своих детей в школу, хочет, чтобы они воспитывались квалифицированными педагогами, владеющими не только преподаваемым предметом, но прочими знаниями.

Читайте также:  Ж/д билеты многодетным: все скидки и льготы в 2022 году

Для того, чтобы обеспечить должный уровень обучения, принимаются и совершенствуются профессиональные стандарты, которые выводят уровень образования на более высокий уровень.

Несмотря на это, многие сотрудники образовательной сферы работают по старым нормам, хотя в данном периоде это попросту недопустимо.

Дорогие читатели! Статья рассказывает о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай индивидуален. Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему — обращайтесь к консультанту:

ЗАЯВКИ И ЗВОНКИ ПРИНИМАЮТСЯ КРУГЛОСУТОЧНО и БЕЗ ВЫХОДНЫХ ДНЕЙ.

Это быстро и БЕСПЛАТНО!

Российский государственный социальный университет

Конкретные функции для работников разных квалификаций прописаны в самих стандартах, и по нему можно судить не только по функциональным обязательствам, но и требуемым умениям, а также набору знаний.

Пока что приняты не все необходимые документы, но и из имеющихся уже можно судить о том, что должны делать преподаватели, имеющие педагогическое образование и сдавшие необходимые экзамены на получение квалификационного уровня.

Социальные педагоги, это те же воспитатели, которые должны прежде всего налаживать контакт с детьми и доступно объяснять материал, пользуясь методическими указаниями.

Профстандарт содержит в себе такие функции:

  • правильная организация социально-педагогической поддержки учеников при обучении;
  • реализация культурных программ и мероприятий, чтобы у учеников могла возникать социальная ответственность и позитивный опыт восприятия;
  • поддержка подопечных в сложных ситуациях;
  • профилактика в отношении участников групп риска;
  • социальная реабилитация учащихся, поведение которого было признано девиантным;
  • обеспечение качественного досуга учеников;
  • совместная работа с социнститутами по сфере социализации учеников.

Педагог такого уровня должен также проводить консультации для других специалистов, родителей учеников, а в перечень информации вносится то, как будут реализованы права учеников.

Соцпедагог должен организовывать социальную деятельность учеников, помогать им в вопросах самоопределения, а также вести индивидуальную работу с некоторыми группами.

Кроме того, именно воспитатель должен организовывать досуг каждого ребенка, что обычно характерно для ДОУ.

Педагоги-психологи, к сожалению, есть не в каждом образовательном учреждении, и зачастую они работают на несколько школ или детских садов.

Конечно, в процессе своей работы психолог выполняет следующие функции:

Консультирует учеников По проблемам самоопределения, личностных запросов и взаимоотношений в коллективе
Проведение ликбезов Для администрации учреждения, педагогического коллектива и прочих сотрудников по поводу взаимоотношений между ними, а также по направлению учитель-ученик
Разъяснение педагогам вопросов Связанным с индивидуальными программами, предусматривающими индивидуальный подход к детям и их потребностям в обучении
Проведение консультаций для родителей по вопросам Связанным со взаимоотношениями между ними и детьми, а также касательно того, как нужно самоопределяться
Профессиональная документация Также ведется им, и сюда относятся рабочие планы, протоколы, журналы, а также психологические заключения касательно обучающихся и прочих участников процесса

Кроме этого, функции психолога заключаются в том, чтобы вовремя обнаруживать проблемы в коллективе, как учеников, так и педагогов, а также уметь их ликвидировать на начальной стадии.

С этой целью используются опросы, тесты, личные беседы, целый ряд психологических приемов.

И непосредственной обязанностью такого специалиста является работа с умами и поведением окружающих людей, и естественно, что основным методом будут составляемые с учетом текущей ситуации планы развития.

Обновление профессионального стандарта «Специалист по социальной работе»

Для проведения работы социальному педагогу надо иметь среднее специальное или высшее образование. Местом его работы может быть:

  • образовательные учреждения (школы, лицеи, детские дошкольные организации, интернаты, вузы, средние специальные учебные заведения);
  • соцслужбы спецучреждений (колонии, спецшколы);
  • комнаты в микрорайонах, домах для занятий с подростками;
  • социальные службы организаций, предприятий, общежитий, благотворительных фондов, творческих, общественных объединений);
  • культурные, спортивные комплексы, центры досуга, анимации, медицинских служб;
  • отделы и центры социальной защиты и поддержки населению;
  • семья для осуществления частной практики.
  • Арбитражный процессуальный кодекс РФ

  • Бюджетный кодекс РФ

  • Водный кодекс Российской Федерации РФ

  • Воздушный кодекс Российской Федерации РФ

  • Градостроительный кодекс Российской Федерации РФ

  • ГК РФ

  • Гражданский кодекс часть 1

  • Гражданский кодекс часть 2

  • Гражданский кодекс часть 3

  • Гражданский кодекс часть 4

  • Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации РФ

  • Жилищный кодекс Российской Федерации РФ

  • Земельный кодекс РФ

  • Кодекс административного судопроизводства РФ

  • Кодекс внутреннего водного транспорта Российской Федерации РФ

  • Кодекс об административных правонарушениях РФ

  • Кодекс торгового мореплавания Российской Федерации РФ

  • Лесной кодекс Российской Федерации РФ

  • НК РФ

  • Налоговый кодекс часть 1

  • Налоговый кодекс часть 2

  • Семейный кодекс Российской Федерации РФ

  • Таможенный кодекс Таможенного союза РФ

  • Трудовой кодекс РФ

  • Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации РФ

  • Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации РФ

  • Уголовный кодекс РФ

  • ФЗ об исполнительном производстве

  • Закон о коллекторах

  • Закон о национальной гвардии

  • О правилах дорожного движения

  • О защите конкуренции

  • О лицензировании

  • О прокуратуре

  • Об ООО

  • О несостоятельности (банкротстве)

  • О персональных данных

  • О контрактной системе

  • О воинской обязанности и военной службе

  • О банках и банковской деятельности

  • О государственном оборонном заказе

  • Закон о полиции

  • Закон о страховых пенсиях

  • Закон о пожарной безопасности

  • Закон об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств

  • Закон об образовании в Российской Федерации

  • Закон о государственной гражданской службе Российской Федерации

  • Закон о защите прав потребителей

  • Закон о противодействии коррупции

  • Закон о рекламе

  • Закон об охране окружающей среды

  • Закон о бухгалтерском учете

    • Федеральный закон от 04.02.2021 N 5-ФЗ

      «О внесении изменений в статьи 6 и 165 Семейного кодекса Российской Федерации»

    • Федеральный закон от 04.02.2021 N 4-ФЗ

      «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях»

    • Федеральный закон от 04.02.2021 N 3-ФЗ

      «О внесении изменений в Лесной кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования правового регулирования лесных отношений»

    Профстандарт специалиста по социальной работе 2021

    Профессиональные стандарты лежат в основе образовательных программ, которые предлагают слушателям учебные учреждения. Они нужны для того, чтобы максимально сократить разрыв между теоретическими знаниями и практикой. Вероятнее всего, в ближайшем будущем система присвоения квалификации после окончания учебы перейдет «в руки» независимых центров оценки квалификации: выпускник ВУЗа сможет получить квалификацию только через эту независимую оценку. Предполагается, что таким образом удастся усилить конкуренцию между институтами и университетами, а также побудить учебные заведения более активно сотрудничать с потенциальными и реальными работодателями.

    Согласно новому профстандарту мы можем называться:

    • Младший специалист по охране труда (МСОТ).
    • Специалист по охране труда (СОТ).
    • Главный (ведущий) специалист по охране труда (ГВСОТ).
    • Руководитель службы охраны труда (РСОТ).
    • Начальник отдела охраны труда (НООТ).
    • Начальник управления охраной труда (НУОТ).
    • Эксперт по условиям и охране труда (ЭУОТ).
    • Консультант по условиям и охране труда и управлению профессиональными рисками (КУОТ и УПР).
    • Инструктор по условиям и охране труда (ИУОТ).
    • Заместитель руководителя организации по управлению профессиональными рисками (ЗРОУПР).
    • Руководитель направления (подразделения) по управлению профессиональными рисками в организации (РНПУПРО).

    На любой вкус и цвет.

    1. Нормативное обеспечение безопасных условий и охраны труда.
    2. Организация подготовки работников в области охраны труда.
    3. Сбор, обработка и передача информации по вопросам условий и охраны труда.
    4. Организация и проведение мероприятий, направленных на снижение уровней профессиональных рисков.
    5. Содействие обеспечению функционирования системы управления охраной труда.
    6. Обеспечение контроля за состоянием условий и охраны труда на рабочих местах.
    7. Обеспечение расследования и учета несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.
    1. Определение целей и задач системы управления охраной труда и профессиональными рисками.
    2. Подготовка предложений по распределению полномочий, ответственности, обязанностей по вопросам управления охраной труда, оценки профессиональных рисков и обоснованию ресурсного обеспечения.
    1. Анализ мероприятий, направленных на улучшение условий и охраны труда, снижение профессиональных рисков, предупреждение несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.
    2. Консультирование работодателей и работников по вопросам обеспечения безопасных условий труда на рабочих местах и оценки профессиональных рисков.
    3. Оценка эффективности процедур подготовки работников по охране труда.
    1. Методическое обеспечение стратегического управления профессиональными рисками в организации.
    2. Координация работ по внедрению системы управления профессиональными рисками в организации.
    3. Контроль работ по внедрению системы управления профессиональными рисками в организации.
    4. Контроль и мониторинг результативности внедрения системы управления профессиональными рисками в организации.

    Все указанные выше трудовые функции специалиста по охране труда имеют дополнительную раскладку, поэтому если вы не понимаете, например, суть функции «Нормативное обеспечение безопасных условий и охраны труда» или «Методическое обеспечение стратегического управления профессиональными рисками в организации», открывайте профессиональный стандарт и смотрите какие именно действия должен совершать специалист, какие необходимые умения и знания должны быть у него.

    Профстандарт социального работника: специфика профессии, обязанности, требования

    Новым профстандартом предусмотрены требования к образованию и обучению, к опыту практической работы, особым условиям допуска к работе. Давайте посмотрим эти требования.

    /A. Обеспечение функционирования системы управления охраной труда в организации/

    Требования к образованию и обучению

    1. Высшее образование — бакалавриат или
    2. Высшее образование (непрофильное) — бакалавриат и дополнительное профессиональное образование — программы профессиональной переподготовки в области охраны труда или
    3. Среднее профессиональное образование — программы подготовки специалистов среднего звена и дополнительное профессиональное образование в области охраны труда

    Требования к опыту практической работы

    • Не менее трёх лет в области охраны труда при наличии среднего профессионального образования для специалиста по охране труда.
    • Для занятия должности главный (ведущий) специалист по охране труда — не менее трёх лет в области охраны труда при наличии высшего образования или не менее четырёх лет в области охраны труда при наличии среднего профессионального образования.

    Особые условия допуска к работе

    • Обучение по охране труда и проверка знаний требований охраны труда не реже одного раза в три года (ссылка на Постановление 1/29)

    Примечание: Согласно профстандарту трудовые функции «A» свойственны: Младшему специалисту по охране труда; Специалисту по охране труда; Главному (ведущему) специалисту по охране труда.

    Аттестация социальных работников

    Аттестация соцработников проводится в учреждении, где они работают. Введена с целью повышения эффективности работы сотрудников, а также для стимулирования мотивации к повышению квалификации и ответственности за результаты работы.

    Аттестация проводится планово, о чём заранее предупреждают сотрудников, чаще всего, в виде тестирования. Иногда в виде индивидуального или группового собеседования. Большая часть материалов касается проверки знаний действующего закодательства, регламентирующего работу социальных служб, первой медпомощи. Проверяется соответствие знаний и умений работника современным требованиям к этой профессии.

    Экзамен проводит экспертная комиссия. По результатам аттестации комиссия оглашает результаты и отмечает их в протоколе. Протокол передают руководителю социальной службы, который принимает окончательное решение по каждому сотруднику.

    Как подготовиться к аттестации соцработнику? Для этого достаточно регулярно проходить программы повышения квалификации по социальной работе и первой медицинской помощи.

    Обязательно ли применение профессиональных стандартов в современных организациях?

    Профессиональные стандарты — это закрепленные на уровне правовых актов квалификационные требования к сотрудникам тех или иных профессий, соответствие которым необходимо с точки зрения выполнения данными сотрудниками своей трудовой функции (ст. 195.1 ТК РФ). Профстандарты обязательны к применению фирмами-работодателями в 2 случаях (письмо Минтруда РФ от 04.04.2016 № 14-0/10/В-2253):

    • фирма-работодатель имеет в штате должности, по которым должны предоставляться льготы и компенсации — например, за вредные условия труда;
    • применение профстандартов предписано конкретным нормативно-правовым актом.

    Первой нормой следует руководствоваться всем предприятиям вне зависимости от того, являются ли они частными или государственными (муниципальными). Вторая норма на практике характеризует законодательное регулирование главным образом тех хозяйствующих субъектов, которые имеют прямую связь с государственной или местной властью.

    Так, недавно Правительство РФ издало отдельный нормативный акт — постановление от 27.06.2016 № 584, в котором содержатся формулировки, предписывающие:

    • всем государственным и муниципальным учреждениям, фондам, а также предприятиям, компаниям и корпорациям, что принадлежат государственным либо муниципальным органам власти (на праве владения более чем 50% от уставного капитала), применять профессиональные стандарты в части требований к квалификации;
    • указанным хозяйствующим субъектам до 01.01.2020 разработать и реализовать планы по внедрению профессиональных стандартов;
    • указанным хозяйствующим субъектам применять профстандарты по новым должностям в соответствии с планом и положениями постановления № 584.

    Таким образом, профстандарты сейчас обязательны:

    • для государственных и муниципальных учреждений, фондов;
    • для компаний, предприятий и корпораций, уставный капитал которых более чем на 50% принадлежит государственным или муниципальным органам;
    • для всех фирм-работодателей — включая частные, в которых есть должности, предполагающие предоставление работнику установленных законодательством льгот.

    В остальных случаях правомерно рассматривать профстандарты как рекомендованные к применению (данной позиции придерживается Минтруд РФ в письме № 14-0/10/В-2253).

    Рассмотрим далее, для каких должностей могут устанавливаться профстандарты.

    Профстандарты: профессиональные стандарты, утвержденные Министерством труда РФ

    Понятие «профессиональный стандарт» было введено в Трудовой кодекс пять лет назад Федеральным законом от 03.12.2012 N 236-ФЗ.

    С тех пор оно прочно вошло в обиход. Минтруд практически ежедневно утверждает новые стандарты, применение которых стало обязательным для ряда организаций.

    Чтобы информация была систематизирована, а любой работодатель или гражданин мог найти нужные ему сведения, был создан реестр профессиональных стандартов. Оператором ресурса стал Минтруд России. А Б В Г Д По нормам трудового законодательства профессиональные стандарты являются требованием к квалификации специалистов, необходимой для выполнения ими профессиональной деятельности.

    Разработкой и утверждением профессиональных стандартов занимается Минтруд

    Что такое профстандарт педагога

    Работа с детьми в образовательных и дошкольных учреждениях требует от специалистов определенных знаний и навыков. С 2016 года они закрепляются в специальном нормативном акте.

    Профстандарт педагога представляет собой документ, в котором перечислены все требования, которым должен отвечать современный учитель, чтобы продолжать заниматься своей деятельностью. Также на него опираются при переаттестации для присвоения следующей квалификационной категории, при расчете заработной платы и при формировании должностных инструкций.

    Требования нового профстандарта к педагогу школы

    Согласно утвержденным изменениям, учителям будут присваиваться либо пятый, либо шестой квалификационный уровень. Соответственно, А, В и С. Предпоследний — для обучающих начальные классы, последний — средние и старшие.

    Зачем нужны профессиональные стандарты

    Чтобы правильно трактовать суть преобразований, необходимо понимать разницу определений. Например, квалификация — это набор знаний, умений и навыков, а стандарт — это образ, какой она должна быть в рамках того или иного предмета. В зависимости от потребностей времени последний меняется, а с ним и компетенции, которыми должен владеть учитель на текущий момент. Например, профстандарт педагога-психолога до появления такой специальности не существовал.

    Нововведение в образовательной среде было продиктовано, в первую очередь, необходимостью урегулирования трудовых споров, возникающих в результате несоответствия обязанностей и их оплаты разным преподавателям.

    Благодаря ему образовательные организации могут выделить в самостоятельную, согласно профстандарту, и должность педагога-организатора, и педагога по воспитательному процессу. Закрепление новых квалификационных требований позволит упростить принятие кадровых и иных решений.

    Впервые подобные нормы стали применяться с 2016 года. Это послужило началом новой эры в образовании. Причина в том, что, в первую очередь, каждый претендент на должность учителя был обязан иметь вузовский диплом. Также ему полагалось уметь составлять поурочные планы и организовывать работу на уроке.


    Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *