Работник есть, а трудового договора у вас с ним нет — каковы реальные риски?
Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Работник есть, а трудового договора у вас с ним нет — каковы реальные риски?». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Все, что касается махинаций с зарплатой (невыплата денег, задержка, зарплата ниже прожиточного минимума — сейчас он, как и МРОТ, составляет 11 163 рубля, выдача зарплаты продуктами или другими товарами, как в 90-е годы — кирпичами, унитазами и так далее) — то подвластно Трудовому кодексу. Выдал зарплату не 15 числа, а 16-го — виноват. Не нашел денег на аванс, обещал оплатить все разом в начале месяца, — виноват. Это инспекции вы будете объяснять, что у вас проблемы с поставщиками и перебои с заказами, поэтому деньги людям платить нечем. Увы, все это только ваши проблемы, государство они не волнуют. Однако, как говорят успешные предприниматели, сначала рассчитайтесь с людьми, очистите совесть, а потом уж не забудьте себя.
Комментарий к ст. 5.27 КоАП РФ
Комментируемая ст. 5.27 КоАП РФ устанавливает ответственность за:
а) нарушение трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, если иное не предусмотрено ч. ч. 3, 4 и 6 ст. 5.27 КоАП РФ и ст. 5.27.1 КоАП РФ (ч. 1 ст. 5.27 КоАП РФ);
б) совершение административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 5.27 КоАП РФ, лицом, ранее подвергнутым административному наказанию за аналогичное административное правонарушение (ч. 2 ст. 5.27 КоАП РФ);
в) фактическое допущение к работе лицом, не уполномоченным на это работодателем, в случае если работодатель или его уполномоченный на это представитель отказывается признать отношения, возникшие между лицом, фактически допущенным к работе, и данным работодателем, трудовыми отношениями (не заключает с лицом, фактически допущенным к работе, трудовой договор) (ч. 3 ст. 5.27 КоАП РФ);
г) уклонение от оформления или ненадлежащее оформление трудового договора либо заключение гражданско-правового договора, фактически регулирующего трудовые отношения между работником и работодателем (ч. 4 ст. 5.27 КоАП РФ);
д) совершение административных правонарушений, предусмотренных ч. 3 или ч. 4 ст. 5.27 КоАП РФ, лицом, ранее подвергнутым административному наказанию за аналогичное административное правонарушение (ч. 5 ст. 5.27 КоАП РФ);
е) невыплата или неполная выплата в установленный срок заработной платы, других выплат, осуществляемых в рамках трудовых отношений, если эти действия не содержат уголовно наказуемого деяния, либо установление заработной платы в размере менее размера, предусмотренного трудовым законодательством (ч. 6 ст. 5.27 КоАП РФ);
ж) совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 6 настоящей статьи, лицом, ранее подвергнутым административному наказанию за аналогичное правонарушение, если эти действия не содержат уголовно наказуемого деяния (ч. 7 ст. 5.27 КоАП РФ).
Дела об административных правонарушениях, предусмотренных ч. ч. 1, 3, 4 и 6 ст. 5.27 КоАП РФ, рассматривает федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий федеральный государственный надзор за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права (ч. 1 ст. 23.12 КоАП РФ). Федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере труда, занятости является Роструд (п. 1 Положения о Федеральной службе по труду и занятости, утв. Постановлением Правительства РФ от 30.06.2004 N 324).
Рассматривать дела об административных правонарушениях от имени Роструда вправе:
1) главный государственный инспектор труда Российской Федерации, его заместители;
2) руководители структурных подразделений федерального органа исполнительной власти, осуществляющего федеральный государственный надзор за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, — главные государственные инспекторы труда, их заместители;
3) главные государственные инспекторы труда в субъектах Российской Федерации, их заместители;
4) руководители структурных подразделений соответствующих государственных инспекций труда — главные государственные инспекторы труда, их заместители;
5) главные государственные инспекторы труда соответствующих государственных инспекций труда;
6) главные государственные инспекторы труда;
7) старшие государственные инспекторы труда;
8) государственные инспекторы труда.
Отметим, что в соответствии с п. п. 11.1 — 11.3 ст. 9 Федерального закона от 26 декабря 2008 года N 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» (далее — Закон N 294-ФЗ) Роструд разработал проверочные листы (списки контрольных вопросов). В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 08.09.2017 N 1080 «О внесении изменений в Положение о федеральном государственном надзоре за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права» проверочные листы применяются инспекторами труда с 1 января 2018 г. при плановых проверках организаций с умеренной категорией риска, а с 1 июля 2018 г. — при всех плановых проверках.
При этом в целях оптимального использования трудовых, материальных и финансовых ресурсов, задействованных при осуществлении государственного контроля (надзора), снижения издержек юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и повышения результативности своей деятельности органы государственного контроля (надзора) при организации отдельных видов государственного контроля (надзора), определяемых Правительством Российской Федерации, применяют риск-ориентированный подход.
Риск-ориентированный подход представляет собой метод организации и осуществления государственного контроля (надзора), при котором в предусмотренных Законом N 294-ФЗ случаях выбор интенсивности (формы, продолжительности, периодичности) проведения мероприятий по контролю, мероприятий по профилактике нарушения обязательных требований определяется отнесением деятельности юридического лица, индивидуального предпринимателя и (или) используемых ими при осуществлении такой деятельности производственных объектов к определенной категории риска либо определенному классу (категории) опасности (п. 2 ст. 8.1 Закона N 294-ФЗ).
С применением риск-ориентированного подхода осуществляется федеральный государственный надзор в сфере труда (п. 2 Положения о федеральном государственном надзоре за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, утв. Постановлением Правительства РФ от 01.09.2012 N 875).
Отсутствует положение об индексации зарплаты
По закону работодатели обязаны проводить индексацию заработной платы в связи с ростом потребительских цен на товары и услуги (ст. 134 ТК РФ). Конституционный Суд РФ в Определении от 19.11.2015 № 2618-О признал, что работодатель, не относящийся к бюджетной сфере, в любом случае обязан индексировать зарплату своим сотрудникам.
Работодатели, которые не отнесены к госорганам, органам местного самоуправления, а также учреждениям, проводят индексацию в порядке, установленном коллективным договором и локальными нормативными актами.
Чтобы у сотрудников ГИТ не возникало претензий, положение об индексации необходимо прописать либо в трудовом, либо в коллективном договоре.
Отсутствие в актах положения об индексации может быть расценено в качестве нарушения трудовых прав работников (Определение КС РФ от 17.07.2014 № 1707-О).
Штрафы за кадровые ошибки
Работодатели несут ответственность за нарушение норм трудового законодательства по ст. 5.27 КоАП РФ. Нарушение ТК РФ и иных актов, содержащих нормы трудового права, влечет наложение штрафа на ИП в размере от 1 до 5 тысяч рублей, а на юридических лиц – от 30 до 50 тысяч рублей.
Повторное совершение данного нарушения грозит ИП штрафом в размере от 10 до 20 тысяч рублей, а для организации – от 50 до 70 тысяч рублей.
Самые большие штрафы установлены за невыплату зарплаты. Согласно ч. 6 ст. 5.27 КоАП РФ, невыплата или неполная выплата в установленный срок заработной платы влечет наложение штрафа на ИП в размере от 1 до 5 тысяч рублей, на юридических лиц – от 30 до 50 тысяч рублей.
Повторная невыплата зарплаты увеличит штрафы для ИП до 30 тысяч рублей, а для организаций – до 100 тысяч рублей.
Гражданско-правовая ответственность — это ответственность лица, за нарушение Гражданского Кодекса Российской Федерации (ГК РФ) и принятых в соответствии с ним федеральных законов.
Эта мера ответственности может возлагаться на правонарушителя вместе с дисциплинарной, административной и уголовной ответственностью. Характерной особенностью этой ответственности является возмещение нанесенного вреда пострадавшей стороне.
Гражданско-правовая ответственность за нарушение требований охраны труда установлена в главе 59 ГК РФ.
Гражданско-правовая ответственность наступает для должностных лиц в случае причинения вреда или нарушения прав других субъектов. В этом случае должностные лица обязаны возместить имущественный или моральный вред пострадавшей стороне, в зависимости от вида правонарушения.
В зависимости от основания применения мер ответственности, существует:
— договорная ответственность;
— внедоговорная ответственность.
В зависимости от характера, выделяют:
— долевую ответственность;
— солидарную ответственность;
— субсидиарную ответственность.
Защита нарушенных прав осуществляется судами общей компетенции, арбитражными и третейскими судами в особом процессуальном порядке с использованием норм Гражданского кодекса РФ.
Ответственность за нарушение ТК РФ
За несоблюдение норм законодательства предусмотрена ответственность:
- штрафы трудовой инспекции для предприятий;
- предупреждение;
- административное приостановление деятельности;
- дисквалификация.
Выбор меры наказания зависит от тяжести совершенного деяния. Наиболее распространенное наказание — денежное взыскание.
Вот таблица штрафов за нарушение трудового законодательства в 2022 году:
Вид правонарушения |
Сумма |
---|---|
Несоблюдение норм ТК РФ |
Должностные лица (ДЛ), ИП – от 1000 до 5000 Юрлица – от 30 000 до 50 000 |
Повторное нарушение общих норм ТК РФ |
ДЛ, ИП – от 10 000 до 20 000 Юрлица – от 50 000 до 70 000 |
Отказ от заключения трудового договора с лицом, допущенным к работе |
Граждане – от 3000 до 5000 ДЛ – от 10 000 до 20 000 |
Уклонение от заключения трудового договора |
ДЛ – от 10 000 до 20 000 ИП – от 5000 до 10 000 Юрлица – от 50 000 до 100 000 |
Повторный отказ от оформления работника |
Граждане – 5000 ИП – от 30 000 до 40 000 Организации – от 100 000 до 200 000 |
Невыплата зарплаты |
ДЛ – от 10 000 до 20 000 ИП – от 1000 до 5000 Организации – от 30 000 до 50 000 |
Повторная невыплата зарплаты |
ДЛ – от 20 000 до 30 000 ИП – от 10 000 до 30 000 Организации – от 50 000 до 100 000 |
Нарушение требований охраны труда |
ДЛ, ИП – от 2000 до 5000 Организации – от 50 000 до 80 000 |
Непроведение спецоценки |
ДЛ, ИП – от 5000 до 10 000 Организации – от 60 000 до 80 000 |
Допуск к работе без проверки знаний охраны труда |
Должностные лица, ИП – от 15 000 до 25 000 Организации – от 100 000 до 130 000 |
Необеспечение работников средствами индивидуальной защиты |
Должностные лица, ИП – от 20 000 до 30 000 Организации – от 130 000 до 150 000 |
Повторное нарушение норм охраны труда |
Должностные лица, ИП – от 30 000 до 40 000 Организации – от 100 000 до 200 000 |
Комментарии к ст. 5.27 КОАП РФ
1. Целями законодательства РФ о труде и об охране труда являются установление государственных гарантий трудовых прав и свобод граждан, создание благоприятных условий труда, защита прав и интересов работников и работодателей.
Регулирование трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений в соответствии с Конституцией РФ осуществляется трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права. На федеральном уровне в первую очередь к ним относятся: Трудовой кодекс РФ; Федеральные законы от 12 января 1996 г. N 10-ФЗ «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности»; от 24 июля 1998 г. N 125-ФЗ «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний» (с изм. и доп.); Постановления Правительства РФ от 23 мая 2000 г. N 399 «О нормативно-правовых актах, содержащих государственные нормативные требования охраны труда» и от 26 августа 1995 г. N 843 «О мерах по улучшению условий и охраны труда» (с изм. и доп.); нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти. Важная роль в регулировании трудовых отношений отводится законодательству субъектов РФ, а также актам органов местного самоуправления. Кроме того, работодатель имеет право принимать локальные нормативные акты, содержащие нормы трудового права, в пределах компетенции в соответствии с законами и иными нормативными правовыми актами, коллективным договором, соглашениями.
2. Объективная сторона данного правонарушения выражается в действиях или бездействии, направленных на нарушение или невыполнение норм действующего законодательства о труде и об охране труда. При применении дисквалификации следует учитывать, что в ст. 3.11 КоАП определен перечень лиц, которым этот вид наказания может быть назначен. Применение данного наказания возможно в том случае, если должностное лицо было подвергнуто наказанию за аналогичное административное правонарушение (см. п. 17 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24 марта 2005 г. N 5).
3. Субъектом правонарушения является работодатель (должностное лицо — руководитель организации независимо от организационно-правовой формы и формы собственности), индивидуальный предприниматель, юридическое лицо. В качестве альтернативной административному штрафу санкции предусмотрено административное приостановление деятельности индивидуального предпринимателя или юридического лица на срок до 90 суток (см. комментарий к ст. 3.12). Кроме того, ч. 2 данной статьи в качестве субъекта ответственности в виде дисквалификации предусматривает должностное лицо, ранее подвергнутое административному наказанию за аналогичное административное правонарушение.
4. С субъективной стороны данное правонарушение характеризуется прямым умыслом или неосторожностью.
5. Рассмотрение дел по ч. 1 данной статьи осуществляют должностные лица федерального органа исполнительной власти, осуществляющего государственный надзор за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права (ст. 23.12) и судьи (в случае передачи на рассмотрение судье дела об административном правонарушении для применения наказания в виде административного приостановления деятельности), а по ч. 2 — судьи (ст. 23.1), поскольку речь идет о применении такого вида административного наказания, как дисквалификация (см. комментарий к ст. 3.11).
Составлять протоколы об административных правонарушениях вправе должностные лица указанного выше федерального органа (ч. 1, п. 16 ч. 2 ст. 28.3).
Невыплата или неполная выплата зарплаты
По ч. 6 ст. 5.27 КоАП РФ работодатель может быть привлечен к ответственности:
- за невыплату или неполную выплату в установленный срок зарплаты и других выплат, осуществляемых в рамках трудовых отношений, если они не содержат уголовно наказуемого деяния (ст. 145.1 Уголовного кодекса РФ), либо
- вследствие установления зарплаты в размере менее, чем предусмотрен трудовым законодательством.
Отметим, что это нарушение является одним из наиболее распространенных. Не стоит забывать о том, что законом предусмотрена помимо административной (и уголовной) еще и материальная ответственность. Она подразумевает обязанность работодателя выплатить в пользу работника определенную компенсацию за каждый день просрочки выплаты заработной платы (ст. 236 ТК РФ).
Приведем основные признаки отличий ситуаций, когда возникает административная ответственность, а когда – уголовная:
1) в наличии мотива – корыстной или иной личной заинтересованности:
- руководителя организации,
- работодателя – физического лица,
- руководителя филиала, представительства или иного обособленного структурного подразделения организации;
2) в тяжести и обстоятельствах совершенного правонарушения.
Если не заключить с сотрудником трудовой договор, работодателю грозит штраф до 100 тыс. руб. (ч. 4 ст. 5.27 КоАП РФ). Но не все знают, что этот штраф может применяться, даже если трудовой договор есть.
Во время проверок трудовая инспекция изучает тексты самих договоров и смотрит, все ли обязательные пункты в них отражены (ст. ТК РФ). Ошибка или невнимательность может стоить компании те же 100 тыс. рублей. Оштрафовать могут и по ч. 1 ст. 5.27 КоАП РФ)— за нарушение трудового законодательства. По этой статье взыщут до 50 тыс. рублей. Мы собрали в таблицу случаи таких штрафов.
Штрафы за ошибки в трудовых договорах
Основание для штрафа | Арбитражное дело | Сумма штрафа |
Спецоценка условий труда или аттестация рабочих мест показала, что есть отклонения от обычных условий, но в трудовом договоре нет ссылки на условия труда | Решения Московского городского суда от 18.07.2019 № 7-7127/2019, 7-7207/2019, 7-7210/2019, 7-7126/2019, 7-7154/2019 | До 100 тыс. рублей |
В договоре нет условий социального страхования работников | Решения Московского городского суда от 22.07.2019 № 7-8240/2019, 7-8244/2019, 7-8245/2019 и № 7-8241/2019, 7-8243/2019 | До 100 тыс. рублей |
В договоре не указано место работы | Решения Забайкальского краевого суда от 04.02.2019 по делу № 7-21-46/2019 и по делу № 7-21-44/2019 | До 100 тыс. рублей |
В договоре не говорится о выплате «северных» надбавок или районных коэффициентов | Решение Свердловского областного суда от 18.06.2019 по делу № 72-698/2019 | До 100 тыс. рублей |
Ошибка с установлением оклада: «северный» коэффициент включён в оклад, а не прописан отдельно | Решение Пермского краевого суда от 19.09.2019 по делу № 7-1997/2019(21-1164) | До 50 тыс. рублей |
Нет допсоглашения по изменившимся условиям или режиму труда | Решение Пермского краевого суда от 16.09.2019 по делу № 7-1929/2019/21-1119/2019 | До 100 тыс. рублей |
Нет подписи сотрудника на экземпляре договора, который хранится у работодателя | Решения Забайкальского краевого суда от 04.02.2019 по делу № 7-21-46/2019 и по делу № 7-21-44/2019, Московского городского суда от 18.07.2019 № 7-7127/2019, 7-7207/2019, 7-7210/2019, 7-7126/2019, 7-7154/2019, Пермского краевого суда от 19.09.2019 по делу № 7-1996/2019(21-1163) | До 50 тыс. рублей |
Все эти нарушения формальны и не причиняют работникам никакого вреда. Однако судьи отмечают, что угроза в данном случае не в материальных последствиях для сотрудников, а в пренебрежительном отношении работодателя к своим обязанностям и к интересам работника (решения Московского городского суда от 22.07.2019 № 7-8240/2019, 7-8244/2019, 7-8245/2019 и № 7-8241/2019, 7-8243/2019).
Ознакомление с документами
Оштрафовать на 30-50 тыс. рублей могут и за другую формальность — если сотрудника не ознакомят под роспись с нужным документом (ч. 1 ст. 5.27 КоАП РФ). Вот с какими документами работодатели не ознакомили сотрудников в 2021 году и получили за это штраф:
- правила внутреннего трудового распорядка (решения Московского городского суда от 22.07.2019 № 7-8240/2019, 7-8244/2019, 7-8245/2019 и № 7-8241/2019, 7-8243/2019 и Забайкальского краевого суда от 04.02.2019 по делу № 7-21-46/2019 и по делу № 7-21-44/2019);
- приказ о приеме на работу и о прекращении трудового договора (решение Пермского краевого суда от 19.09.2019 по делу № 7-1996/2019(21-1163));
- положение об условиях оплаты труда и премировании работников (решения Забайкальского краевого суда от 04.02.2019 по делу № 7-21-46/2019 и по делу № 7-21-44/2019);
- график отпусков (решения Забайкальского краевого суда от 04.02.2019 по делу № 7-21-46/2019 и по делу № 7-21-44/2019).
ПОРЯДОК ПРИВЛЕЧЕНИЯ К ОТВЕТСТВЕННОСТИ ЗА СОВЕРШЕНИЕ ТРУДОВОГО ПРАВОНАРУШЕНИЯ
Итак, проверка закончена и в результате выявлены нарушения трудового законодательства, за которые предусмотрена административная ответственность.
Ответственность за нарушение законодательства о труде установлена ст.5.27 КоАП РФ.
Согласно п.1 ст.5.27 КоАП РФ, нарушение трудового законодательства влечет наложение административного штрафа:
- на должностных лиц в размере от 1000 до 5000 рублей;
- на предпринимателей – от 1000 до 5000 рублей;
- на юридических лиц – от 30 000 до 50 000 рублей.
Обратите внимание!
С 1 января 2015 г введена специальная ответственность за:
- фактическое допущение к работе лицом, не уполномоченным на это работодателем, в случае, если работодатель или его уполномоченный на это представитель отказываются признать возникновение трудовых отношений. За это правонарушение должностному лицу грозит штраф в размере от 10 000 до 20 000 рублей (п.2 ст.5.27 КоАП РФ);
- уклонение от оформления или ненадлежащее оформление трудового договора либо заключение гражданско-правового договора, фактически регулирующего трудовые отношения между работником и работодателем.
Это правонарушение предусматривает штраф для должностных лиц в размере от 10 ООО до 20 ООО рублей, для предпринимателей – от 5000 до 10 000 рублей, для организаций – от 50 000 до 100 000 рублей.
Нарушение трудового законодательства должностным лицом, ранее подвергнутым административному наказанию за аналогичное административное правонарушение, влечет дисквалификацию на срок от одного года до трех лет.
Для организаций в такой ситуации размер штрафа увеличивается в два раза.
С 1 января 2015 г. также введена в действие специальная статья 5.27.1 КоАП РФ, устанавливающая ответственность за нарушение требований охраны труда.
Так, нарушение работодателем установленного порядка проведения специальной оценки условий труда на рабочих местах или ее непроведение влечет:
- для должностных лиц штраф в размере от 5000 до 10 000 рублей или предупреждение:
- для предпринимателей штраф в размере от 5000 до 10 000 рублей;
- для организаций штраф в размере от 60 000 до 80 000 рублей (п.2 ст.5.27 1 КоАП РФ).
Штрафы для ИП или ООО за неоформленного или оформленного ненадлежащим образом работника-иностранца
В Россию ежегодно прибывают на заработки миллионы иностранных граждан. Но для работодателей найм каждого из них сопряжен с множеством проблем. Только заключить трудовой договор с потенциальным строителем или сварщиком недостаточно. ИП или ООО могут оштрафовать или закрыть на 90 дней по следующим причинам:
- У иностранца нет разрешения на работу (патента), если это предусмотрено действующим законодательством;
- Сотрудника принимают на работу не по той специальности, что указана в разрешении (патенте);
- Иностранец будет работать за пределами того региона, что обозначен в его разрешительных документах;
- Работодатель привлек в штат жителя иной страны, не заручившись необходимым разрешением в контролирующей инстанции. Либо не уведомил миграционную службу о том, что с иностранцем заключено (расторгнуто) трудовое соглашение, если это предусмотрено законом.
Стремление работодателя сэкономить на оплате налогов и сборов приводит к тому, что часть сотрудников работает без трудовых договоров. Работник при этом лишается права на оплату больничных листов, иных социальных гарантий.
Работодателя за подобные действия могут оштрафовать в соответствии со ст. 5.27 КоАП РФ на сумму до 100 тыс. рублей. Если Гострудинспекция повторно установит, что работодатель предлагает гражданину поработать неофициально, размер взыскания составит уже до 200 тыс. рублей.
Помимо этого ИП или юридическое лицо могут оштрафовать на 20 или 40% от неуплаченной суммы налогов или сборов в соответствии со ст. 122 НК РФ. В отдельных ситуациях наказание устанавливает суд с учетом статей УК РФ:
- Если ИП в течение 3-х лет скроет от перечисления в бюджет (это относится и к взносам в ПФР и ФСС) не менее 2,7 млн. рублей, штраф, в том числе за неофициальное трудоустройство работника, составит до 300 тыс. рублей. Альтернатива — колония на срок до 12 месяцев. Основание — ст. 198 УК РФ;
- Если юридическое лицо неправомерно не перечислит в бюджет свыше 15 млн. рублей, виновных в этом лиц могут оштрафовать на сумму до 300 тыс. рублей. В колонию можно попасть уже на 24 месяца. Основание — ст. 199 УК РФ.
Оставить работника без перерыва на обед
❌ Не прописать в документах время обеда. Провести в обед совещание. Не обеспечить место для еды, если в помещении постоянный поток клиентов.
✅ В течение дня работнику полагается перерыв для еды и отдыха — ст. 108 ТК РФ.
Обед длится не меньше 30 минут, но не больше двух часов. Точное время прописывают в трудовом договоре или правилах внутреннего трудового распорядка. Роструд штрафует, если точного времени нет, плавающие обеды не считаются.
В обеденный перерыв работник может уйти гулять и по магазинам. Запрещать нельзя, это его время — ст. 106 ТК РФ.
Работников с рабочим днём меньше четырёх часов можно оставить без обеда. Но если по документам он есть, надо отпускать.
Особый случай — когда по характеру работы человек не может оторваться и уйти поесть. В таком случае работодатель организует отдельное место для еды и кратковременную замену другим сотрудником.
Административная ответственность
В случае нарушения действующих норм трудового законодательства, административные меры ответственности могут быть установлены в отношении следующих лиц:
- организаций, а именно – руководителей различных компаний, вне зависимости от их правовой формы.
- должностных лиц – руководителей структурных подразделений;
- индивидуальных предпринимателей, осуществляющих наем сотрудников.
- Применяемые меры административной ответственности предусматривают следующие санкции:
- денежные штрафы (размер зависит от конкретного вида нарушения);
- дисквалификацию должностного лица на определенный временной период;
- приостановление деятельности всей организации (максимальная продолжительность срока не должна превышать 90 дней).
В основном нарушения трудового законодательства выявляются государственными инспекторами труда или иными органами государственного и муниципального контроля. Не всегда контролирующие органы сразу налагают штраф: они могут выдать обязательное для исполнения предписание об устранении нарушений. Если работодатель не исполнит такое предписание, то уже возможно применение мер административной ответственности по ч. 1, ст. 23 КоАП РФ.
Штраф за неоформленного работника для ИП и ООО в 2020 году
Трудовые отношения работодателя и сотрудника должны быть оформлены в соответствии с законодательными нормами.
Для оформления на должность человека, работодатель обязан заключить с ним трудовой договор, по которому, у обеих сторон трудовых отношений, возникают определенные обязанности.
Трудовой договор составляется в двух экземплярах и подписывается обеими сторонами. Обязательно указывается дата приема на работу. Если договор срочный тогда должна быть указана дата окончания договора. Один экземпляр договора остается у работодателя, а второй отдается работнику.
Дата приема является очень важной информацией, которая указывает, что человек оформлен официально и приступил к работе с определенного момента.
Сведения, которые должны быть обязательно указаны в трудовом договоре о работнике:
- Фамилия, имя и отчество работника;
- Данные документа удостоверяющего личность;
- Номер ИНН и СНИЛС;
- Адрес проживания
Работник так же должен предоставить документ, подтверждающий его квалификацию на занимаемой должности.
В договоре так же необходимо указать вид деятельности, характер работ, режим работы и отдыха, условия оплаты труда. Все эти условия являются неотъемлемые составляющие договора, которые нельзя нарушать.
Сотрудник обязан исполнять все свои трудовые обязанности, а так же соблюдать распорядок дня на предприятии.