Особенности рассмотрения уголовных дел по взяткам
Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Особенности рассмотрения уголовных дел по взяткам». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Судебная статистика вскрыла удивительную закономерность: давать взятки гораздо опасней, чем брать. Дающие руки имеют огромное численное преимущество на скамьях подсудимых перед берущими. Судебный департамент при Верховном суде России обнародовал данные судебной статистики за год. Холодный анализ цифр дает горячую пищу для размышлений. За прошлый год за дачу взятки были осуждены почти 3 тысячи человек.
Какие есть особенности рассмотрения уголовных дел по взяткам?
Прежде чем разбираться с тем, как защититься от уголовного преследования по вопросу взяточничества, нужно понимать, какие особенности есть у данных преступлений с точки зрения Уголовного кодекса, нюансов досудебного и судебного рассмотрения и других отличий. Вот основные особенности уголовных дел по взяткам:
- привлечь к ответственности могут как взяткополучателя, так и взяткодателя – вопреки существующему стереотипу, что наказывают только того, кто взял взятку, на самом деле привлечь к уголовной ответственности могут обе стороны – есть статья за взятку и для взяткодателя, и для взяткополучателя. В Уголовном кодексе есть две отдельные статьи: ст. 290 касается получения неправомерной выгоды, ст. 291 – дачи такой выгоды. Более того, с некоторых пор привлечь к ответственности могут и посредников – в последнее время нередко неправомерная выгода передается не напрямую, а через помощников, чтобы снизить вероятность попасться правоохранителям при даче/получении взятки, потому были внесены изменения в Уголовный кодекс;
- понятие «взятка» касается только должностных лиц – хотя коррупционные действия распространены как в государственном секторе, так и в частных компаниях, получение взятки может относиться исключительно к чиновникам, руководителям государственных предприятий, судьям, правоохранителям и т.д. В случае частных компаний речь идет о коммерческом подкупе, а не о взятке – за него также предусмотрена уголовная ответственность, но по другим статьям. Что касается взяткодателя, то он может быть кем угодно: частным лицом, представителем бизнеса, чиновником и т.д. – в этом плане ограничений в Уголовном кодексе нет;
- не существует порога, с которого грозит уголовное преследование за взятку – в отличие от многих других экономических преступлений, в Уголовном кодексе не указан минимальный ущерб, с которого возможно открытие уголовного дела за дачу или получение взятки. Таким образом, размер взятки по уголовному делу может быть минимальным – несколько сотен или тысяч рублей уже могут привести к преследованию по статьям уголовного кодекса. Правда, за мелкие взятки наказание вряд ли будет серьезным – скорее всего, виновные отделаются небольшими штрафами, но при этом у них останется судимость, и при рецидиве строгость наказания серьезно возрастет;
- на строгость санкций влияют отягчающие и смягчающие обстоятельства – в этом взяточничество не отличается от других правонарушений: если при совершении были отягчающие обстоятельства, наказание будет более строгим, смягчающие – более мягким. К отягчающим обстоятельствам относят совершение преступления группой лиц по предварительному сговору, сопутствующие преступления, угрозы и шантаж при требовании взятки, аналогичные преступления в пролом. К смягчающим обстоятельствам относят совершение преступления впервые, раскаяние в совершенных действиях, компенсацию ущерба и т.д.;
- взяткодатель и посредник могут законно избежать уголовного преследования –в случае, если у человека вымогают взятку, или он вынужден выступать в роли посредника при ее передаче из-за своих служебных обязанностей, угроз и т.д., и при этом информация о взятке была передана правоохранителям, и свидетельства этих лиц помогли раскрыть дело, они будут освобождены от уголовной ответственности – это прямо указано в соответствующий статьях Уголовного кодекса. Очевидно, что для взяткополучателя такой возможности нет.
Все эти особенности следует учитывать при построении защиты в случае, если вас или ваших близких обвиняют в даче или получении взятки.
Можно ли получить условный срок за взятку в крупном размере
Как сообщает официальный сайт прокуратуры Республики Коми, усинский городской суд рассмотрел уголовное дело в отношении 37-летнего местного жителя Алексея Рочева. Он признан виновным в совершении восьми преступлений, за получение должностным лицом через посредника взятки в значительном размере.
Их задержали. После допроса проводили обыск, обнаружили в машине еще 16г. и дома 60г. Мой молодой человек сразу стал с ними сотрудничать, рассказал где брал, сколько брал, дома показывал где лежит все сам, они просят сотрудничать с ними, говорят «это в его интересах», он согласен выдать все дальнейшие карты, но есть ли гарантии что он получит условно? После допроса и обыска его отпустили домой, вернули машину, но забрали телефон и ноутбук, сказали вернут через неделю, завтра утром должен к ним идти, наверное будут решать как и когда будут ловить остальных.
Взятка – ценности, незаконно передаваемые за действия или бездействие в интересах дающего:
- должностному лицу государственных и муниципальных органов, предприятий и организаций – кто ими является подробно прописано в Примечании 1 к ст. 285 УК РФ;
- иностранному должностному лицу, должностному лицу публичной международной организации – таковыми они могут являться по нормам международных договоров РФ в сфере противодействия коррупционным проявлениям.
Взяткой могут признаваться:
- деньги;
- имущество, права на него;
- ценные бумаги;
- услуги имущественного характера – любые материальные выгоды, преимущества, освобождение от обязательств, например, существенно более выгодное по сравнению с остальными людьми или бесплатное предоставление кредита, каких-либо иных услуг, подлежащих оплате.
Степень тяжести и давность
Преступления по ст. 291 УК РФ, состоящей из пяти частей, отнесены к разным категориям тяжести. Соответственно, срок давности привлечения за них к уголовной ответственности составляет:
Часть статьи 291 УК РФ | Категория тяжести преступления | Срок давности |
1 | Небольшая | 2 года |
2 | Средняя | 6 лет |
3 | Тяжкая | 10 лет |
4 | Особо тяжкая | 15 лет |
5 | Особо тяжкая | 15 лет |
Размер взятки как квалифицирующий признак коррупционного деяния
Сотрудникам госорганов в соответствии со смыслом ст.575 ГК России запрещается преподносить подарки стоимостью более 3 тыс. руб. Если цена превышает эту сумму, такое деяние может признаваться как коррупционное, за исключением случаев, когда подаренное передается в госструктуру, сотрудником которой он является.
Какая сумма считается взяткой, оценивается по стоимости имущественных активов, переданных госслужащему в качестве взятки. Поэтому главным квалифицирующим признаком для определения тяжести преступного деяния и размера наказания за него является ее стоимость в денежном выражении. Взятки по своему размеру подразделяются:
- взятка в размере от 25 до 150 тыс. руб. квалифицируется как значительная;
- взятка в размере от 150 тыс. руб. до 1 млн. руб. квалифицируется как крупная;
- взятка в размере более 1 млн. руб. квалифицируется как особо крупная.
Судебная практика показывает, что квалифицировать взятку проще всего в денежном выражении. Если денежным выражением является валюта, размер взятки устанавливается по курсу на день дачи взятки. Аналогично размер взятки рассчитывается, когда она давалась в ценных бумагах, в имущественном виде или оказании услуги. Размер взятки в этих случаях определяет эксперт.
Исходя из судебной практики, предметом взяточничества выступают ценные бумаги, деньги, прочее имущество, разного рода имущественные услуги, выгоды.
Нематериальные услуги, которые не несут имущественной выгоды получателю, согласно законодательству, не могут расцениваться предметом взятки.
Важно! Задействование исключительно личных связей, не имеющих отношения к занимаемому положению, не является злоупотреблением должностным положением.
Взяткой считается вознаграждение, полученное должностным лицом за действие/бездействие, не входящее в сферу обязанностей взяткополучателя, но он при злоупотреблении положением может поспособствовать продвижению дела с помощью иного лица.
В судебном приговоре должны быть подробно расписаны конкретные манипуляции, совершённые должностным лицом в пользу взяткодателя, даже когда они не относятся к сфере его рабочих обязанностей.
Что делать, если вы столкнулись с коррупцией, и как законы борются с ней?
Вопросы
совершенствования борьбы с коррупцией находятся в сфере пристального внимания
Государственной Думы.
Работа в этом направлении из созыва в созыв растет:
если за прошлый созыв по линии Комитета по безопасности и противодействию коррупции было принято только 10 федеральных
законов в этой области, то за два с половиной года седьмого созыва 7 антикоррупционных законов
уже принято и столько же находятся на рассмотрении парламентариев.
Основные
положения антикоррупционного законодательства разъясняем вместе с Председателем
Комитета по безопасности и противодействию коррупции Василием Пискаревым.
Мне
предлагают дать взятку – что мне делать? Куда я могу обратиться? Как закон
защищает мои права?
Если вам предлагают дать взятку или,
тем более, у вас ее вымогают, необходимо обратиться на горячую линию Министерства внутренних дел или горячую линию Федеральной службы безопасности.
Именно МВД и ФСБ осуществляют оперативно-розыскную деятельность, направленную на выявление
преступлений коррупционной направленности.
В свою очередь, уголовные дела о получении или даче взятки подследственны Следственному комитету России.
Важно помнить, что закон всегда
на стороне того, кто отказывается от дачи взятки.
И если ее от гражданина вымогают, то коррупционер понесет еще более серьезное наказание. Вымогательство взятки
является отдельным отягчающим обстоятельством – за это может грозить до 12 лет
лишения свободы со штрафом до шестидесятикратной суммы взятки.
Ответственность
грозит только тому, кто взятку получил? Или того, кто ее дал, тоже накажут?
Да, дача взятки – точно такое же
нарушение закона, как и ее получение.
За дачу взятки должностному лицу
ст. 291 Уголовного кодекса РФ в том числе предусматривает от 2 до 15
лет лишения свободы (если взятка была в особо крупном размере – это более 1 млн
рублей), а также значительные штрафы.
Освобождение от уголовной ответственности
за дачу взятки возможно только в том случае, если гражданин активно способствовал раскрытию и (или) расследованию преступления, либо в отношении него имело место
вымогательство взятки со стороны должностного лица, либо если он сам
добровольно сообщил в правоохранительные органы о факте дачи взятки. Во всех
остальных случаях тот, кто дает взятку – точно такой же коррупционер.
А какие вообще наказания российский закон предусматривает для коррупционеров?
В России для лиц, совершающих коррупционные
преступления, предусмотрены жесткие наказания, вплоть до 15 лет лишения свободы.
При этом введена система дополнительных санкций,
таких, как штрафы, кратные сумме взятки или коммерческого подкупа, конфискации
имущества, лишения права занимать определенные должности или заниматься
определенной деятельностью. Штрафы могут достигать нескольких миллионов рублей
или быть, например, кратными всей – также многомиллионной — сумме взятки.
Кроме ст. 290 УК РФ (Получение взятки), отдельная ответственность предусмотрена за посредничество во взяточничестве –
до 12 лет лишения свободы, а также за обещание или предложение такого
посредничества. В последнем случае наказание может составить до 7 лет лишения
свободы.
И даже за мелкое взяточничество – до 10 тыс.
рублей – наказанием станет штраф в размере до 200 тыс. рублей или в размере заработной
платы или иного дохода осужденного за период до трех месяцев, либо исправительные
работы на срок до одного года, либо ограничение свободы на срок до двух лет, либо
лишение свободы — до одного года.
И уголовной ответственности за получение взятки
можно избежать только одним способом – никогда взяток не брать.
Взятка – это только конверт с деньгами? А коробка конфет или бутылка шампанского может
считаться взяткой? Какие ограничения по подаркам предусмотрены законом?
Нет, по российскому уголовному
законодательству взятка – это не только деньги, но и любые ценности, ценные
бумаги, имущество – скажем, машина или квартира, или, как у классика, борзые
щенки, а также имущественные права и незаконное оказание услуг имущественного
характера.
Например, если должностное лицо оказало какую‑то протекцию главному
врачу платной, коммерческой клиники, а тот «отблагодарил» его бесплатным лечением – это и есть оказание услуг имущественного характера, а следовательно, – нарушение антикоррупционного
законодательства.
Государственным и муниципальным
служащим в связи с выполнением своих служебных обязанностей законом запрещено
получать подарки и вознаграждения – как деньги, так и, например, оплату поездок
или развлечений, или того же лечения.
Все подарки, полученные на протокольных,
официальных мероприятиях или в служебных командировках должны передаваться в соответствующие государственные и муниципальные органы.
Они признаются
государственной или муниципальной собственностью.
И даже подарки, которые, на первый
взгляд, кажутся кому‑то незначительными, но которые должностное лицо получает за действия
в интересах дающего, — это тоже коррупционное преступление. Об этом необходимо
помнить. Были случаи, когда за бутылку коньяка, которую сотрудн��к ФСИН получал
за право свидания родственника с заключенным, он привлекался к ответственности
за получение взятки.
Как
контролируются доходы государственных и муниципальных служащих? Что им грозит
за сокрытие информации?
По закону контролируются доходы и расходы, имущество граждан, замещающих государственные и муниципальные
должности, должности в правоохранительных органах и силовых структурах, а также, например, в Банке России, госкорпорациях и внебюджетных фондах. Подлежат
контролю сведения о доходах и имуществе их супругов и несовершеннолетних
детей.
За непредоставление такой информации
или сообщение заведомо ложных сведений о доходах и имуществе по закону
должностному лицу грозит увольнение. А доход и имущество (объекты недвижимости,
транспортные средства, акции, ценные бумаги, доли и паи), законность происхождения
которых должностное лицо не сможет доказать, могут быть обращены в доход государства.
Но в минувшем году мы
усовершенствовали ответственность за совершение коррупционных правонарушений, в частности, в доход государства теперь может быть обращено не только имущество,
законность приобретения которого должностное лицо не сможет доказать, но и денежная
сумма, эквивалентная его стоимости, если обращение самого имущества по каким‑то причинам невозможно.
Кроме того, состояние должностных лиц теперь
контролируют и после их увольнения или ухода с государственной службы. Контроль
за их доходами и расходами осуществляется прокуратурой.
Наконец, на минувшей неделе мы
приняли закон Президента РФ, который наделяет Генеральную прокуратуру полномочиями
по эффективному поиску зарубежных счетов должностных лиц – напомню, им запрещено их
иметь.
Комитет по безопасности и противодействию коррупции продолжает последовательную работу над
совершенствованием антикоррупционного законодательства.
Она носит уже скорее
точечный характер, потому что в нашей стране было сформировано современное,
устойчивое, а главное, эффективное законодательство и его правоприменение –
чему примером служат громкие антикоррупционные дела последних лет, когда к ответственности
привлекались должностные лица самого высокого ранга.
Но одним из важнейших вопросов
остается формирование антикоррупционного правосознания в обществе, четкого
понимания у каждого гражданина, что ни давать, ни брать взятки нельзя никогда и ни при каких условиях. И формироваться оно должно еще со школы.
Когда дача взятки — оконченное преступление
Принято считать дачу взятки оконченным преступлением с момента принятия должностным лицом хотя бы части передаваемых ему ценностей (например, с момента передачи их должностному лицу или зачисления с согласия должностного лица на указанный им счет). При этом не имеет значения, получил ли взяткополучатель реальную возможность пользоваться или распоряжаться переданными ему ценностями по своему усмотрению.
Как оконченное преступление должны также квалифицироваться указанные выше действия, совершенные в условиях проведения ОРМ, вне зависимости от того, были ли ценности изъяты сразу после их принятия должностным лицом.
В тех случаях, когда предметом взятки является незаконное оказание услуг имущественного характера, преступление считается оконченным с начала выполнения с согласия должностного лица действий, непосредственно направленных на приобретение им имущественных выгод (например, с момента уничтожения или возврата долговой расписки, передачи другому лицу имущества в счет исполнения обязательств взяткополучателя и т. п.).
Если должностное лицо отказалось принять взятку, действия лица, непосредственно направленные на ее передачу, подлежат квалификации, в зависимости от размера взятки, как покушение на преступление, предусмотренное ст. 291 или ст. 291.1 УК.
Само по себе обещание или предложение должностному лицу передать незаконное вознаграждение за совершение им действий (бездействия) по службе, которое по не зависящим от виновного обстоятельствам не было реализовано, необходимо рассматривать как приготовление к даче взятки (ч. 1 ст. 30 и соответственно части 3–5 ст. 291 УК) в случае, когда сумма озвученного вознаграждения превышает 10 тыс. руб. Если же сумма не превышает указанного размера, содеянное, с учетом положений ч. 2 ст. 30 УК и санкции ст. 291.2 УК, не является уголовно наказуемым.
Таким образом, для квалификации дачи взятки, в том числе «мелкой», как оконченного преступления ключевым условием является установление факта принятия должностным лицом хотя бы части предмета взятки.
Но данный вопрос должен решаться индивидуально в каждом конкретном случае исходя из фактических обстоятельств дела.
Принятие взятки должностным лицом может выражаться не только в непосредственном физическом получении им предмета взятки (например, должностное лицо берет деньги в руки, кладет их в карман или в сумку, убирает в ящик стола или в «бардачок» в салоне автомобиля), но и в поведении должностного лица, свидетельствующем о принятии взятки, даже при отсутствии его непосредственного физического контакта с предметом взятки. Например, взяткодатель в условиях очевидности для инспектора ГИБДД кладет деньги на сиденье в салоне служебного автомобиля, после чего инспектор, возвратив документы, отпускает его, либо взяткодатель кладет деньги на стол в рабочем кабинете должностного лица, а тот, не беря их в руки, одобрительно высказывается или кивает головой и т. п.
Устанавливая наличие либо отсутствие факта принятия взятки должностным лицом, правоприменителю следует оценивать все обстоятельства в комплексе (разговор между взяткодателем и взяткополучателем, их невербальное общение (жесты, мимика), поведение до передачи взятки, в момент ее передачи и после).
С уважением, адвокат Захар Лебедев, партнер адвокатского бюро «Антонов и партнеры».
Ук рф статья 290. получение взятки / консультантплюс
(в ред. Федерального закона от 03.07.2016 N 324-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
1. Получение должностным лицом, иностранным должностным лицом либо должностным лицом публичной международной организации лично или через посредника взятки в виде денег, ценных бумаг, иного имущества либо в виде незаконных оказания ему услуг имущественного характера, предоставления иных имущественных прав (в том числе когда взятка по указанию должностного лица передается иному физическому или юридическому лицу) за совершение действий (бездействие) в пользу взяткодателя или представляемых им лиц, если указанные действия (бездействие) входят в служебные полномочия должностного лица либо если оно в силу должностного положения может способствовать указанным действиям (бездействию), а равно за общее покровительство или попустительство по службе —
наказывается штрафом в размере до одного миллиона рублей, или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до двух лет, или в размере от десятикратной до пятидесятикратной суммы взятки с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет, либо исправительными работами на срок от одного года до двух лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет, либо принудительными работами на срок до пяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет, либо лишением свободы на срок до трех лет со штрафом в размере от десятикратной до двадцатикратной суммы взятки или без такового.
2. Получение должностным лицом, иностранным должностным лицом либо должностным лицом публичной международной организации взятки в значительном размере —
наказывается штрафом в размере от двухсот тысяч до одного миллиона пятисот тысяч рублей, или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от шести месяцев до двух лет, или в размере от тридцатикратной до шестидесятикратной суммы взятки с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет либо лишением свободы на срок до шести лет со штрафом в размере до тридцатикратной суммы взятки или без такового и с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.
3. Получение должностным лицом, иностранным должностным лицом либо должностным лицом публичной международной организации взятки за незаконные действия (бездействие) —
наказывается штрафом в размере от пятисот тысяч до двух миллионов рублей, или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от шести месяцев до двух лет, или в размере от сорокакратной до семидесятикратной суммы взятки с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до пяти лет либо лишением свободы на срок от трех до восьми лет со штрафом в размере до сорокакратной суммы взятки или без такового и с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до пяти лет или без такового.
Штраф или ограничение свободы за взяточничество
Степень наказания полностью основана на сумме, переданной чиновнику.
Форма и размер наказаний классифицируются так:
- При взятке до 10 000 рублей может быть вынесено наказание в виде лишения свободы или частичной изоляции на срок от 1 года до двух лет, или может быть выписан штраф. Размер штрафа может быть до 200 000 рублей, он определяется судом индивидуально и может составить сумму в размере трехмесячной зарплаты обвиняемого.
- При взятке, превышающей сумму 25 000 рублей может быть применен штраф от 200 000 рублей до 1 500 000 рублей или наказание в виде полного лишения свободы на срок до шести лет. А также, судом может быть вынесено дополнительное наказание в виде запрета на работу в качестве государственного служащего на срок до трех лет.
- При даче взятки в крупном размере, наказания тоже являются «крупными». Штраф может быть выписан в размере от двух до четырех миллионов рублей или обвиняемый может быть лишен свободы на срок от 7 до 12 лет. В качестве дополнительного наказания может быть вынесено решение о запрете на работу на любых должностях на срок до 10 лет.
- При взятке более 1 000 000 рублей штраф составит размер от 3 до 5 миллионов рублей или полное лишение свободы на срок от 8 до 15 лет. Кроме того, суд может запретить взяточнику работать где-либо на определенных должностях на срок до пятнадцати лет.
Уголовно-наказуемыми являются как действия, так и бездействия должностного лица в обмен на получение денег или другого имущества. Так, уголовная ответственность за получение взятки наступает:
1. за совершение должностным лицом таких действий (или бездействия), которые входят в его полномочия – то есть, предусмотрены его должностной инструкцией или, проще говоря, которые он может выполнить.
Пример №2. Участковый уполномоченный полиции Маркин Е.Р. уже несколько раз рассматривал жалобы старушки Ивановой П.А., которая постоянно жаловалась на своего соседа – студента Большова П.И. По мнению жалобщицы, студент постоянно курил в подъезде, а у старушки была астма, через входную дверь ее квартиры дым легко проникал. Но участковый был в очень хороших отношениях с Большовым П.И., который пообещал ему дать в пользование свою машину, доставшуюся по наследству. В результате Маркин Е.Р. под надуманным предлогом не стал составлять протокол об административном нарушении по ст. 6.24 КОАП РФ. Таким образом, участковый уполномоченный полиции совершил бездействие, то есть не предпринял мер, которые входят в его полномочия согласно должностной инструкции и Закону «О полиции».
2. за способствование (помощь) другим должностным лицам в совершении действий или бездействия в пользу взяткодателя. Имеется ввиду авторитет, которым пользуется взяточник для влияния на подчиненных. Действительно, на практике немало случаев, когда взамен на деньги высокопоставленные лица «перепоручают» обратившегося к ним гражданина, фактически заставляя своих подчиненных выполнять просьбу-приказ.
Пример №3. На заочном отделении одного из институтов преподавателя вызвал к себе заместитель ректора по хозяйственной части, который в приказном тоне сообщил о необходимости поставить «зачет» некому Петрову В.И., ни разу не появившемуся на лекциях. Преподаватель обратился в правоохранительные органы, замректора был привлечен по ст. 290 УК РФ, за способствование совершению действий в пользу Петрова В.И., признавшегося, что за «зачет» он передавал деньги именно обвиняемому.
При такой форме совершения преступления важно наличие отношений руководитель-подчиненный. Если подчинения нет, то состава преступления не будет. Так, если должностное лицо использует не служебные, а личные отношения, взятка не подтвердится.
Пример №4. Декан университета находился в хороших отношениях с аспирантом, когда-то они вместе учились в этом же учебном заведении. Декан попросил аспиранта, используя сложившиеся личные отношения, проставить без экзаменов хорошую оценку своего родственнику. В данном случае состава преступления, предусмотренного ст. 290 УК РФ, не имеется, но могут быть другие деяния (например, подстрекательство к злоупотреблению должностным положением).
3. за общее покровительство (попустительство) по службе – другими словами, поддержка. Здесь никогда не оговаривается, в чем такая «поддержка» будет проявляться – определенности в сроках обычно не бывает.
Общее покровительство может быть оказано значительно позже – например, когда при наличии вакансии взяткополучатель порекомендует на более высокую должность именно того кандидата, от которого когда-то получил вознаграждение. Как вариант может быть предложение к премированию, к поездке в заграничную командировку и т.д.
Пример №5. Прокопов А.П., занимая должность начальника жилищной инспекции, трудоустроил «по знакомству» дочь своего приятеля, Гонцову В.А. на должность инспектора. Гонцова совершенно не разбиралась в жилищном законодательстве и работала «спустя рукава», часто отлучаясь по личным делам. Оказывая покровительство Гонцовой за ранее полученное вознаграждение, Прокопов А.П. распределял нагрузку таким образом, что у сотрудницы практически всегда было свободное время, а премии по итогам работы ей ежемесячно выплачивались. Когда освободилась вакансия заместителя, Прокопов немедленно издал приказ о назначении Гонцовой В.А. Тем самым Прокопов оказывал общее покровительство лицу, за которого передали вознаграждение.
4. за попустительство по службе – это может проявляться в отсутствии дисциплинарной ответственности и других наказаний по службе подчиненного, который ранее передал имущественную благодарность должностному лицу. В таких ситуациях тоже не оговариваются конкретные действия — считается, что при удобном случае к работнику просто отнесутся снисходительно.
Особенности квалификации
При рассмотрении судами коррупционных дел возникает масса сложностей и нюансов, которые требуют индивидуального подхода в каждой конкретной ситуации. Верховный Суд РФ постоянно публикует разъяснения действующего законодательства. Кроме того, часть вопросов разъяснена в отдельном Постановлении Пленума ВС по делам о взяточничестве.
Назовем самые основные особенности, которые уже установлены судебной практикой:
- по делам о взяточничестве не бывает потерпевших: ценности передает свидетель, которому не причинено никакого ущерба. Переданные деньги являются вещественными доказательствами по делам и подлежат обращению в доход государства. Для передачи сумма может быть выдана правоохранительными органами (когда свидетель действует под контролем), в противном случае это собственность взяткодателя, который тоже несет ответственность за свои действия;
- преступление считается оконченным с момента передачи денег лицу, независимо от выполнения последним оговоренных действий. Также не имеет значения, намеревалось ли лицо вообще выполнять их;
- если представитель власти ни при каких обстоятельствах не мог выполнить услугу, которая была предметом соглашения с взяткодателем, действия по принятию денег могут быть квалифицированы как мошенничество – ведь в таком случае есть признаки хищения путем обмана;
- взяточничества не будет, если должностное лицо принимает деньги за оказание профессиональных услуг, которые не входят в объем полномочий и не связаны с его функциональными обязанностями. Примером отсутствия коррупционной составляющей служит оказание специалистом консультативных услуг в свободное время за вознаграждение;
- если представитель власти задержан на месте сразу после получения денег и, соответственно, не имел реальной возможности их потратить, то взятка все равно считается оконченным преступлением;
- если передача денег не состоялась по объективным причинам, то фигуранты коррупционной схемы несут ответственность за покушение.
Пример №7. Сотрудник трудовой инспекции Горин К.Д. за прекращение проверки потребовал с индивидуального предпринимателя Ежова П.Р. 30000 рублей. Поскольку Горин К.Д. опасался ответственности и очень дорожил своим местом работы, он предложил оставить деньги у его родственницы в машине, чтобы снять с себя все подозрения в случае задержания правоохранительными органами. Согласно договоренности, Ежов П.Р. положил на переднее сиденье пакет, в котором находилась требуемая сумма. Но он перепутал марки автомобилей и оставил пакет в машине, принадлежащей другому лицу – совпало, что транспортное средство не было заперто. Несмотря на то, что 30000 рублей до сотрудника трудовой инспекции так и не дошли, оба участника преступления все же понесли ответственность за получение и дачу взятки, но с оговоркой «покушение». - если преступление совершается несколькими лицами, то все они должны являться представителями власти – только в этом случае участники группы будут привлечены по ст. 290 УК РФ. При этом неважно, какая сумма из общей взятки предназначалась каждому из участников, даже если размер частей существенно отличался.
Пример №8. Начальник отдела по регистрации обращений БТИ города действовал в рамках преступного сговора с двумя своими подчиненными – специалистами. Преступная группа неоднократно совершала коррупционные преступления – они регистрировали «задними числами» изменения технических характеристикам нежилых помещений, за это регулярно получали вознаграждение – за каждую регистрацию 50000 рублей, из которых 30000 получал начальник, а остальное делили между собой специалисты. Квалификация действий каждого из группы была определена одинаково по ст. 290 УК РФ, без учета размера вознаграждения, которое предназначалось каждому. - если должностное лицо за деньги выполняет незаконные действия, которые образуют самостоятельное преступление, то он может быть привлечен по двум и более статьям УК РФ.
Пример №9. Директору колледжа передали 100000 рублей за зачисление на обучение абитуриента Иванова Р.П., который не сдал вступительные экзамены (помимо ЕГЭ нужно было пройти дополнительные тесты). Директор сфальсифицировал результаты собеседования и вступительных мероприятий, подделал соответствующие документы – теперь Иванов считался преодолевшим порог необходимого количества баллов для зачисления. Директора привлекли к ответственности по совокупности преступлений – ст. 290 УК РФ и ст. 292 УК РФ (служебный подлог).
Освобождение от уголовного преследования
В коррупционных преступлениях законодатель предусмотрел возможность избежать судимости и наказания виновным лицом при соблюдении некоторых условий. Так, обвиняемый в даче взятке освобождается от уголовной ответственности и дело в отношении него прекращается, если он (альтернативно):
- действовал вследствие вымогательства взятки. Действия человека, который поддался вымогательству и передал деньги взамен за определенные действия в его пользу, все равно считаются преступлением, предусмотренным ст. 291 УК РФ, но законодатель учел вынуждающие обстоятельства и позволил правоохранительным органам освобождать от ответственности таких взяткодателей.
- если после передачи ценности сообщил в правоохранительные органы. Такое сообщение может быть в любом виде – письменном, устном, через других лиц. В какое время оно должно последовать, в законе не оговаривается. По общему правилу, до такого сообщения власти не располагали информацией о преступном деянии.
В обоих случаях обязательным условием должно быть активное способствование раскрытию преступления. Это означает, что по возбужденному уголовному делу гражданин, передававший ценности должностному лицу, не только признался, но и сообщил сведения о месте нахождения остальных участников преступления (если, к примеру, оно было совершено группой лиц), о роли каждого фигуранта по делу, указал место хранения денег и т.д. Если сотрудники полиции, следственного комитета или иного органа уже были осведомлены об этих обстоятельствах, освобождения от ответственности может и не быть.
Ответственность за дачу взятки
Любое должностное лицо должно разбираться в том, что считается взяткой по закону. Только в этом случае он может обезопасить себя от уголовной ответственности. Основные сведения о том, какая ответственность предусматривается за такое нарушение, приводится в статье 291 УК. Здесь приводятся меры наказания для людей и представителей компаний, которые дают взятку. Выбирается точное наказание непосредственно судом, для чего учитываются следующие варианты:
- простая взятка: штраф от 5 до 30 тыс. руб., лишение свободы до 2 лет, запрет на занятие какой-либо должности в течение трех лет;
- передача значительной по размеру суммы: штраф от 10 до 40 тыс. руб., тюремный срок на 5 лет и запрет работать по определенной должности на 3 года;
- крупный размер взятки или участие группы лиц: штраф от 60 до 80 тыс. руб., тюремное заключение на срок от 7 до 12 лет, а также отсутствие возможности устроиться на работу на высокую должность в течение 7 лет;
- получение взятки в особо крупном размере: штраф от 70 до 90 тыс. руб., лишение свободы на срок от 8 до 15 лет, а также лишение права занимать руководящие должности на 10 лет.
Существует возможность избежать серьезного наказания, если один из участников сделки добровольно сдастся работникам полиции, а также предоставит все сведения, позволяющие раскрыть такое преступление. Дополнительно можно избежать наказания, если будет доказано, что денежные средства вымогались должностным лицом.
Назначается наказание обоим участникам сделки, поэтому даже человек, который передает свои денежные средства, является преступником. Он должен знать, что считается взяткой, а также с какими последствиями своих действий он может столкнуться.
Сроки наказание за преступление
Дача взятки вне зависимости от того происходит она лично или через посредника, карается:
- штрафом в 15-30-ти кратном размере от суммы взятки;
- лишением свободы на срок до 2 лет (штраф, применяемый при назначении данного наказания — 10-ти кратный размер от суммы взятки).
Дача взятки в значительном размере, лично или через посредника, карается:
- штрафом 20-40-ка кратном размере от суммы взятки;
- лишением свободы на срок до 3 лет (данное наказание сопровождается штрафом в 15-ти кратном размере от суммы взятки).
Взятка может даваться за содействие путем произведения законных и незаконных действий. За дачу взятки за незаконные действия или же бездействие должностного лица п. 3 ст. 291 УК РФ предусмотрено наказание в виде:
- штрафа в 30-60-ти кратном размере от суммы взятки;
- лишения свободы на срок до 8 лет (это наказание сопровождается штрафом в 30-ти кратном размере от суммы взятки).
Обязательным условием квалификации преступления по п. 3 ст. 291 УК РФ является знание, дающего взятку, о том, что действия предпринимаемые взяткополучателем являются незаконными. Если же взяткодатель не знает о том, каким путем будет осуществляться содействие ему в решении вопроса, данная квалификация преступления исключается. Преступление в таком случае будет квалифицироваться по другим пунктам ст. 291 УК РФ.
Дача взятки в крупном размере или организованной группой (группой по предварительному сговору) карается:
- штрафом от 70-ти до 90-то кратной суммы от взятки;
- лишением свободы на срок от 7 до 12 лет (штраф, предусмотренный данным наказание – 70-ти кратная сумма от взятки).