Облагаются ли коммунальные платежи ндс

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Облагаются ли коммунальные платежи ндс». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


Формальное освобождение управляющих компаний и других подобных исполнителей от уплаты налога при выполнении коммунальных услуг и общедомовых работ в многоквартирном доме, не предоставляет им права исключать суммы этого налога из платежных квитанций на оплату для населения. Поэтому получается нестыковка: в законе указывается, что оказание услуг освобождено от НДС, а на практике их облагают налогом. В конечном счете потребитель оплачивает их вместе с данным федеральным налогом, что подтверждается платежными документами с соответствующей графой.

Важно! Норма закона по освобождению деятельности по оказанию коммунальных услуг от обложения налогом, позиционируется законодателями как льгота для компаний, их оказывающих. Однако на практике никаких экономических выгод предпринимателям она не несет, а их услуги жителям в общеустановленном порядке облагаются НДС, что повышает их стоимость и невыгодно как для предпринимателей, так и для потребителей.

Проблема состоит в том, что согласно законодательным нормам, регулирующим условия и порядок осуществления коммунальных услуг и их оплаты, исполнителями этой работы называются УО, товарищества собственников недвижимости, жилищные кооперативы. На практике же они сами непосредственно их не оказывают, однако в нормативных актах названы исполнителями.

Поставка коммунальных услуг производится исполнителем, в качестве которого законодательством названы управляющая компания, либо ТСЖ, либо жилищный кооператив.

В соответствии с законом, исполнитель обязан заключить договоры по доставке с потребителями, собственниками квартир, в обязательства которых входит своевременная оплата предоставляемых услуг. Для того, чтобы выполнить обязанности перед потребителями, исполнитель должен подписать соглашения о закупке необходимых ресурсов (электроэнергии, газа, воды и т.д.) с организациями коммунального комплекса, ресурсоснабжающими предприятиями.

Важно! У данных поставщиков исполнитель приобретает необходимые ресурсы и обеспечивает их поставку потребителям, выполняя таким образом свои договорные функции по исполнению услуг.

Вправе ли ТСЖ, управляющая организация включать в счет за коммунальные услуги НДС?

Операции по реализации организациями коммунального комплекса коммунальных услуг, на основании п. 1 ст. 146 Кодекса, облагаются НДС в общеустановленном порядке вне зависимости от того, кто приобретает эти услуги.

Ресурсоснабжающая организация реализует коммунальную услугу исполнителю — ТСЖ или управляющей организации по стоимости, в которую уже включен налог на добаленную стоимость, поэтому исполнитель, например, ТСЖ не вправе выставлять счет на оплату коммунальных услуг населению с НДС.

Как указано в письме ФНС России от 15.06.2012 N ЕД-3-3/2088, приобретение жилищно-строительным кооперативом коммунальных услуг производится по тарифам, включающим сумму НДС. При дальнейшей реализации коммунальных услуг населению на основании пп. 29 п. 3 ст.

149 Кодекса исчисление НДС не производится, а реализация осуществляется по стоимости, соответствующей стоимости приобретения у организаций коммунального комплекса, поставщиков электрической энергии и газоснабжающих организаций коммунальных услуг с учетом налога на добавленную стоимость. При этом на основании п. 2 ст.

170 Кодекса сумма НДС, предъявленная жилищно-строительному кооперативу организациями коммунального комплекса, вычету не подлежит и учитывается в стоимости приобретенных коммунальных услуг.

Позиция финансистов и налоговиков

Минфин и ФНС имеют четкую позицию по рассматриваемому вопросу и последовательно излагают ее в своих разъяснениях. Так, реализация коммунальных ресурсов (услуг) РСО физическим лицам, не признаваемым в соответствии со ст. 143 НК РФ плательщиками НДС, по тарифам с учетом НДС не противоречит действующему законодательству (Письмо Минфина России от 24.06.2010 N 03-07-07/41). Организации коммунального комплекса при реализации коммунальных услуг по государственным регулируемым ценам (тарифам), размер которых установлен без учета налога на добавленную стоимость, обязаны предъявить к уплате покупателю этих услуг соответствующую сумму НДС (Письмо Минфина России от 03.03.2011 N 03-07-11/42). При реализации ресурсоснабжающей организацией коммунальных услуг исполнителям или непосредственно гражданам (населению) стоимость этих услуг с учетом НДС будет одинакова, а порядок предъявления этим покупателям суммы НДС для уплаты — различен, то есть исполнителю коммунальных услуг предъявляются тариф и дополнительно сумма НДС, исчисленная с этого тарифа, а непосредственно населению — тариф, увеличенный на сумму налога (Письма ФНС России от 15.06.2012 N ЕД-3-3/2088, от 13.03.2012 N ЕД-4-3/4162@, от 11.03.2012 N ЕД-4-3/4036). Аналогичный подход отражен в Письме ФНС России от 26.05.2009 N ВЕ-20-3/695 в отношении иных услуг, и тут же добавлено, что во избежание нарушения порядка применения НДС налоговики находят целесообразным внесение изменений и дополнений в нормативный акт об утверждении тарифа с целью указания в нем конкретных лиц (организаций, индивидуальных предпринимателей, граждан), для которых утверждена вышеуказанная плата, и указания того, включается ли в сумму этой платы НДС.

Читайте также:  Гарантийные обязательства по контракту

Арбитражная практика до 03.05.2011

Между тем при разрешении конкретных споров некоторые арбитры вспоминали, что исполнители коммунальных услуг (и УК, и ТСЖ) не только оплачивают такие услуги, предназначенные жильцам, по тарифам, утвержденным для населения, но и не исчисляют сумму НДС по операциям, связанным с обеспечением помещений коммунальными услугами (последнее относится к ТСЖ согласно п. 2 Постановления Пленума ВАС РФ от 05.10.2007 N 57). Следовательно, если регулирующий орган установил тариф без учета НДС, то он и должен применяться в расчетах между исполнителем и РСО (Определение ВАС РФ от 29.04.2009 N 1879/09). Еще один пример — Постановление ФАС ВСО от 01.06.2010 N А33-5602/2009: установив, что в рассматриваемой ситуации ТСЖ не осуществляет реализацию ресурса и коммунальных услуг, а лишь выступает посредником при осуществлении расчетов, занимаясь сбором соответствующих денежных сумм с собственников жилья и их перечислением в полном размере на счета ресурсоснабжающих организаций, учитывая статус товарищества, определенный ч. 1 ст. 135 ЖК РФ, а также то, что применение тарифов с НДС противоречит абз. 2 п. 15 прежних Правил предоставления коммунальных услуг, апелляционный суд обоснованно пришел к выводу о неправомерности включения НДС в стоимость ресурса.

Впрочем, большинство споров о взыскании в пользу РСО сумм НДС в составе задолженности за поставленные в МКД коммунальные ресурсы разрешалось в пользу РСО. Если утвержденный для РСО тариф не включал НДС, то РСО была вправе предъявить его дополнительно к уплате ТСЖ и УК (Постановления ФАС ВСО от 25.01.2011 N А74-1408/2010, ФАС ЗСО от 30.04.2010 N А27-18642/2009, ФАС МО от 08.12.2010 N КГ-А41/14405-10, ФАС ПО от 01.11.2010 N А72-2439/2009, ФАС УО от 14.12.2010 N Ф09-9959/10-С5). Ссылки ТСЖ на Постановление Пленума ВАС РФ N 57 суды не принимали, поскольку последнее распространяется на порядок исполнения налоговых обязательств ТСЖ, а не на отношения ТСЖ и РСО. Известны случаи, когда ТСЖ возражало против перечисления НДС в составе цены даже в том случае, если тариф был установлен с учетом налога, но вполне ожидаемо терпело поражение в суде (Постановление ФАС СЗО от 21.02.2011 N А05-8402/2010).

Арбитражная практика после 24.11.2011

Новая правовая позиция ВАС РФ идет вразрез с прежней, но вовсе не делает ее недействительной и незаконной. Поэтому следует обратить особое внимание на порядок практического применения выводов из Постановления N 72.

Оно было опубликовано на сайте ВАС РФ 24.11.2011. Значит, правовая позиция ВАС РФ по рассматриваемому вопросу считается определенной с этой даты. Поскольку в Постановлении N 72 отсутствует оговорка о возможности пересмотра вступивших в законную силу судебных актов, принятых на основе иного толкования норм закона, и оно принято после 28.07.2011, Постановление N 72 не может быть причиной для пересмотра дел по новым обстоятельствам. Некоторые РСО, воодушевленные изменением мнения ВАС РФ, к своему сожалению, получали подтверждение этого факта уже в суде (см., например, Постановления ФАС СЗО от 09.04.2012 N А05-615/2011, ФАС УО от 17.04.2012 N Ф09-1977/11).

Таким образом, если рассмотрение дела завершилось до 24.11.2011 и результат был предопределен подходом, изложенным в Постановлении N 12552/10, оснований для пересмотра дела нет (Определения ВАС РФ от 31.07.2012 N ВАС-9641/12, от 10.04.2012 N ВАС-855/12, от 15.03.2012 N ВАС-829/12).

Законодательные нормы

Рассмотрим финансовые потоки участников данной схемы.

  • Потребитель, как сторона договора с исполнителем, обязан произвести оплату.
  • Управляющая компания оплачивает закупку ресурсов у организаций коммунального комплекса, ресурсообладателей. Ситуация выглядит следующим образом. В подпункте 29 п. 3 ст. 149 НК РФ указано, что доход исполнителя от реализации коммунальных услуг не облагается НДС. Необходимым условием является закупка управляющей компанией ресурсов у соответствующих организаций.

Однако реализация этими организациями поставок ресурсов в жилищное хозяйство не освобождена законом от начисления налога на добавленную стоимость.

  • Размеры тарифов устанавливаются государственными органами власти регионов. Исполнитель изменять стоимость приобретенных ресурсов при доставке их потребителям не имеет права. Следуя букве закона, он действительно не производит начисление НДС, а поставляет закупленные ресурсы потребителю по цене, равной стоимости их приобретения у ресурсоснабжающих предприятий, включающей в свой состав указанный налог.
Читайте также:  Специальный налоговый режим: что изменится в 2023 году

Официальный ресурс Aviator Games

Авиатор представляет собой интересный проект, позволяющий делать ставки в ходе процесса игры. Каждый игрок может приумножить поставленную сумму в сотни раз. К примеру, сделав ставку в 100 рублей, можно без проблем выиграть 10000 руб. Согласитесь, такая возможность предлагается не всеми подобными проектами и этим нужно воспользоваться при любых обстоятельствах.

Основа Aviator — использование генератора случайных значений, который обеспечивает честность в отношении к каждому игроку. Это одна из особенностей предложенного проекта.

В процессе игры нужно помнить одно — важно оценивать свои возможности. Рассудительность, внимательность и немного удачи станут главными критериями для получения хорошего выигрыша. От пользователя требуется вовремя забрать сумму, которая увеличивается с каждым достижением определенного коэффициента. Если самолет взлетит раньше, то игрок не сможет выиграть и это нужно помнить.

Организация коммунального комплекса

Коммунальные услуги, которые предоставляются специализированными организациями коммунального комплекса. В соответствии с действующим законодательством не могут освобождаться от необходимости перечисления налога на добавленную стоимость.

Организационно-правовая форма, на основании которой действует указанное юридическое лицо, в данном случае не имеет какой-либо существенной разницы, но в то же время достаточно важную роль играет порядок использования указанной системы коммунальной инфраструктуры.

В пункте 1 статьи 168 Налогового кодекса говорится о том, что в процессе реализации товарной продукции налогоплательщик в данном случае должен предъявить к изначальной стоимости товара также дополнительную сумму налога.

Ее использование должно осуществляться для того, чтобы производить какую-либо товарную продукцию или же оказывать услуги, необходимые для поставки гражданам воды, тепла, электричества, а также очистки и отведения сточных вод.

Поставка коммунальных услуг производится исполнителем, в качестве которого законодательством названы управляющая компания, либо ТСЖ, либо жилищный кооператив.

В соответствии с законом, исполнитель обязан заключить договоры по доставке с потребителями, собственниками квартир, в обязательства которых входит своевременная оплата предоставляемых услуг. Для того, чтобы выполнить обязанности перед потребителями, исполнитель должен подписать соглашения о закупке необходимых ресурсов (электроэнергии, газа, воды и т.д.) с организациями коммунального комплекса, ресурсоснабжающими предприятиями.

Важно! У данных поставщиков исполнитель приобретает необходимые ресурсы и обеспечивает их поставку потребителям, выполняя таким образом свои договорные функции по исполнению услуг.

Организация коммунального комплекса

Коммунальные услуги, которые предоставляются специализированными организациями коммунального комплекса. В соответствии с действующим законодательством не могут освобождаться от необходимости перечисления налога на добавленную стоимость.

Само понятие коммунального комплекса прописано в Законе №210-ФЗ, который был принят 30 декабря 2021 года, и представляет собой юридическое лицо, которое занимается обустройством систем коммунальной инфраструктуры, а также эксплуатацией всевозможных объектов, предназначенных для утилизации ТБО.

Организационно-правовая форма, на основании которой действует указанное юридическое лицо, в данном случае не имеет какой-либо существенной разницы, но в то же время достаточно важную роль играет порядок использования указанной системы коммунальной инфраструктуры.

В пункте 1 статьи 168 Налогового кодекса говорится о том, что в процессе реализации товарной продукции налогоплательщик в данном случае должен предъявить к изначальной стоимости товара также дополнительную сумму налога.

Управление многоквартирными домами: налогообложение в ЖКХ

Вопрос: Управляющая компания ЖКХ является плательщиком НДС. Она приобретает у ООО “Теплоснабжение” коммунальные услуги и реализует их населению. Начисляется ли НДС на коммунальные услуги (на тарифы для населения, утвержденные отделом цен, муниципальным образованием)?

Федеральным законом от 28.11.2009 № 287-ФЗ «О внесении изменений в статьи 149 и 162 части второй Налогового кодекса Российской Федерации» (далее – Закон № 287-ФЗ) в п. 3 ст. 149 НК РФ внесены изменения, согласно которым п. 3 ст. 149 НК РФ дополнен пп. 29. В силу данной нормы не подлежит налогообложению НДС (освобождается от налогообложения) на территории Российской Федерации реализация коммунальных услуг, предоставляемых управляющими компаниями ЖКХ, ТСЖ, ЖСК, жилищными или иными специализированными потребительскими кооперативами, созданными в целях удовлетворения потребностей граждан в жилье и отвечающими за обслуживание внутридомовых инженерных систем, с использованием которых предоставляются коммунальные услуги, при условии приобретения коммунальных услуг указанными налогоплательщиками у организаций коммунального комплекса, поставщиков электрической энергии и газоснабжающих организаций.

Таким образом, реализация коммунальных услуг, предоставляемых управляющими организациями ЖКХ:
– до 01.01.2010 – облагается НДС в общеустановленном порядке;
– после 01.01.2010 – не облагается НДС, если данные услуги приобретаются управляющими организациями у организаций коммунального комплекса, поставщиков электрической энергии и газоснабжающих организаций.

Если в муниципальном образовании тарифы установлены (без НДС) то у управляющей компании ЖКХ суммы, полученные от жильцов для оплаты коммунальных услуг, совпадают с суммой, причитающейся поставщику – организации коммунального комплекса.

Читайте также:  Как рассчитать командировочные выплаты (расходы)

Однако, как правило, тарифы устанавливаются с учетом НДС – орган регулирования (администрация муниципального образования или РЭК) накручивает НДС на тарифы и утверждает их – делая пометку «с учетом НДС» или «в том числе НДС».

Если организация коммунального комплекса находится на общем режиме налогообложения и выставляет счета управляющей компании ЖКХ с НДС (тариф «в т.ч. НДС» или «с учетом НДС»), то в этом случае у управляющей компании ЖКХ возникает разница в силу того, что в соответствии с пп. 29 п. 3 ст. 149 НК РФ управляющая компания ЖКХ освобождена от уплаты НДС при реализации коммунальных услуг населению и населению предъявляется тариф без НДС, а перед поставщиком (организацией коммунального комплекса) необходимо рассчитываться в размере суммы, увеличенной на величину НДС.

В этом случае есть два варианта действий:
– управляющей компании ЖКХ отказаться от налоговой льготы, предусмотренной пп. 29 п. 3 ст. 149 НК РФ:
Напомним, что на основании п. 5 ст. 149 НК РФ налогоплательщик, осуществляющий операции по реализации товаров (работ, услуг), предусмотренные п. 3 ст. 149 НК РФ, вправе отказаться от освобождения таких операций от налогообложения, представив соответствующее заявление в налоговый орган по месту своей регистрации в качестве налогоплательщика в срок не позднее 1-го числа налогового периода, с которого налогоплательщик намерен отказаться от освобождения или приостановить его использование.

– управляющей компании ЖКХ предъявлять потребителям за коммунальные услуги суммы, включающие НДС, но не выделять НДС отдельной строкой.

Это позволит, во-первых, управляющей компании ЖКХ избежать убытков. Во-вторых, пользоваться предоставленной законом налоговой льготой и не платить НДС по коммунальным услугам в бюджет.

Облагаются ли по закону коммунальные платежи НДС

В частности, сюда входят различные услуги, перечисленные в составленном с гражданами договоре управления.

Данный взнос рассчитывается в соответствии с одним из наиболее «непрозрачных» тарифов на сегодняшний день из всех, которые предусмотрены для коммунальных услуг. Коммунальные услуги, куда входят все необходимые работы и ресурсные поставки, которые требуются для обеспечения максимально комфортной жизни современных граждан. Другими словами, речь идет об электричестве, газе, отоплении, а также снабжении и отведении воды.

Другое. Сюда входит полный перечень услуг, которые предоставляются не коммунальными службами, а какими-либо посторонними организациями, заключающими соглашение непосредственно с владельцами той или иной недвижимости. В частности, это касается телевидения, радио и прочих аналогичных услуг.

Учитывается ли сумма НДС в цене коммунальных услуг?

1015Осуществление КУ организациями коммунального комплекса управляющей организации производится по тарифам, увеличенным на соответствующую сумму НДС.Когда дальше УО поставляет коммунальные услуги потребителям, НДС она не прибавляет ().

Однако, согласно , суммы НДС, предъявлённые управляющей организации организациями коммунального комплекса, учитываются УО в стоимости приобретённых КУ.Поэтому потребители оплачивают КУ по стоимости, в которой уже учтена сумма НДС.ФНС РФ приводит пример. Организация коммунального комплекса предоставляет коммунальную услугу управляющей организации по тарифу и НДС согласно этому тарифу: 100 и 18 рублей соответственно.

НДС УО учитывает в стоимости приобретённых коммунальных услуг и поставляет их потребителям за 118 рублей с учётом НДС.

ФНС РФ напоминает, что в соответствии с управляющая организация может отказаться от освобождения от налогообложения операций, перечисленных

Тарифы на коммунальные услуги и НДС

149 НК РФ.
В него включены операции по реализации коммунальных услуг, предоставляемых гражданам управляющими организациями, товариществами собственников жилья, жилищно-строительными, жилищными или иными специализированными потребительскими кооперативами (далее — управляющая организация) (подп. 29 п.

3 ст.

149 НК РФ).

Данные операции не облагаются НДС при условии приобретения коммунальных услуг указанными налогоплательщиками у организаций коммунального комплекса, поставщиков электрической энергии и газоснабжающих организаций (далее — организации коммунального комплекса).

Таким образом, освобождение от налогообложения НДС операций по реализации коммунальных услуг распространяется только на управляющие организации, которые в установленном порядке предоставляют коммунальные услуги гражданам.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *