Статья 9. Первоначальная постановка граждан на воинский учет
Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Статья 9. Первоначальная постановка граждан на воинский учет». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
В соответствии с Приказом Министерства обороны РФ от 22.11.2021 года № 700 утверждена новая Инструкция об организации работы по обеспечению функционирования системы воинского учета. Изменился сам порядок проведения проверок работодателей на предмет ведения воинского учета. Теперь проверяется не только факт ведения воинского учета, полнота и достоверность сведений, содержащихся в Карточках гражданина, но и соблюдение организацией необходимости обеспечения исполнения работниками их собственной обязанностей по воинскому учету.
Как осуществляется и кем проводится воинский учет было рассказано выше, но также стоит упомянуть и о его видах. Так воинский учет бывает общий и специальный.
Многие задаются вопросом, зачем военкомату знать всю актуальную информацию о семейном положении гражданина, месте работы, проживания и проч. А все для того, чтобы военный комиссариат мог планировать призыв и в случае возникновения необходимости проводить сборы для поддержания обороноспособности страны.
Специальному воинскому учету подлежат те граждане, которые закрепляются за органами государственной власти и местного самоуправления. Также сюда относятся граждане, проходящие службу в органах внутренних дел, МЧС, наркоконтроле.
А вот в остальных случаях граждане подлежат общему учету. Единственное различие между двумя перечисленными учетами заключается в том, что лица, состоящие на специальном учете, во время общей мобилизации заранее знают свои задачи и строго следуют их выполнению, а для работы с военнообязанными на общем учете потребуются дополнительные усилия со стороны военкоматов.
Что необходимо сделать организациям
Если в компании до сегодняшнего дня не налажено ведение воинского учета работников, следует это сделать. Положительным моментом является то, что если организация никогда не вела воинский учет, но с определенной даты начала: оформила необходимые документы и стала подавать соответствующие сведения – само по себе не ведение воинского учета до этой даты не является основанием для привлечения организации к административной ответственности.
С проверкой ведения воинского учета прийти в любую организацию, даже если она никогда не заявляла о себе в военкомате. И если организация заявила о себе – это вовсе не значит, что к ней непременно придет такая проверка. На работников, подлежащих воинскому учету необходимо оформить карточки гражданина, подлежащего воинскому призыву, по форме № 10, провести сверку документов воинского учета.
Обязанности граждан по воинскому учету.
— состоять на воинском учёте по месту жительства в военном комиссариате;
— явиться в установленные время и место по вызову (повестке) в военный комиссариат по месту жительства или месту временного пребывания;
— сообщить в двухнедельный срок в военный комиссариат по месту жительства об изменении семейного положения, образования, места работы или должности, места жительства в пределах муниципального района, городского округа или внутригородской территории города федерального значения;
— сняться с воинского учёта при переезде на новое место жительства или место временного пребывания (на срок более трёх месяцев) и встать на воинский учёт при прибытии на новое место жительства или место временного пребывания;
— сняться с воинского учёта при выезде из РФ на срок свыше шести месяцев и встать на воинский учёт в двухнедельный срок по возвращении в РФ. Гражданин, выезжающий за пределы РФ, обязан сдать в военный комиссариат удостоверение гражданина, подлежащего призыву на военную службу.
— бережно хранить документ воинского учёта, в случае утраты документа в двухнедельный срок обратиться в военный комиссариат для решения вопроса о получении документов взамен утраченных.
— ФЗ «О воинской обязанности и военной службе»
— Положение о воинском учёте граждан РФ
Порядок и особенности первоначальной постановки молодого человека на воинский учет
Чаще всего, старшеклассники еще до окончания школы начинают планировать свое будущее, которое далеко не всегда связано с армией. Некоторые, выбрав профессию, собираются продолжать образование, поступив в ВУЗ, либо колледж и получив отсрочку.
Определенная категория школьников вместе с родителями прорабатывает стратегию «откоса», изучая всевозможные пути и способы, позволяющие избежать службы.
Получив повестку и узнав о необходимости встать на первоначальный учет, многие воспринимают предстоящую процедуру, как первый этап призыва, после которого юноша точно отправится в армию. Существующее мнение ошибочно.
На самом деле, цель данного мероприятия, это внесение юноши в базу данных, анализ полученной информации о потенциальном новобранце и составление заключения о его годности или напротив, не годности к службе.
Военкоматом в предусмотренный законом период, создается специальная приписная комиссия, которая принимает предварительное решение о возможности призыва или необходимости последующего освобождения от несения воинской обязанности.
Категории годности к военной службе
В результате проведения военно-врачебной экспертизы (в рамках комиссии по первоначальной постановке граждан на воинский учет) каждому гражданину присваивается категория годности к военной службе.
Каждая категория, как и расписание болезней, подробно расписана в Положении о военно-врачебной экспертизе, утвержденном постановлением Правительства РФ от 04.07.2013 № 565 (далее — Положение).
Согласно п. 2 приложения к Положению всего есть 5 категорий годности:
- А — гражданин годен к службе;
- Б — у гражданина есть незначительные ограничения по военной службе;
- В — граждане не служат в мирное время, но в военное их призовут;
- Г — по состоянию здоровья в настоящее время гражданин служить не может, но по истечении определенного срока снова будет проходить ВВК;
- Д — гражданин абсолютно не годен к военной службе ни в мирное, ни в военное время.
Какие документы нужны для постановки на воинский учет?
Постановка на воинский учет может быть:
- первоначальной (если гражданин не состоял на воинском учете);
- последующей (если гражданин становится на воинский учет в связи со сменой места жительства или пребывания).
Обычно у призывников возникают вопросы, какие документы необходимо предоставить в военкомате при последующей постановке на воинский учет.
Список зависит от того, зарегистрирован юноша по месту пребывания или нет.
Документы, которые понадобятся для постановки на воинский учет при отсутствии регистрации по месту жительства или пребывания:
- паспорт гражданина РФ;
- документ воинского учета: приписное или военный билет;
- заявление в двух экземплярах по форме, предусмотренной Постановлением Правительства РФ от 27 ноября 2006 г. №719 «Об утверждении Положения о воинском учете», приложение №3;
- сведения с места работы или учебы по форме, предусмотренной Постановлением Правительства РФ от 27 ноября 2006 г. №719 «Об утверждении Положения о воинском учете», приложение №2.
Список документов для последующей постановки на воинский учет при наличии регистрации по месту жительства или пребывания:
- паспорт гражданина РФ;
- документ воинского учета: приписное удостоверение или военный билет;
- свидетельство о регистрации по месту жительства/пребывания, либо отметка в паспорте;
- заявление в двух экземплярах по форме, предусмотренной Постановлением Правительства РФ от 27 ноября 2006 г. N 719 «Об утверждении Положения о воинском учете», приложение №3.
Что делать, если отказывают в постановке на воинский учет?
Существуют разные ситуации, при которых вам могут отказать в постановке на воинский учет. Мы перечислили основные и разъяснили, что делать в таком случае.
Вам отказывают после того, как поставили отметку о принятии.
Второй экземпляр заявления, который вы забираете себе, можно использовать как доказательство того, что вы пытались встать на воинский учет. Он понадобится для обращения с жалобой в такие инстанции, как военкомат субъекта, органы прокуратуры, суд.
Заявление о постановке на учет не приняли.
Нужно обратиться в соответствующий военный комиссариат с заявлением. Сделать это можно по почте. После получения ответа (по закону ответ на обращение является обязательным) вы сможете обжаловать отказ в том же порядке, что и в первом случае.
Также никто не отменяет возможность личной беседы с должностными лицами, которые ответственны за постановку на воинский учет. Для этого необходимо знать типичные причины для отказа в постановке на учет:
Отказ в постановке на учет без регистрации.
Как мы уже говорили ранее, воинский учёт осуществляется как по месту жительства, так и по месту пребывания.
Отсутствие у граждан регистрации по месту жительства и месту пребывания не освобождает их от обязанности состоять на воинском учете, а значит, не может служить основанием для отказа в постановке на воинский учет.
Не принимают заявление без снятия с учета в прошлом военкомате.
В статье 10 Федерального закона №53 «О воинской обязанности и военной службе» сказано, что для того, чтобы обеспечить воинский учет, граждане обязаны в течение двух недель прийти в военный комиссариат для снятия и для последующей постановки на воинский учет.
Невыполнение одной из обязанностей не освобождает от исполнения следующей возникшей. То есть, даже если вы не снялись с воинского учета в старом военкомате, вы все еще должны встать на учет в новом.
В военкомате перед постановкой на учет требуют пройти медкомиссию.
Согласно статье 26 Федерального закона №53 «О воинской обязанности и военной службе», медицинское освидетельствование предусмотрено только в рамках призыва на военную службу, а также первоначальной постановки на воинский учет. То есть проходить медкомиссию для постановки на воинский учет вы не обязаны.
Какими законами регламентируется
Базовые нормативные документы, на которые в своей работе ссылаются кадровики и руководители предприятия в вопросе осуществления военучеты следующие:
- Федеральный закон № 61-ФЗ от 31.05.1996 «Об обороне».
- Федеральный закон № 53-ФЗ от 28.03.1998 «О воинской обязанности и военной службе».
- Федеральный закон N 55-ФЗ от 07.03.2018 «О внесении изменений в Федеральный закон «О воинской обязанности и военной службе»»
- Постановление Правительства РФ № 719 от 27.11.2006 «Об утверждении Положения о воинском учете».
- Постановление 258 Правительства РФ от 2006 г. «О субвенциях на осуществление полномочий по первичному воинскому учету на территориях, где отсутствуют военные комиссариаты»
- Методические рекомендации Генерального штаба Вооруженных Сил РФ от 11.07.2017 по ведению воинского учета в организациях, имеющие максимально прикладное значение. В этой методичке собраны необходимые шаблоны документов, используемые работодателями при ведении воинского учета в учреждении.
Введенные в действие нормативы имеют некоторые противоречия между собой. Так, например, вопрос о постановке на учёт лиц, которые признаны негодными или ограниченно годными к службе. В этом вопросе Постановление №719 розниться с требованиями ФЗ№53. Такие прецеденты считаются коллизией норм. И по общему правилу, в такой ситуации применяется та из норм, которая рассматривается, как более высокая в иерархии законов. В этом случае это ФЗ, поэтому норма Положения не работает.
Приказ N 16 об организации воинского учета граждан, и бронирования граждан, пребывающих в запасе
Во исполнение федеральных законов от 31.05.1996 N 61-ФЗ «Об обороне», от 28.03.1998 N 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе», от 26.02.1997 N 31-ФЗ «О мобилизационной подготовке и мобилизации в Российской Федерации» и постановлений Правительства РФ от 27.11.2006 N 719 «Об утверждении Положения о воинском учете» и от 11.07.1994 N 821 «Об утверждении Основных положений по бронированию граждан Российской Федерации, федеральных органов исполнительной власти, имеющей запас, и работающих в органах государственной власти, органах местного самоуправления и организациях»
Приказываю:
1. Начальнику отдела кадров Кудряшовой О. А. организовать воинский учет всех категорий работающих граждан, подлежащих воинскому учету, в том числе обеспечить бронирование граждан, пребывающих в запасе.
2. Обязанности по ведению воинского учета граждан, в том числе бронированию граждан, пребывающих в запасе, и хранению бланков строгой отчетности возложить на заместителя начальника отдела кадров Ермолаеву Г. С.
3. При временном убытии Ермолаевой Г. С. в отпуск, командировку или на лечение временное исполнение обязанностей по ведению воинского учета граждан, в том числе бронированию граждан, пребывающих в запасе, возлагать на делопроизводителя Рассказову Н. Г.
Документы, необходимые для работы по воинскому учету и бронированию граждан, передавать по акту.
4. Настоящий приказ объявить руководителям структурных подразделений и должностным лицам, назначенным ответственными за ведение воинского учета.
5. Контроль за исполнением приказа оставляю за собой.
Главный врач Свешников /Р. Э. Свешников/
С приказом ознакомлены:
Начальник отдела кадров Кудряшова, 13.08.2012 /О. А. Кудряшова/
Заместитель начальника
Отдела кадров Ермолаева, 13.08.2012 /Г. С. Ермолаева/
Делопроизводитель Рассказова, 13.08.2012 /Н. Г. Рассказова/
Согласовано с военным комиссаром Ленинского ОВК г. Саранска:
Полковник Смирнов, 20.08.2012 /Е. Б. Смирнов/
Более того, Рекомендации советуют согласовывать с военным комиссаром кандидатуры военно-учетных работников перед назначением их на должность, а также направлять в адрес военного комиссара копии приказов о назначении на должности работников, осуществляющих воинский учет в организациях.
К сведению. При временном убытии работника, осуществляющего воинский учет граждан, руководитель организации должен своим приказом назначить на этот участок работы другого работника. Вновь назначенному лицу передаются по акту все документы, необходимые для работы по воинскому учету и бронированию граждан.
Лица, подлежащие воинскому учету, при получении повестки из комиссариата обязаны лично явиться в указанное место в назначенное время. В случае неявки предполагается привлечение к административной ответственности и выплате штрафа в размере 500 руб.
В течение двух дней с момента исключения из списка личного состава (в связи с увольнением или зачислением в запас ВС РФ) необходимо явиться в военкомат для постановки на военный учет. Если вы решили изменить место проживания, об этом нужно сообщить в течение двух недель в орган местного самоуправления, в компетенции которого проведение учета.
Потеряв военник или удостоверение, в обязанности гражданина входит обратиться для восстановления документов (выдают новые взамен потерянным) в ту же структуру самоуправления (в двухнедельный срок с момента обнаружения потери).
Если на момент призывной кампании мужчины, подлежащие призыву, покидают страну на срок более 3 месяцев, нужно снова отправиться в комиссариат либо в другой исполнительный орган власти, в полномочия которого входит проведение учета.
Итак, если вы состоите на воинском учете, и, получив повестку, думаете не явиться в военкомат, высок риск того, что ваше личное дело окажется в органах местного контроля. На них будет возложена задача розыска «уклониста».
Ответственность и обязанности офицеров-запасников
Офицеры, числящиеся в резерве, также имеют ряд обязанностей перед армией. Они регулярно должны являться на военно-полевые сборы, повышая тем самым свою квалификацию. Такие мероприятия проводятся один раз в 3–4 года и могут длиться несколько месяцев в зависимости от характера и специфики обучения.
Однако не весь офицерский состав обязан посещать подобные военные сборы. От них освобождены следующие категории граждан:
- женщины;
- учащиеся на очном или заочном отделении высшего образовательного учреждения;
- представители правоохранительных органов;
- кормильцы многодетных семей (три и более несовершеннолетних ребенка на попечении);
- служащие гражданского флота;
- граждане, имеющие депутатский мандат.
Какие законы регулируют воинский учет
Воинский учет граждан ведут по месту их работы в соответствии с законодательством Российской Федерации, Положением и методическими рекомендациями по ведению воинского учета в организациях (утв. Генштабом Вооруженных Сил РФ 11.07.2017):
- п. 7 ст. 8 Федерального закона от 28.03.1998 № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе»;
- п. 9 Постановления Правительства РФ от 27.11.2006 № 719 «Об утверждении Положения о воинском учете» (далее по тексту — Положение о воинском учете);
- Федеральный закон от 24.04.2020 № 132-ФЗ;
- для работодателей-организаций, расположенных на территории Республики Крым, — Методические рекомендации, утв. Постановлением территориальной комиссии Республики Крым по бронированию граждан РФ, пребывающих в запасе, от 13.03.2017 № 6.
Самым частым видом нарушений, которые квалифицируются, как неисполнение обязанностей по военному учету, является неявка по требованию военного комиссариата. Вторым по популярности нарушением считается просрочка при постановке на общий воинский учет. Зачастую граждане не ставят перед собой цель умышленного нарушения закона, поэтому интересуются, каковы меры наказания за тот или иной поступок.
Прежде всего, каждый обязан знать, что существуют уважительные причины, которые представители военного комиссариата рассматривают в персональном порядке. Это тяжелое заболевание, увечье, похороны близкого родственника, препятствие непреодолимой силы или ряд причин, которые согласуются индивидуально.
В зависимости от степени нарушения к призывнику могут быть применены меры административного или уголовного наказания. Это штраф установленного размера, штраф, равный 18 размерам МРОТ, лишение свободы.