Когда организация обязана заключить договор

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Когда организация обязана заключить договор». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


Вскрытие конвертов с заявками и доступ к поданным заявкам в электронном виде осуществляется комиссией публично в день, время и в месте, указанные в извещении о проведении торгов. Данное мероприятие осуществляется единовременно в отношении всех поступивших.

Порядок рассмотрения заявок на участие в торгах

Срок рассмотрения заявок на участие в конкурсе не может превышать 20 дней с даты вскрытия конвертов с заявками на участие в конкурсе и открытия доступа к поданным в форме электронных документов заявкам на участие в конкурсе.

Срок рассмотрения заявок на участие в аукционе не может превышать 10 дней с даты окончания срока подачи заявок. На основании результатов рассмотрения заявок на участие в конкурсе конкурсной, аукционной комиссией принимается решение о допуске заявителя к участию в конкурсе и о признании заявителя участником конкурса или об отказе в допуске заявителя к участию в конкурсе.

В реестр контрактов по Закону №44-ФЗ

Информация о заключении контракта:

  • до 1 июля 2023 года направляется в течение 5 рабочих дней с даты заключения контракта;
  • в отношении закупок, извещения об осуществлении которых размещены в ЕИС с 1 июля 2023 г., если контракт сформирован и подписан с использованием ЕИС, – в течение 3 рабочих дней со дня, следующего за днем подписания контракта (ч.2, ч.3 ст.103 Закона №44-ФЗ, ч.11 ст.8 Закона №360-ФЗ, подпункт “г” п.2 ст.4 Закона №104-ФЗ, подпункт “а” п.15 Правил ведения реестра контрактов, заключенных заказчиками (утв. ПП РФ от 27 января 2022 г. N 60) (далее – Правила)).

Информация об изменении / расторжении контракта:

  • до 1 июля 2023 года направляется в течение 5 рабочих дней с даты заключения контракта;
  • с 1 июля 2023 года, если соглашение об изменении / расторжении контракта подписано с использованием ЕИС, – в течение 3 рабочих дней со дня, следующего за днем подписания такого соглашения / расторжения контракта (ч.2, ч.3 ст.103 Закона №44-ФЗ, подпункты “а”, “б” п.15 Правил, подпункт “д” п.2 Постановления №60).

Решение об одностороннем отказе от исполнения контракта:

  • до 1 июля 2022 года вносится в течение 5 рабочих дней с даты подписания решения;

с 1 июля 2022 года, если решение подписано с использованием ЕИС, – в течение 3 рабочих дней с даты подписания решения (ч.2, ч.3 ст.103 Закона №44-ФЗ, подпункты “а”, “б” п.15 Правил, подпункт “д” п.2 Постановления №60).

Информация о приемке поставленного товара, выполненной работы (ее результатов), оказанной услуги, отдельных этапов исполнения контракта с приложением документа о приемке, если не проводится электронное актирование, направляется не позднее 1 рабочего дня со дня, следующего за днем подписания документа о приемке (п. 13 ч. 2 ст. 103, ч.3 ст.103 Закона №44-ФЗ).

Информация о приемке поставленного товара, выполненной работы (ее результатов), оказанной услуги, отдельных этапов исполнения контракта с приложением документа о приемке, если документ о приемке подписан с использованием ЕИС (проводится электронное актирование), вносится в день подписания документа о приемке (ч.3 ст.103 Закона №44-ФЗ).

Как избежать подводных камней в договоре ГПХ

Поскольку в отношении договора ГПХ нет чётких норм и шаблонов, чтобы снизить риски, нужно внимательно читать положения договора, обсуждать с заказчиком всё, что вас не устраивает и вносить изменения в эти пункты. Требования разрешено прописывать в свободной форме. Например, вы хотите отсрочку исполнения условий договора, если получите травму, тогда так и пишите: «Если исполнитель получил травму, вне зависимости от её причин, срок сдачи работ продлевается на…».

Главные пункты договора ГПХ, по мнению опрошенных «Секретом» экспертов:

  • Случаи материальной ответственности исполнителя и её суммы.

  • Условия и сроки расторжения договора с обеих сторон.

Владимир Кузнецов подчёркивает, что стороны могут согласовать в договоре ГПХ любые выплаты — вплоть до отпускных. Но маловероятно, что заказчик согласится на такие условия, потому что для него это не выгодно. Не только из-за финансовой нагрузки, но и потому, что чем ближе по условиям договор ГПХ к трудовому, тем выше риски, что в итоге эти отношения суд или инспекция признают трудовыми. То есть всё то, что заказчик хотел выиграть, не нанимая исполнителя в штат, исчезнет.

Договор ГПХ часто выгоден и заказчику, и исполнителю, потому что в нём гибкие условия сотрудничества, ниже страховые выплаты со стороны компании. Но эта гибкость и свободная форма соглашения требует очень внимательно изучать договор до его подписания.

Кто выбирает директора

Кандидат на должность директора выбирается или назначается в зависимости от того, какая у юридического лица форма собственности. В Трудовом кодексе фигурирует несколько способов избрания/назначение руководителя:

  1. Проведение конкурса. Этот вариант обязателен для государственных и муниципальных унитарных предприятий.
  2. Выбор на собрании участников или Совете директоров. Подходит коммерческим организациям, где есть несколько участников или коллегиальное правление.
  3. Назначение учредителем. Именно так определяется кандидатура директора в ООО с одним участником. Довольно часто в этом случае директором учредитель назначает себя сам, но также может быть нанято и иное лицо.

При этом в Кодексе не содержится закрытого перечня процедур, то есть директор может быть назначен как-то иначе.

Недопустимые условия договоров с потребителями

К недопустимым условиям договора, ущемляющим права потребителя, с 1 сентября 2022 года относятся, в частности, следующие (п. 2 ст. 16 Закона РФ от 07.02.1992 № 2300-1):

  • условия, которые предоставляют продавцу право на односторонний отказ от исполнения обязательства или одностороннее изменение условий обязательства — предмета, цены, срока и иных согласованных с потребителем условий договора;
  • условия, которые ограничивают право потребителя на свободный выбор территориальной подсудности споров;
  • условия, которые устанавливают для потребителя штрафы и неустойки за отказ от исполнения договора;
  • условия, которые исключают или ограничивают ответственность продавца за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств;
  • условия, которые обусловливают приобретение одних товаров, работ и услуг обязательным приобретением иных товаров, работ и услуг, в том числе предусматривают обязательное заключение иных договоров;
  • условия, которые ограничивают право потребителя на выбор способа и формы оплаты товаров, работ и услуг;
  • условия, которые содержат основания досрочного расторжения договора по требованию продавца, не предусмотренные законодательством;
  • условия, которые уменьшают размер законной неустойки;
  • условия, которые устанавливают обязательный досудебный порядок рассмотрения споров, если такой порядок не предусмотрен законом;
  • условия, которые устанавливают для потребителя обязанность по доказыванию определенных обстоятельств, бремя доказывания которых законом не возложено на потребителя;
  • условия, которые ограничивают потребителя в средствах и способах защиты нарушенных прав.

Два упрощения в учете арендатора в 2022 году

Во-первых, казначейское сопровождение теперь распространяется на:
а) государственные (муниципальные) контракты о поставке товаров, выполнении работ, оказании услуг;
б) соглашения о предоставлении субсидий, бюджетных инвестиций в соответствии со статьей 80 БК РФ, договоры о предоставлении взносов в уставные капиталы (вкладов в имущество) юридических лиц;
в) контракты о поставке товаров, выполнении работ, оказании услуг, источником финансового обеспечения которых являются средства, указанные в п. «а» и «б» (цепочка кооперации).
г) концессионные соглашения, соглашения о государственно-частном партнерстве (муниципально-частном партнерстве) и их кооперацию, если предусмотрены требования об осуществлении казначейского сопровождения.

Формулировки условий даны в письме Минфина от 30.12.2021 N 09-02-06/108295. При базовом казначейском сопровождении в договор теперь надо обязательно включать во-первых, условия, установленным пунктом 3 статьи 242.23 БК РФ, устанавливающие запрет на перечисление средств с лицевого счета:
1) в качестве взноса в уставный капитал или имущество другого юридического лица;
2) в депозиты, иные финансовые инструменты;
3) на счета, открытые в учреждении ЦБ РФ или в кредитной организации юридическому лицу, за исключением:
— оплаты обязательств в соответствии с валютным законодательством РФ;
— оплаты труда с учетом начислений, социальных выплат, иных выплат;
— оплаты фактически поставленных товаров (выполненных работ, услуг), в случае, если участник казначейского сопровождения не привлекает иных юридических лиц;
— возмещения произведенных расходов (части расходов), если условиями договоров предусмотрено возмещение;

Есть нюанс. Из формулировки исчезло окончание: «или в случае полного исполнения договора», имевшееся в Правилах казначейского сопровождения в 2021 году (Постановления № 2106 от 15.12.2020г. и №2153 от 18.12.2020г.). Теперь возместить затраты стало сложнее.

4) на счета, открытые в учреждении ЦБ РФ или в кредитной организации юридическим лицам, заключившим с участником казначейского сопровождения договоры за исключением приобретения услуг связи по приему, обработке, хранению, передаче, доставке сообщений электросвязи или почтовых отправлений, коммунальных услуг, электроэнергии, гостиничных услуг, услуг по организации и осуществлению перевозки грузов и пассажиров железнодорожным транспортом общего пользования, авиационных и железнодорожных билетов, билетов для проезда городским и пригородным транспортом, подписки на периодические издания, в целях аренды, осуществления работ по переносу (переустройству, присоединению) принадлежащих участникам казначейского сопровождения инженерных сетей, коммуникаций, сооружений, а также в целях проведения государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий в соответствии с законодательством РФ о градостроительной деятельности, осуществления страхования в соответствии со страховым законодательством, в целях приобретения услуг по приему платежей от физических лиц, осуществляемых платежными агентами.
Во-вторых, п.10 Постановления № 2024 от 24.11.2021г.:
а) о запрете или отказе в осуществлении операций на лицевом счете при наличии оснований, указанных в пп. 10 и 11 ст. 242.13-1 БК РФ – бюджетный мониторинг, подробнее здесь.
б) о санкционирования расходов в соответствии с Сведениями об операциях с целевыми средствами. Подробнее о санкционировании и о том, как составить Сведения здесь.;
в) о проведении операций на основании документов, подтверждающих возникновение денежных обязательств (документы-основания);
г) об указании в распоряжениях, договоре, а также в документах-основаниях идентификатора государственного (муниципального) контракта (ИГК).
д) о ведении раздельного учета доходов, затрат, произведенных в целях достижения результатов, установленных при предоставлении целевых средств по каждому договору , подробнее здесь;
е) о возврате на лицевые счета целевых средств, размещенных на депозитах не позднее 25 декабря текущего года;
ж) о перечислении целевых средств на счета в ЦБ РФ или в банке, при оплате обязательств, предусмотренных пп. 3 п. 3 статьи 242.23 БК РФ, а также обязательств по накладным расходам, связанным с исполнением договора;
з) об особенностях проведения операций по зачислению и списанию целевых средств при применении казначейского обеспечения обязательств.
Помимо базовых условий, есть иные условия при казначейском сопровождении:
— субсидий;
— государственных контрактов с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем) пп. 2 ч. 1 ст. 93 закона 44 ФЗ, а также договоров, заключаемых в рамках их исполнения;
— контрактов государственного оборонного заказа (ГОЗ). Подробнее о том, как составить договор ГОЗ здесь.

Читайте также:  Кто может обратиться за универсальным пособием?

Москва сможет заключать офсетные контракты на услуги

В Федеральный закон № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» приняты поправки, которые позволят с июля 2022 года распространить практику заключения офсетных контрактов на оказание услуг.

Офсетный контракт – это госзакупка, которая предполагает не только поставку товара заказчику, но и встречные инвестиционные обязательства поставщика – создание, модернизацию или освоение производства этого товара на территории субъекта РФ.

«Принятые поправки в закон позволят городу заключать офсетные контракты на услуги. В числе наиболее перспективных сфер для применения офсетов – услуги связи, например, создание инфраструктуры для городской интернет-сети 5G, оказание услуг по экзопротезированию, переработка и утилизация отходов. По офсетному контракту инвестор должен будет создать или реконструировать на территории города объект, используемый для оказания такой услуги, что, как правило дает городу новые рабочие места», – сообщил заместитель Мэра Москвы по вопросам экономической политики и имущественно-земельных отношений Владимир Ефимов.

Москва первой из регионов Российской Федерации стала подписывать офсеты с инвесторами – механизм был внедрен в 2016 году при активном сотрудничестве Правительства Москвы и Министерства экономического развития России. Главная цель офсетного контракта – стимулирование вложений средств бизнеса в новые предприятия или модернизацию существующих. Все контракты направлены в том числе на импортозамещение. Офсеты заключаются на срок до 10 лет, а минимальный объем инвестиций составляет 1 миллиард рублей.

На сегодня подписано уже пять офсетов, предусматривающих локализацию производства и поставку городу лекарств, медицинских изделий для стомированных больных, продуктов детского питания.

«Совокупный объем частных инвестиций по пяти столичным офсетам почти 13 миллиардов рублей, а объем закупки городом – 72,7 миллиарда рублей. Одно из явных преимуществ подписанных офсетных контрактов для города – значительное снижение их начальных цен, то есть экономия бюджетных средств. Кроме того, создаются новые рабочие места, увеличиваются налоговые поступления. Инвесторы при заключении такого контракта получают платежеспособного покупателя в лице Москвы, долгосрочную гарантию сбыта производимой продукции, последующее включение в региональный реестр единственных поставщиков», – рассказал руководитель Департамента инвестиционной и промышленной политики Александр Прохоров.

По закону поставляемый товар должен быть российского происхождения. Например, в случае московских офсетов по лекарствам 50% закупки относится к импортозамещаемым товарам, по медизделиям для стомированных пациентов – это почти 100% импортозамещение.

«В качестве механизма сотрудничества государства с бизнесом в промышленности офсетный контракт является привлекательным и многообещающим для любого региона страны. По стопам столицы уже пошла Московская область – там заключен офсет в фармацевтике. В конце прошлого года о намерении подписать офсетный контракт объявила Республика Башкортостан. Москва, в свою очередь, всегда готова помочь коллегам из других регионов масштабировать практику офсетов. Мы принимаем активное участие наряду с федеральными властями в обсуждении поправок в действующее законодательство и вопросов развития механизма. На портале «Смартека АСИ» представлена наша практика – можно подробно с ней ознакомиться и задать вопросы эксперту», – отметила директор Городского агентства управления инвестициями Светлана Ганеева.

Офсетный контракт как способ привлечения инвестиций

Федеральный закон от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» («Закон о контрактной системе») регулирует порядок заключения государственных контрактов, предусматривающих встречные инвестиционные обязательства поставщика-инвестора по созданию или модернизации и (или) освоению производства товара на территории субъекта РФ для обеспечения государственных нужд субъекта РФ[1]. Такой контракт называют офсетным.

Заключение офсетного контракта предполагает возможность дальнейшего внеконкурсного заключения государственных (муниципальных) контрактов на территории региона с поставщиком товара, который наладил соответствующее производство товара[2] в рамках офсетного контракта. Иными словами, за вложение инвестиций в производство региона инвестору предоставляются гарантии сбыта производимой продукции государственному или муниципальному заказчику.

Особенности офсетного контракта:

При этом к предельной цене предъявляются следующие требования[3]:

Цена контракта на поставку товара определяется исходя из предельной цены единицы товара и количества (объема) закупаемого товара.

Есть особенности заключения офсетного контракта. В частности, поставщиком-инвестором предоставляется обеспечение исполнения государственного контракта в части инвестиционных обязательств в размере от 2 до 5 % объема инвестиций. Государственный контракт может предусматривать выплату аванса, которая, в свою очередь, может быть обусловлена предоставлением поставщиком-инвестором обеспечения в размере аванса. Указанное обеспечение предоставляется отдельно от обеспечения, описанного выше и касающегося инвестиционных обязательств[4].

Первый офсетный контракт был заключен в Москве в сфере фармацевтики[5].

[1] Статья 111.4 Закона о контрактной системе.

[2] Пункт 48 части 1 статьи 93 Закона о контрактной системе.

[4] Постановление Правительства РФ от 12.11.2016 № 1166 «Об установлении особенностей планирования закупок и проведения конкурсов для определения поставщика, с которым заключается государственный контракт, предусматривающий встречные инвестиционные обязательства поставщика-инвестора по созданию или модернизации и (или) освоению производства товара на территории субъекта Российской Федерации для обеспечения государственных нужд субъекта Российской Федерации».

Информация, размещенная на данном веб-сайте, не подлежит дальнейшему воспроизведению и/или распространению без указания ссылки на компанию P&P Unity.

По состоянию на лето 2021 года офсетные контракты оставались в России диковинкой — их заключали только в Москве (пять договоров) и Подмосковье (один). Речь шла о производстве лекарств, медицинских изделий и продуктов питания. Например, пятый контракт в Москве заключён в январе 2021 года с Московским эндокринным заводом на производство 20 наименований лекарств.

Новый федеральный закон позволяет заключать долгосрочные контракты на несколько лет. Поставщики по ним должны не только продавать городу свою продукцию, но и создавать современные производства в Москве.

С июля 2022 года офсетные контракты разрешено заключать также для закупки услуг. «В числе наиболее перспективных сфер для применения офсетов — услуги связи, например создание инфраструктуры для городской интернет-сети 5G, оказание услуг по экзопротезированию, переработка и утилизация отходов», — говорил вице-мэр Москвы Владимир Ефимов. Инвестор должен будет создать или реконструировать объект, который используется для оказания такой услуги.

Купля-продажа земельного участка

Договор купли-продажи земельного участка не надо регистрировать в кадастровых органах, но регистрации подлежит переход права собственности на недвижимость. Право собственности на земельный участок покупатель получит только после государственной регистрации перехода права. Обратите внимание, что само по себе заключение и даже исполнение договора купли-продажи этого права не дает.

Подавать документы на государственную регистрацию перехода права собственности на землю надо в территориальное подразделение Росреестра (Федеральная кадастровая служба). Представить нужно следующие документы:

  • заявление о государственной регистрации;
  • договор купли-продажи земельного участка и передаточный акт;
  • кадастровый паспорт земельного участка;
  • документ от оплате государственной пошлины (2 000 рублей для физических лиц и 22 000 рублей для организаций).

Если стороной договора купли-продажи земли является юридическое лицо, то дополнительно потребуются документы, подтверждающие полномочия руководителя, и решение об одобрении сделки (или подтверждение того, что сделка не является для организации крупной). Договор купли-продажи земельного участка можно, по желанию сторон, заверить у нотариуса. В этом случае, после проверки документов, нотариус вправе сам отправить документы на государственную регистрацию перехода права собственности.

Читайте также:  Военные пенсии в 2023 году - повышение и последние новости

Изъятие земельных участков

Земельный участок может быть изъят у собственника, если это необходимо для государственных или муниципальных нужд. Основания для изъятия приведены в статье 49 Земельного кодекса РФ, и среди них строительство или реконструкция:

  • объектов энергетических систем федерального и регионального значения;
  • объектов атомной энергетики;
  • объектов обороны и безопасности РФ;
  • дорог, а также объектов транспорта и связи федерального и регионального значения;
  • объектов для обеспечения космической деятельности;
  • объектов систем электро-, газо-, теплоснабжения федерального, регионального или местного значения.

Изымать земли для государственных или муниципальных нужд разрешается также, если этого требует выполнение международных договоров, заключенных Российской Федерацией. Кроме того, перечень оснований для изъятия может быть дополнен федеральными законами. Порядок изъятия земель предусмотрен главой VII.1 Земельного кодекса РФ, вступившей в силу с 1 апреля 2015 года.

Выносить решение об изъятии могут лишь органы исполнительной власти – федеральные, региональные и местного самоуправления, а вот инициатива принятия такого решения принадлежит не только им. Обратиться с соответствующим ходатайством могут субъекты естественных монополий, недропользователи и другие уполномоченные организации, имеющие разрешение на деятельность, для обеспечения которой они просят изъять участок (перечень таких организаций должен определяться Постановлением Правительства).

Ходатайствующая организация или орган власти оплачивает расходы по кадастровым работам, а правообладатели изымаемой недвижимости должны обеспечить доступ к земельным участкам для определения их рыночной стоимости.

Изменения законодательства с 2021 года для бухгалтера

Контрагенту до заключения сделки необходимо предпринять следующие действия:

  • запросить устав у унитарного предприятия, основанного на праве хозяйственного ведения. В нем могут быть закреплены виды и (или) размер сделок, которые предприятие не имеет права заключать без согласия собственника, но для которых в соответствии с законодательством получения такого согласия не предусмотрено (абз. 2 п. 4 ст. 18 Закона об унитарных предприятиях). Нужно убедиться в том, что заключаемая сделка не поименована в уставе предприятия в качестве такой сделки;
  • получить у унитарного предприятия подтверждение согласия собственника его имущества на совершение сделки. Оно может быть получено предприятием в виде ответного письма от органа исполнительной власти, в подведомственности которого оно находится, о согласии на совершение сделки. Необходимо иметь в виду, что собственник имущества предприятия может выразить свое согласие путем визирования письма предприятия, которое обращено к собственнику (постановление ФАС Волго-Вятского округа от 26 июля 2011 г. по делу № А82-11843/2010).

Решения по вопросам согласования принимаются лицами, уполномоченными собственником имущества предприятия.

Контрагенту предприятия необходимо убедиться в том, что согласие дало уполномоченное лицо собственника имущества предприятия, иначе сделка (или сделки), например, по купле-продаже акций (долей), может быть признана недействительной.

Пример из практики: распоряжение о согласии на реализацию акций было подписано неуполномоченным лицом. Суд признал это основанием для признания недействительными сделок по продаже акций, принадлежавших предприятию

Исполняющая обязанности председателя Земельно-имущественной палаты муниципального района К. подписала распоряжение, которым разрешила предприятию реализовать принадлежащий ему пакет обыкновенных именных бездокументарных акций. Такое распоряжение в последующем было отменено распоряжением председателя этой Земельно-имущественной палаты.

Муниципальное образование обратилось в суд с иском о признании недействительными сделок по продаже обыкновенных именных бездокументарных акций, принадлежащих предприятию, и проданных им на основании указанного распоряжения, подписанного К. По мнению муниципального образования, К. не являлась лицом, уполномоченным на подписание подобного распоряжения.

Суд посчитал этот довод правомерным исходя из следующего. В соответствии с Положением о Земельно-имущественной палате муниципального района, утвержденным решением Совета муниципального образования, председатель палаты назначается на должность Советом муниципального района по представлению главы муниципального района. К. была назначена распоряжением, подписанным руководителем аппарата муниципального района, что противоречило указанному положению. Руководителю аппарата муниципального района Советом муниципального образования не делегировались полномочия по назначению председателя названной палаты или возложению исполнения его обязанностей на кого-либо. Данное обстоятельство (отсутствие полномочий у лица, подписавшего распоряжение о разрешении реализовать акции) суд признал достаточным для признания сделок по продаже акций недействительными, однако отказал в иске, поскольку данные акции уже были проданы третьим лицам (постановление ФАС Поволжского округа от 26 декабря 2012 г. по делу № А65-4835/2011).

К другим общим особенностям унитарного предприятия, которые могут иметь значение при определенных обстоятельствах, относятся следующие:

  • по общему правилу предприятие не вправе заключать сделки по приобретению товаров, работ или услуг без проведенных им закупочных процедур.Такие процедуры проводят в соответствии с требованиями Федерального закона от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд». Отдельные юридические лица могут руководствоваться Федеральным законом от 18 июля 2011 г. № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц»;
  • место нахождения унитарного предприятия определяется местом его госрегистрации (п. 2 ст. 4 Закона об унитарных предприятиях);
  • унитарное предприятие обязано уведомлять об изменении своего почтового адреса орган, осуществляющий госрегистрацию юридических лиц (п. 3 ст. 4 Закона об унитарных предприятиях).

У унитарного предприятия, основанного на праве хозяйственного ведения, имеется присущая только ему еще одна особенность. Такое предприятие не несет ответственности по обязательствам собственника его имущества (РФ, субъекта РФ, муниципального образования) (абз. 2 п. 1 ст. 7 Закона об унитарных предприятиях). В свою очередь, собственник имущества унитарного предприятия не несет ответственности по его обязательствам. Однако если несостоятельность (банкротство) такого предприятия была вызвана действиями собственника имущества унитарного предприятия, то на него при недостаточности имущества предприятия может быть возложена субсидиарная ответственность по обязательствам предприятия (п. 2 ст. 7 Закона об унитарных предприятиях).

Пример из практики: суд привлек администрацию муниципального образования к субсидиарной ответственности по долгам унитарного предприятия ввиду ее бездействия

МУП «Ж.» было признано несостоятельным (банкротом), в отношении него введена процедура конкурсного производства, конкурсным управляющим утвержден А.Е.С.

В рамках процедуры конкурсного производства в арбитражный суд поступило заявление ОАО «Н.» о привлечении к субсидиарной ответственности муниципального образования «Чкаловский район Нижегородской области» в лице администрации Чкаловского района Нижегородской области (далее по тексту – администрация, заявитель).

Суд, исследуя дело, установил следующее. По состоянию на 1 января 2008 года деятельность предприятия была убыточной, и возможность удовлетворить требования всех кредиторов за счет активов предприятия (дебиторская задолженность) составляла 40 процентов. В 2009 году ситуация не изменилась.

Согласно статье 15 Закона об унитарных предприятиях в случае, если по окончании финансового года стоимость чистых активов государственного или муниципального предприятия окажется меньше установленного на дату госрегистрации такого предприятия минимального размера уставного фонда и в течение трех месяцев стоимость чистых активов не будет восстановлена до минимального размера уставного фонда, собственник имущества государственного или муниципального предприятия должен принять решение о ликвидации или реорганизации такого предприятия.

Из финансово-хозяйственного анализа было видно, что по состоянию на 1 января 2008 года величина чистых активов была отрицательной и составляла 16 020 000 руб., по состоянию на 1 января 2009 года – 17 222 000 руб.

Минимальный размер уставного фонда согласно части 3 статьи 12 Закона об унитарных предприятиях на дату регистрации МУП «Ж.» должен был составлять не менее чем 1000 МРОТ, установленного федеральным законом на дату госрегистрации государственного предприятия.

В соответствии с Федеральным законом от 19 июня 2000 г. № 82-ФЗ «О минимальном размере оплаты труда» исчисление платежей по гражданско-правовым обязательствам, установленным в зависимости от МРОТ, производится с 1 января 2001 года исходя из базовой суммы, равной 100 руб.

Уставный капитал МУП «Ж.» на дату регистрации составил 100 000 руб.

Таким образом, уже по состоянию на 1 января 2008 года стоимость чистых активов должника была меньше минимального размера уставного фонда, и уже тогда учредитель должен был принять решение о ликвидации предприятия, реорганизации либо об обращении в суд с заявлением о несостоятельности (банкротстве).

На основании пункта 2 статьи 26 Закона об унитарных предприятиях контроль за деятельностью унитарного предприятия производится органом, осуществляющим полномочия собственника, и другими уполномоченными органами.

Список причин, когда оформление контракта в РФ обязательно, невелик. Из чего возникает обязанность заключения договора, четко обозначено в гражданском кодексе в ст. 421:

  • из норм самого кодекса;
  • из положений других федеральных законов (только законов, подзаконные акты не вправе устанавливать обязанность сторон вступить в договорные отношения);
  • из добровольно принятого обязательства.

То есть в ГК РФ нет точного списка обстоятельств, есть лишь указание на их источник. Анализ практики правоприменения позволяет выделить следующие случаи обязательного заключения договора:

  • контракт подписывается по результатам проведения торгов, в соответствии со статьями 447–449 ГК РФ установлено императивное правило: соглашение должно быть заключено с лицом, выигравшим торги;
  • возникновение основного контракта и его условия были оговорены заранее в предварительном соглашении;
  • в силу ст. 426 ГК РФ субъект хозяйственной деятельности, осуществляющий предоставление услуг и поставку товаров, не вправе отказать любому обратившемуся за такими услугами (это правила публичного договора);
  • когда потребитель обращается за подписанием соглашения на поставку воды, газа, электрической энергии, поставщик ресурсов обязан оформить с ним договорные правоотношения;
  • в соответствии с судебной практикой положения ст. 445 ГК РФ об обязательности подписания соглашения применяются и при понуждении оформить в должном виде продажу земельного участка.

Список не является полным, есть и другие, менее распространенные случаи, к тому же сторонам предоставлена возможность установить обязательность контракта отдельно в добровольном порядке. Отдельная ветвь — антимонопольное законодательство, которое тоже содержит нормы об обязательности некоторых соглашений.

Читайте также:  Стипендия Правительства РФ (по приоритетным направлениям)

Если одна из сторон отказывается от оформления правоотношений, у второй появляется право на заключение договора в судебном порядке с вынесением решения об удовлетворении требований истца и понуждении подписать контракт.

Примеры, когда суд отказал истцам, ошибочно предполагавшим, что вторая сторона обязана заключить соглашение:

  1. При понуждении лица, занимающего на рынке доминирующее положение. Суд обратил внимание истца на то, что им не соблюден специальный порядок понуждения, предусмотренный в данном случае.
  2. Истец обращался с требованием в антимонопольный орган за предписанием о заключении контракта с фактическим монополистом, но обязанность о заключении конкретного вида контрактов не вытекала из норм ГК РФ. Решение ФАС оставлено в силе.
  3. Окружные суды отказывают истцам в тех случаях, когда обязательство подписать контракт прямо не указано в федеральных законах. Например, хотя в ст. 35 ЗК РФ сказано, что при приобретении здания или сооружения новый собственник получает право на земельный участок или его часть, конкретного и четкого указания на возникновение права на приватизацию земли нет.
  4. Нередко во��никают споры относительно публичного характера договора. Суды исходят из того, что соглашение, не относящееся к профилю деятельности предприятия, не может быть признано публичным.

В 2018 году было принято постановление Пленума ВС №49, в котором рассмотрена практика по применению ст. 445 ГК РФ о спорах по предварительным договоренностям. В п. 39 указано, что при рассмотрении дел о понуждении к заключению договора, если стороны не смогли согласовать условия взаимодействия и прийти к консенсусу, суд установит их самостоятельно, но с учетом мнения сторон. На практике положение применялось и ранее, но постановление сделало эту традицию легитимной.

Возникновение рабочих отношений между двумя сторонами можно подтвердить только одним способом – заключением договора с будущим сотрудником. Он защищает как наемного работника, так и саму компанию от невыполнения взятых на себя обязательств. Этот документ является главным кадровым инструментом. С его помощью регламентируются основные аспекты рабочего процесса:

  • соблюдение внутреннего распорядка;
  • выплата заработной платы;
  • условия выполнения трудовой функции и не только.

Соглашение свидетельствует не только о приеме на работу, но и юридически закрепляет отношения между обеими сторонами. Согласно действующему законодательству, только после подписания договора возникают трудовые обязательства сотрудника перед компанией. До этого момента, несмотря на устные договоренности, работодатель не имеет права требовать выполнения каких-либо действий.

Как провести закупку с оплатой и исполнением в следующем году

Образец заполнения соглашения может быть у каждого работодателя свой. Но чаще всего кадровики при составлении документа ориентируются на общий перечень разделов. Это позволяет отразить в типовом трудовом договоре основные аспекты будущего сотрудничества.

Бланк трудового договора может иметь следующие разделы:

  • информация о работодателе и работнике (приводятся основные сведения о ФЛ и реквизиты компании, включая юрадрес);
  • общие положения (должность, место работы, условия, срок);
  • права и обязанности обеих сторон (для каждой категории – сотрудник и работодатель – делается отдельный раздел);
  • оплата труда и соцгарантии (размер оклада, возможные надбавки, премии, периодичность выплат, оплачиваемый больничный лист);
  • рабочий график (длительность рабочего дня, чередование работы и отдыха, сменный график);
  • социальное страхование (отметка об обязательном страховании в соответствии с ТК);
  • иные условия (дополнительные требования, например, о неразглашении);
  • ответственность сторон (меры, которые принимаются к заинтересованным лицам при невыполнении своих обязательств);
  • изменение и прекращение ТД (регламент прекращения действия документа и внесения в него корректив);
  • заключительные положения (порядок урегулирования споров, варианты решения иных возникающих вопросов, количество экземпляров);
  • адреса, реквизиты, дата и подпись.

Заполненный документ может иметь и большее количество разделов, что остается на усмотрение руководства. Но ни один договор о сотрудничестве не должен содержать пункты:

  • противоречащие ТК;
  • намеренно ухудшающие условия труда наемного работника.

Много вопросов у кадровиков вызывает необходимость размещения в трудовом договоре стандартного типа фото сотрудника. На самом деле такая обязанность работодателю не вменена. Тем более, что на предприятии заводится личная карточка работника. В нее и будет вклеиваться фото. ТД не несет такой функциональной нагрузки.

Трудовой договор с работником может нести в себе и дополнительные условия. Важно, чтобы они не ухудшали условия труда. В остальном работодатель волен самостоятельно определять их перечень. Хотя в ТК (ст.57) содержится примерный список вариантов:

  • испытательный срок – максимальный период установлен законодательно и увеличивать его запрещено;
  • заключение соглашения о добровольном медицинском страховании от лица компании в интересах сотрудника – допускается внесение в контракт пункта о частичной оплате полиса самим работником;
  • предоставление служебного жилья – сюда же вносятся условия пользования им;
  • соблюдение конфиденциальности.

Последний пункт имеет несколько интерпретаций. Но в любом случае содержит информацию о сроках неразглашения и последствиях неисполнения этого требования. Подписание контракта сотрудником юридически обязывает его соблюдать пункт о конфиденциальности.


Под муниципальной собственностью принято понимать следующее имущество:

  • жилищный фонд, который находится на балансе определенного муниципалитета;
  • различные учреждения образовательного или культурного характера;
  • объем финансов, выделенных для муниципальных и местных нужд;
  • земельный фонд, закрепленный за собственностью городских или местных властей;
  • предприятия и организации, образованные в рамках определённой административно-территориальной границы.

Если рассмотреть гражданское законодательство РФ, то в нем под муниципальной собственностью понимается совокупность объектов жилого и нежилого типа, которые переданы на праве собственности определенному субъекту РФ. В данном случае государство может передать имущество любой административно-территориальной части, будь то город или поселок.

Регламент из ст. 17.1 ФЗ-135 указывает, что лица заинтересованные в аренде муниципальной собственности могут найти информацию об арендуемых объектов на официальном сайте РФ или на сайтах органов местного самоуправления, в распоряжении которых наличествует собственность.


Начиная с п.1 ст. 17.1. законодатель отмечает некоторые преференции, которые позволяют определенным субъектам получить право на аренду муниципального имущества в упрощенном порядке (без торгов в форме конкурса или аукциона). Вот список некоторых исключений из общего правила аренды муниципальной собственности:

  • при повторной аренде одного и того же имущества. При этом есть небольшое условие: новая сделка может быть заключена без торгов, если предыдущий контракт не был продлен;
  • когда стороной договора становится представитель Центрального банка, государственных органов и внебюджетных фондов;
  • аренда, где одна сторона признается некоммерческой организацией, призванной решать социальные проблемы, защищать интересы определенных слоев общества и выполнять духовно-нравственную политику государства тоже проводится в упрощенной форме. К таким организациям относят различные ассоциации, союзы, общественные и религиозные организации;
  • медицинские учреждения;
  • субъект, который имеет доступ к сетям инженерно-технического характера, может заключить арендное соглашение на упрощенных началах, если передаваемое имущество будет присоединено к сетям инженерно-технического о��еспечения города или сельского поселения;
  • передача имущества по принципам упрощенного порядка допускается и в отношении тех организаций, недвижимость которых была включена в план реконструкции или сноса. При этом в законе отмечено, что предоставляемая альтернатива должна иметь равнозначный характер в соответствии с правилами законодательства об оценочной деятельности;
  • торги не проводятся в отношении кандидата на получение имущества во временное пользование и владение, чья заявка для участия в конкурсе была единственной;
  • если предметом договора является часть отдельного здания или сооружения. При этом исключение действует только в том случае, если доля недвижимости от общего помещения не превышает 10% и не более 20 кв. м.

Что нужно сделать для заключения договора

По общим правилам для заключения любого договора одна сторона должна направить соответствующее предложение, а другая сторона — принять его. При этом они должны согласовать все существенные условия договора и соблюсти требования к его форме (п. п. 1, 2 ст. 432 ГК РФ).

Однако в отношении договора энергоснабжения в § 6 гл. 30 ГК РФ предусмотрены общие особенности:

1) договор с абонентом заключается при условии, что у него есть необходимое оборудование, в том числе энергопринимающее устройство, которое отвечает установленным техническим требованиям и присоединено к сетям энергоснабжающей организации. Кроме того, должен быть обеспечен учет потребления энергии (п. 2 ст. 539 ГК РФ);

2) если абонентом является гражданин, использующий энергию для бытового потребления, договор считается заключенным с момента первого фактического подключения абонента в установленном порядке к присоединенной сети (п. 1 ст. 540 ГК РФ);

3) если одна из сторон до окончания срока действия договора предложила заключить новый договор, то отношения сторон до заключения нового договора регулируются ранее заключенным договором (п. 3 ст. 540 ГК РФ). Это связано с тем, что процедура заключения нового договора может оказаться небыстрой, при этом после истечения срока старого договора, но до заключения нового абонент может продолжать пользоваться энергией.

Конкретные действия сторон и срок заключения договора положениями Гражданского кодекса РФ об энергоснабжении не предусмотрены. Это регулируется в специальных правовых актах, в частности применительно к электро- и теплоснабжению.

Рассмотрим подробнее некоторые аспекты заключения этих договоров.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *