Все, что вы хотели знать про ЭТрН

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Все, что вы хотели знать про ЭТрН». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


Чтобы обмениваться перевозочными документами в электронном формате, нужно подключиться к ГИС ЭПД — единой федеральной информационной системе. Она обеспечивает формирование, получение, обработку, обмен и хранение электронных документов. Также контролирующие органы могут в любой момент получить оттуда информацию о перевозках.

Как обмениваться электронными транспортными накладными

В общем виде схема обмена электронными транспортными накладными выглядит так:

  • Грузоотправитель составил документ, загрузил его в ГИС ЭПД через оператора — грузополучатель видит, что груз пошел к нему.
  • Грузополучатель подписывает ЭТрН своей электронной подписью, подтверждая приемку груза.
  • Грузоотправитель видит, что товар принят.

Это цифровая транспортная накладная, подписанная электронной подписью (ЭП). Она является полноценным аналогом бумажного документа, может быть использована для подтверждения заключения договора на перевозку и расходов на услуги перевозчиков.

ЭТрН создаёт отправитель груза в информационной системе и заверяет квалифицированной электронной подписью (КЭП). Документ содержит 4 основных титула:

  1. Сведения об участниках перевозки, условиях договора, водителе, грузе, сопроводительных документах.

  2. Сведения о приёме груза перевозчиком.

  3. Сведения о приёме груза грузополучателем.

  4. Сведения о сдаче груза перевозчиком грузополучателю.

Кому выгодно перейти на ЭТрН и почему?

К обмену ЭТрН уже сейчас подключаются логистические, транспортные и экспедиторские компании разного масштаба. Даже для небольших компаний внедрение ЭДО в бизнес-процессы становится очень выгодным.

Например, внедрение ЭТрН даёт такие выгоды:

  • Отказ от бумаги. Одна транспортная накладная может включать от нескольких единиц до нескольких десятков листов, а распечатать её нужно как минимум в трёх экземплярах. Несложно представить, сколько сэкономит компания, оформляя ЭТрН, которые не нужно дублировать на бумаге.

  • На 70 % сокращается время на обработку документов. Все участники грузоперевозки могут вести онлайн-контроль изменения статуса документа.

  • ЭТрН увеличивает скорость подписания документов и получения оплаты до 90 %.

  • До 1 % сокращаются ошибки ручного ввода данных и человеческого фактора в обработке документов.

  • На 100 % снижается риск утери или порчи документов.

  • Отпадает необходимость организовывать физический склад для хранения перевозочных документов — они хранятся в электронном архиве. И получить доступ к нужному документу можно в любое время и из любой точки мира.

Проблемы и ответственность при использовании электронных транспортных накладных

Следует помнить: само по себе оформление транспортных накладных в электронной форме обязанностью не является и может быть заменено бумажным документооборотом. Однако общие для оформления всех электронных документов риски существуют и должны учитываться.

Наличие согласия на электронный оборот

Другая сторона договора вовсе не обязана соглашаться на обмен электронными документами при заключении договоров. Вы не можете принудить контрагента перейти на ЭДО, поэтому при отсутствии взаимопонимания ЭТРН не может быть оформлена.

Сложности перехода на ЭДО

Внедрение в повседневную практику электронного документооборота может представлять трудность для бизнесов в том смысле, что требует переобучения сотрудников и наработки практики бизнес-процессов с использованием ЭДО.

Остальные проблемы, о которых можно было говорить в 2021 году, в большей или меньшей степени решены на законодательном уровне — создана единая система для ЭПД, решен вопрос предъявления ЭТРН контролирующим органам, механизм получения электронных подписей для бизнесов вполне отработан.

Как уже говорилось выше, само по себе оформление транспортных накладных в электронной форме закону не противоречит и ответственности не влечет. Однако общие для оформления всех электронных документов риски существуют и должны учитываться.

Правила заполнения транспортной накладной

Форма транспортной накладной разделена на смысловые части, поэтому заполнение документа будем рассматривать в соответствии с этими частями:

Читайте также:  Пособие матери-одиночке в 2022 году
Раздел Заполнение
Транспортная накладная Содержит информацию о самой накладной:
— дату составления;
— номер;
— номер экземпляра.
Накладная составляется в трех экземплярах, на каждом из которых должен быть свой номер.
Заказ (заявка) Вводятся дата и номер заявки на перевозку груза.
1. Грузоотправитель Заполняется информация об организации или физическом лице, которое отправляет груз. В данном разделе нужно ввести наименование организации или ФИО физического лица, номер ИНН, адрес и номер телефона.
1а. Заказчик услуг по организации перевозки груза Заполняется в случае необходимости.
2. Грузополучатель Заполняется информация об организации или физическом лице, которому будет доставлен груз.
3. Груз В этом разделе вводится подробная информация о грузе (название, количество мест, маркировка, масса, объем и т.п.)
4. Сопроводительные документы на груз Заполняется в случае необходимости.
5. Указания грузоотправителя по особым условиям перевозки В данном разделе вводятся требования, которые должны быть соблюдены при перевозке груза.
Например, в данном разделе могут быть указаны условия, необходимые для выполнения требований законодательства..
6. Перевозчик Заполняется информация об организации или физическом лице, которое будет перевозить груз (перевозчик, транспортная компания).
7. Транспортное средство Информация об автомобиле, который будет перевозить груз.
8. Прием груза Часть данного раздела заполняется при составлении накладной (место погрузки и планируемое время погрузки).
Вторая часть раздела должна быть заполнена непосредственно при погрузке (дата и время прибытия и убытия, масса груза).
То есть при остановке грузовика полицейскими раздел 8 уже должен быть заполнен полностью.
9. Переадресовка Заполняется в случае необходимости.
10. Выдача груза Часть данного раздела заполняется при составлении накладной (место выгрузки и планируемое время выгрузки).
Вторая часть раздела должна быть заполнена непосредственно при выгрузке.
То есть при остановке сотрудниками ГИБДД данный раздел должен быть заполнен частично.
11. Отметки грузоотправителей, грузополучателей, перевозчиков Таблица заполняется в случае необходимости.
12. Стоимость перевозки груза (установленная плата) в рублях Заполняется в случае необходимости.

Порядок взаимодействия участников перевозки при оформлении ЭТрН

Каждый участник перевозки последовательно заполняет свой титул (файл) и отправляет его в ГИС ЭПД через посредника — оператора электронных перевозочных документов.

1. Грузоотправитель создает первый титул — Т1, заносит в него все данные, в том числе и о помещенном в автомобиль грузе. Чтобы ответственный работник, который ставит КЭП перед отправкой титула в ГИС ЭПД, мог удостовериться в окончании погрузки и соответствии груза документам, он может предварительно получить согласование (ПЭП) кладовщика.

После подписания титула со стороны грузоотправителя эта часть ЭТрН появляется в ГИС ЭПД и становится доступна всем участникам перевозки.

2. Водитель подтверждает получение груза. Поскольку у него нет стационарного рабочего места, его нужно обеспечить смартфоном или планшетом, подключенным к интернету.

Водитель заходит в соответствующий сервис через пароль, пин-код, код в смс и пр., согласовывает погрузку, вносит необходимые комментарии о состоянии груза.

Окончательное решение по приемке груза принимает ответственный сотрудник перевозчика. Если все в порядке, ставится КЭП перевозчика, этот титул попадает в ГИС ЭПД и также становится доступным всем участникам.

3. Следующий титул формирует грузополучатель, когда груз дошел до него. Этот факт он должен подтвердить своей КЭП.

Перед подписанием титула ответственный сотрудник получателя может провести согласование с помощью ПЭП кладовщика. После того как титул будет подписан и направлен в ГИС ЭПД, файл становится доступным для участников перевозки.

4. Водитель подтверждает, что груз доставлен и принят грузополучателем, в аналогичном порядке, что и при приемке груза от грузоотправителя.

Читайте также:  Что будет, если просрочена страховка на автомобиль?

Подписание этого титула со стороны перевозчика завершает формирование ЭТрН.

5. Чтобы принять накладную в качестве первичного бухгалтерского документа потребуется создать еще два необязательных титула — Т7 и Т8. Они содержат все необходимые реквизиты, предусмотренные п. 2 ст. 9 Федерального закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ.

Что представляет собой электронная транспортная накладная

Это аналог обычной транспортной накладной, созданный в специальной системе и заверенный квалифицированной электронной подписью. ЭТрН не надо распечатывать на бумаге. Предназначение электронных транспортных накладных (ЭТрН) то же, что у бумажного документа. Первое — подтверждение заключения договора на транспортно-экспедиторские услуги. Второе — подтверждение расходов на логистические услуги. Но теперь документ будет проще составлять, исправлять и передавать заказчику. Не нужно ждать, пока бумагу доставит водитель. Ошибки можно исправить онлайн, без необходимости перепечатывать накладную. Хранить накладные станет удобнее — все нужные документы будут лежать на компьютере или сервере. К тому же ЭТрН невозможно потерять.

Согласно проекту Приказа ФНС документ будет содержать четыре файла обмена:

  • грузоотправителя со сведениями об участниках перевозки, условиях договора перевозки, о водителе, грузе, сопроводительных документах на него;
  • перевозчика со сведениями о приёме груза к перевозке;
  • грузополучателя со сведениями о приёме груза от перевозчика, о характеристиках принятого груза и обстоятельствах приёмки;
  • перевозчика о сдаче груза грузополучателю.

Также документ может содержать и дополнительные файлы в зависимости от обстоятельств исполнения договора. Например, если изменились конечный пункт доставки груза, водитель, транспортное средство, стоимость перевозки или порядок расчёта. То есть информацию обо всех изменениях нужно будет отражать в электронном документе.

  1. С 1 сентября 2022 года заработает единая государственная система для автомобильных грузоперевозчиков. В ней перевозчики смогут обмениваться электронными документами. Работать в системе пока не обязательно.
  2. В электронном виде можно будет оформлять транспортные накладные, сопроводительные ведомости и заказ-наряды на перевозку. Дублировать на бумаге или распечатывать эти перевозочные документы не придётся.
  3. Подключаться к госсистеме перевозчики будут через коммерческих операторов электронного документооборота.
  4. Для работы в госсистеме водителям и менеджерам перевозчиков понадобятся квалифицированные электронные подписи, а также смартфоны или планшеты.

Разделы новой транспортной накладной

Число разделов новой формы уменьшится с 17 до 12.

Разделы транспортной накладной

до 01.03.2022

после 01.03.2022

1. Грузоотправитель

1. Грузоотправитель

1а. Клиент (Заказчик организации перевозки) (при необходимости) 1а. Заказчик услуг, связанных с перевозкой груза (при наличии)
2. Грузополучатель 2. Грузополучатель
3. Груз 3. Груз
4. Сопроводительные документы на груз 4. Сопроводительные документы на груз (при наличии)
5. Указания грузоотправителя 5. Указания грузоотправителя по особым условиям перевозки
6. Прием груза 6. Перевозчик
7. Сдача груза 7. Транспортное средство
8. Условия перевозки 8. Прием груза
9. Информация о принятии заказа (заявки) к исполнению 9. Переадресовка (при наличии)
10. Перевозчик 10. Выдача груза
11. Транспортное средство 11. Отметки грузоотправителей, грузополучателей, перевозчиков (при необходимости)
12. Оговорки и замечания перевозчика 12. Стоимость перевозки груза (установленная плата) в рублях (при необходимости)
13. Прочие условия
14. Переадресовка
15. Подписи сторон
16. Стоимость услуг перевозчика и порядок расчета провозной платы (при необходимости)
17. Отметки грузоотправителей, грузополучателей, перевозчиков

Как подготовится к ЭДО с электронными транспортными накладными

Переход на ЭДО пройдет спокойно в рабочем режиме, если к нему подготовится заранее. Вот несколько советов, что нужно сделать.

  1. Проверить, как сейчас оформляется отгрузка-приема товаров и составить список работников, участвующих в этом процессе. При необходимость какие-то процессы оптимизировать.
  2. Оформить за счет компании квалицированные подписи для работников. Напоминаем, что трудовое законодательство запрещает, требовать ЭЦП от работника. Лучше всего оформлять подписи через ФНС.
  3. Проверить на каком оборудовании и в каких системах работают сотрудники, отвечающие за отгрузку и доставку грузов. Возможно кладовщикам, водителям или менеджерам нужно будет заменить ПК или докупить смартфоны или планшеты.
  4. Выбрать оператора ЭДО из списка, который утвердить Минтранс (после 1 января 2022 года). Согласовать с оператором возможность интеграции системы с вашей бухгалтерской программой.
  5. Подключится к ГИС электронных перевозочных документов.
  6. Провести обучение или консультирование работников, участвующих в отгрузке-приемке товаров.
  7. Подписать соглашения об обмене электронными документами: одно — с транспортной или экспедиционной компанией, второе – с грузоотправителем или грузополучателем.
Читайте также:  Проверка долгов перед выездом за границу в 2022 году

Новый бланк транспортной накладной

Изменения в составе транспортной накладной:

  1. Количество разделов ТН сокращено с 17 до 12. Исключённые разделы: «Прочие условия», «Оговорки и замечания перевозчика», «Информация о принятии заказа к исполнению».
  2. Добавлен раздел 12 «Стоимость перевозки груза (установленная плата) ‎в руб. (при необходимости)». Он заполняется, если ТН используется как первичный документ для учёта.

В разделе 12 нужно указать:

  • стоимость услуг перевозки без налога
  • ставку и сумму налога, выставленного покупателю
  • стоимость услуг перевозки с учётом налога
  • сведения об ответственных лицах за оформление фактов хоздеятельности со стороны перевозчика и грузоотправителя.

Важно: все строки ТН обязательны для заполнения. Исключение составляют случаи, когда в бланке есть соответствующая отметка «(при необходимости)».

Обязательно ли использовать электронный вариант отчетности?

Эксперимент был начат в 2018 году по аналогии с системой Этран для оптимизации планирования и управления железнодорожными перевозками, но только с 1 января 2021 года официально разрешили использовать электронную транспортную накладную для автомобильного транспорта при осуществлении грузоперевозок. Однако ее применение не является обязательным. Перевозчик или агент, грузополучатель и грузоотправитель могут также использовать бумажные версии документа. Разрешено и дублирование обоих видов товарных накладных.

Следует отметить, что переход на использование электронных товарно-транспортных накладных выгоден предприятию, но некоторые посты ГИБДД еще не оборудованы необходимыми терминалами, поэтому при отправке водителя в рейс рекомендуется снабдить его бумажными версиями документов.

Исходя из целей введения регулирования цен, которые озвучивались в начале октября, — не допустить рост потребительских цен и т.п., логичным было предположить, что новое регулирование цен будет касаться именно потребительских товаров. Под ними, в частности, понимаются, товары, используемые населением, как правило, для личного и общесемейного потребления (абз.12 п. 2 Методики по расчету сводного индекса цен производителей промышленной продукции, утв. постановлением Национального статистического комитета от 11.01.2018 № 3).

Но пункт 1 постановления № 713 дал иное определение потребительским товарам для целей постановления — производимые (ввозимые) и (или) реализуемые на внутренний рынок Республики Беларусь, указанные в перечне согласно приложению 1.

Пункт 23 постановления № 713, который содержит перечень исключений из действия постановления, не содержит исключений для продажи товаров по перечню из приложения 1 для собственного потребления юридическими лицами. То есть получается, что если товар попал в приложение 1, то цена на него регулируется независимо от того, предназначен этот товар для продажи конечному потребителю физическому лицу или юридическому.

К примеру, картриджи для воды может покупать физлицо для бытового использования, а может покупать крупное промышленное предприятие для установки в систему фильтрации своего производственного оборудования. Но и в том, и в другом случае цены на них импортеры и оптовики должны формировать в соответствии с постановлением № 713.

Также не содержит постановление № 713 исключений и для продажи товаров юрлицам через процедуру закупки, через биржу и т.д.

На мой субъективный взгляд, все поставки товаров в адрес юрлиц для собственного потребления было бы целесообразно вывести из-под сферы действия постановления. Но, возможно, здесь у законодателя есть свой план, который широкой общественности не сообщается.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *