Нарушения миграционного законодательства и ответственность за них
Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Нарушения миграционного законодательства и ответственность за них». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Нарушения трудового или миграционного законодательства всегда становятся причиной неприятностей. Работать с иностранцами легко, если соблюдены все правила, однако при малейшем отступлении от них может быть использована административная ответственность. Если опыта найма на работу мигрантов нет, лучше проконсультироваться с юристом заранее — это позволит избежать штрафа в будущем. Подделка документов, даже если действия выполнил сам иностранец, — неверный путь к спокойствию, поскольку в любом случае работодатель также несёт за неё ответственность. Единственная возможность работать без неприятных сюрпризов — зорко следить за соблюдением всех требований и контролировать документы работника-иностранца.
Нарушения трудового законодательства
Есть свой перечень штрафных санкций и за нарушение трудового законодательства, в таких случаях наказание будет назначено не только работодателю, но и самому работнику-иностранцу:
- Работа без оформления (без зачисления в штат и заключения трудового договора).
- Оформление трудового договора с нарушениями или ошибками.
В обоих случаях работодатель будет привлечён к административной ответственности, но суммы штрафов будут разными, в зависимости от того, кем окажется нарушитель:
- физлицу придётся заплатить от 5 до 10 тысяч рублей;
- должностное лицо будет платить больше — от 10 до 20 тысяч рублей;
- юрлицо в случае нарушения ТК РФ получит штраф в размере от 50 до 100 тысяч рублей.
Важно: сам иностранец в случае нелегальной работы заплатит штраф в размере 5000 рублей и будет выслан из Российской Федерации за нарушение Трудового кодекса.
Если нарушены условия охраны труда (нормативные требования), то админответственность может быть такой:
- просто нарушены нормы охраны труда — от 2 до 5 тысяч рублей заплатит должностное лицо, а юридическое — от 50 до 80 тысяч рублей;
- неправильно проведена оценка условий труда — от 5 до 10 тысяч рублей для должностного лица, от 60 до 80 тысяч рублей штрафа для юридического;
- работник-иностранец допущен к работе без прохождения обязательного обучения и, что важно, без проверки того, насколько он знает требования охраны труда, или же без прохождения медосмотра (психического освидетельствования), при наличии противопоказаний с медицинской стороны для выполнения работы — от 15 до 25 тысяч рублей денежного взыскания назначат должностному лицу, от 110 до 130 тысяч рублей придётся заплатить юридическому;
- работники-мигранты не обеспечены средствами индивидуальной защиты — от 20 до 30 тысяч рублей отдаст в качестве штрафа должностное лицо, а юридическое заплатит от 130 до 150 тысяч рублей.
Важно: при повторном нарушении по всем вышеперечисленным пунктам должностное лицо подлежит дисквалификации на срок от года до трёх вместе со штрафом в сумме от 30 до 40 тысяч рублей, а юридическому лицу грозит приостановка деятельности на срок до 90 суток, а параллельно штраф в размере от 100 до 200 тысяч рублей.
Виды нарушений, за которые можно получить штраф
Привлечение к трудовой деятельности нелегального работника является нарушением не только миграционного законодательства, но и Трудового кодекса РФ. Получить штраф может как физическое, так и юридическое лицо, причем для последнего сумма материального взыскания будет в десятки раз больше, чем для рядового гражданина.
Привлечь к административной ответственности могут в следующих случаях:
- если на работу был принят иностранный гражданин, который не имеет официального разрешения на пребывание и осуществление трудовой деятельности в РФ;
- если у мигранта нет документов, которые подтверждают его личность;
- если иностранное лицо было принято на работу по одной специальности, а работает по другой;
- если в установленные сроки работодатель не уведомил миграционную службу о принятии на работу иностранных граждан;
- при нарушении норм ТК РФ. Если: работник не получил средства защиты и для техники безопасности, если он не проинструктирован под подпись в журнале о технике безопасности, если работник допущен к работе без прохождения медицинского осмотра, работник должен пройти аттестацию и получить допуск к работе, но по факту этого нет;
- если работник взят на должность водителя, но и у него нет российских прав.
- если у иностранного лица нет ИНН. Такой документ обязательно выдается при получении разрешения на работу в РФ. Если его нет, значит нет и разрешения на работу либо документ поддельный;
- если на работу принят иностранец без патента или с патентом, который выдавался для работы в другом регионе РФ.
Также штраф работодатель может получить, если с работником заключен трудовой договор с нарушением ТК РФ. Размер материального взыскания будет зависеть от тяжести проступка, а также статуса работодателя – физическое это лицо или юридическое.
Распространенные случаи взыскания за незаконный приём на работу иностранцев и размер оплаты
Установленные законодательством права миграционного учета фиксируют размер штрафных санкций и иные способы наказания не только на работодателя для мигрантов, но и самих нелегалов. При чем, сумма денежных взысканий и другие меры накладываются и на физических, и на юридических лиц, в зависимости от того, кем трудоустроен гражданин другой страны.
Рассмотрим следующие причины, которые приводят работодателей к наказанию:
- Невозможность предоставить необходимый пакет документов, подтверждающие законное пребывание гражданина на территории РФ.
- Нарушение трудового права, законов.
- Трудоустройство без оформления договора, предоставления должностных обязанностей.
- Несоблюдение критериев, указанных в государственных нормативных требованиях охраны труда.
- Неустановленный порядок на рабочем месте, отсутствие его оценки.
- Трудоустройство иностранца без документов, подтверждающих личность, разрешающую трудовую деятельность.
- Отсутствие предоставления работодателем индивидуальной защиты, согласованной с регламентом охраны труда.
Как проверить наличие штрафов у работодателей
Освидетельствование нарушений происходит после проверки миграционной службы и дальнейшего составления акта, в котором фиксируются все правонарушения и несоблюдения нормативов, прописанных в ТК РФ.
«Акт проверки» разделен на две части. Во вводном разделе указана вся информация о проверяющемся объекте: реквизиты работодателя (компании), адрес объекта, дата и время проверки. Во втором разделе (основном) описаны все выявленные нарушения с доказательствами, подтверждающими факт их основания. Один экземпляр акта отдают работодателю, второй – прикрепляется к делу УФМС, который в последующем передается законному представителю организации. В данных материалах дела указаны все выявленные правонарушения и наложение штрафных санкций на компанию.
Оспаривание всех нарушений и наложенных штрафов за нелегальный наём иностранца, после проведенной проверки миграционной службой, происходит только через суд.
Обзор практики: распространенные нарушения
В большинстве случаев причинами привлечения предпринимателей к ответственности служат невнимательность или откровенное незнание законов. Коммерсанты допускают следующие ошибки:
- Отсутствие уведомления об увольнении иностранца. Работодатели обязаны извещать МВД РФ не только о заключении, но и о расторжении трудовых договоров.
- Работа по просроченным разрешениям и патентам. Истечение срока документа является основанием отстранения сотрудника от должности. Расторгать соглашение с ним предприниматель не должен. На оформление новых бумаг мигрантам отводится месяц. Уволить иностранца можно лишь по завершении этого периода при отсутствии действующего разрешения. Заработную плату за время отстранения начислять не нужно (статья 76 ТК РФ).
- Превышение лимитов. Постановление Правительства России № 1365 от 14.11.18 вводит ограничение по количеству иностранцев в штате. Нормативы действуют в сельском хозяйстве, розничной торговле, спорте, грузоперевозках.
- Направление мигрантов в командировки. Разъездной характер работы неприемлем для некоторых категорий иностранцев. Если сотрудник имеет право работать только в одном регионе, отправлять его в служебные поездки нельзя. Исключения перечислены в приказе Минздравсоцразвития России № 564н от 28.10.2010. Максимальная продолжительность командировок для лиц, указанных в акте, зависит от статуса. Лицам, предъявившим при трудоустройстве разрешение или патент, можно работать вне региона 10 дней. В совокупности за время действия документа служебные поездки не должны превысить 60 суток. Высококвалифицированные специалисты могут находиться в командировке только 30 дней. Однако ограничений по количеству таких отлучек закон не предусматривает. Мигранты, проживающие в России временно, имеют право выезжать по служебным делам на 40 суток за 1 год. При разъездном характере труда норматив увеличивают до 90 дней. О других иностранцах в приказе не упоминается, а потому отправлять их в командировки рискованно.
- Наличные выплаты. Рассчитываться с зарубежными работниками можно только через банк. Письмо № ЗН-4-17/15799 опубликовали на сайте ФНС РФ. Аналогичную позицию высказал Верховный Суд России в постановлении № 307-АД15-691. Ограничение распространяется на иностранцев-нерезидентов – лиц, постоянно пребывающих в России менее 183 дней в году. Нарушением также является выплата вознаграждений в иностранной валюте. Расчеты производят только в рублях.
Перечень проступков сложно назвать полным. Привлечь предпринимателя к ответственности могут за опоздание при отправке документов, ошибки в формах и даже невнимательность. Не стоит забывать и о соблюдении трудового законодательства.
Штрафуют работодателей и за несоблюдение установленных ТК РФ сроков. Чаще всего речь об отпуске и отпускных. Работодатель должен предупредить работника об отпуске за две недели (ст. 123 ТК РФ) и за три дня выплатить отпускные (ст. 136 ТК РФ).
Зачастую компании нарушают эти сроки не по своей вине, а потому, что пошли навстречу сотруднику, который подал заявление на отпуск меньше чем за три дня до него. Но судьи убеждены, что это не освобождает работодателя от ответственности (решения Московского городского суда от 18.04.2019 по делу № 7-4171/2019 и Пермского краевого суда от 16.09.2019 по делу № 7-1930/2019/21-1120/2019).
Так что, подписывая подобное заявление работника на отпуск, нужно учитывать, что оно грозит штрафами компании и лично руководителю.
Какое наказание грозит работодателю, если сотрудник не оформлен официально?
По ТК РФ официальное соглашение между сторонами обязует:
- руководителя – обеспечивать подчиненному условия и оплату труда в соответствии с законодательными нормами;
- работника – выполнять профессиональные обязанности, соблюдая правила внутреннего распорядка, принятые в организации.
Отсутствие трудового договора наносит ущерб не только работнику, но и государственному бюджету, так как с зарплаты неофициального наемника отчисление НДФЛ не производится.
Неоформленный сотрудник теряет право на получение:
- отпускных;
- компенсации нетрудоспособности;
- других выплат.
Кроме того, при неофициальной работе не засчитывается трудовой стаж гражданина, так как отчисления в Пенсионный фонд РФ за него не осуществляются. Без официального оформления сотрудник лишен господдержки в вопросах, связанных с произволом со стороны работодателя: незаконным увольнением, задержкой выплат или отказом в предоставлении отпуска.
В отдельных случаях компания нанимает работников на основании договора гражданско-правового характера (ГПХ), который регулируется нормами Гражданского кодекса РФ. Этот путь является законным, если целью заключения договора выступает определенный трудовой результат, при достижении которого производится оплата работы.
Некоторые предприятия с помощью договора ГПХ пытаются скрыть неустроенных работников, что запрещено статьей 15 ТК РФ и наказуемо по КоАП РФ – Кодексу об административных правонарушениях.
Пункт 4 статьи 5.27 КоАП выделяет следующие нарушения, связанные с трудовым договором:
- уклонение от заключения соглашения;
- ненадлежащее оформление документа;
- подписание гражданско-правового договора при наличии трудовых отношений.
Недобросовестный руководитель всегда рискует, ведь неоформленный работник может обратиться с жалобой в трудовую инспекцию, прокуратуру или суд. Для налогового органа сигнал от гражданина станет поводом для включения предприятия в план выездных проверок.
Штрафы за нарушения при выплате зарплаты ВКС
В ст. 13.2 Закона № 115-ФЗ указаны размеры зарплат иностранцев-ВКС, ниже которых работодатель платить не вправе. Если работодатель выплачивает иностранцам-ВКС заработную плату с нарушением требований законодательства, ему могут грозить:
- штрафы в сумме до 50 000 руб., на компанию, до 20 000 руб. на руководителя, если факт выплаты иностранцам-ВКС заниженных зарплат будет выявлен при проверке трудовой инспекцией (ч. 6 ст. 5.27 КоАП РФ);
- уголовная ответственность руководителя при невыплате зарплаты иностранцу-ВКС более 3 месяцев (ст. 145.1 УК РФ);
- запрет на 2 года на привлечение новых иностранцев-ВКС, если работодатель выплачивает иностранцу-ВКС зарплату ниже законодательного предела (п. 13 и п. 26.1 ст. 13.2 Закона № 115-ФЗ).
Миграционные законы: краткая характеристика
Современная миграционная политика Российской Федерации направлена на профилактику нелегальной миграции, создание условий для развития экономики и решения демографических проблем страны.
Россия традиционно занимает входит в тройку мировых лидеров по объемам миграции: в 2017 году поток въезжающих в страну мигрантов составил более 14 миллионов человек, поток выезжающих – 12 миллионов.
Регулируются все эти процессы отечественными и международными нормативными актами.
Основные российские нормативные правовые акты в сфере миграции:
- Федеральный закон № 109-ФЗ от 18.07.2006 «О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в РФ»;
- Федеральный закон № 114-ФЗ от 15.08.1996 «О порядке выезда из РФ и въезда в РФ»;
- Федеральный закон № 115-ФЗ от 25.07.2002 «О правовом положении иностранных граждан в РФ»;
- тематические указы Президента РФ, постановления Правительства РФ, приказы ГУВМ МВД (ФМС);
- межправительственные соглашения между Российской Федерацией и другими государствами об урегулировании данного вопроса;
- отдельные главы Трудового, Налогового, Уголовного и Административного кодексов РФ, которые затрагивают вопросы пребывания и трудоустройства иностранных граждан.
Миграционные законы: краткая характеристика
Современная миграционная политика Российской Федерации направлена на профилактику нелегальной миграции, создание условий для развития экономики и решения демографических проблем страны.
Россия традиционно занимает входит в тройку мировых лидеров по объемам миграции: в 2017 году поток въезжающих в страну мигрантов составил более 14 миллионов человек, поток выезжающих – 12 миллионов.
Регулируются все эти процессы отечественными и международными нормативными актами.
Основные российские нормативные правовые акты в сфере миграции:
- Федеральный закон № 109-ФЗ от 18.07.2006 «О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в РФ»;
- Федеральный закон № 114-ФЗ от 15.08.1996 «О порядке выезда из РФ и въезда в РФ»;
- Федеральный закон № 115-ФЗ от 25.07.2002 «О правовом положении иностранных граждан в РФ»;
- тематические указы Президента РФ, постановления Правительства РФ, приказы ГУВМ МВД (ФМС);
- межправительственные соглашения между Российской Федерацией и другими государствами об урегулировании данного вопроса;
- отдельные главы Трудового, Налогового, Уголовного и Административного кодексов РФ, которые затрагивают вопросы пребывания и трудоустройства иностранных граждан.
Информировать налоговиков о взаимоотношениях с иностранцем не нужно
К этому выводу пришел Президиум ВАС РФ в Постановлении от 02.02.2010 N 11773/09. Суть дела такова. Хозяйствующий субъект привлек к трудовой деятельности граждан Украины на основании договоров подряда, о чем были своевременно уведомлены УФМС и орган службы занятости населения по Ростовской области. Казалось бы, все было выполнено правильно — согласно ст. 13.1 Закона N 115-ФЗ о привлечении таких работников нужно уведомлять только территориальные органы ФМС и органы занятости региона. Несмотря на это, УФМС оштрафовало работодателя за неуведомление налогового органа. Основанием стало невыполнение (обратите внимание) ст. 18 Закона N 115-ФЗ, согласно которой работодатели, пригласившие иностранного гражданина в РФ в целях осуществления трудовой деятельности либо заключившие с иностранным работником в РФ новый договор, обязаны в том числе уведомить налоговый орган о привлечении и использовании иностранного работника в течение 10 дней со дня заключения с ним договора.
Дословное прочтение этой нормы означает, что уведомлять налоговиков должны все без исключения работодатели: и те, которые оформляют приглашение для иностранца, и те, которые заключают договоры с иностранными работниками, въезжающими в РФ без приглашения, в безвизовом порядке.
При ненадлежащем уведомлении суд займет сторону налогоплательщика
В Постановлении ФАС ПО от 18.02.2010 по делу N А06-4555/2009 предприниматель указал на то, что составление протокола и вынесение постановления происходило в один день, следовательно, он не был заблаговременно извещен о месте и времени рассмотрения дела. Суд, принимая сторону налогоплательщика, счел, что в процедуре привлечения к ответственности было допущено существенное нарушение.
Этот же суд в Постановлении от 09.02.2010 по делу N А12-19019/2009 , приняв сторону налогоплательщика, сделал вывод: из повесток от 4 августа 2009 г. с предложением явиться в УФМС России по Волгоградской области 25 августа 2009 г. в 14 часов 00 минут «по вопросам, связанным с проверкой соблюдения установленного порядка проживания, привлечения и использования иностранной рабочей силы» конкретно не усматривается, на какое процессуальное действие вызывается лицо, что является нарушением требований КоАП РФ.
Определением ВАС РФ от 19.05.2010 N ВАС-6078/10 отказано в передаче данного дела в Президиум ВАС РФ для пересмотра в порядке надзора.
Аналогичные решения в пользу работодателя, связанные с ненадлежащим уведомлением и, соответственно, нарушением процессуальных прав, были приняты ФАС ПО в Постановлениях от 19.01.2010 по делу N А06-4563/2009 и от 18.01.2010 по делу N А06-4557/2009.
Бизнес: • Банки • Богатство и благосостояние • Коррупция • (Преступность) • Маркетинг • Менеджмент • Инвестиции • Ценные бумаги: • Управление • Открытые акционерные общества • Проекты • Документы • Ценные бумаги — контроль • Ценные бумаги — оценки • Облигации • Долги • Валюта • Недвижимость • (Аренда) • Профессии • Работа • Торговля • Услуги • Финансы • Страхование • Бюджет • Финансовые услуги • Кредиты • Компании • Государственные предприятия • Экономика • Макроэкономика • Микроэкономика • Налоги • Аудит
Промышленность: • Металлургия • Нефть • Сельское хозяйство • Энергетика
Строительство • Архитектура • Интерьер • Полы и перекрытия • Процесс строительства • Строительные материалы • Теплоизоляция • Экстерьер • Организация и управление производством
Штраф за работника-иностранца
Знали ли вы, что на сегодняшний день административный штраф является самым распространенным наказанием?
«Я получил штраф за работника-иностранца», — с таким заявлением к нам часто обращаются индивидуальные предприниматели и юридические лица.
А все почему? Многие работодатели просто не знают все существующие на данный момент тонкости миграционных норм. О них мы рассказывали также здесь. Результатом подобного незнания становятся огромные суммы штрафов, которые, безусловно, сильно бьют по бюджету субъектов предпринимательской деятельности. Поэтому сегодня представим вам информацию о том, почему можно получить штраф за неоформленного работника иностранца, что вообще представляет из себя штраф ФМС, как избежать, то есть отменить либо изменить, то есть уменьшить размеры штрафа за работу иностранного гражданина.
Наш подкаст о том как избежать, отменить или снизить штраф ФМС →
1. Что такое штраф за неоформленного иностранца? Что он из себя представляет?
Сразу оговоримся, что штраф за работника-иностранца — не просто значительный, а очень большой. И, пожалуй, это самый большой минус, который сразу приходит на ум.
Очень часто происходит следующая ситуация: ФМС осуществляет проверку, например, действующей стройки. Без разборки в ситуации, без выяснения того, на кого трудятся иностранные работники, ФМС забирает их, заставляет подписывать непонятные для граждан документы (например о том, что иностранцы работают на некое ООО). Впоследствии, конечно же, оказывается, что это ООО принадлежит нашему клиенту. Иностранные граждане, ничего не понимая, подписывают все, что им предлагают. Об этом можете прочитать в этой публикации.
Результат таких действий является печальным и не заставляет себя долго ждать: иностранного работника выдворяют за работу без патента, а через два-три месяца юридическому лицу приходит штраф ФМС, сумма которого составляет 400 000 рублей за каждого работника, плюс штраф на должностное лицо — 30 000 — 40 000 рублей. Посмотрев на эти суммы, вы можете представить какой проблемой оборачивается ситуация, в которой негативным звеном выступает штраф за работу иностранного гражданина.
А самое интересное вот что: Даже если это не работники того самого ООО, то тем не менее такой штраф за неоформленного работника иностранца крайне тяжело отменить.
Интересный факт:
Судебная практика показывает, что в большинстве случаев штраф за неоформленного иностранца налагают в минимальной сумме (то есть самый низкий предел, который содержит санкция статьи). Правда легче от этого не становится, так как изначальная сумма штрафа в 400 000 рублей может оказаться критической для юридического лица или предпринимателя. Об этом можете узнать тут.
2. За какие правовые нарушения можно получить штраф ФМС?