Отказ в принятии граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях
Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Отказ в принятии граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Очень часто снятие с очереди производится на основании сложения площадей ВСЕХ жилых помещений, принадлежащих гражданам на праве собственности или праве пользования, что, зачастую, делается с нарушением требований действующего законодательства.
Предложили несколько вариантов, очередники согласились на один из них, но их всё равно сняли с очереди, а квартиру так и не предоставили
Часто работники Департамент жилищной политики и жилищного фонда города Москвы предлагают очередникам заведомо невыгодные варианты улучшения жилищных условий, и после нескольких отказов от предложенных очередникам вариантов, их снимают с жилищного учета.
Так, например, очередникам города Москвы, например, 1990 года постановки на жилищный учет, могут предложить одну квартиру в городе Чехове, а после отказа от этого варианта предложить сразу два варианта в городе Балашиха-3. Естественно, граждане, проживающие в городе Москве рядом с метро, шоссе и хорошо развитой инфраструктурой, отказываются от таких вариантов «улучшения» их жилищных условий. После получения от очередников трех подряд отказов от предложенных вариантов, Департамент жилищной политики и жилищного фонда города Москвы на основании статьи 21 Закона г. Москвы от 14 июня 2006 года №29 «Об обеспечении права жителей города Москвы на жилые помещения» переводит таких очередников в отдельный список, и после ещё двух подряд отказов от столь же «выгодных» вариантов улучшения жилищных условий, принимает Распоряжение о снятии граждан с жилищного учета.
Такое Распоряжение о снятии с жилищного учета можно обжаловать в судебном порядке, на основании того, что было нарушено требование пункта 2 статьи 6 Федерального закона от 29 декабря 2004 г. N 189-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса РФ» (особенности применения которой были рассмотрены нами выше), поскольку вышеуказанные очередники были поставлены на жилищный учет до 01 марта 2005 года, и, соответственно, их нельзя снимать с жилищного учета по основаниям, прямо не указанным в вышеназванной норме права.
Таковы в настоящее время наиболее распространенные основания для снятия жителей города Москвы с жилищного учета. Все перечисленные выше основания являются незаконными и могут быть обжалованы гражданами в суде. Но при этом нужно помнить о том, что срок для обжалования в суде Распоряжения о снятии с жилищного учета ограничен тремя месяцами с даты принятия Департаментом жилищной политики и жилищного фонда г. Москвы обжалуемого Распоряжения. Поэтому заявление в суд нужно успеть подать до истечения вышеуказанного трехмесячного срока.
ВНИМАНИЕ! С 13 ноября 2014 года все функции Департамента жилищной политики и жилищного фонда г. Москвы были переданы Департаменту городского имущества г. Москвы (ДГИ).
Итак, Вас сняли с очереди на жилье!
В последнее время участились случаи снятия граждан с жилищного учета, проще говоря, их «сняли с очереди на жилье…».
Когда-то давно (аж в прошлом веке!) поставили одного гражданина с семьей на очередь на улучшение жилищных условий, а по простому — в очередь на жильё. Обрадовался гражданин, на очереди стоит, документы необходимые по требованию приносит, детей растит, ждет квартиру 10 лет, 15 лет, 20 лет … Сколько ждать-то можно уже, думает гражданин, пойду-ка узнаю, скоро ли моя очередь на жилье подойдёт. Он-то еще не знает, что его сняли с очереди на жилье!
Приходит наш гражданин в Департамент городского имущества и узнает, что с очереди его сняли, поскольку основания для его нахождения на жилищном учёте отпали. Так что придется его семье и дальше жить в коммунальной квартире. Ну и что, что 7 человек в одной комнате.
Как образно написано у Некрасова:
И пошли, они солнцем палимы,
Повторяя: «Суди его Бог!»,
разводя безнадежно руками…
Вот так и идут наши граждане….
Но мы за ними не пойдем. Мы пойдем в суд и подадим соответствующее исковое заявление. И получим возможность восстановления в очереди на жильё. Если найдем для этого основания.
Почему снимают с очереди?
Согласно статье 56 ЖК РФ претендент может быть снят с очереди на улучшение жилищных условий, если имеет место следующее:
- Переезд в другой регион или страну.
- Если человек сам подал заявление на снятие с очереди.
- У семьи больше нет оснований, по которым она может быть признана нуждающейся. Например, была получена в дар или в наследство квартира, которая вполне пригодна для проживания всей семьи, без нарушения жилищно-санитарных требований.
- Заявитель получил жилищный сертификат – в таком случае он снимается с очереди на получение квартиры, поскольку вместо этого получил деньги на ее покупку.
- Был предоставлен земельный участок под индивидуальное жилищное строительство. Но, такая замена не дает права исключить из очереди многодетную семью.
- Были предоставлены неправдивые сведения – заявитель указал лживую информацию с целью получения неправомерной выгоды.
Что сказано в законе «О мобилизации»
В стране действует закон «О мобилизационной подготовке и мобилизации в Российской Федерации», статья 21 которого гласит:
«При объявлении мобилизации граждане, подлежащие призыву на военную службу, обязаны явиться на сборные пункты в сроки, указанные в мобилизационных предписаниях, повестках и распоряжениях военных комиссариатов, федеральных органов исполнительной власти, имеющих запас».
Также в законе указано, что с момента объявления мобилизации без разрешения военкоматов выезд с места жительства запрещен тем гражданам, которые состоят на воинском учете. Но в законе нет уточнения, какая мобилизация имеется в виду — полная или частичная. Такие нюансы должны быть прописаны в отдельных актах. Пресс-секретарь президента Дмитрий Песков сообщил, что такие документы появятся в ближайшее время.
Что важно знать о работе
Сохранят ли рабочее место на время мобилизации и на каких условиях?
Если сотрудник получил повестку и должен отправиться на службу в вооруженные силы, работодатель расторгает трудовой договор по обстоятельствам, не зависящим от воли сторон, а именно — по призыву работника на военную службу.
п. 2 указа Президента РФ от 21.09.2022 № 647
В ТК РФ не прописана обязанность работодателя восстановить сотрудника на рабочем месте по окончании военной службы. Но во втором пункте указа сказано, что призванные по мобилизации получают статус военнослужащих по контракту.
ст. 2 ФЗ «О статусе военнослужащих»
У военнослужащих есть льготы при трудоустройстве после окончания службы.
Для граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей действуют дополнительные права на трудоустройство и социальное обеспечение:
- Первоочередное трудоустройство по специальности в государственных организациях.
- В течение трех месяцев после увольнения с военной службы по контракту можно вернуться в ту же государственную организацию, где работал и раньше. Если гражданин служил по призыву, то после окончания службы он имеет право на должность не ниже той, что занимал до призыва.
- Время военной службы засчитывается в непрерывный трудовой стаж, если гражданин в течение года после увольнения с военной службы устроился на работу.
- При сокращении в организации бывший военнослужащий имеет преимущественное право на то, чтобы остаться на работе, если это его первая работа.
- Если военнослужащий решит работать в органах государственной власти после увольнения со службы, то время службы учитывается в стаже государственной службы.
Выводы из судебной практики
Снятие с учета на основании законодательных актов, вступивших в силу после 1 марта 2005 года, кроме случаев, предусмотренных подп. 1, 3 — 6 ч. 1 ст. 56 Жилищного кодекса РФ, незаконно. Например, судами удовлетворяются исковые заявления граждан, незаконно снятых с учета после изменения статуса общежитий на многоквартирные дома в связи с его передачей в муниципальную собственность (Определение Верховного Суда РФ от 18.02.2014 N 5-КГ13-137).
В судебной практике имеется немало случаев, когда оспариваются решения органов местного самоуправления о снятии с учета нуждающихся в улучшении жилищных условий в связи с приобретением уже совершеннолетними детьми своего жилья.
Действительно, в соответствии с действовавшим на момент принятия инвалидам на жилищный учет законодательством РСФСР и нынешним Жилищным кодексом Российской Федерации при установлении нуждаемости суммируется общая площадь всех жилых помещений, принадлежащих членам семьи.
Общая площадь жилых помещений, приобретенных по ипотечному кредиту, также учитывается при определении нуждаемости в жилых помещениях.
Например, Апелляционным определением Московского областного суда от 06.08.2014 по делу №33-17200/2014 удовлетворены требования гражданина, принятого на учет до 1 марта 2005 года, о признании незаконным решения городской администрации о снятии его с учета. Основанием принятия местной администрацией оспариваемого решения послужило приобретение дочерью заявителя собственной квартиры. При вынесении решения суд исходил из того, что, снявшись с регистрационного учета из жилого помещения родителей, дочь утратила статус члена семьи заявителя. Судом установлено, что заявитель вместе с дочерью не вселялся в приобретенную квартиру, соответственно права пользования новой жилплощадью у него (родителя) не возникло. Судом также учтено, что в связи с выездом дочери заявителя на новое место жительство жилищные условия последнего не улучшились и приходящаяся на каждого члена семьи жилплощадь по-прежнему составляла менее учетной нормы.
Следует отметить, что изменение учетной нормы жилого помещения, необходимая для признания нуждающимся в жилом помещении и установленная органом местного самоуправления после 1 марта 2005 г. не может являться основанием для снятия с учета граждан, включенных в очередь на получение жилья до указанной даты. Указанные выводы содержатся в Определении Конституционного Суда РФ от 01.12.2009 N 1549-О-П.
Таким образом, необходимо ориентироваться на действовавшие до вступления действующего Жилищного кодекса РФ решения региональных исполнительных органов власти. Подобный подход согласуется с ч.1 ст. 6 Жилищного кодекса РФ, устанавливающего, что акты жилищного законодательства не имеют обратной силы. Конкретный показатель учетной нормы в этой статье не приводится, но он, как правило, составлял 12 кв.м.
Круг лиц из числа детей-сирот, которым положено жилье
Право на получение квартиры детьми сиротами возникает в том случае, если они соответствуют следующим критериям:
-
Претенденту исполнилось 14 лет. До 1 января 2019 года своеобразным «порогом» выступало совершеннолетие, то есть получить могли дети, которым исполнилось 18 лет. Сейчас возрастной ценз снижен.
Такое снижение объясняется тем, что возраст постановки на учет и возраст, в котором лицо получает жилье, разнятся во времени. Ранее жилье предоставляли сразу, когда сироте исполнялось 18 лет, то есть ему не приходилось стоять в очередь. Сейчас же эти очереди растягиваются на много лет вперед, поэтому бывшие детдомовцы в свое совершеннолетие фактически остаются на улице. - Он успел встать на учет до 23 лет. Само жилье может быть выдано и позже указанного возраста – главное до его наступления попасть в очередь.
- Отсутствие собственного жилья. Хотя получить могут даже те сироты, которые владеют недвижимостью (либо ею владеют лица, с которыми он проживает), однако она не соответствует нормативам жилплощади или санитарными условиям проживания.
В России проживает 11,2 млн инвалидов, из которых 688 тыс. – дети. Государство взяло на себя обязательство обеспечить жильем тех из них, кто в этом нуждается. По закону, это происходит двумя способами в зависимости от того, когда инвалид встал на соответствующий учет.
Так, до 1 января 2005 года существовала отдельная очередь на жилье для инвалидов, и получали его за счет средств федерального бюджета. После этой даты вопрос перешел в ведение регионов и муниципалитетов. Теперь инвалидов ставят на учет как нуждающихся в улучшении жилищных условий на общих основаниях, вместе с другими категориями граждан. Получить господдержку они могут в зависимости от регионального законодательства. Например, в Рязанской области предоставляют выплаты на приобретение жилья. В Московской области предоставляют жилое помещение по договору социального найма. В Москве квартиры для инвалидов могут передаваться в пользование по договору социального найма, также может быть выдана субсидия на приобретение и строительство жилья.
Аудиторы Счетной палаты пришли к выводу, что обеспечить инвалидам достойный жизненный уровень не удастся без законодательных изменений и дополнительного финансирования. Для решения проблемы ведомство рекомендует принять ряд дополнительных мер. Например, за счет госпрограмм развивать рынок социального и арендного жилья, а также строить малокомплектные дома коллективного проживания. Также необходимо установить для застройщиков квоты для строительства социального жилья и передавать на эти цели определенный процент квартир на первых этажах новых зданий.
В регионах нужно создать специализированный жилищный фонд, соответствующий потребностям инвалидов, а в имеющемся – обеспечить условия доступности.
Кроме того, аудиторы считают целесообразным ограничить количество повторных отказов граждан от получения социальной выплаты.
Отдельного внимания требует вопрос об увеличении норм общей площади жилья для инвалидов с 18 до 26 кв. м, говорит первый заместитель председателя комитета Государственной думы по вопросам семьи, женщин и детей Ольга Окунева. Этот показатель используется для определения объема субвенций из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации. Трудности связаны с тем, что жилые помещения общей площадью не более 18 кв. м на рынке недвижимости в настоящее время практически отсутствуют.
Совет Федерации постоянно получает обращения от инвалидов по данному вопросу, рассказала председатель Комитета верхней палаты парламента по социальной политике Инна Святенко.
«Практически все опрошенные общественные организации инвалидов указали, что в их регионах проблема обеспечения жильем инвалидов, стоящих в очереди на улучшение жилищных условий, носит предельно острый характер. Об относительно удовлетворительном решении жилищного вопроса инвалидов-очередников сообщает лишь Чеченская республиканская организация инвалидов. Объясняется это тем, что в Чеченской Республике интенсивно реализуется целевая программа жилищного строительства, а инвалиды с тяжелыми заболеваниями, инвалиды, лишившиеся жилья в результате военных действий, и семьи, воспитывающие детей-инвалидов, обеспечиваются жильем в первоочередном порядке», – пояснила она.
При этом Святенко подчеркнула, что из-за неприспособленности жилья люди с инвалидностью теряют и возможность работать. По данным Федерального реестра инвалидов, сегодня в России насчитывается почти 3,5 млн инвалидов в трудоспособном возрасте, однако только 26,6 % из них работают. Проблема заключается не только в отсутствии квалификации, но и в невозможности добраться до места работы.
По данным Минстроя, для решения проблемы жилья для инвалидов необходимо более 16 млрд рублей в 2020 году и по 11,6 млрд в 2021 и 2022 годах.
Жильё по соцнайму в Москве можно получить, лишь встав на учёт в Департаменте городского имущества Москвы (ДГИ).
ДГИ занимается решением жилищных вопросов. Если решите встать в очередь на квартиру, то придётся регулярно общаться со специалистами этого ведомства.
Процедура для получения жилья в Москве выглядит так:
— Нужно оформить документы для постановки на жилищный учёт и получить свой номер в очереди.
— Когда подойдёт время, снова собрать пакет документов и подтвердить своё положение. При изменениях состава семьи или росте уровня доходов легко вылететь из очереди.
— Узнать, что вам могут предложить для заселения, и выбрать жильё из трех вариантов.
— Подписать договор социального найма, по которому снимаете квартиру у города.
На деле этот путь может занять десятки лет, и документы придётся собирать неоднократно, чтобы подтвердить своё право на муниципальную квартиру.
Со временем жилищная программа может измениться, как это уже происходило несколько раз. Так, те, кто вставал на очередь до 2005 года, могут выбрать социальную ипотеку или субсидию на оплату до 70% стоимости жилья — чтобы быстрее переехать в новую квартиру, они добавляют свои деньги. Сейчас эти варианты для только что вставших на учёт не предлагают, доступны лишь квартиры по договору соцнайма.
Как определить малоимущая семья или нет
Начиная с 2017 года, стать владельцем бесплатной кварты в Москве могут только малоимущие. Остальные категории претендентов становятся в общую очередь, из которой могут выйти по разным причинам. Для того, чтобы понять относится ли семья к малоимущим – сложите доходы всех членов семьи и поделите на их количество. Если претендент – один человек, его тоже могут признать малоимущим. Полученный результат должен быть ниже прожиточного минимума, установленного для москвичей.
Статус малоимущего необходимо подтвердить в муниципалитете. Там повторно пересчитают все доходы, сверят, соответствует семья или претендент условиям или нет. При этом прожиточный минимум для трудоспособного москвича, ребенка и пенсионера разный. На 2021 год установлены такие показатели:
Категория | Прожиточный минимум москвича |
На душу населения | 18 029 рублей |
Трудоспособное население | 20 598 рублей |
Пенсионеры | 13 496 рублей |
Дети | 15 582 рубля |
Проверка статуса проходит каждые 5 лет. Обязательно наличие подтвержденного статуса на протяжении всего года, который предшествовал году получения жилья. В постановлении Правительства от 28 декабря 2016 г. №954-ПП предусмотрены и другие дополнительные ограничения. Например, претендентами на статус малоимущей семьи не смогут семьи, которые владеют некоторым другим имуществом. В частотности наличие в собственности членов семьи капитальных гаражей или двух автомобилей также сможет стать препятствием для постановки или нахождения в очереди.
Пример 3. Намеренный отказ за «ненамеренное» ухудшение
Год назад во Владимирской области произошла еще одна типичная история. Чиновники исключили из квартирной очереди ветерана Великой Отечественной войны, посчитав, что 98-летняя пенсионерка Людмила Смирнова хочет обмануть государство. Двумя годами ранее она продала разваливающийся дом в деревне своему сыну, который проживал отдельно, и тем самым якобы намерено ухудшила свои жилищные условия. Чиновников не смутило, что недвижимость нуждается в капитальном ремонте и находится в глуши. Однако это заинтересовало районный суд, который при рассмотрении дела учёл плохое состояние дома, преклонный возраст женщины, то, что она нуждается в уходе, и родственные связи покупателя и продавца. Суд посчитал, что старушка не преследовала цель намеренно ухудшать свои жилищные условия, чтобы поучить бесплатную квартиру от государства. Более того, после продажи дома как таковых «ухудшений» в жизни пенсионерки не произошло. Благоустроенного жилья Смирнова не имела и прежде, проживает она в том же помещении, что и при постановке на учет, площадь дома в результате сделки не изменилась. Суд вынес решение в пользу пенсионерки.
Проверить очередь на жилье в москве по номеру учетного дела
Запрос (заявление) на предоставление государственной услуги (оригинал, 1 шт.)
Обязательный
Предоставляется без возврата Запрос заполняется посредством внесения сведений в интерактивную форму на Портале.
Нотариально заверенное согласие всех членов семьи заявителя, их законных представителей или лиц, уполномоченных в установленном законодательством Российской Федерации порядке, на подачу заявления на предоставление государственной услуги, получение результата ее предоставления, обработку персональных данных, проверку полноты и достоверности указанных в нем сведений (нотариально заверенная копия, 1 шт.)
Обязательный
Предоставляется только для просмотра (снятия копии) Согласие за несовершеннолетних детей представляется их законными представителями.
Основной документ, удостоверяющий личность заявителя и членов семьи заявителя (оригинал, 1 шт.)
Обязательный
Предоставляется только для просмотра (снятия копии)
К электронной форме заявления на Портале прикрепляются страницы паспорта гражданина Российской Федерации (независимо от того, заполнены ли данные страницы или нет) с фотографией, с информацией о выдаче паспорта, об адресе регистрации по месту жительства, о семейном положении, о детях и о ранее выданных паспортах.
Справка о замене паспорта с указанием причины замены за период с 1 января 1991 г., в том числе с прежних мест жительства за пределами города Москвы или иные документы, содержащие сведения о реквизитах документов, удостоверяющих личность в период с 1 января 1991 г. до дня обращения (оригинал, 1 шт.)
Обязательный
Предоставляется только для просмотра (снятия копии)
За исключением случаев, если функция по приему и передаче в органы регистрационного учета документов для регистрации и снятия с регистрационного учета граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации осуществляется ГБУ МФЦ города Москвы на основании соответствующего договора.
Основной документ, удостоверяющий личность представителя заявителя, представителя члена семьи заявителя (оригинал, 1 шт.)
Обязательный
Предоставляется только для просмотра (снятия копии)
Документ, подтверждающий полномочия представителя заявителя, представителя члена семьи заявителя (нотариально удостоверенная доверенность или доверенность, приравненная к нотариально удостоверенной в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации), или иные документы, оформленные в соответствии с законодательством Российской Федерации и подтверждающие полномочия по представлению документов, необходимых для предоставления государственной услуги, и/или подписанию запроса (заявления) на предоставление государственной услуги, и/или получению результата предоставления государственной услуги (при обращении за предоставлением государственной услуги представителя заявителя и/ или членов его семьи) (оригинал, 1 шт.)
Обязательный
Предоставляется только для просмотра (снятия копии) в начале
Свидетельство о рождении в случае его выдачи компетентными органами иностранного государства (оригинал, 1 шт.)
Обязательный
Предоставляется только для просмотра (снятия копии)
Для лиц, рожденных после 1975 года, членов семьи заявителя, не достигших 14-летнего возраста, а также для детей-сирот.
Свидетельство о заключении брака, в случае его выдачи компетентными органами иностранного государства (оригинал, 1 шт.)
Обязательный
Предоставляется только для просмотра (снятия копии)
При наличии факта вступления в брак.
Свидетельство об установлении отцовства, в случае его выдачи компетентными органами иностранного государства (оригинал, 1 шт.)
Обязательный
Предоставляется только для просмотра (снятия копии)
При наличии факта установления отцовства.
Вступившее в законную силу судебное постановление об установлении отцовства или об установлении факта признания отцовства (копия, заверенная судом, принявшим судебное постановление, 1 шт.)
Обязательный
Предоставляется только для просмотра (снятия копии)
Свидетельство об усыновлении (удочерении) (оригинал, 1 шт.)
Обязательный
Предоставляется только для просмотра (снятия копии)
При наличии факта усыновления (удочерения).
Свидетельство о расторжении брака, в случае его выдачи компетентными органами иностранного государства (оригинал, 1 шт.)
Обязательный
Предоставляется только для просмотра (снятия копии)
Если с даты расторжения брака не прошло 5 лет (при наличии факта расторжения брака в указанный период).
Свидетельство о перемене имени, в случае его выдачи компетентными органами иностранного государства или иные документы, подтверждающие перемену имени (оригинал, 1 шт.)
Обязательный
Предоставляется только для просмотра (снятия копии)
При наличии факта перемены имени.
Вступившее в законную силу судебное постановление в отношении заявителя и/или членов семьи заявителя об установлении или прекращении родственных отношений, лишении родительских прав, признании умершим, признании безвестно отсутствующим (копия, заверенная судом, принявшим судебное постановление, 1 шт.)
Обязательный
Предоставляется только для просмотра (снятия копии)
При наличии указанного судебного постановления.
Свидетельство о смерти в случае его выдачи компетентными органами иностранного государства (оригинал, 1 шт.)
Обязательный
Предоставляется только для просмотра (снятия копии)
При наличии факта смерти.
Свидетельство о праве на наследство, соглашение о разделе наследственного имущества (оригинал, 1 шт.)
Обязательный
Предоставляется только для просмотра (снятия копии)
В случае оформления прав в порядке наследования.
Вступившее в законную силу судебное постановление об установлении факта проживания в городе Москве в общей сложности не менее 10 лет (копия, заверенная судом, принявшим судебное постановление, 1 шт.)
Обязательный
Предоставляется только для просмотра (снятия копии)
При наличии указанного судебного постановления.
Документы, удостоверяющие (устанавливающие) права заявителя и членов семьи заявителя на жилые помещения, пригодные для постоянного проживания и расположенные за пределами города Москвы, если права на такие жилые помещения в соответствии с законодательством Российской Федерации признаются возникшими независимо от их регистрации в Едином государственном реестре недвижимости (оригинал, 1 шт.)
Обязательный
Предоставляется только для просмотра (снятия копии)
В случае отсутствия сведений о правах на такие жилые помещения в Едином государственном реестре недвижимости.
В случае отсутствия указанных документов, заявитель и (или) члены семьи заявителя, проживавший (проживавшие) по месту жительства в соответствии с законодательством Российской Федерации о регистрационном учете за пределами города Москвы до прибытия на место жительства в город Москву, либо члены семьи заявителя, проживающие по месту жительства в соответствии с законодательством Российской Федерации о регистрационном учете за пределами города Москвы, представляют документы об отсутствии указанных прав.
Вступившее в законную силу судебное постановление о наличии или лишении (отсутствии) жилищных или имущественных прав на жилое помещение, о вселении члена семьи в жилое помещение (копия, заверенная судом, принявшим судебное постановление, 1 шт.)
Обязательный
Предоставляется только для просмотра (снятия копии)
При наличии указанного судебного постановления.
Жалоба на сотрудника руководству МФЦ
Больше всего нареканий вызывают у посетителей сотрудники МФЦ – их некомпетентность, оскорбительный тон общения. Неудивительно: одному человеку трудно удержать в голове важные нюансы оформления самых различных документов; моментально найти правильный ответ. Сами посетители тоже не всегда являются эталоном воспитанности – а их за день приходит немало.
Если работник допустил грубое нарушение служебных обязанностей или этикета, посетитель может потребовать Книгу жалоб, последовательно изложить в ней свои претензии. Жалобу можно не подписывать, но сообщить имя и оставить номер телефона все-таки стоит – чтобы было кому сообщить о принятых мерах.
Жалобную книгу надо требовать у администратора. Она должна быть прошита, листы пронумерованы. Руководитель учреждения обязан регулярно просматривать записи в книге и давать на них ответ (так гласит закон «О защите прав потребителей»).
Для быстрого решения вопроса можно направить претензию непосредственно руководителю учреждения, его имя обязан сообщить любой сотрудник.