Какой размер штрафа за разговор по телефону за рулём?
Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Какой размер штрафа за разговор по телефону за рулём?». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Уже сейчас за разговор по мобильному во время движения автомобиля могут оштрафовать не только сотрудники ГИБДД, но и дорожные камеры. За первые 2 месяца такой практики в Москве «письма счастья» получили 247 автомобилистов. Пока новые дорожные камеры установлены только в столице, но в будущем планируется их использование и в других городах России.
Кто фиксирует нарушение?
В настоящее время госавтоинспекторы фиксируют нарушения несколькими способами:
- Фото- или видеосъемка. Если сотрудник ГАИ снимет, как автомобилист держит в руке телефон, это будет доказательством нарушения.
- Показания очевидцев. Если машина попала в аварию, а перед ДТП автомобилист отвлекся на телефон и это заметили свидетели, это станет отягчающим обстоятельством.
- Детализация звонков. Представители ГИБДД могут заказать детализацию звонков у сотового оператора. Если время разговора совпадает с нахождением водителя за рулем, его накажут на 1500 рублей.
Приведем пример некоторых судебных решений:
- В Саратове суд не стал отменять штраф водителю за общение по телефону за рулем автомобиля, ссылаясь на то, что сотрудники полиции собрали полный пакет доказательств вины.
- Женщину-водителя из города Воронеж суд оправдал, так как прошел срок давности. Судья вынес оправдательное решение, инспектор ДПС попытался обжаловать. Но сроки для наказания истекли, и автоледи осталась безнаказанной.
- В Республике Алтай суд нашел в документах противоречия, и высказал сомнение в наличии вины водителя. Судья решил, что только протокола и рапорта инспектора ГИБДД недостаточно для наказания. В результате дело было закрыто, а штраф отменен.
После рассмотрения всех аспектов привлечения к ответственности за применение устройства для мобильной связи во время управления автомобилем, следует узнать, какой штраф за разговор по телефону за рулем в 2021 грозит водителю.
По статье 12.36.1 российского КоАП, совершение административного преступления грозит гражданину денежной санкцией в сумме полторы тысячи рублей. Если автовладелец оплатит штраф в течение двадцати дней с даты вынесения постановления, его размер будет уменьшен в два раза (до семисот пятидесяти).
По нормам административного кодекса, скидка на штраф может использоваться в случае с применением устройства для мобильной связи.
Согласно норме пункта 2.7 ПДД на 2020 год водителю запрещено использовать телефон за рулём, если тот не оснащён приспособлением, позволяющем беседовать без использования рук:
2.7. Водителю запрещается:
пользоваться во время движения телефоном, не оборудованным техническим устройством, позволяющим вести переговоры без использования рук;
Согласно статьи 12.36.1 КоАП? актуальной на 2020 год нарушение вышеуказанного пункта и пользование телефоном при эксплуатации автомобиля водителем наказывается штрафом в размере 1 500 рублей:
Пользование водителем во время движения транспортного средства телефоном, не оборудованным техническим устройством, позволяющим вести переговоры без использования рук, влечёт наложение административного штрафа в размере одной тысячи пятисот рублей.
Как правильно использовать мобильный за рулем?
Телефон и по закону, и по уму за рулем транспортного средства недопустимо использовать классическим образом – поднося трубку к уху. Это не только отвлекает внимание водителя, но и «связывает» его руки, замедляя процесс манипулирования с рулем и рычагом коробки переключения передач.
На 2020 год, по закону допустим разговор по телефону при управлении автомобилем, если на трубке включен режим «громкая связь», или мобильник оборудован любой разновидностью системы «Hands free» (свободные руки).
Важно знать!
Под «Hands free» обычно понимают либо партативный наушник, связанный со смартфоном через Bluetooth, либо стандартные проводные наушники с микрофоном, идущие в комплекте к телефону.
Наиболее оптимальным с точки зрения безопасности является разговор по телефону в остановившемся автомобиле.
Способы фиксации нарушения
Можно только надеяться, что наказание за разговор по телефону во время движения будет многократно ужесточено. Во всяком случае, подобный законопроект существует и ожидает соей очереди на рассмотрение. Пока же наказание абсолютно не коррелирует с тяжестью последствий этого административного правонарушения.
Тем не менее, у инспектора ГАИ имеются средства, позволяющие доказать вину любителя телефонных разговоров за рулём:
- это уже упоминавшаяся распечатка детализации звонков конкретного абонента по указанному временному промежутку, предоставленная сотовым оператором;
- показания свидетелей (пассажиров);
- видео- или фотоматериалы, подтверждающие факт разговора во время движения авто.
Как можно уклониться от штрафа?
Описанные в начале статьи недочеты законодательства вполне можно использовать, чтобы попытаться уклониться от штрафа. Аргументы водителя в таком случае будут вполне весомыми, поэтому вероятность не получить штраф будет зависеть только от двух факторов: умения автомобилиста убедительно выстраивать свою речь и настойчивости инспектора ГИБДД.
Если сотрудник ГИБДД останавливает Вас и утверждает, что Вы нарушили статью 12.36.1 КоАП, то следует вести себя вежливо и дать понять, что Вы готовы доказывать свою невиновность и аргументировать свою позицию. Опытных водителей инспекторы иногда отпускают, просто чтобы не терять на них времени и сил.
Чтобы доказать свою правоту можно использовать следующие фразы:
- «В моем телефоне есть устройством, которое позволяет разговаривать без рук, именно это же прописано в законе, верно? Статья не предписывает мне использовать это устройство»;
- «Я не пользовался телефоном, можете проверить историю моих звонков»;
- «Я не пользовался телефоном, я перекладывал его в другой карман (или совершал любое подобное действие), а это не запрещено».
Способы фиксации нарушения
Можно только надеяться, что наказание за разговор по телефону во время движения будет многократно ужесточено. Во всяком случае, подобный законопроект существует и ожидает соей очереди на рассмотрение. Пока же наказание абсолютно не коррелирует с тяжестью последствий этого административного правонарушения.
Тем не менее, у инспектора ГАИ имеются средства, позволяющие доказать вину любителя телефонных разговоров за рулём:
- это уже упоминавшаяся распечатка детализации звонков конкретного абонента по указанному временному промежутку, предоставленная сотовым оператором;
- показания свидетелей (пассажиров);
- видео- или фотоматериалы, подтверждающие факт разговора во время движения авто.
Сотрудник ГИБДД при составлении протокола админнарушения указывает точное время остановки автомобиля. Затем отправляется запрос тем мобильным операторам, которые обслуживают номера нарушителя (напомним, их может быть несколько). В запросе содержится требование предоставить детализованную распечатку звонков, совершённых в указанное время. Если временные интервалы совпадают хотя бы приблизительно, водителю придётся отстаивать свою невиновность в суде, и его шансы на успешный исход практически будут равными нулю.
Разумеется, это крайняя мера, применяемая сотрудниками ДПС только в том случае, если нарушение было очевидным, а водитель категорически отрицает факт ведения разговоров во время движения.
Опрос свидетелей также позволяет установить степень вины водителя. В качестве опрашиваемых чаще всего выступают пассажиры. Но поскольку они вряд ли будут свидетельствовать против водителя, стоит упомянуть о мере их ответственности за дачу неправдивых показаний. Свидетелями могут быть и другие водители, которые были остановлены ранее и имели возможность наблюдать факт использования смартфона воочию.
Последствия болтовни при езде за рулем
Ученые провели анализ причин ДТП, который показал, что разговоры за рулем занимают почетное второе место. Болтовня увеличивает в 4 раза риск аварий, а набор СМС – в 6 раз. Первое место занимает состояние алкогольного опьянения.
Да закон устанавливает только штраф в качестве наказания. Но каждый должен отдавать себе отчет, что невинный ответ на входящий вызов может быть причинно-следственной связью для более серьезного правонарушения.
Беседа при запрещенных обстоятельствах может привести к:
- наложению административного взыскания – штрафа;
- совершению дорожно-транспортного происшествия;
- причинению материального ущерба третьим лицам;
- причинению вреда жизни и здоровью;
- смерти.
Из приведенных выше последствий видно, что негативных исходов достаточно много. Это связано с использованием источника повышенной опасности – автомобиля.
В Московском автомобильно-дорожном институте проводились исследования поведения и психологической активности человека за рулем посредством стимулятора. Вывод ученых таков: ДТП может спровоцировать даже простое нажатие кнопки на телефоне. При нажатии больше трех кнопок подряд, человек утрачивает концентрацию внимания на несколько секунд, а это может быть фатальным.
«Рассеянный водитель» – это смертник на дороге. Он создает опасность как для себя, так и для окружающих.
В ЦОДД рассказали о методике наказания водителей за телефон за рулем
Дорожные камеры в Москве начали фиксировать и автоматически выписывать штрафы водителям с непристегнутым ремнем, а также тем, кто пользуется телефоном во время движения. Об этом 8 декабря сообщает Autonews со ссылкой на Центр организации дорожного движения (ЦОДД) столицы.
Ни километра сверх: любое превышение скорости могут запретить
Современные камеры способны фиксировать нарушение с минимальной погрешностью
Отмечается, что в Москве пока работает восемь таких устройств. Данные с дорожных камер предварительно обрабатывает нейросеть. Ее обучали на тысячах снимков пристегнутых и непристегнутых водителей, а также тех, кто использует телефон во время движения, и тех, кто ехал без него. Используя этот массив данных, нейросеть анализирует снимки и определяет характерные для нарушения признаки.
Камера обучена безошибочно выявлять на кадрах руль, руки, ремень безопасности. По заданным алгоритмам распознается признак нарушения. Комплекс самостоятельно формирует материал, на основании которого инспектор вынесет постановление.
Камеры умеют определять несколько видов нарушений одновременно и по каждому формировать материалы. При этом постановления будут приходить с каждой камеры, которая зафиксирует это нарушение, и никаких ограничений по количеству таких штрафов в день нет.
В ЦОДДе также отметили, что штраф за ремень и за телефон не придет, если автомобиль стоит на длинном светофоре или в глухой пробке. Кроме того, нейросеть способна отличить автомобиль с правым расположением руля, поэтому пассажиры в таких транспортных средствах могут не опасаться штрафов, если решат в пути заглянуть в телефон.
За разговоры по телефону и использование гаджета за рулем водителей накажут на 1,5 тыс. рублей. За непристегнутый ремень водителей ждет штраф 1 тыс. рублей.
В каких случаях пользоваться телефоном разрешено
Применение устройства для мобильной связи во время вождения автотранспортного средства перемещает внимание человека, управляющего машиной, с дороги на собеседника и снижает возможность манипуляций руками (поворот рулевого колеса, переключение передач на коробке, нажатие ручного тормоза).
Но существуют случаи, когда штраф за телефон не назначается. Во-первых, разговор за рулем стоящего автомобиля (если он не создает помех другому движущемуся транспорту). Во-вторых, использование кнопки громкой связи на мобильном устройстве. В-третьих, подключение аппарата из категории «hands free».
Чаще всего в последнюю группу входят приборы, связанные с мобильным устройством посредством Bluetooth. Также это могут быть наушники, подключенные к телефону с помощью провода. Любой из этих вариантов позволяет вести разговоры по приборам связи, освобождая руки.
В чём опасность разговоров по смартфону во время движения
Вполне очевидно, что основной фактор, вполне реально влияющий на увеличение аварийности при использовании сотовых телефонов – это отвлечение внимания от слежения за дорожной ситуацией.
В действительности изучению этой проблемы посвящено немало исследований, проведенных и проводимых в разных странах. Некоторые статистические данные выглядят немного абстрактно, другие говорят сами за себя. Подсчитано, что всего час разговоров за рулём на протяжении месяца (это примерно по две минуты ежедневно) увеличивает вероятность попадания в ДТП впятеро. Это – очень весомый, просто ужасающий показатель.
Ещё хуже обстоят дела с отправкой СМС, независимо от типа используемого мессенджера, будь то Скайп, Телеграм, Аська или популярная соцсеть. Водители, которые изучают содержимое экрана своего мобильного гаджета, тем самым существенно (на 30-80%) сокращают способность визуального сканирования участка дороги перед автомобилем, что часто становится причиной съезда с занимаемой полосы движения со всеми вытекающими последствиями.
В дополнение к тому, что вы время от времени отвлекаете взгляд от дороги на телефон, существует и другая опасность – вождение машины одной рукой. Особенно это опасно на авто, оснащённых механической трансмиссией, поскольку водители вынуждены переключать передачи той же рукой, которая лежит на рулевом колесе. Понятно, что в случае возникновения нештатных ситуаций водитель просто не успеет выполнить манёвр – одной рукой активно вращать рулевое колесо не получится, даже если у вас имеются цирковые навыки.
Если остановиться для разговора по телефону?
Фактически, ПДД 2020 года запрещают использовать телефон за рулём именно во время управления авто — конкретно «при движении». Значит ли это, что можно остановиться и говорить по телефону? Да, можно.
Но речь идёт именно о преднамеренной остановке специально для этого в разрешённом месте. Если Вы остановились на красный сигнал светофора, стоите в пробке и осуществили тому подобные технические остановки и решили взять в руки телефон и разговаривать по нему, то с большой долей вероятности штраф за телефон за рулём будет выписан, и успешно обжаловать его не получится. Основание здесь простое — рассматривающий дело орган просто скажет, что термин «движение» в контексте ПДД и КоАП включает в себя весь процесс дорожного движения, то есть равносилен эксплуатации автомобиля и управлению им в контексте воздействия на органы управления (и Вы, стоя в пробке или на светофоре держите нажатой педаль тормоза).
Но даже, если Вы как законопослушный гражданин специально остановитесь, чтобы поговорить по телефону, помните, что это не всегда будет означать алиби от штрафа.
Почему опасно разговаривать по телефону за рулём
Сами по себе даже самые приятные разговоры по телефону отвлекают человека — и совсем не важно, переходит ли он в этот момент дорогу или ведёт машину. То есть водитель, одной рукой держась за руль, другой придерживая телефон, не может быть уверен в том, что вовремя заметит опасность на дороге и среагирует на неё правильно.
В России не ведётся статистика ДТП из-за отвлекающих факторов для водителей на дорогах. Но если взять статистические данные, например, США, то можно узнать, что там в 2011 году в дорожных авариях погибли 3331 человек, при этом почти десятая часть из них получила травмы именно из-за того, что разговаривали в момент аварии по мобильному устройству связи.
Среди всех факторов, которые могут отвлечь водителя от управления транспортным средством, выделяются именно мобильные устройства связи. Американские учёные пришли к выводу: пользование мобильником за рулём повышает риск ДТП в 4 раза, а написание сообщения — в 6 раз.
Похожие записи: