Следователь: понятие, обязанности. Следователь-криминалист

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Следователь: понятие, обязанности. Следователь-криминалист». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


Правовой статус следователя в уголовном процессе определяется Уголовно-процессуальным кодексом. Согласно этому правовому документу, он относится к категории должностных лиц, осуществляющих предварительное следствие и другие функции в рамках уголовного дела. Специалисты данного профиля состоят на службе в Следственном комитете, Федеральной службе безопасности, правоохранительных органах, прокуратуре, а также службе по контролю за оборотом наркотиков.

Данный статус позволяет осуществлять свою деятельность, руководствуясь законодательством Российской Федерации, от имени и в интересах государства и его граждан. Также статус следователя в уголовном процессе регламентируется Конституцией РФ, нормативно-правовыми актами, международными договорами, которые прошли процесс ратификации в установленном порядке.

Обвинение и разрешение уголовного дела

Чтобы довести дело до этапа его разрешения, следователю необходимо самостоятельно собрать все доказательства, определить круг обстоятельств, которые относятся к расследованию, осуществить оценку и проверку информации, опираясь на внутренние убеждения и имеющиеся факты. В случае необходимости он может избрать меру пресечения для недопущения обвиняемым дальнейшего совершения противоправных действий. Это может быть подписка о невыезде, домашний арест, залог, запрет на осуществление определенных действий, заключение под стражу, присмотр за обвиняемым, если он не достиг совершеннолетия.

Несмотря на то, что в настоящее время к роли следователя в уголовном процессе относятся как к стороне обвинения, он должен изучать материалы дела всесторонне, без предвзятости. Он изучает обстоятельства преступления как со стороны обвинения, так и со стороны защиты, выступая третьим незаинтересованным лицом, которое объективно может оценить всю ситуацию.

Вынесение обвинительного заключения является сигналом к тому, что процесс сбора доказательств, расследования и выявления всех обстоятельств дела подошел к логическому заключению, а материал готов для передачи в суд. Окончательный вердикт выносит судья. В уголовном процессе следователь хоть и наделен широкими полномочиями, однако должен понимать, что принимать решение о виновности может только судебный орган либо суд присяжных.

Комментарий к ст. 38 УПК РФ

1. Говоря о субъектах производства предварительного следствия, российский законодатель использует два разных термина: органы предварительного следствия (ч. 2 ст. 1, ч. 1 ст. 37 и др. УПК) и следователь. Но если понятие органа предварительного следствия в законе только упоминается, но прямо не раскрывается, то следователь определяется как должностное лицо, уполномоченное в пределах своей компетенции осуществлять предварительное следствие по уголовному делу (п. 41 ст. 5, ч. 1 ст. 38 УПК). В отличие от ранее действовавшего процессуального закона (ст. 125 УПК РСФСР) УПК РФ не именует следователя органом предварительного расследования, называя его просто должностным лицом. Это значит, что полномочия следователя ограничены в пользу органа предварительного следствия (следственного органа или следственного подразделения), представляемого его руководителем.

2. Основные права и обязанности, образующие процессуальный статус следователя, таковы:

1) принимать и проверять сообщение о любом совершенном или готовящемся преступлении (ч. 1 ст. 144);

2) возбуждать уголовное дело и (или) передавать его руководителю СО для направления по подследственности (п. п. 1, 2 ч. 2 ст. 38, ч. 1 ст. 146);

3) отказывать в возбуждении уголовного дела (ч. 1 ст. 148);

4) принимать уголовное дело к своему производству или передавать его руководителю следственного органа для направления по подследственности (п. 2 ч. 2 комментируемой статьи). В ст. 149 УПК, где речь идет о направлении уголовного дела после его возбуждения, не говорится о вынесении следователем специального решения о принятии дела к своему производству, однако по смыслу ч. 1 ст. 156 в постановлении о возбуждении дела следователь, дознаватель указывает о принятии им уголовного дела к своему производству;

5) заявлять самоотвод при наличии обстоятельств, исключающих его участие в производстве по делу (ст. 62);

6) самостоятельно направлять ход расследования. Закон не дает прямого ответа на вопрос, что понимать под направлением хода расследования или направлением расследования. См. об этом коммент. к ст. 39;

7) принимать решения о производстве следственных и иных процессуальных действий, за исключением случаев, когда в соответствии с законом требуется получение судебного решения или согласия руководителя СО (п. 3 ч. 2 ст. 38);

8) возбуждать перед судом с согласия руководителя СО ходатайство об избрании меры пресечения или о производстве иного процессуального действия, которое допускается на основании судебного решения (ч. 1 ст. 165);

9) задерживать лицо по подозрению в совершении преступления (ст. 91);

10) в пределах своих полномочий избирать обвиняемому или подозреваемому меру пресечения (ст. 97);

11) принимать меры попечения о детях, об иждивенцах подозреваемого или обвиняемого и меры по обеспечению сохранности его имущества, меры к неразглашению данных предварительного расследования (ст. ст. 160, 161);

12) составлять протокол о неисполнении участниками производства по делу своих процессуальных обязанностей и направлять его в суд для наложения на нарушителя денежного взыскания (ст. 118);

13) давать органу дознания обязательные для исполнения письменные поручения о проведении оперативно-розыскных мероприятий, производстве отдельных следственных действий, об исполнении постановлений о задержании, приводе, об аресте, о производстве иных процессуальных действий, а также получать содействие при их осуществлении (п. 4 ч. 2 ст. 38, ч. 7 ст. 164, 210).

Мобилизация-2022: кого мобилизация коснется в первую очередь?

Согласно федеральному закону № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе», существует три разряда наиболее востребованных резервистов. Кого призовут в первую, вторую и третью очередь, зависит от возраста и звания.

1 очередь

  • Солдаты, матросы, сержанты, старшины, прапорщики и мичманы — до 35 лет.
  • Младшие офицеры — до 50 лет.
  • Майоры, капитаны 3 ранга, подполковники, капитаны 2 ранга — до 55 лет.
  • Полковники, капитаны 1 ранга — до 60 лет.
  • Высшие офицеры — до 65 лет.

2 очередь

  • Солдаты, матросы, сержанты, старшины, прапорщики и мичманы — до 45 лет.
  • Младшие офицеры — до 55 лет.
  • Майоры, капитаны 3 ранга, подполковники, капитаны 2 ранга — до 60 лет.
  • Полковники, капитаны 1 ранга — до 65 лет.
  • Высшие офицеры — до 70 лет.

3 очередь

  • Солдаты, матросы, сержанты, старшины, прапорщики и мичманы — до 50 лет.
  • Младшие офицеры — до 60 лет.
  • Майоры, капитаны 3 ранга, подполковники, капитаны 2 ранга — до 65 лет.

Граждане, пребывающие в запасе, подразделяются на три разряда. Разряды можно посмотреть у себя в военном билете (страница 11, см фото 2).

Что важно знать о работе

Сохранят ли рабочее место на время мобилизации и на каких условиях?

Читайте также:  Советы для тех, у кого описывают или арестовывают имущество

Если сотрудник получил повестку и должен отправиться на службу в вооруженные силы, работодатель расторгает трудовой договор по обстоятельствам, не зависящим от воли сторон, а именно — по призыву работника на военную службу.

п. 2 указа Президента РФ от 21.09.2022 № 647

В ТК РФ не прописана обязанность работодателя восстановить сотрудника на рабочем месте по окончании военной службы. Но во втором пункте указа сказано, что призванные по мобилизации получают статус военнослужащих по контракту.

ст. 2 ФЗ «О статусе военнослужащих»

У военнослужащих есть льготы при трудоустройстве после окончания службы.

Для граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей действуют дополнительные права на трудоустройство и социальное обеспечение:

  1. Первоочередное трудоустройство по специальности в государственных организациях.
  2. В течение трех месяцев после увольнения с военной службы по контракту можно вернуться в ту же государственную организацию, где работал и раньше. Если гражданин служил по призыву, то после окончания службы он имеет право на должность не ниже той, что занимал до призыва.
  3. Время военной службы засчитывается в непрерывный трудовой стаж, если гражданин в течение года после увольнения с военной службы устроился на работу.
  4. При сокращении в организации бывший военнослужащий имеет преимущественное право на то, чтобы остаться на работе, если это его первая работа.
  5. Если военнослужащий решит работать в органах государственной власти после увольнения со службы, то время службы учитывается в стаже государственной службы.

Предварительное следствие осуществляется:

  • ФСКН (Федеральной службой по контролю за оборотом наркотиков) России;
  • следователями Следственного комитета РФ;
  • органами внутренних дел.

Ведомственная принадлежность следственных органов никоим образом не отражается на объеме процессуальных прав и обязанностей следователей. В соответствии со ст. 151 УПК, какая именно структура будет заниматься расследованием дела, зависит от его типа и необходимой компетенции.

Замечание 1

Несмотря на то, что главное задачей следователя является изучение и ведение уголовное дела, в его компетенцию входят и другие обязанности.

Например, он может принимать и рассматривать сообщения о подготовке к совершению преступлений или об уже произошедших инцидентах, связанных с противоправными действиями. На основе полученной информации ему разрешатся принимать решение о необходимости возбуждения уголовного дела.

Следователь наделен законодательством РФ следующими полномочиями:

  • предварительное следствие по делу;
  • установление и выявление граждан, которые его совершили;
  • раскрытие преступлений.

При этом он должен установить особенности и обстоятельства, в которых произошел расследуемый инцидент.

Следователь-криминалист

Определение 3

Следователь-криминалист – должностное лицо, уполномоченное вести предварительное расследование по возбужденному делу, а также предпринимать следственные и процессуальные меры, получив поручение вышестоящего руководства.

Его главное отличие от обычного следователя заключается в том, что он вправе подключаться к расследованию преступлений, которыми занимаются другие следственные органы и структуры. При этом уголовное дело не будет обозначено как его производство.

Подобные действия возможны только в том случае, если руководитель следственного органа выпишет на это письменное разрешение.

Процессуальный статус следователя

Под процессуальным статусом следователя понимается закрепленное нормами уголовно-процессуального права положение указанного участника уголовного судопроизводства, проявляющееся в его функциях, полномочиях, задачах, гарантиях их осуществления, а также в процессуально-правовой ответственности Рытькова В.Ю. Правовое регулирование процессуального статуса следователя в уголовном судопроизводстве России: автореф. дис. канд. юрид. наук. Калининград, 2007.С. 7. .

Процессуальное положение, т.е. права и обязанности любого следователя в работе по конкретному уголовному делу, абсолютно одинаково и не зависит ни от того, к какому ведомству данный следователь относится, ни от должности в рамках родового понятия «следователь» (младший следователь, следователь, старший следователь, следователь по особо важным делам, старший следователь по особо важным делам), ни от характера расследуемого преступления, ни от сложности дела и объема следственной работы.

Предварительное следствие осуществляется:

  • ФСКН (Федеральной службой по контролю за оборотом наркотиков) России;
  • следователями Следственного комитета РФ;
  • органами внутренних дел.

Ведомственная принадлежность следственных органов никоим образом не отражается на объеме процессуальных прав и обязанностей следователей. В соответствии со ст. 151 УПК, какая именно структура будет заниматься расследованием дела, зависит от его типа и необходимой компетенции.

Несмотря на то, что главное задачей следователя является изучение и ведение уголовное дела, в его компетенцию входят и другие обязанности.

Следователь наделен законодательством РФ следующими полномочиями:

  • предварительное следствие по делу;
  • установление и выявление граждан, которые его совершили;
  • раскрытие преступлений.

Правовой статус следователя в уголовном процессе определяется Уголовно-процессуальным кодексом.

Согласно этому правовому документу, он относится к категории должностных лиц, осуществляющих предварительное следствие и другие функции в рамках уголовного дела.

Специалисты данного профиля состоят на службе в Следственном комитете, Федеральной службе безопасности, правоохранительных органах, прокуратуре, а также службе по контролю за оборотом наркотиков.

Данный статус позволяет осуществлять свою деятельность, руководствуясь законодательством Российской Федерации, от имени и в интересах государства и его граждан. Также статус следователя в уголовном процессе регламентируется Конституцией РФ, нормативно-правовыми актами, международными договорами, которые прошли процесс ратификации в установленном порядке.

Процессуальный статус следователя: понятие и полномочия



Цель научной работы — исследовать и проанализировать процессуальный статус следователя. В статье исследуются проблемы применения правовых норм, регулирующих процессуальный статус следователя.

На сегодняшний день появилась необходимость обозначить процессуальное положение следователя. Государство определило правовое положение следователя, наложив на него обязанности и предоставив определенные права. Необходимо точно представлять то, что входит в обязанности следователя [7].

Высокие показатели раскрываемости преступлений в аппарате государственных органов, будут влиять на общую «картину» в борьбе с преступностью в нашем мире.

По мнению выраженном в пункте 12 к статье 73 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации [3]: предмет доказывания общий для всех стадий уголовного процесса [8].

Это обстоятельство означает, что на стадии предварительного расследования ни одно из указанных в статье 73 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации [2] (далее- УПК РФ) обстоятельств не может быть отложено до судебного разбирательства.

Совокупность обстоятельств, подлежащих доказыванию по уголовным делам, едина для всех дел и не зависит от квалификации.

Следователь — это должностное лицо, в компетенцию которого входит осуществление предварительно следствия по уголовным делам. В правовой статус входят: функции, принципы, права и обязанности исходящие из компетенции деятельности. Зачастую, опыт и знания влияют на оперативную деятельность следователя.

Нормативную базу исследования составили: Конституция Российской Федерации [1], действующие уголовное и уголовно-процессуальное законодательства, а также иные законодательные и нормативные акты, имеющие отношения к данной теме исследования.

В современном мире на должность следователя могут претендовать должностные лица, состоящие на государственной службе в прокуратуре, органах внутренних дел, федеральных служб безопасности и наркоконтроля. Они расследуют уголовные дела, которые имеют высокий уровень сложности и опасности.

  • При расследовании преступлений следователи пользуются равными процессуальными правами и несут одни и те же процессуальные обязанности, независимо от их ведомственной принадлежности.
  • Закон требует от следователей осуществление доказывания и установление обстоятельств, смягчающих ответственность обвиняемого или влекущих за собой освобождение от уголовной ответственности и наказания.
  • В соответствии со ст. 38 УПК РФ следователь уполномочен:
  • 1) возбуждать уголовное дело в порядке, установленном УПК РФ;
  • 2) принимать уголовное дело к своему производству или передавать его руководителю следственного органа для направления по подследственности;
  • 3) самостоятельно направлять ход расследования, принимать решение о производстве следственных и иных процессуальных действий, за исключением случаев, когда в соответствии с УПК РФ требуется получение судебного решения или согласия руководителя следственного органа;
  • 4) давать органу дознания в случаях и порядке, установленных УПК РФ, обязательные для исполнения письменные поручения о проведении оперативно-розыскных мероприятий, производстве отдельных следственных действий, об исполнении постановлений о задержании, приводе, об аресте, о производстве иных процессуальных действий, а также получать содействие при их осуществлении;
  • 5) давать следователю, дознавателю или органу дознания в порядке, предусмотренном статьей 189.1 УПК РФ [2], обязательное для исполнения письменное поручение об участии в следственном действии лица, участие которого признано необходимым в данном следственном действии;
  • 6) обжаловать с согласия руководителя следственного органа в порядке, установленном частью четвертой — статьи 221 УПК РФ, решение прокурора об отмене постановления о возбуждении уголовного дела, о возвращении уголовного дела следователю для производства дополнительного следствия, изменения объема обвинения либо квалификации действий — обвиняемых или пересоставления обвинительного заключения и устранения выявленных недостатков;
  • 7) осуществлять иные полномочия, предусмотренные УПК РФ [2].
Читайте также:  Замена паспорта по возрасту: во сколько лет, документы, пошаговый алгоритм

В отличие от некоторых органов дознания следователь не обладает правом на принятие оперативно-розыскных мер (ст. 40 УПК РФ). Между тем у него есть ряд полномочий, которые отсутствуют у дознавателя.

В доказательство вышеизложенного служит пример:

Постановлением руководителя следственного органа субъекта [5] Российской Федерации от 18 апреля 2018 года в целях разделения работы между территориальными подразделениями уголовное дело было изъято из производства данного подразделения и передано для дальнейшего расследования.

30 сентября 2019 года обвиняемый и его адвокат были уведомлены о завершении следственных действий по уголовному делу, а 14 октября 2019 года окончено их ознакомление с материалами данного дела.

28 ноября 2019 года уголовное дело с обвинительным решением направлено для рассмотрения по существу в Таганский районный суд города Москвы, который постановлением от 30 июня 2020 года возвратил дело прокурору Юго-Западного административного округа города Москвы для устранения препятствий его рассмотрения судом. По мнению суда первой инстанции, предварительное следствие завершено неуполномоченными на это следователями.

Указанное постановление отменено апелляционным судом.

Суд апелляционной инстанции р��ководствовался тем. что руководитель следственного органа субъекта Российской Федерации действовал в рамках предоставленных ему пунктом 1 части первой статьи 39 УПК РФ [2] полномочий, изымая из производства одного следователя и передавая в другое следственное подразделение уголовное дело в пределах подчиненных ему территориальных подразделений [5].

В то же время следователь обладает процессуальной самостоятельностью. Прокурор уполномочен требовать от органов дознания и следственных органов устранения нарушений федерального законодательства, допущенных в ходе дознания или предварительного следствия.

Однако, когда следователь не согласен с направленным в его адрес требованием прокурора, он обязан представить свои письменные возражения руководителю следственного органа.

Руководитель следственного органа информирует прокурора об обжаловании следователем его требования и приступает к рассмотрению требования прокурора, а также письменных возражений следователя на указанные требования.

По результатам такого рассмотрения руководитель следственного органа дает следователю письменные указания об исполнении указанных требований либо информирует прокурора о несогласии с его требованиями.

Правом вмешательства в процессуальную деятельность следователя обладают только прокурор и начальник следственного отдела путем дачи ему письменных указаний о производстве следствия.

Обязательные для исполнения письменные указания следователю вправе давать руководитель следственного органа.

Обжалование вышестоящему руководителю следственного органа письменного указания непосредственного начальника следователя, касающегося изъятия уголовного дела и передачи его другому следователю, привлечения лица в качестве обвиняемого, квалификации преступления, объема обвинения, избрания меры пресечения, производства следственных действий, которые допускаются только по судебному решению, направления дела в суд или его прекращения, приостанавливает исполнение этого указания до рассмотрения жалобы. В этом случае вышестоящий руководитель следственного органа вправе отменить указание нижестоящего руководителя следственного органа или же решение следователя от дальнейшего производства расследования, если им допущено нарушение требований УПК РФ [2]. Данные возможности вышестоящего руководителя следственного органа следуют из перечня общих прав всех руководителей следственных органов.

Следователь вправе в любой момент приступить к производству предварительного следствия, не дожидаясь выполнения органами дознания действий, предусмотренных ст. 157 УПК РФ.

  1. Органам дознания следователь по расследуемым им делам вправе давать поручения и указания о производстве любого следственного действия и (или) оперативно-розыскного мероприятия [4].
  2. Для решения возложенных на следователя задач он наделен особыми властными полномочиями:
  3. 1) по собиранию доказательств;
  4. 2) по принятию решений.

Принцип процессуальной самостоятельности следователя представляет реальную гарантию законности и обоснованности процессуальных решений следователя. В, установленных законодательством пределах, следователь имеет право самостоятельно формулировать выводы и суждения на основе проверенных доказательств.

Следователь является основным субъектом расследования. Он самостоятельно производит основные следственные действия, формулирует выводы и суждения на основе достоверных доказательств.

Важнейшим элементом правового статуса следователя является процессуальная самостоятельность.

Преимущества и недостатки

Самый главный плюс, который отмечают большинство занимающих эту должность – престиж в обществе. Действительно, профессия следователя пользуется большим уважением. Кроме того, ее представители пользуются различными государственными льготами, имеют хорошую заработную плату. В некоторых регионах следователи обеспечиваются жильем. Однако некоторые представители профессии отмечают, что уровень заработной платы не соответствует тем требованиям, которые выдвигаются к сотрудникам Следственного комитета.

К минусам главным образом относят ненормированный рабочий день, работу в условиях постоянного психологического стресса. Ведь следователю приходится иметь дело с тяжкими, а нередко и жестокими преступлениями. Нередко приходится работать круглосуточно или же прерывать выходной, чтобы выехать по горячим следам преступника. Кроме того, занимающие эту должность вынуждены постоянно испытывать перегрузки вследствие ведения нескольких дел одновременно.

Правовой статус следователя в уголовном процессе определяется Уголовно-процессуальным кодексом.

Согласно этому правовому документу, он относится к категории должностных лиц, осуществляющих предварительное следствие и другие функции в рамках уголовного дела.

Специалисты данного профиля состоят на службе в Следственном комитете, Федеральной службе безопасности, правоохранительных органах, прокуратуре, а также службе по контролю за оборотом наркотиков.

Данный статус позволяет осуществлять свою деятельность, руководствуясь законодательством Российской Федерации, от имени и в интересах государства и его граждан. Также статус следователя в уголовном процессе регламентируется Конституцией РФ, нормативно-правовыми актами, международными договорами, которые прошли процесс ратификации в установленном порядке.

Профессия следователя требует умственного труда, поэтому больше подходит людям, предпочитающим интеллектуальную активность. В направлении больше мужчин, но женщины тоже способны себя в ней отлично проявлять. За счет внимательности, умения анализировать и работать с документами, они нередко показывают даже лучшие результаты, чем представители сильного пола.

Читайте также:  Как получить разрешение охотничье гладкоствольное оружие

Еще ряд важных моментов. Во-первых, по специальности можно устроиться только при условии «чистого» личного дела. В нем не может быть никаких судимостей, а также отклонений в психическом или физическом здоровье. В отдельных случаях проверяются даже члены семьи кандидата. Во-вторых, с получением диплома обучение и процесс подтверждения квалификации не заканчиваются. Следователи обязаны регулярно сдавать нормативы на зачетах, проходить различные тестирования.

Профессионал должен знать Уголовный кодекс и законы РФ досконально, соблюдать права человека и вести следствие исключительно в рамках закона.

Сравнение с дознавателем

Не только простые россияне, далекие от права, но даже и начинающие юристы нередко путают работу следователя и дознавателя. Разберемся подробнее, в чем состоит сходство и отличие этих профессий. Дознаватель представляет собой работника, который относится к органам дознания. В подавляющем большинстве случаев это работники органов ВД, то есть полицейские. К этой категории относят и сотрудников пограничной службы, ФСБ, налоговой полиции, а также пожарного надзора, командиров воинских частей и других структур.

Следователь — это специалист, отвечающий за предварительное следствие по уголовному дело. Круг полномочий у этого человека намного больше, нежели у дознавателя, среди них можно обозначить:

  • право на возбуждение дела;
  • проведение розыскных и иных мероприятий, необходимых для интересов следствия;
  • формирование специальных поручений для органов дознания, которые те должны обязательно принять к работе.

Основываясь на приведенных определениях, может создаваться впечатление, что дознаватель в служебной иерархии стоит чуть ниже, чем следователь — но это не так. Дознаватели в соответствии с законом РФ имеют право осуществлять расследования по 68 составам преступлений, и это довольно большой круг работы. Именно эти специалисты берут на себя базовую работу c населением, проводят разъяснительные действия и осуществляют сбор данных в рамках действующего законодательства. Они во многом освобождают работников следственных отделов от необходимости заниматься такими «мелкими» делами, как кража сумок и мобильных телефонов, с тем, чтобы следователи могли спокойно заниматься более серьезными проблемами, которые могут представлять угрозу безопасности жизни граждан.

Но это совершенно не значит, что дознаватель подчиняется следователю, поскольку дознаватель имеет право заниматься делами самостоятельно, без привлечения СК. По сути, оба этих специалиста имеют право на проведение всесторонних проверок, сбор доказательной базы и получение данных экспертиз.

Разница в деятельности следователя и дознавателя состоит в следующем:

  • круг дел, которые они ведут, различен — дознаватели занимаются административными и межуголовными делами, а следователи — только теми, которые имеют важную роль в обеспечении безопасности граждан;
  • следователь имеет право передать дознавателям подготовку и проведение отдельных мероприятий, требующих слишком много времени, включая сбор данных по отдельным направлениям следствия;
  • дознаватель не имеет возможности заниматься делом следователя и наоборот, но они могут в тандеме работать над одним и тем же преступлением;
  • следователь действует самостоятельно, он может сам возбуждать дело, дознаватель же должен обращаться за разрешением в вышестоящие инстанции;
  • следователь может самостоятельно закрыть либо приостановить дело, у дознавателя подобной возможности нет.

Очевидно, что различия между функциональными обязанностями и полномочиями следователя и дознавателя велики, но между тем они вместе выполняют весьма сложную работу. Если все то, чем обычно занимается дознаватель, отдать в разработку следователю, то он попросту потеряет много времени на решение мелких вопросов и в результате утратит нить своего собственного дела, имеющего большое значение для общественного порядка.

Откровения следователя: «Это не та работа, о которой я мечтал»

Работа следователя, пожалуй, одна из самых скрытых и не поддаётся публичной огласке. Для нас следователь – человек в синей униформе с погонами, которого мы можем встретить, пожалуй, только в суде или на месте какого-либо преступления. Но мало кто знает, что же сам работник следственных органов думает о своей профессии, как он живёт и сколько времени проводит на работе.

Я изначально знал

, что мне будет сложно. Ещё будучи студентом, я понимал, что меня ждёт. Просто это такая профессия, суть которой ты не поймёшь, пока на себе всё не испытаешь. Не скажу, что это та работа, о которой я мечтал. Но и сейчас другой жизни уже не представляю. С первыми пониманиями о том, что меня ждёт, я столкнулся как раз студентом. Тогда увидел первые трупы, понял, как раскрываются преступления. И это страшная картина.

Первый стресс испытал, когда впервые увидел труп. Одно дело, когда ты видишь его в морге или на похоронах. Но криминальный труп – совершенно другое. Бывает, люди и в обмороки падают. В первый раз жутко было, но с опытом стал нормально к этому относиться.

Не раз были такие моменты

, когда я жалел о выборе профессии. К примеру, когда я был молодым следователем, мне нужно было распечатать обвинительное заключение на четыре тома. Бумаги нам выдавали мало, плюс ко всему было мало служебных машин. Тогда на все расходы я потратил четверть своей зарплаты. Сейчас со служебным обеспечением проблем, к счастью, нет.

Бывало такое, что хотелось бросить работу. Причина этому – нехватка личного времени. Зачастую приходилось жить на работе. С напарником мы ночевали в кабинете, где из всей мебели – стол, стул и диван. По очереди спали на диване по два часа. Потом работали и снова два часа спали. Я сутками не выходил с работы. Домой возвращался в шесть утра, пил чай и к восьми снова уезжал на работу. Самое главное, до восьми утра нужно было не уснуть, иначе потом не проснёшься. Всё это было морально тяжело.

Лично мне ни разу никто не угрожал.

Иногда бывало, что кому-то из коллег на машине прокалывали колёса или закидывали чем-то. Но такого, чтобы меня у подъезда караулили, не было. За всё время моей работы взятку предлагали мне всего лишь раз. В нашей республике в этой сфере коррупции нет, в отличие от запада.

По числу раскрытых преступлений Бурятия лидирует, но следователи от этого испытывают нагрузку. В Сибирском федеральном округе наш регион на первом месте по числу тяжких и особо тяжких преступлений, в России – на третьем. Преступлений много, следовательно, и уголовных дел тоже, а вот штатных единиц у нас не хватает. Другими словами, количество преступлений на душу населения в разы больше, чем количество штатных единиц по числу населения. От этого и большая нагрузка на каждого следователя.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *