Как действовать в случае ДТП с участием “служебного” транспорта

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Как действовать в случае ДТП с участием “служебного” транспорта». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


Сроки рассмотрения дтп с пострадавшими увеличиваются, так как бумажной работы становится несравненно больше. Если произошла такая авария, то степень ее последствий, как и срок давности по дтп с пострадавшими зависит от разных факторов, основной из них – это степень и характер вреда, который был причинен пострадавшему. Порядок расследования дтп с пострадавшими также будет основываться на множестве факторов, и от действий самих участников аварии. Если ты попал в дтп с пострадавшим, главное никогда не покидать место аварии, в противном случае последствия будут куда серьезней. Оформление при дтп с пострадавшим будет стоять не на первом месте, сначала нужно оказать помощь человеку, который получил увечья.

Действия при ДТП с пострадавшими

Цели и основания проведения

Юридические и физические лица, а также индивидуальные предприниматели, обладающие транспортом, обязаны проводить служебное расследование ДТП по следующим причинам:

1. Результаты вносятся в журнал учета дорожно-транспортных происшествий. Этот и другие документы по аварийным ситуациям могут запросить УГАДН в случае внеплановых и плановых проверок БДД в организации.

2. Рассмотрение аварии помогает предотвращать аналогичные инциденты в будущем, становится примером в формировании мер безопасности для предупреждения ДТП.

Требования об учете и анализе происшествий с участием транспортных средств закреплены в Федеральном законе № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения». Положения о служебном расследовании ДТП регламентированы Приказом Минтранса РФ № 145 «Об утверждении Правил обеспечения безопасности перевозок автомобильным транспортом».

Права и обязанности работодателя и ответственного лица

Полный перечень функций, выполняемых работником, назначенным для надзора за безопасным передвижением транспорта по дорогам, содержится в должностной инструкции. Документ утверждается руководителем предприятия.

На специалиста возлагаются следующие обязанности:

  • планирование и контроль проведения мероприятий по предотвращению аварий;
  • отслеживание статистики по ДТП и нарушениям ПДД, допущенным водительским персоналом АТП;
  • разработка должностных инструкций сотрудников, отвечающих за БДД, проектов приказов и прочей локальной документации, связанной с безопасностью движения;
  • выяснение причин и обстоятельств, приведших к возникновению инцидентов при эксплуатации подвижного состава компании;
  • подготовка отчетности по дорожно-транспортным происшествиям и мерам по их предупреждению;
  • анализ текущего состояния аварийности на предприятии;
  • разработка и представление на рассмотрение руководителю организации предложений, направленных на предотвращение ДТП и несоблюдения персоналом автотранспортной компании правил дорожного движения и т.п.

Перечень прав и обязанностей работодателя, связанных с безопасной эксплуатацией ТС, ограничивается следующими функциями:

  • изданием приказов о приеме в штат и увольнении сотрудников, контролирующих БДД, согласно действующему Трудовому кодексу;
  • назначением комиссий, проводящих служебные расследования причин ДТП и аттестации должностных лиц;
  • организацией учебного процесса, направленного на повышение профессионализма персонала;
  • утверждением годовых планов работы службы БДД;
  • контролем действий сотрудников, надзирающих за безопасным передвижением транспорта, и наказанием нарушителей инструкции.

Исключения предусмотрены для работодателя, совмещающего должность с начальником отдела. В таких случаях права и обязанности прописываются в дополнительном соглашении к трудовому контракту.

На предприятиях, где используются авто, регулярно проводятся мероприятия, направленные на минимизацию опасностей во время движения. За поддержание БДД (безопасности дорожного движения) несут ответственность руководители данных организаций и транспортных отделов, а также специалисты по охране труда.

План мероприятий по обеспечению безопасности дорожного движения имеет отношение к здоровью водителей и техническому состоянию всех транспортных единиц и включает:

  • предрейсовый и/или послерейсовый медицинский осмотр водителей ТС;
  • технический осмотр автомобилей перед выпуском в рейс;
  • планирование дальнейшего техобслуживания, регулярный контроль за состоянием ТС;
  • разработка положений о проведении инструктажей персонала по безопасности дорожного движения;
  • составление оптимального графика проведения инструктажей для сотрудников предприятия;
  • отправка водителей, диспетчеров, автомехаников, автослесарей и других работников на регулярные курсы повышения квалификации.

Аттестация по безопасности дорожного движения — это качественная проверка знаний и умений для ответственных за безопасную эксплуатацию транспортных средств.

Основанием для такой проверки служит приказ Минтранса России от 11 марта 1994 года № 13/11.

Во время подготовки специалист должен изучить 360 вопросов, которые могут быть включены в билет при тестировании.

Согласно пункту 3 Положения об аттестации, срок действия аттестации по БДД — 5 лет.

Однако в некоторых случаях проводят досрочную аттестацию. Например, если специалист, ответственный за БДД, допустит грубые нарушения требований БДД, или в организации произойдет ДТП с тяжелыми последствиями.

Решение о досрочной аттестации принимает ФБУ «Росавтотранс». Проходит она точно так же, как первичная или периодическая аттестация.

Как проходит аттестация? Обратимся к приказу Минтранса России от 20.03.2017 № 106, где пошагово расписан порядок действий.

ОБЕСПЕЧЕНИЕ БЕЗОПАСНОСТИ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ

1. Первое и главное для всех организаций, имеющими в собственности автотранспорт – назначить специалиста, ответственного за обеспечение БДД в организации. Именно он, согласно своей должностной инструкции, должен разрабатывать и проводить мероприятия по предупреждению ДТП, анализировать причины их возникновения, проводить инструктажи с водителями и другими сотрудниками отдела. Это ключевой специалист, так как он контролирует работу водителей, диспетчера и контролера.

Читайте также:  Что делать, если работник заболел во время отпуска

Контролером может быть сотрудник с дипломом не ниже среднего профессионального по специальности «Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта» (23.02.03). При наличии такого диплома опыт работы, согласно Приказу Минтранса 287, не является обязательным.

Если у потенциального контролера диплом об образовании (не ниже среднего профессионального) по любой другой специальности, входящей в укрупненную группу 23.00.00 (Техника и технологии наземного транспорта), кроме специальности «Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта», то для назначения на должность контролера ему необходим стаж работы в области контроля технического состояния и обслуживания автотранспортных средств не меньше одного года.

Или же контролером может быть любой сотрудник организации, у которого есть образование не ниже среднего профессионального – в таком случае ему необходимо получить диплом о профессиональной переподготовке по специальности «Контролер технического состояния автотранспортных средств». В этом случае опыт опять же необязателен.

Документация по БДД необходима всем предприятиям, в обязанности которых входит обеспечение безопасности на дорогах. В соответствии с Законом №196 такими предприятиями являются юридические лица и индивидуальные предприниматели, использующие передвижные средства при осуществлении хозяйственной деятельности на территории РФ. Требование распространяется не только на тех, кто обеспечивает перевозки, но и на тех, кто эксплуатирует автотранспорт для собственных нужд.

Их несколько. Основные принципы БДД на предприятии изложены в ст.3 ФЗ №196 от 10.12.1995.

К ним относятся:

  • верховенство здоровья населения;
  • приоритет ответственности государства;
  • соблюдение интересов всех участников ДД;
  • комплексный подход к обеспечению безаварийной эксплуатации.

Служба БДД или сотрудник данной области, назначенный приказом, осуществляют следующие функции:

  1. Разработка и внедрение мероприятий по безаварийной работе.
  2. Организация и контроль взаимодействия всех подразделений, которые задействованы в транспортной системе компании.
  3. Ведение учета, анализа нарушений ПДД и наступивших ДТП.
  4. Контроль и подготовка ТС перед выходом на линию, а также их исправности в конце рабочего дня.
  5. Проверка квалификации водителей, слежение за прохождением ими медицинского осмотра.
  6. Организация работы по безопасности дорожного движения на предприятии.

Владелец компании обязан организовать учебный класс или кабинет, если в штате числится более 50 водителей.

Виды инструктажей по безопасности дорожного движения, оформление, порядок проведения

Всего существует 5 видoв инструктажeй пo БДД:

  • * ввoдный;
  • * предрейсoвый;
  • * периoдический;
  • * сезoнный;
  • * специaльный.

Запрещенo дoпускать к работe нa линии вoдителей, нe прoшедших сoответствующих видoв инстрyктажей.

Ввoдный инстрyктаж пo БДД

Ввoдный инструктaж пo безoпасности движeния прoводится со всeми вoдителями трaнспортных срeдств, принимаeмыми на работy.

Ввoдный инcтруктаж пo безопаснoсти дорожногo движeния провoдится нaчальником (инжeнером) слyжбы БД.

Ввoдный инструктaж включаeт слeдующие пoложения:

  • * oсновные требoвания, предъявляемыe к водитeлям на прeдприятии;
  • * прaвила oрганизации безопаснoсти движeния транспоpтных сpедств на теppитории пpедприятия;
  • * особенности условий pаботы пpедприятия, установленные маршруты движения;
  • * порядoк подготoвки к выезду на линию и ведение путевoй дoкументации;
  • * oсобенности пeревозки aвтотранспортом пaссажиров;
  • * поpядок пpохождения пpедрейсового и послеpейсового мeдицинских осмотpов;
  • * пoрядок прoхождения периoдических мeдицинских пeреосвидетельствований, специальных, пеpиодических и сeзонных инстpуктажей;
  • * дeйствия водитeля пpи доpожно-тpанспортном пpоисшествии;
  • * oказание первoй дoврачебной пoмощи пoстрадавшим в ДTП;
  • * aнализ aварийности пo пpедприятию.

Действия членов комиссии

Расследуя несчастный случай с сотрудником, пострадавшим в дорожно-транспортном происшествии, члены комиссии должны установить точное время и место происшествия (адрес). С разрешения органов следствия и дознания они могут осмотреть место происшествия и поврежденное транспортное средство, прилегающие к месту аварии сооружения и дорожные ограждения.

Также для дальнейшего расследования может пригодиться информация об организации, которая обслуживает дорогу.

Нужно зафиксировать погодные условия (дождь, снег, гололед, туман и т. д.), освещенность участка дороги, видимость и наличие дорожных знаков, горизонтальной и вертикальной разметки, следов автоторможения.

Члены комиссии должны выяснить, кто управлял транспортным средством, попавшим в ДТП. Записать все необходимые данные о водителе, цель его поездки. Если за рулем был сотрудник предприятия, узнать, отклонялся ли он от маршрута, по назначению ли использовал транспортное средство. Нужно проверить водительское удостоверение, техталон, путевой или маршрутный лист, товарно-транспортные документы на перевозимый груз.

Комиссия должна ознакомиться и иметь копии протокола осмотра места происшествия и транспорта. Запросить в управлении ГИБДД справку о ДТП и другую информацию, необходимую для расследования несчастного случая.

Члены комиссии должны проверить, как в организации обеспечена безопасность дорожного движения, в том числе:

  • соответствует ли техническое состояние, комплектация транспортных средств требованиям нормативных документов;

  • соблюдает ли работодатель установленные правила организации пассажирских и грузовых перевозок;

  • был ли обеспечен режим труда и отдыха водителя данного транспортного средства;

  • проходил ли водитель медицинское предварительное (периодическое) освидетельствование;

  • имелись ли до этого у водителя случаи ДТП и нарушения трудовой дисциплины;

  • как организовано техническое обслуживание и ремонт автомобилей;

  • есть ли на предприятии наглядная агитация, информация водителей об условиях движения, погоды и опасных участках;

  • как организовано проведение предрейсовых и послерейсовых медицинских осмотров водителей.

При проверке и расследовании комиссия опрашивает всех причастных должностных лиц организации, уточняет или дополняет обстоятельства ДТП. Все полученные сведения заносит в материалы расследования.

Читайте также:  Последствия нецелевого использования земли

Все этапы расследования комиссия должна отразить в материалах расследования. Для этого она использует утвержденные формы документов из постановления Минтруда России от 24 октября 2002 г. № 73:

  • осмотр места происшествия — форма № 7;

  • опрос очевидцев происшествия и при возможности пострадавшего — форма № 6;

  • акт об обстоятельствах и причинах ДТП — форма № 2;

  • заключение государственного инспектора труда — форма № 5;

  • запись о ДТП на производстве в журнале регистрации несчастных случаев — форма № 9.

Изменения в обязанностях ответственного за БДД с сентября 2021 года

В обязанности ответственного за безопасность дорожного движения были внесены изменения с 1.09.2021:

  • Специалист должен разрабатывать программы вводного инструктажа, предрейсовых, сезонных и специальных инструктажей по безопасности пассажирских и грузовых перевозок.

Теперь ответственный за БДД не только разрабатывает программы инструктажей, но и ведет журнал учета инструктажей водителей. В этом журнале указывается дата проведения и вид инструктажа, должность, Ф. И. О. сотрудника, который проводил инструктаж, Ф. И. О. водителей и их подписи.

  • Ответственный за БДД продумывает порядок стажировки водителей.

Стажировка водителей должна соответствовать условиям п. 7-13 профессиональных и квалификационных требований (приказ Минтранса России от 31.07.2020 № 282). Кроме того, должны быть назначены наставники, при необходимости они проходят повышение квалификации.

  • Специалист проводит подготовку к проведению агитационно-массовой работы по безопасности дорожного движения.

Важно, чтобы сотрудник заблаговременно заказал либо сделал стенды. На них будет содержаться информация, соответствующая требованиям п. 12.1-12.2 Приказа № 282. Такие стенды нужно повесить в кабинете ответственного за БДД, в классах и прочих местах, где проводятся инструктажи, а также в гараже.

  • Специалист разрабатывает и утверждает планы мероприятий по предупреждению ДТП, следит за их выполнением.

Положение о служебном расследовании ДТП

Положение о порядке проведения служебного расследования дорожно-транспортных происшествий

1.1. Настоящее Положение разработано в соответствии с Федеральным законом от 10.12.1995 № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» и Приказом Министерства транспорта РФ от 15.01.2014 № 7 «Об утверждении Правил обеспечения безопасности перевозок пассажиров и грузов автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом и Перечня мероприятий по подготовке работников юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих перевозки автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, к безопасной работе и транспортных средств к безопасной эксплуатации».

1.2. Настоящее Положение определяет единый порядок, проведения служебного расследования и разбора дорожно-транспортных происшествий в Организации.

1.3. Целью служебного расследования является установление обстоятельств, анализ причин и условий, способствовавших возникновению дорожно-транспортных происшествий, выявление нарушений установленных норм и правил, регламентирующих безопасность дорожного движения, а также разработка мероприятий по устранению причин происшествий.

1.4. При служебном расследовании, в пределах компетенции лица, его проводящего, должны быть выявлены:

  • обстоятельства, предшествующие происшествию;
  • причины происшествия;
  • влияние дорожных и других факторов на возникновение дорожно-транспортного происшествия;
  • последствия происшествия;
  • лица, деятельность которых связана с возникновением происшествия, и конкретная вина каждого из них (предварительно);
  • недостатки в работе Организации, способствующих возникновению дорожно-транспортных происшествий.

1.5. Служебное расследование проводится ответственным лицом за обеспечение безопасности дорожного движения в Организации всех дорожно-транспортных происшествий с транспортом, принадлежащим Организации, в срок до 5 суток.

ДЕЙСТВИЯ СОТРУДНИКОВ ПРИ СЛУЖЕБНОМ РАССЛЕДОВАНИИ ДОРОЖНО-ТРАНСПОРТНОГО ПРОИСШЕСТВИЯ

2.1. Водители и сотрудники Организации, чьи обязанности непосредственно связаны с управлением транспортными средствами, в случае участия в дорожно-транспортном происшествии, обязаны соблюсти порядок действий, предусмотренный пунктом 2.5. ПДД РФ, а также без промедления сообщать об этом в ГИБДД и в Транспортный отдел.

2.2. Сотрудники Транспортного отдела оказывают консультативную помощь сотрудникам, попавшим в ДТП. Разъясняют порядок обращения в ГИББ или органы МВД, страховую компанию.

2.3. Сотрудники Транспортного отдела регистрируют факт произошедшего ДТП в журнале учета дорожно-транспортных происшествий. ДТП с погибшими или раненными регистрируются в разделе № 1 журнала и подлежат ежемесячной сверке с территориальными органами внутренних дел. ДТП, повлекшие за собой только материальный и иной ущерб (без погибших и раненых) регистрируются в разделе № 2 журнала.

2.4. В случае необходимости возможен выезд сотрудника Транспортного отдела на место ДТП. Решение о необходимости выезда принимает Руководитель Транспортного отдела, в зависимости от тяжести ДТП, его последствий и при обоснованной необходимости организационной помощи сотруднику, попавшему в ДТП.

2.5. Должностные лица, в случае прибытия на место происшествия раньше работников ГИБДД, должны принять меры к оказанию помощи пострадавшим, доставке их в ближайшее медицинское учреждение, к охране места происшествия, транспортного средства и груза, принять меры к предотвращению «вторичных происшествий» и выявлению очевидцев происшествия.

2.6. Должностные лица, производящие служебное расследование, в случае прибытия на место происшествия, с разрешения работников органов дознания или следствия должны:

  • осмотреть место происшествия и поврежденные транспортные средства;
  • уточнить необходимые данные у водителей и других очевидцев происшествия, объяснения которых могут иметь значение для выяснения обстоятельств происшествия.

Кто проводит служебное расследование на предприятии при ДТП

В случае участия служебного транспорта в дорожно-транспортном происшествии, юридическое лицо, которое является собственником такого средства, обязано провести служебное расследование. Это требование закреплено в Приказе Министерства транспорта РСФСР от 09.12.1970 года за №19.

Сам же порядок проведения такого расследования закреплен в приказе данного ведомства от 29 апреля 1990 года за №49.

Читайте также:  Чиновники делят тысячу рублей: Сумма новых пенсий названа

Несмотря на то, что данные нормативные акты были приняты в давние времена, они актуальны и на сегодняшний день.

Получив данные о том, что автомобиль, который принадлежит юридическому лицу, попал в аварию, руководитель обязан издать приказ о проведении служебного расследования, где подробно описать:

  • кому из должностных лиц предприятия, организации или учреждения поручается провести служебное расследование;
  • какой срок на это отводится;
  • что должно быть установлено в результате расследования.

В соответствии с требованиями приказа №19, служебное расследование проводится в таких целях:

  • установить обстоятельства и причины, которые привели к совершению дорожно-транспортного происшествия с участием служебного транспорта;
  • требования каких нормативных актов были нарушены водителем, который управлял служебным транспортным средством;
  • какие меры следует предпринять, и какие мероприятия следует провести на предприятии, чтобы в дальнейшем исключить совершение дорожно-транспортных происшествий с участием служебного транспорта.

Придерживаясь поставленных целей, комиссия, которая создана для проведения служебного расследования, и будет действовать.

Состав такой комиссии обычно ограничивается тремя должностными лицами юридического лица. Один из них назначается председателем комиссии, а два остальных являются членами комиссии по расследованию.

При этом председателем комиссии обычно назначается заместитель руководителя, а одним из членов комиссии обязательно назначается должностное лицо, ответственное за безопасность дорожного движения на предприятии.

Что делать в первую очередь

После столкновения автомобилей водители должны остановиться. Нельзя двигать транспортные средства с места происшествия. Далее следует сообщить непосредственному руководителю о произошедшем ЧП.
Когда в ДТП принимает участие служебный автотранспорт, закон требует проведение служебного расследования. Оно организуется предприятием для выяснения обстоятельства происшествия и определения виновника столкновения.

Обязательства по подготовке сотрудников возлагается на руководителя предприятия. И если водители нарушают ПДД, спрос от различных инстанций будет, в первую очередь, с руководства.

В процессе служебного расследования потребуется выяснить:

  • обстоятельства, которые возникли до столкновения автотранспорта;
  • причины, повлекшие аварию (в том числе, внешние факторы, не зависящие от водителей);
  • последствия столкновения, полученные повреждения у автомобилей, травмы у людей;
  • лиц, причастных к автоаварии;
  • недочеты в работе предприятия, повлекшие ДТП.

ДТП при любых обстоятельствах требует выяснения причин его совершения. При осуществлении проверки, организация пользуется Положением о службе расследований ДТП на ведомственном транспорте и Методикой проведения расследований.
Стоит отметить, что действующее законодательство Российской Федерации дает юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю, минимальный срок пять суток на составление акта, произошедших с принадлежащими им транспортными средствами ДТП.

Если погибло 3 и более человек и пострадало больше 5, проверка должна завершится в течение 7 суток.

В Случае гибели 7 и более лиц или с пострадавшими от 15 человек, срок проведения до 10 суток.

Каждое транспортное предприятие имеет службу безопасности движения, которая и занимается подобными случаями. Кроме того, руководителем утверждаются План мероприятий по предупреждению ДТП, а так же Положение о служебном расследовании ДТП.

Для осуществления процедуры проверки обстоятельств аварии, руководитель предприятия создает специальную комиссию, назначает ответственного за исполнение Положения о порядке проведения служебного расследования.

Как собрать доказательную базу

Сформированная на предприятии комиссия, которая уполномочена провести внутренне служебное расследование, может столкнуться с некоторыми проблемами, особенно при получении в органах ДПС и других государственных инстанциях важных документов. Для этого им следует составить письмо на имя начальника ГИБДД, в котором рекомендуется кратко изложить просьбу о получении копий, которые необходимы для проведения внутренней проверки ДТП.

Предлагаем ознакомиться Что делать, если уволили по статье за прогул, как найти новую работу

​Важно! Полученный протокол, акт и другие справки члены комиссии могут использовать для проведения профилактических бесед с членами трудового коллектива, особенно это касается водительского состава.

1.1. Инженер по безопасности дорожного движения относится к категории специалистов и непосредственно подчиняется [наименование должности руководителя].

1.2. Инженер по безопасности дорожного движения назначается на должность и освобождается от нее приказом [наименование должности].

1.3. На должность инженера по безопасности дорожного движения принимается лицо, имеющее высшее профессиональное (техническое) образование без предъявления требований к стажу работы или среднее профессиональное (техническое) образование и стаж работы в должности техника 1 категории не менее трех лет.

1.4. Инженер по безопасности дорожного движения должен знать:

— законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, методические и нормативные документы по безопасности движения;

— правила дорожного движения;

— правила перевозки грузов и пассажиров;

— порядок расследования дорожно-транспортных происшествий;

— устройство, назначение и конструктивные особенности, правила технической эксплуатации, правила и средства контроля технического состояния автомобилей;

— организацию контрольных постов и требования к качеству их работы;

— передовой опыт безаварийной работы водителей;

— методы и формы пропаганды и информации по безопасности движения;

— порядок ведения учета и отчетности по безопасности движения;

— основы экономики, организации производства, труда и управления;

— основы трудового законодательства;

— правила по охране окружающей среды;

— правила внутреннего трудового распорядка;

— правила санитарной, личной гигиены;

— правила и нормы охраны труда, техники безопасности и противопожарной защиты.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *