Основные права несовершеннолетних детей в России
Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Основные права несовершеннолетних детей в России». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Одна из главных обязанностей родителей заключается в защите прав и интересов детей. При этом родители могут защищать права своих детей в отношениях с любыми лицами или государственными органами без представления на это специальных полномочий.
Ответственность за нарушение прав и интересов ребенка
Родители, не исполняя предписанные семейным законодательством обязанности или злоупотребляя ими, могут быть привлечены к административной или уголовной ответственности.
Если родители или иные законные представители несовершеннолетнего не защищают должным образом его права и интересы, то они могут быть подвергнуты административному наказанию в виде предупреждения или административного штрафа.
Родители или иные законные представители подвергаются уголовному наказанию в случае, когда неисполнение своих обязанностей по воспитанию ребенка или ненадлежащее исполнение связано с жестоким обращением в отношении несовершеннолетнего.
За совершение данного преступления родители могут быть подвергнуты уголовному наказанию в виде штрафа, обязательных, исправительных или принудительных работ, лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью, лишения свободы.
Дополнительная нагрузка
Более того, многие регионы, где изначально правозащитные институты были созданы с достаточно широкими полномочиями, сейчас их сокращают, приводя свой закон в соответствие с федеральным. Например, как рассказал уполномоченный по правам ребенка в Кировской области Владимир Шабардин, если раньше его аппарат мог самостоятельно собрать полный пакет документов, связанных с нарушением прав ребенка, чтобы направить его в прокуратуру, то сейчас приходится просить эту же прокуратуру запрашивать некоторые документы, так как сам он такое право потерял. Конечно, это сказывается на сроках и качестве подготовки материалов.
Вопрос полномочий бурно обсуждался на прошедшей в конце ноября 2019 года в Санкт-Петербурге Всероссийской научно-практической конференции «Институт уполномоченного по правам ребенка в РФ — итоги становления и перспективы развития». Именно недостаточность полномочий дает повод для критики института детских омбудсменов, заявил мурманский омбудсмен Борис Коган. С другой стороны, не все оказались согласны с необходимостью участвовать в судебных процессах: по словам уполномоченного по правам человека Пермского края Павла Микова, это дополнительная нагрузка, которую далеко не все могут осилить.
Основные и особые права ребёнка в РФ
У каждого ребёнка, который рождён в РФ, есть свои права. Они закреплены на законодательном уровне, защищаются государством. В обязанности омбудсмена входит контроль над соблюдением и защитой прав детей.
У любого ребёнка есть те же права, что и у взрослого человека. Например, права на жизнь и право на жилище. Но, в силу возраста правообладателя, не все они могут быть реализованы в полную силу. Поэтому в отдельную законодательную линию выделены те, которые присущи только несовершеннолетним.
Основными законодательными актами при определении интересов детей выступают Конституция РФ и Декларация по правам ребёнка, принятая на международном уровне. В этих документах закреплены следующие нормы:
- Право иметь семью. У каждого российского дитя должна быть своя семья. Он должен в ней воспитываться до тех пор, пока она не стане ему «мала», то есть, в ней не будут ущемляться его права и не будет противоречия его интересам. Законодательно утверждён возраст, когда это может произойти – 18 лет. Предусмотрена эмансипация – «досрочное» совершеннолетие.
- Право на общение. Вне зависимости от того, состоят родители ребёнка в законном браке или нет, он имеет право на полноценное общение с ними обоими, а также с бабушками и дедушками с обеих сторон. Ни один родитель не имеет права выдвигать запрет относительно общения потомка со вторым родителем. Вынести законодательно обоснованный запрет может только орган правосудия при наличии определённых обстоятельств. Например, общение с отцом наносит психологическую травму из-за аморального поведения.
- Право на защиту. В объект попадают здоровье несовершеннолетнего, его жизнь. Также возможна защита от пагубного влияния родственников, знакомых, окружающей его среды, образа жизни родителей.
- Право на наличие своего мнения и его выражение. Когда родители или уполномоченные органы решают судьбу несовершеннолетнего, они должны учитывать его мнение. После того, как малышу исполнится 10 лет, он может влиять на решения этих органов относительно его дальнейшей жизни. Например, родители разводятся и не могут договориться между собой о том, с кем из них будет жить их дитя. Если ребёнку исполнилось 10 лет, суд спросит его мнения и учтёт его.
- Право иметь фамилию, имя и отчество. Если родители его неизвестны, то дать ФИО ребёнку могут органы опеки, медработники, сотрудники учреждения.
Образец заявления уполномоченному по правам детей в РФ
Жалоба оформляется в соответствии с принятыми нормами деловой переписки. Поэтому она должна содержать:
- данные УППР, которому она направляется;
- сведения о заявителе – полностью ФИО, данные из паспорта, контактные данные. Нужно указывать только актуальную информацию, потому что может возникнуть необходимость в тесном взаимодействии с заявителем. Поэтому телефон должен быть работающий, адрес фактическим. Если место жительства и место регистрации не совпадают, нужно указать 2 адреса;
- «тело». Здесь подробно описываются обстоятельства, которые привели к обращению к детскому омбудсмену;
- дату написания и подпись заявителя.
В «теле» обращения нужно подробно расписать:
- права отпрыска, которые были нарушены;
- кем они были нарушены;
- предпринимались ли какие-то действия или только бездействие;
- со стороны каких уполномоченных органов;
- какие меры были предприняты заявителем для защиты прав своего дитя;
- правильно сформулированные результаты, которых заявитель желает достичь путём данного обращения.
Права института уполномоченного по правам ребенка
Представитель организации по защите прав ребенка или непосредственно сам омбудсмен имеет следующие права:
- Рассматривать жалобы и обращения граждан, поступающих в институт;
- Принимать жалобы на органы власти и различные организации;
- Предоставлять бесплатную помощь юристов детям и их родителям;
- Защищать права детей в судебной инстанции;
- Проводить проверку и изучение ситуаций, в которых были нарушены права детей;
- Доносить до правоохранительных органов информацию о совершении преступных деяний по отношению к детям;
- Оказывать всякое содействие власти и организациям в устранении нарушений/ последствий нарушения прав несовершеннолетних;
- Проводить воспитательные беседы, которые помогут решить трудные проблемы, в которых задействованы дети;
- Рекомендовать власти способы по улучшению деятельности, связанной с защитой детских прав и законных интересов (например, разработка какого-нибудь проекта);
- Собирать, изучать, анализировать и доводить до общественности информацию, связанную с вопросом защиты детей;
- Инициировать решение вопросов, связанных с ситуацией грубого нарушения прав детей;
- Не разглашать информацию о нарушении прав детей без согласия на то обратившегося лица;
- Запрашивать в различных организациях данные, которые помогут доказать факт нарушения прав несовершеннолетних и разрешить ситуацию.
Основания для жалоб и обращений к уполномоченному по правам ребенка в России
Обратиться с жалобой к омбудсмену может любой гражданин или организация, которые стали свидетелями нарушения прав ребенка.
В Институт уполномоченного можно обратиться в случаях:
- Нарушения прав несовершеннолетних органами власти. К примеру, действия или бездействия представителя власти на федеральном, региональном или муниципальном уровне. Распространена ситуация, когда игнорируются просьбы детей сирот по предоставлению им жилья.
- Необходимо оспорить решение суда. Право обратиться в Институт имеет представитель, адвокат или родитель ребенка. Обращение актуально даже в случае, если решение вступило в силу.
- При желании обжаловать решение по уголовному или гражданскому делу.
- При необходимости оспорить постановление судебной инстанции, которое ранее уже было обжаловано.
Родители — не единственная категория граждан, которые могут обратиться за помощью в случае, когда права несовершеннолетних были нарушены.
Жалоба должна быть официальной, документ должен быть составлен грамотно с предоставлением достоверной информации.
Порядок защиты прав ребенка в суде
При защите прав ребенка в суде, законные представители выступают в интересах ребенка без доверенности, подписывая иски, отзывы, давая пояснения.
Не может быть оформлена какая-либо доверенность и на представителей органов прокуратуры, органов опеки, комиссий по делам несовершеннолетних. Указанные лица выступают в защите прав ребенка напрямую, иногда защищая их даже от своих родителей.
При определенных условиях у ребенка могут в суде выяснить его мнение по тому или иному вопросу, поскольку это непосредственно касается его интересов, например, при определении места жительства ребенка с одним из родителей.
Непосредственно сам процесс, касающийся защиты прав ребенка в суде не отличается от иных процессов, за тем лишь исключением, что может быть заслушано мнение ребенка, ребенок может быть допрошен с обязательным участием педагога или психолога. При этом после выяснения мнения несовершеннолетнего, он должен быть удален из зала судебного заседания.
Какая ответственность предусмотрена за нарушение прав детей
Прежде чем перейти к раскрытию всех инстанций, которые могут помочь, следует выделить ответственность, которая полагается для тех, кто нарушает права ребенка.
Стоит выделить общую информацию:
- Могут лишить свободы передвижения. Т.е. ограничить выезд за пределы страны на определенный отрезок времени.
- Органы могут настоять на уход одного из родителей из места проживания. Чаще всего в роли «уходящего родителя» выступают отец или мать алкоголики и т.д. Это довольно жесткая мера, которую редко встретишь.
- Общественные работы. Чаще всего предусматриваются действующим КОАП.
- Штраф.
- Реальное заключение от 2 до 20 лет. Все зависит от степени нарушения, которые предусматривает Уголовный Кодекс России.
Обратиться за помощью может как сам ребенок, так и его законный представитель. Кстати, стоит выделить круг лиц, которые имеют право защищать права малыша:
- Старший совершеннолетний брат или сестра.
- Бабушки и дедушки.
- Кровные родственники.
- Сотрудник социальной защиты.
- Временный опекун.
- Сотрудники полиции.
Список лиц довольно обширный, в редких случаях, на защиту может встать даже классный руководитель малыша. Однако, его область прав довольно ограничена. Со стороны учителя должны быть приняты лишь первичные меры. Например:
- Если преподаватель заметил побои, он должен сообщить об этом высшему руководству. Именно оно будет принимать окончательные меры в виде вызова психолога, пояснительные работы с родителями и т.д.
- Преподаватель обязан сохранить мир в классе и не допустить деления. Это значит, что не должно возникать ненависти на фоне расы, половой принадлежности и т.д.
Важную роль в решении проблем детей на международном уровне играет ЮНИСЕФ (UNICEF) – Детский фонд ООН.
За последнее десятилетие XX века в результате войн и гражданских беспорядков около 1 млн. детей стали сиротами или были оторваны от родителей, 12 млн. остались без крова и около 10 млн. были травмированы психологически. ЮНИСЕФ помогает детям и женщинам, пострадавшим от войн, гражданских беспорядков и стихийных бедствий, поставляя продовольствие, лекарства и чистую воду в зоны чрезвычайных ситуаций. Для решения особых проблем, возникающих в связи с военными действиями, ЮНИСЕФ организует оказание помощи детям по обеим сторонам конфликта. ЮНИСЕФ выступил инициатором и пропагандирует концепцию «дети как зона мира» для обеспечения лучшей их защиты.
Свою деятельность ЮНИСЕФ строит на принципах сотрудничества. Сотрудничества с властью, общественными организациями, другими международными фондами и организациями.
В развитых странах программы ЮНИСЕФ направлены на разъяснение обществу и правительствам проблем развития детей в развивающихся странах. Ведется сбор средств для осуществления программ помощи, в которых активно участвуют добровольцы.
ЮНИСЕФ привлекает звезд кино, шоу-бизнеса и спорта к участию в своих проектах. Один из наиболее известных послов доброй воли ЮНИСЕФ была покойная Одри Хепберн.
Основные и особые права ребёнка в РФ
У каждого ребёнка, который рождён в РФ, есть свои права. Они закреплены на законодательном уровне, защищаются государством. В обязанности омбудсмена входит контроль над соблюдением и защитой прав детей.
У любого ребёнка есть те же права, что и у взрослого человека. Например, права на жизнь и право на жилище. Но, в силу возраста правообладателя, не все они могут быть реализованы в полную силу. Поэтому в отдельную законодательную линию выделены те, которые присущи только несовершеннолетним.
Основными законодательными актами при определении интересов детей выступают Конституция РФ и Декларация по правам ребёнка, принятая на международном уровне. В этих документах закреплены следующие нормы:
- Право иметь семью. У каждого российского дитя должна быть своя семья. Он должен в ней воспитываться до тех пор, пока она не стане ему «мала», то есть, в ней не будут ущемляться его права и не будет противоречия его интересам. Законодательно утверждён возраст, когда это может произойти – 18 лет. Предусмотрена эмансипация – «досрочное» совершеннолетие.
- Право на общение. Вне зависимости от того, состоят родители ребёнка в законном браке или нет, он имеет право на полноценное общение с ними обоими, а также с бабушками и дедушками с обеих сторон. Ни один родитель не имеет права выдвигать запрет относительно общения потомка со вторым родителем. Вынести законодательно обоснованный запрет может только орган правосудия при наличии определённых обстоятельств. Например, общение с отцом наносит психологическую травму из-за аморального поведения.
- Право на защиту. В объект попадают здоровье несовершеннолетнего, его жизнь. Также возможна защита от пагубного влияния родственников, знакомых, окружающей его среды, образа жизни родителей.
- Право на наличие своего мнения и его выражение. Когда родители или уполномоченные органы решают судьбу несовершеннолетнего, они должны учитывать его мнение. После того, как малышу исполнится 10 лет, он может влиять на решения этих органов относительно его дальнейшей жизни. Например, родители разводятся и не могут договориться между собой о том, с кем из них будет жить их дитя. Если ребёнку исполнилось 10 лет, суд спросит его мнения и учтёт его.
- Право иметь фамилию, имя и отчество. Если родители его неизвестны, то дать ФИО ребёнку могут органы опеки, медработники, сотрудники учреждения.
Особенности деятельности уполномоченного по правам ребёнка
Когда происходит официальное назначение на должность, Уполномоченный получает соответствующее удостоверение, помогающее ему исполнять полномочий в полной мере. При предъявлении документа, его должны беспрепятственно пускать во все учреждения, здания, организации, общественные объединения, которые есть в России. Он может получить любую информацию, обосновав требование тем, что она необходима для защиты детских прав.
Удостоверение действительно в течение всего срока полномочий, если они не будут прекращены досрочно. Срок работы Уполномоченного прописывается в Указе Президента.
Деятельность УППР регулируется и обеспечивается Общественной палатой. Но у него есть право самостоятельного определения следующих категорий помощников для комфортной и плодотворной работы. Это:
- представители в регионах на постоянной или временной основе;
- эксперты, консультанты в различных областях;
- состав рабочих групп.
Отчет о работе производится в полной форме с информированием общественности и всех заинтересованных органов.
Вся деятельность является подотчетной, что означает ее документальное оформление.
Отчеты могут быть месячными или годовыми. В последнем случае оформляется полноценный доклад с включенной в него статистикой и всеми показателями, относящимися к несовершеннолетним и их правам.
На заметку! Уполномоченные лица вправе требовать формирования таких отчетов с подконтрольных ему органов и выдаче им полноценной информации в необходимом варианте. Из таких отчетов делается статистическая выкладка с привлечением требуемых специалистов и организаций.
Вся отчетность используется для предоставления обществу с привлечением внимания к проблемам, связанным с детством и правами несовершеннолетних.
Читать так же: Раздел имущества супругов
Кто защищает права ребенка
Чаще всего дети их родители не вступают в борьбу за свои права, поскольку либо не знают своих прав, либо не знают, как их правильно защитить, либо не хотят тратить на это усилия.
Если вы все же хотите отстоять свои права, вы можете обратиться за помощью к специализированным организациям (органы опеки и попечительства, комиссия по делам несовершеннолетних, полиция, прокуратура, суд, уполномоченный по правам ребенка и др. организации).
Права могут быть защищены любым способом, не запрещенным законом (ст. 12 ГК).
Человек, права которого оказались нарушенными может заставить обидчика прекратить нарушение и восстановить нарушенные права, не обращаясь за помощью в милицию или в суд. Такое действие называется самозащитой гражданских прав и предоставлено любому человеку.
Приоритетные направления
В судебном порядке защита прав касается случаев нарушений, имеющих место в семье, если возникает спорная ситуация. Обеспечение сохранности свобод малолетних, особенно утративших попечение родителей, относится к сфере деятельности соответствующих органов. В связи с этим в качестве приоритетного направления сегодня выступает административная защита. Именно органы попечительства и опеки уполномочены государством на исполнение этих функций. Реализовываться задачи могут по-разному, в соответствии с той либо иной ситуацией.
В качестве важнейшей предпосылки для обеспечения защиты прав детей этими органами выступает их тесный контакт с КДН, ОВД, прокуратурой и прочими общественными и государственными институтами. Следует признать, что большинство нормативных актов, регулирующих данную сферу, преимущественно направлены на определение роли ведомств и установление границ их компетенции. В связи с этим усиливаются межведомственные барьеры, борьба за бюджетные средства, при том что механизм влияния и ответственность этих органов за неисполнение ими своих функций не прописан.
Сценарий классного часа «Права ребенка — права человека»
Автор: Дегтяренко Ольга Ивановна
Организация: МБОУ Чкаловская СОШ
Населенный пункт: П. Чкаловский Асекеевский район Оренбургская область
Цель: Формирование правовой культуры учащихся
Задачи:
1.Познакомить детей с основными положениями Конвенции и законов Российской Федерации.
2.Соотнести права и обязанности детей
3.Способствовать осознанию ответственности за свои права
4.Формировать положительное отношение к правам других
5.Отработать умения вести дискуссию, высказывать свое мнение, отстаивать свою точку зрения.
Материалы и оборудование: Конвенция о правах ребенка, презентация по правам ребенка, ватман с кроссвордом, выставка детских книг.
Ход урока
- Организационный момент.
Учитель. Ф. М. Достоевский писал: счастье всего мира не стоит одной слезы на щеке невинного ребенка. Эти слова часто повторяются, но при этом мало кто руководствуется этой абсолютно нравственной мыслью. В нашей стране проблема защиты детства почти всегда стояла особенно остро.
Каждый человек, живущий на планете Земля имеет свои права, которые должны неукоснительно соблюдаться и защищаться. Ребёнок, разумеется, — тоже человек, но человек особый, наиболее уязвимый, которого легко обидеть, унизить, который нуждается в защите и помощи.
Поэтому Международное сообщество, заботясь о будущем планеты, о тех, кто будет жить на ней в наш, XXI век, приняло в 1959 году документ — Декларацию Прав Ребёнка.
20 ноября 1989 года Организация Объединенных Наций на своей Ассамблее единогласно приняла Конвенцию о правах ребёнка.
Конвенция является новой общей основой действий для всех, кто активно защищает права ребёнка — для законодательных органов государства, для педагогов и воспитателей, для духовных наставников и родителей, для средств массовой информации и различных частных и общественных предприятий.
Согласно Конвенции, ребёнком является каждое лицо в возрасте до 18 лет, если только национальным законодательством не установлен более ранний возраст достижения совершеннолетия. Основная цель — максимальная защита интересов ребёнка.
II. Права детей, закрепленные в международных документах.
Сегодня уже никого не надо убеждать в том, что дети во всем мире нуждаются в специальной правовой защите. Ребенок и его права должны защищаться законом. По международным нормам и по российскому законодательству ребенком признается лицо, не достигшее совершеннолетнего возраста.
Правительства большинства стран мира решили, что у детей должны быть свои права. Эти — детские — права соответствуют праам взрослого человека. Только они учитывают возможности детского возраста и чисто детские проблемы и заботы.
Права детей закреплены в довольно большом числе международных документов. Какие самые известные из них вы знаете? Декларация прав ребенка (1959 г.) и Конвенция о правах ребенка (1989 г.). В этих документах содержатся основные права тех, кому еще не исполнилось 18 лет.
В Декларации прав ребенка всего 10 статей. Этот документ является рекомендацией для всех государств и всех взрослых людей. Суть этого документа выражена в начале текста статьи 6: «Ребенок для полного и гармоничного развития личности нуждается в любви и понимании. Он должен, если это возможно, расти на попечении и под ответственностью своих родителей и во всяком случае в атмосфере любви и моральной и материальной обеспеченности…»
Конвенция о правах ребенка — большой документ. В нем содержится 54 статьи. В отличие от Декларации, его подписывают представители государств, и, будучи подписанным, он является обязательным для них.
В Конвенции о правах ребенка закреплено большое количество прав, которые можно разделить на следующие группы:
- -Право ребёнка на имя и гражданство.
- -Дети не должны разлучаться со своими родителями, за исключением тех случаев, когда это делают компетентные органы в интересах их благополучия.
- -Государства должны обеспечитъ защиту детей от насилия, от нанесения им физического или психологического ущерба и отсутствия заботы, включая сексуальные злоупотребления или эксплуатации.
- — Ребёнок имеет право пользоваться наиболее совершенными услугами системы здравоохранения.
- — Начальное образование должно быть бесплатным и обязательным.
- — Образование должно готовить ребёнка к жизни в духе понимания мира и терпимости.
- — Школьная дисциплина должна поддерживаться с помощью методов, не унижающих человеческого достоинства ребёнка.
- -Ребёнок имеет право на игры и отдых, занятие культурной и творческой деятельностью.
- -Государство должно защищать ребёнка от употребления наркотиков, от привлечения его к производству или торговле ими.
- -Дети национальных меньшинств и коренных народов имеют право свободно пользоваться своей культурой, религией и языком.
- Ни один ребёнок моложе 15 лет не должен принимать участие в военных действиях; во время вооружённых конфликтов детям должны быть обеспечены безопасность и социальная защита.
Права, закрепленные в международных документах принадлежат детям без каких-либо ограничений. Неважно, кто по национальности (украинец, татарин, русский), по полу (мальчик или девочка), какой у него цвет кожи (темный или светлый), какая религия им исповедуется и т. д. Все права принадлежат ему в полной мере.
Конечно, главными защитниками прав ребенка являются родители. Но они не всесильны, им трудно обойтись в воспитании детей без помощи государства. Значит, следующий главный защитник прав детей — государство. Оно обязано выделять на нужды образования, культуры, здравоохранения, создание бытовых удобств, питание детей необходимые денежные средства.
В частности, государство обеспечивает уход за детьми которые лишились родительской опеки и попечительства.
Эти органы призваны защищать права и интересы детей в случае смерти родителей, лишения их родительских прав, болезни или длительного отсутствия и в других непростых случаях.
Органы местного самоуправления могут эффективно помочь детям в осуществлении их прав. Строительство школ, детских поликлиник и больниц, домов детского творчества, стадионов и других учреждений культуры — первоочередная забота губернаторов, мэров.
Во многих регионах России сегодня успешно развиваются институты уполномоченных по правам ребенка.
- III.Права сказочных и литературных героев, нарушенные ими самими или другими персонажами. (Просмотр презентации)
1. Шарль Перро «Золушка»
Героиня сказки Шарля Перро «Золушка» подвергалась принудительному непосильному труду, была лишена возможности отдыхать вместе со сводными сестрами на балу у короля. Только при помощи доброй волшебницы она смогла попасть во дворец, где познакомилась с принцем.
Таким образом, нарушено право Золушки на отдых, мачеха не имела права заставлять Золушку трудиться целыми днями.
Как вариант — русская народная сказка «Морозко», в которой мачеха тоже дает падчерице непосильную работу.
2.А.Н. Толстой «Золотой ключик, или приключения Буратино»
Злой Карабас Барабас, директор кукольного театра, использовал труд несовершеннолетних детей: Мальвины, Пьеро, Арлекино. Он не давал им возможности жить свободно, по сути, держал их в плену, и поэтому куклы вынуждены были убежать от Карабаса Барабаса.
Таким образом, куклы использовали своё законное право обрести свободу.
3. А.Н. Толстой «Золотой ключик, или Приключения Буратино»
Буратино, главный герой сказки, не послушался своего отца папу Карло и самовольно ушел из дома, оказался предоставленным самому себе и поэтому попал под дурное влияние Карабаса Барабаса, кота Базилио и лисы Алисы.
Дети должны слушаться своих родителей, потому что взрослые несут юридическую, гражданскую и родительскую ответственность за своих детей.
4.А.Н. Толстой «Золотой ключик, или Приключения Буратино»
Буратино нарушил право на образование. Он отказался от уроков, которые предложила ему Мальвина, не хотел учиться. Образование для детей должно быть обязательно.
5. Сказка К. И. Чуковского «Мойдодыр»
Герой сказки не соблюдал личную гигиену, не хотел жить в чистоте и порядке, не дружил с мылом и расчёской, разбрасывал вещи, и поэтому они от него убежали.
Не соблюдены правила экологической безопасности.
6. Ганс Христан Андерсен «Снежная королева»
Кай оказался в плену у Снежной Королевы. Писатель ничего не говорит о том, что она его кормила, дала возможность связаться с родными. Кай вынужден был выкладывать из льдинок слово «ВЕЧНОСТЬ», и только горячее сердце Герды сумело растопить чертоги Снежной Королевы.
Нарушены права пленного и права ребёнка на свободу творчества.
7. Павел Бажов «Каменный цветок»
Хозяйка Медной горы заставила Данилу-мастера сделать Каменный цветок в своих владениях, таким образом лишила его дома, родных, возможности видеть чудо, сотворенное Данилой, людьми.
Нарушены права на свободу творчества.
8. Э. Гофман «Щелкунчик, или Мышиный король»
Заколдованный принц, превращенный Мышильдой в Щелкунчика, вступает в единоборство с Мышиным королём.
Дети не должны принимать участия в вооружённом конфликте.
9.Русская народная сказка «О сестрице Алёнушке и братце Иванушке»
Баба-Яга насильно удерживает привязанного за верёвку Иванушку в своей избе, нарушая его право на свободу.
Пленный Иванушка должен был быть обеспечен заботой Бабы-Яги, но она не отпускает его. Мало того, она ещё и хочет его съесть!
10. Русская народная сказка «Колобок»
Главный герой сказки Колобок самовольно ушел из дома, не послушался своих родителей — бабу и деда, поэтому попал в далеко не приятные жизненные обстоятельства и был съеден Лисой.
Родители несут ответственность за своих детей, а дети обязаны слушаться родителей и не покидать своего дома без их разрешения, не уступать в разговор с незнакомыми людьми.
11. Русская народная сказка «Лиса и Заяц»
В этой сказке Лиса хочет завладеть лубяным домом Зайца, нарушая таким образом право героя на свой дом и стремясь незаконным образом улучшить свои жилищные условия за счёт другого.
12. Русская народная былина «Садко»
Морской царь насильно удерживает героя былины на дне морском, и только смелость и находчивость Садко помогают ему вернуться к людям и обрести свободу.
Нарушено право героя на возможность сообщить родным о месте своего нахождения, он, по сути, оказался в плену у Морского царя.
Обсуждение ситуаций.
Учитель. А теперь я предлагаю вам разгадать кроссворд с помощью Конвенции о правах ребенка.
Кроссворд.
По вертикали:
1.Согласно ст. 29 Конвенции о правах ребенка, образование должно быть направлено на развитие личности, умственных и физических способностей ребенка и его…
2. Ст. 31 Конвенции признает право ребенка на отдых и…
- Кто, согласно ст. 18 Конвенции, несет основную ответственность за воспитание и развитие ребенка?
- Право ребенка на что закреплено в ст. 28 Конвенции?