Формы монополистических объединений
Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Формы монополистических объединений». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Первые монополисты в России появились с благословения и при полной поддержке правящей верхушки. Но со временем руководство монополий стало перегибать палку, диктуя условия власти. И в 1908 году правительством было принято решение урегулировать деятельность союзов, взяв за основу все тот же акт Шермана. Увы, противодействие со стороны ассоциации предпринимателей оказалось слишком сильным, и инициатива провалилась. А дальше грянула Первая мировая война, Октябрьская революция, и эти проблемы оказались куда серьезней, чем создание антимонопольного законодательства.
Типы монополистических объединений фирм
-
синдикаты
-
картели
-
пулы
-
тресты
-
концерны
-
финансовые группы
-
промышленные холдинги
Сравнительная характеристика типов монополистических объединений фирм.
Типы объединений |
Цели объединений |
Характер отношений между участниками |
Степень самостоятельности , входящих фирм |
1 |
2 |
3 |
4 |
КАРТЕЛЬ |
Достижение сокращения о регулировании цен, производства, сбыта и т. п. |
Договорной |
Сохранение права собственности участников на своих предприятиях. Хозяйственная, финансовая и юридическая самостоятельность. |
СИНДИКАТ |
Соглашение о сбыте продукции его участников. |
Договорной , создание в некоторых случаях совместного сбытового органа |
Сохранение юридической , коммерческой самостоятельности. |
ТРЕСТ |
Создание единого производственного комплекса. |
Производственное сотрудничество |
Потеря хозяйственной и юридической самостоятельности. Подчинение одной головной компании, осуществляющее единое руководство всем производственным комплексом. |
КОНЦЕРН |
Создание объединения производственного характера, в которое будет входить предприятия разных отраслей. |
Система учас-тий, патентно-лицензионное отношения, производственное сотрудничество . |
Сохранение юр.лица, но деятельности подчинена головной компании |
ПУЛ |
С целью получения прибыли. |
Отношения носят временной характер. |
При достижение целей объединение распадается. |
Как и конкуренцию, монополии можно классифицировать по различным основаниям.
По месту в торговых сделках монополии подразделяются на два вида:
Монополия – объединение предприятий, продающее определенные товары множеству покупателей (т. е. имеется единственный продавец и много покупателей).
Монопсония – хозяйственное объединение, скупающее какие-либо продукты у всех продавцов (т. е. имеется единственный покупатель и множество продавцов).
В зависимости от степени охвата рынка выделяются следующие виды монополистических организаций:
Чистые монополии (монопсонии) – это организации, действующие в масштабах одной отрасли. Чистая монопсония в отсутствие каких-либо конкурентов полностью контролирует скупку продукции множества товаропроизводителей по установленной ею цене.
Абсолютная монополия (монопсония) – формируется в масштабе национальной экономики в целом. Она находится в руках государства или его каких-то хозяйственных органов.
В зависимости от характера и причин возникновения различают следующие виды монополистических объединений:
Естественная монополия – возникает тогда, когда те или иные субъекты рынка имеют в своем распоряжении редкие и свободно не воспроизводимые элементы производства. Иногда сюда же относят отрасли и производства, в которых недопустимо развивать конкуренцию в силу технологических особенностей производства.
Технологические – сознательно поддерживаемые монополии.
Искусственные монополии – объединения, создаваемые в целях получения монополистических выгод и основанные на сосредоточении в одних руках производства и рынка сбыта какого-либо продукта.
Искусственные монополии имели несколько форм – случайную, устойчивую и всеобщую. Случайная форма возникает неожиданно, когда появляется исключительная возможность производить и продавать товар при лучших условиях производства и при временном благоприятном соотношении спроса и предложения. Устойчивая монополия возникает у крупнейших предприятий, захвативших рынки сбыта в конце ХХ века. Появление избыточного капитала в одной отрасли и неспособного приносить высокую прибыль привело к образованию устойчивых монополий в различных отраслях (комбинированные тресты, концерны, конгломераты). Всеобщая форма монополий появилась во второй половине ХХ века, когда на большинстве рынков объединения предпринимателей совместно или с помощью государства становятся либо основными покупателями, либо основными продавцами.
В экономической литературе иногда особо выделяют легальные монополии, которые образуются на законном основании.
Таким образом, в соответствии с поставленными задачами и проведенным в работе исследованием были сделаны следующие выводы:
1. Монополия – это рыночная структура, которая предполагает, что одна фирма является единственным производителем продукта, не имеющего аналогов. В зависимости от формы конкуренции и рыночной структуры хозяйствования можно выделить чистую и абсолютную монополию, а в зависимости от характера и причин возникновения монополистических отношений, различают естественную, административную и экономическую монополию;
2. Причины возникновения, развития и функционирования монопольных объединений связаны с действием объективных экономических законов, развитием производительных сил и производственных отношений, существенными изменениями в технологическом способе производства;
3. В зависимости от целей и функций создаваемых монополистических союзов в мировой практике выделяются следующие их формы: конвенции, пулы, ринги, корнеры, картели, синдикаты, тресты, комбинаты, концерны. Различия между приведенными формами монополистических объединений весьма относительны, о чем свидетельствует анализ многочисленных трудов теоретиков экономической науки;
4. Влияние монополий на становление и развитие рыночных отношений в мировом хозяйстве в разное время было разным, однако их существование – это часть истории развития мирового общественного производства, поэтому это неоднозначное явление всегда будет вызывать противоречивые вопросы среди ведущих специалистов, аналитиков и экономистов во всем мире;
5. Роль монополии в современной экономике весьма противоречива и отношение общества и государства, контролирующего все вопросы, касающиеся данной сферы с помощью антимонопольной политики, всегда двойственно. Здесь, как и в других экономических вопросах, имеются как положительные, так и отрицательные стороны. Главная отрицательная сторона функционирования монополистических объединений – это отсутствие конкуренции, отсюда и происходит рост цен и отсутствие выбора для покупателей. Положительная сторона монополизации заключается в том, что на современном этапе развития отечественной экономики все больше крупных предприятий и организаций России обладают значительной частью рынка;
6. На сегодняшний день отечественные монополии – это в основном крупные предприятия с максимальной эффективностью и минимальными затратами. Данные монополии, осуществляя преимущества крупного производства, гарантируют экономию общественных затрат производства и обращения, а также формируют точки социально-экономической устойчивости для местного общества. Следовательно, задачи экономико-институционального регулирования монополизации в России состоят, прежде всего, в устранении или хотя бы сдерживании отрицательных последствий монополизма и в стимулировании его позитивного потенциала, который выражается в выполнении самоорганизующей функции. Сюда можно отнести внедрение инноваций, обеспечивающих устойчивость, упорядоченность экономики, формирующих благоприятную конкурентную среду и стимулирующих инновационную активность субъектов монопольного хозяйствования. Антимонопольная политика – важная составная часть в государственной политики в экономике каждой страны с развитой рыночной инфраструктурой.
Тенденции развития современной рыночной экономики определяется набирающими обороты глобализационными процессами, под воздействием которых происходит трансформация конкурентно-монопольной среды и видоизменение монополистических отношений, проявляющееся в усилении конкурентных начал и появлении гибридных форм подчинения и сотрудничества, что способствует трансформации отношений монополизма.
Зарождение антимонопольного законодательства в России
Позже правительство СССР создаст собственную монополию. Ее имя – командная экономика. Придет время Госснаба, Госплана, Госкомцен. О самой возможности конкуренции страна забудет на долгие десятилетия, вплоть до 1990 года, когда правительство утвердит действительно революционный закон «О республиканских министерствах и Государственных комитетах страны». А в поддержку бизнеса будет создан Государственный комитет по вопросам антимонопольной политики.
Варианты трактовок термина
Итак, термин «монополия» может пониматься как:
— состояние рынка или какого-либо из его сегментов — отраслевых, региональных — характеризующееся присутствием единственного игрока или безусловно лидирующего;
— компания, которая является тем самым единственным игроком или лидирующим;
— рынок, на котором присутствует фирма-лидер или единственный поставщик;
Критериев, по которым определяется уникальность или лидерство компании, или же соответствующая характеристика рынка, достаточно много. Есть эксперты, которые предпочитают фиксировать «чистую монополию» — когда на рынке в принципе нет конкуренции. Есть экономисты, считающие правомерным допускать присутствие в бизнесе «монополистических объединений» — фирм, консолидирующих свои усилия с целью обретения инструментов управления рынком (об этом явлении — чуть позже).
Международные монополии
Изучая понятие и виды монополий, а также сущность соответствующих объединений, полезно будет обратить внимание на специфический класс межкорпоративных объединений. Речь идет о международных монополиях. Каковы их особенности?
Дело в том, что на международном уровне мы можем пронаблюдать практически все виды монополии. Государства, корпорации консолидируют свои усилия с целью формирования соответствующих объединений, которые могут носить признаки, к примеру, картелей или концернов. Классификация международных монополий может осуществляться по самым разным основаниям. Есть, к примеру, критерий, в котором учитывается национальная принадлежность фирмы. Существуют, таким образом, моно- и мультинациональные предприятия. Классифицироваться международные монополии также могут в зависимости от масштабов деятельности фирм — региональные, транснациональные.
Рынок олигополии (англ. «Oligopoly») — характеризуется наличием на рынке небольшого числа крупных продавцов, товар которых может быть как однородным, так и дифференцированным.
Вход на олигополистический рынок затруднителен, входные барьеры очень высоки. Контроль отдельных компаний над ценами ограниченный.
Примерами олигополии могут служить автомобильный рынок, рынки сотовой связи, бытовой техники, металлов.
Особенность олигополии в том, что решения компаний о ценах на товар и объемах его предложения взаимозависимы. Ситуация на рынке сильно зависит от того как реагируют компании при изменении цены на продукцию одним из участников рынка. Возможны два вида реакции:
- Реакция следования — другие олигополисты соглашаются с новой ценой и устанавливают цены на свой товар на таком же уровне (следуют за инициатором изменения цены);
- Реакция игнорирования — другие олигополисты игнорируют изменение цены фирмой-инициатором и поддерживают прежний уровень цен на свою продукцию.
Монополия – это сложившаяся на рынке ситуация, при которой в определённой нише присутствует только один продавец. К примеру, если в городе только одна пекарня, поставляющая хлеб во все магазины – это монополия. Главная опасность такой ситуации заключается в том, что компания полностью контролирует цены, а из-за отсутствия конкуренции она может меньше внимания уделять качеству.
Термин «монополия» образован от древнегреческих слов μόνος (монос – один) и πωλέω (полео – продаю).
Возможны разные варианты употребления слова «монополия». Им можно называть ситуацию, сложившуюся в определённой рыночной нише, модель экономики, модель рынка, саму компанию, занимающую монопольное положение, а также исключительное право компании на производство определённого продукта (например, из-за патентных ограничений или протекционизма со стороны государства).
Если компания занимает монопольное положение, это подразумевает, что у неё нет конкурентов либо их доля на рынке пренебрежительно мала. Это позволяет компании диктовать условия потребителям и устанавливать свои правила на рынке.
Почему возникают монополии
Монополии возникают по ряду причин. Некоторые предприятия обладают редкими ресурсами, благодаря которым могут производить уникальный продукт, захватывая весь рынок. Другие предприятия имеют в своем арсенале прорывные технологии, позволяя существенно снизить издержки при производстве продукта, тем самым с рынка вытесняются конкуренты, которым сложнее производить товар, из-за этого стоящий больше, чем у будущего монополиста; а иногда компания производит уникальный товар, у которого просто нет субститутов (ни один возможный конкурент еще не научился производить товары-аналоги). К рыночным причинам возникновения монополий относят дифференциацию товаров и услуг, эффект масштаба производства, недостаточную емкость рынка, грамотную стратегию продвижения, наличие экономических барьеров, препятствующих входу на рынок других компаний (например, у этих предприятий нет капитала в достаточном количестве, которое позволило бы произвести современное оборудование или наладить добычу сырья, нет денег на проведение столь же масштабной маркетинговой компании, что и у лидера рынка), законодательных барьеров (уникальная технология, по которой производится продукт монополиста, защищена авторским правом, поэтому другая организация не может производить товар-аналог). Также не стоит забывать и о сетевом эффекте: если большинство людей пользуются товаром определенной марки, то остальные потребители также стремятся приобрести именно этот товар, предпочитая его аналогичным (существенный вклад в сетевой эффект вносят тренды, мода, грамотная стратегия продвижения бренда и пр). Некоторые монополии также прибегают к различного рода манипуляциям для устранения конкурентов: например, неправомерно используют административный ресурс, не гнушаются черным пиаром и пр. Бывает также, что другие компании просто уходят с рынка (например, из-за низкой прибыли они понимают, что заниматься определенным бизнесом в текущих рыночных условиях просто бессмысленно).
Картель представляет собой объединение, как правило, предприятий одной отрасли, предполагающее совместную коммерческую деятельность, т.е. регулирование сбыта с помощью установленных квот, товарных цен, условий реализации.
Для картеля характерно наличие следующих признаков:
1) договорной характер объединения;
2) сохранение права собственности участников картеля на свои предприятия и обеспечиваемая этим хозяйственная, финансовая и юридическая самостоятельность;
3) совместная деятельность по реализации продукции, которая может распространяться, хотя и в ограниченной степени, на ее производство.
Картели Ї договорное объединение предприятий (фирмы) одной отрасли для осуществления совместной коммерческой деятельности (регулирование сбыта изготовленной продукции).
Картель — союз нескольких предприятий одной отрасли промышленности, в котором его участники сохраняют свою собственность на средства и продукты производства, а созданные изделия сами реализуют на рынке, договариваясь о квоте — доле каждого в общем объеме выпуска продукции, о продажных ценах, распределении рынков и др. Разновидностью картельного объединения является синдикат.
Синдикат — разновидность картельного соглашения, которое предполагает сбыт продукции его участников через единый сбытовой орган, создаваемый в форме акционерного общества или общества с ограниченной ответственностью. Участники синдиката, как и картеля, сохраняют свою юридическую и коммерческую самостоятельность, а иногда и собственную сбытовую сеть, которая тесно связана с синдикатской сбытовой конторой или обществом. Форма синдиката наиболее распространена в отраслях с массовой однородной продукцией: горнодобывающей, металлургической, химической.
Синдикаты Ї организационная форма существования разновидности картельного соглашения, которая предусматривает реализацию продукции участников через создание совместного органа сбыта или через сбытовую сеть одного из участников объединения (или для закупки сырья). Такая форма объединения предприятий является характерной для отраслей с массовым производством однородной продукции.
Монополия, её виды и формы. Признаки монополии
Сам термин «монополия» известен довольно хорошо. Существует несколько типов монополии. Чтобы отнести монополию к одному из видов — надо знать все признаки монополии, и ее особенности.
Термин монополия имеет греческое происхождение и переводится как «один продаю». В экономике его применяют для обозначения особой отраслевой структуры или конкурентных позиций отдельных экономических субъектов. Сегодня этот термин часто используют в широком смысле, отождествляя монополизм с любой рыночной властью.
Например, в том случае, когда говорят об антимонопольной политике, имеют в виду государственное регулирование не только чистых «стопроцентных» монополистов, но и другие формы доминирования на рынке, влияния на рыночные цены. Микроэкономисты предпочитают использовать его в буквальном понимании, поэтому, чтобы отличать широкое значение от узкого, для первого применяют термин «несовершенная конкуренция», для второго — «чистая монополия».
Преимущества и недостатки монополий
Достоинства монополии заключаются в следующем:
- Лидирующее положение на рынке компании, позволяющее ей диктовать свои условия.
- Наибольшая устойчивость по отношению к экономическим кризисам.
- Крупные монополисты имеют достаточно средств для совершенствования производства, в результате чего повышается его эффективность и возрастает качество выпускаемых товаров.
- Увеличение объемов производства и последующее снижение издержек и ресурсных затрат.
К недостаткам монополии можно отнести:
- Возможность производителя возложить компенсацию издержек производства товара на их потребителей за счет увеличения отпускной цены.
- Получение монополистом дополнительной прибыли путем снижения качества выпускаемой продукции.
- Отсутствие научно-технического прогресса при производстве из-за отсутствия конкурентов на рынке.
Типы монополистических объединений.
Есть много определений монополии, потому что это многогранное понятие. Более того, это понятие настолько важно, что в мировой экономической теории есть даже такое понятие, как теория монополии.
В рамках этой теории монополия рассматривается через призму трех аспектов:
- С точки зрения структуры рынка,
- С точки зрения рыночного поведения,
- С точки зрения рыночных результатов.
Рассматривая каждый из этих аспектов в отдельности, следует уточнить, что исходя из структуры рынка, можно дать следующее определение: монополия — это форма рынка, на которой весь объем предложения приходится только на один субъект. При изучении монополии через призму именно этого аспекта большое внимание уделяется выяснению пространственных границ, в которых определяется доминирование этого предмета. Такое пространство обычно называют индустрией.
Здесь также будет уместно дать другое определение монополии:
«Монополия — это явление, при котором только одна фирма доминирует в отрасли и где границы фирмы и отрасли совпадают».
Давая определение монополии с точки зрения поведения рынка, теория монополии изучает использование предметом основных инструментов (таких как цена, реклама …). В условиях монополии субъект оперирует этими инструментами, не принимая во внимание конкуренцию и, следовательно, интересы конкурентов.
В теории монополий, уделяя наибольшее внимание рыночным результатам, отмечается, что результаты монополий связаны со следующими факторами:
- монопольно высокие цены,
- ограниченная готовность монополии к инновациям.
Но поскольку понятие монополии очень важно для основной темы моей работы, необходимо описать это понятие более подробно.
Монополии — это крупные экономические ассоциации (картели, синдикаты, тресты, концерны и т. д.), находящиеся в частной собственности (индивидуальные, групповые или акционерные) и осуществляющие контроль над отраслями, рынками и экономикой на основе высокой степени концентрации производства и капитала, с целью установления монопольных цен и извлечения монопольной прибыли. Доминирование в экономике — основа влияния монополий на все сферы жизни страны.
Создание крупных корпоративных структур и их транснационализация тесно связаны с монополизацией экономической жизни, конкуренцией на товарных рынках. Исторически крупные корпоративные структуры рассматривались именно как монополии, и до недавнего времени они рассматривались как более негативные, ограничивающие свободную конкуренцию, чем позитивные, способствующие объединению государства и предпринимателей, а также привлекающие инвестиции. Если обратить внимание на монополистические образования в промышленном производстве, то отдельные крупные предприятия, объединения предприятий, хозяйственные товарищества, производящие значительное количество продукции определенного типа, благодаря чему занимают доминирующее положение на рынке; получить возможность влиять на процесс ценообразования, выискивая для себя наиболее выгодные цены; получить более высокую (монопольную) прибыль.
Также при анализе монополии важно учитывать неоднозначность термина «монополия». Во-первых, нельзя вывести суть этого явления из этимологии слова «моно» — один, «полиомиелит» — продаю. В реальности практически невозможно найти ситуацию, когда на рынке работала бы одна фирма — производитель товаров без заменителей. Следовательно, в использовании термина «монополия», и тем более при «чтении» монополии, всегда присутствует определенная степень условности.
Благодаря высокой концентрации экономических ресурсов монополии создают возможности для ускорения технического прогресса. Однако эти возможности реализуются в тех случаях, когда такое ускорение способствует извлечению монополии — высокой прибыли. В экономике желательны крупные фирмы со значительно большей властью, потому что они ускоряют технологические изменения, поскольку фирмы с монопольной властью могут тратить свою монопольную прибыль на исследования, чтобы защитить или упорядочить свою монопольную власть. Проводя исследования, они приносят пользу как себе, так и обществу в целом, но нет убедительных доказательств того, что монополии играют особенно важную роль в ускорении технического прогресса, поскольку монополии также могут задерживать развитие технического прогресса, если это угрожает их прибыли.
В России возникновение монополий и их развитие было своеобразным. Первые монополии образовались в 80-х годах 19 века. В 80-90-е годы в промышленности и на водном транспорте действовало не менее 50 различных союзов и соглашений.
История монополий неразрывно связана с развитием трех процессов, которые на каждом этапе ускоряли рост монополизации экономики, придавая ей новые формы. Наиболее важными из них являются рост пакета акций; новая роль банков и развитие системы участия; монопольные слияния как способ централизации капитала; эволюция форм капиталистических ассоциаций и новейшие формы ассоциаций. Каждый из этих процессов имеет самостоятельное значение и развитие современного капитализма. И в то же время каждая из них по-своему ускорила развитие монополизации экономики.
Существует два способа создания монополий: путем капитализации прибыли или путем слияний и поглощений. В последнее время значительно преобладает последний метод.
Объективной основой монополии является доминирующее положение хозяйствующего субъекта на рынке, которое позволяет ему оказывать решающее влияние на конкуренцию, завышать цены и сокращать объемы производства по сравнению с теоретически возможным уровнем, а также препятствовать доступу на рынок других предприятий, юридических лиц. В конечном итоге это дает возможность монополисту перераспределять платежеспособный спрос в свою пользу, получать монопольно высокую прибыль. Конкурентные рынки обычно работают хорошо, чего нельзя сказать о рынках, на которых покупатели или продавцы могут манипулировать ценами. На рынке, где один продавец контролирует предложение, выпуск будет низким, а цены высокими. Монополия — это крайняя форма несовершенной конкуренции. У продавца есть монопольная власть, если он может поднять цену на свой продукт, ограничив свой собственный выпуск. На монопольных рынках существует входной барьер, который не позволяет любому новому продавцу войти на рынок. Фирма с монопольной властью проводит политику ценовой дискриминации, то есть продает один и тот же продукт разным группам потребителей по разным ценам. Но для этого фирма-монополист должна уметь надежно разделить свой рынок, ориентируясь на разную эластичность спроса для разных потребителей, и умело отделять «дешевый» рынок от «дорогого». Тип монополий зависит от структуры рынка и формы конкуренции.
Классификация монополий и их характеристики
Естественная монополия возникает по объективным причинам. Это отражает ситуацию, когда спрос на данный продукт лучше всего удовлетворяется одной или несколькими фирмами. В его основе лежат особенности технологий производства и бытового обслуживания. Здесь конкуренция невозможна или нежелательна. Примером могут служить так называемые коммунальные предприятия — электроэнергетические и газовые компании, автобусные компании, компании водоснабжения и связи — могут быть классифицированы таким образом. Государство обычно предоставляет этим отраслям исключительные привилегии. Но в обмен на это исключительное право поставлять электричество, воду или автобусные перевозки в конкретный географический район правительство сохраняет за собой право регулировать такие монополии, чтобы предотвратить злоупотребление предоставленной монопольной властью.
Естественные монополии бывают двух типов:
- Естественные монополии. Рождение таких монополий происходит из-за барьеров для конкуренции, воздвигнутых самой природой. Например, компания, геологи которой открыли месторождение уникальных полезных ископаемых и купившая права на земельный участок, на котором это месторождение, может стать монополистом. Теперь этим залогом пользоваться никто другой не сможет: закон защищает права собственника, даже если он оказался монополистом (что не исключает регулирующего вмешательства государства в деятельность такого монополиста).
- Технико-экономические монополии. Условно это можно назвать монополиями, появление которых продиктовано либо техническими, либо экономическими причинами, связанными с проявлением эффекта масштаба.
Давайте посмотрим на несколько примеров. Для общества было бы крайне расточительно иметь несколько фирм, поставляющих воду или электричество. Технологии в этих отраслях таковы, что требуются высокие фиксированные затраты на генераторы, насосное и очистное оборудование, водопровод и линии передачи высокого напряжения. Эта проблема усугубляется тем фактом, что основное оборудование должно выдерживать пиковые нагрузки, возникающие в жаркие летние дни, когда поливают сады и газоны и работают кондиционеры. Эти большие постоянные затраты означают, что затраты на единицу продукции уменьшаются с увеличением количества кубических фунтов воды или киловатт-часов электроэнергии, поставляемых каждой фирмой. Наличие нескольких поставщиков воды, электроэнергии разделило бы весь рынок и снизило бы продажи каждого конкурента. Каждая фирма будет вытеснена из кривой снижения средней стоимости. Фирмы не будут полностью использовать свое основное оборудование, что приведет к неоправданно высоким удельным расходам и, следовательно, к тарифам на электроэнергию и воду. Кроме того, конкуренция может быть чрезвычайно сложной. Например, наличие полдюжины телефонных компаний в городе повлечет за собой неудобства, связанные с наличием шести телефонов и шести телефонных книг, не говоря уже о шести учетных записях, для связи со всеми остальными постоянными жителями того же города.
У естественных монополий низкие предельные издержки, и им выгодно расширять производство. В результате, когда в этих секторах коммунальных услуг появляется ряд фирм, ценовая конкуренция не на жизнь, а на смерть имеет тенденцию к взрыву, результатом могут быть убытки, банкротство более слабых конкурентов и возможное слияние оставшихся в живых. Развивающаяся чистая монополия может стремиться возместить прошлые убытки и в полной мере извлечь выгоду из своего нового доминирующего положения на рынке, взимая непомерные цены на свои товары и услуги.
Чтобы избавить общество от этих неприятных последствий, правительство обычно дает одной фирме исключительную привилегию поставлять воду, природный газ, электричество и т. д. в обмен на это правительство сохраняет за собой право определять географический охват монополиста, регулировать качество свои услуги, и контролировать цены, которые он может взимать. Результатом является регулируемая или управляемая государством монополия, разработанная для достижения низких удельных затрат, но регулируемая для обеспечения того, чтобы потребители получали выгоду от этой экономии затрат.
Пожалуй, важнейшей проблемой антимонопольного регулирования является высокая степень административной монополии, прежде всего монополия центральных органов власти.
Одно из специфических обстоятельств, характерных для современного периода развития России, состоит в том, что решение проблемы преодоления элементов чрезмерной государственно-административной монополии предполагает в ближайшем будущем определенное возрождение этой самой монополии. Это происходит потому, что, хотя чрезмерная административная монополия является большим злом, создание эффективных рыночных структур, ускоренный выход страны из состояния глубокого кризиса не может быть осуществлен без усиления прямого государственного вмешательства в экономику.
В российской промышленности четыре тысячи предприятий-монополистов, продукция которых составляет 7% от общего количества. Из них 500 являются естественными монополиями. Классическим примером естественных монополий на федеральном уровне является передача электроэнергии, нефти и газа, железнодорожный транспорт, а также отдельные подсекторы коммуникаций, а на региональном уровне — коммунальные услуги — тепло- и водоснабжение, канализация. Такие отрасли либо регулируются государством, либо принадлежат ему. Следует отметить, что во многих странах за последние годы объем и масштабы государственного регулирования значительно сократились в результате появления новых подходов к формированию и регулированию соответствующих рынков в связи с технологическими инновациями.
Антимонопольная политика должна быть направлена на защиту и усиление конкуренции путем создания препятствий для возникновения, использования или защиты монопольной власти. Применение такого экономического регулирования необходимо для:
- обеспечение баланса интересов потребителей (доступные цены) и предприятий (финансовые результаты привлекательны для кредиторов и новых инвесторов);
- определение тарифной структуры на основе принципов справедливого и эффективного распределения затрат по тарифам для различных категорий потребителей;
- стимулирование предприятий к сокращению затрат и избыточной занятости, повышению качества обслуживания, повышению эффективности инвестиций;
- создание условий для развития конкуренции, например, обеспечение открытого равного доступа конкурентов к информационным сетям.
Чтобы демонополизировать экономику и развивать конкуренцию, необходимо:
- устанавливать антимонопольный контроль за проведением конкурсов, конкурсов, аукционов, в том числе при размещении заказов на поставку продукции для государственных и муниципальных нужд;
- ввести жесткие меры по противодействию региональным властям, ограничивающим свободу передвижения товаров и капитала;
- совершенствовать правовое регулирование использования государственных средств для расширения конкурентной среды, снижения концентрации производства и снижения ведомственной монополии;
- гармонизировать антимонопольное законодательство страны, адаптировать конкурентную политику к международным принципам и правилам.
Правовое регулирование конкуренции — новое явление для России. Отношения, связанные с конкурентными процессами, — одна из самых сложных сфер правового регулирования. Во всех странах с рыночной экономикой существует не только законодательство, но и система государственных органов, в задачи которых входит мониторинг и пресечение монополистической деятельности, защита конкуренции и применение мер ответственности за антиконкурентное поведение. Задачи государства и его антимонопольных органов — ввести конкуренцию в цивилизованные рамки, пресечь проявление монополии, исключить недобросовестные методы конкуренции, определить сферы, в которых необходимо государственное антимонопольное регулирование. Правовое регулирование конкурентных отношений должно осуществляться на основе Конституции Российской Федерации, Гражданского кодекса Российской Федерации.
В современной России первый антимонопольный закон «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках» был принят в 1991 году. Закон «О естественных монополиях», который описывает ценовое регулирование деятельности лиц, занимающих доминирующее положение на рынке — в 1995 году. В отличие от американских актов, правовые механизмы российского законодательства не полностью разработаны. Они содержат множество конкретных формулировок и стандартов; и все понимают, что они искусственны, и поэтому в каждом пункте есть много исключений, практически позволяющих антимонопольному комитету решать по своему усмотрению, кто является монополистом и подлежит санкциям, то есть проблема решается формально административным путем.
Термин «рыночная конкуренция» считался неприменимым к советской экономике, не имевшим практического применения в деятельности предприятий. Для формирующейся в России системы конкурентный характер взаимоотношений между предприятиями в течение длительного времени будет определяться потенциалом, сложившимся в советское время: все уровни экономической организации пронизаны монополией. Идеологизация и политизация сформировали тип экономики, основанный на абсолютной монополии государственной власти.
Формирование конкурентных рыночных отношений в России в период реформ не было одной из приоритетных задач. Крупные государственные монополии трансформировались в частные, защищая свое господствующее положение. Хотя целенаправленная работа по развитию законодательства о рыночных отношениях в России началась ��ще в конце 80-х гг., только в 1990-х гг. созданный ГКПН России (Государственный комитет по антимонопольной политике) начал практическую работу. С 1999 года — МАП России (Министерство Российской Федерации по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства), ныне Федеральная антимонопольная служба России, не зарекомендовала себя как социально значимая. Были приняты Федеральные законы «О защите конкуренции на рынке финансовых услуг», «О рекламе» и Закон «О защите прав потребителей» от 23 июня 1999 г., но в связи с изменением рыночной конъюнктуры в России, в законы о конкуренции неоднократно вносились поправки, которые не имеют практического влияния.
Таким образом, анализируя деятельность федеральных антимонопольных органов России, специалисты отмечают ее «невнятность», практическое отсутствие.
Практика антимонопольного регулирования искусственных монополий в развитых странах обычно сочетает оба подхода.
Функциональный подход преобладает по отношению к уже сложившимся монопольным фирмам. Карательные меры к ним обычно принимаются только по результатам судебного разбирательства конкретных монополистических злоупотреблений. Однако самые суровые меры используются с большой осторожностью. Таким образом, случаи принудительной фрагментации фирм (демонополизации) во всем мире можно пересчитать по пальцам.
Структурный подход в основном используется в отношении вновь возникающих монополистических структур. Более того, если рост фирмы естественный, т.е. поскольку она захватывает растущую долю рынка за счет высокого качества продукции, ее доступной цены и быстрого обновления, против такой компании не принимаются меры, независимо от размера ее рынка. С другой стороны, когда новая компания создается путем слияний или поглощений с другими фирмами, антимонопольные органы тщательно следят за тем, чтобы новая гигантская фирма на одном рынке, на котором она работает, не превышала определенной доли.
Реализация положений антимонопольного законодательства за рубежом осуществляется в административном, судебном или смешанном порядке. В последнем случае решения административных органов могут быть обжалованы в суде.
Наиболее сложная ситуация с государственным контролем над монополистической деятельностью сложилась в Великобритании. Особенности развития антимонопольного законодательства в Великобритании привели к созданию двух систем контроля над монополиями. В первом, основанном на законах о справедливой торговле и конкуренции, ключевую роль играют Управление справедливой торговли, Комиссия по монополиям и Государственный секретарь по торговле и промышленности. Вторая система контроля, предусмотренная законодательством об ограничительной торговой практике, отводит ключевую роль Суду по ограничительной практике. Управление справедливой торговли хранит различную информацию о злоупотреблениях доминирующим положением, информирует правительство о своих решениях и, при необходимости, инициирует следующие процедуры: Картель заключает договор с судом о применении ограничительной практики, инициирует разбирательство по установлению и поддержанию перепродажных цен. Следует также отметить, что деятельность Управления по определению политики в области конкуренции носит консультативный характер.
Основная задача Комиссии по монополиям и слияниям — расследовать и сообщать о существовании (или возможности возникновения) монопольной ситуации или осуществлении слияния предприятий. В случае, если Комиссия по монополиям приходит к выводу о нарушении общественных интересов, Государственный секретарь имеет широкие полномочия применять различные меры воздействия на правонарушителя: отдавать приказы о расторжении контракта, запрещать поставку товаров, связывание сделок, дискриминация, запрещение или ограничение слияний, разделение предприятий путем продажи какой-либо из их частей или каким-либо другим способом).
Роль британского государственного секретаря по торговле и промышленности в регулировании монополий и конкуренции значительна. Поскольку выводы в отчетах Комиссии по монополиям носят рекомендательный характер, окончательное решение по вопросам, касающимся монопольных ситуаций или антиконкурентной практики, принимается Государственным секретарем или другими министрами. Кроме того, Государственный секретарь уполномочен делать исключения из законодательства об ограничительной торговой практике на основании экономической незначительности соответствующих картельных контрактов.
В Соединенных Штатах большая часть работы по государственному контролю над монополистической деятельностью осуществляется Антимонопольным отделом Министерства юстиции, который уполномочен возбуждать судебные дела против лиц, нарушающих антимонопольное законодательство. Помимо Министерства юстиции, Федеральная торговая комиссия осуществляет государственный контроль за соблюдением антимонопольного законодательства. При этом следует отметить, что основная нагрузка при проведении этих мероприятий ложится на федеральные суды и, в первую очередь, на Верховный суд США, который оценивает законность или недействительность определенных ограничительных условий в договорах или методах их заключения.
В Федеративной Республике Германии так называемые картельные власти занимаются государственным регулированием рыночных отношений, что приводит к смягчению негативных последствий чрезмерной монополизации. Эти органы включают Федеральное управление картелей, Федерального министра экономики и государственные органы. К ним присоединилась Комиссия по монополиям, созданная для вынесения заключений о концентрации предприятий в ФРГ. Деятельность промышленных и профессиональных ассоциаций по разработке правил конкуренции для своих отраслей можно признать саморегулированием конкурентных отношений частным бизнесом. Органы управления картелями могут проводить административные разбирательства, разбирательства по взысканию административных штрафов или расследования в отношении предприятий, картелей, промышленных или профессиональных ассоциаций. В ходе административного производства, в частности, решаются вопросы разрешения или запрещения картельных договоров, признания недействительными договоров слияния и запрета незаконного поведения предприятий, доминирующих на рынке.
Высокий уровень монополизации и ее резко негативное влияние на экономику обуславливают необходимость проведения антимонопольной политики в нашей стране. Более того, России нужна демонополизация, то есть радикальное сокращение количества секторов экономики, в которых установлена монополия.
Основная проблема и в то же время сложность — это специфика монополии, унаследованной от социалистической эпохи: российских монополистов по большей части невозможно демонополизировать путем сокращения штата.
На Западе возможна демонополизация гигантских предприятий путем разделения их на части. Местные монополии образовались в результате слияния и поглощения независимых фирм. Последние, по крайней мере теоретически, могут быть восстановлены как независимые компании. Российские монополисты, напротив, сразу строились как единый завод или технологический комплекс, который в принципе нельзя было разделить на отдельные части без полного разрушения.
Есть три основных возможности снизить степень монополизации:
- прямое разделение монопольных структур;
- зарубежная конкуренция;
- создание новых предприятий.
Как уже было сказано, возможности первого пути в российской действительности сильно ограничены. Единый завод нельзя разделить на части, и почти не бывает случаев, когда монопольный производитель состоит из нескольких заводов одного профиля. Тем не менее, на уровне надфирменных структур — бывших министерств, центральных администраций, а также региональных властей — эта работа частично уже проделана, а частично может быть продолжена, что принесет выгоды в виде снижения степени монополизации.
Дело в том, что еще один специфический российский вид монополии — это диктатура ведомств и государственных структур, которые и в наше время продолжают активно вмешиваться в деятельность предприятий. У них нет формальных юридических прав на это — предприятия находятся в частной собственности. Но у власти есть реальные рычаги давления. Например, они вполне могут воспрепятствовать проникновению стороннего производителя в отрасль с помощью частокола инструкций и заказов.
Второй путь — иностранная конкуренция — был, вероятно, самым действенным и действенным ударом по внутренней монополии. Когда рядом с продуктом монополиста на рынке присутствует импортный аналог, превосходящий по качеству и сопоставимый по цене, все монополистические злоупотребления становятся невозможными. Монополист должен думать о том, как его вообще не вытеснить с рынка.
Беда в том, что из-за непродуманной денежно-кредитной и таможенной политики импортная конкуренция во многих случаях оказывалась чрезмерно сильной. Вместо того, чтобы ограничить злоупотребления, он фактически уничтожил целые отрасли.
Очевидно, что использовать такое сильнодействующее средство нужно очень осторожно. Импортные товары, безусловно, должны присутствовать на российском рынке, представляя реальную угрозу для наших монополистов, но не должны превращаться в повод для массовой ликвидации отечественных предприятий.
Третий путь — создание новых предприятий, конкурирующих с монополистами, — предпочтительнее во всех отношениях. Он устраняет монополию, не разрушая самого монополиста как предприятие. Более того, новые предприятия всегда означают рост производства и новые рабочие места.
Проблема в том, что в сегодняшних условиях из-за экономического кризиса в России мало отечественных и зарубежных компаний, которые готовы вкладывать средства в создание новых предприятий. Тем не менее государственная поддержка наиболее перспективных инвестиционных проектов может дать определенные сдвиги в этом плане даже в условиях кризиса. Не случайно, что при всей ужасающей серьезности финансовых проблем в последнее время в рамках центрального бюджета был выделен так называемый бюджет развития, средства которого направляются на поддержку инвестиций.
В долгосрочной перспективе все три способа снижения степени монополизации российской экономики, несомненно, будут использованы. Однако описанные огромные трудности в продвижении по ним заставляют прогнозировать, что в ближайшем будущем экономика нашей страны сохранит высоко монополизированный характер. Тем более важным в этих условиях является текущее регулирование монопольной деятельности.
Основным органом, осуществляющим антимонопольную политику в России, является Федеральная антимонопольная служба. Его права и возможности довольно широки, а его статус соответствует положению аналогичных органов в других странах с развитой рыночной экономикой. Основными законами, регулирующими монополии, являются Закон о конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках и Закон о естественных монополиях.
Центр тяжести регулирующей деятельности государства в России в первые годы реформ был сосредоточен на регулировании монопольных цен. Государство устанавливает цены или их предельные уровни на газ, электроэнергию, железнодорожный транспорт, транспортировку нефти, коммунальные услуги и другие продукты естественных монополий. Некоторые из этих цен устанавливаются централизованно для всей страны, но в большинстве случаев решения принимаются региональными комиссиями для своих областей, краев или республик.
Максимальный уровень цен в большинстве случаев имеет тенденцию покрывать расходы монополиста и обеспечивать ему минимальную прибыль. сокращение поставок монополистом.
Ситуация резко осложняется и запутывается в результате широко распространенной практики неплатежей. В этих условиях монополисты стремятся установить цены таким образом, чтобы все затраты могли быть покрыты за счет фактически полученных средств. Правительство обычно считает этот уровень слишком высоким.
До недавнего времени считалось, что высокая экономическая эффективность естественных монополий делает их фрагментацию абсолютно недопустимой. Большинство европейских стран и уже некоторые страны мира монополизировали свои энергетические системы. Монополизация всей энергосистемы страны — это продажа долей в электроэнергетике, что означает передачу всей энергосистемы владельцу с большинством акций — человеку, который может устанавливать любые тарифы и иметь полное владение все энергоснабжение в России.
Кроме того, промышленность нашей страны сильно зависит от цен на электроэнергию. Комбинаты тяжелой промышленности, металлургии не могут работать в убыток, потому что стоимость электроэнергии для таких предприятий слишком велика.
Однако это не означает, что государство может воздерживаться от регулирования естественных монополий. Ведь их неконтролируемая деятельность может нанести значительный вред.
Эти структуры как монополисты пытаются решить свои проблемы, прежде всего, за счет повышения тарифов и цен. Последствия этого для экономики страны самые разрушительные. Растут издержки производства в других отраслях, растут неплатежи, парализованы межрегиональные связи.
И это не абстрактная теория. Вся российская деловая пресса в последние годы пестрела жалобами промышленных предприятий на завышенные железнодорожные тарифы, сверхбыстрый рост цен на энергоносители и т. д.
В то же время естественный характер монопольного положения, хотя и создает возможности для эффективной работы, вовсе не гарантирует, что эти возможности будут реализованы на практике. Действительно, теоретически затраты РАО «ЕЭС России» могут быть ниже, чем у нескольких конкурирующих электроэнергетических компаний. Но где гарантия, что они хотят свести их к минимуму, и, скажем, не будут раздувать издержки топ-менеджмента компании.
Все будущее населения России, будущее нашей отрасли, цены и тарифы на потребление электроэнергии, а значит, необходимо обязательно проанализировать все возможные варианты и последствия этой реформы, плюсы и минусы монополий, образующихся в России, а также опыт монополизации энергосистемы со стороны других стран мира, их ошибки и правильные действия
Электроэнергетика — один из важнейших и необходимых секторов экономики России. Надежное и эффективное функционирование электроэнергетики, бесперебойное снабжение потребителей — основа поступательного развития экономики страны и неотъемлемый фактор обеспечения цивилизованных условий жизни всех ее граждан. На данный момент отрасль сохранила свою целостность и обеспечила надежное снабжение электрической и тепловой энергией, которая так необходима обществу и промышленности, нашей экономике. Преодолевается спад производства электроэнергии, улучшается платежная дисциплина, растет уровень денежных поступлений. Однако фундаментальные проблемы электроэнергетики, возникшие в 80-е годы и получившие развитие в последующий период, не решены. На фоне общего экономического спада энергоэффективность продолжала снижаться; произошло резкое падение инвестиций и замедление воспроизводственных процессов в электроэнергетике. Дальнейшее обострение этих проблем приведет к невозможности удовлетворения растущего спроса на электроэнергию и, как следствие, к замедлению экономического роста. Качественное повышение эффективности энергетики и экономики, изменение текущей ситуации с инвестиционной бедностью в электроэнергетике невозможно без коренного изменения существующей системы экономических отношений в отрасли и безотлагательного структурного реформирования электроэнергетика.
Целями государственной политики реформирования электроэнергетики Российской Федерации являются: ресурсная и инфраструктурная поддержка экономического роста с одновременным повышением эффективности производства и потребления электроэнергии. Реформа электроэнергетики должна обеспечить энергетическую безопасность государства, предотвратить возможный энергетический кризис и повысить конкурентоспособность российской электроэнергии.
Реформирование электроэнергетики Российской Федерации должно осуществляться с учетом состоявшейся приватизации и исходя из следующих принципов:
- Передача акций РАО «ЕЭС России» в самостоятельную деятельность, регулируемую государством;
- Развитие конкуренции в секторах производства и продажи электроэнергии;
- Обеспечение доступа к состоянию рынка для всех производителей и потребителей электроэнергии;
- Разделение единства электроэнергетической системы страны;
- Обеспечение стабильной, надежной и бесперебойной работы электроэнергетики и бесперебойного снабжения секторов экономики и населения страны электрической и тепловой энергией;
- Обеспечение полной финансовой видимости рынков электроэнергии и деятельности электроэнергетических компаний;
- Гарантии защиты прав инвесторов, кредиторов и акционеров при структурных преобразованиях.
Успешная реформа электроэнергетики потребует окончательного решения следующих задач:
- создание конкурентного рынка электроэнергии, охватывающего все регионы России, где организация рынка технически осуществима и экономически целесообразна;
- стимулирование энергосбережения во всех сферах потребления;
- решение инвестиционной проблемы;
- обеспечение наличия электроэнергии как важнейшего условия повышения уровня и качества жизни граждан;
- сохранение и развитие единой структуры электроэнергетики, включая электрические сети и диспетчерское управление;
- развитие экспортных возможностей электроэнергетики;
Реформирование электроэнергетики в России необходимо для развития нашей экономики, восстановления промышленности и снижения тарифов на потребление электроэнергии. Кроме того, акции усовершенствованной энергосистемы привлекут необходимых инвесторов.
Термин имеет греческие корни. В переводе с древнего языка «монос» означает «один», «единый», «полео» — «продавать». Монополию трактуют как исключительное право, принадлежащее либо конкретному человеку, либо обществу, либо стране на рынке при торговле, производстве и ином виде экономической деятельности. Иными словами, это рыночная структура, при которой владелец (человек, компания или государство) контролирует производственные процессы, включая сбыт производимой продукции.
Монополисты имеют исключительные права и заняты производством уникальных товаров, не имеющих аналогов, защищены от появления на рынке конкурентов. Отсутствие конкуренции — прямая угроза всему рынку, так как единственный хозяйствующий субъект начинает диктовать условия, в том числе, формирует цены.
Этот вид делится на подвиды: случайную (временно повышенный спрос над предложением из-за того, что конкуренты чуть отстают), искусственно созданную (сговор или слияние фирм) и естественную (владелец обладает уникальной собственностью или невоспроизводимыми факторами производства — железная дорога, система водоснабжения и др.).
Несколько причин, по которым формируются естественные монополии:
- уникальные природные ресурсы (нефть, залежи алмазов, полезных ископаемых);
- изобретение, открытие и любая другая технологическая уникальность, которая принадлежит конкретной корпорации (Казахстан — монополист космической станции Байконур).
Сферы, в которых образуются естественные монополии:
- транспортировка полезных ископаемых — нефтяных продуктов, газа;
- эксплуатация жд-сетей;
- транспортные услуги морских и воздушных портов;
- телекоммуникационные услуги;
- почтовые услуги;
- водохозяйственная и канализационные системы и услуги, связанные с потреблением коммунальных благ.
Выделяют частную и государственную монополии.
Конспект по истории России на тему «Типы монополистических объединений».
Кредит или кредитные отношения — это такие сделки, при которых одна сторона уступает другой в собственность какие-либо ценности, на условиях возвратности (т.е. кредит должен быть возвращён в будущем), платности (т.е. за пользование кредитом будут взяты проценты) и срочности (т.е. установлен срок возврата кредита).
Искусственная монополия обычно создается при объединении нескольких предприятий.
Сговор компаний позволяет устранять конкурентов на товарных рынках.
При искусственной монополии созданная структура для устранения конкурентов применяет такие методы, как:
- ценовое маневрирование;
- хозяйственный бойкот;
- демпинг цен;
- промышленный шпионаж;
- спекуляция ценными бумагами.
Открытая монополия – это рынок единственного поставщика.
При открытой монополии существует временная ситуация, которая образуется в результате появления новой технологии или продукта в период, пока конкуренты не освоили данную технологию и производство данного продукта.
Таким образом, открытая монополия характерна для компаний, которые предлагают новые, инновационные продукты, у которых нет аналогов на текущий момент.
Государственная (закрытая) монополия – это монополия, которая создана с помощью законодательных барьеров, которые определяют:
- субъект монополии (монополиста);
- товарные границы монопольного рынка;
- формы контроля и регулирования его деятельности;
- компетенцию контролирующего органа.
Таким образом, государственная (закрытая) монополия защищена от конкурентов законодательством.
При государственной (закрытой) монополия ограничения могут касаться налогообложения, лицензирования, сертификации, авторских прав, патентов, передачи уникальных прав на владение и пользование ресурсами и т. п.