Совершение таможенных операций в условиях Таможенного кодекса ЕАЭС

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Совершение таможенных операций в условиях Таможенного кодекса ЕАЭС». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


В Письме от 20.08.2013 N 03-07-08/33977 финансисты мотивировали свой вывод так. Во временной декларации в силу ст. 214 ТК ТС (полагаем, в Письме допущена опечатка и здесь речь идет об аналогичной статье Закона о таможенном регулировании) отражаются неточные сведения о таможенной стоимости экспортируемых товаров. Лишь в полной таможенной декларации могут быть даны сведения в полном объеме.

Таможенный орган декларирования

Таможенный орган декларирования принимает документы на товары, перемещаемые через таможенную границу как физлицами, юридическими лицами и ИП. Таможенные органы декларирования выполняют непростую задачу защиты государственных интересов, связанную с контролем ввозимых и вывозимых грузов и товаров. Они должны предотвратить ввоз в Россию товаров и грузов, представляющих опасность для граждан и окружающей среды, а также не допустить вывоза запрещённых законодательством товаров. Именно поэтому декларированию подлежат все товары, ввозимые или вывозимые на территорию ЕАЭС. Кроме контроля таможенный орган декларирования осуществляет и другие функции: собирает таможенные платежи, следит за соблюдением мер таможенно-тарифного регулирования, борется с контрабандой и контрафактом и другие. Таможенные органы представляют собой единую централизованную систему, включающую в себя: таможенные управления, таможни и таможенные посты. Для выполнения своих функций они обеспечены развитой инфраструктурой: здания и площадки, электронно-вычислительная техника и программное обеспечение, а также другая необходимая техника. Таможенные органы декларирования сосредоточены в пунктах пропуска грузов и товаров через таможенную границу: аэропортах, портах, вокзалах, автомобильных грузовых терминалах и СВХ. Для декларирования отдельных групп товаров и для решения спецзадач организованы специализированные таможни: энергетическая, акцизная, оперативная, кинологическая и другие.

Формы таможенного декларирования

Формы таможенного декларирования и порядок их применения регламентируются законодательно. Декларирование должен осуществлять сам декларант-владелец или уполномоченный таможенный представитель. Электронная форма таможенного декларирования, согласно ст. 104 ТК ЕАЭС, в настоящее время является основной. При этом, согласно общим требованиям, декларация составляется в электронном виде, к ней прикладываются электронные копии указанных в ней документов, после этого, заверенная электронной подписью, она подаётся дистанционно, по сети интернет, в ЦЭД.

Письменную форму таможенного декларирования используют только в отношении товаров:

  • помещаемых под таможенную процедуру транзит;
  • для личного пользования;
  • пересылаемых в МПО;
  • ТС международной перевозки;
  • когда в качестве декларации используется другие документы, например, транспортная накладная;
  • когда электронное декларирование нельзя осуществить.

Виды таможенного декларирования

Виды таможенного декларирования связаны с использованием разных видов таможенных деклараций, а также формой их подачи: электронной и письменной.

Виды таможенных деклараций:

  • на товары – используется при помещении товаров под процедуры, исключая транзит; в документе указываются следующие сведения: процедура, под которую помещается ввозимый товар, о декларанте, о таможенном представителе, получателе, продавце и покупателе, о транспортных средствах, о товарах (название, описание, количество, сведения необходимые для исчисления платежей, для обеспечения мер нетарифного регулирования, страна происхождения товара, товарный знак, производитель);
  • пассажирская – используется при перемещении товаров для личного пользования физлицами;
  • транзитная – используется при помещении товаров под таможенную процедуру таможенный транзит; указываются сведения об отправителе и получателе, страна получатель и страна отправитель, о транспортном средстве, о товаре (название, количество, стоимость, код, количество и вес) и другие;
  • на транспортное средство – используется при таможенном декларировании транспортных средств международной перевозки и припасов.

Таможенный орган декларирования

Он отвечает за принятие документов на провозимые через границу товары.

Основные функции:

  • защита интересов государства;

  • контроль за ввозом и вывозом грузов;

  • предотвращение ввоза на территорию России товаров, которые представляют угрозу для населения и окружающей среды;

  • недопущение вывоза продукции, которая запрещена законом.

Декларировать нужно все товары, которые ввозятся либо вывозятся через таможенную границу ЕАЭС (Евразийский Экономический Союз).

Дополнительные функции таможенного органа:

  • сбор платежей;

  • контроль за выполнением требований тарифного регулирования;

  • борьба с контрабандой и контрафактной продукцией.

Органы таможни – единый централизованный механизм. В него входят по иерархии:

  • ФТС России (федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по контролю и надзору в области таможенного дела);

  • региональные таможенные управления;

  • таможни;

  • таможенные посты.

Для наилучшего исполнения обязанностей создается собственная инфраструктура – офисные и складские помещения, площадки для осмотра грузов, электроника и компьютерные технологии.

Читайте также:  Может ли опекун распоряжаться имуществом опекаемого

Располагаются органы таможни, как правило, там, где грузы пересекают границу:

  • аэропорт;

  • морской порт;

  • вокзал;

  • грузовые терминалы для автотранспорта;

  • склады временного хранения.

Порядок таможенного декларирования

Существует строгая последовательность действий, которую декларант или его официальный представитель обязаны соблюдать:

  1. Составление текста декларации, заполнение и подача ее в таможенный орган.

  2. Регистрация таможенной декларации в таможенном органе либо отказ в регистрации. После регистрации таможенной декларации все сведения, указанные в таможенной декларации, имеют юридическое значение.

  3. Проведение проверки заявленных сведений после регистрации.

  4. Решение таможенного органа о выпуске таможенной декларации. Это решение может быть и отрицательным в виде отказа в выпуске в случае несоблюдения условия таможенной процедуры.

Таможенный контроль и декларирование товаров

Таможенный контроль – ряд действий, принципов, законов, применяемых и выполняемых таможенными органами в рамках своей профессиональной деятельности, целью которых является обеспечение выполнения участниками таможенных отношений действующих законов. Под исполнением действующего законодательства понимается не только таможенное законодательство нашего государства, но и ратифицированные акты международного значения, договоры, заключенные между несколькими самостоятельными государствами, и прочие нормативные акты.

Этот вид контроля реализуется на организованной территории, называемой таможенной зоной. Таможенная зона – часть территории государства, в рамках которой осуществляется контроль перемещаемого через границу имущества. Работники таможенных органов обязаны следить за тем, чтобы процедура ввоза либо вывоза осуществлялась в строгом соответствии с действующими законами. И свои обязанности они выполняют в зоне таможенного контроля, то есть на тех пространственных участках, которые специально организованы для подобного рода деятельности, имеющей огромное значение для безопасности страны и мира в целом.

Таможенный контроль представляет собой не просто исполнение и реализацию законов страны нахождения таможенных органов. При осуществлении контроля учитывается свод законов Таможенного союза. Безусловно, выполнить все предусмотренные Таможенным союзом мероприятия при контроле каждого объекта просто невозможно. Да и это противоречило бы здравому смыслу. Поэтому тем же Таможенным Союзом установлен принцип выборочности, по которому проводится таможенный контроль. В каждом конкретном случае выбираются из множества мер и форм контроля те, которые являются разумными и достаточными в данном конкретном случае для реализации всех остальных правил и принципов таможенного законодательства Союза.

Среди задач, которые ставит перед собой таможенный контроль, можно выделить следующие:

  • Проверка соблюдения законности;

  • Реализация действующего законодательства;

  • Четкое следование правилам выбранной таможенной процедуры.

Формы таможенного контроля:

  • Проведение опроса в устной форме;

  • Документальная проверка;

  • Таможенная проверка;

  • Наблюдение в границах таможенной территории;

  • Получение объяснений;

  • Досмотр перемещаемого имущества и личный досмотр;

  • Проверка нанесения на товары специальных идентификационных знаков и маркировки;

  • Учет товаров и ТС, которые находятся под таможенным контролем;

  • Осмотр складов, помещений, территорий;

  • Проверка финансового состояния участников таможенных отношений, их отчетности, а также учета материальных объектов.

Товары, подлежащие таможенному декларированию

Согласно нормам, описанным в соглашениях, помещение продукции под таможенное оформление и декларирование осуществляются при пересечении товарами границ ТС. Таможенное декларирование товаров в Таможенном союзе для субъектов, которым необходимо заменить ранее заявленную процедуру таможни на другую, имеет свои отличительные особенности. Перед тем как подробно рассмотреть вопросы обязательств в отношении осуществления декларирования, следует уточнить определение словосочетания «таможенная граница ТС». Известно, что ст. 2 Таможенного кодекса ТС указывает, что в состав таможенной зоны ТС входят территории Белоруссии, Казахстана, РФ, а также расположенные за границами союза объекты, в отношении которых действует юрисдикция участников ТС. Декларирование на соответствие Таможенному союзу в отношении товаров осуществляется в пределах таможенных границ ТС и объектов, попадающих под юрисдикцию участвующих в нем государств.

Оформление для целей таможни производится в любом из двух вариантов: «декларирование Таможенный союз» и «декларирование иностранные товары».

Товары Таможенного союза — это:

  • Продукция, процесс выпуска которой имел место в пределах таможенных границ ТС;

  • Товары, перемещенные в пределах границ ТС и получившие соответствующий статус «продукция ТС» на основании Кодекса или соглашений между странами — участницами ТС;

  • Продукция, изготовление которой из товаров, указанных в предыдущем определении, или иностранных товаров осуществлено на территории стран — участниц Таможенного союза (на основании подп. 37 п. 1 ст. 4 Таможенного кодекса ТС).

Вся продукция, которая по указанным признакам не может относиться к продукции ТС, для задач таможни может быть рассмотрена как иностранные товары. В отношении таких товаров действует особенный правовой статус. Перемещение продукции ТС на единой территории таможни ТС осуществляется без каких-либо ограничений и без использования в их отношении формальностей таможни. Продукция иностранного производства помещается под процедуры таможенного контроля на протяжении всего периода нахождения в пределах таможенных границ ТС. Таможенный кодекс регламентирует конкретный порядок операций таможни, необходимых для оформления продукции иностранного производства, а также права/обязанности субъектов, имеющих полномочия по перемещению продукции иностранного производства и временные периоды, отведенные для выполнения действий, имеющих значение с правовой точки зрения.

Читайте также:  Налоговый вычет по процентам по ипотеке

Продукция иностранного происхождения, перемещенная в пределы ТС и согласно ТК получившая статус продукции ТС через процедуру декларирования и таможенного оформления, может без каких-либо ограничений транспортироваться по всей таможенной территории ТС. В качестве примера можно привести случай, когда для приобретения статуса продукции ТС импортируемые товары помещаются под режим выпуска с целью потребления внутри ТС. Тогда подразумевается, что импортируемая продукция может подлежать использованию и распоряжению без определенных мер ограничительного характера. Таможенный контроль декларирования товаров импорта предусматривает получение иностранными товарами статусов таких видов, как:

  • Выпуск для потребления внутри ТС;

  • Отказ в пользу страны;

  • Операции реимпорта.

Помещение продукции под определенную процедуру оформления с декларированием регулируется п. 1 ст. 179 Таможенного кодекса ТС. В данной статье отмечены иные случаи, когда продукция, перемещаемая через таможенные границы ТС, не подлежит декларированию:

  • Транспорт, используемый для транспортировок между странами (гл. 48 Таможенного кодекса ТС);

  • Продукция частных лиц для персонального использования (гл. 49 Таможенного кодекса ТС);

  • Припасы (гл. 50 ТК ТС).

Формы таможенного декларирования

В общем слу­чае та­мо­жен­ное де­кла­ри­ро­ва­ние про­из­во­дит­ся в элек­трон­ной форме.

В пись­мен­ной форме та­мо­жен­ное де­кла­ри­ро­ва­ние до­пус­ка­ет­ся, в част­но­сти:

  • при по­ме­ще­нии то­ва­ров под та­мо­жен­ную про­це­ду­ру та­мо­жен­но­го тран­зи­та;
  • в от­но­ше­нии то­ва­ров для лич­но­го поль­зо­ва­ния;
  • в от­но­ше­нии то­ва­ров, пе­ре­сы­ла­е­мых в меж­ду­на­род­ных поч­то­вых от­прав­ле­ни­ях;
  • в от­но­ше­нии то­ва­ров, пе­ре­сы­ла­е­мых в меж­ду­на­род­ных поч­то­вых от­прав­ле­ни­ях;
  • при ис­поль­зо­ва­нии в ка­че­стве та­мо­жен­ной де­кла­ра­ции транс­порт­ных (пе­ре­во­зоч­ных), ком­мер­че­ских и (или) иных до­ку­мен­тов, в том числе преду­смот­рен­ных меж­ду­на­род­ны­ми до­го­во­ра­ми го­су­дарств-чле­нов ЕАЭС с тре­тьей сто­ро­ной.

Какие сроки установлены для таможенного оформления товаров?

Сроки выпуска товаров регламентированы ст. 119 ТК ЕАЭС и составляют 4 часа. Отсчет начинается с момента регистрации таможенной декларации. Он передвигается, если до конца рабочего дня таможенного органа на время подачи декларации осталось менее четырех часов. Начатая процедура должна быть доведена до конца на следующий рабочий день. Это – идеальная ситуация, когда документы и груз соответствуют требованиям. В ином случае сроки таможенного оформления товара будут в разы длиннее. К таким ситуациям относятся:

  • Таможенники запросили документы, которые подтверждают достоверность информации, включенной в декларацию;
  • Декларант обратился в ФТС с заявлением об изменении или дополнении декларации;
  • Декларант/таможенный представитель не внесли изменения в декларацию по требованию таможенников.

Подача и регистрация деклараций на товары

Для принятия решения о регистрации деклараций, инспектор таможенного поста (отдел таможенного оформления и таможенного контроля ОТОиТК) в течении 2х часов с момента подачи декларации проверяет наличие или отсутствие оснований для отказа в регистрации ДТ. Основаниями для отказа в регистрации декларации являются:

1) если декларация подана на таможенный пост, который не уполномочен регистрировать такие декларации;

2) если декларация подана не уполномоченным лицом;

3) если в декларации не указаны все необходимые сведения, предусмотренные ТКТС;

4) если декларация не подписана, либо не заверена печатью или составлена не по форме;

5) в отношении декларируемых товаров не совершены действия, которые должны совершаться до подачи или одновременно с подачей декларации (товары должны быть размещены в зоне таможенного контроля (ЗТК) и при электронном декларировании, документы должны быть размещены в электронном архиве.

При наличии оснований для отказа в регистрации, инспектор ОТОиТК направляет декларанту протокол ошибок или электронное сообщение об отказе в регистрации с причиной отказа или электронное сообщение.

При отсутствии вышеуказанных оснований декларации присваивается регистрационный номер, указывается он в верхнем правом углу.

Регистрационный номер формируется по следующей схеме, состоит из трех элементов:

ХХХХХХХХ/ХХХХХХ/ХХХХХХХ

1 — код таможенного поста, куда подается таможенная декларация;

2 — дата подачи и регистрации декларации;

3 — порядковый номер декларации, который присваивается декларации таможенным постом.

С момента присвоение регистрационного номера сведения, написанные в декларации приобретают юридическую значимость, декларант несет за них ответственность.

Что такое неполное таможенное декларирование (НТД)

Неполное декларирование — это вид декларирования, предполагающий предоставление частичной информации о товаре, экспортируемом с территории Таможенного союза (ТС).

Справка. НТД применяется в соответствии со статьей 115 «Неполное таможенное декларирование» Таможенного кодекса Евразийского экономического союза (ТК ЕАЭС).

Порядок ее применения таков: декларант передает таможенным органам все известные ему на текущий момент сведения о продукте. Не указывать можно разве что такие данные, как:

  • информацию о получателе груза и стране, в которую он направляется;
  • сведения о транспортных средствах, с помощью которых груз прибудет в пункт назначения;
  • данные об упаковке продукции.

Неполное таможенное декларирование позволяет выпустить товар с таможни и довести его до заказчика, но на этом работа с таможенниками не заканчивается. Декларант по прежнему обязан предоставить все необходимые сведения о грузе. Сделать это можно путем изменения (дополнения) сведений в грузовой таможенной декларации (ГДТ). О том, как внести дополнения, вы узнаете чуть позже.

Читайте также:  Отдел льгот и пособий семьям с детьми

Как производится неполное декларирование

В НТД разрешено указывать не все сведения о товаре, но без некоторых данных таможенники ее все же не примут. К таким данным относятся:

  • документы, подтверждающие полномочия лица, подающего таможенную декларацию;
  • документы, подтверждающие соблюдение запретов и ограничений, в том числе в связи с применением специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мер;
  • документы, на основании которых был заявлен классификационный код товара по ТН ВЭД;
  • документы, подтверждающие уплату и (или) обеспечение уплаты таможенных платежей;
  • документы, подтверждающие страну происхождения товаров в случаях, предусмотренных ТК ЕАЭС.

В случаях, когда декларант имеет право на получение льгот по уплате таможенных платежей или неприменение к товарам запретов и ограничений, установленных законодательством ТС, такие условия обязательно подтверждаются документально и предоставляются в таможенный орган.

Документальное подтверждение уплаченных таможенных пошлин

Как установлено пп. 1 п. 1 ст. 264 НК РФ, таможенные пошлины и сборы для целей налогообложения прибыли относятся к прочим расходам, связанным с производством и реализацией.

Напомним, что по общему правилу ст. 252 Налогового кодекса расходы налогоплательщика должны быть подтверждены необходимыми документами. Причем ими могут быть документы, косвенно удостоверяющие произведенные расходы, в том числе таможенная декларация.

Однако является ли временная таможенная декларация документом, подтверждающим расходы налогоплательщика?

После убытия российских товаров с таможенной территории России декларант обязан подать надлежащим образом заполненную полную таможенную декларацию на все товары, вывезенные в определенный период времени. Таково условие п. 2 ст. 138 Таможенного кодекса. На этом основании многие специалисты считают, что документом, подтверждающим расходы налогоплательщика по уплате таможенной пошлины при вывозе товаров, является полная и надлежащим образом составленная таможенная декларация. Что касается временной таможенной декларации, то, по мнению этих специалистов, она является лишь уведомлением таможенного органа о намерениях организации вывезти товар, а уплаченные таможенные пошлины относятся к авансовым платежам. Факт же вывоза товара, его истинные объемы и суммы уплаченных таможенных платежей отражаются в полной таможенной декларации. А значит, временная таможенная декларация не может служить подтверждающим документом.

Декларация на транспортное средство и пассажирская таможенная декларация

Таможенное декларирование транспортных средств международной перевозки осуществляется при их временном ввозе и вывозе на территорию (с территории) Евразийского экономического союза.

Статья 350 ТК ТС говорит о том, что в качестве таможенной декларации на транспортное средство применяются стандартные документы перевозчика. Если же в таких документах не содержатся все необходимые сведения, таможенное декларирование производится путем представления таможенной декларации установленной формы.

Таможенное декларирование товаров для личного пользования осуществляется физическими лицами при их следовании через таможенную границу одновременно с представлением товаров таможенному органу.

В соответствии со статьей 355 ТК ТС таможенному декларированию в письменной форме подлежат:

  • товары для личного пользования, перемещаемые в несопровождаемом багаже или доставляемые перевозчиком в адрес физического лица;
  • товары для личного пользования, перемещаемые любым способом, в отношении которых применяются запреты и ограничения, кроме мер нетарифного и технического регулирования;
  • товары для личного пользования, перемещаемые любым способом, в том числе временно ввозимые, стоимость и (или) количество которых превышает нормы перемещения таких товаров с освобождением от уплаты таможенных платежей, установленные международным договором государств-членов Таможенного союза;
  • транспортные средства для личного пользования, перемещаемые любым способом, за исключением транспортных средств для личного пользования, зарегистрированных на территории государств-членов Таможенного союза, временно вывозимых с таможенной территории Таможенного союза и обратно ввозимых на такую территорию;
  • валюта государств-членов Таможенного союза, ценные бумаги и (или) валютные ценности, дорожные чеки в случаях, установленных законодательством и (или) международным договором государств-членов Таможенного союза;
  • культурные ценности;
  • товары для личного пользования, ввозимые в сопровождаемом багаже, если перемещающее их физическое лицо имеет несопровождаемый багаж;
  • иные товары, определенные таможенным законодательством Таможенного союза.

Периодическое таможенное декларирование

Данный вид декларирования товаров применяется в том случае, если декларанту точно известны все необходимые для заполнения декларации сведения о товаре (количество и таможенная стоимость).

Необходимо отметить, что возможность подачи периодической таможенной декларации имелась и ранее, однако существенным отличием от ранее существовавшего порядка, определенного в ч. 1 ст. 136 Таможенного кодекса Российской Федерации (далее — ТК РФ), является то, что по новому таможенному законодательству для подачи периодической таможенной декларации не требуется получение разрешения таможенного органа.

Какие же условия необходимо соблюдать, чтобы оформлять товары с применением периодического таможенного декларирования?

Прежде всего, строго установлен период поставки, причем как для ввозимых, так и для вывозимых товаров.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *