Что такое нормативные правовые акты и какие бывают НПА

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Что такое нормативные правовые акты и какие бывают НПА». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


Учитывая тот факт, что РФ принадлежит к числу стран романо-германской правовой системы, разделение всего массива нормативных актов на законы и подзаконные акты – это наиболее популярная классификация. Эти два вида имеют свои особенности и характерные признаки. Законы обладают наивысшей юридической силой после Конституции. Издавать эти нормативные акты могут лишь органы законодательной власти. Принятие закона происходит в особом порядке законотворчества. Они также классифицируются и в совокупности образуют систему законодательства в стране. Нужно отметить, что в законах прописаны основные, наиболее важные нормы права, имеющие общеобязательный характер. Подзаконные акты имеют иные признаки. Они издаются органами исполнительной власти.

Виды нормативных правовых актов

Говоря о видах НПА, следует подразумевать их классификацию, т.е., о систематизацию и упорядочивание. В большинстве современных правопорядков принимается примерно следующая классификация.

Во главе угла находится основной закон государства (конституция, устав или иной учредительный документ), содержащий в себе базис, основу для всех остальных законов. Имеет в подавляющем большинстве случаев наивысшую юридическую силу. Это выражается в том, что ни один из принимаемых в этом государстве НПА не может противоречить основному закону. В конституциях и им подобных документах закрепляются основы самого государства: строй, политическая система, положения о власти, местном самоуправлении и иные важные вопросы.

Основной закон обычно особым способом принимается, изменяется, вводится в силу и т.п. В подавляющем большинстве государств существуют специальные конституционные органы, основной целью которых является «работа» исключительно с конституцией. Например, конституционные собрания или соответствующие суды.

Говоря о следующей ступени, обычно называется закон – нормативный правовой акт, обладающий высшей юридической силой. В большинстве случаев регулирует основные стороны жизни общества, находясь во главе регулирования той или иной сферы. Законы также имеют свою собственную классификацию. К таковым относятся кодексы, а также отраслевое законодательство.

В России, например, существуют конституционные федеральные законы, раскрывающие те или иные положения Конституции РФ. Например, ФКЗ «О судебной системе» или ФКЗ «О референдуме в РФ».

Следующим элементом системы обычно называют подзаконные акты. К таковым можно отнести акты:

  • главы государства (указы, постановления, распоряжения и т.д.)
  • высшей исполнительной власти (например, Правительство РФ и его постановления, распоряжения)
  • ветвей исполнительной власти (министерства, службы и иные ведомства), местных властей, органов самоуправления и т.п. и их акты
  • локальные акты, принимаемые в организациях, учреждениях, предприятиях и т.д.

Отдельно выделяется нормативный договор, также являющийся источником норм, примером которого может служить международное соглашение. Нормативные договоры существуют и внутри государств, например, Соглашение между Правительством РФ и Правительством Республики Бурятия о взаимодействии в области ГО, предупреждения и ликвидации ЧС и мобилизационной подготовки народного хозяйства (Москва, 11 июля 1995 г.). Такой договор содержит в себе нормы и является разновидностью НПА.

Нормативный договор может делегировать полномочия, разграничивать ведение, выполнять иные функции. Договор международный, например, в российской правовой системе имеет весьма существенный вес, в силу ч. 4 ст. 15 Конституции РФ. Указанная основная норма наделяет международное соглашение (а также общепринятые принципы и нормы м.п.) большей силой, нежели изданный внутри РФ закон, регулирующий тот же предмет.

На это в своё время указывал и Верховный суд РФ в Постановлении своего Пленума от 31 октября 1995 г. N 8. Однако, в последнее время, в связи с принятием поправок в российский Основной закон, положение международных договоров в российской правовой системе несколько ухудшилось с точки зрения их юридической силы.

Подзаконные акты – это НПА, которые основываются на законе и не противоречат ему. Их юридическая сила по сравнению с законом является наименьшей.

Виды подзаконных актов:

  1. Общие, т.е. обязательные для всех лиц в пределах территории страны:
    • Указы и распоряжения Президента («О награждении государственными наградами Российской Федерации», О Всероссийском физкультурно-спортивном комплексе «Готов к труду и обороне» (ГТО);
    • Постановления и распоряжения Правительства. Принимаются во исполнение и основываются на законах и указах Президента. Данные Акты подписываются Председателем Правительства. Тематика постановлений и распоряжений Правительства разнообразна – она затрагивает политические, экономические, научные, образовательные вопросы, а также права человека. (Постановление Правительства «О порядке предоставления коммунальных услуг гражданам»).

    Вопрос о том, являются ли судебные акты высших судов источником права, является спорным. Решения судебных органов могут приобретать черты нормативного характера в результате обобщения судебной практики.

    Если выявляются неточности, неясности в законодательных актах, суды могут конкретизировать уточнять применение правовых норм, при этом не создавая новые нормы.

    Высшие органы судебной власти создают новые правовые нормы с целью разъяснения применения законодательства при его практическом применении судами. (Постановления Верховного суда РФ, Постановления ВАС РФ).

    Поэтому в классическом понимании континентальной системы права судебные акты все же не являются источником права, а являются разъяснением применения уже существующих норм, с учетом их противоречия или пробелов правового регулирования.

    Соотношение нормативных правовых и правоприменительных актов

    Сравнивая эти понятия, нужно исходить из их буквального толкования, то есть понимания. Так, нормативный правовой акт – это документ, в котором содержатся конкретные правила поведения. правоприменительной акт – это документ, в котором содержится ситуационное применение установленных норм на практике.

    Примеры правоприменительных актов – это решения судов. Так, в Уголовном кодексе предусмотрено, что мошенничество – это преступление, по которому преступнику присуждается уголовное наказание. По возбужденному уголовному делу конкретный преступник, который совершил конкретное действий, квалифицирующееся как мошенничество, получает уголовное наказание, размер которого определяет суд. Такой Приговор суда является актом правоприменения.

    Правоприменительными актами также будут считаться приказы о дисциплинарном нарушении, о награждении государственными наградами.

    В процессе создания правовых документов законодательные органы стремятся разместить в начале нормативного акта материалы, касающиеся единых принципов управления и единых положений, которые затрагивают каждый момент и грань предусмотренных задач. Таким образом, складывается первая часть нпа, именуемая «общие положения», «основные принципы», «общие предписания» и иное. В различных отечественных правовых документах данная часть может именоваться «общей частью».

    Замечание 4

    Во многокомпонентных структурированных документах права общие предписания могут входить в любой большой раздел.

    Общие предписания нпа включают себя ведущую терминологию и определенные положения, регламентирующие:

    • область законодательного влияния и предмет управления;
    • цели и область законного правоприменения;
    • принципы или базисные пункты;
    • законы РФ в регулируемых задачах;
    • компетенцию федеральных органов государства (и других подразделений и лиц);
    • деяния по исчислению временных промежутков, по участвующим лицам, по месту положения и прочее.

    Юридическая техника как часть правовой системы

    Юридическая техника представляет собой инструментарий законодательного процесса. Это определенный набор правил, средств, методов, с помощью которых происходит выражение смысла, заложенного в нормативную документацию. Юридические документы отличаются наличием специальной терминологии, особенным лингвистическим и синтаксическим построением предложений, но в то же время должны «говорить» доступным для людей языком.

    Техника призвана упорядочить и структурировать тексты, чтобы вся законодательная база существовала в едином стиле. В настоящее время она стала самостоятельной отраслью, изучение которой проходит наряду с другими и позволяет овладеть практическими навыками для грамотного оформления юридической документации.

    Ценность и значимость закона выявляются только в процессе его работы. Мало выпустить, нужно еще определить его сферу действия.

    Во-первых, они не всегда обязательны для исполнения. Моментом, с которого соблюдать закон становится необходимо, а за неисполнение наступает ответственность, считается время его вступления в силу. Его обязательность длится до отмены или прекращения действия.

    Во-вторых, отдельные законы, относящиеся к подвиду специальных нормативных актов, работают для некоторых категорий лиц, например, медицинских работников, военнослужащих, многодетных семей. По принципу территориальности они распространяются на резидентов страны или временно пребывающих иностранных граждан, которые находятся здесь во время их действия.

    Работа по подготовке правовых актов − значимая и обоснованная деятельность государства, а сами они, в любом своем варианте, необходимый регулятор общественных, политических, экономических и межличностных отношений.

    Основные проблемы российской системы права

    В процессе своего становления российская правовая система в большей степени подверглась влиянию западного права, чем восточного. Для России всегда была характерна низкая правовая грамотность граждан, их «отрешенность» от законодательства. Граждане вроде бы живут в рамках законодательства, но при случае становятся незащищенными, в силу незнания своих прав и обязанностей.

    Конечно, о проблемах права нужно говорить в рамках отдельной статьи, поскольку в каждой отрасли есть свои недочеты.

    Но, если рассматривать систему законодательства Российской Федерации в общем, можно выделить ряд проблем:

    1. Пробелы. Общество и государство всегда в процессе развития, порой случается так, что какие-то отношения и обязательства остаются, не урегулированы.
    2. Отсутствие единого толкования. Нормативные документы при отсутствии официальных разъяснений, допускают существование нескольких мнений по одному и тому же вопросу.
    3. Нет единых принципов, по которым нормативные акты должны вступать в силу, нет общих правил установления сроков публикации.

    Определение правового акта и нормативного правового акта

    Нормативный правовой акт – это официальный документ, обладающий соответствующей формой, изданный уполномоченным на то органом (Президент, Правительство, Парламент и т.д.) в пределах его компетенции. НПА не должен противоречить тем законодательным актам, которые обладают большей юридической силой. Обязательные условия такого документа – неоднократное применение, неопределённый круг лиц, установление, изменение или прекращение определённых правоотношений. Иными словами, НПА всегда порождает норму права.
    Правовой акт – понятие более широкое, в состав которого входят любые юридические документы, которые издаются государственными и местными органами власти. В литературе ПА используется как синоним индивидуального юридического акта. Это одностороннее решение государственного органа, адресованное конкретным субъектам законодательства, а потому не носящее всеобщий характер. Яркий пример – это документы для служебного пользования, которые удалены из общего доступа. Они не создают никаких правовых норм, а только направлены на их индивидуальное применение.

    Нормативный правовой акт

    Нормативный правовой акт — это акт правотворчества, который принимается в особом порядке строго определёнными субъектами и содержит норму права.

    Нормативный правовой акт в Российской Федерации — России (а также во многих других странах, относящихся к романо-германской правовой системе) является основным, доминирующим источником права. Нормативные правовые акты (в отличие от других источников права) принимаются только уполномоченными государственными органами в пределах их компетенции, имеют определённый вид и облекаются в документальную форму (кроме того, они составляются по правилам юридической техники). Нормативные правовые акты, действующие в стране, образуют единую систему.

    По порядку принятия и юридической силе нормативные правовые акты подразделяются на законы и подзаконные акты.

    Законы и подзаконные акты

    Подзаконный правовой акт (нормативный) принимается органами государственной власти в пределах их компетенции и, как правило, на основании закона. По общему правилу подзаконные акты должны соответствовать законам. К подзаконным актам России относятся нормативные акты (то есть указы, содержащие нормы права) Президента России, нормативные постановления палат Федерального Собрания (принимаемые по вопросам их ведения), нормативные постановления Правительства России, различные нормативные акты (приказы, инструкции, положения и т. п.) федеральных министерств и ведомств, других федеральных органов исполнительной власти, других федеральных государственных органов. Следует выделить также нормативные правовые акты органов местного самоуправления (именно поэтому подзаконный акт принимается не только государственными органами), издающиеся в соответствии с вышестоящими законами и подзаконными актами и воздействующие на общественные отношения строго на территории данного муниципального образования.

    Срок действия нормативно-правового акта

    НПА, как и всякий юридический документ, имеет свои нормы в вопросе временных рамок. Известно, что его срок чаще всего постоянен. Бывают и временные, у которых обозначен срок.

    Рассмотрим пределы действия любого НПА с точки зрения времени:

    • вступление в полную силу;
    • прекращение действия (потеря силы);
    • «обратная сторона закона»;
    • «переживание закона».

    Что интересно, законодательство РФ пошло по более простому пути, исключив третий период. Получается, что практически любой закон в России по умолчанию не имеет обратной силы, что не позволяет рассматривать дела, определенные законом уже после их совершения.

    При этом с «переживанием закона» ситуация получается обратной — было множество случаев, когда к актуальному НПА применяются устаревшие нормы.

    Возникает один достаточно интересный вопрос — что можно считать за конечную точку действия нормативных актов? Правильно — утрату законной силы, которая возможна по ряду причин.

    № п/п. Причина Описание
    1 Истечение срока действия Является самой частой причиной. Как уже говорилось ранее, у каждого акта есть своя продолжительность действия. Чаще всего срок устанавливают у тех НПА, которые были приняты во время военного или чрезвычайного положения. Хотя и в мирное время принимают такого рода акты.
    2 Замена одного акта другим Вследствие обстоятельств, когда какой-либо пункт НПА или он полностью уже устарел, проводится замена на более актуальную версию.
    3 Установление новых правил поведения Когда простой замены актов уже не хватает, законодательная власть проводит глобальные изменения в виде изменения госстроя или Конституции, формирования Парламента и так далее.

    Каждый акт, прежде чем вступить в силу, должен быть каким-либо образом создан. Для этого все прописывается и заранее проверяется последовательность подготовки и дальнейшего вступления в силу.

    Рассмотрим ниже каждый этап создания любого НПА.

    1. Создание проекта. На данном этапе начинается нормотворчество — создание НПА. Он заключается в выполнении следующих действий.
    • постановление вопроса о необходимости создания нового НПА;
    • обеспечение проекта всем необходимым;
    • сбор общей информации об общественных отношениях, нуждающихся в урегулировании;
    • подготовка концепций и инициатив, раскрытие цели проекта.

    2. Рассмотрение проекта. В это время создаваемый акт проходит тщательное изучение. В дальнейшем может быть откорректирован службами и органами, имеющими нужные полномочия. В процессе проверки и корректировки проводится поиск и аргументация перспективности в нескольких сферах — юридической, экономической и социально-политической.

    3. Стадия решения. После рассмотрения, субъект, отвечающий за изучение перспективности разрабатываемого НПА принимает решение. Их может быть всего три: принять, вернуть на доработку или отклонить.

    4. Финишная прямая. Тут уже готовый проект отправляется на подпись лицам, имеющим на это полномочия. Когда подпись уже поставлена, документ отправляется на официальную публикацию, а также в реестр с зарегистрированным номером. Только после этого НПА может вступать в силу.

    Ненормативные правовые акты

    Ненормативный правовой акт – правовой акт, принимаемый с целью осуществления конкретных организационных или распорядительных мероприятий, либо рассчитанный на иное однократное применение.

    К таковым относятся:

    • распоряжения Президента Республики Беларусь, если иное не предусмотрено Президентом Республики Беларусь;
    • распоряжения председателей палат Парламента — Национального собрания Республики Беларусь;
    • распоряжения Премьер-министра Республики Беларусь;
    • акты органов прокуратуры и прокуроров, за исключением нормативных правовых актов Генерального прокурора Республики Беларусь;
    • акты органов, регистрирующих акты гражданского состояния.

    Вопрос о том, являются ли судебные акты высших судов источником права, является спорным. Решения судебных органов могут приобретать черты нормативного характера в результате обобщения судебной практики.

    Если выявляются неточности, неясности в законодательных актах, суды могут конкретизировать уточнять применение правовых норм, при этом не создавая новые нормы.

    Высшие органы судебной власти создают новые правовые нормы с целью разъяснения применения законодательства при его практическом применении судами. (Постановления Верховного суда РФ, Постановления ВАС РФ).

    Поэтому в классическом понимании континентальной системы права судебные акты все же не являются источником права, а являются разъяснением применения уже существующих норм, с учетом их противоречия или пробелов правового регулирования.


    Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *