Законность и нюансы оформления электронной диагностической карты
Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Законность и нюансы оформления электронной диагностической карты». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
С 1 марта 2022 года заработает штраф в 2000 руб. за езду без техосмотра. Фиксировать нарушение раз в сутки смогут дорожные камеры. Однако, как уточнил спикер Госдумы Вячеслав Володин, штрафовать за езду без диагностической карты будут владельцев только тех транспортных средств, для которых техосмотр останется обязательным. На всех остальных штраф распространяться не должен.
Что такое техосмотр и сколько он стоит в 2022 году
Техосмотр — проверка технического состояния транспорта согласно строгим регламентам. Проводится уполномоченными операторами (автосервисы аккредитует РСА) и находится под контролем государства.
В ходе ТО проверяются:
- двигатель;
- тормозная система;
- функционирование стеклоочистителей;
- руль;
- наличие аптечки в необходимой комплектации и светоотражающего знака аварийной остановки;
- диски и обода колес (недопустимы трещины и признаки устранения дефектов сваркой);
- световые приборы;
- отсутствие трещин на лобовом стекле в зоне работы стеклоочистителя с водительской стороны.
После успешного прохождения ТО на руки выдают диагностическую карту, составленную в виде таблицы. В нее заносится информация о главных технических параметрах транспортного средства, которое подвергалось осмотру, данные о собственнике и автомобиле (государственный номерной знак, марка и модель, VIN двигателя).
Смогут ли страховые компании предъявить регресс, если на машину нет техосмотра
Как рассказали в РСА, пострадавший в ДТП получает выплату по ОСАГО вне зависимости от состояния транспортного средства его и виновника. По закону об ОСАГО страховая компания может предъявить регрессное требование к виновнику ДТП, автомобиль которого был неисправен, только если страховая компания докажет, что причиной ДТП явилась именно техническая неисправность автомобиля виновника аварии.
«На практике такие случаи, когда причиной ДТП стала исключительно техническая неисправность автомобиля, крайне редки», — сказали в РСА.
После перевода техосмотра на добровольную основу страховщики при разборе ДТП будут ориентироваться на техническую исправность автомобилей. При этом, как подчеркнули в РСА, если на момент ДТП у виновника была действующая диагностическая карта, то по закону об ОСАГО, предъявить ему регресс по причине неисправности транспортного средства не получится.
Что будет, если оформить фальшивый полис ОСАГО
Нами были рассмотрены все законные способы, можно ли получить полис ОСАГО или онлайн купить его без техосмотра. Теперь поговорим о незаконных схемах, конкретнее — об оформлении фальшивых страховок.
В сети можно встретить немало предложений купить ОСАГО онлайн по цене 1500–2000 рублей за полис. Для выдачи «липовых» документов используется несколько схем:
- за основу берётся выданный ранее в другом регионе страховой компанией бланк;
- используется «двойник» — то есть вносятся данные реального и действующего полиса, оформленного на другого автовладельца;
- страховка выдаётся от лица страховщика, ушедшего с рынка страхования «автогражданки».
По перед тем как оформить или выполнить продление полиса ОСАГО без диагностической карты помните, что юридической силы такой документ не имеет. Более того, за использование фальшивки водитель может быть привлечён к уголовной ответственности.
Как можно проверить действительна ли диагностическая карта для ОСАГО
Проверить действительность ДК возможно через ЕАИС. База круглосуточно доступна операторам, экспертам ТО, сотрудникам ГИБДД и страховщикам. Отдельные страховые предприятия и маркетплейсы на своих интернет-ресурсах размещают онлайн-сервисы для оперативной проверки легальности выданной ДК. Для этого нужна соответствующая информация, поэтому рекомендовано получать ДК, подтверждаемую бумажной версией. Ее получение происходит исключительно в заявительном порядке.
Далее в онлайн-форму вносятся следующие сведения:
- госномер искомого транспорта;
- VIN-нумерацию авто;
- номерные значения кузова, шасси;
- информацию о выданной ДК (нумерация по ЕАИСТО).
Каким автомобилям нужно проходить обязательный техосмотр в 2022 году?
Итак, информацию об этом можно найти в ст. 15 ФЗ-170 О техосмотре, где подробнейшим образом описано, кому из водителей нужно получать диагностические карты, а кто освобождён от этой обязанности.
Частота осмотра машины на станции ТО зависит от типа транспортного средства, владельца, но самое главное – от года производства автомобиля.
Тип транспортного средства | Кому принадлежит? | Год выпуска ТС | Как часто нужно проходить техосмотр? |
---|---|---|---|
Легковые автомобили | юридическому лицу | от 4 до 10 лет | каждые 24 месяца |
Легковые машины | юридическому лицу | 10 лет и старше | ежегодно |
Легковое авто, используемое в любом виде деятельности за исключением такси | физическому лицу (гражданину) | старше 4 лет и до 10 лет | каждые 24 месяца |
Легковой автомобиль, используемый в любом виде деятельности, кроме такси | физлицу | от 10 лет | раз в 12 месяцев |
Легковые такси | неважно | до 5 лет | один раз в год |
Легковые такси | неважно | от 5 лет и старше | каждые 6 месяцев |
Грузовики, массой до 3,5 тонн | неважно | 4-10 лет | раз в 24 месяца |
Грузовой транспорт с разрешённой массой менее 3,5 тонн | неважно | свыше 10 лет | ежегодно |
Грузовики, чья масса свыше 3,5 тонн | неважно | до 5 лет | раз в год |
Грузовые машины с массой более 3,5 тонн | неважно | более 5 лет | каждые 6 месяцев |
Грузовые авто, предназначенные для перевозки людей с числом мест от 8 и более (не считая места водителя) | неважно | до 5 лет | каждые 12 месяцев |
Грузовики для перевозки людей с числом мест свыше 8 | неважно | старше 5 лет | раз в полгода |
Грузовой автотранспорт, оборудованный и перевозящий опасные грузы | неважно | неважно | один раз в 12 месяцев |
Автобусы | неважно | до 5 лет | ежегодно |
Автобусы | неважно | старше 5 лет | каждые 6 месяцев |
Прицепы или полуприцепы грузовиков, массой свыше 3,5 тонн | юридическому лицу | от 4 до 10 лет | один раз в 24 месяца |
Те же прицепы и полуприцепы | юрлицу | от 10 лет и старше | каждые 12 месяцев |
Также обратите внимание на то, как вести отсчёт с даты выпуска автомобиля. Правильно делать это с того года, когда техника была произведена заводом. Причём пп. 1 п. 1 ст. 15 ФЗ О техосмотре предписывает смотреть эти сведения либо в ПТС, либо в СТС машины. К примеру, если автомобиль используется вами для работы в такси, и выпущен с конвейера 20 ноября 2021 года, то ближайший ТО вам надлежит пройти в 2024 году. То есть год производства машины автоматически включается в расчёт.
Где пройти техосмотр
Раньше проверкой технического состояния транспортного средства занимались сотрудники ГИБДД. Функция передана в частные организации и сервисы техобслуживания, официальным дилерам автомобильных марок и независимым центрам, которые ремонтируют автомобили и мотоциклы. Вступление в силу новых правил техосмотра предполагает наличие специализированных центров государственной аккредитации, поэтому не каждая станция техобслуживания может провести техосмотр и выдать диагностическую карту.
Важно! Перед прохождением техосмотра водитель должен удостовериться в том, что техническая станция имеет официальную аккредитацию, а сотрудники обладают соответствующей компетенцией.
Ознакомиться со списком сервисных станций можно на сайте российского Союза автостраховщиков. Перед прохождением техосмотра проверьте в пункте факт наличия аккредитации. Вы вправе потребовать предъявление документа, который её подтверждает.
Когда электронный полис ОСАГО будет обязательным
Банк России дал обещание, что через девять месяцев полисы ОСАГО в электронном виде будут обязательными, и решат проблему доступности страхования автомобилей. Страховщики не критикуют открыто Центральный банк, но подразумевают, что он слишком опережает события на несколько лет. Они считают, что владельцу автомобиля будет неудобно приобретать электронный вариант полиса.
Специалисты считают, что страховые компании не хотят такого внедрения электронного страхования, так как при контролируемых государством тарифах они не смогут закладывать в них убытки из-за мошенничества.
Банк России официально сообщал, что с 1 января 2017 года компании-страховщики обязаны предоставлять электронные услуги по оформлению полисов на территории всей страны. Это будет закреплено поправками к законам.
Электронные полисы начали оформляться с лета 2015 года, но пока их оформление является только правом страховщика, а не обязанностью. В настоящее время полисы оформляют не так много страховых компаний, которые имеют соответствующую лицензию.
Как добавить водителя в электронный полис ОСАГО
Согласно федеральным законам, обо всех изменениях информации, занесенных в полис, водитель должен сообщить страхователю письменно, однако практически за невыполнение этого пункта можно избежать наказания, так как официально не установлен срок, в который нужно сообщить обо всех изменениях. В законах также не сказано, что изменения в полисе, оформленном по интернету, обуславливают отказ в выплатах, либо прекращение действия договора. Чтобы признать страховой полис незаконным, страховая компания может ссылаться на неверно указанную информацию.
Исключением являются случаи, когда ввиду изменения информации изменяется риск страхового случая. В такой ситуации страховая компания может отказать в выплатах, ведь сумма, которую необходимо выплачивать при новых обстоятельствах, иногда сильно отличается от указанной в договоре до изменения данных.
Многих владельцев автомобилей интересует вопрос: как вписать еще одного водителя в электронный документ полиса. В этом случае такие возможности зависят от условий страховой компании. Многие страховщики предоставляют возможность своим клиентам исправить данные по сети интернета в режиме онлайн. Однако часто страховая компания при этом требует явиться лично в офис для внесения изменений.
Последний способ делает уже автоматически электронный полис бумажным, так как после этих корректировок работник компании выдаст водителю уже обычную бумажную страховку. Эта процедура выполняется без оплаты по многим параметрам. Исключение составляет вписывание в полис другого водителя. Стоимость таких изменений в электронный документ зависит от водительского стажа, возраста и продолжительности вождения без аварий.
Внесение изменений в электронный полис разрешается только по некоторым данным. Если вам нужно изменить и другие параметры, то придется расторгать действующий договор и заключать новый. Например, придется аннулировать договор страхования по следующим причинам:
- Изменяется страхователь.
- Необходимо застраховать другой автомобиль.
- Изменяется срок действия документа.
Нужно ли проходить техосмотр, если ОСАГО и так продадут?
При этом по закону отмена обязательного ТО для получения ОСАГО не влияет на то, что прохождение техосмотра остается обязательным само по себе. С 1 марта 2022 года вступает в силу новая редакция КоАП, согласно которой за отсутствие техосмотра на автомобиль будет выписываться штраф размером 2 тыс. рублей.
Страховые компании также смогут воспользоваться формально отмененным ТО и полугодовой заминкой в законодательных документах. Например, предъявить регрессное требование, если на момент наступления страхового случая истек срок действия техосмотра.
Вдобавок к этому, почти год назад была запущена в опытную эксплуатацию система автоматической фото- и видеофиксации полиса ОСАГО по номеру автомобиля. Рассылка штрафов за отсутствие техосмотра, зафиксированного с помощью камер фиксации нарушений ПДД — вопрос времени.
Как изменилась процедура прохождения техосмотра?
Многие говорят про новые правила проведения техосмотра, но в реальности сама процедура не изменилась никак. Те автовладельцы, которые должны или хотят по собственной инициативе проходить техосмотр, проходят его точно так же, как раньше.
Напомним, что там тоже есть определенные нюансы: в частности, необходимо сфотографировать автомобиль в пункте осмотра (с привязкой к месту, сразу, как только приехали) и зарегистрировать фотографию в автоматизированной системе ЕАИС ТО, за которую отвечает МВД. На фото фиксируется время и место проведения техосмотра. Первый снимок делают после заезда автомобиля на первый пост, второй – в конце процедуры перед выдачей диагностической карты. В кадре должен быть автомобиль целиком, причем таким образом, чтобы читались номера.
На первом этапе автомобиль осматривают снизу, на втором проверяют салон, системы и зеркала, на третьем – тормоза и фары. Четвертый этап предполагает визуальный общий осмотр. Только после проведения всех этих действий специалист может выдать диагностическую карту. Все недочеты заносятся в систему, и во время последующих визитов в автосервис специалисты могут посмотреть состояние автомобиля, не перепроверяя самостоятельно. Исправить все на месте и сразу получить новую карту нельзя, придется повторить процедуру после того, как все недочеты окажутся устранены. После нового ТО будет выдана новая диагностическая карта.
Что влияет на стоимость ОСАГО: основные факторы тарификации
Расчётная цена ОСАГО зависит от следующих факторов.
- Аккуратность водителя. Параметр выражается коэффициентом КБМ, о котором говорилось выше. Если клиент участвовал в авариях с большим числом потерпевших и всячески нарушал правила дорожного движения (ПДД), ему придется оплатить полис по завышенной цене.
- Срок действия. Чем дольше действует страховка, тем ниже ее стоимость в пересчете на один день. Для получения наиболее выгодных условий, специалисты рекомендуют приобретать ОСАГО на 12 месяцев. Максимальная тарификация действует для договоров сроком на 3 месяца.
- Регистрация собственника. Наличие городской прописки увеличивает издержки на покупку ОСАГО. Наибольшие коэффициенты действуют для жителей городов-миллионников. Получить неплохую скидку могут водители, зарегистрированные в области.
- Количество лиц, допущенных к управлению. Чем больше водителей допущено к управлению, тем выше стоимость страхового продукта. Наиболее дорогостоящими являются неограниченные страховки. Они позволяют управлять транспортом всем лицам, имеющим права. Такое ОСАГО оптимально для больших семей и организаций.
- Характеристики транспорта. На стоимость существенно влияет категория ТС и мощность силового агрегата.
Оплата страховки происходит онлай, через банк или в офисе страховщика. Возмещение по страховому случаю перечисляется только на карту страхователя. Выплата наличных средств не представляется возможной.
Для чего необходимо прохождение ТО?
Для каждого автомобиля, имеющего «возраст» более трех лет, необходимо периодическое прохождение осмотра. Вызвано это двумя основными причинами. Первая — проверка общего состояния машины и выявление у нее скрытых неисправностей, влекущих за собой теоретическую опасность для водителя и его пассажиров. Все замечания, на которые будет указано в ходе осмотра, автомобилист должен будет устранить в самое короткое время. Вторая — это необходимость предъявить талон, либо карту диагностики автомобиля при оформлении на него автостраховки. Без этих документов полис просто не удастся получить (кроме той категории автомашин, для которых существует исключение, то есть для имеющих срок эксплуатации менее 3 лет). Таким образом, первая проверка проходит по истечении трехлетнего срока, вторая — еще через 2 года (то есть в 5 лет), третья — также через 2 года (в 7 лет), а вот все дальнейшие проверки должны будут проводиться ежегодно.
Что изменилось в 2017 году
Коренные изменения для автомобилистов начались с вступлением в силу ФЗ № 170 от 01 июля 2011 года «О техническом осмотре». В последующие годы закон был изменён и дополнен. Актуальная версия подразумевает:
- упразднение талона о техосмотре. Раньше его предъявляли «гаишникам» по требованию, при необходимости подтвердить, что автомобиль годится для эксплуатации и безопасен для людей и транспорта в потоке.
- оформление диагностической карты до регистрации авто и до выписки полиса ОСАГО. К страховщикам перешла обязанность отслеживать наличие действующей диагностической карты. Таким образом, сотрудник ГИБДД больше не уполномочен требовать заключение экспертов о состоянии автомобиля. Диагностическую карту следует предъявить страховщику при покупке полиса автогражданки. Если машина переходит к другому владельцу в период действия карты, последнему нет надобности переоформлять/продлевать её. Документ действителен до истечения срока, указанного в нём изначально.
- появление уполномоченных экспертов. Поэтапно право выдавать диагностическую карту с прописанными в ней выводами о состоянии транспорта перешло в ведение специальных организаций. Аккредитованные операторы технического осмотра не только содержат штат сотрудников, подтверждающих сертификатами квалификацию, достаточную для проведения ТО, но и имеют в своём распоряжении перечень необходимого оборудования. Список допущенных к экспертизе организаций вывешен на сайте Российского союза автостраховщиков. При выдаче каждой диагностической карты сотрудники оператора ТО вносят данные о ней в единую электронную систему. Поэтому при утрате бумажной версии документа его нетрудно восстановить. Легко, но не бесплатно: за повторную выдачу необходимо вновь оплатить госпошлину. Сведения хранятся в информационной базе техосмотра (ЕАИСТО) пять лет. Экземпляр бумажного бланка оператор обязан держать в архиве три года.
- автовладелец имеет право обратиться к любому оператору, где ему удобно предъявить автомобиль. Больше нет привязки техосмотра к месту регистрации.
Когда можно обойтись без ТО
Для оформления диагностической карты требуется паспорт, ПТС и немного времени. На деле некоторые автомобилисты задаются вопросом, можно ли пренебречь процедурой техосмотра. Услуга-то платная. Законных варианта для российского авто три:
- машине не исполнилось трёх лет на момент оформления ОСАГО; новому легковому автомобилю, только что покинувшему площадку автосалона, осмотр понадобится только к концу третьего года эксплуатации (если это не такси). До этого момента покупка полиса ОСАГО и постановка машины на учёт будет происходить без диагностической карты;
- автомобиль был приобретён у другого владельца с действующей диагностической картой;
- будет оформляться краткосрочный полис максимум на 20 дней для транзита (в конечном пункте придётся пройти процедуру наравне со всеми автомобилистами).
Есть ещё одно правило, противоречащее принципу безопасности на дорогах: на машины, зарегистрированные в других государствах, требование обязательного осмотра и экспертизы всех узлов на предмет исправной службы, не распространяется.
Существуют и полулегальные способы оформления ОСАГО. Они заключаются в том, что компания делает экспертизу состояния автомобиля формально, ограничившись фотографированием и визуальным осмотром. Диагностическая карта при этом выписывается и передаётся владельцу. «Услуга» обходится автовладельцу дешевле, времени занимает меньше. Минус такого подхода: собственник машины не имеет объективной информации об исправности всех систем и узлов «железного коня». Машина превращается в реальный источник повышенной опасности.
Другой подход заключается в уловке страховщика: после вступления в силу закона о техосмотре некоторые страховые компании не перестали выписывать полис ОСАГО в привычном порядке. На руки клиенту при этом выдаётся бланк диагностической карты под «честное слово», что водитель пройдёт техосмотр в кратчайшие сроки в уполномоченных организациях. Если страхователь не удосужится этого сделать, сведения о его автомобиле не появятся в единой информационной системе. Но полис будет продолжать действовать. Во всяком случае, до первой неприятности на дороге, клиент будет думать, что поступил разумно. Страховая компания постарается отказать в выплате, если автомобилист не успел или передумал делать ТО.
Техосмотр не обязателен, но…
Начнем с того, что с 30 декабря прошлого года процедура прохождения технического осмотра стала добровольной, но только для легковых автомобилей и мотоциклов, используемых в личных целях. Это указано в пунктах 7-9 ст. 15 Федерального закона от 1 июля 2011 г. № 170-ФЗ «О техническом осмотре транспортных средств и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации». Получать диагностическую карту для приобретения полиса ОСАГО больше не нужно, независимо от возраста машины. Для легковых автомобилей, которые принадлежат юридическим лицам или используются для работы, а также для грузовиков и автобусов техосмотр остался обязательным мероприятием. Его регулярность зависит от категории транспортного средства, вида его использования и возраста.
Автовладельцам-частникам придется проходить техосмотр и получать диагностическую карту только для проведения регистрационных действий с автомобилями старше четырех лет. Также диагностическая карта понадобится при выезде на машине за границу.