Аудит соблюдения норм трудового законодательства
Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Аудит соблюдения норм трудового законодательства». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Приступая к проверке расчетов с персоналом по оплате труда, аудитор должен установить наличие внутренних нормативных документов, регулирующих трудовые отношения в организации, и их соответствие требованиям действующего Трудового кодекса РФ.
Учебный план по курсу внутренний аудитор по соблюдению норм трудового законодательства
№ | Наименование дисциплины | 250 ак.ч. | 500 ак.ч. | Оценка |
1 | Процедуры проведения внутреннего аудита | 34 | 66 | Нет |
2 | Проработка аудита основных (базовых) документов организации | 34 | 70 | Нет |
3 | Составление результатов проведения аудита | 34 | 68 | Нет |
4 | Материально-технические ресурсы для аудита | 38 | 76 | Нет |
5 | Кадровый аудит в системе риск-менеджмента предприятия | 34 | 72 | Нет |
6 | Взаимодействие кадровой службы предприятия с органами государственной власти: предоставление отчетности, прохождение проверок | 34 | 72 | Нет |
7 | Социальный аудит и управление конфликтами | 34 | 68 | Нет |
8 | Итоговая аттестация | 8 | 8 | Зачет |
Аудит соблюдения трудового законодательства
Аудиторская проверка соблюдения трудового законодательства состоит из следующих этапов.
На первом этапе осуществляется проверка внутренних локальных документов по учету труда и заработной платы.
Трудовые отношения между работниками и организацией регулируются коллективным договором – правовым актом, регулирующим социально-трудовые отношения в организации или у индивидуального предпринимателя и заключаемым работниками и работодателями в лице их представителей (ст. 40 ТК РФ). Порядок ведения коллективных переговоров и заключения коллективного договора регулируется Трудовым кодексом РФ.
Коллективный договор вступает в силу со дня подписания его сторонами либо со дня, установленного в самом коллективном договоре (ст. 43 ТК РФ). Действовать он может не более трёх лет, при этом допускается его продление также на срок до трех лет.
- В коллективный договор рекомендуется включить дополнительные положения по локальному нормативному регулированию расчетов с персоналом по оплате труда:
- — порядок и размеры начислений стимулирующего характера, в том числе премии за производственные результаты, надбавки к тарифным ставкам и окладам за профессиональное мастерство, высокие достижения в труде и другие показатели;
- — порядок и размеры стимулирующего или компенсирующего характера, связанные с режимом работы и условиями труда, в том числе надбавки к тарифным ставкам за работу в ночное время, за совмещение профессий, за работу в тяжелых, вредных условиях труда, за работу в выходные и праздничные дни, производимые в соответствии с законодательством РФ.
- Выплаты стимулирующего и компенсирующего характера, предусмотренные в коллективном договоре, являются экономически обоснованными в целях признания расходов на оплату труда в налоговом учете.
Внутренний аудитор по соблюдению норм трудового законодательства
Как показывает мировая практика, в государствах с развитой рыночной экономикой на большинстве предприятий имеется аудиторская служба. Сотрудники подразделения осуществляют контроль за работой организации, необходимый для защиты интересов работников, собственников бизнеса и государства.
Внутренний аудитор по трудовому законодательству – один из ключевых специалистов в современной компании. Штатный специалист избавляет фирму от необходимости прохождения сторонних проверок, снижает уровень риска в области управления персоналом.
Аудитор в сфере трудового права обязан соответствовать требованиям проф.стандарта, иметь определенный уровень квалификации.
Получить его можно в процессе дистанционной переподготовки по профессии «Внутренний аудитор по соблюдению норм трудового законодательства». Обучающая программа разработана опытными специалистами нашей Академии.
Она поможет слушателям привести свой профессиональный уровень в соответствие с установленными требованиями, стать высококвалифированным специалистом.
Курс дистанционной переподготовки по направлению «Внутренний аудитор по соблюдению норм трудового законодательства» подходит для:
- сотрудников и начальников подразделений управления персоналом;
- действующих аудиторов (кадровых, налоговых, бухгалтерских);
- трудовых юристов;
- других заинтересованных граждан, имеющих документы о среднем профессиональном образовании, либо высшем.
Отзывы о нашей работе
Общество с ограниченной ответственностью
«ИСК Деко-Инвест»
ООО «ИСК Деко-Инвест» благодарит ЦПК «Столица» за дистанционные курсы профессиональной переподготовки по специальности «Маркетинг».
Благодаря поддержке куратора и доброжелательному отношению ваших специалистов от обучения остались самые приятные впечатления. Дистанционный режим не отразился на качестве обучения, это был полноценный курс с интересными лекциями, практическими заданиями и полезными материалами для самоподготовки. Наши специалисты получили не только документы об образовании, но и знания, умения, навыки, в чем, несомненно, заслуга методистов и преподавателей учебного центра.
Отдельно хотелось бы поблагодарить консультантов «Столицы», которые давали исчерпывающие ответы на вопросы слушателей курса даже после его окончания. Мы готовы рекомендовать образовательные услуги учебного центра коллегам и партнерам.
Цели аудита по охране труда
Цели аудита по охране труда, это в первую очередь, понять СОТу свои недоработки, чтобы в дальнейшем не допускать их. Во вторую, поставить в известность руководителя о нарушениях, которые можно или невозможно устранить здесь и сейчас.
Например, из-за недостатка финансирования не выполнен график выдачи спецодежды, или не укомплектовали аптечки лекарствами. Скрывать ничего не нужно, особенно если ранее вы писали об этом служебные записки руководству. Не подставляйте своего директора.
В конце концов, если в случившемся нет вашей вины, бояться нечего. А даже если и есть какая-то недоработка, все равно это всплывет наружу. Лучше уж во время аудита все выявить, а не перед проверкой, или во время ее проведения.
Также цели мероприятия:
- Проверка соответствия охраны труда в организации трудовому законодательству и нормативным требованиям.
- Выявление “слабых мест” и нарушений требований охраны труда, ошибок и недочетов в ведении документации и организации работы.
- Определение причин имеющихся нарушений.
- Прогнозирование вероятных рисков для компании в случае не устранения замечаний.
- Выработка предложений и мероприятий по устранению нарушений и предотвращению возможных негативных последствий (травматизм).
- Разработка плана мероприятий по устранению нарушений.
Для больших компаний аудит по охране труда – это обязательная мера, потому как сложно за всем уследить и она дополнительно позволяет контролировать это направление деятельности. А комплексная оценка нужна, в первую очередь самому руководителю компании.
Как поступить на курсы повышения квалификации и профессиональной переподготовки в ЕЦ ДПО
Поступить на курсы повышения квалификации и профессиональной переподготовки в Единый Центр Дополнительного Профессионального Образования не составит труда. Для этого Вам нужно воспользоваться нашим сайтом или позвонить по указанному на сайте номеру телефона.
Вы можете получить скидку на обучение, если оставите заявку на обучение через наш сайт. Выберите интересную программу обучения и оставьте свой номер телефона. Вам позвонят наши специалисты и ответят на все Ваши вопросы.
Также Вы можете получить консультацию, позвонив по указанному на сайте телефону. Мы с удовольствием расскажем Вам, как Вы можете пройти обучение максимально удобно и эффективно.
Если Вы не нашли нужную программу, не расстраиваетесь. В нашем Центре проводится множество программ, которые пока не размещены на нашем сайте. Вы можете оставить заявку с названием курса, который Вам интересен. Наши специалисты сообщат, проводится ли такой курс в нашем Центре. Если этого курса нет, мы будем готовы разработать программу обучения специально для Вас.
Внутренний аудитор по соблюдению норм трудового законодательства
Образование по направлению «Внутренний аудитор по соблюдению норм трудового законодательства» можно получить в Образовательном учреждении «ВЫСШАЯ ШКОЛА ЭКСПЕРТИЗЫ И ПРАВА».
Дополнительное профессиональное образование по направлению «Внутренний аудитор по соблюдению норм трудового законодательства» включает в себя весь перечень фундаментальных дисциплин, отличается комплексным и системным подходом, что способствует достижению эффективного результата обучения в короткие сроки.
Курс «Внутренний аудитор по соблюдению норм трудового законодательства» ориентирован на изучение аудита основных базовых документов организации, осуществления контроля за работой организации, необходимого для защиты интересов работников, собственников бизнеса и государства.
Получить дополнительное профессиональное образование по направлению «Внутренний аудитор по соблюдению норм трудового законодательства» можно дистанционно, что позволяет выбрать собственный темп обучения, время и объем изучаемых материалов. Это особенно выгодно для людей, уже имеющих базовый уровень образования — «Внутренний аудитор» и решивших расширить свои знания в области охраны труда. Электронные курсы и тесты на базе Интернет-технологий можно просматривать в любом месте, где есть ПК и доступ к Интернету. Слушатели, обучающиеся в модульно-дистанционного формате, имеют дело с новейшими технологиями представления и обработки информации, такими, как компьютерные технологии, видео- и аудио-технологии, широковещательные кабельные и спутниковые системы, Интернет, современные прикладные и офисные программы и пр. Поэтому им невольно приходится осваивать информационные технологии, получая дополнительные навыки и умения, востребованные современным обществом, которые значительно повышают общеобразовательный и технический уровень слушателя.
Также дистанционно можно пройти повышение квалификации по данной программе.
Программа дополнительного профессионального образования рассчитана на 350 академических часов, тематические блоки лекций выстроены в порядке, который позволяет более подробно изучать отдельные вопросы курса. Учебная программа снабжена тематикой самостоятельных работ слушателей по дисциплине, контрольными вопросами для самостоятельной оценки качества освоения учебной дисциплины, списками основной и дополнительной литературы.
Программа повышения профессиональной квалификации рассчитана на 72 академических часа, после успешного освоения курса вы сможете проводить экспертизу соблюдения норм трудового законодательства в компании, выявлять и снижать риски, связанные с нарушением действующего трудового законодательства, возможными финансовыми потерями и трудовыми спорами с работниками, оформлять результаты проведенной проверки кадровой документации.
Дистанционные курсы дополнительного профессионального образования и повышения квалификации соответствуют федеральным государственным образовательным стандартам высшего образования.
Кадровые документы, ведение которых обязательно
Наименование документа |
Ссылка на нормативный акт |
|
Трудовые книжки | На всех сотрудников (за исключением совместителей). Хранятся до увольнения сотрудника. Невостребованные — не менее 75 лет согласно Перечню, ст. 664 |
ТК РФ, ст. 66 |
Трудовые договоры |
Со всеми сотрудниками организации (включая совместителей, временных работников и т.д.). Со сроком хранения 75 лет согласно Перечню, ст. 657 |
ТК РФ, ст. 67 |
Штатное расписание |
Утверждается приказом по основной деятельности. Изменения вносятся также при помощи таких приказов. С постоянным сроком хранения согласно Перечню, ст. 71 |
ТК РФ, ст. 57. Альбом N 1, форма Т-3 |
Приказы по основной деятельности |
С постоянным сроком хранения согласно Перечню, п. «а» ст. 19 |
Альбом N 1, Инструкция к заполнению формы Т-3 |
Приказы по личному составу (прием, перевод, увольнение) |
Со сроком хранения 75 лет согласно Перечню, п. «б» ст. 19 |
Альбом N 1, формы Т-1, Т-1а, Т-5, Т-5а, Т-8, Т-8а. ТК РФ, ст. ст. 68, 62 |
Заявления сотрудников об увольнении по собственной инициативе, отпуске |
Со сроком хранения 75 лет согласно Перечню, п. «б» ст. 656 |
ТК РФ, ст. ст. 80, 128, 127, 122 |
Правила внутреннего трудового распорядка |
Могут быть оформлены как приложение к коллективному договору, ст. 190 ТК РФ. Со сроком хранения 1 год после замены новыми согласно Перечню, ст. 773 |
ТК РФ, ст. 189 |
Положение (инструкция) или другие формы оформления работы с персональными данным сотрудников |
ТК РФ не устанавливает четкую форму оформления данных документов. Со сроком хранения 3 года после замены новыми согласно Перечню, ст. 655 |
ТК РФ, п. 8 ст. 86 |
График отпусков | Утверждается работодателем не позднее чем за две недели до наступления календарного года. Срок хранения — 1 год согласно Перечню, ст. 693 |
Альбом N 1, форма Т-7. ТК РФ, ст. 123 |
Приказы по отпускам |
Со сроком хранения 5 лет согласно Перечню, п. «б» ст. 19 |
Альбом N 1, форма Т-6, Т-6а |
Личные карточки работников Т-2 |
На всех сотрудников организации, заполняются не позднее первого дня работы. Со сроком хранения 75 лет согласно Перечню, ст. 658 |
Альбом N 1, форма Т-2 |
Табель учета рабочего времени |
Со сроком хранения 5 лет согласно Перечню, ст. 586 |
Альбом N 1, форма Т-13. ТК РФ, ст. ст. 91, 99 |
Положение об оплате труда (о премировании, о надбавках, о вознаграждении за год) |
Точное наименование документа в законодательных и нормативных актах не установлено. Со сроком хранения 5 лет после замены новыми согласно Перечню, ст. 411 |
ТК РФ, ст. 135 |
Установлено, какие аудиторские организации вправе обслуживать общественно значимые организации
Аудиторские услуги – то есть аудит и сопутствующие ему услуги – общественно значимым организациям могут оказывать лишь те аудиторские фирмы, сведения о которых внесены в Реестр аудиторских организаций, оказывающих аудиторские услуги общественно значимым организациям.
Ранее такого реестра не было, но аудиторские организации были обязаны уведомлять о начале оказания услуг по проведению обязательного аудита отчетности «общественно значимых организаций» Федеральное казначейство.
Это касается аудита отчетности за 2023 год и далее. Сопутствующие аудиту услуги общественно значимым организациям оказывают только такие аудиторские организации начиная с 1 января 2023 года.
Новой редакцией Закона об аудиторской деятельности определены:
- условия внесения сведений в этот реестр;
- орган, уполномоченный вести реестр, – Федеральное казначейство;
- порядок внесения сведений в реестр;
- публичный характер реестра;
- основания для отказа во внесении сведений в реестр;
- основания для исключения сведений из реестра;
- условия завершения аудита отчетности, проводимого аудиторской организацией, сведения о которой исключены из реестра.
Как осуществляют проверку (аудит) системы управления охраной труда в организации, Комментарий, разъяснение, статья от 01 июля 2012 года
Охрана труда и пожарная
безопасность
в
учреждениях здравоохранения N 7, 2012
Стрельбицкая
З.В.
Учебно-консультативный
центр по охране труда, г. Москва
Межгосударственный
стандарт ГОСТ 12.0.230-2007
«Системы управления охраной труда (СУОТ). Общие требования»
придает особое значение аудитам как методу менеджмента для
обеспечения мониторинга и определения эффективности и
результативности СУОТ и ее элементов по обеспечению безопасности и
охраны здоровья работников и предотвращению инцидентов.
Проверка (аудит)
представляет собой систематический, независимый и оформленный в
виде документа процесс (процедуру) получения и объективной оценки
степени соблюдения установленных требований.
Выделяют два вида
проверки (аудита): внешнюю (проводимую проверяющим или проверяющими
со стороны) и внутреннюю.
Внутренняя проверка
(аудит) безопасности труда позволяет регулярно контролировать
выполнение функций (элементов) СУОТ и соблюдение требований
соответствующих нормативных документов.
Для обеспечения
систематической проверки (аудита) составляют планы проверок и
контролируют их результаты. Проверку (аудит) проводит персонал,
который не несет ответственности за деятельность, подвергаемую
проверке.
В
методику проверки следует включать мероприятия по определению
эффективности и результативности СУОТ и ее элементов по обеспечению
безопасности и охраны здоровья работников и предотвращению
инцидентов. Программа проверок (аудита) должна содержать требования
к компетенции проверяющего, масштаб, частоту и методологию
проведения проверки, а также формы отчетности.
В
зависимости от целесообразности проверка (аудит) включает оценку
всех или части элементов СУОТ в организации или ее подсистемах.
При
аудите проверяют:
—
концепцию охраны труда;
—
участие работников и (или) их представителей;
—
обязанности и ответственность работников;
—
компетентность и подготовку работников;
—
документацию СУОТ;
—
передачу и обмен информацией;
—
планирование, развитие и функционирование СУОТ;
—
предупреждающие и корректирующие действия;
—
приведение документов системы управления в соответствие с
изменениями;
—
предупреждение аварийных ситуаций, готовность к ним и к ликвидации
их последствий;
—
материально-техническое снабжение безопасной продукцией;
—
обеспечение безопасности подрядных работ;
—
наблюдение за результатами деятельности и их измерение;
—
расследование несчастных случаев, профессиональных заболеваний и
инцидентов на производстве, их воздействия на деятельность по
обеспечению безопасности и охраны здоровья;
—
документы, устанавливающие процедуру проверок;
—
анализ эффективности управления охраной труда руководством;
—
процедуру непрерывного совершенствования;
—
любые другие критерии проверки и элементы в зависимости от
необходимости.
В
выводах проверки (аудита) должно быть определено, являются ли
функционирующие элементы СУОТ или их подсистем:
—
эффективными для реализации концепции и целей организации по охране
труда;
—
эффективными для содействия полному участию в этом работников;
—
соответствующими результатам оценки результативности деятельности
по охране труда и предыдущих проверок;
—
обеспечивающими соответствие требованиям действующих
нормативно-правовых актов;
—
обеспечивающими непрерывное совершенствование и применение
передового опыта по охране труда.
Проверку (аудит) проводят
компетентные, не связанные с проверяемой деятельностью лица,
работающие или не работающие в организации. Согласование назначения
проверяющего и все этапы проверки (аудита) на рабочем месте,
включая анализ результатов проверки (аудита), осуществляют с
участием работников в установленном порядке.
Результаты проверки
(аудита) и ее выводы доводят до лиц, ответственных за
корректирующие мероприятия.
При анализе эффективности
СУОТ, проводимом руководством, оценивают:
—
концепцию охраны труда для определения достижения запланированных
целей по обеспечению охраны труда;
—
способность СУОТ удовлетворять общим потребностям организации и ее
заинтересованных сторон, включая работников и органы управления,
надзора и контроля;
—
необходимость изменения СУОТ, включая концепцию и цели по охране
труда;
—
необходимые действия для своевременного устранения недостатков в
области охраны труда, включая изменение критериев оценки
эффективности системы и других сторон управленческой структуры
организации;
—
выбор приоритетов в целях рационального планирования и непрерывного
совершенствования;
—
степень достижения целей организации по охране труда и
своевременность применения корректирующих действий;
—
эффективность действий, намеченных руководством по результатам
предыдущих анализов результативности СУОТ.
Частоту и масштаб
периодических анализов эффективности СУОТ работодателем или лицом,
обладающим наибольшей ответственностью, следует определять в
соответствии с необходимостью и условиями деятельности организации.
Анализ эффективности СУОТ, проводимый руководством, должен
учитывать:
—
результаты расследования несчастных случаев, профессиональных
заболеваний и инцидентов на производстве, наблюдения и измерения
результатов деятельности и проверок;
—
дополнительные внутренние и внешние факторы, а также изменения,
включая организационные, которые могут влиять на СУОТ.
Выводы из анализа
эффективности СУОТ должны быть документально зафиксированы и
официально доведены до сведения:
—
лиц, ответственных за конкретный элемент(ы) СУОТ для принятия
соответствующих мер;
—
комитета (комиссии) по охране труда, работников, а также их
представителей.
Кадровый аудит: польза, виды, процедура
Кадровый аудит организации — это проверка документации компании, относящейся к кадровому учету для выявления несоответствий в ней. Проводится проверка наличия кадровых документов и их экспертиза.
Может возникнуть вопрос «Как соотносятся кадровый консалтинг и аудит?». Вроде и то, и то — это помощь кадровой службе в решении вопросов, связанных с применением трудового законодательства. Но кадровый консалтинг организации, в отличие от аудита кадровых документов, как правило, не предполагает проверку имеющейся документации. По сути, кадровый консалтинг — это ответы на вопросы по соответствующим темам. Кадровый аудит не отменяет кадровый консалтинг. Зачастую даже, наоборот. В дополнение к услуге кадрового аудита идет услуга кадрового консалтинга.
Кадровую документацию можно проверить в полном объеме или выборочно.
Полный аудит — это проверка всех кадровых документов и в полном объеме. Результатом такой проверки является: выявление всех нарушений и неточностей и детальные рекомендации по их устранению.
Выборочный аудит — это проверка кадровых документов высокой зоны риска и документов, в которых наиболее часто возникают нарушения. Такая проверка дает общее представление о состоянии кадрового учета и помогает определить зоны риска на которые нужно уделить больше внимания при ведении кадровой документации. К сегментам повышенного риска, например, относятся: оформление трудовых отношений с иностранными гражданами, заключение договоров о материальной ответственности, оформление документов по охране труда, порядок расчетов с работниками и т.д.
ТОП-8 «трудовых» нарушений, выявляемых при проверках в 2018 году
Проведение аудита кадровой документации может быть организовано собственными силами организации (внутренний аудит) или с помощью сторонней организации (внешний).
Внутренний аудит как правило актуален для небольших организаций, в которых объем кадровой документации не велик. Такой аудит может провести сотрудник компании, который хорошо ориентируется в трудовом законодательстве и у которого есть навык оформления кадровых документов. Это может быть юрист или начальник отдела кадров.
По результатам внутреннего аудита может не оформляться никакого отчета, а выявленные нарушения исправляются в рабочем режиме.
Внешний аудит предполагает приглашение сторонних компаний, специализирующихся на таких проверках. Никаких лицензий (как, например, это требуется для проведения обязательного аудита) исполнители иметь не обязаны. При таком проведении аудита будет взгляд со стороны на кадровую документацию, что немаловажно. Проверяющие составят отчет о выявленных нарушениях. Дадут стоимостную оценку нарушений (размер штрафных санкций), а также рекомендации по устранению нарушений и предотвращению их в будущем.
Законодательством не закреплен порядок, сроки и необходимость в проведении аудита кадрового делопроизводства. Поэтому эго можно проводить в любое время, когда необходимо оценить степень соответствия имеющегося состояния кадровой документации требуемым нормам. Однако есть случаи, когда желательно провести аудит с целью устранения в будущем вопросов об ответственности за допущенные ошибки, предупреждения привлечения к ответственности.
Например, целесообразно провести кадровый аудит:
- при смене кадрового работника, отвечающего за ведение кадрового делопроизводства;
- если участились случаи жалобы работников, при увольнении, предоставлении отпуска и т.д.
- если работники грозятся пожаловаться в трудовую инспекцию (особенно уволенные работники);
- при смене руководителя организации;
- при массовом увольнении работников;
- при изменении законодательства, регламентирующего порядок ведения кадровой документации;
- если организации запланирована на проверку государственной инспекцией труда;
- в некоторых других случаях.
Аудит кадровой документации как правило приводится в офисе заказчика. При проверке анализируются документы, относящиеся к персональным данным, многие документы должны храниться в специальных сейфах (шкафах), например, трудовые книжки. Поэтому если заказчик пожелает провести аудит не на своей территории, то будет затруднительно предоставить оригиналы кадровой документации к проверке.
Во время этого этапа необходимо:
- выяснить с какой целью заказчику нужно проверить кадровые документы (внутренний контроль или подготовка к проверке);
- определить сроки проведения аудита. Они зависят в основном от количества сотрудников, а также от вида деятельности. Сроки могут варьироваться от нескольких дней, до нескольких месяцев;
- издать приказ о проведении аудита кадровой документации.
Законодательством не установлена форма отчета по аудиту кадровой документации. Отчет составляется в свободной форме, разработанной непосредственно организацией, проводящей кадровый аудит. В нем должны быть отражены данные о текущем состоянии кадрового делопроизводства, о выявленных недостатках, о рекомендуемых мерах для их устранения и установлено, достигнуты ли цели аудита.
При составлении отчета учитываются пожелания заказчика, что конкретно он хочет увидеть в отчете, какие нюансы можно расписать в общем, а какие подробно. В отчете также можно указать нарушенные статьи и статьи штрафных санкций с размерами возможного штрафа.
Как показывает практика, кадровому делопроизводству в компаниях зачастую уделяется недостаточно внимания. Обяз��нность составления кадровых документов зачастую возложена на работников, которые не являются специалистами в данной области (секретарь, бухгалтер, экономист), и в силу загруженности по своей основной трудовой функции не всегда могут уделить должное внимание кадровым вопросам.
Аудит кадровой документации дает большой положительный эффект компании. После его проведения руководителю компании становится понятно в каком состоянии находится кадровая документация. Все ли документы оформлены в соответствии с последними изменениями, принятыми в законодательстве. А какие документы необходимо создать или доработать. Это повышает доверие работников к руководству.
В свою очередь руководитель компании получает объективные данные, на основании которых может оценивать эффективность работы внутренней кадровой службы, принимать превентивные меры во избежание начисления при очередной проверке штрафов за нарушение трудового законодательства.
Это не только экономит деньги владельца компании, но и поддерживает его репутацию как ответственного работодателя.
Сфера трудовых отношений часто остается за пределами внимания руководителя организации, а зря. Государственной инспекцией труда зачастую проводятся как плановые, так и внеплановые проверки организаций, совокупный размер штрафов после которых может составлять несколько миллионов рублей, а руководитель может быть привлечен к уголовной ответственности.
В Российской Федерации существует более 400 нормативно-правовых актов, содержащих государственные требования охраны труда. Аудит в сфере трудового права предполагает комплексный анализ деятельности вашей организации на предмет соответствия таким нормативно-правовым актам.
- Зачастую руководители не догадываются о необходимости наличия в организации тех или иных документов (штатного расписания, инструкций по охране труда по профессиям, положения о персональных данных работников и т.п.). А ведь отсутствие каждого из них влечет наложение штрафов на организацию и на генерального директора;
- Нередко возникают ситуации, когда сотрудника, причинившего материальный ущерб организации, необходимо привлечь к ответственности. Однако, сделать это удастся только при наличии правильно оформленных кадровых документов;
- На практике бывают случаи, когда «обиженные» сотрудники подают в суд на организацию и выигрывают его по формальным основаниям. Чтобы этого не произошло, необходимо корректно оформлять процесс увольнения и перевода сотрудников.
На основании ст. № 370 ТК РФ профсоюзные организации имеют право осуществлять контроль за соблюдением работодателями и их представителями трудового законодательства (и НПА, содержащих нормы трудового права) и выполнением условий коллективных договоров и соглашений.
Работодатели должны в недельный срок со дня получения требования по устранению выявленных в ходе проверок нарушений сообщить в соответствующий профсоюзный орган о результатах рассмотрения этого требования и принятых в разрезе этого мерах.
Профсоюзные инспекторы по охране труда или уполномоченные для этого лица от профсоюзов имеют право на:
- осуществление контроля с целью соблюдения работодателями трудового законодательства и других содержащих нормы трудового права НПА;
- проведение независимых экспертиз условий труда на предприятии для обеспечения безопасности его работников;
- участие в расследовании несчастных случаев на производстве и выявленных профессиональных заболеваний;
- получение оперативной информации от руководителей и других должностных лиц организаций и работодателей – ИП о состоянии условий по охране труда и всех произошедших несчастных случаях на производстве (профессиональных заболеваниях);
- защиту прав и законных интересов членов профсоюза, касающихся вопросов возмещения вреда, причиненного их здоровью на производстве;
- требование от работодателей приостановки работ в случаях непосредственной угрозы жизни и здоровью работников;
- направление работодателям представления для оперативного устранения выявленных нарушений трудового законодательства и иных нормативно-правовых актов, в которых содержатся обязательные для рассмотрения нормы трудового права;
- осуществление проверки состояния условий и охраны труда и выполнения обязательств работодателей, которые предусмотрены коллективными договорами и соглашениями;
- участие в работе комиссий, собранных для испытаний и приема в эксплуатацию производственных объектов и средств производства, в качестве независимых экспертов;
- участие в рассмотрении возникающих трудовых споров, которые связаны с нарушением трудового законодательства РФ и иных НПА, касающихся трудового права или обязательств по коллективным договорам и соглашениям, связанным с изменениями условий труда;
- участие в разработке проектов федеральных законов (ФЗ) и иных нормативно-правовых актов РФ, ее субъектов, органов местного самоуправления, в которых содержатся нормы трудового права;
- участие в разработке проектов подзаконных НПА, в которых присутствуют государственные нормативные требования в области охраны труда, согласовании их в порядке, установленном Правительством Российской Федерации;
- обращение в соответствующие органы для привлечения к ответственности лиц, которые виновны в нарушении трудового законодательства и иных связанных с ним актов, сокрытии фактов несчастных случаев на производстве.
С целью обеспечения общественного контроля за соблюдением законных прав и интересов работников организации по охране труда во всех ее структурных подразделениях должны быть избраны уполномоченные или доверенные лица в области охраны труда от профсоюза или трудового коллектива.
Данные уполномоченные лица имеют право беспрепятственной проверки соблюдения требований по охране труда и внесения обязательных для рассмотрения руководством организаций или работодателями – ИП предложений по устранению выявленных в ходе проверок нарушений требований по ОТ.
При использовании рекомендаций Минтруда РФ организации могут разрабатывать положения об уполномоченных представителях, которые смогут в полной мере учитывать специфику форм собственности и хозяйственной деятельности.
Аудиторская проверка соблюдения трудового законодательства
7.1. Оператор до начала осуществления трансграничной передачи персональных данных обязан убедиться в том, что иностранным государством, на территорию которого предполагается осуществлять передачу персональных данных, обеспечивается надежная защита прав субъектов персональных данных.
7.2. Трансграничная передача персональных данных на территории иностранных государств, не отвечающих вышеуказанным требованиям, может осуществляться только в случае наличия согласия в письменной форме субъекта персональных данных на трансграничную передачу его персональных данных и/или исполнения договора, стороной которого является субъект персональных данных.
Приступая к проверке расчетов с персоналом по оплате труда, аудитор должен установить наличие внутренних нормативных документов, регулирующих трудовые отношения в организации, и их соответствие требованиям действующего Трудового кодекса РФ.
Аудиторская проверка соблюдения трудового законодательства состоит из следующих этапов.
На первом этапе осуществляется проверка внутренних локальных документов по учету труда и заработной платы. Трудовые отношения между работниками и организацией регулируются коллективным договором — правовым актом, регулирующим социально-трудовые отношения в организации или у индивидуального предпринимателя и заключаемым работниками и работодателями в лице их представителей (ст. 40 ТК РФ). Порядок ведения коллективных переговоров и заключения коллективного договора регулируется Трудовым кодексом РФ.
Коллективный договор вступает в силу со дня подписания его сторонами либо со дня, установленного в самом коллективном договоре (ст. 43 ТК РФ). Действовать он может не более трёх лет, при этом допускается его продление также на срок до трех лет.
В коллективный договор рекомендуется включить дополнительные положения по локальному нормативному регулированию расчетов с персоналом по оплате труда:
— порядок и размеры начислений стимулирующего характера, в том числе премии за производственные результаты, надбавки к тарифным ставкам и окладам за профессиональное мастерство, высокие достижения в труде и другие показатели;
— порядок и размеры стимулирующего или компенсирующего характера, связанные с режимом работы и условиями труда, в том числе надбавки к тарифным ставкам за работу в ночное время, за совмещение профессий, за работу в тяжелых, вредных условиях труда, за работу в выходные и праздничные дни, производимые в соответствии с законодательством РФ.
Выплаты стимулирующего и компенсирующего характера, предусмотренные в коллективном договоре, являются экономически обоснованными в целях признания расходов на оплату труда в налоговом учете.
В организации должны быть разработаны: Положение об оплате труда, Положение о премировании, Правила внутреннего трудового распорядка, штатное расписание, график отпусков, должностные инструкции, которые являются локальными нормативными актами. Эти документы содержат нормы трудового права, обязательные только для конкретной организации или предпринимателя. Принимаются они работодателем самостоятельно по различным вопросам в пределах его компетенции (ст. 8 ТК РФ).
Положения регулируют права и обязанности работников и работодателя, рабочее время и время отдыха, формы поощрения работников и правила соблюдения трудовой дисциплины, условия выплаты заработной платы.
Аудиторская проверка должна быть спланирована на основе достигнутого аудиторской организацией понимания деятельности экономического субъекта. Целью планирования является организация эффективной и экономически оправданной проверки. На этапе планирования необходимо определить стратегию и тактику аудита, сроки его проведения; разработать общий план и программу аудита.
Аудиторская организация при выполнении вышеуказанных работ должна руководствоваться правилами (стандартами) аудиторской деятельности: ПСАД №15 «Понимание деятельности экономического субъекта» и ПСАД №3 «Планирование аудита». В последнем предусмотрено, что планирование, являясь начальным этапом проведения аудита, состоит в разработке общего плана аудита с указанием ожидаемого объема, графиков и сроков проведения аудита (таблица 1), а также в разработке аудиторской программы, определяющей объем, виды и последовательность осуществления аудиторских процедур, необходимых для формирования объективного и обоснованного мнения о бухгалтерской отчетности организации (Приложение А).
Таблица 1 — Общий план аудита операций по оплате труда и расчетам с персоналом организации
Планируемые виды работ
Цель аудиторской проверки соблюдения трудового законодательства и расчетов по оплате груда — подтвердить то, что социально-трудовые отношения между работником и работодателем отрегулированы и не ухудшают по сравнению с законодательством положение работника, а также достоверность расчетов по оплате труда штатного и внештатного персонала и соответствие его нормативным документам. В процессе аудита решаются задачи проверки:
· проверка соблюдения положений законодательства о труде.
· проверка документального оформления трудовых отношений
· проверка расчетов по оплате труда.
· правильность отнесения затрат по оплате труда на себестоимость продукции.
· проверка правильности начисления и уплаты налогов и внебюджетных платежей по расчетам с физическими лицами.
При проверке соблюдения положений законодательства о труде необходимо проанализировать соблюдение процедуры оформления приема на работу, при этом надо иметь в виду, что она различается для штатных и внештатных работников.
При проверке правильности установления оклада при приеме на работу аудитор должен обратить внимание, не определен ли он в размере, ниже МРОТ, не противоречат ли установленная форма и система оплаты труда действующему законодательству.
При предварительном этапе аудиторской проверки необходимо ознакомиться с кадровой политикой предприятия:
· ориентируется ли руководство на формирование устойчивого трудового коллектива или на привлечение временных исполнителей;
· какую форму оплаты труда и систем стимулирования предполагается применять;
· какое внимание уделяется подготовке, переподготовке и повышению квалификации работников.
При аудите заключенных трудовых контрактов необходимо особое внимание обратить на четкое формулирование трудовых функций, более подробное распределение трудовых обязанностей.
Не менее актуальным остается вопрос о рабочем времени и отпусках работников. Особое внимание следует уделить дополнительным отпускам. В соответствии со ст. 115 Трудового Кодекса продолжительность ежегодного основного отпуска составляет 28 календарных дней.
Аудитор должен проверить, как ведется оформление сотрудников при приеме и увольнении, как организован учет рабочего времени сотрудников каким образом построена система оплаты труда и т.д. Прием на работу работников и оформление проверяются по приказам, контрактам, трудовым соглашениям.
Учет рабочего времени и начисление заработной палаты работникам, состоящим на повременной оплате труда, ведется с помощью табеля учета использования рабочего времени и расчета заработной платы. В этом документе отражаются все данные по каждому работающему, включая отработанное время, дни отпуска, время нахождения в командировке, дни болезни и др. Что касается рабочих-сдельщиков, то основными документами являются наряды, маршрутные листки и др.
При аудите табелей учета рабочего времени и нарядов, а также других первичных документов по начислению оплаты труда необходимо проверить, нет ли случаев включения в них вымышленных лиц, правильность применения норм и расценок, наличие подписей должностных лиц, ответственных за учет выполненных работ, заполнение всех реквизитов, при этом необходимо обратить внимание на имеющиеся подчистки и не оговоренные исправления. Рекомендуется проанализировать наряды по их датам выдачи, сопоставить фамилии рабочих в нарядах и табелях учета рабочего времени с данными учета личного состава. Целесообразно проверить, нет ли случаев повторного начисления сумм по ранее оплаченным нарядам, повторения одних и тех же лиц в нескольких расчетно-платежных ведомостях. Пристальное внимание следует обратить на наряды, которые выписаны на лиц, не состоящих в списочном составе предприятия или проработавших непродолжительное время, а также наряды по устранению брака, переделке работ и т.п.
Польза внутреннего аудита
Независимая оценка пожарного риска: аудит безопасности МЧС
Аудит по охране труда не служит обязательным условием для руководства предприятий, решение о назначении проверки принимается индивидуально членами руководства. Аудиты охраны труда помогают руководителю предприятия получить данные о нарушениях в этой области и в дальнейшем предоставить в отчетах пути решения этих проблем владельцу объекта.
Внутренним аудитом называют проверку структуры, которая управляет охраной труда, на предмет отлаженной работы. Осуществлять проведение таких проверок нужно постоянно, это позволит:
- получить своевременные сведения по состоянию условий труда в компании;
- обнаружить несоответствия обустройства мест для работы и опасные факторы производства;
- подготовиться к аудиту государственной инспекции труда;
- проверить существующую систему управления охраной труда;
- оценить действия сотрудников и выявить причины травматических ситуаций на производстве;
- исключить штрафы по итогам проверок;
- качественно пройти контроль уполномоченных учреждений.
Основанием для внеплановой проверки по ОТ может служить:
- окончание срока исполнения предписания, ранее выданного ГИТ;
- обращения граждан, юридических лиц, ИП или информация от органов исполнительной власти, местного самоуправления, профсоюзов, СМИ о нарушениях требований законодательства, которые могут причинить вред жизни и здоровью работников;
- поданных и зарегистрированных в установленном порядке жалоб о нарушении прав работников;
- запрос работника о проведении проверки условий и охраны труда на его рабочем месте;
- приказ (распоряжение) руководителя ГИТ в связи с поручением Президента, Правительства РФ или требованием Прокуратуры.