Правовые и нормативно-правовые акты

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Правовые и нормативно-правовые акты». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


Учитывая тот факт, что РФ принадлежит к числу стран романо-германской правовой системы, разделение всего массива нормативных актов на законы и подзаконные акты – это наиболее популярная классификация. Эти два вида имеют свои особенности и характерные признаки. Законы обладают наивысшей юридической силой после Конституции. Издавать эти нормативные акты могут лишь органы законодательной власти. Принятие закона происходит в особом порядке законотворчества. Они также классифицируются и в совокупности образуют систему законодательства в стране. Нужно отметить, что в законах прописаны основные, наиболее важные нормы права, имеющие общеобязательный характер. Подзаконные акты имеют иные признаки. Они издаются органами исполнительной власти.

Классификацию нормативных актов можно производить по разным критериям. Чаще всего их принято разделять на подзаконные акты и законы. Выделяют также и другие виды НПА, например:

  • Согласно объекту, на который распространяет своё действие акт — НПА общего, ограниченного и исключительного действия. Нормативные акты ограниченного и исключительного действия реализуют свои нормы только в сфере определённых правоотношений, не выходя за эти рамки.
  • Согласно субъекту, издающему НПА — акты законодательной (конституционные федеральные законы, федеральные законы, законы субъектов РФ), исполнительной (постановления и указы), судебной власти.

Также в теории права выделяют и другие критерии нормативных актов, однако представленные выше классификации являются общепризнанными.

Подзаконные акты – это НПА, которые основываются на законе и не противоречат ему. Их юридическая сила по сравнению с законом является наименьшей.

Виды подзаконных актов:

  1. Общие, т.е. обязательные для всех лиц в пределах территории страны:
    • Указы и распоряжения Президента («О награждении государственными наградами Российской Федерации», О Всероссийском физкультурно-спортивном комплексе «Готов к труду и обороне» (ГТО);
    • Постановления и распоряжения Правительства. Принимаются во исполнение и основываются на законах и указах Президента. Данные Акты подписываются Председателем Правительства. Тематика постановлений и распоряжений Правительства разнообразна – она затрагивает политические, экономические, научные, образовательные вопросы, а также права человека. (Постановление Правительства «О порядке предоставления коммунальных услуг гражданам»).

    Вопрос о том, являются ли судебные акты высших судов источником права, является спорным. Решения судебных органов могут приобретать черты нормативного характера в результате обобщения судебной практики.

    Если выявляются неточности, неясности в законодательных актах, суды могут конкретизировать уточнять применение правовых норм, при этом не создавая новые нормы.

    Высшие органы судебной власти создают новые правовые нормы с целью разъяснения применения законодательства при его практическом применении судами. (Постановления Верховного суда РФ, Постановления ВАС РФ).

    Поэтому в классическом понимании континентальной системы права судебные акты все же не являются источником права, а являются разъяснением применения уже существующих норм, с учетом их противоречия или пробелов правового регулирования.

    В настоящий момент существует большое количество подходов к определению нормативного правового акта. Однако все из них основываются на базовых принципах и признаках, которые существенно отличают правовые акты от иных регуляторов отношений.

    Официальное определение НПА определяет нормативный акт как письменный официальный документ, который был издан в установленном законом порядке правотворческим органом (органом государственной власти, который имеет соответствующие полномочия на издание законов), в пределах его полномочий и компетенций и направленный на установление, изменение или отмену правовых норм.

    Нормативный правовой акт определяется как основной источник права в государстве. В действительности это верная позиция, так как именно правовые акты закрепляют обязательные нормы поведения для граждан государства.

    Источник права – это внешняя форма выражения норм права. То есть источник – это письменный документ, кодифицированный акт и любая другая нормативка по тем или иным вопросам.

    Статья как структурная единица закона

    Статья выступает в качестве главного элемента структуры любого закона, а прочие нормативные акты содержат в своем составе пункты и подпункты. Российское законодательство не содержит в правовых документах материал в виде сплошного текста.

    Замечание 7

    Статейные заголовки в законодательстве упрощают работу с документами и облегчают процесс поиска требующихся положений, их восприятие и соизмерение между собой.

    В процессе составления и написания закона требования к заголовкам статей организуют более тщательный подход к работе у трудящихся над законом лиц. Им приходится вносить в статью единично отдельно стоящие вопросы и следить за их точным и логичным следованием.

    В качестве упущения законосоставляющей техники можно рассматривать отсутствие заголовков в статьях различных законодательных документов. Любая статья должна являться внутренне целостной и нести завершенную суть и смысл.

    Замечание 8

    Неоправданное слияние нескольких статей в одну осложняет процесс ее восприятия и использования в практической деятельности.

    Единичная статья может включать в себя одно положение, либо несколько в связи с тем, что эти положения близки и связаны между собой, восполняют и продолжают друг друга по смысловой цепочке.

    Составителям законов не стоит отражать в статьях нормативных документов определенные политические мировоззрения и обращения, высказывать собственные взгляды, убеждения по поводу утверждения некоторых законодательных положений, обсуждать проблемные ситуации, давать ошибочные модели из опыта правоприменения и пояснять источники их возникновения.

    В статьях, включающих в себя несколько законодательных положений, каждое из них выделяется абзацем и употребляется автономно. В правовой практике нередко приходится ссылаться на абзацы статей. В таких случаях предусмотрено формальное подразделение конкретных абзацев, являющихся независимыми нормами, на части и присвоение им арабского исчисления.

    Замечание 9

    Нумерация текстового материала обычно сквозная, а арабское исчисление используется чаще римского. Статьи каждого раздела, как и главы, нельзя нумеровать обособленно. Каждую рубрику (главы, разделы, части) предпочтительно нумеровать разными знаками (к примеру, арабские и римские цифры, буквы).

    Потребность организации и единой систематизации вида законодательных документов может способствовать в дальнейшем применению общей десятичной нумерации для всех рубрик правовых актов, затрагивающих каждую ступень его строения. Данная система даст возможность пронумеровать любую статью и ее абзацы числовой последовательностью, которая присвоит цифровой номер каждому ее разделу, главе и параграфу (например, 4.2, 1.6.7 и прочее).

    Примечание является структурной единицей статьи или пункта и облегчает употребление нпа в юридической практике. Однако, нецелесообразно создавать в документах большое количество примечаний.

    Пример 5

    К примеру, УК РФ содержит больше двадцати примечаний, а отдельные его статьи включают в себя ни по одному примечанию, в частности 20 статья содержит три примечания.

    Понятие и признаки нормативного правового акта

    На современном этапе развития нормативный правовой акт является доминирующей формой в российском праве. Он единственный, кто определяет вид той или иной системы права. Именно он устанавливает роль и иерархическую системную взаимосвязь других правовых источников (форм). Только нормативные правовые акты задают основу всей системы законодательства в целом. Важность этого понятия требует его закрепления в законодательных актахБошно С. Нормативный правовой акт: развитие признаков в правоприменительной практике // Арбитражный и гражданский процесс. — 2009. — № 4, 5, 6..

    Говоря уже о других источниках: правовых обычаях, судебных прецедентов, правовых доктрин и иных правовых форм, нельзя не отметить то, что на данный момент в Российской Федерации они занимают альтернативную, резервную или вспомогательную роль в регулировании тех или иных общественных отношений.

    Федеральные конституционные законы

    Данные нормативные акты — это инструмент регулирования государством ключевых общественных отношений, о которых идет речь в Конституции России. Значительная часть ФКЗ направлена на юридическое оформление статуса ключевых политических институтов. В частности, к таковым актам можно отнести ФКЗ о Правительстве РФ или, например, о Конституционном Суде России. Иные ФКЗ регулируют различные правовые состояния. К таковым можно отнести закон, определяющий условия и порядок введения в государстве чрезвычайных положений. Федеральные конституционные законы — главный источник права в рамках прецедентов, отражающих изменения в территориальном составе РФ — например, при принятии в Россию новых субъектов. Для того чтобы ФКЗ был принят, за него должны проголосовать не менее чем две трети депутатов Госдумы, а также три четверти сенаторов Совета Федерации.

    Принципы классификации нормативно правовых актов

    Не существует единого принципа классификации нормативных актов, потому что при выделении разных групп учитываются неодинаковые признаки.

    В юридической практике используют 4 признака, которые и легли в основу классификации НПА:

    • субъект инициирования создания документа;
    • область распространения;
    • срок действия;
    • уровень юридической силы.
    Классификационные особенности в зависимости от
    Субъекта инициирования создания документа Классификационные особенности в зависимости от
    Создание нормативно-правового акта может инициироваться:
    — государственным органом;
    — общественной организацией;
    — народом (референдум).
    Области распространения Выделяют:
    — федеральные НПА;
    — акты субъектов РФ;
    — акты муниципальных органов;
    — локальные правовые акты организаций, учреждений и т.п.
    Срока действия В зависимости от времени влияния выделяют:
    — акты, принятые на неопределенное длительное время;
    — акты временные (на определенный период).
    Уровня юридической силы По этому признаку все существующие в стране правовые акты делятся на:
    — законы;
    — подзаконные акты.

    Нормативный правовой акт

    Нормативный правовой акт — это акт правотворчества, который принимается в особом порядке строго определёнными субъектами и содержит норму права.

    Нормативный правовой акт в Российской Федерации — России (а также во многих других странах, относящихся к романо-германской правовой системе) является основным, доминирующим источником права. Нормативные правовые акты (в отличие от других источников права) принимаются только уполномоченными государственными органами в пределах их компетенции, имеют определённый вид и облекаются в документальную форму (кроме того, они составляются по правилам юридической техники). Нормативные правовые акты, действующие в стране, образуют единую систему.

    По порядку принятия и юридической силе нормативные правовые акты подразделяются на законы и подзаконные акты.

    Законы и подзаконные акты

    Подзаконный правовой акт (нормативный) принимается органами государственной власти в пределах их компетенции и, как правило, на основании закона. По общему правилу подзаконные акты должны соответствовать законам. К подзаконным актам России относятся нормативные акты (то есть указы, содержащие нормы права) Президента России, нормативные постановления палат Федерального Собрания (принимаемые по вопросам их ведения), нормативные постановления Правительства России, различные нормативные акты (приказы, инструкции, положения и т. п.) федеральных министерств и ведомств, других федеральных органов исполнительной власти, других федеральных государственных органов. Следует выделить также нормативные правовые акты органов местного самоуправления (именно поэтому подзаконный акт принимается не только государственными органами), издающиеся в соответствии с вышестоящими законами и подзаконными актами и воздействующие на общественные отношения строго на территории данного муниципального образования.

    С какого момента нормативный акт вступает в силу

    Поскольку НПА является документом, обладающим значительной юридической силой, но меньшей чем у Конституции, он способен по своей сути затрагивать три пункта, связанных с гражданином: его права, свободу и обязанности. Кроме того, они могут устанавливать правовой статус любых организаций.

    Все НПА, которые прошли гос. регистрацию в российском Минюсте, обязательно публикуют в двух конкретных местах:

    • издание «Российская газета»;
    • журнал «Бюллетень НПА федеральных органов исполнительной власти».

    Как у всякого правила, тут есть исключение. Речь идет об актах или же об их отдельных их положениях со сведениями, о которых знать никому не стоит, как, например, гостайна.

    Если какой-либо НПА, кроме актов и отдельных их положений, сведения которых могут составлять гостайну, не прошел госрегистрацию или НПА был зарегистрирован, но был неправильно опубликован, то они не считаются вступившими в силу, а значит, они не могут делать следующее:

    • регулировать правоотношения (например, их нельзя использовать в качестве средства применения санкций по отношению к любому физическому и юридическому лицу);
    • использоваться в качестве аргумента или контраргумента при разрешении любого спора.

    НПА, как правило, вступает в полную силу в течение 10 дней с того дня, когда он прошел этап публикации на официальном уровне. Исключением из этого правила является пункт, в котором указано, что сам акт войдет в силу на других условиях.

    Уровни нормативных актов РФ

    Действие НПА, как правило, распространяется в трех видах актов:

    1. Общефедеральные акты. Они прописаны так, чтобы обязательно исполнялись по всей стране.
    2. Изданные в субъектах РФ акты. Действие их, конечно же, распространяется на конкретные регионы и на лица, живущих в них.
    3. Правовые акты муниципального уровня. Их одабривают органы местного самоуправления. Действуют все они на живущих и гостей в определенном месте (например, конкретного города).
    4. Локальные правовые акты с узкой направленностью.

    Понятие нормативного правового акта и его отличие от правового акта

    Нормативно правовой акт – это официальный документ, обладающий соответствующей формой, изданный уполномоченным на то органом в пределах его компетенции. Нормативный правовой акт не должен противоречить тем законодательным актом, которые обладают большей юридической силой.

    Обязательным условием такого документа является неоднократность применения, неопределенный круг лиц, установление, изменение или прекращение определенных правоотношений. Другими словами, нормативный правовый акт всегда порождает норму права.

    Понятие правового акта более широкое, в состав которого входят любые юридические документы, которые издаются государственными и местными органами власти. Это индивидуальное решение государственного органа, адресованное конкретным субьектам законодательства, а потому не носящее всеобщий характер. Например, документы для служебного пользования – они не создают никаких правовых норм, а только направлены на индивидуальное применение. Если сравнить правовые и нормативные правовые акты, то надо сказать, что нормативный правовой акт должен находиться в открытом доступе и все субьекты права должны быть информированы о появлении новых законов, изменениях и отмене старых. Правовые акты носят разовый характер, они не установливают новых правил и норм.

    Таким образом, если нормативный правовой акт является всеобщим то правовой акт – индивидуальным. Правовые акты адресован ограниченному кругу лиц, в то время как нормативный правовой акт неограниченному кругу субьектов.

    Время применения нормативного правового акта используется до тех пор, пока его действие не отменено или не приостановлено. Правовой акт ориентирован для однократного применения в конкретной ситуации.

    Последующее официальное опубликование текстов нормативных правовых актов – опубликование в печатном издании нормативных правовых актов, прошедших экспертизу на соответствие эталонному контрольному банку нормативных правовых актов Республики Казахстан.

    Правовой мониторинг нормативных правовых актов – деятельность государственных органов, осуществляемая на постоянной основе, по сбору, оценке, анализу информации о состоянии законодательства Республики Казахстан, а также по прогнозу динамики его развития и практики применения в целях выявления противоречащих законодательству Республики Казахстан устаревших и коррупциогенных норм права, оценки эффективности их реализации.

    Уровень нормативного правового акта — место нормативного правового акта в зависимости от его юридической силы в иерархии нормативных правовых актов.

    Вопрос о том, являются ли судебные акты высших судов источником права, является спорным. Решения судебных органов могут приобретать черты нормативного характера в результате обобщения судебной практики.

    Если выявляются неточности, неясности в законодательных актах, суды могут конкретизировать уточнять применение правовых норм, при этом не создавая новые нормы.

    Высшие органы судебной власти создают новые правовые нормы с целью разъяснения применения законодательства при его практическом применении судами. (Постановления Верховного суда РФ, Постановления ВАС РФ).

    Поэтому в классическом понимании континентальной системы права судебные акты все же не являются источником права, а являются разъяснением применения уже существующих норм, с учетом их противоречия или пробелов правового регулирования.


    Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *