Условия программы утилизации автомобилей в 2023 году
Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Условия программы утилизации автомобилей в 2023 году». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
На сегодняшний день государственная программа утилизации актуальна по ряду причин: она способствует улучшению экологической обстановке в стране, стимулирует отечественный автопром. Что касается экологической ситуации, то здесь выгода очевидна.
Список моделей авто с предоставляемыми скидками
В таблице ниже приведены максимальные размеры скидок по программам утилизации и трейд-ин для различных моделей автомобилей:
№ | Марка автомобиля | Максимальная скидка при утилизации, тыс. руб | Максимальная скидка в программе трейд-ин, тыс. руб |
---|---|---|---|
1. | ВАЗ — все модели | 50 | |
2. | ГАЗ — все коммерческие модели | 175 | |
3. | ГАЗ грузовики | 350 | |
4. |
УАЗ
Patriot Hunter |
90 | |
5. |
УАЗ
Pickup Cargo и коммерческие модели |
120 | |
6. |
Opel
Corsa Insignia Meriva |
40 | |
7. |
Opel
Astra Zafira Tourer |
80 | |
8. | Opel Mokka | ||
9. |
Opel
Astra Famil Zafira Family |
130 | |
10. |
Peugeot
408 4008 Boxer |
50 | |
11. |
SsangYong
Actyon Kyron |
120 | |
12. |
Ford
Focus Mondeo S-Max Galaxy Kuga FWD Ecosport FWD |
50 | 50 |
13. | Ford Kuga AWD | 90 | 75 |
14. | Ford Ecosport AWD | 90 | 90 |
15. |
Ford
Kuga 2.5 Trend Edge Explorer |
100 | 100 |
16. |
Volkswagen
Polo седан Jetta |
50 | 40 |
17. | Volkswagen Tiguan 2014 | 90 | 75 |
18. |
Renault
Logan Sandero |
25 | 25 |
19. |
Renault
Megane хетчбэк Fluence Koleos Duster |
50 000 | 40 000 |
20. | Nissan ALMERA | 60 | 50 |
21. | Nissan TEANA | 100 | 90 |
22. | Nissan TERRANO | 50 | 40 |
23. | Citroen C4 Sedan | 50 | 40 |
24. | Skoda Fabia | 60 | 50 |
25. | Skoda Rapid | 80 | 70 |
26. |
Skoda
Octavia Yeti |
90 | 80 |
27. | Skoda Yeti 4×4 | 130 | 115 |
Покупка б/у машин про программе утилизации в 2022 году
Многие автолюбители желают приобрести взамен старого авто модели бывшие в употреблении. Такое желание продиктовано высокой стоимостью новых моделей и ограниченными финансовыми возможностями.
В программе утилизации не участвуют автомашины б/у в качестве покупки. Но некоторые дилерские салоны предлагают такую альтернативу: они принимают ТС по программе трейд-ин и предлагают модели б/у со скидкой.
В таком варианте имеется существенный плюс. Автовладелец может быть уверенным в том, что приобретает машину в хорошем техническом состоянии и проблем с документами в дальнейшем не возникнет.
Если у автовладельца имеется сертификат на получение скидки на покупку ТС, то банки идут навстречу потребителю, и чаще всего одобряют кредит.
Покупка б/у машин про программе утилизации в 2022 году
Одним из самых популярных вопросов в программе утилизации, остается возможность приобретения б/у транспортного средства. Основан он на том, что новое авто недешево, а скидки невелики. Покупка бывшего в пользовании ТС при помощи государства, могло бы стать хорошей возможностью для множества граждан.
В 2022 году, к сожалению множества автолюбителей, правительство осуществляет софинансирование только покупки нового транспорта. Здесь следует помнить, что одна из причины создания и введения программы – это поддержка отечественных производителей.
Покупка бывшего в пользовании ТС таким способом невозможна. Автолюбителям приходится искать другие варианты решения проблемы. Одним из наиболее популярных является – кредит.
Количество позиций в списке
Список товаров, по которым будет необходимо оплачивать утилизационный сбор в 2023 году, включает 18 категорий товаров, которые производятся на территории Республики Казахстан или ввозится из-за границы.
Перечень включает следующие виды товаров:
- Средства наземного транспорта, кроме железнодорожного или трамвайного подвижного состава, и их части и принадлежности, за исключением транспортной техники, предоставляемой в рамках гуманитарной помощи по кодам ТН ВЭД ЕАЭС 8702, 8703, 8705;
- Каучук, резина и изделия из них;
- Аккумуляторы электрические, включая сепараторы для них;
- Нефть и нефтепродукты (кроме сырых), полученные из битуминозных пород, и продукты, в другом месте не поименованные или не включенные, содержащие 70 массовых процентов или более нефти или нефтепродуктов, полученных из битуминозных пород, причем эти нефтепродукты являются основными составляющими продуктов, за исключением содержащих биодизель и отработанных нефтепродуктов;
- Прочие химические продукты;
- Полимерная, стеклянная, бумажная, картонная, металлическая упаковка, упаковка из комбинированных материалов;
- Посуда столовая и кухонная, приборы столовые и кухонные принадлежности, прочие предметы домашнего обихода и предметы гигиены или туалета из пластмасс;
- Газеты, журналы и прочие периодические издания, иллюстрированные или неиллюстрированные, содержащие или не содержащие рекламный материал;
- Бумага и картон ручного отлива, немелованные, используемые для письма, печати или других графических целей;
- Первичные элементы и первичные батареи;
- Лампы накаливания электрические или газоразрядные, включая лампы герметичные направленного света, а также ультрафиолетовые или инфракрасные лампы; дуговые лампы, ртутьсодержащие;
- Термометры медицинские или ветеринарные, ртутьсодержащие;
- Крупногабаритное электрическое и электронное оборудование;
- Электрическое и электронное оборудование, содержащее теплоносители;
- Электрическое и электронное оборудование, оснащенное экранами и мониторами;
- Электрическое и электронное оборудование мелкогабаритное;
- Электрическое и электронное оборудование малое информационное;
- Продукция (товары), на упаковку (полимерная, стеклянная, бумажная, картонная, металлическая и (или) из комбинированных материалов) на которую распространяются расширенные обязательства производителей (импортеров).
Программа утилизации машин в России
Чтобы участвовать в этой государственной программе необходимо пройти несколько этапов.
- На начальном этапе человек должен определиться с тем автомобилем, который будет приобретаться, впоследствии, причем это может быть нелюбое транспортное средство. Для этого существует ряд условий, которые необходимо соблюдать в обязательном порядке.
- На следующем этапе собирается полный комплект документов, установленный законодательством. После сбора всех необходимых бумаг нужно сдать автомобиль в специальную организацию. Транспортировкой старого автомобиля занимается дилер, с которым заключено соглашение, производится при помощи эвакуатора.
- После этого хозяину вручается купон, в котором указывается размер предоставляемой скидки на новый автомобиль. Купон или справка со скидкой не имеет единого образца на территории России, в каждом регионе бланки могут отличаться в значительной степени.
- Далее, происходит покупка автомобиля. Разницу между стоимостью и скидкой выплачивает автовладелец.
Требования к автомобилю для проведения утилизации
Также существует и ряд требований, которые необходимо соблюдать, для успешного прохождения утилизации своего транспортного средства.
Основные из них:
- Если автомобиль сдается на утилизацию по системе «Trade-In», у него должен быть один владелец в течение 10 последних месяцев.
- Если транспортное средство идет в утилизацию по стандартизированной программе, то владеть им должен один человек, причем в течение 6 последних месяцев.
- Машина не должна быть оформлена под лизинговые услуги.
- Автомобиль не должен находиться в рамках любых кредитных обязательств или иных ситуаций, которые могут потребовать его возвращения или перепродажи, а также передачи прав владения.
Это требования ко всем автомобилям, вне зависимости от того, легковое ли это транспортное средство, спецтехника или грузовой автомобиль с прицепом.
Утилизационный сбор 2022
В рамках программы уничтожения авто в 2022 году вносится сбор – сумма, выплачиваемая клиентом дилеру. Он получает хорошую скидку на приобретение новой машины взамен. Параметр ежегодно меняется, возможно, будет увеличен. Правительство рассматривает возможность установления платы 25000 рублей вместо нынешних 20000 для легковых автомобилей. Прицепов также коснется повышение, вместо 150000 будет 187500.
Данные изменения происходят вследствие увеличения количества ТС, программа утилизации расширяет деятельность, охватывая большие масштабы. И требует контроля. Повышенный сбор послужит упреждающей мерой, позволяя снизить число заявок. Еще влияет повышение числа машин. Однако, повышение сбора имеет положительную сторону – растут скидки от дилеров.
Сама процедура утилизации старых машин стандартная, клиенту достаточно проверить соответствие его ТС требованиям и выбрать дилерский центр, где он планирует купить новый. Далее:
- Посетить местное отделение ГИБДД, там снять транспорт с госрегистрации, предоставив заявление с пакетом документов. Не обязательно тащить машину, достаточно бумаг на нее – техпаспорт и свидетельства прохождения ТО.
- Посетить дилерский центр, выбранный заранее.
- Представить там документы:
- паспорт гражданина;
- техпаспорт на ТС (где указан нужный срок владения 6 месяцев);
- акт о ликвидации старого авто (оригинал / копия).
- Передать документ, подтверждающий факт снятия транспорта с учета ГИБДД.
Мнения специалистов разделились. Одни подчеркивают выгоду централизации контроля за состоянием транспортного движения в счет своевременной ликвидации устаревших моделей. Другие видят ограничения – список моделей, за которые предоставляется скидка, невелик, пусть и расширяется постепенно. Третьи понимают узкую направленность механизма, он поддерживает лишь отечественных производителей. Купить новое авто «иностранца» сертификат не поможет.
Впрочем, программа утилизации старых автомобилей станет неплохим вариантом при необходимости законным способом избавиться от старого ТС, заодно получить какие-то отступные без штрафов и длительных бюрократических проволочек. Ею пользуются уже 12 лет и возможно, в дальнейшем Правительство продлит действие.
Какие налоги нужно заплатить с утилизации физическому лицу?
Согласно п.37.1 статьи 217 Налогового Кодекса РФ не облагается НДФЛ размер частичной оплаты, произведенной за счет средств федерального бюджета при покупке нового авто. Данная льгота распространяется только на сделки в рамках госпрограммы утилизации старых автомобилей.
Если сдать ТС в утиль без участия в программе, передать для разбора либо продать по системе трейд-ин, придется заплатить НДФЛ. Но здесь важно учесть следующее:
- если продаваемая машина находилась в собственности меньше 3-х лет, ее владелец после продажи имеет право на имущественный вычет от суммы дохода в размере 250 тысяч рублей (пп.1 п.2 ст.220 НК РФ);
- если ТС было в собственности 3 года и дольше, то продажа такой машины освобождена от налогообложения вообще (п.17.1 ст.217 НК РФ).
Причем при реализации авто, которым владели свыше 3 лет, не придется даже сдавать декларацию 3-НДФЛ (п.17.1 ст.217 НК РФ). В случае владения продаваемым авто меньше трехлетнего срока, по факту его продажи (в любой форме) отчитываться обязательно. Исключение составляет государственная программа утилизации автомобилей (не трейд-ин): декларацию подавать не придется вообще, даже если ТС в собственности было менее 3 лет.
Неофициальный импорт станет привычным делом
Долгие годы «серые» дилеры играли в России на вторых ролях: импортировать машины по неофициальным каналам было просто нерентабельно из-за курса рубля и заградительных пошлин. Но теперь ситуация изменилась — обрыв поставок и дефицит привели к лавинообразному росту цен у официальных продавцов, зато ослабление доллара и евро сделало приобретение машины за рубежом снова выгодным.
Автомобили теперь везут отовсюду — из Европы и Японии, из Кореи и Америки, шерстят рынки соседних государств вроде Белоруссии, Грузии и Казахстана. При этом такие же модели, как у российских официальных дилеров, зачастую оказываются намного дешевле. Да, «серые» варианты лишены заводской гарантии, но здесь надо вернуться к предыдущей мысли: если все пойдет так, как идет, гарантия в 2023 году останется только у «Лады» и «китайцев».
Сейчас сложно предположить, какую долю рынка займет неофициальный импорт, но он точно станет нормой жизни — хотя бы потому, что спрос на привычные марки автомобилей никогда не сойдет на нет, а купить их по «белым» каналам будет невозможно. Причем через границы будут ехать как новые, так и подержанные экземпляры, а наладить поставки постараются в первую очередь те дилеры, которые все это время работали с официальными представительствами тех же марок — просто потому, что разбираются в продукте, умеют его обслуживать и продавать, да и выживать как-то надо.
В независимости от того, физическое или юридическое лицо сдает автомобиль по программе утилизации, размер скидки определяется исключительно грузоподъемностью транспортного средства.
Грузоподъёмность ТС (кг) | Размер скидки на покупку нового грузового автомобиля по программе утилизации (рублей) |
3500 | 120000 |
3500–4000 | 175000 |
среднетоннажные | 200000 |
тяжеловесные | до 350000 |
Особенность программы утилизации заключается в том, что получить скидку на покупку легкового автомобиля сдав в утиль грузовик – невозможно. Скидки не суммируются – потому не удастся сдать несколько старых автомобилей, получить несколько сертификатов и практически бесплатно получить новое авто.
Один сертификат – это только всего лишь небольшая скидка на покупку одного нового грузовика.
Утилизационный сбор: кто уплачивает?
Что же это такое, утилизационный сбор? Согласно пункту 1 ст. 24-1 закона №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» каждый приобретатель автомобиля должен заплатить этот сбор, который в дальнейшем будет потрачен на утилизацию машины в соответствии с правилами экологической безопасности.
Сбор на утилизацию платится при ввозе машины из-за границы. Если машина произведена в России, то уплата остается на совести производителя, взнос за транспортные средства, произведенные в других странах, оплачивает тот, кто ввозит автомобиль на территорию РФ. Взимается утилизационный сбор на автомобили лишь единожды.
Не нужно платить утилизационный сбор, если:
- машина старше 30-ти лет, используется в некоммерческих целях, оригинальные рама, кузов и двигатель в сохранности;
- автомобиль в собственности диппредставительства, консульства, международной компании, либо сотрудника какого-либо из данных учреждений, членов его семьи.
Что такое утилизация автомобиля?
В общепринятом понятии утилизация – это безопасное уничтожение какого-либо объекта или предмета, с целью его дальнейшей переработки и использования вторичного ресурса. То же самое касается и утилизации автомобиля. Если автомашина не может использоваться по своему прямому назначению, то ее нужно правильно уничтожить. Это нужно для того, чтобы материалы, из которых она сделана, не нанесли вреда окружающей среде и могли в дальнейшем быть переработаны и использованы вторично.
Так, например:
- металлические части транспорта переплавляются для получения металлических сплавов. Металлолом, как известно — это ценный источник для автомобильной и металлургической промышленности;
- автомобильные стекла превращаются в стекловату, фильтрующие и абразивные материалы, используются при производстве светоотражателей, в дорожном строительстве;
- пластик, который составляет около 10 процентов веса автомобиля, находит свое вторичное применение в черной металлургии, производстве строительных материалов и упаковочной тары;
- автомобильная резина после переработки используется для изготовления резиноасфальтов (мы их видим, в основном, на железнодорожных переездах), спортивных покрытий, напольных матов, конвейерных лент, а также для изготовления современных кровельных и звукоизоляционных материалов. В цементном производстве автомобильную резину используют для получения горючего, которое препятствует вредным выбросам в атмосферу из-за высоких температур плавления;
- технические автожидкости представляют наибольшую опасность для окружающей среды, особенно для почвы и воды. Их технологическая переработка заключается в регенерации (очищение и получение новых материалов, обладающих аналогичными химическими свойствами), а также в использовании их как альтернативного топлива на различных производствах. Часть автомобильных жидкостей сжигается специальным образом, без вреда для человека и природы.