Право на внеочередное и первоочередное получение жилого помещения

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Право на внеочередное и первоочередное получение жилого помещения». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


Жилье предоставляемое по договору социального найма лицам, что признаны нуждающимися и малоимущими. Обязательно, чтобы к гражданам можно было применить сразу обе характеристики. Малоимущий, у которого уже есть дом или квартира, на оформление социального объекта претендовать не вправе.

Комментарии к ст. 57 ЖК РФ

1. Рассматривая достаточно лаконичное правило, включенное в ч. 1 комментируемой статьи, следует обратить внимание на следующее.

Во-первых, жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете.

Граждане, имеющие право на получение жилья вне очереди, могут получать жилые помещения в социальный наем и в том случае, если они не состоят на учете. Точно так же вне зависимости от того, состоят ли граждане на учете, может производиться предоставление жилых помещений, освободившихся в коммунальной квартире (ч. ч. 1, 2 ст. 59 ЖК).

Во-вторых, жилые помещения предоставляются в порядке очередности. Очередность определяется временем принятия граждан на учет и, соответственно, временем включения их в списки нуждающихся в жилье.

Граждане считаются принятыми на учет со дня принятия соответствующего решения (органом местного самоуправления или, в соответствующем случае, иным субъектом) (см. п. 3 комментария к ст. 52 ЖК).

При одновременном рассмотрении заявлений нескольких граждан их очередность следует определять по датам подачи ими заявлений с необходимыми документами.

В-третьих, все граждане, принятые на учет, включаются в единый список. Если гражданам, имеющим право на внеочередное получение жилья, оно не предоставляется немедленно после обращения, то они должны включаться в указанный единый список и одновременно в список граждан, имеющих право на внеочередное получение жилых помещений.

2. Основания и порядок признания жилых помещений непригодными для проживания устанавливаются уполномоченным Правительством РФ федеральным органом исполнительной власти (см. ч. 4 ст. 15 ЖК и соответствующий комментарий). Но одного факта признания жилья непригодным для проживания недостаточно для того, чтобы жилье предоставлялось в социальный наем вне очереди. Как указано в п. 1 ч. 2 комментируемой статьи, должно быть установлено, что такое жилое помещение «ремонту или реконструкции не подлежит».

При применении названного правила возможны два варианта развития социальных связей. В одних случаях для того, чтобы принять решение о необходимости внеочередного предоставления жилья в социальный наем, достаточно констатации факта непригодности жилого помещения для проживания. Например, если выявлено вредное воздействие факторов среды обитания, представляющих особую опасность для жизни и здоровья людей, то вряд ли уместно рассматривать вопрос о ремонте или реконструкции жилого помещения. Гражданам, проживающим в таком жилье, должно предоставляться другое жилье вне очереди (немедленно). Точно так же следует обеспечивать жилыми помещениями граждан, жилище которых в результате стихийного бедствия разрушено, и т.д.

По-видимому, можно утверждать, что в таких случаях существует объективная необходимость внеочередного предоставления жилья в связи с уничтожением жилого помещения, неустранимостью дефектов жилища либо экономической (или иной) нецелесообразностью работ по их устранению.

В других случаях, когда жилье признано непригодным для проживания, но установлено, что в результате проведения ремонта или реконструкции можно привести жилое помещение в соответствие с установленными требованиями, предоставление другого жилья вне очереди не производится.

3. Дети считаются оставшимися без родительского попечения в случаях:

———————————

В законодательстве, в том числе в жилищном (п. 2 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ; ранее — ст. 37 ЖК РСФСР), традиционно говорится о детях-сиротах и детях, оставшихся без попечения родителей, хотя, конечно же, понятие «дети, оставшиеся без попечения родителей» является родовым, которым охватывается в том числе и понятие «дети-сироты».

— смерти родителей;

— лишения их родительских прав;

— ограничения их в родительских правах;

— признания родителей недееспособными;

— болезни родителей;

— длительного отсутствия родителей;

— уклонения родителей от воспитания детей или от защиты их прав и интересов, в том числе при отказе родителей взять своих детей из воспитательных учреждений, лечебных учреждений, учреждений социальной защиты населения и других аналогичных учреждений;

— отсутствия родительского попечения по иным причинам (ст. 121 СК; см. также ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» ).

———————————

СЗ РФ. 1996. N 52. Ст. 5880.

Дети-сироты — это лица в возрасте до 18 лет, у которых умерли оба или единственный родитель.

Лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, — это граждане в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей (ст. 1 ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей»).

Дети, оставшиеся без попечения родителей, передаются под опеку (попечительство) в приемную семью, а при отсутствии такой возможности — в организации для детей-сирот или детей, оставшихся без попечения родителей, всех типов (воспитательные организации, в том числе детские дома семейного типа, лечебные учреждения, организации социальной защиты населения и другие аналогичные учреждения).

———————————

Приоритетной формой устройства детей, оставшихся без попечения родителей, является усыновление или удочерение (ст. 124 СК). В этом случае дети не приобретают право на внеочередное получение жилья.

Над несовершеннолетними устанавливаются опека или попечительство, когда они остались без родительского попечения, для защиты прав и интересов несовершеннолетних, а также для их воспитания. Опека устанавливается над малолетними (гражданами, не достигшими 14 лет). Попечительство устанавливается над несовершеннолетними в возрасте от 14 до 18 лет.

Приемная семья образуется на основании договора о приемной семье, который заключается между органом опеки и попечительства и приемными родителями (супругами или отдельными гражданами, желающими принять ребенка или детей на воспитание) (ст. ст. 152 — 153.2 СК).

Под организациями для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, понимаются образовательные организации, в которых содержатся (обучаются и (или) воспитываются) дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей; организации социального обслуживания населения (детские дома-интернаты для детей-инвалидов с умственной отсталостью и физическими недостатками, социально-реабилитационные центры помощи детям, оставшимся без попечения родителей, социальные приюты); учреждения здравоохранения (дома ребенка) и т.д.

Основаниями возникновения права на внеочередное получение жилья у детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, нуждающихся в жилых помещениях, являются следующие юридические факты:

— окончание пребывания названных граждан в образовательных и иных организациях, детских домах семейного типа, приемных семьях;

— прекращение опеки (попечительства);

— окончание службы в Вооруженных Силах РФ;

— освобождение из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.

4. Многие десятилетия единственным основанием для вселения в жилое помещение был ордер (см., например, ст. 47 ЖК РСФСР). Принято считать, что ордер является пережитком административно-командной системы и потому ему не нашлось места в действующем ЖК РФ.

Жилые помещения предоставляются на основании решений органов местного самоуправления. К сожалению, характеристика таких решений в ЖК РФ свелась к следующему:

— они выдаются или направляются гражданам не позднее чем через три рабочих дня со дня принятия;

— в них должен устанавливаться срок, в течение которого с гражданином заключается договор социального найма.

Причины выселения из полученного социального жилья

Жильцы могут лишиться своих прав на жилье, предоставляемое по договору социального найма в следующих ситуациях:

  • Объект признано аварийным. В таком случае граждане могут рассчитывать на предоставление им другого равнозначного объекта.
  • Дом признан непригодным для проживания. В таком случае жилье, предоставляемое по договору социального найма не считается аварийным, но жить в нем нельзя по иным причинам.
  • Объект изымается для нужд государства. Ситуация редкая, но возможная. Изъятие не реализуется просто так.

Выселение из жилья социального найма возможно и в иных случаях, но только в судебном порядке:

  • Наниматель не оплачивает коммунальные услуги или стоимость предоставления жилья полгода и более.
  • Объекту наносится непоправимый урон нанимателем или членами его семьи.
  • Гражданин регулярно нарушает права других жильцов. Например, захламляет общие помещения, ведет себя вызывающе, угрожает иным лицам.
  • Жилье используется не по назначению. Например, на территории объекта разворачивается производство или оказываются услуги.

Основания предоставления жилья по договору социального найма вне очереди

По смыслу статьи 49 ЖК РФ иные категории граждан, перечисленные выше, имеют право на внеочередное получение жилья только при одновременном соблюдении следующих условий:

  • право на внеочередное получение жилья прямо предусмотрено федеральным законом, указом Президента РФ или законом субъекта РФ.
  • федеральным законом, указом Президента РФ или законом субъекта РФ предусмотрен специальный порядок получения жилья во внеочередном порядке. Если такой порядок не определен, то жилье предоставляется в порядке, предусмотренном ЖК РФ – то есть, как правило, в порядке очереди.

Первоочередная и внеочередная очередь на квартиру

Жилые площади предоставляются гражданам РФ в строгом порядке очередности, если они состоят на учете, как остро нуждающиеся в жилье, либо нуждающиеся в улучшении жилищных условий, согласно статье 33 Жилищного Кодекса РФ. Получить жилье вне очереди могут лишь особые категории граждан, по причине расселения их после различных стихийных бедствий и техногенных катастроф. К примеру, семья не числится в списке очередников на получение жилья, но произошло землетрясение или наводнение, вследствие которого имеющееся у них в наличии жилье было разрушено или грозит обвалом.

Читайте также:  Налог на недвижимость: кто, сколько и когда должен платить

Согласно все тем же законодательным нормам РФ, учет всех граждан страны, нуждающихся в улучшении жилищных условий или вовсе не имеющих постоянного жилья, ведется по единому списку. Но на основе единого списка составляются три отдельных списка: первоочередников, внеочередников и состоящих в списке на получение жилья на общих основаниях.

Такой принцип очередности никоим образом не может быть нарушен в пользу нуждающегося, независимо от степени нуждаемости граждан в жилье и независимо от личных заслуг граждан. Права на предоставления жилья граждане получают в тот момент времени, когда регистрируют документы, поданные на получение жилья.

Согласно изменениям в Жилищном Кодексе от 1996 года, при нарушениях правил очередности на получение жилья судебные исполнители могут принять решение о незаконности выданного ордера на жилье.

С исковым заявлением о нарушениях норм очередности в получении жилья могут выступать учреждения, организации, органы местной администрации (в чьих ведениях находятся распределяемые жилые помещения) либо прокурор, действующий в интересах одной из сторон.

Примечателен тот факт, что граждане самостоятельно не имеют право обращаться в суд с исковыми заявлениями, если считают, что их права как очередников были ущемлены. Они могут действовать только через правовое учреждение или органы местного самоуправления.

С одной стороны, такие законодательные нормы можно расценивать как ограничение прав граждан, но с другой стороны закон для всех один и нарушать его не следует.

На самом деле, в судебной практике нередки случаи, когда заявления от граждан все же принимаются и рассматриваются в индивидуальном порядке, исходя из сложившейся на конкретный момент времени ситуации.

Как инвалиду получить квартиру / Фонд «Без Барьеров»

Статья 17. Обеспечение инвалидов жильем

Инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, принимаются на учет и обеспечиваются жилыми помещениями в порядке, предусмотренном законодательством РФ и законодательством субъектов РФ.

Обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий, вставших на учет до 1 января 2005 года, осуществляется в соответствии с положениями статьи 28.

2 настоящего Федерального закона.

Определение порядка предоставления жилых помещений (по договору социального найма либо в собственность) гражданам, нуждающимся в улучшении жилищных условий, вставшим на учет до 1 января 2005 года, устанавливается законодательством субъектов РФ.

Инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, вставшие на учет после 1 января 2005 года, обеспечиваются жилым помещением в соответствии с нормами статьи 57 Жилищного кодекса РФ в порядке очередности исходя из времени принятия их на учет. Согласно части 2 статьи 57 ЖК РФ, граждане, страдающие тяжелыми формами хронических заболеваний, могут получить жилые помещения вне очереди.

Жилое помещение государственного или муниципального жилищного фонда, занимаемое инвалидом по договору социального найма, при помещении инвалида в организацию социального обслуживания, предоставляющую социальные услуги в стационарной форме, сохраняется за ним в течение шести месяцев.
Специально оборудованные жилые помещения государственного или муниципального жилищного фонда, занимаемые инвалидами по договору социального найма, при их освобождении заселяются в первую очередь нуждающимися в улучшении жилищных условий другими инвалидами.

Постановлением Правительства РФ № 901 от 27 июля 1996 года “О предоставлении льгот инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов, по обеспечению их жилыми помещениями, оплате жилья и коммунальных услуг” утверждены основания для признания инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, нуждающимися в улучшении жилищных условий:
обеспеченность жильем на каждого члена семьи ниже уровня, устанавливаемого органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации;
проживание в жилом помещении (доме), не отвечающем установленным санитарным и техническим требованиям;
проживание в квартирах, занятых несколькими семьями, если в составе семьи имеются больные, страдающие тяжелыми формами некоторых хронических заболеваний, при которых совместное проживание с ними (по заключению государственных или муниципальных лечебно-профилактических учреждений здравоохранения) в одной квартире невозможно;
проживание в смежных не изолированных комнатах по две и более семьи при отсутствии родственных отношений;
проживание в общежитиях, за исключением сезонных и временных работников, лиц, работающих по срочному трудовому договору, а также граждан, поселившихся в связи с обучением;
проживание длительное время на условиях поднайма в домах государственного, муниципального и общественного жилищного фонда, либо найма в домах жилищно-строительных кооперативов, либо в жилых помещениях, принадлежащих гражданам на праве собственности, не имеющим другой жилой площади.
Принятие на учет граждан с инвалидностью в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется на основании их заявлений через многофункциональный центр.
К заявлению прилагаются:
Выписка из домовой книги;
Копия финансового лицевого счета;
Копия справки, подтверждающей факт установления инвалидности
Копия индивидуальной программы реабилитации инвалида;
Другие документы с учетом конкретных обстоятельств, например, справки бюро технической инвентаризации или учреждений здравоохранения.

Норма площади жилого помещения, предоставляемого по договору социального найма, устанавливается органами местного самоуправления.

(в Москве норма установлена в соответствии со статьей 20 закона города Москвы № 29 и составляет 18 квадратных метров на одного человека.

При этом площадь жилого помещения может превышать норму, положенную на одного человека, но не более чем в два раза, если такое помещение представляет собой одну комнату или однокомнатную квартиру).

Аналогичная норма содержится в статье 17 Федерального закона № 181-ФЗ, которая также уточняет, что площадь предоставления увеличивается если инвалид страдает тяжелой формой хронических заболеваний, утвержденных Приказом Министерства Здравоохранения РФ от 30 ноября 2012 г. N 991н
При предоставлении жилого помещения инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов, учитываются рекомендации индивидуальной программы реабилитации инвалида, состояние его здоровья, а также другие обстоятельства, как, например, приближение к лечебно-профилактическому учреждению, месту жительства родных и близких.

Первоочередная и внеочередная очередь на квартиру

Жилые площади предоставляются гражданам РФ в строгом порядке очередности, если они состоят на учете, как остро нуждающиеся в жилье, либо нуждающиеся в улучшении жилищных условий, согласно ст.

33 ЖК РФ.
Учет всех граждан страны, нуждающихся в улучшении жилищных условий или вовсе не имеющих постоянного жилья, ведется по единому списку.

Но на основе единого списка составляются три отдельных списка:

первоочередников, внеочередников и состоящих в списке на получение жилья на общ��х основаниях.

Вне очереди могут быть предоставлены жилые помещения только в том случае, если инвалидность связана с тяжелой формой хронического заболевания. Перечень таких заболеваний утвержден Приказом Министерства Здравоохранения РФ от 30 ноября 2012 г. N 991н
ПЕРЕЧЕНЬ ЗАБОЛЕВАНИЙ, ДАЮЩИХ ИНВАЛИДАМ, СТРАДАЮЩИМ ИМИ, ПРАВО НА ДОПОЛНИТЕЛЬНУЮ ЖИЛУЮ ПЛОЩАДЬ

  • │1. │Туберкулез любых органов и систем с │A15; A17 – A19 │
    │ │бактериовыделением, подтвержденным │ │
  • │ │методом посева │ │
  • │2. │Хронические и затяжные психические │F01; F03 – F09; F20 – F29; │
    │ │расстройства с тяжелыми стойкими или │F30 – F33 │
    │ │часто обостряющимися болезненными │ │
  • │ │проявлениями │ │

│3. │Трахеостома, каловые, мочевые свищи, │Z93.0; Z93.2 – Z93.6; K63.2; │
│ │пожизненная нефростома, стома │N28.8; N32.1 – N32.2; N36.0; │
│ │мочевого пузыря (при невозможности │N39.4; N82; Q35 – Q37; Q67.0 │
│ │выполнения реконструктивной операции │- Q67.

4 │
│ │на мочевых путях и закрытия стомы), │ │
│ │не корригируемое хирургически │ │
│ │недержание мочи, противоестественный │ │
│ │анус (при невозможности │ │
│ │восстановления непрерывности │ │
│ │желудочно-кишечного тракта), пороки │ │
│ │развития лица и черепа с нарушением │ │

│ │функции дыхания, жевания, глотания │ │

│4. │Множественные поражения кожи с │L10; L12.2; L12.3; L13.0; L88 │
│ │обильным отделяемым │ │

│5. │Псориаз артропатический, требующий │L40.5 │
│ │применения инвалидных кресел-колясок │ │

│6. │Лепра │A30 │

│7 │ВИЧ-инфекция у детей │B20 – B24; Z21 │

│8. │Отсутствие нижних конечностей или │M05 – M06; M16 – M17; M30 – │
│ │заболевания опорно-двигательной │M35; M45; Q72.0; Z89.7 – │
│ │системы, в том числе наследственного │Z89.9; Z99.3 │
│ │генеза, со стойкими нарушениями │ │
│ │функции нижних конечностей, │ │
│ │требующих применения инвалидных │ │

│ │кресел-колясок │ │

│9. │Органические заболевания центральной │G35; G60.0; G71.2; G80; T90.2 │
│ │нервной системы со стойкими │- T90.9; T91.1; T91.3; Z99.3; │
│ │нарушениями функции нижних │Z99.8 │
│ │конечностей, требующие применения │ │
│ │инвалидных кресел-колясок, и (или) с │ │

  1. │ │нарушениями функции тазовых органов │ │
  2. │10. │Состояния после трансплантации │Z94 │
    │ │внутренних органов и костного мозга │ │

Внеочередное и льготное

Вне очереди его могут получить граждане:

  • страдающие хроническим заболеванием, протекающим в тяжелой форме;
  • инвалиды (I группа), участвовавшие в боевых действиях;
  • судьи;
  • инвалиды и пожилые люди при условии их отказа от услуг стационарной организации, обеспечивающей социальное обслуживание, если жилье, которое они занимали до переезда в социальное учреждение им вернуть не могут;
  • родители или законные представители детей, инфицированных ВИЧ, при условии совместного проживания с несовершеннолетним, больным ВИЧ;
  • реабилитированные;
  • родители-воспитатели, организовавшие семейный детдом, должны получить коттедж или многокомнатную квартиру по договору социального найма;
  • дети-инвалиды, воспитывавшиеся в условиях стационарной организации соц. обслуживания, в 18-летнем возрасте, если они могут производить самообслуживание и жить самостоятельно.

ЖК РФ отменил льготное предоставление жилых помещений на условиях соц. найма. Оно возможно только в двух случаях:

  • для категорий граждан, обозначенных во 2-й части 57-й статьи ЖК РФ, посвященной внеочередному предоставлению квартир и домов;
  • когда предоставляется специальное жилье нуждающимся в нем (малоимущие к этой категории не относятся).

Принципы, согласно которым сейчас предоставляется социальное жилье, заключает в себе Жилищный Кодекс РФ. По сравнению с ЖК РСФСР, он не дает оснований для предоставления квартир в порядке первоочередности многодетным семьям, инвалидам труда, при появлении в семье близнецов, спасателям и другим гражданам, список категорий которых ранее был в 36 статье Жилищного Кодекса РСФСР.

Требования к жилому помещению

Жилище от государства по соцнайму выдается не для коммерческих целей, а для постоянного проживания, поэтому помещение должно соответствовать законным требованием. Их отсутствие станет весомым основанием для служебного или судебного разбирательства.

Наниматель жилища от государства наделяется правом получения имущества, которое отвечает определенным характеристикам.

  1. Благоустроенность. Это требование означает, что выделяемая квартира по социальному найму, должна находиться в доме с категорией капитального строительства.
  2. Соответствие санитарно-эпидемиологическим, техническим и пожарным нормам. Подтверждение требования должно быть задокументировано специальными уполномоченными организациями.

Согласно ст. 23 ФЗ №52, лицам предоставляется в пользование собственность, отвечающую требованиям:

  • обеспечения отдыха и сна;
  • возможности организовать питание;
  • шумоизоляции;
  • светопроницаемости;
  • пожарной безопасности;
  • правильной теплопередачи;
  • циркуляции воздуха.

Если предлагаемое жилое помещение соответствует вышеуказанным положениям, то это основание для признания его непригодности с целью жилого или коммерческого использования.

В результате кандидату на бесплатное жилье от государства будет предложен оптимальный объект подобного имущества из жилищного фонда.

Частная собственность должна предоставляться в рамках норм, указанных в региональных правовых актах и в установленный срок, после того как нуждающийся гражданин встал в очередь. Данный факт закреплен ст. 50 Жилищного кодекса РФ.

Право на получение жилья вне очереди

Разместил: Егоров Константин Михайлович Недвижимость, аренда помещений, приватизация, рента Статьи 28.05.2009

В силу своей профессиональной деятельности мне приходилось сталкиваться со случаями, когда на просьбы граждан, имеющих в соответствии с Жилищным кодексом РФ (далее — ЖК РФ) право на получение жилья вне очереди, органы местного самоуправления отвечали отказом, ссылаясь на то, что предоставлением жилья заявителям будут нарушены права иных граждан, которые также обладают аналогичной льготой, поставлены на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий и включены в список граждан, имеющих право на внеочередное предоставление жилых помещений по договору социального найма (далее — список внеочередников), ранее заявителей, но до настоящего времени не обеспечены жилыми помещениями.

Поскольку в ЖК РФ отсутствует указание на срок, в течение которого жилье должно быть предоставлено вне очереди, оно будет выделяться с установленной очередностью по списку внеочередников, который формируется и ведется органом местного самоуправления в соответствии с законом субъекта РФ.

В некоторых случаях суды общей юрисдикции при рассмотрении исков граждан о предоставлении жилья вне очереди, несмотря на имеющееся у граждан право на получение жилья вне очереди, отказывали гражданам в удовлетворении их требований. Так, решением Калужского районного суда Калужской области от 17 декабря 2007 г., оставленным без изменения Определением Судебной коллегии по гражданским делам Калужского областного суда от 7 февраля 2008 г., гражданке К., страдающей тяжелой формой хронического заболевания, которая дает право на внеочередное получение жилого помещения, было отказано в удовлетворении иска о предоставлении жилья вне очереди.

В решении суд первой инстанции указал следующее:

«Несмотря на то что истица К. имеет право на получение жилого помещения вне очереди, суд при разрешении данного спора учитывает наличие списка очередников, имеющих право на внеочередное улучшение жилищных условий, в котором К. состоит под номером 275. Поскольку правовыми актами не установлен определенный срок, в течение которого жилье должно быть предоставлено истице К., то суд приходит к выводу о том, что предоставление жилья семье истицы должно производиться с установленной очередностью и без нарушения прав лиц, состоящих в очереди на улучшение жилищных условий перед ней».

В связи с изложенным возникают интересные вопросы: предполагает ли внеочередное предоставление жилья включение гражданина в какую-либо очередь и должно ли жилье внеочередникам предоставляться в порядке очередности по списку внеочередников (исходя из времени включения их в данный список)?

Постараемся ответить на эти вопросы.

Пошаговая инструкция по принятию на учет нуждающихся граждан

Перед тем как встать в очередь на квартиру, придется заняться сбором многочисленных документов из различных инстанций. Постановка на учет возможна исключительно при одновременном соблюдении следующих условий:

  • Наличие российского гражданства.
  • Постоянного проживания на территории населенного пункта, в котором планируется получение квартиры, в течение не менее чем 10 лет при условии надлежащей регистрации по месту жительства.

Порядок:

  1. Для начала, стоит обратиться в органы местного самоуправления или ближайший офис МФЦ (многофункциональный центр) для получения консультации. Во время разговора со специалистом необходимо выяснить:
    • Можете ли Вы претендовать на получение статуса, нуждающегося в жилье?
    • К какой категории нуждающихся Вы относитесь?
    • Какой пакет документов необходимо собрать?
    • Как правильно заполнить заявление?
  2. Собрать необходимую подтверждающую документацию и копии идентификационных документов для всех членов семьи. Обычно в этот список входят:
    • копии паспортов, ИНН и пенсионных свидетельств всех членов семьи;
    • свидетельство о заключении или расторжении брака, свидетельство о рождении;
    • документы подтверждающие права владения текущем жильем или справка об отсутствии такового;
    • акт исследования условий проживания;
    • информация о доходах и имуществе;
    • выписка из домовой книги;
    • письменное согласие на обработку данных;
    • другие дополнительные справки и выписки индивидуальные для каждого отдельного случая.

    Особое внимание стоит уделить сбору информации о доходах, так как это понятие включает в себя не только заработную плату, но и следующие финансовые поступления:

    • документы о стипендиях и пособиях;
    • справка о размере пенсии;
    • все справки о дополнительном заработке и другое.

    Отсутствие работы нужно подтверждать следующими документами:

    • оригинал и копия трудовой книжки, заверенная работодателем;
    • заявление (нигде не работал, доходов не имел, жил на иждивении), заверенное нотариусом;
    • справка из центра занятости, содержащая информацию о постановке на учет и факте получения или неполучения пособия по безработице.

    Если гражданин проживает в общежитии или служебной квартире, то могут дополнительно запросить копию трудовой книжки и ходатайство предприятия о предоставлении жилья.

  3. Составить заявление, в котором необходимо детально обосновать свою потребность и объяснить невозможность самостоятельного решения жилищного вопроса. Заявление подписывают все члены семьи старше 18 лет.
  4. Подать на рассмотрение заявление и заранее подготовленный комплект документов. Обычно заявление о постановке на учет подается по месту проживания, но в ряде случаев, например, если работа заявителя связана с передвижением, может быть сделано исключение.
  5. Получить расписку о принятии документов на рассмотрение.
  6. Ожидать рассмотрение заявки.
    • Если документы подавались через органы местного самоуправления, то максимальный срок ожидания ответа составит 30 дней.
    • Если документы подавались через МФЦ, то к 30 дням нужно прибавить время на доставку пакета документов в орган осуществляющий постановку на учет.
  7. Получить письменное подтверждение или обоснованный отказ в постановке на учет.

    Важно! Отказ в постановке на учет можно обжаловать в суде.

Он представлен специальным документом, на основании которого имущество, принадлежащее муниципалитету, передается во временное пользование гражданам. Предоставление жилья по договору социального найма положено исключительно лицам, остро нуждающимся в нем. Обычно выдается объект в бессрочное владение, но иногда представители местной администрации выдают квартиры на определенный срок.

Жилье, выдаваемое гражданам на основании договора соцнайма, должно отвечать некоторым требованиям жилищного кодекса

  • наличие статуса жилого объекта, а не нежилого помещения;
  • квартира должна быть изолированным объектом с одним входом, поэтому не допускается наличие проходных помещений;
  • невозможно предоставить на основании соцнайма общедомовое имущество.

Другой комментарий к статье 57 ЖК РФ

1. Комментируемая статья устанавливает порядок и условия предоставления гражданам, состоящим на жилищном учете, жилых помещений по договору социального найма.

Согласно ч. 1 коммент. ст. жилые помещения по договорам социального найма предоставляются очередникам в порядке очередности исходя из времени постановки на учет. Подобный порядок обеспечения очередников жильем является традиционным, так как и до введения в действие коммент. Кодекса ст. 33 ЖК РСФСР, утратившего силу с 1 марта 2005 г., устанавливался аналогичный порядок.

В качестве исторической справки напомним, что в силу положений ст. 34 ЖК РСФСР очередность на получение жилых помещений могла быть перенесена на более поздние сроки гражданам, состоящим на учете по месту работы, администрацией предприятия за злостное нарушение трудовой дисциплины, пьянство, хулиганство, хищение государственного или общественного имущества и другие нарушения в случаях, предусмотренных законодательством.

В связи с этим отсутствие в коммент. Кодексе упоминания о возможности изменения или переноса сроков предоставления жилья по основаниям, установленным прежним жилищным законодательством, является, на наш взгляд, знаковым, так как исключает возможность манипулирования человеком с использованием права на социальное жилье, а также закрепленному в современном законодательстве принципу недопущения двойного наказания за один и тот же проступок.

2. Следует обратить внимание и на то, что коммент. закон не содержит норм о первоочередном предоставлении жилых помещений отдельным категориям граждан (как ранее — ст. 36 ЖК РСФСР), что, по мнению некоторых специалистов, является ущемлением прав и достоинства значительного числа граждан, в том числе имеющих выдающиеся заслуги перед Отечеством.

Так, например, даже спустя три года с момента вступления в действие коммент. закона предметом рассмотрения Конституционным Судом РФ была жалоба С.Л. Пяткина, оспаривавшего конституционность ст. 13 Закона РФ от 18 октября 1991 г. N 1761-1 «О реабилитации жертв политических репрессий» (в редакции Федерального закона от 22 августа 2004 г. N 122-ФЗ — более известного как «Закон о монетизации льгот»), в соответствии с которым реабилитированные лица, утратившие жилые помещения в связи с репрессиями, были, по его мнению, лишены права на первоочередное получение жилья. Своим Определением от 21 февраля 2008 г. N 106-О-О (СПС «КП») Конституционный Суд РФ признал указанные выше доводы заявителя необоснованными, отметив, однако, что действующее законодательство «.не исключает возможность сохранения в законодательстве субъектов Российской Федерации положений о первоочередном порядке предоставления жилых помещений указанной категории граждан».

3. Частью 2 коммент. ст. закреплено право на внеочередное обеспечение социальным жильем следующих категорий граждан, причем независимо от факта их постановки на учет (подробнее об этом см. коммент. к ст. 52 ЖК РФ):

Читайте также:  Процедура увольнения работника за прогул

а) жилые помещения которых, занимаемые на праве собственности или социального найма, признаны в установленном порядке непригодными для проживания и ремонту или реконструкции не подлежат.

Порядок признания жилого помещения непригодным для проживания, и в частности, многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу, регламентирован Постановлением Правительства РФ от 28 января 2006 г. N 47 «Об утверждении Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу» (СЗ РФ. 2006. N 6. Ст. 702):

1) признание в установленном порядке жилого помещения непригодным для проживания;

2) отсутствие технической возможности или нецелесообразность его ремонта или реконструкции.

Согласно п. 33 указанного Положения основанием для признания жилого помещения непригодным для проживания является наличие выявленных вредных факторов среды обитания человека, которые не позволяют обеспечить безопасность жизни и здоровья граждан.

В пунктах 34 — 40 перечислены виды жилых помещений (с указанием вредных факторов), подлежащих в обязательном порядке признанию непригодными для проживания.

Однако для реализации права, предусмотренного п. 1 ч. 2, необходимо, как уже было отмечено выше, признание помещения еще и не подлежащим ремонту или реконструкции.

Данные вопросы, согласно п. 7 Положения, находятся в компетенции межведомственной комиссии, создаваемой специально для данных целей, на основании оценки соответствия помещения установленным в данном Положении требованиям.

В качестве примера назовем Постановление правительства Санкт-Петербурга от 4 февраля 2005 г. N 112 «О создании межведомственных комиссий» (Вестник администрации Санкт-Петербурга. 2005. N 3), регламентирующее полномочия районных межведомственных комиссий в Санкт-Петербурге;

б) страдающих тяжелыми формами хронических заболеваний, при наличии которых совместное проживание с больным в одной квартире невозможно.

Перечень соответствующих заболеваний утвержден Постановлением Правительства РФ от 16 июня 2006 г. N 378 «Об утверждении перечня тяжелых форм хронических заболеваний, при которых невозможно совместное проживание граждан в одной квартире» (СЗ РФ. 2006. N 25. Ст. 2736).

Следует также отметить, что наличие тяжелой формы хронического заболевания, согласно п. 4 ч. 1 ст. 51 коммент. закона, отнесено к основанию для признания граждан нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, и постановки на соответствующий учет (подробнее об этом см. коммент. к ст. 51 ЖК РФ).

Из сопоставления положений п. 4 ч. 1 ст. 51 ЖК ��Ф и п. 3 ч. 2 коммент. ст. часто делается вывод о необходимости для реализации права на внеочередное предоставление жилья гражданину, страдающему соответствующим заболеванием в тяжелой хронической форме, предварительно встать на жилищный учет нуждающихся в жилом помещении.

По нашему мнению, данный вывод ошибочен и связан с неверным толкованием перечисленных норм права.

Положения п. 4 ч. 1 ст. 51 ЖК РФ скорее направлены на защиту прав соседей, не имеющих возможности встать на жилищный учет по основаниям п. п. 1 — 3 ч. 1 ст. 51 ЖК РФ, однако вынужденных проживать в одной квартире с больным человеком.

Сам же больной, нуждающийся в мерах государственной поддержки именно ввиду тяжести своего заболевания, не имея, по нашему мнению, законодательно установленной обязанности вставать на учет нуждающихся в жилом помещении, обладает правом на предоставление ему жилого помещения вне какой-либо очереди.

Верховным Судом РФ в Обзоре законодательства и судебной практики Верховного Суда Российской Федерации за четвертый квартал 2008 года» (СПС «КП») также указано, что положения ч. 2 ст. 57 коммент. закона не ставят право на внеочередное предоставление жилья в зависимость от наличия или отсутствия иных лиц, имеющих право на получение жилой площади вне очереди, от обеспечения жильем других очередников, от времени постановки на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий, от включения в список граждан, имеющих право на получение жилого помещения вне очереди (список внеочередников), тем более от времени включения в список внеочередников. Нет в ней и указаний на предоставление жилья в порядке очередности лиц равной категории.

Отсутствие в законодательстве указания на срок, в течение которого жилье должно быть предоставлено гражданам, имеющим право на его внеочередное предоставление, свидетельствует о том, что жилье указанной категории граждан должно быть предоставлено незамедлительно после возникновения соответствующего субъективного права — права на получение жилого помещения вне очереди, а не в порядке какой-либо очереди (по списку внеочередников);

в) являющихся детьми-сиротами или детьми, оставшимися без попечения родителей.

Заявление и документы подаются в местные органы самоуправления.

Там же вам помогут уточнить состав пакета документов, который потребуется в вашем случае. Если же одно из условий было нарушено или был подан неполный список документов, в получении объекта недвижимости будет отказано (до тех пор, пока вы не исправите ошибки), при этом на повторную подачу документов и заявления потребуется длительное время.

Когда очередь, наконец, дошла до вас, местный муниципалитет должен заключить с человеком договор найма соцжилья, потому как он получает недвижимость, находящуюся на балансе местных органов власти. Договор составляют согласно типовой форме, установленной законными правилами, однако может немного изменяться в зависимости от конкретного случая.

Однако в нём необходимо обязательно прописать:

  1. Название населённого пункта, где подписывается договор, и администрация которого предоставляет жилплощадь. Также необходимо включить в заявление реквизиты сторон и дату заключения договора.
  2. Информацию о выданной недвижимости – её почтовый адрес, технические характеристики, количество комнат и т.п. Здесь же необходимо указать состояние объекта на момент предоставления новому жильцу (для этого чаще всего оформляют акт приёма-передачи).
  3. Права и обязанности сторон соглашения, а также ответственность за их нарушение. Уделите этому особое внимание, поскольку именно на основе этих пунктов и будут строиться дальнейшее сотрудничество между муниципалитетом и получателем социальной жилой площади.
  4. Сведения о ваших сожителях (ФИО, паспортные данные, родство и т.п.).

Какие документы необходимо предоставить

Обычно, желающие должны предоставить следующий минимальный набор документов:

  • Собственноручно написанное заявление.
  • Паспорт заявителя и его идентификационный номер (СНИЛС).
  • Документы, касающиеся семьи заявителя. Если у него есть дети, необходимо подать свидетельство о рождении либо усыновлении ребёнка по решению суда. Если он состоит в браке, понадобится свидетельство о вступлении в брак (если же заявитель разведён, нужно предоставить свидетельство о его расторжении).
  • Справка, подтверждающая, что у заявителя и членов его семьи нет иной недвижимости (наличие другой недвижимости, принадлежащей заявителю и его родственникам, также будет учитываться).
  • Документ, свидетельствующий о том, что обращающийся принадлежит к категории граждан с правом получения соцжилья.
  • Справки о составе семьи (все члены семьи, проживающие вместе с заявителем, будут внесены в договор найма соцжилья; все, кто вписаны в договор, в дальнейшем не получат проблем с регистрацией в жиплощади, и в целом их правовое положение будет устойчивее).

Учитывайте, что правила подачи документов меняются в зависимости от того, в каком населённом пункте вы проживаете. В городах федерального значения требования более сложные, потому как здесь нуждающихся намного больше, нежели в регионах. К примеру, претендент на соцжильё в Москве должен проживать в городе как минимум последние десять лет, что подтверждается документально. В остальных населённых пунктах получатель должен проживать не меньше пяти лет, что облегчает получение места в очереди на социальную жилплощадь.

На рассмотрение заявки и поданных документов законом даётся месяц. В итоге, должно быть вынесено официальное решение (в письменной форме) о становлении заявителя в очередь или отказе в предоставлении места, причём оно должно быть мотивировано (т.е. указаны причины).

Первоочередная и внеочередная очередь на квартиру

Жилые площади предоставляются гражданам РФ в строгом порядке очередности, если они состоят на учете, как остро нуждающиеся в жилье, либо нуждающиеся в улучшении жилищных условий, согласно статье 33 Жилищного Кодекса РФ.

Получить жилье вне очереди могут лишь особые категории граждан, по причине расселения их после различных стихийных бедствий и техногенных катастроф.

К примеру, семья не числится в списке очередников на получение жилья, но произошло землетрясение или наводнение, вследствие которого имеющееся у них в наличии жилье было разрушено или грозит обвалом.

Согласно все тем же законодательным нормам РФ, учет всех граждан страны, нуждающихся в улучшении жилищных условий или вовсе не имеющих постоянного жилья, ведется по единому списку. Но на основе единого списка составляются три отдельных списка: первоочередников, внеочередников и состоящих в списке на получение жилья на общих основаниях.

Такой принцип очередности никоим образом не может быть нарушен в пользу нуждающегося, независимо от степени нуждаемости граждан в жилье и независимо от личных заслуг граждан. Права на предоставления жилья граждане получают в тот момент времени, когда регистрируют документы, поданные на получение жилья.

Согласно изменениям в Жилищном Кодексе от 1996 года, при нарушениях правил очередности на получение жилья судебные исполнители могут принять решение о незаконности выданного ордера на жилье.

С исковым заявлением о нарушениях норм очередности в получении жилья могут выступать учреждения, организации, органы местной администрации (в чьих ведениях находятся распределяемые жилые помещения) либо прокурор, действующий в интересах одной из сторон.

Примечателен тот факт, что граждане самостоятельно не имеют право обращаться в суд с исковыми заявлениями, если считают, что их права как очередников были ущемлены. Они могут действовать только через правовое учреждение или органы местного самоуправления.

С одной стороны, такие законодательные нормы можно расценивать как ограничение прав граждан, но с другой стороны закон для всех один и нарушать его не следует.

На самом деле, в судебной практике нередки случаи, когда заявления от граждан все же принимаются и рассматриваются в индивидуальном порядке, исходя из сложившейся на конкретный момент времени ситуации.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *