Определение места жительства ребенка через суд что надо для суда

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Определение места жительства ребенка через суд что надо для суда». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.

Если один из супругов не соглашается заключить договор нотариально, остается лишь решение вопроса в судебном порядке. Расторжение брака и место жительства детей могут устанавливаться в рамках одного процесса. Допускается и подача разных исков поочередно. Например, если изначально муж и жена решили между собой, что их дети будут проживать с матерью, но потом отец изменил свою позицию.

Привязанность несовершеннолетнего ребенка к каждому из родителей, братьям и сестрам, возраст ребенка

Ребенок, достигший десятилетнего возраста, имеет право быть выслушанным в ходе судебного разбирательства. Разговор с ребенком может быть проведен, как в судебном заседании, так и вне суда, органами опеки и попечительства, воспитателями или педагогами. Порядок определения места жительства детей требует, чтобы при заслушивании ребенка в суде обязательно присутствовал педагог. При этом на это время родители могут быть удалены из зала судебного заседания.

Если ребенку менее 10 лет, рекомендуется просить суд назначить судебно-психологическую экспертизу, после проведения которой, эксперты-психологи смогут определить к кому из родителей ребенок испытывает положительные чувства, к кому эти чувства сильнее, есть ли у ребенка к кому либо из родителей отрицательные чувства, с кем из родителей несовершеннолетний ребенок желает проживать. После чего дать заключение с кем из родителей проживание несовершеннолетнего ребенка будет более благоприятным.

Пример из судебной практики

Отец Меркулов Владимир Сергеевич обратился в суд для того, чтобы установить местом жительства дочери, Меркуловой Ольги 2010 г.р., собственный дом.

Мужчина рассказывает, что с самого рождения и до текущего дня девочка проживает с ним. Что касается матери, Меркуловой Елены Олеговны, то о ней практически ни слуху ни духу. В первое время она приходила один раз в неделю, потом реже, а сейчас всего лишь звонит, да и то очень редко.

Примерно месяц назад женщина начала бракоразводный процесс из-за того, что хочет выйти замуж второй раз. И заявила, что планирует забрать к себе ребенка и взыскать с отца алименты.

Суд посчитал, что интересы Меркуловой Ольги 2010 г.р. будут соблюдены в том случае, если ее не переселят от папы. И назначил алименты не Меркулову Владимиру Сергеевичу, а Меркуловой Елене Олеговне (по встречному иску Меркулова Владимира Сергеевича). При этом мать имеет право видеться с дочерью столько, сколько пожелает – отец не против визитов бывшей жены в любое время.

ПОРЯДОК ОКАЗАНИЯ ЮРИДИЧЕСКИХ УСЛУГ

  1. Заказчик после выбора необходимой ему юридической услуги заполняет Онлайн-заказ юридических услуг на веб-сайте Исполнителя.
  2. Для оказания юридических услуг Исполнителем Заказчик обязуется указать в Онлайн-заказе юридических услуг полную и достоверную информацию для оказания услуг, а также приложить скан-копии документов в хорошем качестве в формате pdf, jpg, doс, rtf в соответствии со списком необходимых документов, указанных в Онлайн-заказе юридических услуг.
  3. После заполнения Онлайн-заказа юридических услуг на веб-сайте Исполнителя Заказчик производит акцепт настоящей оферты путем полной оплаты стоимости юридических услуг.
  4. В соответствии с настоящей Офертой Исполнитель приступает к оказанию юридических услуг при одновременном соблюдении следующих условий:
    • Заказчик заполнил Онлайн-заказ юридических услуг и произвел акцепт Оферты путем полной оплаты стоимости юридических услуг;
    • Указанных в Онлайн-заказе сведений и приложенных документов достаточно для оказания услуг (при недостаточности сведений и/или документов Исполнитель запрашивает у Заказчика дополнительную информацию, на время предоставления дополнительной информации приостанавливается оказание юридических услуг по Онлайн-заказу).

    СРОК ДЕЙСТВИЯ, ИЗМЕНЕНИЕ И РАСТОРЖЕНИЕ ОФЕРТЫ

    1. Акцепт Оферты Заказчиком в соответствии с п. 1.3. настоящей Оферты, влечет заключение Договора оказания юридических услуг на условиях Оферты (статья 438 Гражданского Кодекса РФ).
    2. Договор вступает в силу с момента Акцепта Оферты Заказчиком и действует:
      1. до момента исполнения Сторонами обязательств по Договору, а именно оплаты Заказчиком стоимости Услуг и оказания Исполнителем юридических услуг, акцептированных Заказчиком.
      2. до момента расторжения Договора.
    3. Исполнитель оставляет за собой право внести изменения в условия Оферты и/или отозвать Оферту в любой момент по своему усмотрению. В случае внесения Исполнителем изменений в Оферту, такие изменения вступают в силу с момента опубликования, если иной срок вступления изменений в силу не определен дополнительно при их опубликовании.

    Участие органа опеки и попечительства

    Во исполнение требований ст. 78 СК РФ орган опеки и попечительства должен провести обследование помещения, где живет истец, т.е. родитель, претендующий на воспитание ребенка.

    По результатам такой проверки орган опеки и попечительства подготавливает акт обследования, который предоставляется суду на стадии предварительного слушания.

    Представители органов опеки и попечительства должны присутствовать на всех судебных заседаниях, где предусмотрено их участие. И обязательно в случаях, когда рассматриваются вопросы о том, где будет жить ребенок либо порядок общения с ним, пока происходят судебные разбирательства и решение суда не вступило в законную силу.

    В моей практике были случаи, когда суд, основываясь на положительном заключении органа опеки и мнении самого ребенка, оставлял ребенка с отцом, а не с матерью.

    Примером подобного спора является одно из дел, которое мне довелось вести. Я представлял интересы женщины, средних лет, назовем ее Ольгой. Она прожила с Денисом в зарегистрированном браке около шести лет. В браке у них родился ребенок – девочка Таня, которой на момент рассмотрения спора исполнилось одиннадцать лет. После развода Таня проживала с матерью, отец платил алименты и регулярно виделся с ребенком. Так продолжалось несколько лет. Ребенок был не простой, психологами ему был поставлен диагноз гиперактивность, в связи с которым Таня вела себе не самым лучшим образом и доставляла много хлопот обоим родителям. Сложный характер Тани не нравился учителям и руководству школы, в которой она училась. Школьное начальство периодически пыталось перевести девочку на домашнее обучение, дабы не затруднять себе жизнь.

    Здесь следует отметить одну особенность присущую школьному образованию, которое использует стандартные методы для обучения и любой необычный ребенок выбивается из школьной программы. В таких случаях школа не ищет индивидуального подхода к ученику, а навешивает на него ярлык — «сложный ребенок», после чего ребенка начинают выживать из учебного заведения разными способами. Чаще всего создается нездоровая обстановка в классе, ученики настраиваются против «сложного ребенка», а учителя начинают докладными записками фиксировать любые шалости подростка. Далее в конфликтных ситуациях учителя начинают обвинять ученика, даже если он не виноват и фиксируют данный факт докладными записками директору. В результате ребенком не занимаются, он ходит в школу отсиживает уроки, не получает нужных знаний, потому что для учителей он является проблемным и отвлекает их от школьной программы, которую им нужно давать другим детям, а следовательно от обучения «сложного ребенка» они уклоняются. В результате ребенок начинает отставать в знаниях и тут то его за неуспеваемость приглашают на многочисленные педагогические советы, где учителя и родители других учеников начинают упрекать его и его родителей в том, что они не соответствуют школьным требованиям. Таким образом, неспособность учителей обучать детей, сколько нибудь отличающихся от других, трансформируется в обвинение родителей ребенка в плохом воспитании «сложного подростка». Примерно такой схемой, пользуется большинство учебных заведений, для того чтобы избавиться от ненужного им ученика. В результате формируется негативное отношение школы к учащемуся и создаются условия, чтобы избавиться от него. При любом удобном случае учебное заведение предпримет всё возможное, чтобы добиться его перевода в другую школу или вовсе исключить. Нам важно детально описать принцип работы школьного образования, так как в нашем деле он приобрел весьма неожиданный оборот.

    Вернемся к нашей ситуации. До поры до времени бывшие супруги Ольга и Денис жили спокойно. Относительно мирно, без суда, договорились о порядке общения с ребенком и выплате алиментов. Ольга снова вышла за муж и ее финансовое положение серьезно окрепло. Денис тоже фактически создал семью и жил гражданским браком, хотя материально чувствовал себя хуже Ольги.

    С взрослением Татьяны у нее усилились конфликты в школе, ей было сложно налаживать отношения с ровесниками. Вызвав пару раз родителей в школу, руководство учебного заведения решило, что Татьяна – «сложный ребенок», после чего стали выживать ее из школы под благовидным предлогом якобы в интересах ребенка. Такая позиция школы только усугубила конфликты, как это часто и бывает. К тому же в период взросления девочка стала понимать, что ее родители развелись, и она ни как не могла решить для себя, где ей будет лучше. Она не знала где ее дом и разрывалась между отцом и матерью. Метания девочки привели к тому, что она стала устраивать публичные истерики в школе и каждому из родителей в отдельности.

    Исковое заявление об определении места жительства ребенка

    Истец и ответчик состояли в браке с 16.02.2009 по 20.08.2020. В период брака родился несовершеннолетний ребенок, Якущенко Константин Аркадьевич, родившийся в Архангельске 17 ноября 2010 года. № 3 Решение мирового суда г. Архангельска от 20. 08. 2020 г. Архангельска, брак между истцом и ответчиком был расторгнут.

    В настоящее время истец проживает отдельно от ответчика в собственной квартире общей площадью 44 кв. м, которая принадлежит мне на основании договора дарения. Ребенок проживает со своим отцом, Якущенко А.А. Мы не можем договориться с ответчиком по поводу заявления о проживании нашего ребенка.

    Я поддерживаю контакт с ребенком, и он должен проживать со мной по следующим причинам я имею больше возможностей обеспечить необходимые условия для развития и воспитания ребенка У меня есть свободное время для работы. Это дает мне реальную возможность заниматься с ним уроками и организовывать его участие в спортивных мероприятиях. Мой сын играет в хоккей, и, живя со мной, я могу записать его в спортивную школу по месту жительства.

    Респондент не может организовать свободное время детей после школы из-за своей рабочей программы. Она систематически не обеспечивает посещение детьми хоккейных тренировочных клубов. Кроме того, совместное проживание с ответчицей негативно сказалось на школьной дисциплине.

    Учителя сообщали о систематических опозданиях и агрессивном поведении после совместного проживания только с отцом.

    Что приложить и что доказывать

    К заявлению должен быть приложен пакет документов, в том числе

    • Выписка из Единого государственного реестра юридических лиц или иной документ, подтверждающий право собственности на имущество,
    • техническая документация на объект недвижимости, включая подробное описание объекта,
    • Документальное подтверждение соблюдения процедуры предварительного вынесения решения, т.е. попытки урегулировать спор с подготовкой мирового соглашения.
    • Доказательства уплаты государственной пошлины,
    • Документация, подтверждающая направление копии иска в рамках рассмотрения дела.
    • Иная документация стороны в поддержку своих доводов.

    Кроме того, заявитель должен представить документы, подтверждающие нарушение прав проживающих или наличие юридических препятствий для занятия и эксплуатации места жительства.

    В этом случае суд примет во внимание следующие факторы

    • Способ использования недвижимости на момент подачи иска,
    • причины, по которым иск был подан в суд,
    • Потребности каждого арендатора,
    • могут ли все арендаторы иметь коллег по комфорту — и
    • Другие факты, имеющие отношение к определению пользования общим жилым помещением.

    В правилах пользования общей жилой площадью может быть отказано, если

    • много жильцов в относительно небольших помещениях,
    • Вариант, предложенный заявителем, нарушает права других собственников недвижимости.
    • Имеет место отсутствие доказательств.

    Определение места жительства ребенка по соглашению родителей

    Место жительства ребенка определяется родителями по взаимному согласию – таково общее правило семейного законодательства.

    Согласно п. 2 ст. 65 Семейного кодекса РФ все вопросы, касающиеся воспитания и образования детей, решаются родителями по их взаимному согласию исходя из интересов детей и с учетом мнения детей.

    Это означает, что если оба родители согласны, то ребенок может жить с любым из родителей – с матерью или отцом.

    Для определения места жительства ребенка по соглашению родителей не требуется оформления письменного соглашения в виде отдельного документа. Однако законодательством не запрещено оформить результат договоренности родителей в виде отдельного соглашения, подписанного матерью и отцом ребенка. Нотариальное удостоверение такого соглашения не требуется. В таком соглашении может быть также урегулирован вопрос порядка общения с ребенком другого родителя.

    При консультировании я всегда стараюсь, чтобы родители договорились между собой и определили место жительства ребенка по взаимному согласию, поскольку это способствует интересам ребенка и установлению партнерских отношений между родителями. Конфликты между супругами не должны сказываться на детях.

    Если же родители не могут или не хотят договориться о месте жительства детей, то можно попробовать урегулировать этот вопрос с помощью органов опеки и попечительства или же сразу же обратиться за решение вопроса в суд.

    Учет мнения ребенка при определении места жительства ребенка

    Согласно п. 3 ст. 65 Семейного кодекса РФ споры о месте жительства детей решаются судом не только исходя из интересов ребенка, но и с учетом мнения детей.

    Статьей 57 Семейного кодекса РФ установлено, что ребенок вправе выражать свое мнение при решении в семье любого вопроса, затрагивающего его интересы, а также быть заслушанным в ходе любого судебного или административного разбирательства. Учет мнения ребенка, достигшего возраста десяти лет, обязателен, за исключением случаев, когда это противоречит его интересам.

    Особенности применения данной нормы разъяснены в п. 20 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 27.05.1998 № 10 «О применении судами законодательства при разрешении споров, связанных с воспитанием детей».

    В данном пункте Постановления Пленума указано, что до опроса несовершеннолетнего в суд следует выяснить мнение органа опеки и попечительства о том, не окажет ли неблагоприятного воздействия на ребенка его присутствие в суде.

    Однако в п. 4 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 20 апреля 2006 г. № 8 «О применении судами законодательства при рассмотрении дел об усыновлении (удочерении) детей» указано, что решая вопрос о необходимости вызова в судебное заседание несовершеннолетнего в возрасте от десяти до четырнадцати лет, судье следует исходить из положений статьи 57 СК РФ, согласно которой ребенок вправе быть заслушанным в ходе любого судебного разбирательства, затрагивающего его интересы. При наличии оснований полагать, что присутствие ребенка в суде может оказать на него неблагоприятное воздействие, суд выясняет по этому поводу мнение органа опеки и попечительства.

    В «Обзоре практики разрешения судами споров, связанных с воспитанием детей», утвержденном Президиумом Верховного Суда РФ 20.07.2011 указано, что следует руководствоваться п. 4 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 20 апреля 2006 г. № 8 «О применении судами законодательства при рассмотрении дел об усыновлении (удочерении) детей».

    Опрос ребенка требуется проводит с учетом его возраста и развития в присутствии педагога. Опрос должен производиться в обстановке, исключающей влияние на него заинтересованных лиц, то есть без родителей.

    Суд должен выяснить, какое воздействие на него оказывали родители или другие заинтересованные лица и не является ли его мнение следствием такого воздействия. Осознает ли ребенок собственные интересы, как его обосновывает и т.д.

    Таким образом, мнение ребенка учитывается, но не является определяющим. Суд оценивает, прежде всего, интересы ребенка. Например, ребенок может хотеть остаться с одним из родителей потому, что родитель его не контролирует и позволяет делать что угодно (не ходить в школу, не делать уроки и т.д.). Естественно, что подобная вседозволенность не соответствует интересам ребенка. Поэтому такое мнение ребенка не должно учитываться.

    Порядок решения спора в суде

    Большинство из этих критериев являются субъективными, что оставляет суду значительную свободу в принятии решений. Таким образом, очень важным является личное впечатление судьи о каждом из родителей. Именно поэтому, несмотря на возможность участия представителей, для положительного исхода дела, наряду с представителем, должен присутствовать и сам родитель ребенка.

    Каждая из сторон должна подать в суд все доказательства, подтверждающие вышеизложенные обстоятельства. Такие обстоятельства могут подтверждаться письменными документами или показаниями свидетелей. Споры о месте проживания ребенка – один из немногих видов гражданских споров, где свидетельские показания играют большую роль, поэтому необходимо заранее подготовить свидетелей к допросу.

    Положительный результат по делу обеспечивается грамотной юридической работой представителя, заключающейся в подготовке необходимой доказательной базы, а также в положительном субъективном представлении судьи об инициаторе процесса. Если субъективный фактор слишком превалирует над объективными обстоятельствами и судья в своем решении не объяснил, почему он не учел те или иные факты, существует возможность обжаловать решение в апелляции.

    Принятие отрицательного для стороны решения не отменяет ее права обратиться в суд повторно, если по делу появятся новые обстоятельства, рассмотрение которых может привести к другому решению по сути рассматриваемого вопроса.


    Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *