Что делать при задержке рейса в аэропорту на 12 часов

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Что делать при задержке рейса в аэропорту на 12 часов». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.

Если в планах пассажира, международный рейс которого отменили, сделать так, чтобы была получена компенсация за задержкурейса самолета, важно убедиться, что причина подобной проблемы входит в список компенсируемых. Обычно все причины, по которым самолет не смог покинуть аэропорт можно разделить на две большие группы. В первую входят причины, которые возникли по вине авиаперевозчика, а вторые являются следствием независимых причин. Чтобы определить, какая из них действует, важно разобраться в каждой категории подробнее.

Вы имеете право обратиться в суд. В иске, помимо требования о выплате компенсации за задержку рейса, вы имеете право также потребовать взыскания с авиакомпании компенсации морального вреда и штрафа в размере 50 % от суммы, которая будет присуждена судом, за отказ в удовлетворении ваших требований в добровольном порядке (в соответствии со ст. 13 и 15 Закона РФ «О защите прав потребителей»), а также понесенных вами судебных издержек.

Если задержка рейса произошла из-за обстоятельств, которые не зависят от перевозчика (обстоятельства непреодолимой силы), или из-за устранения неисправности самолета, которая угрожает жизни или здоровью пассажиров, то в этом случае авиакомпания освобождается от обязанности выплаты компенсаций пассажирам. Однако факт наступления таких обстоятельств должен быть доказан перевозчиком.

Какие требования можно выдвигать

Люди, международный рейс которых отменили, иногда попросту не могут отказаться от билета и использовать какой-то другой способ передвижения. Потому они вынуждены ждать возможности совершить перелет. Но в любом случае пассажиры могут требовать компенсировать им потерянное время и пережитые неудобства. Самые распространенные требования, дать деньги за оплату номера в гостинице, где вы поселились, чтобы дождаться международного рейса. При условии если вылет перенесли на следующий день. Но важно сохранить чеки и другие подтверждения расходов, иначе деньги вам не вернут.

Оплатить другие убытки. Для примера, если человек спешил на концерт, но не попал на самолет. Это же касается стоимости билетов на другой транспорт и т.п. Бесплатные услуги по хранению багажа также учитываются. Если вещи остаются в камере хранения дольше предусмотренного пассажиром срока из-за задержки международного рейса, аэропорт не может требовать с него денег за рассматриваемую услугу.

Компенсации морального ущерба. Особенно если длительное ожидание помешало человеку успеть на какое-то важное событие, и это стало причиной серьезного дискомфорта. Например, опоздание на лечение и т.п. Причем фиксированной компенсации морального ущерба нет. Каждый случай индивидуальный. Если задержка представляет дискомфорт для пассажира, он имеет право требовать возмещение за это, помимо компенсирования стоимости билета.

Случаи, когда положена и не положена компенсация за задержку рейса

Законы диктуют нам следующее: российские, европейские и азиатские авиакомпании готовы к компенсации за задержанные рейсы, за их отмену или овербукинг, в то время, как американские авиакомпании компенсируют только последнюю ситуацию.

Надо помнить, что компенсация за задержку рейса самолета выплачивается в случаях технических неполадок самолета, его отсутствия, каких-то проблем с экипажем. Другими словами – в тех случаях, когда ответственность целиком и полностью лежала на авиакомпании.

Если происходят ситуации, которые авиакомпания не могла предугадать, то компенсация, чаще всего, не выплачивается. Но то, что именно такая причина помешала авиакомпании вовремя совершить полет, она должна сперва доказать, в противном случае – обязана будет выплатить компенсацию, организовать комфорт пассажиров во время задержки или вернуть деньги в полном объеме тем, кто не хочет ждать.

Мы перечислим обстоятельства, которые могут называться непредвиденными:

  • Стихийные бедствия (потопы, пожары).
  • Плохие погодные условия.
  • Действия военного характера.
  • Запрет на полеты от государства.
  • Любые случаи, несущие угрозу жизни пассажиров.
  • Непредвиденные забастовки и митинги (в России).

Размер компенсации за задержку рейса

Моральный ущерб оценивается из расчета: 3% в час от полной цены билета за опоздание. Нехитрые математические вычисления гласят, что за 3 часа вы получите 9% от полной суммы, если билет стоил 5 тысяч рублей, то это всего лишь 450 рублей.

Также, предусматривается штраф, ценой в 25% от МРОТ (минимального размера оплаты труда — 11 тысяч 280 рублей в 2019 году) за каждый час задержки. Эти 25% умножаются на кол-во часов задержки. И даже тогда размер штрафа не должен достигать более половины суммы, которую вы отдали за билет.

Если мы говорим о международных рейсах, то тут компенсация несколько выше. Следует знать о Монреальской конвенции (многосторонний договор, или Конвенция для унификации некоторых правил международных воздушных перевозок), к которой РФ присоединилась в 2017 году. Минимум компенсации не регламентирован, варьируется в зависимости от ситуации, максимум достигает 332 тысяч рублей.

Евросоюз предъявляет при задержке полета серьезные претензии авиакомпаниям, так, если самолет задерживается более, чем на 3 часа, то пассажиры должны получить от авиакомпании еду, напитки, телефонную связь с родственниками. Компенсация тоже серьезнее: 250€ если перелет до полутора тысяч километров, 400€ если в полете от полутора до 3 с половиной тысяч километров, 600€ если более 3 тысяч 500 километров. При задержке на 4 часа и больше – пассажиры получают по 600€ вне зависимости от километража перелета.

Читайте также:  Особенности процедуры оформления РВП для граждан Узбекистана в 2024 году

Конечно, тут тоже есть свои «подводные камни», которые дают возможность авиаперевозчикам избежать штрафа, к примеру, таким обстоятельством являются плохие погодные условия.

Очень важно осознание того, что данные правила рассчитаны и на рейсы от европейских авиакомпаний, и на любые другие, если вылетать или прилетать на территорию Европейского Союза.

Что должна и не должна авиакомпания?

В идеале перевозчики обязаны заранее информировать пассажиров о возникших проблемах и озвучивать варианты их решения. Если рейс отменили/задержали, вам должны предложить альтернативу (например, полет в другое время) или полный возврат денег. Но это правило не распространяется на рейсы со сложным маршрутом. Если вы заказывали билет на каждый перелет отдельно (не в едином документе), провинившаяся авиакомпания будет отвечать только за свою зону. Второй и последующий билеты придется возвращать самостоятельно.

Иногда стыковочные рейсы обходятся значительно дешевле прямых. Оформляя покупку, следите, чтоб весь маршрут был указан в одном билете, а не в нескольких. В этом случае перевозчик будет отвечать за то, чтобы вы долетели до места назначения.

К сожалению, чаще всего досадное известие застает пассажиров на входе в аэропорт или в зале ожидания. Если вы оказались в такой ситуации, как можно быстрее отыщите представителя авиакомпании, которой вы планировали лететь. Обычно сотрудник находится у стойки регистрации рейса, в офисе перевозчика или ждет клиентов у выхода на посадку. Если поиски оказались безрезультатными, позвоните по указанному на билете телефону и узнайте подробную информацию. Иногда авиакомпании предлагают альтернативный перелет (например, другим рейсом или другим перевозчиком), но чаще всего речь идет о сервисе, который должен скрасить ожидание и сделать его менее затратным.

Чартер не задерживается, чартер переносится…

«Пунктуальность» чартерных рейсов — это головная боль турагентов. В разгар сезона до 80% жалоб и претензий со стороны туристов связаны именно с чартерной перевозкой, констатируют опрошенные эксперты.

Дело в том, что, приобретая билет на чартер в составе турпакета, турист соглашается с вероятностью изменения времени и даже даты вылета за несколько дней до отправления.

Как правило, последние корректировки в расписание вносятся за 3-4 дня до вылета, когда выписывается основная часть электронных билетов. И, к сожалению, нередки случаи злоупотребления такой свободой, отмечают эксперты. Например, в системе бронирования стоят удобные слоты: ранние вылеты, поздние возвраты. А за неделю до отправления рейс переносится на поздний вечер, что, конечно, не может не огорчать туристов, теряющих, по сути, день отдыха.

Подобная практика встречается, отмечают юристы, — чартерная перевозка толком не урегулирована законом. Отсюда множество неожиданностей, с которыми приходится сталкиваться путешественникам: от переноса времени до объединения рейсов.

Но кто ответит перед туристом, если, например, из-за позднего вылета он фактически потерял целый день оплаченного отдыха?

Согласно закону «Об основах туристской деятельности в РФ» сроки тура — неотъемлемая часть договора. И любое изменение дат поездки должно быть обязательно согласовано с туристом. Так что можно отправлять туроператору претензию — скорее всего, она будет удовлетворена. Но и здесь есть свои нюансы. Время нахождения в путешествии согласовывается датами, а не часами. И если турист прибывает на место отдыха не утром, как рассчитывал, а вечером — потеряв световую часть дня, но все же в ту дату, которая указана в договоре, — получить компенсацию не удастся.

Как утверждает Дмитрий Сарафанов, специалист по авиаперевозке, директор турагентства Toursale турист, покупая турпродукт со включенным авиаперелетом, оформляет сделку рядом документов. Одним из этих документов является договор между ним и авиаперевозчиком (билет), которым и регламентируются все аспекты оказания услуги по авиаперевозке. В нем сказано, что ответственность за любую задержку рейсов несет авиакомпания. Такое же положение прописано и в регламентирующем документе по задержкам рейсов — Федеральных авиационных правилах, утвержденных приказом Минтранса РФ от 28.06.2007 № 82.

Однако, существует Постановление пленума верховного суда РФ от 28 июня 2012 года «О рассмотрении судами гражданских дел по спорам о защите прав потребителей», которое разъяснило ответственность перевозчика и оператора за предоставляемые ими услуги:

п. 50 Применяя законодательство защите прав потребителей к отношениям, связанным с оказанием туристских услуг, судам надлежит учитывать, что ответственность перед туристом и (или) иным заказчиком за качество исполнения обязательств по договору о реализации туристского продукта, заключенному турагентом как от имени оператора, так и от своего имени, несет туроператор (в том числе за неоказание или ненадлежащее оказание туристам услуг, входящих в туристский продукт, независимо от того, кем должны были оказываться или оказывались эти услуги), если федеральными законами или иными нормативными правовыми актами Российской Федерации не установлено, что ответственность перед туристами несет третье лицо (статья 9 Федерального закона от 24 ноября 1996 года № 132-ФЗ «Об основах туристской деятельности»).

В связи с этим обратить внимание судов на то, что, например, по делам и спорам, возникающим в связи с осуществлением чартерных воздушных перевозок пассажиров в рамках исполнения договора о реализации туристского продукта, надлежащим ответчиков и исполнителем договора перевозки с потребителем, признается туроператор, который в соответствии с пунктом 2 статьи 638 ГК РФ вправе без согласия арендодателя по договору аренды (фрахтования на время) транспортного средства от своего имени заключать с третьими лицами договоры перевозки.

Читайте также:  Гражданство РФ через брак в 2024 году

«Таким образом, новое постановление фактически разделило ответственность между перевозчиком и туроператором за разные виды перевозки, — комментирует Илья Тугуев, адвокат. — За регулярную перевозку ответственен перевозчик, как это предусмотрено Воздушным и Гражданским кодексами. А вот чартерная находится в ведении туроператора и предъявлять претензии теперь надо будет к нему, как сказано во втором абзаце [п.50 Постановления]». Эксперт утверждает, что пока сложно сказать, как будет выглядеть практика судебных разрешений такого рода споров, однако на основе принятого Постановления можно предположить, что по вопросам недостатков чартерной перевозки все претензии будут направляться туроператору, а он в порядке регресса будет предъявлять их перевозчику.

В связи с этим возникает вопрос: а кто тогда будет нести ответственность за обеспечение надлежащих условий пассажирам во время ожидания вылета задержанного рейса? «Обязанность предоставлять размещение и горячее питание пассажирам лежит на авиаперевозчике согласно Федеральным авиационным правилам, и ее с него никто не снимал и вряд ли снимет. Эту функцию перевозчик по-прежнему выполняет, а отвечать перед туристом будет оператор, поскольку чартерная перевозка входит в состав турпродукта», — считает Илья Тугуев.

Правда, из этого правила бывают исключения, говорят специалисты. Как утверждает Дмитрий Сарафанов, существуют нюансы договорных отношений между перевозчиком и оператором, которые могут напрямую повлиять на их ответственность за задержку рейса. У авиакомпании может быть заключен более детализированный договор с туроператором, по которому операторская компания будет нести какую-то долю ответственности за задержку рейса. То есть она может оплачивать питание или проживание туристов, однако такие случаи сейчас редки, поскольку почти все стремятся перейти на систему отношений «авиакомпания — турист».

Памятка для пассажиров

Задержка рейса – не повод для паники: просто следуйте нашей инструкции.

  1. Прибудьте в аэропорт до того времени, как закончится регистрация на рейс (имеется в виду, если бы вылет не задержался). Если вы опоздаете, то в случае задержки рейса можете остаться без помощи и компенсации.
  2. Спокойно послушайте объявление о том, почему откладывается вылет. Причина задержки поможет проанализировать ситуацию и принять решение, как действовать дальше.
  3. Поставьте на билете отметку о задержке рейса, а позже – отметку о реальном времени вылета. Это можно сделать на стойке регистрации авиакомпании, рейсом которой вы должны были лететь. У небольших авиакомпаний может не быть отдельной стойки: в этом случае узнайте у работников аэропорта, кто займется вашей проблемой. Авиакомпания должна дать пассажирам четкие инструкции и оказать должную помощь – это прописано в нормативных документах, а еще от этого зависит репутация перевозчика.
  4. Действия авиакомпании зависят от причин отмены или задержки рейса. Если вылету помешала непогода или техническая неисправность, вас проинформируют о том, когда состоится рейс. В случае, если из-за непогоды закрыт аэропорт прилета, вам могут предложить рейс в другой аэропорт (а вы можете отказаться).
  5. Дополнительные услуги, которые вам должна оказать авиакомпания, зависят от времени ожидания. Если рейс из ЕС, России, Украины задержали на 4 часа, вы имеете право получить бесплатное питание. При задержке рейса на 6-8 часов вас бесплатно разместят в гостинице (при этом компания не вправе поселить вас с посторонними). Авиакомпании США по-разному помогают пассажирам, застрявшим в аэропорту.
  6. Иногда авиакомпании пренебрегают своими обязанностями. Нелишне напомнить им о том, что вам полагается по закону.
  7. Если вам пришлось самостоятельно организовывать питание и проживание из-за задержки рейса, сохраните все чеки. Они пригодятся, когда вы будете подавать претензию к авиакомпании.

Страховка от задержки рейса

Пассажир, приобретающий билет на лайнер, может оформить платную страховку от задержки рейса в страховой компании, что позволит получить денежную компенсацию за непредвиденные расходы в связи с ожиданием вылета.

В страховке указываются страховые случаи, предусматривающие получение компенсации:

  1. задержка рейса на несколько часов, независимо от причин и обстоятельств;
  2. отмена рейса компанией-перевозчиком без замены на другие варианты вылета из страны;
  3. отказ в перелете пассажиру в связи с отсутствием свободных мест на борту;
  4. опоздание на стыковочный рейс из-за опоздания вылета первого самолета.

Страховая компенсация не предусмотрена в случае задержки или отмены чартерного рейса, а также, если вылет не был осуществлен по вине самого пассажира, опоздавшего на регистрацию.

Какие расходы покрывает страховая выплата:

  1. питание и напитки;
  2. проживание в гостинице;
  3. затраты на приобретение средств личной гигиены;
  4. проезд от аэропорта до гостиницы и обратное направление;
  5. приобретение нового билета на вылет.

Более подробную информацию по правам пассажира и выплатам от задержки рейса можно изучить в договоре, составленным со страховой компанией.

Ваучеры в качестве компенсации за задержку рейса

В случае задержки рейса авиакомпания может предложить вам ваучеры на авиабилеты в качестве компенсации. Разумеется, когда вы устали, вам все надоело и тут кто-то предлагает ваучер на новый перелёт, отказаться очень тяжело.

Тем не менее в таком случае вы должны проверить, что, принимая ваучер, вы не отказываетесь от своего права претендовать на компенсацию, которая полагается вам по закону. Положения законодательства ЕС прямо устанавливают, что компенсация должна быть выплачена наличным или безналичным платежом или в форме чека, за исключением тех случаев, когда пассажир соглашается вместо этого на ваучеры.

По большому счёту, решение о том, принять ваучер от авиакомпании или нет, остаётся за вами. Согласно имеющимся данным, большинство людей соглашаются на ваучеры.

Однако следует помнить о том, что иногда стоит узнать, на что вы можете претендовать в том случае, если вы откажетесь от предложения авиакомпании и будете настаивать на финансовой компенсации.

Читайте также:  Допустимые алкоголя за рулем 2024 промилле

Большинство людей не знает своих прав относительно того, какая компенсация им полагается.

Вы узнали о отмене/задержке рейса уже в аэропорту

Эта ситуация некомфортна для всех пассажиров, но особенно — для родителей с детьми. Первое, что нужно в таком случае сделать, это не паниковать и обратиться к сотрудникам авиаперевозчика, чтобы уточнить:

  • почему и насколько будет задержан ваш рейс (пп. 73-74 Федеральных авиационных правил);
  • есть ли возможность предоставления вам альтернативного перелета.

Также необходимо получить у представителя авиаперевозчика документа-справки или отметки на вашем билете о состоявшейся отмене/задержке рейса (п.228 Федеральных авиационных правил).

Если вы соглашаетесь дождаться следующего борта, то сможете воспользоваться всеми преимуществами, которыми обладают пассажиры при задержке рейса (ст. 99 Федеральных авиационных правил). На все указанные ниже услуги пассажир может претендовать без взимания платы.

Если ожидание займет более 2 часов, вы можете рассчитывать на:

  • Комнату матери и ребенка, которая предоставляется на одного пассажира с ребенком не старше 7 лет.
  • Два телефонных звонка или два сообщения по электронной почте при ожидании отправления рейса.
  • Прохладительные напитки.

Если ожидание займет более 4 часов, вы имеете право на горячее питание каждые 6 часов днем и каждые 8 часов в ночное время.

Если ожидание займет более 8 часов днем и более 6 часов ночью, вы имеете право на:

  • Бесплатное размещение в гостинице.
  • Трансфер от аэропорта до гостиницы и обратно в тех случаях, когда гостиница предоставляется без дополнительной платы.
  • Бесплатное хранение багажа.

Компенсация за задержку рейса на территории Евросоюза и США

Действия перевозчиков и пассажиров в случае задержки или отмены рейса на территории Евросоюза определяются регламентом ЕС № 261/2004 (Regulation (EC) No 261/2004 of the European Parliament and of the Council of 11 February 2004).

Алгоритм действий перевозчика и пассажиров при задержке или отмене рейсов в Евросоюзе практически такой же, как и в России. Первым делом нужно будет обратиться к представителю авиакомпании для получения информации о возможности предоставления альтернативного перелета и получить отметку на билете о том, что рейс был задержан или отменен.

Правила выплат компенсаций распространяются на всех перевозчиков, осуществляющих полеты над территорией Евросоюза либо из аэропортов ЕС в любых других направлениях. Кроме того, авиакомпании, зарегистрированные на территории ЕС, обязаны также предоставлять компенсации в случае перевозок на территорию ЕС из любых других стран. Пассажиры имеют право получить компенсацию вне зависимости от того, являются они гражданами ЕС или нет. Рассчитывать на компенсацию можно, если полет был отменен менее чем за две недели до вылета.

При «овербукинге» в странах Евросоюза, авиакомпания обязана предложить всем «лишним» пассажирам добровольно отказаться от рейса. Всем отказавшимся вернут деньги за билет и предложат компенсацию в размере от 250 до 600 евро с учетом дальности перелета. Кроме того, если не найдется добровольцев, вас могут снять с рейса — с полным возмещением стоимости билета и со всеми компенсациями.

При ожидании перелета вы также будете иметь право на получение от авиакомпании бесплатных услуг:

  • Питание и напитки
  • Проживание в гостинице (если необходимо задержаться)
  • Трансфер между аэропортом и местом проживания
  • Два телефонных звонка, факса или сообщения по электронной почте

Что изменит Монреальская конвенция?

Этим летом Россия присоединилась к Монреальской конвенции для унификации правил международных воздушных перевозок (соответствующий документ опубликован на официальном интернет-портале правовой информации). Таким образом, выплаты за задержку рейса выросли почти в 15 раз — до 344 тыс. рублей с 1 950 рублей за час ожидания. Конвенция распространяется только на международные регулярные и чартерные рейсы.

Конвенция расширяет пределы и размер ответственности перевозчика: компенсации пассажирам или их родственникам привязываются к искусственному платежному средству — правам заимствования (СПЗ), которые рассчитываются на основе нескольких мировых валют (японской иены, евро, доллара и фунта стерлингов). Таким образом, согласно Монреальской конвенции, пассажиру положена компенсация до 4150 СПЗ, или 344 тыс. руб, вместо предыдущих 25% МРОТ за каждый час задержки, но не более 50% стоимости билета.

Изменения коснулись и перевозки багажа. Теперь в случае уничтожения, повреждения или задержки компенсация будет ограничена суммой 1000 СПЗ (около 83 тыс. рублей). Для сравнения: ранее размер компенсации определялся ст. 119 Воздушного кодекса РФ и не мог превышать 600 рублей за 1 кг багажа и 11 тыс. рублей за ручную кладь в тех случаях, когда стоимость не может быть точно установлена.

Выросли выплаты и случае гибели пассажира — до 100 тыс. СПЗ, это около 8,3 млн рублей, ранее норма регламентировалась п. 12 ст. 117 Воздушного кодекса, и максимальная сумма составляла 2 млн рублей. Кроме того, пассажиры получили возможность выбрать место предъявления иска к перевозчику — теперь это можно сделать по месту жительства пассажира.

Однако сейчас, как уже указывалось выше, согласно регламенту ЕС 261/2004 за задержку перевозчик выплачивает пассажиру сумму от 250 до 600 евро в зависимости от дальности перелета. Монреальская конвенция не обязывает авиакомпании добровольно выплачивать какую-либо сумму при каждой задержке рейса. В России на настоящий день данные правила Евросоюза не применяются. И даже после ратификации Монреальской конвенции пассажир для получения выплаты будет вынужден обратиться в суд, чтобы доказать размер понесенных убытков и взыскать их с перевозчика.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *