Налог на техосмотр в РБ 2024
Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Налог на техосмотр в РБ 2024». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Для того чтобы понять, какую же сумму придется доплачивать, сделаем небольшое отступление и рассмотрим тарифы. Отметим, что в технических характеристиках автомобиля учитывается разрешенная максимальная масса.
Как платить прошедшим техосмотр
Те, кто добросовестно, и главное, не пропуская сроков, посещал станции техосмотра, а значит, до недавнего времени исправно платил транспортный налог, в этом году не получат извещения от МНС. Здесь все зависит от возраста авто и уплаты налога, который раньше был привязан к прохождению техосмотра. Разрешение на допуск транспортного средства к участию в дорожном движении должно действовать не позднее 1 января 2021 года.
Поясним на примере. Новая машина куплена владельцем в салоне в мае 2019 года. Вместе с покупкой авто проходится техосмотр и оплачивается дорожный сбор. Следующий техосмотр (у новых машин через два года) проводится в июне 2021-го. Значит, разрешение на допуск действительно, поскольку выдано ранее 1 января 2021 года. Владелец такой машины не получит извещение на уплату авансового платежа в этом году. Транспортный налог за 2021 год он уплатит после получения извещения, но уже в сентябре 2022-го.
Теперь о том, какую сумму налога заплатит этот автовладелец. Если срок действия техосмотра, а значит, и предыдущего дорожного налога закончился в мае 2021 г., то новый налог будет подсчитан пропорционально календарным месяцам, начиная с июня.
Поясним на примере. Для автомобиля массой не более 1,5 т размер годовой пошлины — 61 рубль. Значит, за один месяц нужно уплатить 61:12=5,083 рубля. Умножаем эту сумму на количество месяцев в 2021 г., начиная с июня: 5,083*7=35,581 рубля. Такую сумму налога за 2021-й заплатит автовладелец, но уже в 2022 году. В 2023-м он оплатит транспортный налог за весь 2022-й.
Еще примеры.
Автовладелец уплатил госпошлину и прошел техосмотр на автомобиле старше 10 лет в июле 2020 года. Срок действия разрешения, а значит, и предыдущего налога, истек 31 июля 2021 г. Значит, его транспортное средство освобождается от уплаты транспортного налога на период срока действия разрешения, т. е. с 1 января по 31 июля 2021-го. В 2022 г. ему насчитают госпошлину с августа по декабрь 2021 г., т. е. за пять месяцев.
Еще вариант. Автовладелец уплатил госпошлину в декабре 2020 года, а техосмотр прошел в январе 2021-го. Поскольку необходимое разрешение получено им уже в 2021 г., когда выдача разрешения не являлась объектом обложения государственной пошлиной, то гражданин обязан уплатить транспортный налог за 2021 г., и ему придет уведомление об авансовом платеже уже в этом году. Госпошлина, уплаченная автовладельцем в 2020 г., подлежит возврату либо зачету в счет уплаты налогов, в том числе транспортного налога.
И такой вариант. Автовладелец машины старше 10 лет проходил техосмотр в предыдущие годы, но с небольшими перерывами. Например, действие его разрешения на допуск (т. е. срок оплаты предыдущего дорожного налога) заканчивалось в октябре 2020 г., а в феврале 2021 г. он снова прошел техосмотр, но ничего не уплачивал. Получается, что на 1 января 2021 г. предыдущий дорожный сбор не был уплачен. В таком случае владельцу придет авансовое письмо из налоговой уже в этом году. В 2022 г. для автомобиля, например, массой от 1,5 до 1,75 т придется доплатить 81-29=52 рубля.
К сожалению, все варианты описать невозможно, но с некоторыми предлагаем ознакомиться здесь.
От благородства к падению
Роли Вайноны в кино, все как на подбор, скандальные. Она будто специально выбирала их по принципу: чем неоднозначнее, тем лучше. Острые, социальные, но очень провокационные. Но только так можно выжить в современном мире шоу-бизнеса, требующем желтых заголовков в прессе. Ее игра в фильме «Кадриль» (1987) получила восхищенные оценки. Кино о сложностях при наступлении совершеннолетия, о культурном шоке вчерашнего подростка. Знаменитым стал результат съемок в ленте Тима Бертона «Битлджус» (1988), где она играет леди, с мистическими способностями, умеющую видеть приведения. В другой кинокартине «1969» (1988) звезда исполнила роль антивоенной активистки. В 1989 году не все в Голливуде приняли фильм «Смертельное влечение». По сюжету происходит страшное. Ученики убивают терроризирующих их сверстников. Чтоб скрыть преступление, маскируют смерти под суицид. Фильм стал иконой среди части тинейджеров. В том же году свет увидела лента «Большие огненные шары» о певце Джерри Ли Льюисе, взявшем в жены 13-летнюю племянницу Майру. За это кино Райдер получила множество наград.
Штрафы за просрочку в зависимости от типа транспортного средства
Согласно новым правилам, установленным в Беларуси с 1 января 2024 года, штрафы за просрочку технического осмотра будут зависеть от типа транспортного средства:
- Легковые автомобили: На просрочку до 30 дней предусмотрен штраф в размере 10 базовых величин. Если техосмотр не прошел более чем на 30 дней, штраф составит 20 базовых величин.
- Грузовые автомобили: За просрочку до 30 дней владельцу придется заплатить штраф в размере 20 базовых величин. При просрочке более 30 дней штраф составит 30 базовых величин.
- Автобусы и микроавтобусы: Если техосмотр не пройден вовремя, то штрафы составят 30 базовых величин в случае просрочки до 30 дней и 40 базовых величин при просрочке более 30 дней.
- Мотоциклы: Владельцам мотоциклов грозит штраф 5 базовых величин при просрочке до 30 дней и 10 базовых величин при просрочке более 30 дней.
Необходимо отметить, что многократная просрочка технического осмотра может привести к временной приостановке действия регистрационных документов на транспортное средство.
Уголовная ответственность
За пропуск технического осмотра в Беларуси в 2024 году предусмотрены следующие уголовные наказания:
1. За первое нарушение, если пропущен техосмотр на срок не более одного года, гражданин может быть привлечен к ответственности в виде штрафа размером от 500 до 1000 базовых величин или обязательных работ на срок от 40 до 60 часов.
2. В случае повторного нарушения, если пропущен техосмотр на срок не более двух лет, гражданин может быть привлечен к ответственности в виде штрафа размером от 1000 до 2000 базовых величин или обязательных работ на срок от 60 до 80 часов.
3. За третье и последующие нарушения, если пропущен техосмотр на срок более двух лет, гражданин может быть привлечен к уголовной ответственности в виде штрафа размером от 2000 до 5000 базовых величин или исправительных работ на срок от 2 до 5 лет.
Кроме того, в случае повреждения или полной утраты транспортного средства, которое не прошло техосмотр, гражданин может быть привлечен к материальной ответственности в виде оплаты стоимости ущерба, причиненного в результате нарушения.
Если не прошел техосмотр в 2020-м, сколько платить в 2021-м?
В следующем году физические лица, у которых на 1 июля 2021 года будут зарегистрированы транспортные средства и которые не уплатили госпошлину за допуск транспортных средств к участию в движении до 1 января 2021 года, не позднее 15 декабря 2021 года должны будут внести аванс в размере одной базовой величины (исходя из ее размера на 1 января 2021 года) на каждое транспортное средство. За прицеп, прицеп-дачу и мотоцикл — 20 рублей. В 2022 году в зависимости от фактического периода владения автотранспортом в 2021 году нужно будет доплатить. Окончательная уплата налога за 2021 год должна быть произведена владельцем транспортного средства не позднее 15 ноября 2022 года.
Пример. Автомобиль ВАЗ—2106 выпущен и поставлен на учет в 1992 году. Его разрешенная масса — не более 1,5 тонны. Владелец автомобиля — пенсионер, ветеран ВОВ или инвалид I или II группы, у которого есть действительное водительское удостоверение. Если он не оплатил госпошлину до 01.01.2021 года, начисление и уплата транспортного налога будет производиться в следующем порядке.
Транспортный налог по такому автомобилю составит 30 рублей 50 копеек (согласно установленным ставкам и предусмотренной Налоговым кодексом льготы в размере 50 процентов за 2021 год). При этом до 15 декабря 2021 года владелец автомобиля должен будет оплатить аванс в размере базовой величины. Доплата в размере 1 рубль 50 копеек должна быть произведена не позднее 15 ноября 2022 года на основании извещения налоговой инспекции, направленного владельцу авто до 1 сентября 2022 года.
1 базовая величина (БВ) = 24 рублей 50 копеек
Таблица стоимости за допуск ТС для проезда по дорогам
Стоимость госпошлины для физ. лиц |
|
Тип транспорта |
Базовая величина / стоимость |
Легковое авто |
|
До 1,5 тонн |
3 БВ / 73,5 руб. |
1,5-2 тонн |
6 БВ /147 руб. |
2-3 тонн.; |
8 БВ /196 руб. |
Свыше 3 тонн |
11 БВ /269,5 руб. |
Грузовой автотранспорт, тягач и грузопассажирское ТС |
|
До 2,5 т.; |
8 БВ / 196 руб. |
Более 2 500 – 3500 кг; |
17 БВ / 416,5 руб. |
От 3,5 до 12 тонн; |
22 БВ / 539 руб. |
Выше 12 000 кг. |
25 БВ / 612,5 руб. |
Прицеп |
|
До 750 кг |
2 БВ /49 руб. |
Свыше 0,75 тонн |
11 БВ / 269,5 руб. |
Прицеп-дача |
2 БВ / 49 руб. |
Автобус |
|
До 20 посадочных мест |
12 БВ / 294 руб. |
21-40 посадочных мест |
17 БВ / 416,5 руб. |
Больше 40 мест |
22 БВ / 539 руб. |
Мотоцикл |
2 БВ / 49 руб. |
Тягач седельный |
20 БВ / 490 руб. |
Что делать собственникам «автохлама», чтобы не платить налог
Владельцам годами простаивающего без движения «автохлама», чтобы не платить транспортный налог, необходимо до 1 июля 2021 года снять машину с регистрационного учета. Как уточнил Дмитрий Кийко до этой даты предполагается установление упрощенной процедуры снятия с учета транспортных средств, по объективным причинам выбывших из дорожного движения. Поэтому не стоит затягивать и откладывать поход в ближайший МРЭО ГАИ.
Как снять с учета автомобиль на утилизацию для частных автовладельцев, списать и сдать в утиль транспорт, принадлежащий организациям, смотрите по ссылке.
Если машина в аварийном состоянии или не исправна, но пригодна к восстановлению, то её можно продать в таком виде как она есть. Как правильно снять с учета неисправный автомобиль для продажи, информация по ссылке.
Как платить прошедшим техосмотр
Те, кто добросовестно, и главное, не пропуская сроков, посещал станции техосмотра, а значит, до недавнего времени исправно платил транспортный налог, в этом году не получат извещения от МНС. Здесь все зависит от возраста авто и уплаты налога, который раньше был привязан к прохождению техосмотра. Разрешение на допуск транспортного средства к участию в дорожном движении должно действовать не позднее 1 января 2021 года.
Поясним на примере. Новая машина куплена владельцем в салоне в мае 2019 года. Вместе с покупкой авто проходится техосмотр и оплачивается дорожный сбор. Следующий техосмотр (у новых машин через два года) проводится в июне 2021-го. Значит, разрешение на допуск действительно, поскольку выдано ранее 1 января 2021 года. Владелец такой машины не получит извещение на уплату авансового платежа в этом году. Транспортный налог за 2021 год он уплатит после получения извещения, но уже в сентябре 2022-го.
Теперь о том, какую сумму налога заплатит этот автовладелец. Если срок действия техосмотра, а значит, и предыдущего дорожного налога закончился в мае 2021 г., то новый налог будет подсчитан пропорционально календарным месяцам, начиная с июня.
Поясним на примере. Для автомобиля массой не более 1,5 т размер годовой пошлины — 61 рубль. Значит, за один месяц нужно уплатить 61:12=5,083 рубля. Умножаем эту сумму на количество месяцев в 2021 г., начиная с июня: 5,083*7=35,581 рубля. Такую сумму налога за 2021-й заплатит автовладелец, но уже в 2022 году. В 2023-м он оплатит транспортный налог за весь 2022-й.
Каких изменений стоит ждать в 2020 году
Ежегодно количество автомобилей, проходящих техосмотр, сокращается на 15-20 %, в то время как количество участников дорожно-транспортного движения растет. Объяснить это легко: владельцы автомобилей избегают прохождения техосмотра из-за привязки к нему уплаты транспортного налога.
Не каждый автолюбитель способен внести одновременно всю сумму госпошлины и плату за техосмотр. Поэтому, в ущерб безопасности на дороге, часть водителей не проводят технический осмотр своих автомобилей. Они считают более предпочтительным получить штраф, который обычно в разы меньше самого дорожного сбора.
Госпошлина на транспорт имеет место во многих странах мира. В России она рассчитывается по мощности движка, Казахстане – по объему двигателя, Латвии – по объему выброса газов в атмосферу, Германии – по объему выброса газов, расходу бензина или весу (для электрокаров). А вот, например, в США дорожный сбор вложен в цены на бензин.
Представители власти уже давно поняли, что необходимы капитальные изменения в системе налогообложения собственников автотранспорта за пользование дорожными сетями. Еще в октябре 2018 года премьер-министр Беларуси Сергей Румас сообщил, что уплату транспортного налога в 2019 году отвяжут от техосмотра и разрешат автовладельцам оплачивать взнос по месяцам, по заявительному принципу.
В Минфин поступило много писем от населения РБ с предложениями об отмене госпошлины или снижения ее размера до 1 базовой ставки. Людей интересует, когда отменят транспортный налог и есть ли шанс, что произойдут хотя бы обещанные в 2018 году изменения.
Осенью 2019 года в Министерстве финансов готовится Указ Президента «О плате за пользование автомобильными дорогами Республики Беларусь и отдельными элементами улично-дорожной сети». По нему уплату пошлины должны отделить от процедуры прохождения техосмотра. Автолюбители смогут разделить оплату дорожного сбора по месяцам и уплачивать его по собственным заявлениям.
То есть, каждый собственник авто сможет вносить налоговый сбор за тот период, когда он непосредственно пользовался транспортным средством, в другие же периоды – не уплачивать его. А к тем, кто внесет сразу всю сумму за год, будет применен понижающий коэффициент транспортного налога 0,8 (годовая оплата будет снижена на 20%).
Изменится и система штрафных санкций за невыполнение налоговых обязательств – при неуплате будет назначен штраф в двойном размере.
Контроль за выполнением налоговых обязательств будет обеспечиваться за счет установленных на дорогах камер фото- и видеофиксации, а также информации о фактической оплате из базы системы ЕРИП.
Указ вступит в силу не раньше, чем с 1 января 2020 года. Насколько правдоподобны намерения Правительства и как скоро произойдут реальные изменения, понять сложно. Ведь, помимо простого желания ввести закон в силу, необходима подготовленность технической базы контроля за исполнением всех прописанных в нем пунктов.
Как проходить техосмотр
Перед тем как поехать на станцию технического осмотра, нужно подготовить некоторые документы. Без них техосмотр не пройти.
Документы, необходимые для прохождения технического осмотра транспортного средства:
- водительское удостоверение (необходимо менять раз в 10 лет или при смене данных в паспорте, например, фамилия при замужестве) + талон;
- медицинская справка (в медицинской справке указан срок ее действия. Будьте внимательны, при окончании действия необходимо заново проходить медкомиссию, что может занять не один день);
- свидетельство о регистрации транспортного средства (технический паспорт);
- сертификат о прохождении прошлого гостехосмотра (сюда будут вносить новые сведения);
- страховое свидетельство (следите за сроком годности страховки: во-первых, в Беларуси страхование ТС обязательно, а во-вторых, без этого документа техосмотра не пройдете);
- квитанция об оплате услуги техосмотра;
- квитанция об оплате госпошлины («дорожный налог»). С появлением проекта указа «О платежах за участие в дорожном движении» появилась вероятность, что оплату «налога» отвяжут от прохождения техосмотра. Однако как минимум до июля 2019 года все остается по-прежнему.
За 5 месяцев 2020 г. снижение почти на 35%. Что будет дальше?
Еще шесть лет назад госпошлину связали с процедурой гостехосмотра, и, как мы видим сегодня, ни к чему хорошему это не привело.
— Начиная с 2014-го фиксируется ежегодный спад количества выданных разрешений в среднем на 10%, а за 5 месяцев текущего года выдано 291 712 разрешений на допуск транспортных средств к участию в дорожном движении, что на 34,9% ниже уровня аналогичного периода прошлого года (448 068 разрешений). Отдельно за май снижение составило 40%, а за апрель — и вовсе 50%, — рассказал нам замдиректора УП «Белтехосмотр» Владимир Пиульский. — Конечно, отчасти это связано с пандемией коронавируса, но не только. В течение последних двух лет в СМИ активно обсуждается возможность отвязки техосмотра от госпошлины, в связи с чем автовладельцы стали реже приезжать на станции диагностики.
Выгоды регулярного технического осмотра
Регулярный технический осмотр вашего автомобиля имеет множество выгодных аспектов.
Безопасность на дороге: Технический осмотр помогает обнаружить потенциальные проблемы и дефекты автомобиля, которые могут привести к авариям. Регулярное проведение техосмотра позволяет своевременно выявлять и исправлять неполадки, чем уменьшает риск возникновения аварий и повышает безопасность на дороге.
Экономия денег: Ранее выявленные проблемы и дефекты автомобиля могут быть исправлены до того, как они превратятся в серьезные и дорогостоящие поломки. Технический осмотр позволяет предупредить непредвиденные ситуации и связанные с ними финансовые затраты. Кроме того, многие страховые компании предоставляют скидки на страховку автомобиля при наличии свежего техосмотра, что также способствует экономии денег.
Законопослушность: Регулярный технический осмотр – это законодательно обязательное требование. При соблюдении этого требования вы избегаете штрафов и правовых проблем, связанных с нарушением правил и положений государственного технического осмотра. Это также помогает поддерживать порядок на дорогах и повышать качество транспортной инфраструктуры.
Долговечность и эффективность автомобиля: Регулярное обслуживание и технический осмотр помогают поддерживать автомобиль в хорошем состоянии и увеличивают его срок службы. Выявление и устранение небольших проблем помогает предотвратить их развитие и предотвращает необходимость в крупном ремонте в будущем. Регулярный технический осмотр также способствует оптимальной работе автомобиля, что негативно сказывается на его производительности и расходе топлива.
Отличия нового налога на автомобиль
Транспортный налог не привязан к техосмотру, поэтому допуск к участию в дорожном движении будет выдаваться независимо от его уплаты. Иначе говоря, на станции диагностики не будут требовать квитанцию, подтверждающую перечисление налога в бюджет.
Это обусловлено тем, что начислением данного налога, а также контролем полноты и своевременности уплаты будет заниматься на ГАИ или «Белтехосмотр», а налоговая инспекция.
Транспортный налог платится в будущем году за нынешний (т.е. в 2022 году будут платить те, кто владел транспортным средством в 2021 году), а госпошлина за допуск к участию в движении оплачивалась наперед.
Ставки транспортного налога ниже по сравнению с дорожной пошлиной. Перечисление осуществляется один раз в год для всех категорий механических транспортных средств (дорожный сбор уплачивался сразу за два года для автомобилей в возрасте до 10 лет, которые должны проходить техосмотр раз в два года).
Оплачивать налог нужно в соответствии с извещением, которое будет высылаться налоговой инспекцией по месту жительства или регистрации собственника транспортного средства.
Кто освобождается от уплаты транспортного налога
Налог можно не платить собственникам, снявшим свое транспортное средство с учета до 1 июля 2021 года.
Соответствующее положение внесено в Налоговый кодекс специально для того, чтобы у владельцев неликвидных и неэксплуатируемых транспортных средств (так называемого «автохлама») было время для снятия их с учета. Это позволит избежать уплаты налога за имущество, которое фактически не используется.
Кроме этого, налог не будут платить:
- органы прокуратуры, суды, воинские формирования;
- предприятия и учреждения, использующие транспортные средства для оказания медицинской помощи;
- государственные органы, службы социального обслуживания (в частности, это касается автомобилей с надписью «Социальная служба»);
- владельцы машин, специально оборудованных для перевозки инвалидов;
- собственники электромобилей (данная льгота действует до 31.12.2025 г.);
- владельцы угнанных или украденных автомобилей (при наличии соответствующего документального подтверждения).
Увеличение размера штрафов
В 2024 году в Беларуси произойдут изменения в размере штрафов за нарушение правил технического осмотра. Государственная инспекция по автомобильному транспорту и дорожному движению установила новые штрафные санкции, которые будут применяться с 1 января 2024 года.
Согласно новым правилам, размер штрафа за отсутствие или просрочку прохождения техосмотра будет увеличен. Если ранее водителям грозила штрафная санкция в размере 10 базовых величин (сейчас это примерно 100 рублей), то теперь он составит 50 базовых величин (около 500 рублей).
За вождение автомобиля, не прошедшего технический осмотр, размер штрафа также увеличивается. Вместо прежних 20 базовых величин (около 200 рублей), водителю придется заплатить 100 базовых величин (около 1000 рублей).
Увеличение размера штрафных санкций связано с желанием государства повысить ответственность водителей за состояние своих автомобилей и обеспечить безопасность на дороге. Не прошедшие техосмотр автомобили могут быть в плохом техническом состоянии, что увеличивает риск возникновения аварий и непредвиденных ситуаций на дороге.
Важные даты и сроки для прохождения техосмотра в 2024 году
- 1 января 2024 года — вступление в силу новых правил в области технической безопасности автомобилей;
- 1 февраля 2024 года — начало приема заявлений для прохождения технического осмотра;
- 1 апреля 2024 года — окончание приема заявлений для прохождения технического осмотра;
- 1 июня 2024 года — конец периода бесплатного прохождения технического осмотра;
- 1 июля 2024 года — начало штрафов за отсутствие техосмотра;
- 30 сентября 2024 года — окончание проверки автомобилей на соответствие техническим требованиям;
- 1 октября 2024 года — начало действия штрафов за нарушение правил технической безопасности автомобилей;
- 31 декабря 2024 года — окончание года и необходимость прохождения технического осмотра для всех автомобилей.
Необходимо помнить о соблюдении указанных дат и сроков для прохождения техосмотра в 2024 году, чтобы избежать штрафов и проблем с заявлением на проверку.
Регулярное прохождение технического осмотра поможет поддерживать автомобиль в безопасном и исправном состоянии, а также снизить риск возникновения аварийных ситуаций на дорогах.