Системы налогообложения в Латвии
Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Системы налогообложения в Латвии». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Удачное географическое расположение Латвии, наличие транзитных путей и устойчивость экономических связей создали благодатные условия для вложений иностранного капитала в местные предприятия. Небольшие проблемы, как и во всех странах, могут возникать с местной администрацией, которая по-прежнему остается коррумпированной. Эта страна является открытой зоной и для жителей стран СНГ.
Особенности открытия бизнеса в Латвии для россиян
Большая часть населения – 73%, задействована в сфере услуг, в промышленности трудятся 23% жителей, небольшой процент занят развитием сельскохозяйственной отрасли. Наиболее востребованными остаются квалифицированные специалисты, поскольку местная молодежь стремится начать карьеру в более развитых странах Евросоюза.
- Здесь живет и работает много русскоязычного населения. Процентов 30 жителей свободно общается на русском языке.
Латвийские чиновники причастны к притоку иностранных капиталов для поддержания экономического состояния страны. Трудностей при открытии бизнеса в Латвии для россиян не возникает. Деловой центр – Рига. Однако для предпринимательства есть и более выгодные территории. В пределах свободных экономических зон можно проводить сделки максимально продуктивно.
Полноценность ведения коммерческой деятельности зависит от получения вида на жительство. Такая возможность появляется в случае покупки раскрученного бизнеса или регистрации новой компании. Первоначальный срок действия ВНЖ составляет 1 год, затем его можно продлить сроком до 5 лет.
- После пятилетнего проживания на территории Латвии россиянин оформляет ВНЖ без срока действия с возможностью дальнейшего получения гражданства.
В любом случае для ускорения процесса открытия собственного бизнеса следует обратиться к профессиональным юристам, консультантам, нотариусам и бухгалтерам. До того как предоставлять о себе полную информацию необходимо удостовериться в надежности агентов.
Россиянам требуется оформить тот же комплект документов для регистрации нового предприятия, что и другим иностранным гражданам.
Международные соглашения по налогам
Латвийской Республикой заключено несколько соглашений в сфере налогообложения:
- Соглашение об избежании двойного налогообложения. Подписано с 57 странами, в том числе с Российской Федерацией (с 2012 года).
- Многостороннее соглашение об автоматическом обмене информацией на финансовых счетах. Первый обмен был запланирован на 2017 год. В рамках соглашения налоговые органы государств обязаны выявлять среди своих клиентов лиц, которые являются иностранными налоговыми резидентами, а также нерезидентов, и направлять информацию об этом в их страну. Латвийской Республике удалось заключить такое соглашение даже с офшорами Джерси и Гернси (острова в Великобритании).
- Конвенция о взаимной административной помощи по налоговым делам. Взаимопомощь включает в себя обмен информацией, процессы, связанные с вручением документов, взысканием налоговых платежей, а также работу судебных инстанций.
Процедуры латвийского налогового контроля
Фискальную систему страны определяет Закон от 02.02.1995 «О налогах и пошлинах», в котором перечислены все виды налоговых платежей и сборов, классифицированы налогоплательщики, указаны их общие права и обязанности, а также ответственность за нарушение закона. Этот нормативный акт был издан первым, и на его основании были разработаны законы в разрезе каждого налога.
Налоговая служба ежегодно проводит различные проверки и аудиты. В среднем это более 13 тысяч проверок в год. Законодательными актами предусмотрено наказание за обман налоговой в Латвии в виде штрафных санкций:
- за просроченный налог – 0,05 % в сутки;
- за отсутствие декларации сделок – в размере 5 % от суммы этих операций;
- за умышленное занижение налогооблагаемой базы – в размере 100 % от суммы налога, подлежащего уплате;
- за несвоевременную сдачу декларации – от 0,1 до 1 %, в зависимости от количества просроченных дней;
- за ведение деятельности без регистрации – в сумме неоплаченных налоговых платежей.
Кроме этого, на просроченные без уважительной причины платежи налогоплательщик лишается всех положенных ему льгот.
Также за систематические нарушения законодательства и крупные долги по платежам предусмотрена уголовная ответственность: максимальный срок лишения свободы в этом случае составляет 5 лет.
Нюансы налогообложении юридических лиц
Многие компании специально регистрируются здесь, так как налог на прибыль в Латвии составляет всего 15%. Дополнительно существует специальный льготный режим для малых предприятий, который задействуется при выполнении следующих условий:
- ежегодный оборот не более 100 тысяч евро;
- все участники предприятия — физлица и их не более пяти;
- зарплата каждого сотрудника не превышает 720 евро за месяц.
При соблюдении таких требований можно рассчитывать на ставку налога в 12%, если годовой оборот меньше 7 тыс евро. При превышении этого уровня используется стандартная ставка 15%, но при этом такое предприятие освобождается от уплаты налога на соцстрахование работников в размере 23,4%. Благодаря этому стимулируется развитие малого предпринимательства, но необходимо помнить о планах правительства: с 2018 года все микропредприятия должны будут платить стандартные 15%.
Еще один из способов уменьшения налоговой нагрузки для юридических лиц — их регистрация в форме партнерства. Такое предприятие не становится плательщиком налога на прибыль, а доходы от его функционирования облагаются согласно ставкам подоходного налога физических лиц. Благодаря этому можно ощутимо понизить фискальные платежи за счет устранения обязательства платить сборы соцстрахования.
Положительно, что налог на прибыль в Латвии не нужно оплачивать в отношении:
- дивидендных доходов;
- дохода от продажи ценных бумаг (в том числе ЦБ ЕС);
- роялти.
Правительство специально составило «черный список» стран, в который входит более 60 самых популярных «налоговых гаваней». Такая законодательная норма объясняется желанием правительства максимально ограничить возможность уклонения от уплаты налогов. В то же время Латвия заключила договоры об устранении двойного налогообложения с более чем 50 странами, в том числе с Беларусью, Украиной. Благодаря этому как частным, так и юридическим лицам выгодно получать дивиденды и подобные доходы с капитала латвийских компаний.
Юридические и физические лица в равной мере косвенно оплачивают НДС при покупке товаров и услуг. Чтобы юрлицо было зарегистрировано в качестве плательщика НДС, его годовой доход должен превышать 20 тысяч евро. Существуют три ставки этого налога:
- стандартная 21% — применяется для большинства видов услуг и товаров;
- пониженная 12% — используется для медицинских товаров, фармацевтической и печатной продукции;
- нулевая — для хозяйственных операций, осуществленных с контрагентами, базирующимися в ЕС, а также экспортных и операций по международным транспортным услугам.
В целом, для налоговой системы Латвии характерна:
- максимальная простота нормативной базы;
- структура налоговых платежей с фонда оплаты труда аналогична большинству постсоветских республик — сравнительно небольшой подоходный налог в Латвии сочетается с немалыми взносами соцстрахования;
- низкий уровень корпоративной фискальной нагрузки — этим Латвия подобна другим странам, которые стремятся привлечь в свое экономическое пространство крупный бизнес за счет налоговых льгот: Ирландия, Кипр, Виргинские острова и им подобные.
Двойное налогообложение
Для предотвращения обложения одного и того же дохода налогом в двух государствах Латвия подписала международные соглашения в 53 странами. Подписан договор и с Украиной.
Согласно договору физические лица платят налоги в той стране, где находились 183 дня в течение года. Следовательно, сборы с прибыли зарегистрированной в одном государстве компании производятся только один раз.
Подведем итоги
Законодательство ЛР призвано стимулировать население к самостоятельному созданию рабочих мест. Частные предприниматели и владельцы небольших фирм отчисляют в госбюджет меньшие суммы, чем наемные работники. Малоимущие граждане и студенты пользуются льготами.
Подписание межправительственных договоров позволяет избежать двойного налогообложения и стимулирует привлечение инвестиций и развитие бизнеса.
Начиная с 1 января 2018 года в Латвии вводится концептуально новый корпоративный подоходный налог. Впредь обязательство предприятия выплачивать корпоративный подоходный налог возникнет во время распределения прибыли. Притом при выплате прибыли в дивидендах акционерам предприятия, физическим лицам, налог на доходы физических лиц (ПНС) в размере 10% больше не будет выплачиваться.
В настоящей статье представлены основные особенности нового корпоративного подоходного налога, его влияние на акционеров и способы использования нового ПНП режима для достижения преимуществ. Для более простого чтения статьи в начале излагается обобщение главных изменений, а затем следует более детальный обзор режима оплаты корпоративного подоходного налога.
Распределение прибыли
Распределение прибыли включает:
- Очередные и внеочередные дивиденды;
- Расходы, приравниваемые дивидендам;
- Условные дивиденды (статья 7)
Распределение условной прибыли
К условно распределенной прибыли, включенной в налогооблагаемую базу (т.е. облагают налогом), приравниваются следующие затраты:
- Затраты на неэкономическую деятельность (статья 8);
- Необеспеченная дебиторская задолженность (статья 9);
- Увеличение процентных платежей, включенных в налоговую базу (статья 10);
- Кредиты связанным лицам (статья 11);
- Коррекции трансфертных цен
IT лишается льгот на уплату налогов
Доработанная редакция Налогового кодекса указывает на повышение подоходного сбора для резидентов Парка высоких технологий, а также резидентов парка «Великий камень». Ранее налоговая ставка была равна 9% против теперешних 13%. Дополненный Налоговый кодекс
подчеркивает, что данная мера была принята для того, чтобы ввести вспомогательные методы по интеграции зачислений в бюджет с целью борьбы с распространяющейся пандемией COVID-19. Новая налоговая ставка останется актуальной для айтишников вплоть до 2023 года.
Несмотря на то, что подоходный налог для работников IT-сферы в стране повысился до 13%, некоторые льготы за айтишниками сохранились. В данном случае идет речь о том, что компании-резиденты Парка высоких технологий сохранили льготы по налоговым вычетам в Фонд соцзащиты населения. В Беларуси выплаты в данный фонд равны 35% от полученного дохода, в то время как работники IT-области уплачивают его, не привязываясь к своей реальной зарплате, а высчитывают, исходя из средней зарплаты в государстве.
Корпоративный налог в Латвии
Показатель | Значение | Период |
---|---|---|
Ставка корпоративного налога | 20 % | 2022 |
Меняется уплата налога на прирост капитала / valsts ieņēmumu dienests
В рамках налоговой реформы с 1 января 2021 года вступают в силу поправки к закону «О подоходном налоге с населения». Одна из них связана с декларированием дохода с прироста капитала и уплатой налога. В следующем году меняется налоговая ставка и срок подачи декларации о доходах с прироста капитала. Если сделки с активами капитала будут начаты, но не завершены до 31 декабря 2021 года, для дохода с прироста капитала сохранится текущая налоговая ставка — в размере 15 %.
С 2021 года срок подачи декларации о доходе с прироста капитала будет зависеть от размера полученного в квартале дохода. Если общие доходы лица (резидента Латвии) от сделок с активами капитала в течение квартал превысят 1 000 евро, декларацию потребуется подавать раз в квартал до 15 числа месяца, следующего за кварталом, в течение которого получены доходы с прироста капитала. В свою очередь, если общие доходы лица от сделок с активами капитала в течение квартала не будут превышать 1 000 евро, то декларацию потребуется подавать до 15 января следующего года.
Со следующего года к доходу с капитала, в том числе с прироста капитала, будет применяться налоговая ставка в размере 20 %. Рассчитанную налоговую сумму и в дальнейшем будет необходимо платить в бюджет в течение не позднее 15 дней с установленного законом дня подачи декларации о доходе с прироста капитала.
Например, если доходы лица от сделок с активами капитала в первом квартале 2021 года (январь – март) превысят 1 000 евро, то декларацию потребуется подать до 16 апреля 2021 года, а налог потребуется уплатить в бюджет до 2 мая. Однако, если доходы лица от сделок с активами капитала в первом квартале 2021 года составят меньше 1000 евро, то декларацию потребуется подать до 15 января 2021 года, а налог потребуется уплатить в бюджет до 30 января 2021 года.
Активами капитала являются:
- акции, доли капитала, паи, инвестиции в товарищество и другие, установленные законом «О рынке финансовых инструментов» финансовые инструменты;
- сертификаты инвестиционных фондов и другие обращающиеся ценные бумаги, удостоверяющие участие в инвестиционных фондах или в приравниваемых к ним совместных инвестиционных предприятиях;
- долговые инструменты (долговые расписки, инвестиционные сертификаты, выпущенные коммерческими обществами краткосрочные долговые инструменты) и другие денежные инструменты, которые котируются на денежных рынках;
- недвижимая собственность (включая право приобретения недвижимой собственности);
- предприятие в понимании Коммерческого закона;
- объекты интеллектуальной собственности;
- инвестиционное золото и другие драгоценные металлы, объекты сделок на валютной или товарной бирже.
Прирост капитала определяется путем вычета из цены отчуждения актива капитала стоимости приобретения и стоимости инвестиций в актив капитала в течение периода держания актива капитала.
Более подробна информация об этих и других изменениях подоходного налога с населения доступна в информационном материале СГД[1]. Подробнее о подоходном налоге с населения, его расчете и взыскании, а также об условиях декларирования доходов — на домашней странице СГД. В целом более подробная информация о том, как налоговая реформа повлияет на различные группы населения, доступна на веб-сайте СГД в разделах для частных лиц[1] и предпринимателей[1] «Как на меня повлияет налоговая реформа?», а в разделе «Новости/События»[1] доступна информация о бесплатных семинарах СГД, а также презентации и видео материалы уже прошедших материалов. Информация о налоговой реформе доступна также на домашней странице Министерства финансов[1] и на домашней странице Сейма[1].
Изменения для плательщиков налога с микропредприятий
С 1 июля 2021 года из заработной платы плательщика налога с микропредприятий в будущем должны уплачиваться налоги на рабочую силу в общем порядке, а именно подоходный налог и взносы обязательного государственного социального страхования (VSAOI) в полном объеме.
С 1 июля 2021 года обязательные минимальные выплаты необходимо осуществлять и тем самозанятым, которые выбрали режим налога с микропредприятий и доходы которых меньше установленной Кабинетом министров минимальной зарплаты в 500 евро в месяц, или 1500 евро за квартал. Плательщики налога с микропредприятий, являющиеся работодателями, должны вносить эти выплаты как за себя (если не работают в другом месте), так и за своих работников.
Если плательщик налога с микропредприятий, который не является работополучателем, прогнозирует, что его доходы от хозяйственной деятельности в этом году больше не достигнут 1500 евро за квартал, он должен подать в СГД заявление о планируемых в следующем квартале доходах, и тогда обязательные минимальные выплаты за самозанятого (владельца MUN) не будут подсчитаны и платить их также не нужно будет.
Заявление необходимо подавать в свободной форме в разделе EDS «Переписка с СГД» — до 15 июня 2021 года за третий квартал года, до 15 октября — за четвертый квартал.
Любые облагаемые налогом доходы, полученные в налоговый период, облагаются налогом на прибыль. Налоговой базой является общий доход, регулируемый согласно с законом. Корректировка в основном осуществляется, чтобы убедиться, что доходы превышают те расходы, которые не облагаются налогом (например, те расходы, которые не связаны на прямую с коммерческой деятельностью), либо чтобы снизить доходы, если законом предусмотрены скидки с налога. Налог на прибыль платят:
- отечественные компании, либо компании-резиденты, которые осуществляют коммерческую деятельность. Организации и учреждения, которые финансируются из городского бюджета или бюджета страны и получают доход от коммерческой деятельности;
- иностранные компании, либо компании-нерезиденты, коммерческие организации, физические и прочие лица;
- постоянные представительства предприятий-нерезидентов (для которых налоговая ставка составляет 15%).
Особенности налоговой отчетности в Латвии
Налоговая декларация и годовой отчет по обязательным отчислениям может быть заполнена в электронном виде. Процесс осуществляется через интернет с помощью портала https://www.vid.gov.lv/.
Физические лица, предприниматели и предприятия могут подать одну из нескольких видов обязательных отчетностей:
- Ежемесячную декларацию о начислении социальных взносов. Документ содержит данные о количестве рабочих часов сотрудника, размере его зарплаты, подоходного и социального налога.
- НДС-декларация подается фирмами, которым присвоен НДС номер. Частота подачи отчетности зависит от уровня дохода.
- Годовой отчет и налоговая декларация должна быть подана до 30 апреля текущего года.
- Налоговая декларация касательно подоходного налога.
Существуют и специфические виды отчетности, к которым стоит отнести декларации об эксплуатации природных ресурсов, о лотерейных вознаграждениях, потребительских кредитах в размере более 15 тысяч евро, дорогостоящих подарках, доходах от реализации ценных вещей, превышающих сумму в 4 тысячи евро и прочее.
Служба государственных доходов Латвии имеет собственный сайт, на котором размещает подробную инструкцию уплаты налоговых сборов и взносов в казну страны.
Осуществление налогового контроля
Служба государственных налогов каждый год осуществляет многочисленные и разноплановые проверки, в ходе которых устанавливается соответствие информации, предоставленной налогоплательщиками. Также имеют место налоговые аудиты и тематические ревизии.
Общее число ежегодных проверок превышает 13 000. Эффективность работы инспекции составляет практически 97%. Благодаря таким показателям государственная казна возвращает большие суммы укрытых и недоплаченных налоговых сборов.
За уклонение от выполнения налоговых обязательств в полном объеме латвийское законодательство предусматривает ответственность:
- штраф за несвоевременную уплату налога в раз мере 0,05% за каждые сутки от суммы неуплаченного сбора;
- штраф в раз мере 5% от итоговой величины незадекларированных сделок, если сумма каждой составляет более 1000 латов;
- прекращение предоставления налоговых льгот за просроченные платежи без веских причин;
- штрафные санкции за преднамеренное уменьшение налоговой базы. Штраф будет равным по раз меру сумме неуплаченного налога. В случае повторного нарушения штраф увеличивается вдвое;
- нарушение сроков подачи налоговой декларации наказывается штрафными взысканиями – 0,1% до 15 суток, 0,5% — до 30 суток, 1% при задержке более месяца;
- штраф за осуществление хозяйственной деятельности без налоговой регистрации в соответствующих органах. Сумма штрафа равна размеру неуплаченных налогов, либо удваивается за счет предыдущего периода.
Систематические нарушения чреваты приостановкой хозяйственной деятельностью и привлечением к уголовной ответственности. Недобросовестный налогоплательщик может быть лишен свободы на пять лет.
В Латвии налог на прибыль составляет 20%, НДС — 21%. Предприятие полностью освобождается от налога на прибыль, если полученный доход реинвестируется. Соответственно, удерживается он только в случае распределения дивидендов. В этом случае компания фактически заплатит 25% (20% + коэффициент 0,8).
Также необходимо обратить пристальное внимание на выплаты, которые закон Латвии приравнивает к распределению прибыли. К таким расходам относятся:
- Расходы, не связанные с хозяйственной деятельностью компании
- Необеспеченная дебиторская задолженность
- Выплата завышенных процентов
- Выдача займов связанным лицам
- Недополученная прибыль от сделок со связанными лицами
- Выплата ликвидационной квоты.
Особенности споров по НДС
Приведем некоторые важные для урегулирования спора моменты на примере споров о размере НДС.
Административно-процессуальный закон Латвии (ст. 150) предусматривает возможность заявителя активно участвовать в сборе доказательств. Одного утверждения о том, что доводы и решение налоговой администрации неверны, для суда недостаточно.
Этот подход можно сформулировать так: обязательства частного лица по представлению необходимых доказательств прямо пропорциональны его заинтересованности в принятии нужного для него решения. То есть бремя доказывания фактов, которые способствуют принятию положительного для частного лица решения, возлагается на него, а не на государство1.
Разрешение дел, которые касаются вычетов по НДС, в значительной степени основывается на решениях европейских судов. Департамент административных дел (высшая судебная инстанция по административным, в том числе налоговым, делам) исходит из того, что в случаях «цепочки» сделок налогоплательщик имеет право на вычет, только если он не действовал обманным путем или недобросовестно. Для того, чтобы такого налогоплательщика лишить права на вычет, необходимо установить наличие его недобросовестности2. Кроме того, из объективных фактов должно ясно следовать, что основной целью сделки было получение налоговой выгоды3.
Как видим, требование о представлении налогоплательщиком доказательств не является абсолютным. Оно исходит из принципа negativae non probantus (отрицательное не требуется доказывать), что обеспечивает баланс между обязанностью налогоплательщика представить доказательства и обязанностью налоговой администрации получить их самостоятельно.