Земли особо охраняемых территорий и объектов в 2022

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Земли особо охраняемых территорий и объектов в 2022». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


В постановлении Правительства России от 26 декабря 2001-го г., посвященном особо охраняемым геологическим объектам с научным, культурным, эстетическим, санитарно-оздоровительным и иным значением, устанавливается, что геологические объекты с научным, культурным, эстетическим, санитарно-оздоровительным и иным значением относятся к особо охраняемым геологическим объектам в порядке и на условиях, установленных законодательством об особо охраняемых природных территориях.

Правовой режим земель особо охраняемых территорий и объектов

Помимо этого, во множестве субъектов России действуют региональные законы об ООПТ, воспроизводящие вышеназванные и вводящие дополнительные разновидности особо охраняемых территорий. Сюда относятся:

  • территории с охраняемым ландшафтом;
  • памятники ландшафтного искусства;
  • природно-охраняемые объекты городских комплексов (к примеру, городские леса, парки, зеленые зоны в населенных пунктах, памятники садового и паркового искусства и пр.);
  • природные резерваты;
  • геолого-охраняемые объекты;
  • лесные парки;
  • природные эко-тропы;
  • резервные территории;
  • зоны покоя и пр.

Земельные участки из этой категории земель могут изыматься или ограничиваться в гражданском обороте или находиться в свободном обороте при условии соблюдения общих требований, предусматриваемых земельным законодательством.

Охраняемые земельные площади не могут использоваться для промышленности, жилого строительства, к землям относятся участки с особенными свойствами — оздоровительными, рекреационными, эстетическими. На земельных участках с охраняемым статусом находятся объекты историко-культурного или научного значения.

Обычный пример — территории национальных парков и заповедников, курортные и санаторные зоны.

ВНИМАНИЕ! Выделение земельных территорий в данную категорию не обозначает, что они не находят совершенно никакого применения.

Наоборот, их использование имеет огромное значение для общества, государства, но оно специфическое. Государственными органами земельным участкам присваивается статус особо охраняемых для того, чтобы потом можно было применять их в следующих направлениях:

  • Для улучшения ситуации с экологией, для лучшей защиты окружающей среды.
  • Для создания комфортных и полезных мест для отдыха, реабилитации, улучшения здоровья граждан страны.
  • Для организации планового процесса по охране таких земель.
  • А также для создания надежных мер по сохранности исторического, культурного наследия, различных памятников архитектуры и подобных объектов.

Такие территории не используются для нужд народного хозяйства или обороны.

Историко-культурная ценность

В данную группу относятся земельные участки, на которых размещены памятники, истории, культуры, архитектуры, ландшафтного искусства, военные захоронения и другие объекты, сохранность которых имеет большое значение для истории и культурного наследия государства.

На таких землях не проводится хозяйственная деятельность, здесь нельзя заниматься работами, которые могут принести вред охраняемой земле и объектам на ней. Правовой режим относительно такой земли обязателен для соблюдения физическими и юридическими лицами.

Если у такого участка есть собственник, он обязан охранять культурное и историческое наследие, принимать меры по его защите от вандализма.

ВНИМАНИЕ! Когда собственник земли с историко-культурным значением не занимается ее охранной, такую землю могут у владельца изъять. Такое положение предусмотрено Федеральным Законом под номером 78 (статья 54).

В общем случае смена разрешенного пользования землей осуществляется в следующем порядке:

  1. Землепользователь собирает нужные документы и подаёт заявление на имя главы исполнительной власти;
  2. Если заявление составлено корректно, градостроительный и земельный комитеты формируют комиссию;
  3. Комиссия рассылает уведомления о предстоящих слушаниях землепользователям, участки которых находятся в одной зональной территории с участком заявителя;
  4. Проводятся публичные слушания;
  5. По итогам слушаний комиссия принимает решение;
  6. При положительном решении составляется акт о смене ВРИ заявленного участка;
  7. На основании акта вносятся изменения в ЕГРН.

Образец текста заявления можно скачать по этой ссылке. В заявлении должны быть отображены следующие сведения:

  • ФИО и контактные данные землепользователя;
  • Категория земли и адресные ориентиры участка;
  • Текущий и запрашиваемый ВРИ;
  • Причина смены вида землепользования;
  • Перечень прилагаемых документов.

Максимальный срок между рассылкой уведомлений о слушаниях посредством СМИ или почтовых отправлений и принятием комиссией решения устанавливается местным законодательством, но не может превышать 30 дней (п. 7 ст. 39 Градостроительного кодекса).

Читайте также:  Что такое надбавка за выслугу лет и как она рассчитывается

В ходе публичных слушаний выступает заявитель, аргументируя необходимость смены ВРИ, а заинтересованные лица выражают своё мнение о последствиях изменения землепользования землёй членам комиссии.

Особые мнения и возражения должны быть переданы членам комиссии в письменном виде.

Комиссия при принятии решения руководствуется следующими факторами:

  • Целесообразность изменения ВРИ;
  • Последствия изменения ВРИ для окружающей среды;
  • Правовые и экономические последствия для соседних землепользователей.

Например, если владелец участка для огородничества хочет сменить ВРИ для строительства дома, комиссия может отклонить заявление из-за угрозы затенения соседнего возделываемого участка.

Основные типы разрешённого использования земельного надела

В зависимости от целевого назначения земель каждый участок в свою очередь имеет свой вид разрешённого использования с присвоением соответствующего числового кода. Так, градация данных земель выглядит следующим образом:

  • Земли для ведения сельскохозяйственной деятельности – код 1, подразделяется на 18 категорий, в соответствии с которыми на данной земле можно заниматься животноводством, растениеводством, возводить постройки сельхозназначения, проводить различные селекционные и прочие мероприятия в соответствии со статусом земли.
  • Земли поселений – код 2, содержит 7 основных подтипов, а именно– индивидуальная жилая застройка, многоквартирные дома высокой, средней и малой этажности, личное приусадебное хозяйство для организации садоводства в личных целях и т. д.
  • Участки, предполагаемые под размещение общественных зданий и сооружений, код 3, включает 10 подпунктов и предполагает под собой право на размещение объектов коммунального обслуживания, медицинских учреждений, школ, ДОУ, вузов, зданий, предназначенных для соцобеспечения населения и другие подобные объекты.
  • Земли, предназначенные для ведения бизнеса и прочей коммерческой деятельности, имеющие классификатор под номером 4, включающим в себя 10 типов объектов, в частности, предприятия торговли, гостиничного бизнеса, придорожного сервиса, общественного питания и т. д.
  • Участки, отведённые под рекреационные и парковые зоны, предназначенные для размещения подобных, в том числе спортивных сооружений. Записаны в реестр под кодом 5 и содержат в себе 5 пунктов.
  • Земли промышленного назначения для строительства на них заводов, фабрик и объектов их инфраструктуры, подсобных построек, код 6, состоит из 11 типов.
  • Участки для освоения под транспортную инфраструктуру, код 7, включающий 5 категорий.
  • Земли для размещения объектов военного и стратегического значения расположены под шифром 8, состоят из 3 пунктов.
  • Последний шифр среди видов разрешённого использования – 9, включающий 2 подпункта и предполагающий занятие деятельностью по охране природных объектов.

Государственные природные заповедники

Государственные природные заповедники учреждаются постановлением Правительства РФ при условии согласия субъектов Федерации на отнесение его территории к объектам федеральной собственности. Имущество государственных природных заповедников является федеральной собственностью. Земли государственных заповедников находятся в федеральной собственности и предоставляются им на праве постоянного (бессрочного) пользования. Земельные участки в границах государственных заповедников приватизации не подлежат. Здания, сооружения, историко-культурные и другие объекты недвижимости закрепляются за государственными природными заповедниками на праве оперативного управления.

Запрещается изъятие или иное прекращение прав на земельные участки и другие природные ресурсы, которые включаются в государственные природные заповедники. Природные ресурсы и недвижимое имущество государственных природных заповедников полностью изымается из оборота (не могут отчуждаться и переходить от одного лица к другому иными способами). На территории государственных природных заповедников полностью изымаются из хозяйственного использования особо охраняемые природные комплексы и объекты (земля, воды, недра, растительный и животный мир), имеющие природоохранное, научное, эколого-просветите- льское значение как образцы естественной природной сре- ды, типичные и редкие ландшафты, места сохранения генетического фонда растительного и животного мира.

На специально выделенных участках частичного хозяйственного использования, не включающих особо ценные экологические системы и объекты, ради сохранения которых создавался государственный природный заповедник, допускается деятельность, которая направлена на облегчение функционирования государственного природного запо- ведиика и жизнедеятельности граждан, проживающих на его территории. Эта деятельность осуществляется в порядке, установленном индивидуальным положением о данном государственном природном заповеднике.

Пребывание на территории государственных природных заповедников граждан, не являющихся работниками данных заповедников, или должностных лиц, не являющихся сотрудниками органов, в ведении которых находятся данные заповедники, допускается только при наличии разрешений этих органов или дирекций государственных природных заповедников.

Государственные природные заказники

Государственными природными заказниками признаются территории (акватории), имеющие особо ценное значение для сохранения или восстановления природных комплексов и их компонентов и поддержания экологического баланса. Объявление территории государственным природным заказником допускается как с изъятием, так и без изъятия у пользователей, владельцев и собственников земельных участков.

Читайте также:  Новости визы в США в 2022 году (Декабрь)

Государственные природные заказники могут быть федерального и регионального значения. Они могут иметь различный профиль, в том числе быть:

а) комплексными (ландшафтными), предназначенными для сохранения и восстановления природных комплексов (природных ландшафтов);
б) биологическими (ботаническими и зоологическими), предназначенными для сохранения и восстановления редких и исчезающих видов растений и животных, в том числе ценных видов в хозяйственном, научном и культурном отношениях;
в) палеонтологическими, предназначенными для сохранения ископаемых объектов;
г) гидрологическими (болотными, озерными, речными, морскими), предназначенными для сохранения и восстановления ценных водных объектов и экологических систем;
д) геологическими, предназначенными для сохранения ценных объектов и комплексов неживой природы.

Государственные природные заказники федерального значения учреждаются решением Правительства РФ, регионального — органами исполнительной власти соответствующих субъектов Федерации.

Задачи и особенности режима особой охраны территорий конкретного государственного заказника федерального значения определяются положением о нем, утверждаемым специально уполномоченным на то государственным органом Российской Федерации в области охраны окружающей природной среды по согласованию с органами исполнительной власти соответствующего субъекта Федерации. Примерное положение о государственных природных заказниках в Российской Федерации утверждено приказом Минприроды РФ от 10 января 1996 г. № 20. Государственными природными заказниками не могут быть объявлены территории (акватории), находящиеся в границах территорий государственных природных заповедников и национальных парков.

Государственные природные заказники регионального значения образуются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации по согласованию с соответствующими органами местного самоуправления. В соответствии с земельным законодательством создание государственных природных заказников согласовывается с собственниками, владельцами, пользователями участков земли и акваторий, на которых они расположены.

На территориях государственных природных заказников и их отдельных участках постоянно или временно запрещается или ограничивается любая деятельность, если она противоречит целям создания государственных природных заказников или причиняет вред природным комплексам и их компонентам. Основной перечень запрещенной деятельности назван в Примерном положении о государственных природных заказниках Российской Федерации.

Государственные природные заказники обозначаются на местности предупредительными и информационными знаками по периметру их границ.

Ограничения по строительству в природоохранных зонах

Необходимо разграничивать понятия особо охраняемой природной территории и природоохранной зоны. Во втором случае на застройщика накладываются определенные ограничения в зависимости от степени защиты охраняемых объектов и от технических особенностей возводимых строений. На землях особо охраняемых территорий строительство запрещено за исключением случаев, необходимых для обеспечения государственной безопасности.

О том, что участки находятся под охраной природных объектов, сигнализируют информационные таблички, устанавливаемые владельцами данных участков. На этих территориях может осуществляться определенная деятельность на основе соответствующих законодательных актов, решений местной власти и положений Гражданского, Лесного и Водного кодексов Российской Федерации.

В перечень таких площадей входят дендрологические парки, государственные заказники, ботанические сады, памятники природы.

  • Ботанические сады, дендрологические парки – участки, созданные искусственно. На них с целью сохранения и развития выращивается огромный перечень растений.
  • Заказники, заповедники, в отличии от предыдущего вида, участки с природными условиями, сохранившимися в естественном виде. Здесь защищаются популяции фауны и флоры.
  • К памятникам природы относятся объекты, возникшие природным путем или искусственным. Они имеют значение культурное, научное, эстетическое.
  • Национальные парки – большие по площади территории, где удалось сохранить природные условия. Часто они используются в рекреационных целях.

Общее для всех площадей – запрет на ведение любой деятельности, которая направлена не на сохранение или изучение природных условий.

Состав земель особо охраняемых территорий и объектов

К землям, отнесенным к особо охраняемым территориям и объектам, причисляют земельные участки, имеющие особые природоохранные, историко-культурные, научные, рекреационные, эстетические, оздоровительные и другие значения.

Такие земли могут быть выделены отдельным решением госорганов для применения в экологосоциальных направлениях:

  • Обеспечения сохранности и улучшения ситуации с окружающей средой;
  • Организации охранного процесса и воспроизводства ресурсов природы;
  • Удовлетворения нужд граждан в местах для их отдыха;
  • Обеспечения сохранности исторического и культурного наследия.

Земли, отнесенные к территориям и объектам с особо охраняемым статусом, представляют собой отдельную земельную категорию.

С учетом характера применения и поставленных перед такими землями задач, они могут подразделяться на такие виды:

  • Естественные территории с особо охраняемым статусом, включительно с курортами и местностями лечебно-оздоровительного характера;
  • Территории, имеющие природоохранное значение;
  • Рекреационное значение;
  • Территории исторического и культурного значения;
  • Другие территории, имеющие статус особо ценных, определенные ЗК РФ и нормативными актами.

Кроме указанных выше и других предусмотренных законами разновидностей земель особо охраняемой категории, Земельным кодексом РФ установлено, что к таким могут быть также отнесены территории в пределах городского леса, парка, охраняемой береговой полосы, станций биологического направления, микрозаповедников и прочего.

Читайте также:  Льготы ЖКХ для ветеранов: какие бывают и как оформить

Особенное природное значение

К таким землям относятся территории, на которых располагаются заповедники, национальные парки, ботанические сады, другое:

  • Национальным парком является территория с естественными природными условиями, которые сохраняются в нетронутом виде. Охранные меры по отношению к национальным паркам регулируются государством.
  • Ботанические сады, а также парки дендрологические — это искусственно созданные природные зоны, в которых растут разнообразные виды растений. Их задача сохранение таких видов.
  • Заповедники — также земли с сохраненными естественными природными условиями, в которых создаются все необходимые условия для защиты исчезающих видов растений и животных.
  • Природными памятниками считаются ценные природные объекты, которые возникли естественным путем и имеют большое значение для культуры, эстетики.

Все эти земли находятся под защитой особенного правового режима. Изъятие земельных участков природных охраняемых территорий запрещено в любых целях, особенно в целях промышленности и народного хозяйства, строительства.

На таких землях категории Оопт запрещаются различные виды деятельности:

  1. Здесь нельзя выделять дачные или садово-огороднические участки.
  2. Запрещено строить дороги (автомобильные, железнодорожные пути), возводить хозяйственные объекты, укладывать трубопроводы или строить линии электропередач.
  3. Запрещается работа механизированных транспортных средств.
  4. По таким землям нельзя прогнать скот.

Особенно ценные объекты выделяются охранными зонами. О наличии охранной зоны должны свидетельствовать специальные знаки. Как правило, территории национальных заповедников, парков, других охраняемых территорий принадлежат государству или властям федерального субъекта, они не подлежат приватизации.

Если на земле со статусом особо охраняемой находится частный участок (он мог там располагаться до отнесения земли к охраняемой категории) владелец участок должен эксплуатировать землю только с учетом видов разрешенного использования, с учетом правового режима.

Никакие работы на земле не должны создавать опасность для экологии и ценных характеристик территории.

Земли лечебно-оздоровительных местностей и курортов

Земли лечебно-оздоровительных местностей и курортов предназначены для лечения и отдыха граждан. В состав этих земель включаются земли, обладающие природными лечебными ресурсами, которые используются или могут использоваться для профилактики и лечения заболеваний человека.

В целях сохранения благоприятных санитарных и экологических условий для организации профилактики и лечения заболеваний человека на землях территорий лечебно-оздоровительных местностей и курортов устанавливаются округа санитарной (горно-санитарной) охраны в соответствии с законодательством. Границы и режим округов санитарной (горно-санитарной) охраны курортов, имеющих федеральное значение, устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Земельные участки в границах санитарных зон у собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев, арендаторов земельных участков не изымаются и не выкупаются, за исключением случаев, если в соответствии с установленным санитарным режимом предусматривается полное изъятие этих земельных участков из оборота (первая зона санитарной (горно-санитарной) охраны лечебно-оздоровительных местностей и курортов). Земельные участки, находящиеся в частной собственности, подлежат выкупу у их собственников в соответствии со статьей 55 ЗК РФ. Использование земельных участков в границах второй и третьей зон санитарной (горно-санитарной) охраны ограничивается в соответствии с законодательством об особо охраняемых природных территориях.

Земли природоохранного назначения


К землям природоохранного назначения относятся земли:

занятые защитными лесами, предусмотренными лесным законодательством (за исключением защитных лесов, расположенных на землях лесного фонда, землях особо охраняемых природных территорий);

иные земли, выполняющие природоохранные функции.

На землях природоохранного назначения допускается ограниченная хозяйственная деятельность при соблюдении установленного режима охраны этих земель в соответствии с федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.

Юридические лица, в интересах которых выделяются земельные участки с особыми условиями использования, обязаны обозначить их границы специальными информационными знаками.

В пределах земель природоохранного назначения вводится особый правовой режим использования земель, ограничивающий или запрещающий виды деятельности, которые несовместимы с основным назначением этих земель. Земельные участки в пределах этих земель не изымаются и не выкупаются у собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков.

В местах традиционного проживания и хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Российской Федерации и этнических общностей в случаях, предусмотренных федеральными законами о коренных малочисленных народах, могут образовываться территории традиционного природопользования коренных малочисленных народов. Порядок природопользования на указанных территориях устанавливается федеральными законами, их границы определяются Правительством Российской Федерации.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *