Льготы для IT-компаний в 2021: кто и как может их получить

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Льготы для IT-компаний в 2021: кто и как может их получить». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


После резкого роста ключевой ставки ипотечный кредит стал неподъёмным для большинства заёмщиков. Чтобы удержать айти-специалистов в стране в условиях экономической неопределённости, Правительство выделило 1,5 млрд рублей на субсидирование льготной ипотеки для этой категории работников. Предполагается, что этой возможностью воспользуются около 50 тысяч человек.

Основная причина ввода единого тарифа по страховым взносам – объединение двух государственных внебюджетных фондов: ПФР и ФСС. В соответствии с Федеральным законом от 14.07.2022 № 239-ФЗ, изменения вступят в силу с 1 января 2023 г. Обновленное название будет звучать так: Фонд пенсионного и социального страхования Российской Федерации.

Такие нововведения связаны со стремлением государства оптимизировать расчет страховых взносов, а также упростить их перечисление в бюджет. Таким образом, будет действовать единый тариф взносов и единая предельная величина базы, необходимая для их исчисления. При этом на основании Федеральный закон от 14.07.2022 № 237-ФЗ для приведения базы для исчисления взносов к единой форме на все виды обязательного социального страхования определен единый круг застрахованных лиц.

Помимо этого, начиная с 2023 г., в расчетную базу страховых взносов по всем видам обязательного социального страхования будут входить следующие выплаты:

  • работникам, с которыми заключены договоры ГПХ;

  • проживающим в РФ иностранным высококвалифицированным специалистам;

  • иностранцам, временно проживающим в РФ, за исключением высококвалифицированных;

  • студентам за работу в студенческих отрядах по договорам ГПД, при этом данные отряды должны входить в федеральный или региональный реестр детских объединений и молодежи, пользующихся поддержкой со стороны государства.

II. Налог на прибыль и страховые взносы

Самые яркие новшества касаются условий применения льготной ставки по налогу на прибыль (0 % в 2022-2024 гг.) и пониженного тарифа по страховым взносам (совокупные отчисления составляют 7,6 % от облагаемой базы).

Федеральным законом от 14.07.2022 № 321-ФЗ внесены изменения в п. 1.15 ст. 284 НК РФ и пп. 3 п. 1, п. 5 ст. 427 НК РФ.

Новые правила уже действуют – их распространили на правоотношения, возникшие с 1 января 2022 года (п. 3 ст. 3 Федерального закона № 321-ФЗ).

Сразу бросается в глаза, что из условий для применения этих льгот убрали требование о минимальной среднесписочной численности сотрудников – теперь она не значима, но требование о государственной аккредитации организаций, осуществляющих деятельность в области информационных технологий, по-прежнему актуально.

В ст. 427 НК РФ больше нет деления организаций на вновь созданные и не являющиеся таковыми.

В связи с этими изменениями ФНС России уже пояснила (Письмо от 20.07.2022 № БС-4-11/9270@), что в Расчете по страховым взносам не подлежит заполнению:

  • гр. 2 строк 010-040 приложения 3 «Расчет соответствия условиям применения пониженных тарифов страховых взносов плательщиками, указанными в пп. 3 или пп. 18 п. 1 ст. 427 НК РФ» к разделу 1;
  • гр. 3 строки 010 приложения 3 к разделу 1.

Долю доходов от профильной деятельности, необходимую для использования льготной ставки по налогу на прибыль и пониженного тарифа по страховым взносам, снизили с 90 % до 70 %. Определять, «работает» ли право на преференции стало проще:

  • долю дохода определяют по итогам каждого отчетного (налогового, расчетного) периода. Кстати, сам порядок учета доходов;
  • за отчетный период нулевая ставка, пониженный тариф применимы, если процентная доля доходов выдержана;
  • если по итогам налогового (расчетного) периода (т. е., года) организация не выполняет условие о доле доходов либо лишена государственной аккредитации, она лишается права применять льготу с начала налогового (расчетного) периода, в котором допущено несоответствие указанному условию либо утрачена государственная аккредитация. Это означает, что нужно пересчитать и доплатить налог на прибыль и страховые взносы за весь год. Если доплату произвести в срок, установленный для уплаты налога (взносов) за налоговый (расчетный) период, то пени несостоявшемуся льготнику не грозят (Письмо Минфина России от 17.02.2021 № 03-15-06/10863, Письмо ФНС России от 01.03.2017 № БС-4-11/3705). Если по итогам отчетных периодов 1-го квартала и полугодия 2022 г. условие о доле доходов не выполняется, то пониженные тарифы страховых взносов можно применять в период с 1 июля по 31 декабря 2022 г. при соблюдении условия о доле доходов по итогам периодов с 1 июля по 30 сентября 2022 г. и с 1 июля по 31 декабря 2022 г. (см. п. 1 ст. 2 Федерального закона от 14.07.2022 № 321-ФЗ).

В отчетных (расчетных) периодах 2022 г. при определении суммы всех доходов организации (т. е., 100 %) в целях расчета доли доходов от профильной деятельности не учитываются доходы от реализации или иного выбытия долей участия в уставном капитале организаций, если на дату реализации или иного выбытия они принадлежат налогоплательщику на праве собственности более одного года (см. п. 1 ст. 2 Федерального закона от 14.07.2022 № 321-ФЗ).

Еще одним ключевым нововведением стало существенное расширение спектра доходов, которые учитываются как профильные. К ним (в дополнении к ранее имевшемуся списку) отнесены доходы:

  • от реализации экземпляров программ для электронных вычислительных машин, баз данных (т. н., собственные программы для ЭВМ, базы данных), разработанных, адаптированных и (или) модифицированных лицом, входящим в одну группу лиц с налогоплательщиком, использующим рассматриваемые льготы, а также от передачи исключительных прав и прав пользования на такие продукты. При этом лицом, входящим в одну группу лиц с данной организацией, признается лицо, которое прямо участвует в данной организации, либо в котором прямо участвует данная организация, либо в котором и в данной организации прямо участвует третье лицо и доля участия во всех случаях составляет более 50 % (посл. абз. п. 1.15 ст. 284, посл. абз. п. 5 ст. 427 НК РФ). Эти новые формулировки призваны облегчить использование льгот группами компаний с внутригрупповым разграничением функций;
  • от оказания услуг (выполнения работ) по разработке (включая тестирование и сопровождение) российских программно-аппаратных комплексов. Нужно иметь документ, подтверждающий отнесение предусмотренных договором услуг (работ) к разработке программно-аппаратных комплексов, выданный Минцифры, а также по адаптации, модификации, тестированию и сопровождению программно-аппаратных комплексов, включенных в Единый реестр;
  • от реализации разработанных организацией программно-аппаратных комплексов, включенных в Единый реестр;
  • от оказания организацией услуг с использованием собственного ПО и БД, включенных в Единый реестр (либо в случае, если составная часть собственной программы включена в Единый реестр), по распространению рекламной информации в интернете и (или) получению доступа к такой информации, а также по предоставлению доступа к контенту;
  • от оказания образовательной организацией услуг по предоставлению доступа к электронной образовательной и (или) просветительской информации (сервисам) с использованием собственных программ для ЭВМ, баз данных, включенных в Единый реестр (либо в случае, если составная часть собственной программы включена в Единый реестр);
  • от предоставления организацией прав использования собственных программ для ЭВМ, баз данных или от оказания услуг в интернете с использованием собственных программ для ЭВМ, баз данны��, включенных в Единый реестр (либо в случае, если составная часть собственной программы для ЭВМ включена в Единый реестр), по размещению и (или) продвижению предложений, объявлений о приобретении (реализации) товаров (работ, услуг), имущественных прав, предложений о трудоустройстве, услуг по осуществлению поиска таких предложений, объявлений (доступа к таким предложениям, объявлениям) и (или) по заключению договоров (за некоторыми исключениями).
Читайте также:  Меры социальной поддержки малообеспеченных семей

Учитывая, что IT-отрасль обласкана льготами различного характера (далеко не только налоговыми), появляется немало желающих воспользоваться ими без должных оснований. Внося рассматриваемые изменения, законодатель оговорил, что:

  • с августа 2022 г. изменяется порядок государственной аккредитации IT-компаний (п. 5 ст. 2 Федерального закона от 14.07.2022 № 321-ФЗ) – попасть с реестр становится сложнее;
  • вне зависимости от выполнения условий для использования льгот, ими не могут воспользоваться организации, созданные в результате реорганизации (кроме преобразования) или реорганизованные в форме присоединения к ним другого юридического лица либо выделения из его состава одного или нескольких юридических лиц после 1 июля 2022 г. Исключение сделано тех, кто получил документ о государственной аккредитации до 1 июля 2022 г. и применял льготную ставку по налогу на прибыль и пониженный тариф страховых взносов в 2022 г. (п. 3, 4 ст. 2 Федерального закона от 14.07.2022 № 321-ФЗ). Целью данного ограничения является попытка сдержать фиктивное дробление бизнеса в отрасли с целью получения незаслуженных налоговых льгот.

Как получить льготную ипотеку IT-специалисту

Детали госпрограммы по льготной ипотеке для IT-сферы еще находятся в стадии утверждения. Но заявки от желающих её получить банки уже принимают. По мнению застройщиков, тут ожидается меньше покупателей (в сравнении с числом желающих взять «Семейную ипотеку»), однако все они будут более денежные, способные приобретать дорогостоящие квартиры.

На заседании Правительства РФ, состоявшемся 2 марта 2022 года, премьер Михаил Мишустин заявил, что льготы для IT-компаний по ипотекам непременно будут. И уже 1 апреля вышло распоряжение Правительства № 714-р о выделении 1,5 млрд рублей для АО «ДОМ.РФ». Эти деньги пойдут на оформление субсидий кредитным организациям, занимающимся оформлением льготных ипотечных кредитов «работникам организаций, осуществляющих деятельность в области информационных технологий».

Основные положения данной программы озвучены, но еще не утверждены.

Возможно, какие-то параметры будут еще пересмотрены. К примеру, уже поменялись требования касательно уровня дохода. Первоначально предложенная планка была такой: не менее 200 тысяч рублей для городов-миллионников, 150 тысяч рублей для всех остальных. Потом эти цифры уменьшили на 50 тысяч рублей. Ограничения по максимальному возрасту участников программы тоже еще обсуждаются и окончательно не установлены.

Ориентировочно уже с середины мая этого года данной мерой поддержки смогут воспользоваться айтишники в возрасте от 22 до 45 лет.

Сейчас банки принимают заявки, проводят предварительные проверки, смотрят, подходит ли IT-специалист под параметры программы. Затем высчитываются сумма доступного кредита и размеры ежемесячных платежей. Окончательно оформить ипотеку можно будет сразу после того, как правительство утвердит постановление, и программа официально начнет работать.

Заявку на ипотеку можно подать и в «ДОМ.РФ». Он собственно, выступает в качестве оператора данной программы. Другие банки тоже готовы к сотрудничеству, ждут лишь выхода окончательного варианта постановления. ВТБ, например, сообщил, что планирует заниматься кредитованием IT-специалистов и ожидает публикации параметров госипотеки.

Предварительные прогнозы финансистов выглядят весьма оптимистично. Они уверяют, что программа окажется востребованной, если ставки и лимиты будут достаточно комфортны.

А вот, например, «Абсолют банк» не стал работать с госипотекой, запущенной в апреле 2020 года. Программа изначально оказалась неприбыльной, а в 2021 году условия ещё и ухудшились, ставка возросла, и кредитный лимит снизился до 3 млн рублей.

Между тем собственные рыночные программы банка в 2020-2021 годах были вполне приемлемыми, ставка почти как льготная, поэтому участие в госпрограмме получалось не особо выгодным. На сегодняшний день рыночные ставки все еще довольно высоки, и по прогнозам в нише первичной недвижимости 80-90 % займет именно госкредитование.

Особенности аккредитации: как не потерять налоговую льготу

В российском законодательстве нет строгого определения IT-компаний, и это внесло определенную путаницу с отождествлением организаций, имеющих право на льготу.

Хотя в законах о налоговом стимулировании нет прямых указаний, можно сделать вывод, что налоговое законодательство апеллирует не столько к общему понятию IT-компаний, сколько к той их категории, которых принято называть софтверными. Их основной деятельностью является разработка и дистрибуция собственного программного обеспечения (уточнение по №321-ФЗ), баз данных, а также обновление ПО и разработка новых функциональных возможностей. Именно эта деятельность и подлежит налоговому стимулированию. То же относится к разработчикам SaaS-решений, когда доступ к программному обеспечению предоставляется удаленно.

Подтверждением данного утверждения является то, что в июле 2022 года Минцифры исключило более 400 российских компаний из реестра аккредитованных. Среди них такие проекты, как сервис электронных платежей «ЮМани» (компания ООО «НКО ЮМани»), платежная система «Мир» (АО «Национальная система платежных карт», принадлежит Центробанку), ряд страховых компаний и банков (в том числе ПАО «Сбербанк»), сотовые операторы. Основная деятельность этих компаний не связана с разработкой программного обеспечения.

Аналогичную «чистку» ведомство уже проводило в сентябре 2021 г., когда из реестра было исключено около 1,5 тысяч компаний. Хотя внесение в реестр аккредитованных компаний происходит в ускоренном, фактически только заявительном порядке (достаточно было подать заявку на «Госуслугах»), нужно учитывать: если организация перестает удовлетворять требованиям ФЗ, то она исключается из реестра. Недостаточно иметь только профильный ОКВЭД, должны соблюдаться все условия, перечисленные выше.

Если же обратиться к самому Налоговому кодексу (пункт 1.15 статьи 284 НК РФ), то здесь можно встретить довольно спорную формулировку – под налоговые льготы подпадают и те компании, которые оказывают услуги по адаптации и модификации программ для ЭВМ. Однако это не коррелирует с нормами авторского права, так как модифицированное ПО может и не быть собственным продуктом (по аналогии с переработанным авторским произведением, когда право принадлежат его первоначальному правообладателю).

В категорию льготных попали также компании, которые оказывают услуги по установке, тестированию и сопровождению программ для ЭВМ, баз данных. Исходя из посыла, который был изначально заложен законодателем в программу льготного налогообложения, с большей долей вероятности эти услуги относятся к деятельности организаций, которые являются дочерними по отношению к головной софтверной компании.

Расширение участников программы с 2023 г. и новые ограничения

Однако с принятием №321-ФЗ от 14.07.2022 г. список налогоплательщиков, имеющих право на льготы, значительно расширяется. Дополнительные меры обусловлены последними политическими событиями в стране.

Читайте также:  Штрафы и наказания за незаконную охоту в 2021 году

С 1.01.2023 г. в доходы, необлагаемые налогом, будут включены следующие виды деятельности:

  • Сервисы по распространению рекламной информации с использованием собственного программного обеспечения. Такая мера будет очень своевременной, так как многие иностранные рекламные сети и сервисы уходят с российского рынка, из-за чего страдает маркетинг.
  • Образовательные услуги с использованием собственного ПО, в том числе при предоставлении удаленного доступа.
  • Услуги по продвижению предложений, объявлений купле-продаже товаров, о трудоустройстве, по заключению договоров – также при условии использования собственного программного обеспечения. Из этих видов услуг исключаются транспортные посредники, доставка еды и службы такси (считается, что они и так получают сверхприбыли), банковские и финансовые услуги, операции с ценными бумагами, сделки с недвижимостью, услуги связи и маркировки товаров.
  • Ресурсы, предоставляющие доступ к объектам авторского права с использованием собственного ПО. В первую очередь к этой категории относятся различные онлайн-кинотеатры и музыкальные сервисы, так как многие зарубежные сервисы «ушли» из России в связи с санкциями со стороны Запада.
  • Разработка и реализация программно-аппаратных комплексов с применением собственного ПО.

Федеральный закон №321-ФЗ устанавливает также дополнительные ограничения для применения сниженных налоговых ставок.

Из льготников исключаются:

  • Организации, которые созданы в результате реорганизации (присоединение или выделение из состава) после 1.07.2022 г. Эта мера направлена на сокращение злоупотреблений в отношении льгот.
  • Государственные организации, доля участия РФ в которых составляет более 50%.

Эти ограничения вступают в силу задним числом, с 1.01.2022 г. Поэтому те компании, которые уже внесены в реестр, могут потерять свой статус.

Льготный тариф страховых взносов

Первая льготная группа плательщиков страховых взносов является самой многочисленной. Входящие в эту группу организации и ИП смогут на бессрочной основе (за рядом исключений) уплачивать страховые взносы по единому льготному тарифу 7,6%. Причем данный тариф будет установлен для взносов, уплачиваемых в пределах единой предельной величины базы для их исчисления. Свыше единой предельной величины тариф взносов для организаций и ИП, входящих в данную группу, составит 0%.

В число организаций и ИП, уплачивающих страховые взносы по единому льготному тарифу 7,6%, с 2023 года войдут (п. 2.2 ст. 427 НК РФ):

  • российские организации, осуществляющие деятельность в области информационных технологий (IT-компании);
  • российские организации, которые включены в реестр организаций, осуществляющих деятельность в сфере радиоэлектронной промышленности;
  • российские организации, осуществляющие производство и реализацию произведенной ими анимационной аудиовизуальной продукции;
  • организации и ИП, получившие статус резидента территории опережающего социально-экономического развития;
  • организации и ИП, получившие статус участника свободной экономической зоны в Крыму и Севастополе;
  • организации и ИП, получившие статус резидента свободного порта Владивосток;
  • организации, включенные в единый реестр резидентов Особой экономической зоны в Калининградской области;
  • НКО, применяющие УСН и осуществляющие деятельность в области социального обслуживания граждан, научных исследований и разработок, образования, здравоохранения, культуры и искусства (деятельность театров, библиотек, музеев и архивов) и массового спорта (за исключением профессионального);
  • благотворительные организации, применяющие УСН;
  • организации, зарегистрированные на территории Курильских островов;
  • студенческие отряды, включенные в реестр молодежных и детских объединений, пользующихся государственной поддержкой.

Льгота для ИТ-компаний – страховые взносы 2019

В 2018 году ИТ-компании и ИП, работающие в области компьютерных технологий, при переходе на УСН могли рассчитывать на применение пониженных ставок страховых отчислений с заработков наемного персонала (пп. 5 п. 1 ст. 427 НК РФ). Им разрешалось платить пенсионные взносы в размере 20%, а к остальным видам отчислений в систему госстрахования применялся нулевой тариф. В 2019 году эта норма не применяется, такая преференция сохранилась только для некоммерческих структур с социальной ориентацией деятельности и благотворительных организаций.

Теперь юридические лица в сегменте ИТ-технологий при определении размера страховых тарифов могут применять только нормы пп. 3 п. 1 ст. 427 НК РФ независимо от системы налогообложения. Пониженные страховые взносы для ИТ-компаний действуют с 2017 по 2023 годы. В каком размере их надо платить в 2019 году:

  • по пенсионному страхованию – 8% от суммы начисленных доходов наемным сотрудникам;

  • в систему социального страхования – 2% в отношении граждан РФ и 1,8% применительно к заработкам работников с иностранным гражданством;

  • ФОМС – 4%.

При применении льгот ИТ-компаниям необходимо учитывать некоторые нюансы:

  • аккредитованные ИТ-компании, по итогам I квартала и полугодия 2022 года не выполнившие условие о получении прибыли от ИТ-деятельности в размере 70 %, вправе применять в период с 1 июля по 31 декабря 2022 года пониженные тарифы страховых взносов, при соблюдении условия о доле доходов в размере 70 % по итогам периодов с 1 июля по 30 сентября 2022 года и с 1 июля по 31 декабря 2022 года;
  • аккредитованные до 1 июля 2022 года ИТ-компании, применяющие в 2022 году при расчете налога на прибыль ставку 0 %, вправе продолжить ее применять при условии соблюдения условия о получении прибыли от ИТ-деятельности в размере 70 %. Аналогичное правило действует и в отношении пониженных тарифов по взносам.

При этом в 2022 году при определении суммы всех доходов организации не надо учитывать доходы от реализации или иного выбытия долей участия в уставном капитале, если на дату реализации или иного выбытия они принадлежат налогоплательщику на праве собственности более 1-го года.

Порядок аккредитации компании в качестве IT-компании и налоговые льготы

Изящное политическое айкидо, которое позволяет двумя словами отсеять 85% ИТ-компаний. Даже если формулировка Минкомсвязи соответсвует действующей редакции закона, я пока нигде не видел попытки оспорить мнение, которым предпочитают руководствоваться в ПФР.

ИТ-рынок так устроен, что компаний-разработчиков значительно меньше, чем компаний, которые продают, внедряют и обслуживают программное обеспечение, разработанное другими. Причем, заработать на продаже ПО более 10% доходов довольно просто. Неудивительно, что от самых разных ИТ-предпринимателей можно услышать мнение о том, что одного юридического лица для ведения бизнеса недостаточно.

Поддержка российских разработчиков – это важно и правильно, но активно пиарится совсем другое. Более того, когда чиновники начинают рассказывать о поддержке именно российских разработчиков они придумывают множество разных привлекательных мер, но об этой обычно не вспоминают.

Мне вот интересно, у них действительно в голове именно такая картина ИТ-рынка?

Перейти на российское программное обеспечение — это мечта, которую разного уровня чиновники озвучивают с завидной регулярностью. В этом смысле преимущественная поддержка именно компаний разработчиков вполне понятна. Вот и президент России Владимир Путин, выступая на Санкт-Петербургском Экономическом Форуме, назвал программное обеспечение среди тех областей в которых необходимо импортозамещение и модернизация. Я не знаю, как в других областях, но почему-то в ИТ, все эти разговоры ведутся не там. где российские разработчики сильны, а исключительно вокруг компьютеров пользователей.

Например, последний месяц ведется много разговоров вокруг создания Национальной Платежной Системы. При этом Сбербанк и Минэкономразвития, явно лоббируют решение основанное на технологиях все тех же Visa и Mastercard. Вот вполне реальный проект для импортозамещения, тем более с российскими технологиями в этой области все в порядке. Например, уже есть ОРС, которую разрабатывала, насколько мне известно, Компас Плюс. Есть еще несколько компаний, которые успешно продают аналогичные решения на российском и международном рынке. А пока получается, на словах одно, а на деле в лучшем случае 15% от сказанного.

Читайте также:  Какими льготами пользуются пенсионеры фсин

С 2019 года из федерального бюджета выделяются средства на гранты по исследованиям в области информационных технологий. В первую очередь финансирование осуществляется через фонд «Сколково» (Федеральный проект «Цифровые технологии»), однако в процессе участвует Фонд содействия инновациям и само Минцифры России.

Финансирование выделяется в первую очередь на проекты, связанные со следующими областями:

  • разработка программ и программно-аппаратных комплексов – до 500 млн. рублей;
  • цифровая трансформация – до 500 млн. рублей;
  • внедрение новых цифровых решений – до 300 млн. рублей;
  • стартапы – молодые малобюджетные (до 20 млн. рублей необходимого финансирования) проекты в области информационных технологий. Сама их структура рассчитана на быстрый поиск новой бизнес-модели, а организация является временной.
  • Если стартап «выстреливает» (то есть оказывается эффективным и прибыльным), то он быстро превращается в классическую компанию, осуществляющую деятельность в соответствии с гражданским законодательством и правилами делового оборота. Если он «не выстреливает», то все инвестиции в него оказываются потерянными. Стартап – это предельно рисковый бизнес-проект, обещающий при удаче инвесторам очень хорошую прибыль, но при провале не окупающийся никак.

Информационные технологии в сфере бухгалтерских услуг

Проблемы повышения прибыльности предприятия, эффективности работы персонала, создание оптимальной структуры управления волнуют любого руководителя. Ему приходится принимать решения в условиях неопределенности и риска, что вынуждает его постоянно держать под контролем различные аспекты финансово — хозяйственной деятельности. Эта деятельность отражена в большом количестве документов, содержащих разнородную информацию. Грамотно обработанная и систематизированная она является в определенной степени гарантией эффективного управления производством. Напротив, отсутствие достоверных данных может привести к неверному управленческому решению и, как следствие, к серьезным убыткам.
Внедрение бухгалтерских пакетов и программ позволяет автоматизировать не только бухгалтерский учет, но и навести порядок в складском учете, в снабжении и реализации продукции, товаров, отслеживать договоры, быстрее рассчитывать заработную плату, своевременно сдавать отчетность.
Из-за небрежности в бухгалтерском учете предприятие может сильно пострадать или даже потерпеть крах. Примеров тому и очень много, причем часто страдают предприятия, стремящиеся работать честно. Страдают из-за небрежного ведения внутренней бухгалтерии предприятия. Страдают также из-за незнания и соответственно невыполнения последних законов и распоряжений. При ведении бухгалтерского учета вручную возможны и простейшие арифметические ошибки.
Компьютер не может заменить опытного и грамотного бухгалтера, но позволит упорядочить бухучет, увеличить количество получаемой информации, повысить оперативность бухучета, уменьшить число арифметических ошибок, оценить текущее финансовое положение предприятия и его перспективы.

1. Проблемы автоматизации бухгалтерского учета

Самой эффективной организационной формой использования ПЭВМ является создание на их базе автоматизированных рабочих мест (АРМ) бухгалтеров, экономистов, плановиков и т. д.
Современное предприятие обладает значительным числом финансовых потоков. Преобладание бумажных документов, многогранность финансовых контрактов, требование ускоренных расчетов, внимание к управленческому учету диктуют пристальное внимание практиков к автоматизации бухгалтерской деятельности. Сегодня бухгалтеры в основном научились пользоваться компьютером, но это вовсе не означает переход на новые информационные технологии.
Переход от традиционного учета к компьютерному предполагает наведение порядка в бухгалтерском учете и, прежде всего в плане счетов, системе бухгалтерских проводок, отчетности. Следовательно, автоматизация влечет за собой более четкую работу всех служб, не подавляя, а, наоборот, усиливая человеческий фактор.
Наиболее распространенные на рынке бухгалтерские системы не только декларируют, но и предоставляют такие возможности, как:

  • простота, удобство и гибкость в их освоении и использовании;
  • широта применения, как для малых предприятий, так и для корпоративных структур;
  • понятное и емкое представление информации;
  • настройка и изменяющееся законодательство, включая налоговое, и особенности учета конкретного предприятия;
  • большой набор типовых операций и форм отчетности;
  • значительные аналитические возможности, зачастую с графическим представлением информации.

Все это, вместе взятое, определяет существенное увеличение скорости и комфортности работы бухгалтера.
Рассматривая основные функции типовой бухгалтерской системы, следует отметить, что для нее характерны:

  • учет любых финансово – хозяйственных операций, включая валютные, с автоматическим пересчетом курсовой разницы;
  • полноценный учет по счетам, субсчетам и аналитическим кодам для контрагентов;
  • возможность настройки системы на учетную политику различных предприятий, включая настройку формы баланса, создание и редактирование отчетных форм (шаблонов);
  • автоматический подсчет развернутого и свернутого сальдо, оборотов, составление журналов – ордеров, Главной книги, баланса и других произвольных отчетных форм;
  • создание, печать и хранение электронных копий первичных банковских и кассовых документов;
  • различные типы печати для получения твердой (бумажной) копии отчетов;
  • возможность формирования отчетных форм для проведения финансового анализа предприятия по данным бухгалтерского учета и др.

При работе с автоматизированной бухгалтерской системой появляется возможность:

  • быстро подготовить все квартальные и годовые отчеты в налоговую инспекцию, в различные фонды и органы Госкомстата;
  • рассчитывать зарплату;
  • вести учет основных средств;
  • анализировать финансовую деятельность.

Основания и условия применения льгот для действующих ИТ-компаний

Пунктом 2.1 ст.57 закона №212-ФЗ, установлены следующие условия применения пониженных тарифов страховых взносов:

  1. Организацией получен документ о государственной аккредитации организации, осуществляющей деятельность в области ИТ, в порядке, установленном Правительством РФ.
  2. Доля доходов:
  • от реализации экземпляров программ для ЭВМ, баз данных, передачи имущественных прав на программы для ЭВМ, базы данных,
  • от оказания услуг (выполнения работ) по разработке, адаптации и модификации программ для ЭВМ, баз данных (программных средств и информационных продуктов вычислительной техники),
  • а также услуг (работ) по установке, тестированию и сопровождению указанных программ для ЭВМ, баз данных,

по итогам девяти месяцев года, предшествующего году перехода организации на уплату страховых взносов по пониженным тарифам страховых взносов, составляет не менее 90% в сумме всех доходов организации за указанный период.

3. Средняя численность работников* за девять месяцев года, предшествующего году перехода организации на уплату страховых взносов по пониженным тарифам, составляет не менее 7 человек.

*Средняя численность работников в данном случае определяется в порядке, устанавливаемом федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области статистики. Такой расчет производится в целом по организации, включая численность работников всех ее обособленных подразделений.

Кто вправе применять пониженные страхвзносы

Плательщики, которые в настоящий момент вправе применять пониженные тарифы по страхвзносам, получат эту возможность и далее. Есть три группы страхователей, которые применяют пониженные страхвзносы. Полный список — в ст. 427 НК, а основные из них:

Номер группы

Страхователи

Размер страхвзносов

Первая

Субъекты МСП с выплат свыше МРОТ

15%

Вторая

Резиденты территорий опережающего развития

7,6% в пределах лимита предельной базы и 0% сверх этой базы

Третья

Компании, производящие выплаты и иные вознаграждения членам экипажей судов

0% до 2027 года включительно


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *