Гарантии и компенсации лицам, работающим во вредных условиях труда
Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Гарантии и компенсации лицам, работающим во вредных условиях труда». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Все, что окружает работника в трудовой сфере, непосредственно влияет на его физическое и психическое состояние. Если факторы, оказывающие на него воздействие, являются негативными, трудящийся подвергается риску. В такой ситуации можно уверенно говорить о вредности рабочей обстановки.
Обязательный медицинский осмотр и обеспечение работников средствами индивидуальной защиты
Руководство предприятия обязано обеспечить своих сотрудников всеми средствами, которые необходимы для соблюдения требований по охране труда и безопасности. Работодатель должен закупить, а также обеспечить хранение, ремонт, стирку средств индивидуальной защиты. Помимо этого, от него требуется организация и проведение предварительных и периодических медицинских осмотров. Первые нужны для того, чтобы выявить сотрудников с проблемами здоровья и их отстранения от работы. Периодические медосмотры проводятся в целях профилактики развития профессиональных болезней и патологий. Работник обязан пройти обследование у терапевта, психиатра, нарколога, офтальмолога, аллерголога, дерматолога и других специалистов. Только после получения положительного медицинского заключения он может вернуться к выполнению трудовых обязанностей. Все медосмотры проходят за счет работодателя с обязательным сохранением заработной платы сотрудников (Приказ Минздравсоцразвития РФ № 302н от 12.04.2011).
Как оценивается вредность
Степень вредности, согласно принятой классификации, устанавливают сотрудники министерства соцзащиты Российской Федерации. При проведении оценочных мероприятий они опираются на перечень негативных проявлений, прописанных в законодательном порядке. Проверка осуществляется один раз в 5 лет по общеустановленной методике, которая предполагает выполнение трех последовательных этапов:
- выявление опасных факторов;
- проведение исследований на предмет класса опасности;
- формирования отчетной документации, подтверждающей выполнение задачи.
Примечательно, что инициировать оценку обязан именно работодатель. Он же платит за ее проведение. Однако в ряде случаев представители Минсоцзащиты могут развернуть внеплановую деятельность. Происходит подобное в следующих ситуациях:
- при приобретении производственных объектов или появлении новых рабочих мест;
- изменении регламента организации, реформировании и модернизации;
- смене составляющих выпускаемых изделий;
- наличии профессиональных болезней у работников предприятия.
Комментарий к ст. 147 ТК РФ
1. Комментируемая статья в редакции Федерального закона от 02.11.2014 N 421-ФЗ устанавливает минимальный размер повышения оплаты труда работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными условиями труда. Ранее этот размер был установлен Постановлением Правительства РФ от 20.11.2008 N 870.
2. Для установления соответствующего размера компенсации работодатель может использовать Типовое положение об оценке условий труда на рабочих местах и порядке применения отраслевых перечней работ, на которых могут устанавливаться доплаты рабочим за условия труда, утв. Постановлением Госкомтруда СССР, ВЦСПС от 03.10.1986 N 387/22-78, и иные действующие нормативные правовые акты, устанавливающие соответствующие размеры компенсаций, например типовые перечни профессий рабочих и работ, оплачиваемых по повышенным тарифным ставкам и окладам в зависимости от условий труда и типовые перечни работ с тяжелыми и вредными, особо тяжелыми и вредными и особо тяжелыми и особо вредными условиями труда, при работе в которых работник вправе получать доплаты, утвержденные в свое время Госкомтрудом СССР и ВЦСПС.
3. Конкретные размеры повышения оплаты (размер доплаты к тарифной ставке (окладу, должностному окладу) работника либо повышенная тарифная ставка) устанавливаются работодателем с учетом мнения представительного органа работников и фиксируются в локальном нормативном акте. Локальный нормативный акт принимается в общем порядке, т.е. с соблюдением процедуры, установленной ст. 372 ТК. Размеры и условия повышения оплаты труда могут быть установлены в коллективном договоре или трудовом договоре.
4. Правовой механизм повышения оплаты за работу с особыми условиями труда, предусмотренный данной статьей, не является единственным. Для отдельных категорий работников установлены специальные правила. Как правило, они касаются работников государственных учреждений, хотя есть и исключения. В качестве примера можно привести установление надбавки за работу в опасных условиях в размере 20% тарифной ставки работникам организаций здравоохранения, финансируемых из федерального бюджета, осуществляющих диагностику и лечение ВИЧ-инфицированных, а также работникам организаций, финансируемых из федерального бюджета, работа которых связана с материалами, содержащими вирус иммунодефицита человека (Постановление Правительства РФ от 03.04.1996 N 391). Установлены надбавки для медицинского персонала психиатрических и противотуберкулезных учреждений.
Повышение оплаты труда в особом порядке предусмотрено также для работников, занятых на работах с химическим оружием (Постановление Правительства РФ от 29.03.2002 N 187 «Об оплате труда граждан, занятых на работах с химическим оружием»).
Комментарий к ст. 147 TК РФ
1. Единого нормативного правового акта, который бы содержал перечни тяжелых работ, работ с вредными и (или) опасными условиями труда, дающего право работникам на повышенную оплату труда, пока нет.
2. В отношении лишь некоторых категорий работников (медицинских, занятых на работах с химическим оружием, водолазов и др.) приняты специальные акты, устанавливающие повышенный размер оплаты труда при выполнении работ в неблагоприятных для них условиях.
3. В части, не противоречащей ТК и иным нормативным правовым актам, содержащим нормы трудового права, продолжают действовать утвержденные в свое время Постановлением Госкомтруда СССР и ВЦСПС типовые перечни профессий и работ, оплачиваемых по повышенным тарифным ставкам и окладам в зависимости от условий труда, а также типовые перечни работ с тяжелыми и вредными, особо тяжелыми и особо вредными условиями труда, при работе в которых работник вправе получать доплаты.
4. Конкретные размеры повышения оплаты труда работников, занятых в указанных выше неблагоприятных условиях, устанавливаются работодателем с учетом мнения представительного органа работников (см. комментарий к ст. 372 ТК).
Вредные и опасные условия труда
Характер условий, в которых трудится работник, определяется в ходе особой процедуры – специальной оценки условий труда. Он проводится в соответствии с порядком, зафиксированным в федеральном законе 28 декабря 2013 года N 426-ФЗ. Согласно этому нормативному документу проведением СОУТ имеют право заниматься только уполномоченные организации, которые включены в реестр Минтруда.
Исполнитель осуществляет свою работу на основании методики, прописанной в приказе Минтруда от 24 января 2014 года N 33н. Сначала выполняется идентификация присутствия вредоносных факторов на рабочем месте, а затем, если они обнаружены, выполняются измерения интенсивности их воздействия. По результатам таких замеров проводят классификация рабочих мест. Они могут принадлежат к одному из следующих классов:
- класс 1 – оптимальные. Вредоносное воздействие на работников, занимающих такие позиции, полностью отсутствует или не превышает разрешенных гигиенических нормативов;
- класс 2 – допустимые. Вредное воздействие на работников находится в пределах, позволяющих ему самостоятельно восстановить нормальное самочувствие и работоспособность уже к началу следующей смены, не используя лекарственные средства, стимуляторы, медицинские процедуры и проч.;
- подкласс 3.1 – вредные 1 степени. Вредоносное воздействие на работника обеспечивает появление рисков для его здоровья, поскольку в результате такого влияния он не успевает восстановиться к началу следующей рабочей смены;
- подкласс 3.2 – вредные 2 степени. Такое воздействие вызывает устойчивые изменения состояния здоровья работника, которые проявляются в виде профессиональных заболеваний начальной или легкой степени тяжести. Однако они появляются не сразу: они возникают после 15 и более лет воздействия негативных производственных факторов;
- подкласс 3.3 – вредные 3 степени. Такие условия труда вызывают устойчивые изменения состояния здоровья работника прямо в период его работы. Такие изменения могут представлять собой профзаболевания легкой или средней степени тяжести и обусловливать потерю способности продолжать работу по этой специальности;
- подкласс 3.4 – вредные 4 степени. Такие условия труда вызывают тяжелые формы профзаболеваний, которые влекут потерю общей трудоспособности прямо в ходе работы, то есть обусловливают инвалидизацию сотрудника;
- класс 4 – опасные. Воздействие опасных условий приводит к появлению острых форм профзаболеваний, угрожающих не только здоровью, но и жизни сотрудника. При этом к опасным условиям относятся также ситуации, в которых возникновение риска для жизни специалиста обусловлено самим характером технологического процесса.
Сейчас Минтруд ведет работу над тем, чтобы рабочие места, характеризующиеся опасными условиями, были полностью ликвидированы – за счет внедрения автоматических способов выполнения таких операций или улучшения условий труда на данных позициях. Планируется, что это произойдет уже в ближайшем будущем. Таким образом, вредные условия труда – это самая обширная категория, которая разделена на 4 подкласса для дифференциации характера их воздействия на работника.
Если по итогам спецоценки на рабочих местах выявлены вредные условия труда, а раньше они были допустимыми или нормальными, работникам, занимающим такие места, необходимо предоставлять гарантии и компенсации, предусмотренные трудовым законодательством для работающих во вредных условиях, – сокращенное рабочее время, дополнительный оплачиваемый отпуск и повышенную оплату труда (в зависимости от класса вредности), – со дня утверждения отчета о спецоценке.
Также необходимо скорректировать условия трудового договора, изменив в нем условия труда и определив гарантии и компенсации для конкретного работника. Для этого оформляют дополнительное соглашение. Если же работник не согласен трудиться во вредных условиях, ему предлагают перевод, а если он отказывается или вакансий нет – работника увольняют по п. 7 ч. 1 ст. 77 ТК РФ.
Выдача молока и лечебно-профилактического питания
На основании ст. 222 ТК РФ на работах с вредными условиями труда работникам выдаются бесплатно молоко или другие равноценные пищевые продукты. Нормы и условия бесплатной выдачи молока утверждены Приказом Минздравсоцразвития России от 16.02.2009 N 45н — 0,5 л за смену независимо от продолжительности смены. Перечень вредных производственных факторов, при воздействии которых в профилактических целях рекомендуется употребление молока или других равноценных пищевых продуктов, приведен в Приложении 3 к Приказу N 45н.
Выдача и употребление молока или других равноценных пищевых продуктов должны осуществляться в буфетах, столовых или в помещениях, специально оборудованных в соответствии с утвержденными в установленном порядке санитарно-гигиеническими требованиями.
Примечание. Бесплатная выдача молока или других равноценных пищевых продуктов производится работникам в дни фактической занятости на работах с вредными условиями труда.
Работникам, контактирующим с неорганическими соединениями цветных металлов (кроме соединений алюминия, кальция и магния), дополнительно к молоку выдается 2 г пектина в составе обогащенных им пищевых продуктов: напитков, желе, джемов, мармеладов, соковой продукции из фруктов и (или) овощей и консервов.
Другой комментарий к Ст. 147 Трудового кодекса Российской Федерации
1. Статья 147 ТК РФ является специальной по отношению к ст. 146 ТК РФ и предусматривает повышенную оплату в связи с особыми условиями труда. Такая оплата производится на работах с тяжелыми условиями труда; на работах с вредными и (или) опасными условиями труда; на работах с иными особыми условиями труда.
2. В соответствии с ч. 2 ст. 147 ТК РФ минимальные размеры повышения оплаты труда работникам, занятым на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными и иными особыми условиями труда, и условия указанного повышения должны определяться Правительством РФ с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений. В настоящее время такие перечни в указанном порядке не определены, поэтому необходимо руководствоваться перечнями, утвержденными в свое время Госкомтрудом СССР и Секретариатом ВЦСПС (например, Перечнем работ с тяжелыми и вредными, особо тяжелыми и особо вредными условиями труда, на которых повышаются часовые тарифные ставки рабочим за условия труда в строительстве и на ремонтно-строительных работах, утвержденным Постановлением Госкомтруда СССР и Секретариата ВЦСПС от 1 октября 1986 г. N 374/22-60 (в ред. от 21 июня 1990 г.) (Экономика и учет в строительстве. 2001. N 4).
3. Статья 147 в прежней редакции связывала повышение заработной платы с результатами аттестации рабочих мест. Настоящая редакция такого порядка не устанавливает, но это не исключает возможности повышения оплаты с учетом аттестации рабочих мест на основании локальных нормативных актов.
Об аттестации рабочих мест см. ст. 209 ТК РФ и далее.
4. Повышение заработной платы работникам, занятым на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными условиями труда и иными особыми условиями труда, возможно путем установления повышенных тарифных ставок (окладов) или путем установления специальных доплат. Конкретная форма повышения, а также его размеры устанавливаются работодателем с учетом мнения представительного органа работников либо коллективным договором.
5. В случае если размеры повышенной оплаты установлены законами или иными нормативными правовыми актами, размер повышений, установленный организацией, не может быть ниже.
До 1991 г. максимальный размер повышений устанавливался законодательно и составлял 12% тарифной ставки (оклада) за работу с тяжелыми и вредными условиями труда и 24% — за работу с особо тяжелыми и особо вредными условиями труда. Постановлением Правительства РСФСР от 15 ноября 1991 г. было установлено, что впредь размеры доплат за условия труда предприятия устанавливают самостоятельно, но не ниже размеров, установленных решениями Правительства РСФСР или других органов по его поручению.
В настоящее время централизованно установлены:
— повышение в зависимости от группы работ на 100 или на 50% тарифных ставок (окладов) для граждан, занятых на работах с химическим оружием, на основании ст. 4 Федерального закона от 7 ноября 2000 г. N 136-ФЗ (в ред. от 22 августа 2004 г.) «О социальной защите граждан, занятых на работах с химическим оружием»; Список производств с вредными условиями труда, работа на которых дает право гражданам, занятым на работах с химическим оружием, на льготы и компенсации, а также Список профессий и должностей на производствах, постановления Правительства РФ с вредными условиями труда, работа на которых дает право гражданам, занятым на работах с химическим оружием, на льготы и компенсации, утверждены Постановлением Правительства России от 29 марта 2002 г. N 188 (в ред. от 8 августа 2003 г.);
— надбавки в размере от 5 до 75% должностного оклада (тарифной ставки) в зависимости от степени секретности сведений для работников, допущенных к государственной тайне, на основании Постановления Правительства РФ от 18 сентября 2006 г. N 573 «О предоставлении социальных гарантий гражданам, допущенным к государственной тайне на постоянной основе, и сотрудникам структурных подразделений по защите государственной тайны»;
— повышение размеров должностных окладов на 15, 25, 30, 40 и 60% работникам учреждений и структурных подразделений здравоохранения и социальной защиты с опасными для здоровья и особо тяжелыми условиями труда на основании Постановления Минтруда России от 8 июня 1992 г. N 17 (в ред. от 19 февраля 2004 г.);
— надбавка в размере 30% оклада (ставки) за работу в опасных условиях медицинскому и педагогическому персоналу психиатрических больниц (отделений) специализированного типа и судебно-психиатрических отделений для лиц, содержащихся под стражей, на основании п. 6.3 Положения об условиях оплаты труда работников здравоохранения, утвержденного Приказом Минздрава России от 15 октября 1999 г. N 377 (в ред. от 12 апреля 2007 г.);
— надбавки к должностным окладам за работу в опасных для здоровья и тяжелых условиях труда для работников учреждений здравоохранения, непосредственно участвующих в оказании противотуберкулезной помощи, — в соответствии со ст. 15 Федерального закона от 18 июня 2001 г. N 77-ФЗ (в ред. от 22 августа 2004 г.) «О предупреждении распространения туберкулеза в Российской Федерации». Порядок установления размера надбавок для работников федеральных учреждений здравоохранения определяется Правительством РФ, для работников учреждений здравоохранения субъектов РФ — органами исполнительной власти соответствующих субъектов Федерации.
24 Марта 2020
ФНС разработала методичку о переходе с ЕНВД на другие режимы с 2021 года
Возмещение работникам стоимости медосмотров страховыми взносами не облагается
ФНС и Роскомнадзор приостановили проверки до 1 мая
Налоговая служба рассказала об условиях предоставления инвестиционного вычета по НДФЛ
Налоговая служба подготовила проект новой декларации 3-НДФЛ
18 Марта 2020
Переход на онлайн-ККТ не избавил бизнес от контрольных закупок
На вычет НДС при возврате товара дается только год, а не три!
Относительно новый Закон под № 426-ФЗ вступил в силу с 01.01.14 г. Его введение отменило существование механизма АРМ (аттестация рабочих мест) и ввело в действие новый регламент идентификации отрицательного воздействия трудовых условий на организм человека. Комплекс мероприятий по оценке рабочих мест на вредность называется СОУТ (расшифровывается как специальная оценка условий труда) и выполняется исключительно аккредитованными организациями, включенными в специальный реестр Минздравсоцразвития.
Важно! Если предприятие было аттестовано до 01.01.14 г. еще по старым правилам, результаты считаются действительными в течение 5 лет. Этот же срок действует и для спецоценки.
Итогом СОУТ признается оценка вредности трудовых условий. При значении полученных величин выше допустимых присваиваются классы риска, начиная от 3 класса. Служащие получают надбавки за вредность, выплата которых должна быть отражена в трудовом или коллективном договоре. ТК РФ, а именно стат. 92, 117, 147, 219 регламентируют особенности расчетов и предоставления отпускных дней работникам, устроенным на вредном производстве.
Какие еще бывают вредные условия труда
Если предприятие получает оценку вредности по СОУТ впервые, работодатель в обязательном порядке должен внести соответствующие поправки с положенными компенсациями и гарантиями в трудовые договора. Так, стат. 147 ТК регламентирует, что увеличение оплаты труда минимум на 4 % полагается всем сотрудника, занятым в производстве с присвоенным классом вредности/опасности 3 или 4. Конкретный размер повышения окладов устанавливает непосредственно работодатель, производя налоговые отчисления с зарплатных выплат в бюджет государства. Наряду с надбавками предоставляются иные льготы и компенсации – дополнительный отпуск, досрочная пенсия, получение молока и пр.
Льготы и компенсации за работу во вредных условиях труда
Политика государства заключается в сокращении рабочих мест с тяжелыми и вредными условиями труда. Однако, там, где они имеют место, работникам предоставляются следующие компенсации:
1) Сокращенная продолжительность рабочего времени. Для работников, условия труда на рабочих местах которых по результатам специальной оценки условий труда отнесены к вредным условиям труда 3 или 4 степени или опасным условиям труда, устанавливается сокращенная продолжительность рабочего времени – не более 36 часов в неделю.
Продолжительность рабочего времени конкретного работника устанавливается трудовым договором на основании отраслевого (межотраслевого) соглашения и коллективного договора с учетом результатов специальной оценки условий труда.
На основании отраслевого (межотраслевого) соглашения и коллективного договора, а также письменного согласия работника, оформленного путем заключения отдельного соглашения к трудовому договору, продолжительность рабочего времени, указанная в абзаце пятом части первой настоящей статьи, может быть увеличена, но не более чем до 40 часов в неделю с выплатой работнику отдельно устанавливаемой денежной компенсации в порядке, размерах и на условиях, которые установлены отраслевыми (межотраслевыми) соглашениями, коллективными договорами.
2) Повышенный размер оплаты труда. При выполнении работ в условиях труда, отклоняющихся от нормальных (тяжелые работы, работы с вредными условиями труда, работы в местностях с тяжелыми климатическими условиями, работы в сверхурочное время, работы в ночное время и другие) организация обязана производить работникам соответствующие доплаты.
Оплата труда работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, устанавливается в повышенном размере. Минимальный размер повышения оплаты труда работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, составляет 4 % тарифной ставки (оклада), установленной для различных видов работ с нормальными условиями труда.
Сокращенный рабочий график
Сокращенная длительность рабочего времени относится к обязательным видам льгот, предоставляемым лицам, занятым на тяжелых условиях труда.
В России нормальная продолжительность рабочего времени составляет 40 рабочих часов в неделю. Но в дополнении к статье 92 ТК РФ указано, что если работник занят на вредном (тяжелом, опасном) производстве, работодатель должен предоставить ему сокращенный рабочий график, который составляет не более 36-ти часов в неделю.
Предельно допустимая продолжительность рабочего времени касается не только недельного, но и ежедневного плана (смены). Статьей 94 ТК РФ определено, что при 36-часовой рабочей неделе длительность рабочего дня не может превышать 8-ми часов. Если же работник занят 30 рабочих часов в неделю, длительность одной трудовой смены должна составлять не более 6-ти часов.
Однако законодательство оставляет за работодателем право увеличивать длительность рабочей смены при условии соблюдения нормы еженедельной продолжительности труда. Любые изменения в штатном графике должны отображаться в коллективном договоре предприятия.
Государственные гарантии компенсации
Права граждан, контактирующих с вредными для здоровья факторами в процессе работы, закреплены нормами Трудового Кодекса (ст. 147). Настоящим документом определена обязанность работодателя осуществлять компенсацию в виде повышения размера заработной платы минимум на 4%. Определяя конкретный размер доплаты руководство организации должно учитывать пункты локальных нормативных актов и основного договора.
Для установления категории вредности и иных актуальных особенностей условий труда, необходимо руководствоваться правилами, прописанными в ФЗ №426 от 2014 года. Настоящим законом не определяется размер компенсации, он касается правил оценки степени вредности производства, а также прав и обязанностей сторон. Кроме этого, ФЗ вводит понятие СОУТ – специальной оценки условий труда, определяющей насколько вредным и опасным, является производство.
По итогам оценочных мероприятий определяется уровень вредности, а также присутствующие факторы и степень их влияния на здоровье работника. При определении вредных условий труда, подлежащих компенсации, выявляется также степень их отклонения от утвержденных санитарно-гигиенических норм, при условии использования средств индивидуальной и массовой защиты. К факторам производственной вредности, учитываемым при прохождении СОУТ относятся:
- звук, взвеси и аэрозоли, иные физические величины;
- химически активные соединения, распыленные в воздухе и оседающие на коже работника;
- микробы, бактерии, споры и прочие патогенные организмы;
- нагрузка на костно-мышечную, сенсорную и остальные системы организма.
Нагрузка на нервную систему выделена в отдельную группу и является одним из вредных условий труда, подлежащих компенсации. При оценке степени опасности для здоровья рабочих, членами комиссии также учитываются:
- качество оборудования, состав и свойства материалов, сырья и т.д.;
- заключения экспертов, проводивших оценку ранее;
- наличие, количество и частота случаев получения травм работниками на производстве;
- требования работников и представителей профсоюзов.
Результаты комплексного исследования являются основным источником информации, позволяющей определить насколько вредные условия труда на производстве и какая компенсация положена рабочим. Все полученные результаты должны быть задокументированы, иначе, результаты СОУТ не будут иметь юридической силы.
Особенности возмещения
Российским законодательством предусматривается компенсация натурального и финансового характера. Наиболее распространенным видом возмещения за вредные условия труда можно назвать предоставление дополнительного питания и молочных продуктов. При желании работника натуральная компенсация может заменяться денежными выплатами. Администрация организации обязана предоставить возмещение на выбор работника.
Денежные средства, выплачиваемые сотрудникам в рамках возмещения за вредность, не облагаются НДФЛ, при условии, что определенные комиссией условия труда не изменялись в лучшую сторону. При устранении факторов вредящих здоровью работников, работодатель вправе отменить компенсацию. Для регистрации изменений необходимо провести повторную оценку. При проведении комиссии СОУТ и фиксации изменений, в трудовой договор вносятся соответствующие изменения.
На многих производственных объектах, условия труда, подпадающие под критерии вредных, наблюдаются только на отдельных участках, где люди задействованы не все рабочее время. В данном случае администрация может предоставлять компенсацию за тот рабочий период, что человек контактирует с факторами вредности или производить возмещение по принципу усреднения.
В первом случае предусматривается проведение расчетов с учетом конкретного времени работы и суммы возмещения, во втором (более распространённом) компенсация предоставляется на общи условиях всем членам коллектива, в минимальном размере, установленном ТК. Надбавка в размере 4% выплачивается совместно с основной заработной платой.
Предлагаем ознакомиться Муж хочет развестись: как себя вести, что делать, советы психологов
Важно! В отличие от обязательной, 4-процентной надбавки за вредные условия труда, дополнительные стимулирующие меры, предусмотренные по решению администрации, не могут регистрироваться в качестве компенсации. Данная особенность предполагает налогообложение с дополнительного дохода на общих основаниях.