Особенности лицензирования страховой деятельности в России

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Особенности лицензирования страховой деятельности в России». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


Закон РФ «Об организации страхового дела в РФ» (ст. 4) гласит, что на территории РФ осуществляется страхование (за исключением перестрахования) интересов юридических лиц, а также физических лиц – резидентов РФ, что оно может осуществляться только страховщиками, имеющими лицензии, полученные в установленном порядке.

На каких основаниях могут отказать в получении лицензии?

Отказ со стороны Центробанка РФ в выдаче лицензии бывает мотивирован различными причинами. Законодательно предусмотрены следующие причины для выставления официального отказа в выдаче разрешения:

  • сдача неполного пакета требуемой документации;
  • несоответствие сданных документов перечню, приведенному в федеральном законодательстве;
  • наличие в сданной документации искаженной, недостоверной, неполной информации;
  • несоответствие настоящей профессиональной деятельности компании-соискателя видам страхования, на которые выдается лицензия;
  • несоответствие устава законодательным требованиям;
  • отсутствие факта оплаты госпошлины;
  • несоответствие величины уставного капитала законодательным требованиям.

На каких основаниях могут отказать в получении лицензии?

Отказ со стороны Центробанка РФ в выдаче лицензии бывает мотивирован различными причинами. Законодательно предусмотрены следующие причины для выставления официального отказа в выдаче разрешения:

  • сдача неполного пакета требуемой документации;
  • несоответствие сданных документов перечню, приведенному в федеральном законодательстве;
  • наличие в сданной документации искаженной, недостоверной, неполной информации;
  • несоответствие настоящей профессиональной деятельности компании-соискателя видам страхования, на которые выдается лицензия;
  • несоответствие устава законодательным требованиям;
  • отсутствие факта оплаты госпошлины;
  • несоответствие величины уставного капитала законодательным требованиям.

Отказ в выдаче лицензии и ее аннулирование

В качестве оснований для отказа в лицензировании страховой деятельности выступают:

  • применение юридическим лицом, которое обратилось в страховой надзор, обозначения, индивидуализирующего иной страховой субъект, сведения о котором ранее были внесены в единый госреестр;
  • наличие у субъекта лицензии на дополнительные типы страхования, осуществление перестрахования либо взаимного страхования на время принятия решения о предоставлении лицензионного документа решения данного органа о приостановлении или ограничении действия лицензионного документа, выданной ранее;
  • несоответствие документации, представленной соискателем, требованиям закона и нормативным актам органа по страховому надзору;
  • несоответствие учредительной документации требованиям законодательства;
  • наличие в документах недостоверных сведений;
  • наличие у руководителя или главного бухгалтера непогашенной или неснятой судимости;
  • несостоятельность (банкротство, либо фиктивное или преднамеренное банкротство) субъекта (юридического лица) при вине учредителя.
  • неисполненное предписание о несоблюдении требований к платежеспособности и финансовой устойчивости, а также о непредставлении отчетности.

Решение, содержащее отказ в выдаче лицензионного документа, в письменной форме направляется соискателям лицензий на протяжении 5 рабочих дней со дня их принятия. В нем должны содержаться основания для отказа со ссылкой на допущенные нарушения.

Отмена решения о предоставлении лицензионного документа либо ее аннулирование осуществляется в следующих случаях:

  • непринятие соискателем мер для выдачи лицензии на протяжении 2 месяцев со дня выдачи уведомления;
  • установление до срока выдачи лицензии информации о представлении соискателем недостоверной информации.

На какой срок проводится лицензирование страховой деятельности в Российской Федерации?

Кто занимается лицензированием страховой деятельности в РФ

Лицензирование страховой деятельности в РФ осуществляется по решению лицензирующего органа — Банка России, который занимается также:

  • ведением Государственного реестра страховщиков и объединений страховщиков;
  • ведением реестра страховых брокеров;
  • разработкой методических и нормативных документов, касающихся страхования.

Статьей 32 Закона РФ от 27.11.1992 № 4015-I «Об организации страхового дела в Российской Федерации» (далее — Закон № 4015-I) определен перечень документов, представляемых в орган страхового надзора субъектами страхового дела, для получения лицензии.

Банк России вправе действие лицензии:

  • приостановить — наложить запрет до устранения нарушений деятельности субъектов страхового дела на заключение новых договоров, продление действующих по всем видам страховой деятельности для перестрахования. По ранее заключенным договорам страховщик обязан работать;
  • ограничить — наложить мораторий до устранения установленных в деятельности субъектов страхового дела нарушений условий лицензии на заключение новых договоров и продление действующих договоров по видам страхования или на конкретной территории.

Лицензию субъекта страхового дела Банк России на территории России может отозвать. Это означает, что лицензия прекращается по решению лицензирующего органа вместе с деятельностью юрлица, останутся лишь его обязательства по действующим договорам страхования.

Что должно быть в лицензии

В соответствии с действующим законодательством РФ, установлена определенная форма лицензии, содержащая реквизиты:

  • наименование юрлица-страховщика, владеющего лицензией, юридический адрес;
  • территория осуществления субъектом страхового дела страховых операций;
  • наименование отрасли, видов и форм проведения страховой деятельности с приложением, в котором указан вид страхования, доступный для деятельности страховщика;
  • регистрационный номер субъекта страхового дела согласно госреестра страховщиков;
  • подпись руководителя, гербовая печать федерального органа по надзору за страховой деятельностью, которым выдается лицензия;
  • номер, дата выдачи лицензии.

Норма абз. 1 п. 2 ст. 8 Закона позволяет выделить следующие признаки страховых брокеров, которые и служат первоначальными требованиями к потенциальным соискателям лицензий: 1. Ими могут быть физические или юридические лица. Физические лица вправе осуществлять деятельность страховых брокеров, если отвечают следующим требованиям:

а) постоянно проживают на территории Российской Федерации. Примечательно, что отечественное гражданское право признает равенство всех физических лиц, независимо от их государственной принадлежности (отсутствия таковой) и места проживания. Определить постоянство проживания на территории России возможно на основании норм иных законов, и необходимо это лишь для иностранцев и лиц без гражданства, так как граждане России априори признаются постоянно проживающими на территории Российской Федерации.

Читайте также:  С каких доходов не удерживаются алименты?

В частности, в действующем отечественном законодательстве прямо указывается, что постоянно проживающим в Российской Федерации иностранным гражданином признается лицо, получившее вид на жительство (абзац 11 п. 1 ст. 2 Федерального закона от 25 июля 2002 г. N 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации»). Системный анализ данной дефиниции позволяет прийти к выводу о распространении этого определения также на лиц без гражданства.

Таким образом, в аспекте рассматриваемого требования страховым брокером вправе стать любой гражданин России либо иностранный гражданин (лицо без гражданства), получивший вид на жительство в Российской Федерации;

б) зарегистрированы в установленном законодательством РФ (глава VII.1 Федерального закона от 8 августа 2001 г. N 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей») порядке в качестве индивидуальных предпринимателей.

Комментарий к статье 32 Закона РФ от 27.11.1992 г. № 4015-1 «Об организации страхового дела в РФ»: Лицензирование деятельности субъектов страхового дела

1. Определяя правоспособность юридических лиц, ГК РФ в ст. 49 устанавливает общее правило: отдельными видами деятельности, перечень которых определяется законом, юридическое лицо может заниматься только на основании специального разрешения (лицензии). Право юридического лица осуществлять деятельность, на занятие которой необходимо получение лицензии, возникает с момента получения такой лицензии или в указанный в ней срок и прекращается по истечении срока ее действия, если иное не установлено законом или иными правовыми актами.
Таким образом, лицензия — это специальное разрешение на право осуществления юридическим лицом (либо индивидуальным предпринимателем) конкретного вида деятельности, которое подтверждается документом, выданным лицензирующим органом.
Согласно комментируемому Закону страховая деятельность является лицензируемым видом деятельности, и право на ее осуществление предоставляется только субъекту страхового дела, получившему лицензию.
Лицензия выдается следующим субъектам страхового дела: страховым организациям, обществам взаимного страхования и страховым брокерам. Напомним, что страховые актуарии лицензию не получают, поскольку они подлежат аттестации.

Лицензирование деятельности субъектов страхового дела осуществляется на основании их заявлений и документов, представленных в соответствии с настоящим Законом, который устанавливает как общие требования для получения лицензии, так и специальные — в зависимости от вида страхования и субъекта страхового дела, претендующего на получение лицензии.

2. В п. 2 комментируемой статьи закреплен основной перечень документов, которые следует предоставить соискателю для получения лицензии на осуществление добровольного и (или) обязательного страхования. Из указанного перечня мы остановим внимание только на тех документах, которые, по нашему мнению, нуждаются в дополнительном пояснении.

Форма заявления о предоставлении лицензии на осуществление страхования приведена в приложении к Приказу Минфина РФ от 11 апреля 2006 г. N 60н «Об утверждении Положения о требованиях к заявлению, сведениям и документам, представляемым для получения лицензии на осуществление деятельности субъектов страхового дела». Этим же Приказом утверждены формы предоставления сведений: о составе акционеров (участников) соискателя лицензии; о единоличном исполнительном органе; руководителе (руководителях) коллегиального исполнительного органа; главном бухгалтере; руководителе ревизионной комиссии (ревизоре) соискателя лицензии; о страховом актуарии; об экономическом обосновании осуществления видов страхования (бизнес-план по страхованию).

Согласно подп. 10 п. 2 рассматриваемой статьи для получения лицензии на осуществление добровольного и (или) обязательного страхования, а также взаимного страхования (см. п. 4.1) соискатели лицензии представляют в орган страхового надзора правила страхования по видам страхования, предусмотренным указанным Законом. В целях реализации требований Закона об отнесении правил страхования к видам страхования в соответствии с п. 1 ст. 32.9 Закона соискателям лицензии в заявлении необходимо указывать вид страхования согласно классификации видов страхования и наименование правил страхования, относящихся к указанным видам страхования. Если правила страхования содержат условия страхования нескольких объектов, относящихся к разным видам имущественного и (или) личного страхования, то такие правила страхования следует отнести соответственно к нескольким видам страхования, указанным в классификации (см. письма Росстрахнадзора от 18 февраля 2005 г. N 44-894/02-01 и от 14 мая 2005 г. N 44-4191/02).

В силу подп. 11 п. 2 комментируемой статьи расчеты страховых тарифов с приложением используемой методики актуарных расчетов и указанием источника исходных данных, а также структуры тарифных ставок представляются соискателями для получения лицензии на осуществление конкретного вида страхования. При этом согласно п. 10 комментируемой статьи об изменениях, внесенных в документы, явившиеся основанием для получения лицензии, в том числе указанные в подп. 11 п. 2 ст. 32 Закона, страховщики обязаны сообщать в письменной форме в орган страхового надзора и одновременно представлять документы, подтверждающие эти изменения, в течение 30 дней со дня внесения этих изменений. Таким образом, Законом предусмотрен уведомительный порядок изменения применяемых страховщиком страховых тарифов по конкретному виду добровольного страхования (см. письмо Минфина РФ от 22 ноября 2011 г. N 05-04-05/147).

В соответствии с подп. 14 п. 2 комментируемой статьи соискатель лицензии должен предоставить документы, подтверждающие источники происхождения денежных средств, вносимых учредителями соискателя лицензии — физическими лицами в уставный капитал. Перечень таких документов устанавливается нормативными правовыми актами органа страхового надзора (см. Приказ Минфина РФ от 23 мая 2011 г. N 63н).

Итак, для подтверждения источников происхождения денежных средств, вносимых учредителями соискателя лицензии — физическими лицами в уставный капитал страховщика, в федеральный орган исполнительной власти, к компетенции которого относится осуществление функций по контролю и надзору в сфере страховой деятельности (страхового дела), представляются следующие документы:

1) справки о полученных доходах и удержанных суммах налога, выданные налоговыми агентами по форме, утвержденной федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов (см. Приказ Федеральной налоговой службы от 17 ноября 2010 г. N ММВ-7-3/611@ «Об утверждении формы сведений о доходах физических лиц и рекомендаций по ее заполнению, формата сведений о доходах физических лиц в электронном виде, справочников»);

Читайте также:  Военные пенсии в 2023 году - повышение и последние новости

2) копия налоговой декларации по налогу на доходы физических лиц, представляемой в установленном порядке в налоговый орган в случаях, определенных законодательством Российской Федерации о налогах и сборах (см. Приказ ФНС РФ от 10 ноября 2011 г. N ММВ-7-3/760@ «Об утверждении формы налоговой декларации по налогу на доходы физических лиц (форма 3-НДФЛ), Порядка ее заполнения и формата налоговой декларации по налогу на доходы физических лиц (форма 3-НДФЛ)»);

3) копии договоров дарения, купли-продажи, продажи недвижимости, найма, на выполнение работ или оказание услуг или иные документы, подтверждающие получение дохода, выплат в соответствии с законодательством Российской Федерации (если источником собственных средств физического лица являются доходы, полученные по данным договорам).

В случае если источником происхождения собственных средств (имущества) физического лица являются полученные в ходе осуществления предпринимательской деятельности доходы, в федеральный орган исполнительной власти, к компетенции которого относится осуществление функций по контролю и надзору в сфере страховой деятельности (страхового дела) представляются:

1) копия налоговой декларации по налогу, уплачиваемому в связи с применением упрощенной системы налогообложения, и (или) копия налоговой декларации по единому налогу на вмененный доход для отдельных видов деятельности, составленная и представленная в налоговый орган в установленном порядке (см. Приказ Минфина РФ от 22 июня 2009 г. N 58н; Приказ ФНС РФ от 23 января 2012 г. N ММВ-7-3/13@);

2) иные документы, подтверждающие источники происхождения доходов и собственных средств (имущества) физического лица (по его усмотрению).

Период времени, за который представляются указанные документы, определяется физическим лицом самостоятельно.

Если соискатель намерен получить лицензию на осуществление предусмотренных классификацией дополнительных видов добровольного и (или) обязательного страхования, то он представляет в орган страхового надзора документы, предусмотренные подп. 1, 10 — 13 п. 2 комментируемой статьи.

Также следует учитывать, что на соискателей лицензий на осуществление перестрахования не распространяется действие подп. 9, 10 (в части представления правил страхования по видам страхования), 11 п. 2 комментируемой статьи (за исключением образцов документов, используемых при перестраховании).

Страховые агенты, брокеры, актуарии

Статья 4.1. Закона РФ «Об организации страхового дела в РФ» к участникам страховых правоотношений относит страховых агентов, брокеров и актуариев. Формирование института страховых агентов в российском страховом деле началось в 1920-е гг. в период создания государственной системы страхования.

Страховые агенты – это постоянно проживающие на территории РФ и осуществляющие свою деятельность на основании гражданско-правового договора физические лица или российские юридические лица (коммерческие организации), которые представляют страховщика в отношениях со страхователем и действуют от имени страховщика и по его поручению в соответствии с предоставленными полномочиями (ч. 1 ст. 8 Закона «Об организации страхового дела в РФ»). Страховые агенты могут действовать на основании доверенности, в качестве работников страховщика либо в качестве поверенных по договору поручения. Права и обязанности, вытекающие из совершенных страховым агентом действий в соответствии с договором, заключенным им со страховой компанией, приобретает страховая компания-доверитель.

В силу специфики осуществляемой деятельности страховому агенту необходимо знать: нормативные акты, регулирующие страховое дело; виды страховых услуг и условия различных видов страхования; основы рыночной экономики; порядок заключения и оформления договоров на страховые услуги; действующую систему социальных гарантий. Также ему важно располагать информацией о правовых основах развития страховой деятельности с учетом региональных специфических условий об отечественном и зарубежном опыте организации страхования населения и субъектов хозяйствования и др.

Государственный надзор за деятельностью страховых организаций

Согласно ч. 1 ст. 30 Закона РФ «Об организации страхового дела в РФ» государственный надзор за деятельностью субъектов страхового дела осуществляется в целях соблюдения ими страхового законодательства, предупреждения и пресечения нарушений участниками отношений страхового законодательства, обеспечения защиты прав и законных интересов страхователей, иных заинтересованных лиц и государства, эффективного развития страхового дела.

Государственный страховой надзор в РФ был организован на основании ранее действовавшего Указа Президента РФ от 30 июня 1992 г. № 808 «Об утверждении положения о государственном страховом надзоре РФ». Затем в соответствии с Указом Президента РФ от 30 сентября 1992 г. № 1148 «О структуре центральных органов федеральной исполнительной власти» он был преобразован в Федеральную инспекцию по надзору за страховой деятельностью, просуществовавшую чуть более полугода.

После она была преобразована в Федеральную службу по надзору за страховой деятельностью, которая действовала в качестве самостоятельного федерального органа исполнительной власти (Указ Президента РФ от 9 апреля 1993 г. № 439 «О приведении указов Президента РФ в соответствие с законом РФ „О страховании“»). 14 августа 1996 г. как самостоятельный орган она была упразднена, а ее функции переданы Министерству финансов РФ (Указ Президента РФ от 14 августа 1996 г. № 1177 «О структуре федеральных органов исполнительной власти»), в центральном аппарате которого был создан Департамент страхового надзора Министерства финансов РФ.

В результате изменений системы и структуры органов исполнительной власти была образована Федеральная служба страхового надзора (Указ Президента РФ от 9 марта 2004 г. № 314 «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти»), которая в настоящее время является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере страховой деятельности.

Чтобы получить разрешение, компания-соискатель должна перед подачей заявления осуществить подготовку:

  • учредительной документации;
  • свидетельства о госрегистрации организации как юридического лица;
  • протоколов собраний, где утверждалась учредительная документация и кандидатуры на руководящие должности;
  • списка акционеров;
  • документации об уставном капитале;
  • документации о госрегистрации юр. лиц, которые учредили компанию, при необходимости с аудиторским заключением, подтверждающим их последнюю финансовую отчетность;
  • данных на руководство компании, главбуха, ревизора;
  • материалов о страховых актуариях;
  • правил по планируемым видам страховки с образцами договора;
  • механизма расчета страхового тарифа;
  • положения, регламентирующего создание страхового резерва;
  • экономического обоснования проведения заявленных страховок.
Читайте также:  Можно ли уйти на пенсию раньше с пропиской в чернобыльской зоны

Правовое регулирование

Лицензия — это документ, дающий определенному лицу право осуществления страховой деятельности. Вопрос лицензирования регламентируется статьями 32-32.10 Федерального закона №4015-1 от 27.11.1992 «Об организации страхового дела». В частности, в пункте 1 статьи 32 упомянутого закона указано, что лицензия может быть предоставлена исключительно органом страхового надзора. С 2013 года функции органа страхового надзора исполняет Центробанк. Во 2 пункте 32 статьи указано, что лицензированию подлежат следующие субъекты страхового дела:

  • Страховые организации, которые осуществляют свою деятельность в сфере добровольного страхования жизни и здоровья, добровольного имущественного страхования, перестрахования и отдельных видов обязательного страхования, предусмотренных действующими ФЗ;
  • Перестраховочные организации;
  • Общества взаимного страхования;
  • Страховые брокеры.

Страховым актуариям (физическим лицам, занятым в страховой деятельности) лицензия не выдается, но они должны пройти процедуру аттестации. Лицензирование субъектов страхового дела необходимо для подтверждения факта их соответствия действующим требованиям. Так, в выдаче лицензии может быть отказано, если Банк России посчитает, что у страховщика нет достаточного страхового резерва для осуществления страховой деятельности.

Согласно статье 32.5 Федерального закона №4015-1 лицензия по умолчанию является бессрочной (выдается на неопределенный срок). Но орган страхового надзора (Банк России) при выявлении определенных нарушений может применить особые санкции к субъекту страхового дела, которые будут выражаться в ограничении действующей лицензии. Согласно статьям 32.6-32.8 орган надзора имеет право на совершение следующих действий с ранее выданной лицензией:

  • Ограничение или приостановление. Накладывается в случае, если субъект страхового дела не выполнил предписание об устранении нарушений, ранее выданное органом страхового надзора. Ограничение предусматривает запрет на страховую деятельность по определенным видам страхования, в то время как приостановление лицензии предусматривает запрет на осуществление всех видов страховой деятельности. При этом со страховой компании (иного субъекта страхового дела) не снимаются обязательства по действующим договорам страхования;
  • Возобновление. В случае полного устранения нарушений, из-за которых было наложено ограничение (приостановление) лицензии, орган страхового надзора в полной мере возобновляет действие лицензии;
  • Отзыв. В случае неустранения нарушений в установленный срок, в случае повторного характера нарушений, а также в случае появления непреодолимых препятствий, мешающих осуществлению страховой деятельности, у страховщика может быть отозвана лицензия. С этого момента он лишается права на ведение страховой деятельности, но при этом с него не снимается ответственность по действующим договорам страхования.

Помимо указанного, орган надзора может аннулировать решение о выдаче лицензии. Аннулирование лицензии осуществимо только в том случае, если субъект страхового дела еще не успел воспользоваться ею. Так, аннулированию подлежит лицензия, если спустя 2 месяца после принятия решения о ее выдаче страховщик не предпринял никаких действий для ее получения или если до получения лицензии страховщиком вскроется факт предоставления соискателем недостоверной информации.

Лицензирование в страховании: основные понятия

Лицензирование деятельности страхования реализуется федеральным органом исполнительной власти по надзору за страховой деятельностью. Он выдает страховщикам лицензионные документы на реализацию страховой деятельности, занимается ведением единого Государственного реестра страховщиков и страховых объединений, а также реестра страховых брокеров, разрабатывает методическую и нормативную документацию по вопросам страховой деятельности, отнесенную Законом о страховании к его компетенции.

Приостановка действия лицензии является запретом до момента устранения нарушений, которые были установлены в деятельности страховщика, на заключение новых договоров страхования и продления действующих по всем видам страховой деятельности (или видам страхования), на которые были выданы лицензионные документы. Притом по заключенным ранее договорам страховщик должен исполнять принятые обязательства до момента истечения периода их действия.

Кто занимается лицензированием страховой деятельности в РФ

Лицензирование страховой деятельности в РФ осуществляется по решению лицензирующего органа — Банка России, который занимается также:

  • ведением Государственного реестра страховщиков и объединений страховщиков;
  • ведением реестра страховых брокеров;
  • разработкой методических и нормативных документов, касающихся страхования.

Статьей 32 Закона РФ от 27.11.1992 № 4015-I «Об организации страхового дела в Российской Федерации» (далее — Закон № 4015-I) определен перечень документов, представляемых в орган страхового надзора субъектами страхового дела, для получения лицензии.

Банк России вправе действие лицензии:

  • приостановить — наложить запрет до устранения нарушений деятельности субъектов страхового дела на заключение новых договоров, продление действующих по всем видам страховой деятельности для перестрахования. По ранее заключенным договорам страховщик обязан работать;
  • ограничить — наложить мораторий до устранения установленных в деятельности субъектов страхового дела нарушений условий лицензии на заключение новых договоров и продление действующих договоров по видам страхования или на конкретной территории.

Лицензию субъекта страхового дела Банк России на территории России может отозвать. Это означает, что лицензия прекращается по решению лицензирующего органа вместе с деятельностью юрлица, останутся лишь его обязательства по действующим договорам страхования.

Необходимые документы

Чтобы субъекту страхового дела, включая общества взаимного страхования, получить лицензию для осуществления деятельности по взаимному, добровольному или обязательному страхованию, необходимо представить в орган страхового надзора:

  • заявление на выдачу лицензии;
  • документ о регистрации в качестве юрлица, которому необходима лицензия;
  • пакет учредительных документов;
  • информацию о составе участников или акционеров;
  • протокол собрания учредителей об утверждении учредительных документов, утверждении на должности единоличного исполнительного органа;
  • подтверждение оплаты уставного капитала в полном размере;
  • экономическое обоснование осуществления видов страхования;
  • сведения о страховом актуарии;
  • правила страхования по различным видам предусмотренного законодательством страхования с образцами применяемых документов;
  • положение о формировании страховых резервов;
  • информацию о руководителях, главном бухгалтере, ревизоре соискателя;
  • заключение аудитора при необходимости.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *