Реверсивное движение — что это такое?
Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Реверсивное движение — что это такое?». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
В утреннее время автомобилисты едут к месту работы, а в конце дня возвращаются обратно домой. Именно в эти моменты формируются самые сложные заторы. В остальное же время «пробок» на улицах города может не быть. То есть нагрузка на дороги неравномерна: она постоянно меняется. Реверсивное движение позволяет изменять пропускную способность улиц по мере необходимости.
Для обозначения участков полотна с реверсивным движением применяют специальные знаки, горизонтальную разметку и светофоры.
Полосы, которые служат для такого типа движения, выделяются на полотне двойной прерывистой линией, имеющей белый цвет (В ПДД она значится под номером 1.9). Когда реверсивные светофоры выключаются, она просто разделяет транспортные потоки противоположных направлений.
Если оптическое устройство работает, данную разметку разрешается пересекать с любой стороны (разумеется, если транспорт по соседним полосам едет в попутном направлении). Если же регулирование отключено, такую линию можно пересекать только тогда, когда она проходит справа от автомобиля. Если светофор погас, сидящий за рулем обязан тут же переместить свой транспорт вправо, освободив занимаемую ранее полосу.
Светофоры для организации реверсивного движения выглядят иначе, нежели обычные. Они представляют собой квадратные секции с цветными символами, которые размещают непосредственно над дорожным полотном. О том, что по полосе разрешено ехать, говорит зеленая вертикальная стрелка, идущая сверху вниз. Желтая диагональная стрелка, проходящая слева направо, сообщает водителю о том, что движение по данной полосе вскоре закроется. При виде такого сигнала автомобилист должен перестроится. Если перемещение запрещено, на реверсивном светофоре загорится сигнал в виде красного креста.
Часто реверсивный светофор состоит только из двух секций: с красным и зеленым символами. Этого вполне достаточно для того, чтобы участники дорожного движения могли сориентироваться.
Предусмотрен ли штраф?
Стоит помнить, что несоблюдение ПДД, в том числе и на участке с реверсом, влечёт неминуемый штраф. Естественно, размер выплаты будет определён сотрудниками ДПС по «тяжести» совершённого нарушения. Горе-автовладельцу, не перестроившемуся с дороги с «обраткой» в правый ряд, придётся заплатить порядка 500 рублей. Эта сумма обусловлена ст. 12.15 КоАП.
Более «тяжёлым» для кошелька автовладельца нарушением является выезд на дорогу с реверсом, который произошёл во время отключения или несрабатывания светофора. Владельца машины имеют право оштрафовать на 5000 рублей. Идентичная повторившаяся второй раз ситуация может вылиться в конфискацию водительских прав на целый год. Строгое взыскание оправдано тем, что неработающий с одной стороны светофор может быть включён с противоположной. Это считается равным опасному выезду «на встречку».
Каждый автолюбитель должен знать, что неправильный выезд на полосу с реверсом, который противоречит сигналу светофора, обойдётся в 1000 рублей. Именно эта мера наказания появилась в ст. 12.12 ч.1 КоАП в начале 2020 года.
Стоит ли использовать такое движение?
Несмотря на то, что в Европе и Америке такой способ регулирования движения зарекомендовал себя с наилучшей стороны и активно начал использоваться еще с конце девяностых, в России же отнеслись к этому неоднозначно. При первом применении реверсивного движения в нашей стране, появились его противники. Действительно, как показала практика, на уменьшение количества ДТП это никак не повлияло, а даже наоборот, при ее организации некоторые водители начали путаться и совершать ошибки.
Так, учеными из европейских стран были проведены эксперименты, которые в результате показали, что на сокращение аварий регулировка реверсивности никак не влияет. Безусловно к положительным моментам можно отнести то, что это позволяет добиться увеличение средней скорости движения порядка 10 км/ч, а в некоторых случаях и больше. Такой способ позволяет увеличить пропускную способность, как на временных участках автодорог при проведении их ремонта, так и в часы пик.
Данное движение в России используется редко и только в крупных городах. Примерами могут служить небольшое количество улиц в Москве, Самаре, в городе Екатеринбурге, где улица Шейнкмана в утренние часы пик становится на время односторонней.
Понятие реверсивного движения, его отличительные черты и особенности
Реверсивное движение позволяет разгрузить сложные участки дорог
О правиле ПДД «Помеха справа» прочитать можно здесь
Проезд по дороге с реверсивным движением обладает достаточно большим количеством особенностей, незнание которых может привести вас в сложные и даже опасные ситуации. Изначально нужно понять реверсивное движение, что это такое? В правилах дается определение реверса, как передвижение, по определенным полосам, направление движения которых меняется на противоположное, на определенный промежуток времени либо по установленным дням недели. Вышеупомянутый вид передвижения помогает разгрузить слишком переполненные автомобилями участки трассы в часы пик, выходные дни, праздники и избежать образования многочасовых пробок.
Задача любого водителя заключается в обеспечении максимально безопасного движения для себя и других автомобилистов, велосипедистов, мотоциклистов и пр.
В случае с РД следует запомнить несколько ключевых правил:
- при выезде на перекресток, где есть РД, всегда занимайте крайнюю правую от себя полосу;
- лишь потом можно перемещаться в полосу реверса;
- двигаться нужно согласно указателям светофора;
- при выключенном реверсном светофоре полоса считается закрытой;
- выезд на полосу РД без работающего светофора равносилен выезду на встречку;
- останавливаться в реверсивной полосе категорически запрещено;
- пересекать двойную прерывистую слева нельзя;
- пересекать ее справа можно, если нет светофоров или они выключены.
Думаю, с этим вы разобрались. Лучше всего посмотреть видео и наглядно понять суть разметки и особенности работы всех используемых указателей.
Сигналы реверсивного светофора
Реверсивное оптическое устройство, регулирующее движение, может быть как однокамерным, так и двух-, и трехкамерным. Отделение с х-образным красным сигналом запрещает двигаться по реверсивной полосе. Если горит направленная вниз зеленая стрелка – то движение разрешено. К основным сигналам может быть добавлен дополнительный: желтая стрелка, направленная вбок (направо или же налево) — это означает, что движение по полосе все еще разрешено, но уже необходимо перестраиваться на соседнюю (обычную) полосу. Заметим также, что данный сигнал светофора информирует о необходимости перестройки на соседнюю полосу, но не запрещает движение по реверсивной полосе вплоть до включения соответствующего сигнала. Если же реверсивный светофор полностью отключен, значит, движение по такому участку запрещено.
Отметим здесь один момент: нельзя въезжать только на полосу, обозначенную специальной разметкой с двух сторон. Таким образом, могут быть реверсивные полосы, которые обозначены лишь с одной стороны, или же вообще не размечены. На эти зоны разрешается въезд при выключенном сигнале светофора, который распространяет свое действие лишь на полосу, над которой он установлен.
Знак реверсивного движения имеет номер 5.8. Он устанавливается там, откуда начинается соответствующая полоса. Символ дублируется на каждом перекрестке, если ряд не превратился в обычный. Это основной знак, на который следует обращать внимание. Но есть и другие, имеющие отношение к описываемому типу использования автодороги:
- 5.9. Располагается там, где заканчивается реверсивный участок.
- 5.10. Находится на перекрестке и сигнализирует, что авто выехало на дорогу с полосой, где потоки транспорта меняют направление.
- 5.15.1, 5.15.2. Располагаются рядом с 5.8 и показывают, откуда разрешается поворачивать.
- 5.15.7. Тоже иногда устанавливается с 5.8 для определения количества полос с переменчивым направлением и стороны, куда разрешается ехать.
Работа реверсивного светофора
Движение на таких участках дороги регулируется специальным реверсивным светофором. Этот специальный светофор устанавливается над каждой реверсивной дорогой и регулирует движение только по своей полосе.
Малышев Сергей Петрович
Майор спецполка ГИБДД по г. Санкт-Петербург
Задать вопрос
Если на каком-либо участке дороги есть несколько полос с реверсивным движением, то регулирование движения производится при помощи соответствующего количества светофоров. Реверсивный светофор обычно содержит 2 или 3 сегмента, где в каждый момент времени может гореть только один сегмент: — горит сегмент «зеленая стрелка, направленная вниз» – этот сигнал сообщает, что на реверсивную полосу можно заезжать; — горит сегмент «красный перечеркивающий крест» – этот сигнал сообщает, что на реверсивную полосу заезжать нельзя (если водитель это сделает, то его оштрафуют);
— горит сегмент «желтая стрелка, направленная по диагонали вправо и вниз» – этот сигнал сообщает, что на реверсивной полосе скоро поменяется направление движения, поэтому водитель должен перестроиться вправо.
Реверсивное движение – вынужденная организованная мера, цель которой – разгрузка количества автомобилей на части дороги. Подобные действия сокращают время, необходимое для того чтобы добраться в конкретную точку и повышают пропускную способность проезжей части.
Для полос, предназначенных для разгрузки дороги, характерен более высокий уровень опасности, что может спровоцировать аварийную ситуацию.
Чаще всего такая система движения встречается при проведении на дороге ремонтных работ. Реверс организовывается представителями ГИБДД либо рабочими, занимающимися дорожными покрытиями.
Реверсивное движение целесообразно конкретно на тех дорожных участках, где транспортные потоки в различных направлениях имеют неравномерную интенсивность. Это актуально для часа пик, проведения ремонтных работ на дороге либо аварии на ее конкретной части. Наиболее часто полосы встречаются на выездах из крупных населенных пунктов, где поток автомобилей в основном направлен за город.
Мнение эксперта
Евгений Романов
Юрист, специализируется на защите прав в областях, связанных с ПДД, страхованием и спорами с ГИБДД.
Такой вид движения довольно давно используется в Европе, Австралии, США. У нас же в стране оно пока имеет массу недоработок. Существует немало организационных вопросов, мешающих достичь конечного позитивного результата. С учетом специфики системы правил дорожного движения и водительского менталитета у нас в стране можно утверждать, что уровень аварийности на таких дорогах очень высокий.
Среди водителей введение реверса вызывает немало споров. Однако, несмотря на некоторые сложности в организации реверсивное движение действительно дает возможность увеличить скорость движения машин в общем потоке. Одновременно с ним не увеличивается количество машин в различные направления. Для увеличения количества полос для реверса в РФ требуется ряд мероприятий, направленных на повышение дисциплины среди водителей.
Основное требование при этом – уменьшение аварийности на реверсных участках. От водителей требуется максимальная концентрация внимания. Владелец автомобиля должен точно осознавать меру своей ответственности и придерживаться существующих правил. Это дает возможность минимизации количества аварий на конкретной части дороги. Особая осторожность требуется при повороте направо, а также при перестроении на перекрестке. Перестраиваться на полосу с реверсом можно лишь в зоне видимости светофора.
Что это за явление и история его возникновения
Рассказ о том, что это за явление необходимо начать с того, а что вообще такое реверс.
Реверс от латинского reversus — «обратный»
То есть получается, что реверсивное движение — это движение, направление которого может меняться на противоположное, в зависимости, например от времени суток или дня недели.
Направление движения может меняться как на всей проезжей части, так и на отдельных полосах. Поэтому Вы можете встретить такой термин, как реверсивная полоса и тут определение напрашивается само собой — это полоса направление движения по которой может меняться на противоположное в зависимости от тех или иных факторов.
А сейчас поговорим зачем же такие ухищрения имеются в тексте ПДД.
С передвижением реверсивного участка дороги у водителя дела обстоят практически так же, как и с обычным, нарушил – штрафы! Итак, за что к вам может иметь претензии инспектор ГИБДД и сколько он может попросить, разумеется по закону.
- 500 рублей – придется отдать если при выезде с подобного участка дороги вы и ваш автомобиль не перестроились в крайний правый ряд (ст. 12. 15. КоАП).
- 1000 рублей – с такой суммой придется расстаться при выезде на реверсивную полосу не соблюдая знаки светофора и правила проезда подобных участков.
- 5000 рублей – естественно, самый крупный штраф за выезд на полосу при горящем запрещающем сигнале, характеризующееся, как выезд на встречную полосу.
Многие спрашивают движение на мостах с реверсивным движением, это миф или реальность? Конечно же, реальность, во многих городах России уж точно. Что значит ехать по центральной полосе на мосту, наглядно покажет видео, где обычные люди, расскажут, как оно. Я же на этом ставлю жирную точку. Будьте аккуратны и до свидания!
Что такое реверсивное движение
Все привыкли, что каждый ряд автодороги существует для езды в одном направлении. Но при густом потоке машин это приводит к тому, что, например, утром к центру города не пробиться, а от него путь абсолютно свободен. Вечером же возникает обратная ситуация. То есть в разные периоды суток дорога загружена неравномерно.
Распределить потоки машин более рационально можно с помощью реверсивного движения. Термин означает разрешение на использование одних и тех же полос для езды в противоположных направлениях. То есть утром транспорт торопится к центру города, вечером – от него. Использование такой «уловки» целесообразно в мегаполисах, где она и стала применяться впервые. В России автодороги с реверсом тоже есть.
Если вы нарушите правила проезда перекрестка, где имеется РД, тогда отделаетесь стандартным штрафом в размере 500 рублей.
Но вот выезжать за пределы разметки не стоит. Когда разрешающих сигналов нет, а вы все равно вылезли на полосу реверса, будьте готовы заплатить 5 тысяч рублей, либо отдать свои права на 6 месяцев.
Также не рекомендуется объезжать препятствия, выполняя при этом даже кратковременный выезд на РД. Иначе расстанетесь с 1-1,5 тысячами рублей.
Как вы можете наглядно видеть, нарушать правила, связанные с реверсивным движением, крайне невыгодно. Это существенно бьет по карману. Но и заставляет в последующем не совершать столь опасные маневры.
Реверсивное движение – вынужденная организованная мера, цель которой – разгрузка количества автомобилей на части дороги. Подобные действия сокращают время, необходимое для того чтобы добраться в конкретную точку и повышают пропускную способность проезжей части.
Для полос, предназначенных для разгрузки дороги, характерен более высокий уровень опасности, что может спровоцировать аварийную ситуацию.
Чаще всего такая система движения встречается при проведении на дороге ремонтных работ. Реверс организовывается представителями ГИБДД либо рабочими, занимающимися дорожными покрытиями.
Реверсивное движение целесообразно конкретно на тех дорожных участках, где транспортные потоки в различных направлениях имеют неравномерную интенсивность. Это актуально для часа пик, проведения ремонтных работ на дороге либо аварии на ее конкретной части. Наиболее часто полосы встречаются на выездах из крупных населенных пунктов, где поток автомобилей в основном направлен за город.
Действия водителей и пешеходов в ответ на желтый сигнал светофора
6.14. Водители, которым подан желтый сигнал светофора (или равнозначное ему поднятие руки регулировщика), должны остановиться. Но если ТС движется быстро, и остановка невозможна без экстренного торможения, то в местах, которые определены п. 6.13 ПДД, можно не останавливаться.
Пешеходы, которых сигнал застал на проезжей части, должны ее освободить. При невозможности сделать это, им нужно остановиться на линии, разделяющей разнонаправленные транспортные потоки.
Если зеленый сигнал светофора сменяется желтым, а транспортное средство имеет высокую скорость движения, которая не позволяет остановиться в нужном месте без экстренного торможения, водителю дано право согласно п. 6.14 продолжить движение. Наличие этого правила побуждает некоторых водителей проезжать на желтый свет светофора даже, если они могут остановиться без форсированного торможения.
Такое поведение несет в себе потенциальную опасность, поскольку случается, что на пересекаемом направлении в это время другой водитель начинает движение, не дождавшись, пока желтый сигнал его светофора сменится разрешающим зеленым. Результат такой ситуации – ДТП, в которое попадают водители, экономящие время в ущерб безопасности.
Пешеходы могут попасть в сложную ситуацию при смене разрешающих сигналов на запрещающие гораздо чаще. Особенно те из них, кто не способен быстро перебежать дорогу или возвратиться обратно. Единственный приемлемый безопасный вариант для них – остановиться на линии, разделяющей разнонаправленные потоки транспорта.
Процесс движения по дороге подразумевает направление. Причем оно может быть двух различных видов – в одну сторону или же реверсивное.
Для этого существует специальная разметка, а также знаки. Движение по дорогам с движением реверсивного типа гораздо сложнее по самым разным причинам.
Именно прежде, чем приступить к использованию такого типа движения, нужно будет внимательно ознакомиться со всеми нюансами.
В противном случае велика вероятность штрафа, аварии. Нередко всевозможные ДТП происходят из-за банального несоблюдения режима движения.
Выезд на дорогу с реверсивным движением следует осуществлять максимально осторожно. Так как невнимательность может привести к плачевным последствиям
К основным вопросам, ознакомиться с которыми нужно будет заранее, относится следующее:
- что это такое?
- какова его роль?