Как списать основные средства, не соответствующие критериям актива
Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Как списать основные средства, не соответствующие критериям актива». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
С 01.01.2018 при ведении бюджетного учета, бухгалтерского учета государственных (муниципальных) бюджетных и автономных учреждений применяется Федеральный стандарт бухгалтерского учета для организаций государственного сектора «Основные средства», утв. приказом Минфина России от 31.12.2016 № 257н (далее — Стандарт).
Оформление списания основных средств в «1С:Бухгалтерии государственного учреждения 8»
В программе «1С:Бухгалтерия государственного учреждения 8» редакции 1 для списания объектов основных средств, которые перестали соответствовать критериям для признания актива, применяются следующие документы: Списание инвентарного объекта, Списание хоз. инвентаря, Списание библиотечного фонда с операцией Выбытие ОС пришедших в негодность и на нужды учреждения (401.10.172).
Для отражения объектов на забалансовом счете 02 «Материальные ценности, принятые на хранение»
в документе следует установить флаг Принять на хранение (02.1). Подробнее об оформлении списания объектов основных средств на забалансовый счет 02 можно прочитать в разделе методической поддержки редакции 1 программы на ресурсах ИТС-БЮДЖЕТ, в статье «Выбытие объектов основных средств, пришедших в негодность».
В редакции 2 программы «1С:Бухгалтерия государственного учреждения 8» применяются документы:
-
Списание объектов ОС, НМА, НПА (кроме транспорта) с типовой операцией Списание пришедших
в негодность объектов ОС, НМА, НПА (401.10.172); - Списание транспорта с типовой операцией Списание пришедших в негодность транспортных средств (401.10.172);
- Списание мягкого и хоз. инвентаря (ОС) с типовой операцией Списание хоз. Инвентаря;
- Списание библиотечного фонда с типовой операцией Списание пришедшего в негодность библиотечного фонда.
Материалы могут поступить в казенную структуру на основании договора купли-продажи, дарения. Рассмотрим порядок установления стоимости материалов:
- При поставке в стоимость будут включены затраты на саму поставку, страховку, пошлину, услуги посреднических компаний.
- Стоимостью изготовления является себестоимостью. Она включает в себя траты на производство.
- Если материалы поступили по соглашению о дарении, в стоимость будет входить рыночная цена, стоимость поставки, траты на доведение изделия до нужного состояния.
- Если произошло централизованное поступление материалов, стоимость определяется на основании сумм, прописанных в сопроводительной документации.
Рыночную цену можно узнать путем установления рыночной стоимости аналогичных материалов.
Для чего производится списание ОС?
Основные технические средства, числящиеся на основном балансе предприятия, облагаются налогами на имущество. Если техническое средство реально устарело, оно не может приносить определенный доход учреждению, а дальнейшее восстановление по каким-либо причинам невозможно, то лучше произвести его списание баланса с целью прекращения оплаты обязательных налогов.
В некоторых учреждениях с целью принятия окончательного решения о списании имущество направляются в Росимущество, эта организация признана официальным собственником в отношении технических средств, находящихся в федеральной собственности. Если цена объекта ОС не превышает показатель в 3000 р., то учреждению не требуется согласование о списании с органом Росимущества. Если стоимость списываемого объекта находится в пределах о т 3000 до 200 тыс.р., то без согласования тут не обойтись.
Ознакомиться с основами учета списания основных средств можно в видеоролике.
На каком праве за бюджетным учреждением закрепляется имущество
Имущество бюджетного учреждения редко принадлежит ему на праве собственности. Обычно имущество закрепляется за учреждением следующим образом:
Вид имущества | Особенности |
Любые вещи | На праве оперативного управления, а собственником остается государство или муниципалитет |
Земельный участок | На праве постоянного (бессрочного) пользования |
|
Особенности определяются специальным законодательством |
Бухгалтерский учет списания ОС
Бухгалтерские проводки по выбытию основных средств приведены в п. 10 раздела «Нефинансовые активы» Инструкции по применению бюджетного плана счетов, утв. приказом Минфина РФ от 06.12.2010 № 162н. Приведем основные записи:
Описание |
Дт |
Кт |
Списание ОС в связи с пропажей, недостачей, уничтожением по причинам, не связанным со стихийными бедствиями |
010400000 «Амортизация» (010411410–010413410, 010415410, 010418410, 010421410–010428410, 010431410–010438410, 010441410–010448410), 040110172 «Доходы от операций с активами» |
010100000 «Основные средства» (010111410–010113410, 010115410, 010118410, 010121410–010128410, 010131410–010138410, 010141410–010148410) |
Списание ОС в связи с чрезвычайными ситуациями, стихийными бедствиями |
010400000 «Амортизация» (010411410–010413410, 010415410, 010421410–010428410, 010431410–010438410, 010441410–010448410), 040120273 «Чрезвычайные расходы по операциям с активами» |
010100000 «Основные средства» (010111410–010113410, 010115410, 010121410–010128410, 010131410–010138410, 010141410–010148410) |
Списание ОС по прочим причинам, в том числе в связи с решением комиссии об окончании использования ОС из-за потери технических свойств |
010400000 «Амортизация», 040110172 «Доходы от операций с активами» |
010100000 «Основные средства» |
ОС, по которым принято решение о списании, но еще не проведены мероприятия по демонтажу, отражаются за балансом |
02 «Материальные ценности, принятые на хранение» |
|
Приняты на учет материалы, оставшиеся после списания ОС |
010500000 «Материальные запасы» (010521340–010526340, 010531340–010536340) |
040110172 «Доходы от операций с активами» |
Отражены расходы на проведение работ по списанию ОС |
040120200 «Расходы экономического субъекта» |
030211730 «Увеличение кредиторской задолженности по заработной плате», 030306730–030311730 «Увеличение кредиторской задолженности по страховым взносам» и т. д. |
Виды бюджетного имущества
Собственником нефинансовых активов учреждений бюджетной сферы является государство. По п. 9 ст. 9.2 закона № 7-ФЗ от 12.01.1996, основные фонды бюджетных учреждений закрепляются за ними на праве оперативного управления. Различают следующие виды бюджетного имущества:
Вид ОС |
Право распоряжения |
Недвижимое |
|
Любые здания, сооружения, помещения и прочее |
Операции по данному виду ОС без официального согласия собственника недопустимы |
Движимое |
|
Особо ценное имущество, переданное или закрепленное учредителем за бюджетным учреждением, а также купленное за счет субсидий |
Для осуществления операций по данным ОЦИ требуется согласие собственника |
Особо ценное имущество, приобретенное бюджетным учреждением за счет собственных доходов от оказания предпринимательской и иной деятельности |
БУ вправе самостоятельно распоряжаться данным ОЦИ Исключения, в которых требуется согласие учредителя:
|
Прочее движимое |
ВАЖНО! Исчерпывающий перечень ОЦИ, а также порядок определения ОС как ОЦИ определяет собственник — учредитель бюджетного учреждения. ОЦИ — объекты, без которых осуществление основных видов деятельности госучреждения становится невозможным или затруднительным.
Специальная комиссия по списанию
В организации должна быть создана постоянная комиссия, которая уполномочена на принятие решений по аналогичным вопросам. Состав специальной комиссии закрепите отдельным распоряжением руководителя госучреждения или определите в учетной политике.
Кого включать в комиссионный состав:
- главный бухгалтер либо его заместитель;
- бухгалтер, ответственный за ведение учета НФА;
- лица, ответственные за сохранность ОС на предприятии;
- начальники структурных подразделений, цехов, отделов;
- заместитель руководителя или сам руководитель (обычно это председатель комиссии);
- иные работники предприятия, на усмотрение руководства.
Включайте в состав специальной комиссии работников, деятельность которых непосредственно связана с учетом, контролем и экспертизой ОС. При рассмотрении претендента на списание необходимо оценивать не только внешний вид и технические характеристики ОС, но и документацию, например технический паспорт, поэтажный план, схемы и прочее. Это необходимо для сравнения фактических показателей заявленным техническим характеристикам.
Комиссия должна обозначить следующее:
- Определить, по какой причине конкретный объект имущества может быть снят с бухгалтерского учета учреждения.
- Решить, могут ли отдельные части списываемого ОС использоваться в деятельности в качестве материалов, запчастей.
- Обозначить наличие драгоценных металлов или иных дорогостоящих узлов и деталей, которые могут быть реализованы предприятием.
- Проконтролировать изъятие деталей, частей и узлов, которые могут быть использованы или реализованы.
- Составление результативного протокола, в котором отражены обозначенные позиции.
Как оформляется процедура
Документальное оформление списания основных средств выглядит так:
- Утверждается протокол заседания постоянной комиссии, в котором определяются ключевые моменты выбытия основных фондов с учета.
- На основании протокола руководитель создает отдельное распоряжение — приказ об операции с основными средствами.
- Оформляется результативный акт о списании ОС с бухгалтерского учета.
Форма акта определяется в индивидуальном порядке, в зависимости от категории списываемого ОС.
Практически в каждом учреждении есть компьютеры, кондиционеры, другое электрооборудование. При их списании могут возникнуть проблемы. Какие и как их избежать? Рассказывают эксперты службы Правового консалтинга ГАРАНТ А. Н. Суховерхова, Ю. А. Кошелева.
Списание основных средств включает в себя:
- определение технического состояния каждой единицы основных средств;
- оформление необходимой документации;
- получение разрешения на списание;
- демонтаж, разборку;
- утилизацию объектов и постановку на учет материалов, полученных от их ликвидации; списание с балансового (забалансового) учета.
Какие документы нужны для списания основных средств в бюджетном учреждении
Для бухгалтера по учету ОС есть необходимость списания основных средств, которая вызвана тем, что их невозможно больше использовать, из-за их физического и морального износа, нарушений нормальных условий эксплуатации, в результате аварий и стихийных бедствий.
Кроме того, в состав комиссии могут входить главный бухгалтер, материально-ответственные лица и другие сотрудники. Для подтверждения целесообразности списания основного средства в некоторых случаях учреждение должно провести техническую экспертизу объекта, результаты которой оформляются актом. Данное требование, как правило, устанавливают вышестоящие ведомства Решение о списании основных средств оформляйте путем подписания акта по установленным формам, в зависимости от вида списываемого имущества.
Как списать основные средства бюджетного учреждения
- казенные учреждения полностью лишены прав распоряжаться каким-либо имуществом без соответствующего разрешения от собственника (учредителя, вышестоящего распорядителя, органа, осуществляющего функции и полномочия учредителя);
- бюджетное и(или) автономное учреждение не вправе распоряжаться недвижимостью, а также особо ценным имуществом, приобретенным за счет бюджетных средств либо закрепленным за организацией распоряжением собственника.
- если учреждение принимает решение реализовать нефинансовый актив сторонней компании или физическому лицу, то объект подлежит списанию с учета;
- если имущество передается в собственность третьих лиц по договору мены или же на безвозмездной основе;
- если НФА передают сторонней организации в качестве вклада в уставный капитал, то актив подвергается списанию;
- если объект решено сдать в аренду или в лизинг при условии, что имущество будет учитываться у арендатора (лизингополучателя).
Списание основных средств в бюджетных учреждениях — 2020-2021
Согласно п. 32 ФСБУ 6/2020 сумма амортизации объекта ОС за отчётный период определяется таким образом, чтобы к концу срока амортизации балансовая стоимость этого объекта стала равной его ликвидационной стоимости.
Ликвидационной стоимостью объекта ОС считается величина, которую организация получила бы в случае выбытия данного объекта (включая стоимость материальных ценностей, остающихся от выбытия) после вычета предполагаемых затрат на выбытие.
Начисление амортизации по основным средствам приостанавливается, если ликвидационная стоимость объекта оказывается равной или превышает его балансовую стоимость. Если впоследствии ликвидационная стоимость будет меньше балансовой стоимости объекта ОС, начисление амортизации возобновляется (п. 30 ФСБУ 6/2020). Аналогичная норма отражена в п. 54 МСФО (IAS) 16.
П. 31 ФСБУ 6/2020 предусмотрено, что ликвидационная стоимость объекта ОС считается равной нулю, если:
1) не ожидаются поступления от выбытия объекта основных средств (в том числе от продажи материальных ценностей, остающихся от его выбытия) в конце срока полезного использования;
2) ожидаемая к поступлению сумма от выбытия объекта основных средств не является существенной;
3) ожидаемая к поступлению сумма от выбытия объекта ОС не может быть определена.
В п. 53 МСФО (IAS) 16 отмечено: амортизируемая величина актива определяется за вычетом его ликвидационной стоимости. На практике ликвидационная стоимость часто составляет незначительную величину и, следовательно, является несущественной при расчёте амортизируемой величины.
Приказ пишется от лица руководителя предприятия или уполномоченного на подписание такого рода документов сотрудника. Непосредственно его составлением занимается
- или секретарь организации,
- или начальник какого-либо структурного подразделения,
- или бухгалтер.
В любом случае, это должен быть работник, который имеет достаточную квалификацию и знаком с правилами составления приказов.
Правильно оформленный приказ позволяет грамотно и, главное, законно, избавиться от ненужного имущества, с полным соблюдением норм по ведению бухгалтерского учета.
Приказ о списании основных средств создаётся только на основе заключения специальной комиссии. Она решает, что будет списано, а что списанию не подлежит.
Просто так выпустить приказ нельзя – надо иметь для этого письменное основание. Обычно в качестве такового выступает заключение членов специально созданной комиссии, которые в отдельном акте удостоверяют факт необходимости списания основного средства по тем или иным обстоятельствам, а также дают рекомендации по возможности практического использования каких-либо его элементов в дальнейшем.
Сама комиссия также назначается отдельным распоряжением руководителя предприятия. В нее входит не менее трех человек, которые относятся к разным структурным подразделениям компании. При этом члены комиссии должны обладать необходимым уровнем знаний, для того, чтобы определить действительную непригодность объекта основных средств к дальнейшему использованию. Как правило, членами комиссии становятся
- заместитель директора,
- сотрудник отдела бухгалтерии,
- материально-ответственное лицо (например, кладовщик)
- и, при необходимости, некоторые другие узкопрофильные специалисты.
На сегодняшний день унифицированного, единого и обязательного к применению образца данного документа нет. Поэтому руководители предприятий и организаций могут писать приказ в свободном виде или пользоваться шаблоном документа, который применяется внутри компании (необходимо помнить, что самостоятельно разработанные формы документов нужно регистрировать во внутренней учетной политике фирмы). Независимо от того, какой именно вариант будет выбран, приказ должен содержать ряд обязательных сведений. К ним относятся:
- полное наименование предприятия,
- дата и номер приказа,
- название,
- модель,
- марка,
- инвентарный номер,
- а также причины списания основного средства.
Важный нюанс: в данном приказе может значиться как один объект, так и целая группа списываемых основных средств. Второй вариант обычно бывает в результате плановой инвентаризации имущества компании.
Приказ о списании основных средств может быть написан как от руки, так и в печатном виде, как на фирменном бланке организации, так и на обычном листе А4 формата.
Важнейшее условие: он должен содержать «живые» подписи руководителя компании и сотрудников, которые в нем упомянуты.
Акт на списание ос в казенном учреждении
4. Может ли имущество, отнесенное к материальным запасам, использоваться в течение периода, превышающего 12 месяцев?
Может. Объясняется это следующим образом.
Одним из критериев отнесения имущества к материальным запасам согласно п. 99 Инструкции № 157н*(7) является срок использования, составляющий 12 месяцев и менее. Более того, для многих бухгалтеров при классификации имущества на основные средства или материальные запасы срок использования является ключевым критерием.
В то же время в п. 99 Инструкции № 157н представлен список имущества, относимого к материальным запасам независимо от срока службы. Это, например, бензомоторные пилы или предметы, предназначенные для выдачи напрокат.
Кроме того, как показала недавняя позиция судей (Решение АС Республики Карелия от 03.02.2021 по делу № А26-7090/2020), классификация имущества в качестве основных средств или материальных запасов относится к компетенции организации бюджетной сферы. И если должностные лица обоснованно определили срок использования имущества менее 12 месяцев и отнесли его к материальным запасам, тот факт, что имущество используется более 12 месяцев не означает, что при классификации было принято неправильное решение.
5. Нужно ли при формировании первоначальной стоимости материальных запасов обязательно использовать счет 106 04 «Вложения в материальные запасы»?
Использование счета 106 04 не обязательно.
Данный вопрос возникал у всех бухгалтеров при прочтении Методических рекомендаций по применению Федерального стандарта «Запасы», доведенных письмом Минфина России от 01.08.2019 № 02-07-07/58075. В данном письме счет 106 04 применяется повсеместно при принятии к учету материальных запасов.
Однако положения Инструкций №№ 162н, 174н и 183н*(8) содержат и «прямые» бухгалтерские записи для принятия к учету материальных запасов на соответствующий счет 105 00 сразу со счета 302 34 или 208 34 без использования счета 106 04 (п. 23 Инструкции № 162н, п. 34 Инструкции № 174н, п. 34 Инструкции № 183н). При этом, если необходимо сформировать первоначальную стоимость материального запаса, то необходимо сначала «собрать» ее именно на счете 106 04 и только потом отразить принятие к учету материального запаса по сформированной стоимости.
6. Можно ли учитывать материальные запасы по КФО «5»?
Запрета на учет материальных запасов, приобретенных за счет средств субсидии на иные цели (КФО «5»), по КФО «5» нормативно не установлено.
Сомнение по поводу возможности учета материальных запасов с указанием в 18 разряде номера счета КФО «5» возникает из-за запрета для учета по КФО «5» основных средств. Иными словами, основные средства, приобретенные за счет средств целевой субсидии, должны быть приняты к учету по КФО «4». Это следует из п. 11.2 письма Минфина России и Федерального казначейства от 17.12.2020 №№ 02-04-04/110850, 07-04-05/02-26291 «О составлении и представлении годовой бюджетной отчетности, годовой консолидированной бухгалтерской отчетности государственных бюджетных и автономных учреждений главными администраторами средств федерального бюджета за 2020 год». Аналогичная информация содержалась и ранее в письмах по отчетности.
В названном письме приведен список счетов, по которым не предусматривается формирование показателей в отчетности. Это счета 7 101 10 000, 7 106 10 000, 5 101 00 000, 6 101 00 000. Как видно, счета 5 105 00 000 среди них нет. Соответственно, материальные запасы можно отражать в учете и отчетности по КФО «5».
7. Нужно ли переводить запчасти со счета 0 105 36 346 на счет 0 105 36 347 при принятии решения о создании из них основного средства?
Порядок списания основных средств в 2020 году
Рассмотрим, какие документы при этом стоит подготовить, какие проводки использовать для отражения операции в бухучете предприятия. Все ОС когда-то изнашиваются. Возможно не только физическое, но и моральное старение.
А в таких случаях бухгалтеру стоит разобраться, как списать объект с баланса предприятия.
Перед рассмотрением данной темы определим, что такое основные средства. Без четкого понимания таких сведений не получится соблюсти все нормативные документы по учету объектов. Основные средства являются частью имущества, что применяется как средство труда в производстве, при оказании услуг, управлении фирмой на протяжении года и более.
Натуральная форма таких объектов сохраняется. С учетом степени износа стоимость ОС будет уменьшаться и переноситься на себестоимость при помощи амортизации.
Цена основного средства с вычетом амортизационного накопления считается чистым основным средством. Это остаточная стоимость. ОС должны правильно отражаться в бухучете.
Задачи бухучета таких объектов:
- контролировать наличие ОС и их сохранность с того времени, как имущество приобретается и до момента, когда выбывает;
- правильно и своевременно начислять износ;
- получать информацию, чтобы провести правильные расчеты налога на имущество, что уплачивается в государственную казну;
- контролировать эффективность применения ОС в течение установленного времени;
- контролировать, правильно и эффективно ли используются средства на ремонт;
- получать сведения для подготовки отчетов о наличии и движении объектов.
Правила выбытия основных средств рассмотрены в пунктах 75-85 Методических указаний по бухгалтерскому учету ОС (Приказ от 13 октября 2003 № 91н).
Порядок ведения бухучета основных средств рассмотрены в ПБУ 6/01.
Для того чтобы соблюдать требования законодательства, стоит знать, как организовать и провести списание основных средств.
Списание основных средств в 2020 году в бюджетном учреждении
Акт списания материалов образец бланк Учет доходов и расходов в бюджетном учреждении. Мягкий инвентарь счет 105 05 000 белье рубашки, сорочки, халаты постельное белье и принадлежности.На странице представлен образец бланка документа Акт о списании мягкого и хозяйственного инвентаря в учреждениях бюджетного учета с возможностью.Как оформить движение и списание материалов в учреждениях госсектора.Коммерческие фирмы и предприятия, так и осуществляем списание мебели в бюджетных учреждениях.Акты списания на активы, которые пришли в негодность.Мягкий инвентарь, принятый к учету в учреждении, должен быть. Система финансовой, учетной и отчетной бухгалтерской документации бюджетных учреждений и организаций.Закрепить свое решение комиссия должна в Акте о списании.
Учреждения один оценки метод стоимости материальных запасов в том мягкого и числе инвентаря при их списании и в бюджетном, и в учете налоговом. Основанием для отражения в учете выбытия игрушек и инвентаря стоимостью от 3 000 до 40 000 руб.Мягкого инвентаря в Петушинской ЦРБ маркируются материально ответственным лицом в присутствии руководителя учреждения.Предметы мягкого инвентаря маркируются материально. В случае необходимости получения разрешения учредителя на акте в обязательном порядке.